Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
06.04.2019
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Рабочая программа РРР.doc
заседании
на
Принята
педагогического совета
_______________________
Протокол №____________
Принята на заседании ШМС
_____________________
Протокол № ______
«__»_______________2018 г.
«____»____________2018 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУСОШ № 40
______________________
Приказ №____
от «___»______________2018г.
Рабочая программа
по Родному (русскому) языку
для учащихся 59 классов
(базовый уровень)
Составитель:
Юсупова Г.Н.
Маркова Ю.А.
Мельникова Р.В.
Володкович А.Е.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 40 Новосибирск
2018 Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Родной язык» составляют следующие
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об
образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 18071 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона № 185 ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря
2015 г. № 1577);
Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по
учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область
«Родной язык и родная литература».
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации
образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка
обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для
изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою
специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного
языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным
языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного
языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и
языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по
русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов
России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию,
связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и
владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации
личности, приобщения её к культурноисторическому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком
определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями
убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения
и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только
объектом изучения, но
и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению
будущей профессией. Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса
«Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему
системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный
контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно
историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского
народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия
языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о
национальном языке как базе общезначимых нравственноинтеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует
воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов
нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом
противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового
нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного
циклов.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год (в каждом классе).
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, интегрированный урок, урокигра, урокисследование, урок
практикум.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся: выразительное чтение, тесты, сочиненияминиатюры с использованием
средств выразительности и лексических средств, практические работы, устные и письменные задания, в том числе творческого характера.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО
РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в
культурноязыковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; осознание историческойпреемственности
поколений,
своей
ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально смысловых типов и жанров. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значения слов с национальнокультурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание
особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях
художественной литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно характеризующим значением; осознание национального
своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов
символов,
обладающих
традиционной
метафорической
образностью; распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; комментирование
истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и
выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов
заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языкуисточнику
(из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание
роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из
языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических
заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом
слов; определение значения устаревших слов с национальнокультурным компонентом; определение значения современных неологизмов,
характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
определение различий между литературным языком и диалектами;
осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально культурного своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее
представление об активных процессах в современном русском языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с
речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях
строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей,
этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических
словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при
создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка
речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и
стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои
языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение
имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего
времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по твердостимягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение
безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на ична, инична; произношение твердого
[н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных
словах;
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи; различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов
орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической
нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова,
максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления
синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи;
опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных
несклоняемых имен существительных;
(географических названий);
аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и
сложных существительных;
имён собственных
иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных,
прилагательных (в рамках изученного); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных
форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени
существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и
несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в
краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем
составе количественноименное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица
женского рода; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование
определения в количественноименных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования; управление
предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с
количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и
деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
определение типичных грамматических ошибок в речи;
различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(я),
ы(и)
‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;
различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚
обусловленных грамматической синонимией
словосочетаний‚ простых и сложных предложений;
правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы;
правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей;
редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;
соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого
этикета;
соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;
использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном
курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном
курсе);
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей
употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного
произношения слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов,
антонимов‚
омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения
словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и
постановки знаков препинания в письменной речи.
3. Совершенствование
различных
видов
устной
иписьменной речевой деятельности (говорения и слушания,
чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): владение различными видами
слушания (детальным, в ыборочным‚ознакомительным,критическим‚интерактивным)монологической речи, учебно
научных,художественных,
публицистических текстов
различных
функциональносмысловых типов речи;
владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебнонаучных, художественных,
публицистических текстов различных функционально смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от
второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения, логические
связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план
текста;
проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества
микротем; основных
типов
текстовых
структур
(индуктивные,
дедуктивные,
рамочные
стержневые/индуктивнодедуктивные);
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста,
оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,
самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы,
завершение диалога и др.
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебнонаучные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответанализ, ответобобщение, ответ
добавление, ответ группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебнонаучной дискуссии;
владение умениями учебноделового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об
объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;
создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием
различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка
причин неэффективной аргументации в учебнонаучном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и
представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк;
тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и
литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его
сильных позиций; создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем; оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки
зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с
точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов. Календарнотематическое планирование
№
п/п
1
дата
Тема
н
а
л
П
т
к
а
Ф
Стили речи
5 класс
личностные
Стремление к
речевому
совершенствова
нию
Предметные
Результаты
Иметь общее понятие о стилях
речи( разговорном, научном,
художественном) и их
характеристике; устанавливать
принадлежность текста к
определённому стилю речи по цели
высказывания; преобразовывать текст
художественного стиля в научный
2
Что мы
знаем о
тексте?
Обучающее
изложение
(По Г.А.
Знать признаки текста; анализировать и
отграничивать тексты с точки зрения
единства темы, смысловой цельности;
составлять текст из разрозненных
предложений; озаглавливать текст;
составлять письменный пересказ
Осознание
ответственнос
ти за
написанное;
интерес к
созданию
Метапредметные (УУД:
познавательные, регулятивные,
коммуникативные)
Регулятивные: самостоятельно
формулировать проблему (тему)
и цели занятия; анализировать
условия и пути достижения цели,
составлять план решения учебной
проблемы
Познавательные:
Извлекать информацию из
текстов упражнений,
определений; вести
самостоятельный поиск
информации в школьных
учебниках; преобразовывать
текстовую информацию в форму
схемы;
Коммуникативные
строить рассуждение; соблюдать
нормы этикета в ситуации
приветствия
Регулятивные:
формирование умения ставить
учебную задачу
Познавательные:
проводить наблюдение под
руководством учителя; давать
Пр
им
еча
ния
Обор
удова
ние
Текст
ы
разны
х
стиле
й
Тип
заняти
я
Урок
развит
ия речи
Вид
деятель
ности/к
онтроля
беседа,
работа с
таблице
й,
работа с
текстам
и (ИКТ),
редакти
рование
текста
( работа
в парах),
Урок
развит
ия речи
Анализ
текстов
текст
ы 3
4
Скребицко
му)
текста с опорой на предложенный план
сжатой
формы
исходного
текста
Тема
текста.
Знание о теме текста (широкие и узкие
темы высказывания, микро
темы).
Уметь определять тему текста и
подбирать к нему заголовок; выделять
части текста (микротемы);
анализировать предложенное
сочинение; писать сочинение на
заданную тему
Осознавать и
определять
интерес к
созданию
собственных
текстов, к
письменной
форме
общения.
Основная
мысль
теста.
Знать о теме и основной мысли текста;
о способах раскрытия основной мысли
текста.
Уметь определять тему и основную
мысль текста; находить в тесте
предложения, в которых выражена
основная мысль; уметь редактировать
предлагаемую заметку
повествовательного характера с точки
зрения раскрытия в ней основной
мысли; уметь писать сочинение
повествовательного характера на
заданную тему
Осознавать и
определять
интерес к
созданию
собственных
текстов, к
письменной
форме
общения.
определение понятиям.
Коммуникативные:
использовать адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств,
мыслей
Регулятивные: определение
последовательности
промежуточных целей с учётом
конечного результата;
составление плана и
последовательности действий
Познавательные: умение
осознанно строить речевое
высказывание в устной и
письменной форме
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации
Регулятивные:
определять цель учебной
деятельности и самостоятельно
искать средства ее
осуществления. Познавательные:
находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на
уроке. Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу;
сотрудничество с учителем и
одноклассниками.
Урок
развит
ия речи
Анализ
текстов
учебн
ик
Урок
развит
ия речи
Анализ
текстов
Текст
ы
разны
х
стиле
й 5
Письмо.
Знать о том, какими могут быть письма
(деловые, дружеские, поздравительные,
письма в газету); стили речи.
Уметь определять, к какому стилю
речи относится текст; использовать
обращения в письме
6
Сжатое
изложение
(По Е.
Мурашово
й)
Знать способы сжатия текста.
Уметь формулировать основную мысль
текста; озаглавливать текст; отбирать
в исходном тексте основное;
производить исключение и обобщение;
строить сжатый текст
Интерес к
созданию
собственных
текстов;
стремление к
речевому
совершенство
ванию;
достаточный
объём
словарного
запаса и
грамматическ
их средств
для
свободного
выражения
мыслей и
чувств при
создании
текста
сочинения в
устной или
письменной
форме
Осознание
ответственнос
ти за
написанное;
интерес к
созданию
сжатой
Уроки
развит
ия речи
Игра
«Почтов
ый
человек
»,
«Почтал
ьон»
Регулятивные:
формирование умения ставить
учебную задачу
Познавательные:
проводить наблюдение под
руководством учителя; давать
определение понятиям.
Коммуникативные:
использовать адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств,
мыслей.
Регулятивные:
определение последовательности
промежуточных целей с учётом
конечного результата;
составление плана и
последовательности действий.
Познавательные:
Упр.
261
Уроки
развит
ия речи
Планиро
вание.
Самосто
ятельная
работа 7
8
Знать структуру текста типа
повествование; роль описания в
художественном повествовании;
способы включения описания в
повествование.
Уметь определять ведущий тип речи;
находить в повествовательном тексте
фрагменты описания; составлять план
текста, пересказывать текст.
Знать понятие «описание»;
особенности описания в научном и
разговорном стиле; уметь
редактировать текст (сочинение
описание) ученика; письменно
описывать предмет в разных стилях.
Повествова
ние.
Обучающее
изложение
с
элементам
и описания
(К.Г.
Паустовск
ий
«Шкатулка
»
Описание
предмета.
Сочинение
описание
или
сочинение
с
элементам
и описания
формы
исходного
текста
Интерес к
пересказу
исходного
текста в
письменной
форме,
интерес к
ведению
диалога с
автором
текста
Осознавать и
определять
интерес к
созданию
собственных
текстов, к
письменной
форме
общения.
отбирать из своего опыта ту
информацию, которая может
пригодиться для решения
проблемы.
Коммуникативные:
уметь задавать уточняющие
вопросы.
Регулятивные:
определение последовательности
промежуточных целей с учётом
конечного результата;
составление плана и
последовательности действий.
Познавательные:
отбирать из своего опыта ту
информацию, которая может
пригодиться для решения
проблемы.
Коммуникативные:
уметь задавать уточняющие
вопросы.
Регулятивные:
вносить необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных
ошибок, использовать
предложения и оценки для
создания нового, более
совершенного результата
Познавательные:
осуществлять анализ объектов с
Урок
развит
ия речи
Подгото
вка и
написан
ие
изложен
ия
Текст
излож
ения
упр28
2
Уроки
развит
ия речи
Люби
мая
игруш
ка
Подгото
вка к
сочинен
ию,
написан
ие
сочинен
ия;
игровое
задание
« 9
10
Рассужден
ие.
Сочинение
рассужден
ие («Дни
недели
рассказыва
ют о себе»)
Выборочно
е
изложение
с
изменение
м лица
Знать о рассуждении как о типе текста,
о структуре рассуждения, о
возможности включения элементов
рассуждения в другие типы текста
(описание, повествование).
Уметь находить структурные элементы
рассуждения в повествовательном
тексте; использовать структуру текста
при создании текстаповествования.
Уметь создавать высказывания
рассуждения самостоятельного
характера
Знать характеристики выборочного
изложения (воспроизведение одной из
подтем, находящейся в разных частях
исходного текста).
Уметь выделять по опорным словам в
частях исходного текста подтему;
излагать одну из подтем исходного
текста с изменением формы лица
рассказчика.
Осознавать и
определять
интерес к
созданию
собственных
текстов, к
письменной
форме
общения.
Интерес к
пересказу
исходного
текста в
письменной
форме,
интерес к
ведению
диалога с
автором
текста
выделением существенных и
несущественных признаков
Коммуникативные:
строить монологическое
высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Регулятивные:
уметь ориентироваться на
образец и правило выполнения
задания
Познавательные:
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: постановка
вопросов — инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации
Регулятивные: определение
последовательности
промежуточных целей с учётом
конечного результата;
составление плана и
последовательности действий
Познавательные: умение
осознанно строить речевое
высказывание в устной и
письменной форме
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Уроки
развит
ия речи
Уроки
развива
ющего
контро
ля
Учебн
ик
(упр.3
97)
Текст
излож
ения
(упр.4
20)
Квартир
ный
вопрос»
Подгото
вка и
написан
ие
сочинен
ия
Чтение и
анализ
текста
(работа
над
пониман
ием),
работа с
термина
ми,
работа в
группах
по составле
нию
плана,
лексичес
кая
работа,
пересказ
,
сам.рабо
та
Подгото
вка к
сочинен
ию
Урок
развива
ющего
контро
ля
Уроки
развит
ия речи
Подгото
вка к
домашне
му
сочинен
Репро
дукци
я
карти
ны
П.П.
Конча
ловск
ого
«Сире
нь в
корзи
не»
Регулятивные:
вносить необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных
ошибок, использовать
предложения и оценки для
создания нового, более
совершенного результата
Познавательные:
осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков
Коммуникативные:
строить монологическое
высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Регулятивные:
вносить необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных
11
12
Сочинение
описание
изображенн
ого на
картине
(П.П.
Кончаловс
кий.
«Сирень в
корзине»
Знать о роли деталей в
художественном описании; понятие
натюрморта.
Уметь описывать малопредметные
натюрморты; создавать текст
описание.
Осознавать и
определять
интерес к
созданию
собственных
текстов, к
письменной
форме
общения.
Доказатель
ства в
рассужден
ии.
Сочинение
Знать структуру рассуждения, роль
доказательства в рассуждении.
Уметь анализировать текст
рассуждение с точки зрения его
структуры (находить основной тезис,
Осознавать и
определять
интерес к
созданию
собственных рассужден
ие
аргументы, выводы); уметь составлять
рассуждение самостоятельного
характера.
текстов, к
письменной
форме
общения.
13
14
Изложение
с
изменение
м лица
Знать о возможности использования
существительныхсинонимов для
устранения неоправданных повторов
одних и тех же слов, для более точного
выражения мыслей.
Уметь излагать содержание исходного
текста с изменением лица.
Осознание
ответственнос
ти за
написанное;
интерес к
творческому
пересказу
исходного
текста
Описание
животного.
Изложение
(А.И.
Куприн
«Юю»)
Знать структуру текста типа описания;
описание животного в художественном
стиле; задачи художественного
описания животного; об использовании
образновыразительных средств в
художественном описании.
Появление
желания
умело
пользоваться
языком,
зарождение
ошибок, использовать
предложения и оценки для
создания нового, более
совершенного результата
Познавательные:
осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков
Коммуникативные:
строить монологическое
высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Регулятивные:
определение последовательности
промежуточных целей с учётом
конечного результата;
составление плана и
последовательности действий.
Познавательные:
отбирать из своего опыта ту
информацию, которая может
пригодиться для решения
проблемы.
Коммуникативные:
уметь задавать уточняющие
вопросы.
Регулятивные: определение
последовательности
промежуточных целей с учётом
конечного результата;
составление плана и
последовательности действий
ии.
Урок
развит
ия речи
Планиро
вание.
Самосто
ятельная
работа
Учебн
ик,
упр.
547
Уроки
развит
ия речи
Упр
585
Анализ
текста,
подробн
ый
пересказ
теста Уметь писать подробное изложение
повествовательного характера с
элементами описания
сознательного
отношения к
своей речи
15
Невыдуман
ный
рассказ (о
себе)
Знать, что главное в рассказе –
развертывающееся в определенной
последовательности действие; знать о
роли жестов, выражения лица
рассказчика в устном рассказе.
Уметь составлять устный рассказ на
основе жизненного опыта и
рассказывать его
Осознавать и
определять
интерес к
созданию
собственных
текстов, к
письменной
форме
общения.
Познавательные: умение
осознанно строить речевое
высказывание в устной и
письменной форме
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и сборе.
Регулятивные:
вносить необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных
ошибок, использовать
предложения и оценки для
создания нового, более
совершенного результата
Познавательные:
осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков
Коммуникативные:
строить монологическое
высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Урок
развит
ия речи
Упр.
652
Подгото
вка к
сочинен
ию,
самосто
ятельная
творческ
ая
работа 16
Сочинение
рассказ по
рисунку
(О.
Попович
«Не взяли
на
рыбалку»)
Знать о рассказе на основе
изображенного (по воображению); о
композиции рассказа.
Уметь составлять рассказ (по
воображению).
Осознавать и
определять
интерес к
созданию
собственных
текстов, к
письменной
форме
общения.
Уроки
развит
ия речи
Подгото
вка и
написан
ие
рассказа
Регулятивные:
вносить необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных
ошибок, использовать
предложения и оценки для
создания нового, более
совершенного результата
Познавательные:
осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков
Коммуникативные:
строить монологическое
высказывание, владеть
диалогической формой речи.
17
Итоговый
урок Календарнотематическое планирование
6 класс
№
Тема урока
Элементы
содержания
Характеристик
а
деятельности
учащихся
Познавательн
Регулятивн
ые УУД
ые УУД
1
2
3
Сочинение
«Интересная
встреча»
Прямая речь.
Диалог
Официально
деловой
стиль речи
Типы речи
Текст сочинения Знают
особенности
типов речи,
создают
структуру
взаимосвязей
смысловых
единиц текста.
Выполняют
операции со
знаками и
символами.
Предупредительн
ый диктант,
объяснительный
диктант
Анализ текста и
его языковых
особенностей.
Извлекают
необходимую
информацию из
прослушанных
текстов
различных
жанров
Прямая речь.
Структура
предложений с
прямой речью.
Знаки препинания
при прямой речи.
Оформление
диалога.
Стили речи.
Признаки
официально
делового стиля.
Сфера
использования.
Вносят
коррективы
и дополнения
в
составленные
планы.
Выделяют и
осознают,
что уже
усвоено и
что
подлежит
усвоению
Определять
цель
выполнения
заданий на
уроке
Коммуника
тивные
УУД
Используют
языковые
средства для
отображения
своих чувств,
мыслей и
побуждений.
Учатся
аргументир
овать свою
точку
зрения,
спорить и
отстаивать
свою
позицию
С
достаточно
й полнотой
и
точностью
выражают
свои мысли
Личност
ные УУД
Д/з
Дата
план
Дата
факт
Высказыв
ают свое
мнение,
свою
позицию.
Освоение
личностног
о смысла
учения,
желания
учиться.
§11
§18,1
9
Формулиру
ют
собственное
мнение и
позицию №
Тема урока
Элементы
содержания
Характеристик
а
деятельности
учащихся
Познавательн
ые УУД
Регулятивн
ые УУД
Урок развития
речи
Контрольное
сочинение
4
Сочинение по
картине
А.М.Герасимо
ва «После
дождя»
Выполняю
т правку
текста.
Умеют писать
сочинение на
заданную тему,
связно и
последова
тельно
излагать свои
мысли
Личност
ные УУД Д/з
Дата
план
Дата
факт
Высказы
вают свое
мнение,
свою
позицию.
Коммуника
тивные
УУД
и чувства
Использую
т
всевозмож
ные
приемы
для
создания
связного
текста. 5
6
7
Описание
помещения
Урок развития
речи
Устное
описание
помещения
Урок развития
речи
Сочинение
Сочинение
описание
помещени
я
Знают
понятие
интерьера,
типы речи,
умеют
описывать
интерьер
Вносят
коррективы и
дополнения в
составленные
планы и
рабочие
материалы.
Умеют писать
сочинение на
заданную
тему; связно и
последователь
но излагать
свои мысли.
Вносят
коррективы и
дополнения в
составленные
планы и
рабочие
материалы.
Выборочн
ое
изложение
Урок развития
речи
Тема, основная
мысль, план
текста.
Особенности
работы над
Знают приемы
сжатия, умеют
определять
тему, основную
мысль текста и
Вносят
коррективы и
дополнения в
составленные
планы и
Использую
т
адекватны
е языковые
средства
для
отображен
ия своих
чувств и
мыслей.
Использую
т
адекватны
е
языковые
средства
для
отображен
ия своих
чувств и
мыслей.
Использую
т
адекватны
е
языковые
§32
Высказыва
ют свое
мнение,
свою
позицию.
Высказыва
ют свое
мнение,
свою
позицию.
Высказыва
ют свое
мнение,
свою
позицию. выборочным
изложением.
рабочие
материалы.
микротем,
составляют
план, пишут
выборочное
изложение.
8
9
Сочинение
по картине
Т.Н.
Яблонской
«Утро».
Комплексн
ый анализ
Урок развития
речи
Сочинение
Практикум
Тема и основная
мысль текста.
Заглавие текста.
Тип и стиль речи.
стилистические
признаки в тексте.
Средства связи
частей текста.
Принцип деления на
части. План текста.
Вносят
коррективы и
дополнения в
составленные
планы и
рабочие
материалы.
Выделяют и
осознают,
что уже
усвоено и
что
подлежит
усвоению
Знают краткие
сведения о
жизни и
творчестве
художницы,
творческую
историю
картины, умеют
писать
сочинение
Умеют
выразительно
читать текст,
определять
тему, основную
мысль, стиль и
тип речи,
средства связи
предложений в
тексте,
составлять план
текста.
средства
для
отображен
ия своих
чувств и
мыслей.
Использую
т
адекватны
е
языковые
средства
для
отображен
ия своих
чувств и
мыслей.
Развивают
способност
ь с
помощью
вопросов
добывать
информаци
ю
Высказыва
ют свое
мнение,
свою
позицию.
Критично
относиться
к своему
мнению.
Понимать
точку
зрения
другого 10
11
12
13
Сочинение
описание
по личным
наблюден
иям
Сочинение
описание
природы
Сочинение
по картине
Н.П.
Крымова
«Зимний
вечер»
Публичное
выступлен
иепризыв
на тему:
«Берегите
Урок развития
речи
Сочинение
описание по
личным
впечатлениям
Умеют писать
сочинение на
заданную
тему, связно
излагать свои
мысли.
Вносят
коррективы в
составленные
планы и
рабочие
материалы.
Урок развития
речи
Сочинение
описание
Урок развития
речи.
Сочинение
описание
пейзажа
Урок развития
речи.
Публичное
устное
выступление
Знать об
описании как о
типе речи,
уметь
подбирать
рабочий
материал.
Вносят
коррективы в
составленные
планы и
рабочие
материалы.
Знать о
художнике,
уметь
подбирать
рабочие
материалы
Вносят
коррективы в
составленные
планы и
рабочие
материалы.
Знать
признаки
публицистичес
кого стиля,
уметь строить
Вносят
коррективы в
составленные
планы и
рабочие
Использую
т
языковые
средства
для
выражени
я своих
чувств.
Использую
т
языковые
средства
для
выражени
я своих
чувств.
Использую
т
языковые
средства
для
выражени
я своих
чувств.
Использую
т
языковые
средства
для
Высказыва
ют свое
мнение,
свою
позицию
§56
Высказыва
ют свое
мнение,
свою
позицию
Высказыва
ют свое
мнение,
свою
позицию
Высказыва
ют свое
мнение,
свою
позицию природу!»
14
Рассказ по
сюжетным
картинкам
Урок развития
речи.
Рассказ по
сюжетным
рисункам от 1
лица
устное
высказывание
материалы.
Знать
композицию
рассказа, уметь
составлять
рассказ по
сюжетным
рисункам.
Вносят
коррективы в
составленные
планы и
рабочие
материалы.
15
Сочинение
рассказ
Урок развития
речи.
Сочинение
рассказ по
сюжетным
картинкам с
включением
готового текста.
Знать
композиционны
е части
рассказа, уметь
писать работу с
обрамлением
Вносят
коррективы в
составленные
планы и
рабочие
материалы.
16
Рассказ на
основе
услышанн
ого
Урок развития
речи.
Сочинение
Знать
композицию
рассказа,
уметь писать
на основе
услышанного.
Вносят
коррективы в
составленные
планы и
рабочие
материалы.
выражени
я своих
чувств.
Использую
т
языковые
средства
для
выражени
я своих
чувств.
Использую
т
языковые
средства
для
выражени
я своих
чувств.
Использую
т
языковые
средства
для
выражени
я своих
чувств.
Высказыва
ют свое
мнение,
свою
позицию
Высказыва
ют свое
мнение,
свою
позицию
§97
Высказыва
ют свое
мнение,
свою
позицию 17
Итоговый
урок №
п/п
1
Календарнотематическое планирование
7 класс
Тема урока Тип урока
предметные
Научится (базовый
уровень)
может
научиться
Планируемые результаты
метапредметные
личностные
Дат
а
уро
ка
Виды деятельности
(характеристика
деятельности
учащегося, элементы
содержания)
Урок
формирования
знаний
Текст.
Средства
связи
предложен
ий в
тексте.
Иметь
представление о
тексте как речевом
произведении, о
понятии текста,
основных признаках
текста. Смысловая и
композиционная
цельность, связность
текста.
Композиционно
жанровое
разнообразие
текстов. Определить
понятия темы и
основной мысли
текста, смысловой
связи предложений
в тексте. Уметь
определять тему
текста и подбирать
Знать основные
признаки тек
ста, уметь
отличать текст
от набора
предложений
на тему, уметь
строить текст.
Различать тему
и основную
мысль текста,
находить
ключевые
слова, строить
связные
предложения
Характеризова
ть текст с
точки зрения
единства темы
Выполнять
учебно
познавательные
действия в
заданном
алгоритме,
реализовывать
творческие
способности в
выражении
собственного
видения.
Овладение
приёмами
смыслового
чтения.
Смысловое
чтение как
осмысление цели
чтения,
определение
Желание
осваивать новые
виды
деятельности,
участвовать в
творческом,
созидательном
процессе,
осознавать себя
как
индивидуальность,
одновременно как
член общества.
Формирование
ценностного
отношения к
изучению языка.
Признание
общепринятых
морально
этических норм.
Систематизируют
основные признаки
текста.
Анализируют
схему.
Доказывают, что
приведённое в
упражнении сти
хотворение —
текст.
Анализируют
диалог. Пишут
рассказ. Проводят
анализ средств
связи в текстах.
Пишут сочинение
на одну из предло.
Анализируют текст
с точки зрения его
темы, основной
мысли, смысловой 2
3
Комбинирован
ный урок
Диалог как
текст.
Виды
диалогов.
к нему заголовок,
выделять
микротемы в тексте.
Понятие диалога,
стилевые
особенности
употребления
диалогической речи,
правила построения
и оформления
диалога,
предложений с
прямой речью
основной и
второстепенной
информации.
Построение
небольшие
монологические
высказывания
Понимать
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной,
модельной
форме,
использовать
знаково
символические
средства для
решения учебных
задач
создавать
устные
монологически
е и
диалогические
высказывания
различных
типов и жанров
в учебно
научной,
социально
культурной и
деловой
сферах
общения
Осознание своих
возможностей в
учении, осознание
необходимости
самосовершенство
вания
Урок развития
реи
Стили
литературн
ого языка.
Публицист
ический
стиль
владеть
практическими
умениями
различать тексты
различных стилей,
лингвистические
особенности на
уровне
Представлять
стилистическое
богатство речи,
работать со
справочно
информационн
ой
литературой,
Коммуникатив
ные: добывать
недостающую
информацию с
помощью
вопросов
(познавательная
инициативность).
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной
и коллективной
аналитической
деятельности
Соблюдение норм
целостности,
определяю
ключевые слова.
Активизируют
знания,
касающиеся
прямой речи и
диалога.
Выписывают из
текстов
предложения с
прямой речью и
составляют их
схемы.
Составляют
диалоги на
заданную тему.
Подбирают
предложения по
схемам.
Выявляют
особенности
функциональных
стилей речи.
Определяют стили
речи текстов
упражнений.
Формирование у речевого этикета в
зависимости от
цели общения.
Освоение новых
социальных ролей.
употребления
лексических
средств, типичных
синтаксических
конструкций);
аргументировать
свою точку зрения
познакомиться с
особенностями
публицистического
стиля: назначением,
сферой употребления,
языковыми
приметами;
определять
публицистический
стиль по его
признакам,
определять языковые
средства,
характерные для
этого стиля
определять
стили
предложенных
текстов, их
стилистические
особенности;
осуществлять
комплексный
анализ текста;
создавать
тексты
различной
стилистическо
й
направленности
, уметь читать и
воспринимать
текст
публицистиче
ского характера
Регулятивные:
формировать
ситуацию
саморегуляции, т.
е.
операциональный
опыт
(учебных знаний
и умений),
сотрудничать
в совместном
решении задач.
Познавательны
е: объяснять
языковые
явления,
процессы,
выявляемые в
ходе
исследования
текстов
4
Сочинение Урок развития Познакомиться с
Создавать
Коммуникатив Осознание
учащихся умений
построения и
реализации новых
знаний
(понятий, способов
действий и т. д.):
самостоятельная
работа с
лингвистиче
ским портфолио
(построение
таблицы
«Стили речи
текста:
разновидности
и сфера
употребления»),
свободный
диктант с
последующей
взаимопроверкой,
групповая работа.
Узнают
особенности
текстов
публицистического
стиля, создают
минипроекты –
публичное
выступление на
заданную тему
Пишут сочинение речи
Описание
внешности
человека
ответственности за
произведенное,
написанное.
Формирование
устойчивой
мотивации к
творческой
деятельности.
Л1Л4.
(описание
внешности
человека),
используя
составленный план
и собранные
материалы.
Составление
алгоритма
написания
сочинения –
описания
внешности,
составление
словаря описания
внешности ,
изучение и
конспектирование
содержания
параграфа
учебника.
описанием как о
смысловым типом
текста;
особенностями
описания внешности
человека:
структурой
текста, языковыми
особенностями
(в том числе
специальными
«портретными
словами»)
Осуществлять
выбор средств
выразительности,
употреблять их в
соответствии с
учебной задачей,
учитывать признаки
текста, особенности
текстаописания,
композиционные
признаки текста
описания,
составлять план
текста, определять
его идею и тему.
устный или
письменный
текст,
соблюдая
нормы его
построения;
соблюдать в
процессе
создания
текста
основные
нормы
русского
литературного
языка и
правила
правописания.
Находить
элементы
описания
внешности
человека в
тексте (в том
числе
«портретные
слова»);
определять
роль описания
отдельных
элементов
внешности
человека для
ные:
Владеть
монологической и
диалогической
формами речи в
соответствии с
грамматическими
и
синтаксическими
нормами родного
языка.
Регулятивные:
проектировать
траектории
развития через
включение в
новые виды
деятельности и
формы
сотрудничества.
Познавательны
е: объяснять
языковые
явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в
ходе творческого
задания
Р1, Р2, Р3 Урок развития
речи
5
Выборочно
е
изложение
(художеств
енное
описание
портрета
литературн
ого героя)
упр. 151
передачи
особенностей
его характера;
различать
официально
деловой и
художественны
й стили
описания
человека
адекватно
передавать
содержание
прослушанного
текста с
заданной
степенью
свернутости,
определять
основную
мысль
изложения;
выделять в
частях
исходного
текста подтему
(описание
внешности
человека);
составлять
план
изложения;
определять границы
текста для
выборочного
пересказа,
продумывать его
композицию,
объяснять цель
выборочных
изложений и их
значение в работе
над сочинением на
литературную тему.
Использовать
особенности
выборочного
изложения
(воспроизведение
одной из подтем,
находящейся в
разных частях
исходного текста),
структуру текста
Формирование
познавательного
интереса,
навыков кон
струирования
текста
Оценка действий
с точки зрения
нарушения
/соблюдения
моральных норм.
Желание
осваивать новые
виды
деятельности,
участвовать в
творческом,
созидательном
процессе.
Пишут изложение с
опорой на готовый
текст, изменяя
рассказчика,
перерабатывают
информацию,
анализируют
отношение автора
через языковые
средства. Работа с
текстом,
определение способа
сжатия текста.
Написание
изложения.
Коммуникатив
ные: владеть
различными
видами
монолога,
организовывать и
планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
Регулятивные:
осознавать самого
себя как
движущую силу
своего научения,
свою способность
к преодолению
препятствий и
самокоррекции.
Познавательны
е: уметь
перерабатывать
информацию
текста,
объяснять
языковые
явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в ходе компрессии
текста
Формирование
познавательного
интереса,
навыков кон
струирования
текста
типа описание, его
языковые
особенности.
Определять способы
сжатия текста,
использовать
выразительные
средства в
соответствии с
коммуникативной
задачей
излагать
подтему
исходного
текста.
Применять
прием
«целевого
чтения», об
обобщенной
форме
передачи
исходного
материала.
анализировать
текст с целью
выявления
существенных
фактов,
излагать
отобранный
материал
обобщенными
языковыми
средствами
Умению сжато
и точно
передавать
суть текста;
развивать
умение
письменно
излагать 6
7
Урок развития
речи
Сочинение
по личным
наблюдени
ям на тему
«Успешны
й
телеведущ
ий»
упр.166
167
Строить
монологические
высказывания,
осуществлять
индивидуальную
деятельность с
учетом
конкретных
учебно
познавательных
задач.
информацию
Создавать
текст
заданного типа,
использовать
многообразие
языковых
средств языка,
использовать
самостоятельн
о найденный
материал в
связи с
предлагаемой
темой
сочинения.
собирать материалы
к сочинению:
определять,
что относится к
теме будущего
сочинения;
фиксировать
свои наблюдения и
мысли;
систематизировать
материалы; в
письменной форме
составлять
собственный текст
описание внешности
человека по личным
наблюдениям
Способность
участвовать в
речевом
общении,
презентовать
свои творческие
способности.
Проводят
наблюдение и
записывают
увиденное в форме
сочинения
Создавать
письменные
высказывания,
излагать содержание
в соответствии с
типом речи
Использовать
приемы
систематизации
материала,
уметь излагать
мысли на заданную
тему.
использовать
самостоятельно
найденный
материал в связи
с предлагаемой
темой сочинения.
Урок
развити
я речи
Описание
действий как
вид текста
упр.189 или
сочинение с
элементами
рассуждени
Коммуникативны
е: определять цели и
функции
участников,
способы
взаимодействия,
планировать общие
Формирование
устойчивой
мотивации к
обучению, навыков
анализа,
конструирования,
проектной работы
по алгоритму с
перспективой са
модиагностики
Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей и
способностей к
структурированию
и систематизации
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов (базовый уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.