Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
4 кл
04.03.2018
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
В результате освоения программы в 4 классе планируется достижение младшими школьниками следующих личностных результатов: — учащиеся способны понимать нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях; — способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках; — имеют представление о ценности терпения и терпимости, о доброте и жестокости, об истинном и ложном героизме, о необходимости уважения традиций разных народов; — следуют этическим нормам поведения при просмотре, слушании и обсуждении художественных произведений вне школы; — ощущают потребность в сопереживании художественному произведению, персонажам, автору; — способны выбрать книгу для самостоятельного чтения;
РОД ЛИТ 4 кл.docx
1. Планируемые результаты обучения курса .                В результате освоения программы в 4 классе планируется достижение младшими школьниками следующих личностных результатов: — учащиеся способны понимать нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях; — способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках; —   имеют   представление   о   ценности   терпения   и   терпимости,   о   доброте   и   жестокости,   об   истинном   и   ложном героизме, о необходимости уважения традиций разных народов; — следуют этическим нормам поведения при просмотре, слушании и обсуждении художественных произведений вне школы; — ощущают потребность в сопереживании художественному произведению, персонажам, автору; — способны выбрать книгу для самостоятельного чтения; метапредметных результатов: — учащиеся грамотно читают фразами (синтагмами), интонируют в соответствии с пунктуацией, выбирают тон, темп и громкость чтения, адекватные авторскому замыслу; — самостоятельно составляют план текста в соответствии с определенными в ходе анализа микротемами; — самостоятельно озаглавливают прочитанный текст объемом около 300 слов по теме или главной мысли; —  пользуются  некоторыми  модельными   характеристиками   жанров   при   знакомстве   с  новыми   текстами;   относят произведения к определенному виду, жанру и типу речи; — дают точный и развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту с указанием фактов, на основании которых он сделан, и причинно­следственных связей; — создают устные и письменные высказывания и тексты средствами грамматики и риторики в единстве логических законов построения собственной речи; — способны предъявлять информацию в виде таблицы, схемы, модели; — выступают с рассуждением по предложенной теме; — доказывают свои гипотезы в развернутом рассуждении, опираясь на тексты разной жанровой специфики; 1 —   выступают   с   учебными   и   публицистическими   сообщениями   перед   аудиторией   класса,   применяя   приемы привлечения внимания слушателей во время выступления; — оценивают собственный ответ или выполненную работу по критериям, известным учащимся; — запрашивают у учителя необходимую для работы справочную информацию; — находят в Интернете необходимую информацию по проблеме; —   подбирают   иллюстративный   материал   из   предложенного   в   разных   источниках   для   презентации   или   ответа­ рассуждения; — применяют анализ, сравнение, сопоставление для определения жанровых характеристик текста, характеристики персонажа, событий, средств создания образов; — анализируют текст с точки зрения его эстетической ценности, сравнивают с другими видами искусства; — создают отзыв о книге, спектакле, телепередаче, кинофильме и др.; предметных результатов: — учащиеся имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме); — имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя; — имеют представление об эпосе, лирике, драме; — в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведений, сравнивают характеристики персонажей; —   сравнивают   два   (и   более)   литературных   отрывка   с   целью   выявления   основной   проблематики   произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания; —   на   основе   самостоятельного   выделения   восстанавливают   историю   персонажа,   этапы   развития   действия   в произведении; —   отличают   по   общим   признакам   художественные   и   нехудожественные   произведения,   тексты   эпического, лирического рода литературы; — различают художественное и публицистическое произведения; 2 — выделяют особенности учебного, познавательного текста; — определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения; — в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения, создают презентацию какого­либо замысла; — выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте; — создают отзывы, эссе на заданную тему; — редактируют собственный текст; — сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения; — пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием); — самостоятельно работают с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения; —  ориентируются   в  мире   литературных   текстов,  знают   некоторые   творческие   биографии   изучаемых   авторов   и самостоятельно выбирают книги, Интернет­ресурсы для дополни­ тельного чтения.        В итоге учащиеся начальной школы осознают место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимают значение этого предмета для формирования общей культуры человека, обогащения его общего кругозора.        2. Содержание программы          Содержание программы, учебника, состоящего из двух книг, и рабочей тетради в 4 классе  построено таким образом, что ученик, постоянно находясь в позиции исследователя новых «смыслов» текстов, решает одну учебно­ практическую задачу за другой. Он, отвечая на комплекс вопросов и выполняя творческую задачу, приобретает новое   знание   литературного   содержания.   Сам   выстраивает   алгоритм   действия   с   каждым   новым   произведением, пробует уже известные ему приемы анализа и интерпретации текста, открывает для себя и новые терминологические слова, и новые способы восприятия и понимания текста.     3 1. Речевая и читательская деятельность Совершенствование навыка чтения: освоение способа синтагматического чтения       Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста6 прозаического и поэтического. Чтение   прозаического   текста   без   предварительной   подготовки,   чтение   поэтического   текста   без   «партитуры» (индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте   его   литературного   анализа.   Чтение   публицистического   текста.   Чтение   информативного   учебного текста. Чтение мемуаров (автобиографического и биографического текстов). Художественный образ детства. Средства его создания.          Детство – начало творческой биографии автора, ключ к пониманию дальнейшей жизни. Приёмы создания художественного образа детства.                Образ детства в поэзии и прозе разных авторов, рассказывающих о себе. Создание «страны детства» в художественном тексте. Приёмы создания образа детства. Выбор авторами изобразительных средств с целью замысла показать свою «страну детства».         Образ детства в миниатюре. Приёмы создания образа детства в миниатюре.    автобиографических черт в художественном произведении.        Личность автора, автор биографии, герой автобиографического произведения.        Тема, главная мысль, замысел автобиографического произведения.        Сюжет и композиция  автобиографического произведения.        Автопортрет в художественном тексте. Приёмы его создания.        Автобиографическая проза. Раскрытие личности автора через характер главного героя произведения, через выражение отношения к другим героям и событиям.         Автобиографическая поэзия. Раскрытие личности автора через образ лирического героя.        Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.        «Жизненный урок» ­ кульминация автобиографического повествования.             Понятие   творческой   биографии   автора.   Понятие   биографии   и   автобиографии.   Использование 4 Эссе: тематика, проблематика, средства языка. Драматическое произведение и его особенности (конфликт, действующие лица, ремарки и др.) Основные   способы   действий:  освоение   способа   синтагматического   чтения   эпических,   лирических, драматических произведений; интонирование любого незнакомого текста; чтение драматического произведения, эссе,   рассказа,   текста­рассуждения,   текста­повествования,   учебного   и   научно­познавательного   текстов   и   др.; моделирование   текста­отзыва,   текста­эссе,   записей   в   дневнике   на   примере   художественного   произведения   и жизненных впечатлений; выделение частей текста и подбор заглавий к каждой части; моделирование жанров отзыва и эссе; выявление особенностей авторской позиции на основе содержания и композиции произведений; сравнительный   анализ   текстов   разных   типов,   видов,   жанров;   сравнительный   анализ   текстов   одной   тематики; составление и заполнение таблиц. 2. Литературоведческая пропедевтика Биография – ключ к пониманию личности автора         Биография писателя, поэта. Способы изображения детства писателя (поэта) другими авторами.                  Мемуары.   Очерк.   Художественно­публицистический   рассказ   (слово   о   писателе):   его   содержание, композиция, источники и язык. Способы создания словесного портрета писателя (поэта).         Приём контраста (противопоставления) при создании образа писателя (поэта).         «Жизненный урок» детства – кульминация биографического повествования.               Образ «храма науки» (библиотеки), созданный в биографическом и автобиографическом произведении. Описание читательских приоритетов ребёнка.        Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.        Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.          «Страна детства» ­  тема, поднимаемая в литературных произведениях.        Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, переживаний нежной детской души. 5 Человек и его выбор в окружающем мире. Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания. Тема человеческого горя и радости. Способы раскрытия данных тем. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю своё отношение к героям в повествовательном тексте.  Ирония,  юмор в  биографических и автобиографических произведениях.                   Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет героя произведения. Сопоставление нескольких портретов разных героев. Описание помещения (интерьера) с целью раскрытия характера героя.          Отзыв о художественном произведении о детстве (об отрывке): тематика, проблематика, средства языка, средства авторской оценки изображаемого события.  Основные способы действий: формулирование главной мысли и тематики любого произведения; характеристика персонажей; выделение сюжетной линии в произведении; выявление способов передачи чувств лирического героя в   стихотворении;   нахождение   изобразительных   средств   в   произведении;   восстановление   событийной   стороны повествовательного   и   драматического   произведения   по   самостоятельно   составленному   плану;   заполнение   и составление таблиц и схем; конструирование жанров отзыва и эссе; написание сочинения в данных жанрах и редактирование письменной работы. 3. Творческая деятельность         Уточнение моделей изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов   по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст­описание,  прогнозирование рассказа,; создание текста­отзыва, текста­ эссе,   развёрнутого   ответа   на   вопрос,   в   котором   содержится   оценка   поступков   персонажа;   интерпретация произведения в выразительном чтении; рассказ произведения близко к тексту).          Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с портретом персонажа, создание портрета по модели. Создание «виртуального «мультфильма­сказки (по предварительной  раскадровке). 6 Сбор   «портфолио»   творческих   работ.   Участие   в   создании   литературно­иллюстративного   альманаха. Драматизация. Презентация любого продукта творческой деятельности  ученика и группы учащихся.           Раздел I. Когда сбываются мечты… Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства.  Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе.                                                                                                Творчество ребенка, создающего свою Страну детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии,  «вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей. От автора к читателю, от читателя к автору Творческая работа 1: сочинение «Моя Страна детства». Творческая работа 2: сочинение­миниатюра на предложенные темы: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…». Раздел II. Детские пристрастия Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представления этих пристрастий. Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы. Тема утверждения своего Я героем литературных произведений. Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нем. Герой­рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний.  От автора к читателю, от читателя к автору Творческая работа 3: сочинение­миниатюра «Кто такие дети?». Творческая работа 4: сочинение «Райский денек». Раздел III. Штрихи к портрету 7 Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения. От автора к читателю, от читателя к автору Творческая работа 5: сочинение­рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?». Творческая работа 6: сочинение­миниатюра «Портрет». Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье... Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов.  А. С. Пушкин и его читательские пристрастия. От автора к читателю, от читателя к автору Творческая работа 7: сочинение­презентация любимой книги. Творческая работа 8: сочинение­отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе).   №  п/п 1 2 3 3.Календарно­тематическое планирование Тема урока Вводный   урок.   Знакомство   с   учебником.   Детские   мечты… Как о них рассказать Тема мечты в стихотворении О.О.Дриза «Семицветная  страна» Тема мечты в стихотворениях  Ю.П.Мориц «Это очень  интересно»,  А.Меляковой «Мечты» 8 Даты проведения план факт 02.09 Примечание 09.09 16.09 4 5 6 7 8 9 10 Чудеса в сказке В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» Чудеса в сказке В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» Чудеса в сказке В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» Образ мечты в произведениях разных жанров. В.Д.Берестов  «Исполнение желаний» Образ мечты в произведениях разных жанров. В.Иванова  «Трудный случай» Изобразительные средства в стихотворениях о мечте  У.Д.Смита «Слон» и Ш.Силверстейна «Если я был бы…» Реализация авторского замысла в художественных образах  детства. С.Чёрный «Невероятная история» 11 Образ детства в стихотворениях М.Агафоновой «Хорошо  12 13 14 быть маленьким» и М.И.Цветаевой «Мирок» Грустное и веселое в стихотворении А.С.Пушкина «Осень» Детские пристрастия. Образ детства в стихотворении  Н.С.Гумилева «Детство» Тема детских интересов в произведениях разных жанров.  В.Ю.Драгунский «Что я люблю», Ю.Д.Левитанский «Что­то  случилось. нас все покидают…» 15 Наблюдение за разными авторскими приемами в  произведениях В.Драгунского и Ю.Левитанского 23.09 30.09 07.10 14.10 21.10 28.10 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 16.12 16 Образ ушедшего детства в рассказе А.А.Лиханова «Магазин   23.12 ненаглядных пособий» 17 Образ ушедшего детства в рассказе А.А.Лиханова «Магазин   30.12 18 ненаглядных пособий» Тема денег  в произведениях о детях. В.Д.Берестов «Деньги в  20.01 9 детстве» 19 А.Т.Аверченко «Сережкин рубль» 20 А.Т.Аверченко «Сережкин рубль» 21 Смешное и грустное в произведениях разных жанров. В.  Шульжик «Грустный клоун» Смешное и грустное в произведениях разных жанров.  С.Черный «Счастливый карп» 22 23 Образ рая в стихотворении С.Черного «В раю» 24 Портрет героя произведения. Стихотворение О.О.Дриза  «Мой портрет» 27.01 03.02 10.02 17.02 24.02 03.03 25 Портрет героя произведения. Стихотворения А.С.Пушкина  10.03 26 27 «Вы просите у меня мой портрет…», С.Черного «Детям» Раскрытие характера героя через портрет. А.П.Чехов  «Детвора» Раскрытие характера героя через портрет. А.П.Чехов  «Детвора» 28 Образ красоты в стихотворении Н.А.Заболоцкого  «Некрасивая девочка» 29 Портрет первоклассника в стихотворении С.Черного  «Приготовишка» 17.03 24.03 07.04 14.04 30 Портрет первоклассника в стихотворении М.Я.Бородицской  21.04 «Первоклассник» 31 Чудеса детства в стихотворении М.И.Цветаевой «Наши  32 царства» Роль художественной детали в портретах героев повести  Л.Н.Толстого «Детство» 10 28.04 05.05 33 Образ рая в стихотворении Б.Ш.Окуджавы «Рай» 34 Общение героя с книгой в стихотворениях В.А.Лалетиной  «Бабушка!А бабушка!», М.И.Цветаевой «В субботу» 35 А.А.Лиханов «Детская библиотека» 12.05 19.05 26.05 11

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса

Рабочая программа по родной литературе для 4 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018