Министерство образования и науки Ульяновской области
ОГБПОУ «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОй дисциплины
ОДБ.01 Русский язык и литература. русский язык
по профессиям:
08.01.10 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства»,
19.01.17 «Повар, кондитер».
Инза 2016 г.
РЕКОМЕНДОВАНА |
УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ПЦК общетехникумовских дисциплин Председатель ПЦК А.А.Борисов Протокол заседания ПЦК №_______ от «____»____________20____г. |
Заместитель директора по УР Н.М.Куликова «____»____________20____г.
|
Составитель:
Куликова Наталья Михайловна, преподаватель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, осваиваемой профессии.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС).
Содержание
Пояснительная записка...............................................................................................3
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………………………….4
Область применения программы…………………………………………………..4
Цели учебной дисциплины………………………………………………………….4
1.1 Общая характеристика учебной дисциплины....................................................5
1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане...................................................8
1.3 Результаты освоения учебной дисциплины.......................................................8
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины………………………………………………………………………….9
2. Структура и содержание учебной дисциплины.................................................................................................................9
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы…………………………9
2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины……………………..10
2.3Основные виды учебной деятельности обучающихся………………………...17
3.Условия реализации учебной дисциплины……………………………………..19
3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……19
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………23
5.Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов…………25
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНоЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01 Русский язык и литература. русский язык.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) и предназначена для получения среднего общего образования студентами, обучающихся на базе основного общего образования по профессиям:
08.01.10 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства»,
19.01.17 «Повар, кондитер».
1.2. Цели учебной дисциплины:
Изучение предметной области «Русский язык» должно обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского языка к ценностям национальной и мировой культуры;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность умений написания текстов по различным темам на русском языке в том числе демонстрирующих творческие способности ;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
1.3. Общая характеристика учебной дисциплины:
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме,
создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования.
1.4.Результаты освоения учебной дисциплины:
- Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
- Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- Предметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.5. Место учебной дисциплины в учебном плане: общеобразовательный цикл.
Учебная дисциплина относится к предметной области филология и является общей дисциплиной общеобразовательного цикла.
1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 171 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 114 часов;
самостоятельной работы 57 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
114 |
Самостоятельная работа (всего) |
57 |
В том числе: |
|
Выполнение письменных упражнений по темам. |
28 |
Работа с учебником по конспектированию учебного материала, составлению схем, таблиц, заучиванию правил. |
20 |
Индивидуальный проект |
6 |
Работа с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками, интернет-ресурсами. |
3 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена (изложение) |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, самостоятельная работа |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Язык и речь. |
ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6 -формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -учить владеть языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; -учить владеть навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания. -формировать представления о системе стилей языка художественной литературы. - анализировать основные стилевые разновидности письменной и устной речи. - определять тип, стиль, жанр текста (по заданному способу). - проводить анализ структуры текста, лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. - осваивать виды переработки текста. - изучать особенностей построения текста разных функциональных типов. - составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. -выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; -вычитывать разные виды информации; -характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; -выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; -высказывать свою точку зрения по проблеме текста; -характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; -составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; -анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; -подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; -оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; -исправлять речевые недостатки, редактировать текст; -выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; -анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; -различать тексты разных функциональных стилей (экстра- лингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); -анализировать тексты разных жанров научного (учебнонаучного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; -создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); -подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) |
|
|
Содержание учебного материала: |
16 |
||
Тема 1.1. Основные функции языка. Виды речевой деятельности |
2 |
|
|
1. Введение в дисциплину. Виды речевой деятельности. |
1 |
2 |
|
2. Основные требования к речи. |
1 |
2 |
|
Тема 1.2. Стили речи |
14 |
|
|
1. Научный стиль. |
2 |
2 |
|
2. Официально-деловой стиль. Его признаки, назначение. |
2 |
2 |
|
3. Публицистический стиль, его назначение. |
2 |
2 |
|
4. Стиль художественной литературы. Основные признаки. Основы ораторской речи. |
2 |
2 |
|
5. Текст как произведение речи. Средства и виды связи предложений в тексте. |
2 |
2 |
|
6. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. |
2 |
2 |
|
7. Отработка навыка определения типа текста. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. |
8 4 |
|
|
2. Работа над индивидуальными проектами. |
4 |
||
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, орфография, графика.
|
ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6 -развивать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; -применять навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; -овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; -развивать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. -выявлять закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. -наблюдать над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. -проводить фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. -наблюдать над выразительными средствами фонетики; -проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; -извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; -строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; -проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; -извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
|
|
Тема 2.1. Основные фонетические единицы |
10 |
|
|
1. Звуки речи. Произносительные нормы и нормы ударения. |
1 |
|
|
2. Орфоэпические нормы. Произношение гласных и согласных звуков. |
1 |
||
3. Правописание гласных, звонких и глухих согласных. |
2 |
||
4. Употребление Ь и Ъ знаков. |
2 |
||
5. Правописание О/Е после шипящих и Ц |
2 |
||
6. Правописание И/Ы после приставок, приставки на З/С |
2 |
||
Самостоятельная работа: 1. Работа с орфоэпическим словарем. 2. Выполнение письменных упражнений по теме. 3. Работа над индивидуальными проектами. |
12 4 4 4 |
||
Раздел 3. Лексика и фразеология.
|
ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6 -формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -развивать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; -развивать владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания. -наблюдать над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. - проводить лексический и фразеологический анализ слова. -составлять связные высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. -аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; -объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; -познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)
|
|
|
Содержание учебного материала: |
12 |
||
Тема 3.1. Словарная система русского языка. |
12 |
|
|
1. Лексическое и грамматическое значение слов. |
1 |
2 |
|
2. Многозначность слов: омонимы, синонимы, антонимы. |
1 |
2 |
|
3. Русская лексика с точки зрения её происхождения. Активная и пассивная лексика. |
2 |
2 |
|
4. Лексика с точки зрения её употребления. Особенности русского речевого этикета. |
2 |
2 |
|
5. Фразеологизмы. Виды фразеологизмов, их роль в предложении. |
2 |
2 |
|
6. Лексические нормы. Употребление фразеологизмов в речи. |
2 |
2 |
|
7. Лексические ошибки и их исправление. |
1 |
2 |
|
Практическое занятие №1 8. Лексический и фразеологический анализ слова. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа: 1. Работа с толковым и фразеологическим словарями. 2. Работа над индивидуальными проектами. 3. Выполнение письменных упражнений по теме. |
12 4 4 4 |
|
|
Раздел 4. Морфология и орфография
|
ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6 -владеть нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; -развивать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; -развивать способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. - исследовать тексты с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. - наблюдать над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. - анализировать и характеризовать общие грамматические значения, морфологические и синтаксические признаки слов разных частей речи. - сопоставлять лексического и грамматического значения слов. - выявлять нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся. - образовывать слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. -составлять словосочетания, предложения, тексты (устные и письменные) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. -наблюдать над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. -подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. -опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; -проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; -извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; -определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; -проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; -подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; -составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; |
|
|
Содержание учебного материала: |
40 |
||
Тема 4.1. Классификация частей речи. |
40 |
|
|
1. Имя существительное как часть речи. |
4 |
2 |
|
2. Имя прилагательное как часть речи. |
4 |
2 |
|
3. Местоимение. Разряды местоимений. |
2 |
2 |
|
4. Глагол как часть речи. |
4 |
2 |
|
5. Причастие как особая форма глагола. |
4 |
2 |
|
6. Деепричастие как особая форма глагола. |
4 |
2 |
|
7. Наречие. Слова категории состояния. |
2 |
2 |
|
8. Служебные части речи. Предлог как часть речи. |
2 |
2 |
|
9. Союз как часть речи. |
2 |
2 |
|
10. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте |
4 |
2 |
|
11. Частица как часть речи. |
2 |
2 |
|
12. Междометие и звукоподражательные слова. |
2 |
2 |
|
Практическое занятие №2 13. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. |
4 |
2 |
|
Практическое занятие №3 14. Стилистические ресурсы морфологии. Морфологический разбор слова. |
3 |
2 |
|
Самостоятельная работа : 1. Работа с орфографическим словарем. 2. Выполнение письменных упражнений по теме. 3. Заучивание орфографических правил и норм. 4. Решение тестовых заданий (при возможности с использованием интернета). 5. Работа над индивидуальными проектами. |
12 4 2 2 2 2 |
|
|
Раздел 5. Синтаксис и пунктуация.
|
ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6 -воспитывать уважение к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; -понимать роль родного языка как основы успешной социализации личности; -осознавать эстетическую ценность, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. -исследовать тексты для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. -наблюдать над существенными признаками словосочетания. -наблюдать над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. -анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. -сопоставление устной и письменной речи. -наблюдать над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. -выполнять упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. -проводить анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. -составлять схемы простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. -составлять связное высказывание с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. -применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. -опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); -комментировать ответы товарищей; -извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; -составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; -проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; -подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; -определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; -составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; -извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; -производить синонимическую замену синтаксических конструкций; -Составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; -пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; -составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
|
|
Содержание учебного материала: |
|||
Тема 5.1. Основные синтаксические единицы |
|
|
|
1. Словосочетание. Виды словосочетаний. |
2 |
2 |
|
2. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. |
2 |
2 |
|
3. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. |
4 |
2 |
|
4. Осложненное простое предложение. |
2 |
2 |
|
5. Особенности современной русской пунктуации. Отработка навыков расстановки знаков препинания в простых и простых осложненных предложениях. |
4 |
2 |
|
6. Виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение (ССП). |
4 |
2 |
|
7. Сложноподчиненное предложение (СПП). |
4 |
2 |
|
8. Бессоюзное сложное предложение (БСП). |
4 |
3 |
|
9. Пунктуация при прямой речи, диалоги и цитаты. |
3 |
2 |
|
10. Пунктуация. Нормы и варианты, правила исключения. |
4 |
2 |
|
Практическое занятие №4 Отработка навыка расстановки знаков препинания в сложных предложениях с прямой речью. |
3 |
2 |
|
Самостоятельная работа : 1. Работа с учебником - составление схем, таблиц, конспектов по темам раздела. 2. Выполнение письменных упражнений по теме. 3. Решение тестовых заданий (при возможности с использованием интернета). 4. Работа над индивидуальными проектами. |
13 4 3 3 3 |
|
Раздел учебной дисциплины |
Основные виды деятельности |
Раздел 1. Язык и речь. |
• Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; • составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека |
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, орфография, графика.
|
• Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
Раздел 3. Лексика и фразеология.
|
• Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
Раздел 4. Морфология и орфография
|
• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании |
Раздел 5. Синтаксис и пунктуация.
|
• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); • комментировать ответы товарищей; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; • производить синонимическую замену синтаксических конструкций; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам. |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русского языка и литературы».
Оборудование учебного кабинета:
1. В состав рабочего места преподавателя входят стол для преподавателя со стулом, классная доска, экран.
2. Классная доска с пятью рабочими поверхностями, состоящая из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Доска имеет магнитную поверхность.
3. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции: «Знаменательные даты»; «Литературный вестник»; «Литературное краеведение»; «Готовимся к экзаменам»; «Мониторинг качества знаний учащихся».
4. В комплект мебели входит мебель и приспособления для рационального размещения и хранения средств обучения; для организации использования аппаратуры; для демонстрации печатных пособий; для систематизации имеющегося учебного фонда.
5. Посадочные места по количеству обучающихся.
Для рациональной организации рабочего места обучающихся соблюдены следующие условия:
· достаточная рабочая поверхность для письма, чтения и других видов самостоятельных работ;
· соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;
· необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола
Технические средства обучения:
В комплект технических средств обучения входят компьютер, лицензионное программное обеспечение, мультимедийный проектор, телевизор, DVD-плеер.
В комплектацию кабинета русского языка и литературы входит многофункциональный комплекс для преподавателя, который оснащен полками для телеаппаратуры и учебных пособий, досками, тумбовыми системами различной комплектации, проекционным столиком, экраном, набором приспособлений для крепления таблиц.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Для преподавателя:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
6. Добротина Ирина Геннадьевна. Русский язык. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 10 класс. – М.: «Просвещение», 2010.
7. Добротина Ирина Геннадьевна. Русский язык. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.
8. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2007.
9. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи". 10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2007.
10. Власенков А. И. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи". 10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2007.
11. В мире подростка / Под. ред. А.А. Бодалева. М., 1982.
12. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под. ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.
13. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. т. 3.
14. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. т. 4.
15. Греков В. Ф., Крючков С. ., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2007.
16. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
Для студентов:
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2008.
3. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2009.
4. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2007.
5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2008.
6. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2009.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2009.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2008.
9. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2007.
10. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2007.
11. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Интернет-ресурсы:
1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык». http://www.gramota.ru
2. Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала. http://www.language.edu.ru
3. Культура письменной речи. http://www.gramma.ru
4. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений. http://www.philolog.ru/dahl/
5. Крылатые слова и выражения. http://slova.ndo.ru
6. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система. http://www.ruscorpora.ru
7. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка. http://yamal.org./ook/
8. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово». http://www.ropryal.ru
9. Рукописные памятники Древней Руси. http://www.lrc-lib.ru
10. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН. http://rusgram.narod.ru
11. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты. http://character.webzone.ru
12. Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
http://www.svetozar.ru
13. Свиток – История письменности на Руси. http://www.ivki.ru/svitok/
14. Справочная служба русского языка. http://spravka.gramota.ru
15. Тесты по русскому языку. http://likbez.spb.ru
16. Центр развития русского языка. http://www.ruscenter.ru
17. Электронные пособия по русскому языку для школьников. http://learning-russian.gramota.ru
Результаты обучения (метапредметные, предметные) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Раздел 1. - Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; - составлять связные высказывания (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; -приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; -определять темы, основные мысли текстов о роли русского языка в жизни общества; - проводить языкового разбора текстов; -извлекать информации из разных источников (таблиц, схем); -строить рассуждения о роли русского языка в жизни человека; - анализировать основные стилевые разновидности письменной и устной речи. - определять тип, стиль, жанр текста (по заданному способу). - проводить анализ структуры текста, лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. - осваивать виды переработки текста. - изучать особенностей построения текста разных функциональных типов. - составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. -выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; -вычитывать разные виды информации; -характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; -выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; -высказывать свою точку зрения по проблеме текста; -характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; -составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; -анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; -подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; -оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; -исправлять речевые недостатки, редактировать текст; -выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; -анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; -различать тексты разных функциональных стилей (экстра- лингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); -анализировать тексты разных жанров научного (учебнонаучного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; -создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); -подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) |
Устные сообщения (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения), устный опрос, анализ текста.
Отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор |
Раздел 2. -Выявлять закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. -наблюдать над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. -проводить фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. -наблюдать над выразительными средствами фонетики; -проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; -извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; -строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; -проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; -извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
Работа со словарями, творческие работы (статья, заметка, репортаж; эссе), написание деловых бумаг (резюме, заметка, статья), фронтальный опрос. |
Раздел 3. -Наблюдать над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. - проводить лексический и фразеологический анализ слова. -составлять связные высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. -аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; -объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; -познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
Выборочный диктант, языковой анализ текста, анализ языковых единиц, контрольное тестирование. |
Раздел 4. - Исследовать тексты с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. - наблюдать над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. - анализировать и характеризовать общие грамматические значения, морфологические и синтаксические признаки слов разных частей речи. - сопоставлять лексического и грамматического значения слов. - выявлять нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся. - образовывать слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. -составлять словосочетания, предложения, тексты (устные и письменные) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. -наблюдать над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. -подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. -опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; -роводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; -извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; -определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; -проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; -подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; -составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; |
Участие в дискуссии, выступления с докладом, рефератом, письменные творческие работы. |
Раздел 5. -Понимать роль родного языка как основы успешной социализации личности; -осознавать эстетическую ценность, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. -исследовать тексты для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. -наблюдать над существенными признаками словосочетания. -наблюдать над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. -анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. -сопоставление устной и письменной речи. -наблюдать над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. -выполнять упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. -проводить анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. -составлять схемы простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. -составлять связное высказывание с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. -применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. -опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); -комментировать ответы товарищей; -извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; -составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; -проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; -подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; -определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; -составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; -извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; -производить синонимическую замену синтаксических конструкций; -Составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; -пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; -составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
Пунктуационный анализ предложения, орфографический диктант, изложение, контрольный диктант. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.