Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс
Оценка 5

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
10 кл
11.10.2019
Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс
Программа разработана на основе УМК «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» /Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина// Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова.-, М.: «Русское слово», 2015 г. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)
русский родной 10 класс.docx
посёлок Горняцкий Белокалитвинский район Ростовская область Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №10                                                                                                                                                                                                                            "Утверждаю"                                                                                                       Директор МБОУ СОШ№10                                                                                                        Приказ от 29.08.2019  №152                                                                                                        _______________Петрова О.С РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку Уровень общего образования: среднее общее образование  Класс: 10 Количество часов: 35 (1 час в неделю) Учитель: Аксенова Елена Андреевна Программа разработана на основе УМК  «Программы   по   русскому   языку   для   10­11   классов   общеобразовательных учреждений»   /Н.Г.   Гольцова,   И.В.   Шамшин,   М.А.   Мищерина//   Программно­ методические материалы. Русский язык. 10­11 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова.­, М.: «Русское слово», 2015 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативными документами для составления рабочей программы являются:  Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом  Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый  Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;  Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта;  Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством  образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в  общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год;  Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным  наполнением учебных предметов федерального компонента государственного  образовательного стандарта;  Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного  предмета «Русский язык» в условиях введения федерального компонента государственного  стандарта общего образования»;  Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 10­11 классы.  /Автор­составитель Н.Г. Гольцова – М: Русское слово, 2015 и учебника: Гольцова Н.Г.,  Шамшин И.В.. Русский язык.10­11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/  Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.. – М.: Русское слово 2017  Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:   Устава МБОУ СОШ №10;  Учебного плана на 2019­2020 учебный год;  ООП ФГОС ООО МБОУ СОШ №10 на 2019­2020 учебный год  Календарного графика МБОУ СОШ №10 на 2019­2020 учебный год           В связи с тем, что в настоящее время в Федеральном перечне учебников нет ни одного  учебника и учебного пособия по предмету родной русский язык под данную рабочую программу,  по данному предмету адаптирована линия учебных пособий под редакцией Н.Г. Гольцовой и И.В.  Шамшина. В частности углубляет и расширяет разделы, носящие  речеведческий коммуникативный характер Рабочая   программа   по   русскому   родному   языку   для   учащихся   10   класса   составлена   в соответствии   с   требованиями   федерального   государственного   образовательного   стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 г.), учебным планом школы. Содержание   программы   ориентировано   на   сопровождение   и   поддержку   основного   курса русского   языка   и   направлено   на   достижение   результатов   освоения   основной   образовательной программы   основного   общего   образования   по   русскому   языку,   заданных   соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Цели:  • воспитание   гражданина   и   патриота;   формирование   представления   о   русском   языке   как духовной,   нравственной   и   культурной   ценности   народа;   осознание   национального   своеобразия русского   языка;   формирование   познавательного   интереса,   любви,   уважительного   отношения   к русскому   языку,   а   через   него   –   к   родной   культуре;   воспитание   ответственного   отношения   к сохранению и развитию родного языка; • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение   русским   литературным   языком   в   разных   сферах   и   ситуациях   его   использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; • углубление и расширение знаний о категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;  о стилистических  ресурсах  русского языка;  об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально­культурной семантикой; о русском речевом этикете; • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с  точки зрения нормативности,  соответствия  ситуации  и сфере  общения;  умений работать   с   текстом,   осуществлять   информационный   поиск,   извлекать   и   преобразовывать необходимую информацию; • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской   работы   по   русскому   языку,   воспитание   самостоятельности   в   приобретении знаний. Место предмета в учебном плане Программа предмета «Русский родной язык» в 10 классе рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю). (1 мая праздничный день) Общая характеристика учебного предмета Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно­историческому опыту человечества. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность   в   овладении   способами   интеллектуальной   деятельности,   умениями   убедительно выражать   свои   мысли   и   точно   понимать   мысли   других   людей,   извлекать   и   анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно­нравственных ценностей.  Обучение   русскому   родному   языку   совершенствует   нравственную   и   коммуникативную культуру   ученика.   Будучи   формой   хранения   и   усвоения   различных   знаний,   русский   язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом   изучения,   но   и   средством   обучения.   Он   влияет   на   качество   усвоения   всех   других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией. В   содержании   курса   «Русский   родной   язык»   предусматривается   расширение   сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой   системы   в   речи‚   внешней   стороне   существования   языка:   к   многообразным   связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.  Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций   и   культур   народов   России   и   мира;   расширение   представлений   о   русской   языковой картине   мира,   о   национальном   языке   как   базе   общезначимых   нравственно­интеллектуальных ценностей,   поведенческих   стереотипов   и   т.п.,   что   способствует   воспитанию   патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.  В обучении используются следующие  технологии:  личностно­ориентированного обучения, обучения   в   сотрудничестве,   проблемного  обучения,  развития   исследовательских   навыков, информационно­коммуникационные, здоровьесбегающие. Виды деятельности учащихся на уроке: ­анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;  ­ разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; ­ работа с различными информационными источниками, конспектирование ­ работа с различными словарями; ­ индивидуальные сообщения; ­ выполнение упражнений. Виды и формы контроля: тестовые работы;  индивидуальные и групповые задания дифференцированного характера; выполнение проектных и исследовательских заданий.    Содержание курса Язык и культура (12 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.  Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально­историческая значимость.  Образ человека в языке: слова­концепты «дух» и «душа». Ключевые слова, обозначающие мир  русской природы; религиозные представления. Крылатые слова и выражения (прецедентные  тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и  т.п. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Развитие языка как  объективный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. Новые  иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в  современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке. Культура речи (12 ч)  Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные  процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в  современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный  приѐм.  Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая  сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные  ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность.  Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные  толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные  грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки.  Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу).  Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с  Урала). Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной  речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов  грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет­ переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернетполемики. Этикетное  речевое поведение в ситуациях делового общения. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)  Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной  безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.  Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.  Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально­деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно­научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный  очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и  интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.  Учебно­тематический план курса Содержание раздела программы Количество часов Язык и культура Культура речи Речь. Речевая деятельность. Текст ИТОГО 12 12 10 34 Требования к результатам освоения программы курса  Личностные результаты:  формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему народу, чувства   ответственности   перед   Родиной,   гордости   за   свой   край,   свою   Родину,   прошлое   и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;  формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;  формирование   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития   науки   и общественной   практики,   основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; приверженность   идеям   интернационализма,   дружбы,   равенства,   взаимопомощи   народов; воспитание   уважительного   отношения   к   национальному   достоинству   людей,   их   чувствам, религиозным убеждениям; нравственное   сознание   и   поведение   на   основе   усвоения   общечеловеческих   ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести          диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем   взаимопонимания,   находить   общие   цели   и сотрудничать для их достижения;  формирование   основ  саморазвития   и   самовоспитания   в  соответствии   с   общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, проектной и других видах деятельности. Метапредметные результаты: умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять   планы   деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов; умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе   совместной   деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной   деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач; готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения   необходимой   информации   из   словарей   разных   типов,   умение   ориентироваться   в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; Предметные результаты:  осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание   роли   русского   родного   языка   в   жизни   человека;   осознание   языка   как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; распознавание,   характеристика   понимание   и   истолкование   значения   фразеологических оборотов с национально­культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях   речевого   общения;   понимание   и   истолкование   значения   крылатых   слов   и выражений; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических   заимствований   последних   десятилетий;   целесообразное   употребление иноязычных слов; осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета; понимание   национальной   специфики   русского   речевого   этикета   по   сравнению   с   речевым этикетом других народов.       Планируемые результаты освоения программы   Учащиеся научатся: осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни человека; объяснять   изменения   в   русском   языке   как   объективный   процесс;   понимать   и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;          понимать   и   толковать   значения   русских   слов   с   национально­культурным   компонентом, правильно употреблять их в речи; понимать   и   толковать   значения   фразеологических   оборотов   с   национально­культурным компонентом;   комментировать   историю   происхождения   фразеологических   оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного); владеть   основными   нормами   русского   литературного   языка   (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка; использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы   и   принципы   этикетного   общения,   лежащие   в   основе   национального   русского речевого этикета; создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;•  Учащиеся получат возможность научиться: понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; определять   причины   изменений   в   словарном   составе   языка,   перераспределения   пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;  правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;  уместно   использовать   коммуникативные   стратегии   и   тактики   при   контактном   общении: убеждение,   комплимент,   уговаривание,   похвала,   самопрезентация,   просьба,   принесение извинений и др.;  использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Календарно­тематическое планирование № урока Тема урока Дата проведения по по плану факту 1. 2. 3. 4. Язык и культура (12 ч) Русский язык в Российской Федерации и в  современном мире Система русского языка, его единицы и уровни.  Русский язык как развивающееся явление Основные тенденции активных процессов в  современном русском языке. «Неологический  бум» русского языка в 21 веке, его причины Изменение значений и переосмысление  имеющихся в русском языке слов, их  06.09 13.09 20.09 27.09 Формы контроля Инд. задания проект 5. 6. 7. 8. 9. стилистическая переоценка Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни  современного общества» Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни  современного общества» Контрольная работа в форме теста по теме  «Развитие современного русского языка» Анализ контрольной работы Новые иноязычные заимствования в современном  русском языке. 10. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. 11. Переосмысление значений слов в современном  русском языке. 12. Проверочная работа. Представление проектов,  результатов исследовательской работы. Культура речи (12 ч) 04.10 11.10 18.10 25.10 08.11 15.11 22.11 29.11 13. Основные орфоэпические нормы современного  06.12 русского литературного языка. 14. Активные процессы в области произношения и  ударения. Современные орфоэпические словари. 15. Основные лексические нормы современного  16. 17. русского литературного языка. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением  лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология.  Плеоназм. Современные толковые словари. 18. Основные грамматические нормы современного  русского литературного языка. 19. Правильное построение словосочетаний по типу  управления. Нормы употребления предлогов. 20. Нормы употребления причастных и  деепричастных оборотов‚ предложений с  косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных  предложений.  Речевой этикет. Этикетное речевое поведение в  ситуациях делового общения. 21. 22. 23. Этика и этикет в электронной среде общения. 24. Проверочная работа. Представление проектов,  результатов исследовательской работы. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) 25. Русский язык в Интернете. Правила  информационной безопасности при общении в  социальных сетях. 26. Виды преобразования текстов: аннотация,  конспект.  27. Использование графиков, диаграмм, схем для  представления информации. 28. Функциональные разновидности языка.  Разговорная речь. Анекдот, шутка. 13.12 20.12 27.12 17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 28.02 06.03 13.03 20.03 03.04 10.04 сочинение сочинение тест Исследовательская  работа Инд. задание Проект Исследовательская  работа Тест Исследовательская  работа тест тест Проверочная  работа 29. Официально­деловой стиль. Деловое письмо, его  структурные элементы и языковые особенности. 30. Учебно­научный стиль. Доклад, сообщение. 31. Промежуточная аттестация. Представление  проектов, результатов исследовательской работы. 32. Публицистический стиль. Проблемный очерк. 33. Язык художественной литературы. Диалогичность 34. в художественном произведении.  Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные  тексты. Сочинение Проект 17.04 24.04 08.05 15.05 22.05 29.05 Примерные темы проектных и исследовательских работ                Жанр интервью в современных газетах Искусство вести беседу Телевидение и литература: что окажется сильнее Как влияют социальные сети на язык. Край родной в легендах и преданиях. Научные открытия А.А. Шахматова. Причины заимствования в современном русском языке. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Структурные особенности русских метафор. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций). Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ. Сетевой знак @ в разных языках. Слоганы в языке современной рекламы. Являются ли жесты универсальным языком человечества? Роль "ников" в интернете. Язык как отражение национального характера. Место русского языка среди других предметов в нашей школе. Языковой портрет ученика нашей школы. Как влияют социальные сети на язык? Особенности языка СМС сообщений. Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.         Согласовано                                                              Согласовано Протокол заседания                                                                Заместитель директора по УВР методического совета                                                              _______________Манченко С.А. МБОУ СОШ №10                                                                     27.08.2019 г № 1 от 28.08.2019г рук. МС _______ Манченко С. А.

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2019