Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сергиев Посад Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 21
___________ Горбунова Н.В.
« » _____________2012 г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ (профильный уровень, региональный компонент) 10 А класс
Составитель: Решетняк Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
2012 год
Пояснительная записка
Проблема речевой подготовки школьников относится к одной из актуальнейших в современной системе образования. Программа учебного предмета «Культура русского речевого общения» определяет содержание коррекции и совершенствования речевой подготовки старшеклассников, формирование их речевой деятельности и речевого поведения, соответствующих социальному заказу современного общества и требованиям к формированию языковой личности. В 10–11 классах идёт процесс дальнейшего развития языковой личности. Особенностью изучения русского языка в старших классах является то, что обучение ориентировано на коррекцию и совершенствование навыков и умений грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной устной и письменной русской речи; навыков и умений коммуникативно-целесообразного использования языковых средств в разных сферах и средах речевого общения. Содержание данного учебного предмета определено не только целью развития культуры русского речевого общения как доминирующего признака общей культуры выпускника школы, но и целью возрождения национального самосознания средствами языка, что определяет как теоретическо-практическое знание, так и ее воспитательно-патриотическое значение. В учебный предмет «Культура русского речевого общения» включается работа над текстом как феноменом речевого общения. Знания о речевом общении и речевом воздействии, о восприятии, воспроизведении, порождении русской речи, о национальной речевой традиции, речевом идеале, речевом поведении (культуре речи и культуре мысли) и т.д. должны стать инструментом коррекции и совершенствования знаний о речеведческих понятиях и коммуникативных (речевых) навыках и умениях. Реквизиты программы: Шаталова В.М. Культура русского речевого общения.Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.– М.: Изд-во МГОУ, 2005 г. Учебное пособие для учащихся: Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г. Методическое пособие для учителя: Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.– М.: Изд-во МГОУ, 2005 г. Место программы Программа рассчитана на 2 года обучения: в 10 и 11 классе (68 учебных часов) По базисному учебному плану школы – 34 часа в 10 классе.
Содержание программы
1. Речевое общение и речевое воздействие – 1 час. 2. Язык и речь – 1 час. 3. Текст как результат речевой деятельности – 4 часа. 4. Культура речевого общения – 3 часа. 5. Устный русский текст – 1 час. 6. Письменный русский текст – 2 часа. 7. Литература как вид словесного (речевого) искусства – 1 час. 8. Монологические и диалогические формы речи и текста – 1 час. 9. Вторичный текст – 3 часа. 10. Речевое воздействие в общении – 2 часа. 11. Обучение красноречию – 2 часа. 12. Правила русского красноречия – 6 часов. 13. Лингвистическая любознательность и любовь к отечественному языку как составляющие культуры речевого общения – 2 часа. 14. Анализ образцовых русских текстов разной стилевой и жанровой принадлежности – 2 часа. 15. Практика создания собственного текста – 3 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 10 класса В результате работы учащиеся должны быть подготовлены к представлениям социальной роли русской речи, родного языка в жизни современного общества, о качествах культурного в речевом отношении активного члена общества – человека; владеющего устной и письменной речью, отвечающей коммуникативным требованиям: грамматической правильности, точности, логичности, выразительности, уместности и целесообразности; знающим правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты; свободно пользоваться теоретическим и практическим материалом по культуре речи, соблюдая правила русского красноречия, т.е. человека, умеющего анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику речевого поведения. Используемые технологии: ü уровневая дифференциация; ü проблемное обучение; ü информационно-коммуникационные технологии; ü здоровьесберегающие технологии; ü интерактивные технологии
Виды и формы контроля: ü диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); ü комплексный анализ текстов разных стилей; ü конртольная работа; ü конспект; ü тест; ü реферат; ü проект; ü устное высказывание на лингвистическую тему.
График проведения контрольных и творческих работ по русскому речевому общению в 10 классе
Планирование курса «Русское речевое общение» (34 часа, 1 час в неделю)
|
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Шаталова В.М. Культура русского речевого общения.Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.– М.: Изд-во МГОУ, 2005 г.
Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г.
Методическое пособие для учителя
Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.– М.: Изд-во МГОУ, 2005 г.
Учебное пособие для учащихся
Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического
объединения учителей № _____
от « »__________________ 20 _____г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________Крутова Е.А.
« »_________________ 20______г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.