Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
4 кл
04.03.2018
В результате освоения программы в 4 классе планируется достижение младшими школьниками следующих личностных результатов:
— учащиеся способны понимать нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях;
— способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках;
— имеют представление о ценности терпения и терпимости, о доброте и жестокости, об истинном и ложном героизме, о необходимости уважения традиций разных народов;
— следуют этическим нормам поведения при просмотре, слушании и обсуждении художественных произведений вне школы;
— ощущают потребность в сопереживании художественному произведению, персонажам, автору;
— способны выбрать книгу для самостоятельного чтения;
РОД ЛИТ 4 кл.docx
1. Планируемые результаты обучения курса .
В результате освоения программы в 4 классе планируется достижение младшими школьниками следующих
личностных результатов:
— учащиеся способны понимать нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях;
— способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках;
— имеют представление о ценности терпения и терпимости, о доброте и жестокости, об истинном и ложном
героизме, о необходимости уважения традиций разных народов;
— следуют этическим нормам поведения при просмотре, слушании и обсуждении художественных произведений вне
школы;
— ощущают потребность в сопереживании художественному произведению, персонажам, автору;
— способны выбрать книгу для самостоятельного чтения;
метапредметных результатов:
— учащиеся грамотно читают фразами (синтагмами), интонируют в соответствии с пунктуацией, выбирают тон, темп
и громкость чтения, адекватные авторскому замыслу;
— самостоятельно составляют план текста в соответствии с определенными в ходе анализа микротемами;
— самостоятельно озаглавливают прочитанный текст объемом около 300 слов по теме или главной мысли;
— пользуются некоторыми модельными характеристиками жанров при знакомстве с новыми текстами; относят
произведения к определенному виду, жанру и типу речи;
— дают точный и развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту с указанием фактов, на
основании которых он сделан, и причинноследственных связей;
— создают устные и письменные высказывания и тексты средствами грамматики и риторики в единстве логических
законов построения собственной речи;
— способны предъявлять информацию в виде таблицы, схемы, модели;
— выступают с рассуждением по предложенной теме;
— доказывают свои гипотезы в развернутом рассуждении, опираясь на тексты разной жанровой специфики;
1 — выступают с учебными и публицистическими сообщениями перед аудиторией класса, применяя приемы
привлечения внимания слушателей во время выступления;
— оценивают собственный ответ или выполненную работу по критериям, известным учащимся;
— запрашивают у учителя необходимую для работы справочную информацию;
— находят в Интернете необходимую информацию по проблеме;
— подбирают иллюстративный материал из предложенного в разных источниках для презентации или ответа
рассуждения;
— применяют анализ, сравнение, сопоставление для определения жанровых характеристик текста, характеристики
персонажа, событий, средств создания образов;
— анализируют текст с точки зрения его эстетической ценности, сравнивают с другими видами искусства;
— создают отзыв о книге, спектакле, телепередаче, кинофильме и др.;
предметных результатов:
— учащиеся имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии,
мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);
— имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;
— имеют представление об эпосе, лирике, драме;
— в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета
эпического и драматического произведений, сравнивают характеристики персонажей;
— сравнивают два (и более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения,
выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
— на основе самостоятельного выделения восстанавливают историю персонажа, этапы развития действия в
произведении;
— отличают по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического,
лирического рода литературы;
— различают художественное и публицистическое произведения;
2 — выделяют особенности учебного, познавательного текста;
— определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
— в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения,
создают презентацию какоголибо замысла;
— выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того,
о чем написано в тексте;
— создают отзывы, эссе на заданную тему;
— редактируют собственный текст;
— сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;
— пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);
— самостоятельно работают с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;
— ориентируются в мире литературных текстов, знают некоторые творческие биографии изучаемых авторов и
самостоятельно выбирают книги, Интернетресурсы для дополни
тельного чтения.
В итоге учащиеся начальной школы осознают место и роль литературного чтения в познании окружающего мира,
понимают значение этого предмета для формирования общей культуры человека, обогащения его общего кругозора.
2. Содержание программы
Содержание программы, учебника, состоящего из двух книг, и рабочей тетради в 4 классе построено таким
образом, что ученик, постоянно находясь в позиции исследователя новых «смыслов» текстов, решает одну учебно
практическую задачу за другой. Он, отвечая на комплекс вопросов и выполняя творческую задачу, приобретает
новое знание литературного содержания. Сам выстраивает алгоритм действия с каждым новым произведением,
пробует уже известные ему приемы анализа и интерпретации текста, открывает для себя и новые терминологические
слова, и новые способы восприятия и понимания текста.
3 1. Речевая и читательская деятельность
Совершенствование навыка чтения: освоение способа синтагматического чтения
Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста6 прозаического и поэтического.
Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста без «партитуры»
(индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в
контексте его литературного анализа. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного
текста. Чтение мемуаров (автобиографического и биографического текстов).
Художественный образ детства. Средства его создания.
Детство – начало творческой биографии автора, ключ к пониманию дальнейшей жизни. Приёмы создания
художественного образа детства.
Образ детства в поэзии и прозе разных авторов, рассказывающих о себе. Создание «страны детства» в
художественном тексте. Приёмы создания образа детства. Выбор авторами изобразительных средств с целью
замысла показать свою «страну детства».
Образ детства в миниатюре. Приёмы создания образа детства в миниатюре.
автобиографических черт в художественном произведении.
Личность автора, автор биографии, герой автобиографического произведения.
Тема, главная мысль, замысел автобиографического произведения.
Сюжет и композиция автобиографического произведения.
Автопортрет в художественном тексте. Приёмы его создания.
Автобиографическая проза. Раскрытие личности автора через характер главного героя произведения, через
выражение отношения к другим героям и событиям.
Автобиографическая поэзия. Раскрытие личности автора через образ лирического героя.
Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.
«Жизненный урок» кульминация автобиографического повествования.
Понятие творческой биографии автора. Понятие биографии и автобиографии. Использование
4 Эссе: тематика, проблематика, средства языка. Драматическое произведение и его особенности (конфликт,
действующие лица, ремарки и др.)
Основные способы действий: освоение способа синтагматического чтения эпических, лирических,
драматических произведений; интонирование любого незнакомого текста; чтение драматического произведения,
эссе, рассказа, текстарассуждения, текстаповествования, учебного и научнопознавательного текстов и др.;
моделирование текстаотзыва, текстаэссе, записей в дневнике на примере художественного произведения и
жизненных впечатлений; выделение частей текста и подбор заглавий к каждой части; моделирование жанров
отзыва и эссе; выявление особенностей авторской позиции на основе содержания и композиции произведений;
сравнительный анализ текстов разных типов, видов, жанров; сравнительный анализ текстов одной тематики;
составление и заполнение таблиц.
2. Литературоведческая пропедевтика
Биография – ключ к пониманию личности автора
Биография писателя, поэта. Способы изображения детства писателя (поэта) другими авторами.
Мемуары. Очерк. Художественнопублицистический рассказ (слово о писателе): его содержание,
композиция, источники и язык. Способы создания словесного портрета писателя (поэта).
Приём контраста (противопоставления) при создании образа писателя (поэта).
«Жизненный урок» детства – кульминация биографического повествования.
Образ «храма науки» (библиотеки), созданный в биографическом и автобиографическом произведении.
Описание читательских приоритетов ребёнка.
Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.
Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.
«Страна детства» тема, поднимаемая в литературных произведениях.
Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, переживаний нежной детской души.
5 Человек и его выбор в окружающем мире. Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.
Тема человеческого горя и радости. Способы раскрытия данных тем. Мастерство автора произведения в умении
передавать читателю своё отношение к героям в повествовательном тексте. Ирония, юмор в биографических и
автобиографических произведениях.
Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет
героя произведения. Сопоставление нескольких портретов разных героев. Описание помещения (интерьера) с
целью раскрытия характера героя.
Отзыв о художественном произведении о детстве (об отрывке): тематика, проблематика, средства языка,
средства авторской оценки изображаемого события.
Основные способы действий: формулирование главной мысли и тематики любого произведения; характеристика
персонажей; выделение сюжетной линии в произведении; выявление способов передачи чувств лирического героя
в стихотворении; нахождение изобразительных средств в произведении; восстановление событийной стороны
повествовательного и драматического произведения по самостоятельно составленному плану; заполнение и
составление таблиц и схем; конструирование жанров отзыва и эссе; написание сочинения в данных жанрах и
редактирование письменной работы.
3. Творческая деятельность
Уточнение моделей изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на
основе анализируемых произведений (текстописание, прогнозирование рассказа,; создание текстаотзыва, текста
эссе, развёрнутого ответа на вопрос, в котором содержится оценка поступков персонажа; интерпретация
произведения в выразительном чтении; рассказ произведения близко к тексту).
Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с портретом персонажа,
создание портрета по модели. Создание «виртуального «мультфильмасказки (по предварительной раскадровке).
6 Сбор «портфолио» творческих работ. Участие в создании литературноиллюстративного альманаха.
Драматизация. Презентация любого продукта творческой деятельности ученика и группы учащихся.
Раздел I. Когда сбываются мечты…
Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства.
Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе.
Творчество ребенка, создающего свою Страну детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии,
«вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 1: сочинение «Моя Страна детства».
Творческая работа 2: сочинениеминиатюра на предложенные темы: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно…
Увы, моя мечта не сбылась…».
Раздел II. Детские пристрастия
Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представления этих
пристрастий. Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы. Тема
утверждения своего Я героем
литературных произведений. Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нем. Геройрассказчик в
повествовательных произведениях, способы изображения его характера. Раскрытие внутреннего мира, мира детских
переживаний.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 3: сочинениеминиатюра «Кто такие дети?».
Творческая работа 4: сочинение «Райский денек».
Раздел III. Штрихи к портрету
7 Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Человек
и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое
отношение к героям в повествовательном тексте. Описание человека. Использование художественной детали для
создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 5: сочинениерассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?».
Творческая работа 6: сочинениеминиатюра «Портрет».
Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье...
Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов. А. С. Пушкин и его
читательские пристрастия.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 7: сочинениепрезентация любимой книги.
Творческая работа 8: сочинениеотзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе).
№
п/п
1
2
3
3.Календарнотематическое планирование
Тема урока
Вводный урок. Знакомство с учебником. Детские мечты…
Как о них рассказать
Тема мечты в стихотворении О.О.Дриза «Семицветная
страна»
Тема мечты в стихотворениях Ю.П.Мориц «Это очень
интересно», А.Меляковой «Мечты»
8
Даты проведения
план
факт
02.09
Примечание
09.09
16.09 4
5
6
7
8
9
10
Чудеса в сказке В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»
Чудеса в сказке В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»
Чудеса в сказке В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»
Образ мечты в произведениях разных жанров. В.Д.Берестов
«Исполнение желаний»
Образ мечты в произведениях разных жанров. В.Иванова
«Трудный случай»
Изобразительные средства в стихотворениях о мечте
У.Д.Смита «Слон» и Ш.Силверстейна «Если я был бы…»
Реализация авторского замысла в художественных образах
детства. С.Чёрный «Невероятная история»
11 Образ детства в стихотворениях М.Агафоновой «Хорошо
12
13
14
быть маленьким» и М.И.Цветаевой «Мирок»
Грустное и веселое в стихотворении А.С.Пушкина «Осень»
Детские пристрастия. Образ детства в стихотворении
Н.С.Гумилева «Детство»
Тема детских интересов в произведениях разных жанров.
В.Ю.Драгунский «Что я люблю», Ю.Д.Левитанский «Чтото
случилось. нас все покидают…»
15 Наблюдение за разными авторскими приемами в
произведениях В.Драгунского и Ю.Левитанского
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
16 Образ ушедшего детства в рассказе А.А.Лиханова «Магазин
23.12
ненаглядных пособий»
17 Образ ушедшего детства в рассказе А.А.Лиханова «Магазин
30.12
18
ненаглядных пособий»
Тема денег в произведениях о детях. В.Д.Берестов «Деньги в 20.01
9 детстве»
19 А.Т.Аверченко «Сережкин рубль»
20 А.Т.Аверченко «Сережкин рубль»
21
Смешное и грустное в произведениях разных жанров. В.
Шульжик «Грустный клоун»
Смешное и грустное в произведениях разных жанров.
С.Черный «Счастливый карп»
22
23 Образ рая в стихотворении С.Черного «В раю»
24 Портрет героя произведения. Стихотворение О.О.Дриза
«Мой портрет»
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
25 Портрет героя произведения. Стихотворения А.С.Пушкина
10.03
26
27
«Вы просите у меня мой портрет…», С.Черного «Детям»
Раскрытие характера героя через портрет. А.П.Чехов
«Детвора»
Раскрытие характера героя через портрет. А.П.Чехов
«Детвора»
28 Образ красоты в стихотворении Н.А.Заболоцкого
«Некрасивая девочка»
29 Портрет первоклассника в стихотворении С.Черного
«Приготовишка»
17.03
24.03
07.04
14.04
30 Портрет первоклассника в стихотворении М.Я.Бородицской
21.04
«Первоклассник»
31 Чудеса детства в стихотворении М.И.Цветаевой «Наши
32
царства»
Роль художественной детали в портретах героев повести
Л.Н.Толстого «Детство»
10
28.04
05.05 33 Образ рая в стихотворении Б.Ш.Окуджавы «Рай»
34 Общение героя с книгой в стихотворениях В.А.Лалетиной
«Бабушка!А бабушка!», М.И.Цветаевой «В субботу»
35 А.А.Лиханов «Детская библиотека»
12.05
19.05
26.05
11
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.