Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 4 класса
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
4 кл
04.03.2018
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Риторика.docx
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом
требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире»,
«развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»1
и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести
диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с
аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»;
опираться на «использование знаковосимволических средств представления информации для <…> решения учебных и
практических задач»2 и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах
русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
1 Там же, с. 49.
2 умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач»3 и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым
стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими
программы обучения риторике в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 4го класса.
4й класс4
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и
к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий
взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в
спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных
учебных действий:
3
4 См.: Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс : Методические рекомендации. – Изд. 2-е, дораб. – М. :
Ювента, Баласс, 2007, с. 8–10. – формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации,
соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость,
достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда
также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научноучебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или
услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры; – называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами
коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
2. Содержание учебного предмета
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения.
(Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей.
Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение
3. Календарнотематическое планирование по риторике для 4 класса.
Тема занятия
№
п/п
Дата проведения
факт
прог
Виды учебной деятельности
Примечание
Общение
1
2
3
4
5
Речевые ситуации. Риторический
треугольник
Учитывай с кем, почему, для
чего … ты общаешься
Улыбнись улыбкою своею
(улыбка как важное несловесное
средство общения
05.09
19.09
26.09
Особенности говорения. Речевые
отрезки и паузы
Особенности говорения. Речевые
отрезки и паузы
3.10
10.10
Объяснять значение улыбки как
средства для установления и
поддержания контакта,
выражения
доброжелательного и внимательного
отношения к собеседнику.
Демонстрировать уместное
использование улыбки в разных
общениях
Называть словесные и несловесные
средства устной речи.
Объяснять роль пауз, логических
ударений.
Определять уместность употребления
несловесных средств при устном
общении.
Демонстрировать уместное 6
7
8
9
10
11
12
Успокоить, утешить словом
Утешитьпомочь, утешить
поддерживать
Какой я слушатель
Я – читатель.
Типы текстов
Яркие признаки текста
Абзацные отступы, завершающий
абзац
17..10
24.10
31.10
7.11
14.11
21.11
28.11
13
Запрет – предостережение,
запрет –строгий и мягкий
5.12
14
15
Знаки вокруг нас, дорожные
знаки
Знаки – символы и знаки – копии 19.12
12.12
этикетные
формулы
употреблениесловесных средств.
Называть
утешения.
Реализовывать этикетный жанр
утешения в зависимости от речевой
ситуации
Оценивать себя как слушателя
Оценивать себя как читателя.
Текст
Моделировать
рассуждение,
повествование, описание на одну и ту
же тему в
зависимости от
предложенных начальных и конечных
предложений – абзацев.
Называть признаки текста.
Подбирать завершающие предложения
(абзацы) к незавершенным текстам.
Анализировать жанр запрета, его
соответствие речевой ситуации.
Реализовать жанр строгого и мягкого
запрета в зависимости от ситуации
общения
известных
Объяснять
школьникам знаков, роль знаков в
современной жизни.
Различать знакисимволы и знаки
копии.
значение Называть языковые знаки.
Анализировать
оценочное
высказывание с точки зрения его
убедительности и вежливости.
Вежливо и убедительно оценивать
чужую работу, характер и т.д.
Речевые жанры
Анализировать словарную статью.
Создавать словарную статью к новым
словам.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Опорные конспекты
Составляем опорный конспект
Описание – деловое и
художественное
Вежливая оценка
Скажи мне, почему…;
аргументы (рассуждение)
Вопервых, вовторых,
третьих…
Вступление и заключение
Словарная статья
Словарная статья
Рассказ. Хочу рассказать
Рассказ. Хочу рассказать
Служба новостей, что такое
информация.
Газетная информация, факты,
события и отношение к ним
Информационные жанры:
хроника, заметка. П под
26.12
16.01
23.01
30.01
6.02
13.02
20.02
27.02
6.03
13.03
20.03
3.04
10.04
17.04 фотографией
30
31
32
33
Говорю, пишу, читаю, слушаю
Речевые жанры
Этикетные жанры и слова
вежливости
Этикетные жанры и слова
вежливости
24.04
15.05
22.05
29.05
Обобщение
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 4 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.