Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода, в соответствии с которым у обучающихся развиваются и совершенствуются:
-языковая, лингвистическая (языковедческая);
-коммуникативная;
-культуроведческая компетенции.
Формирование компетенций происходит при изучении любой темы, по-скольку все виды компетенций взаимосвязаны. А также дисциплина направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про-фессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и концессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной дея-тельности.
Русский язык программа 1 курс.doc
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»
Код, специальность 031001«Правоохранительная деятельность»
1 Москва
2013
2 Содержание
1.Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной
дисциплины Русский язык
2.Структура и содержание общеобразовательной учебной
дисциплины Русский язык
3.Условия
реализации
рабочей
программы
общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык
3 4 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения программы:
Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по
специальности 031001 «Правоохранительная деятельность», в соответствии с
примерной программой
автор
Воителева Т.М., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки, 2008 год издания.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
учебной дисциплины «Русский язык»,
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым
общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного
подхода, в соответствии с которым у обучающихся развиваются и
совершенствуются:
языковая, лингвистическая (языковедческая);
коммуникативная;
культуроведческая компетенции.
Формирование компетенций происходит при изучении любой темы,
поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. А также дисциплина направлена
на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностномотивационной
ориентации.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том
числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5.
Проявлять психологическую устойчивость в сложных и
экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе
профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 7. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями
граждан, в том числе с представителями различных национальностей и концессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
5 ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной
деятельности.
ОК 11.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами
морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно
относиться к праву и закону.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины –
требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «Русский язык» призвана акцентировать внимание на
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития
интеллектуальных и творческих способностей, самореализации в различных
областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения
круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развития готовности к
речевому взаимодействию,
самообразования и активного участия в
производственной, культурной и общественной жизни государства.
При реализации программы учитывается междредметная связь с
общеобразовательными дисциплинами: Литература, Английский язык, а также
обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «Русский язык» с
профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС «Правоохранительная
деятельность», «Право и организация социального обеспечения».
Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен
овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
1. Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных
и нестандартных ситуациях.
2. Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
заниматься
профессиональных
выполнения
задач,
эффективного
самообразованием.
3. Информационный блок
Использовать
информационнокоммуникативные
профессиональной деятельности.
4. Коммуникативный блок
технологии
в
6 Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя
ответственность за результат выполнения заданий.
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется
путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС «Право и
организация социального обеспечения».
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков
самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к
получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний
о лингвистике как науке; языке как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и
уровней языка; языковой норме, ее функциях; функциональностилистической
системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и
ситуациях общения;
овладение умениями опознавать,
сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных
интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к
языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения
нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты
норм и речевые нарушения;
анализировать,
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике,
в том числе в профессионально ориентированной сфере общения;
совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в
различных сферах и ситуациях общения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования
коммуникативной и
языковой и лингвистической (языковедческой),
культуроведческой компетенций.
В результате освоения дисциплины «Русский язык» учащиеся должны:
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл
понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические,
орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социальнокультурной, учебнонаучной, официальноделовой
сферах общения;
грамматические,
лексические,
уметь:
7 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, проводить лингвистический
анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной
задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно
научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебнонаучной (, социально
культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения
основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного
русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать
нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы
информационной переработки устного и письменного текста.
1.4. Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины:
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменения с
учётом профиля получаемого профессионального образования.
2. Путём отбора дидактических единиц программы по русскому языку,
знание которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей
профессиональной деятельности.
3.
Осуществлением межпредметных связей дисциплины с
профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.
4.
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на
расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении
профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5. Количество часов,
отведённое на освоение программы
общеобразовательной дисциплины, в том числе:
Максимальная учебная нагрузка – 175 часов;
Обязательная аудиторная нагрузка – 117 часов;
Самостоятельная (внеаудиторная) работа 58 часов
1.6 Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с
примерной программой по общеобразовательной дисциплине «Русский
язык»:
Количество часов без изменений в соответствии с примерными объемными
параметрами общеобразовательной подготовки по программам с учетом профилей
получаемого профессионального образования и структурой рабочей программы
(письмо ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ от 14.07.2012 г.)
8 9 2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной
работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная учебная аудиторная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические работы
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
На выполнение домашнего задания для подготовки к занятиям
На выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
Из них:
Язык и его функции. Язык и культура. Культура речи. Нормы
русского языка
Устная и письменная формы существования русского языка. Виды
речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом
Слово как единица языка.
Стилистика и синонимические средства языка.
Словари русского языка и сфера их использования.
Письмо и орфография.
Русское письмо и его эволюция.
Строение русского слова.
Неморфологические способы словообразования.
Значимые части речи в русском языке.
Вклад М.В. Ломоносова (Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, В.В.
Виноградова и др. по выбору) в изучение русского языка.
Употребление служебных частей речи в тексте
Русская пунктуация и ее значение.
Роль словосочетания в построении предложения.
Синонимия простого предложения.
Синонимия сложного предложения
Итоговая аттестация (в форме)
Объем часов
175
117
58
12
46
1
4
6
5
5
8
4
4
4
5
экзамен
10 2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объём часов
Уровень
освоенности
1
Введение
Раздел 1.
Тема 1.1. Язык и речь. Виды
речевой
деятельности.
Основные требования к речи.
Тема 1.2.
Функциональные
стили речи. Особенности
разговорного стиля.
Тема 1.3.
Научный стиль.
Его особенности. Основные
жанры научного стиля
Тема 1.4.
деловой
особенности.
жанры стиля.
Официально
Его
Основные
стиль.
2
Содержание учебного материала:
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык
и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о
русском литературном языке и языковой норме.
Самостоятельная работа обучающихся:
Язык и его функции. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка
Язык и речь. Функциональные стили речи
Содержание учебного материала:
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи:
правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых
средств.
Самостоятельная работа обучающихся: Устная и письменная формы
существования русского языка. Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с
другом
Содержание учебного материала:
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Содержание учебного материала
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение
и др.
Содержание учебного материала:
Официальноделовой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально
делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Содержание учебного материала:
3
2
1
16
2
4
2
2
2
2
4
1
2
2
2
2
11 Тема 1.5. Публицистический
стиль.
Художественный
стиль. Его особенности.
анализ
Текст как
речи.
Тема 1.6.
произведение
Функциональносмысловые
типы речи.
Лингвистический
текста.
.
Раздел 2.
Тема 2.1.
Слово в
лексической системе языка.
Многозначные
и
однозначные слова.
зрения
Омонимы,
антонимы,
Тема 2.2.
синонимы,
паронимы.
Тема 2.3. Русская лексика с
точки
ее
происхождения.
Тема 2.4. Лексика с точки
зрения ее употребления.
Профессионализмы.
Терминологическая лексика.
Тема 2.5.
Активный и
пассивный словарный запас.
его назначение.
Публицистический стиль речи,
Основные жанры
публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной
речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование
изобразительновыразительных средств и др.
Содержание учебного материала:
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное
синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи
предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы,
конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Лингвостилистический анализ текста.
Лексика и фразеология
Содержание учебного материала:
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения
слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора,
метонимия как выразительные средства языка.
Самостоятельная работа обучающихся: Слово как единица языка.
Стилистика и синонимические средства языка.
Словари русского языка и сфера их использования.
Содержание учебного материала
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Содержание учебного материала:
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика,
заимствованная лексика, старославянизмы).
Содержание учебного материала:
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика,
лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы.
Терминологическая лексика.
Содержание учебного материала:
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.
Русские пословицы и поговорки.
2
20
2
6
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12 Тема 2.6. Фразеологизмы.
Отличие фразеологизма от
слова.
Лексико
фразеологический разбор.
Тема 2.7. Лексические
нормы.
Лексические и
фразеологические ошибки и
их исправление.
Раздел 3.
Тема 3.1. Фонетика как
наука. Фонетический разбор.
Орфоэпия. Графика.
Тема 3.2. Правописание слов
с безударными гласными.
Правописание
с
слов
чередующимися гласными
Тема 3.3. Правописание
букв после шипящих и Ц.
Правописание согласных в
корне слова.
Тема 3.4. Правописание
приставок на з и с. Гласные
ыи после приставок.
Содержание учебного материала:
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в
речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико
фразеологический разбор.
Содержание учебного материала:
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в
употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Содержание учебного материала:
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение
буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль
ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение
гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование
орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс,
аллитерация.
Самостоятельная работа обучающихся: Письмо и орфография.
Русское письмо и его эволюция.
Содержание учебного материала:
Правописание безударных проверяемых гласных, чередующихся и безударных
непроверяемых гласных в корне слова.
Содержание учебного материала:
Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Содержание учебного материала:
Правописание приставок на З / С . Правописание И – Ы после приставок.
Содержание учебного материала:
2
2
18
2
5
4
2
2
3
2
2
2
2
2
2
13 Тема 3.5. Употребление
буквы Ь. Употребление Ъ
после приставок.
Раздел 4.
Тема 4.1. Понятие морфемы
как значимой части слова.
Морфемный разбор слова.
Основные
способы
словообразования.
Словообразовательный
анализ.
Тема 4.2. Правописание
приставок при/ пре
Тема 4.3. Правописание
сложных слов.
Раздел 5.
Тема
5.1.
Лексико
грамматические
разряды
имен существительных. Род,
число, падеж сущ. Склонение
им. сущ.
Употребление буквы Ь. Буква Ъ после приставок
Морфемика, словообразование и орфография
Содержание учебного материала:
Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Словообразовательный анализ.
Самостоятельная работа обучающихся: Строение русского слова.
Неморфологические способы словообразования.
Содержание учебного материала:
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок
ПРИ / ПРЕ .
Содержание учебного материала:
Правописание сложных слов. Речевые ошибки, связанные с неоправданным
повтором однокоренных слов.
Морфология и орфография
Содержание учебного материала:
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая
форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части
речи и их роль в построении текста.
Лексикограмматические разряды имен существительных. Род, число, падеж
существительных. Склонение имен существительных.
Самостоятельная работа обучающихся: Значимые части речи в русском языке.
Вклад М.В. Ломоносова (Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др. по
выбору) в изучение русского языка.
Содержание учебного материала:
13
2
5
2
4
36
2
8
4
2
2
2
2
14 Тема 5.2. Правописание
окончаний и суффиксов
имен
существительных.
Правописание
сложных
существительных.
Морфологический разбор
имени существительного.
Тема
5.3.
Лексико
грамматические
разряды
имен
прилагательных.
Степени сравнения имен
прилагательных.
Правописание суффиксов и
окончаний
имен
прилагательных.
Правописание
прилагательных.
Морфологический разбор
имени прилагательного.
Лексико
Тема
разряды
грамматические
имен
числительных.
Правописание числительных.
Морфологический разбор
имени числительного.
Тема
Лексико
грамматические
разряды
местоимений. Правописание
местоимений.
Морфологический разбор
местоимения.
сложных
5.5.
5.4.
Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных
существительных. Употребление форм имен существительных в речи.
Морфологический разбор имени существительного.
Содержание учебного материала:
Лексикограмматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен
прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Правописание сложных прилагательных.
Употребление форм имен
прилагательных в речи. Морфологический разбор имени прилагательного.
Содержание учебного материала:
Лексикограмматические разряды имен числительных.
Правописание
числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба,
обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Морфологический разбор
имени числительного.
Содержание учебного материала:
Значение местоимения.
Лексикограмматические разряды местоимений.
Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как
средство связи предложений в тексте. Морфологический разбор местоимения
Содержание учебного материала
2
2
2
2
15
4
2
2
4 НЕ
НЕ
Грамматические
Тема 5.6.
признаки
глагола.
Правописание суффиксов и
личных окончаний глагола.
Правописание
с
глаголами.
Морфологический разбор
глагола
Тема 5.7.
Причастие как
особая форма глагола.
Правописание суффиксов и
причастий.
окончаний
Правописание
с
причастиями. Правописание
Н и –НН в причастиях и
отглагольных
прилагательных. Причастный
оборот и знаки препинания в
предложении с причастным
оборотом. Морфологический
разбор причастия.
Тема 5.8. Правописание НЕ
с
деепричастиями.
Деепричастный оборот и
в
знаки
предложениях
с
деепричастным оборотом.
Морфологический разбор
деепричастия
препинания
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных
окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Употребление форм глагола в
речи. Морфологический разбор глагола.
Содержание учебного материала:
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и
страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий.
Правописание НЕ с причастиями. Правописание Н и –НН в причастиях и
отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в
предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Содержание учебного материала:
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного
и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный
оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с
деепричастиями.
Содержание учебного материала:
2
2
2
16
6
2
2 Грамматические
наречия.
Тема 5.9.
признаки
Правописание наречий.
Морфологический разбор
наречия.
Отличие слов
категории состояния от
словомонимов. Группы слов
категории состояния.
Раздел 6.
Тема 6.1. Предлог как часть
речи.
Правописание
предлогов
Тема 6.2. Союз как часть
речи. Правописание союзов
Тема 6.3. Частица как часть
речи. Правописание частиц.
Правописание частиц НЕ и
НИ с разными частями речи.
Междометия
и
звукоподражательные слова
Раздел 7.
Тема 7.1.
Понятие о
синтаксисе. Словосочетание.
Предложение.
Строение
словосочетания. Виды связи
слов в словосочетании.
Синтаксический
разбор
словосочетания.
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание
наречий. Отличие наречий от словомонимов. Употребление наречия в речи.
Морфологический разбор наречия.
Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от словомонимов.
Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Служебные части речи
Содержание учебного материала:
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Употребление предлогов в
составе словосочетаний.
Содержание учебного материала:
Союз как часть речи. Правописание союзов. Употребление союзов в простом и
сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Содержание учебного материала:
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с
разными частями речи. Употребление частиц в речи.
Правописание междометий и
Междометия и звукоподражательные слова.
звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Употребление междометий в речи.
Самостоятельная работа обучающихся: Употребление служебных частей речи в
тексте
Синтаксис и пунктуация
Содержание учебного материала:
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное
синтаксическое целое.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.
Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.
Значение словосочетания в построении предложения.
Самостоятельная работа обучающихся: Русская пунктуация и ее значение.
Роль словосочетания в построении предложения.
16
4
2
6
4
41
2
4
2
2
2
2
2
17 Простое
Тема
7.2.
предложение.
Виды
предложений по цели
высказывания,
по
окраске.
эмоциональной
Логическое
ударение.
Основа
простого
предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым
Второстепенные
Тема 7.3.
члены
предложения.
Односоставное и неполное
предложения
Тема 7.4.
Предложения с
однородными членами и
знаки препинания в них.
Однородные и неоднородные
определения
Тема 7.5.
обособленными
уточняющими членами
Предложения с
и
Содержание учебного материала:
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные
предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа
простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Согласование сказуемого с подлежащим.
Самостоятельная работа обучающихся: Синонимия простого предложения.
Содержание учебного материала:
Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, приложение,
обстоятельство).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Содержание учебного материала:
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и
неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
Содержание учебного материала:
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление
определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление
обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.
Уточняющие члены предложения.
Содержание учебного материала:
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
18 Тема 7.6. Знаки препинания
при словах, грамматически
не связанных с членами
предложения.
Синтаксический
простого предложения
разбор
речи.
Тема 7.7. Способы передачи
чужой
Знаки
препинания при прямой
речи. Замена прямой речи
косвенной.
Знаки
препинания при цитатах.
Оформление диалога.
Тема 7.8. Сложносочиненное
предложение.
Знаки
препинания
в
сложносочиненном
предложении
Тема
Сложноподчиненное
предложение.
препинания
сложноподчиненном
предложении
Тема 7.10.
Бессоюзное
сложное предложение. Знаки
препинания в бессоюзном
сложном предложении
Знаки
в
7.9.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от
знаменательных словомонимов.
Употребление вводных слов в речи;
стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства
связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении.
Употребление междометий в речи.
Синтаксический разбор простого предложения
Содержание учебного материала:
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена
прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Знаки препинания при междометии.
Содержание учебного материала:
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Содержание учебного материала:
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и
стилях речи.
Содержание учебного материала:
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Содержание учебного материала:
2
2
4
2
4
2
2
2
2
2
19 Тема 7.11. Знаки препинания
в сложном предложении с
разными видами связи
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ.
Период и его построение.
Самостоятельная работа обучающихся: Синонимия сложного предложения
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
ВСЕГО:
На подготовку домашнего задания к учебным занятиям:
ИТОГО:
2
5
163
12
175
1. ознакомительный;
2. репродуктивный;
3. продуктивный.
20 3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличие кабинета по
русскому языку:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
набор наглядных материалов.
Технические средства обучения: телевизор, DVD проигрыватель
3.2. Учебнометодический комплекс
общеобразовательной
учебной дисциплины, систематизированной по компонентам
Учебнометодический комплекс общеобразовательной дисциплины
«Русский язык» включает в себя следующие материалы:
1. Выписка из Федерального компонента государственного стандарта
общего образования.
2. Выписка из Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования специальности 031001
Правоохранительная деятельность.
3. Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык», авторы
автор Воителева Т.М., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки, 2008 год.
4. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык».
5. Календарнотематический план.
6. Методические указания по выполнению внеаудиторных
(самостоятельных) работ.
7. Материалы промежуточного контроля.
3.3. Информационнокоммуникационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи.
Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2010.
2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические
материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2008.
3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский
язык: учебник. – 10е изд., испр. – М., 2011.
4. Греков В.Ф., С.Е. Крючков, Чешко Л.А. Пособие по русскому языку.
– М., 2008.
Дополнительная литература
21 1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М.,
3. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
4. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
5. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.,
2004.
2006.
6. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по
современному русскому языку: Учебное пособие/ Под ред. Леканта П.А. – 3
изд., испр. и доп. – М., 2006.
7. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник.
Практикум. – М., 2001.
8. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под
ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая
стилистика. – М., 2004.
10. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М.,
1998.
1.
Словари и справочники
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в
современном русском языке. – СПб., 2000.
2.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка.
– СПб. 2003.
3.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая
правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2е изд.,
испр. и доп. – М., 2001.
4. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. –
М., 2001.
5. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка.
Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
6. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь
русского языка. – М., 2005.
7. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. –
М., 2004.
8. МАС – Словарь русского языка в 4х т./ АН СССР/ Под ред. А.П.
Евгеньевой. – 2е изд., испр. и доп. – М., 1981 – 1984.
9. Новый орфографический словарьсправочник русского языка / Отв.
Ред. В.В. Бурцева. – 3е изд., стереотипн. – М., 2002.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и
фразеологических выражений. – 25е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И.
Скворцова. – М., 2006.
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –
М., 1992.
22 12. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской
речи. – М., 2005.
13. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и
изменения слов русского языка. – М., 2005.
14. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь
русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
15. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М.,
2000.
Интернетресурсы
1. www.gramota.ru
2. www.slovari.ru
3. www.textologia.ru
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных
заданий и исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
1
Коды формируемых
профессиональных и
общих компетенций
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
2
3
ОК1 –ОК13
языковая,
лингвистическая.
Знания:
связь языка и истории, культуры
русского и других народов; смысл
понятий: речевая ситуация и ее
компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их
признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного
русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально
культурной, учебнонаучной,
официальноделовой сферах общения;
Умения:
осуществлять речевой самоконтроль; ОК1 –ОК13
Проверка выполнения
письменных заданий,
своевременное
выполнение
самостоятельной
работы, проверка
результатов работы с
презентацией.
Проверка выполнения
23 оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения
языкового оформления, проводить
лингвистический анализ
текстов
различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
использовать основные виды чтения в
зависимости от коммуникативной
задачи;
извлекать необходимую
информацию из различных источников:
учебнонаучных текстов, справочной
литературы,
массовой
информации;
средств
общения
говорение и письмо:
создавать устные и письменные
монологические и диалогические
высказывания различных типов и
жанров в учебнонаучной (, социально
культурной и деловой сферах
общения;
применять в практике
речевого
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические нормы современного
русского литературного языка;
соблюдать в практике письма
орфографические и пунктуационные
современного русского
нормы
литературного языка;
соблюдать
нормы речевого поведения в
различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем; использовать
основные приемы информационной
переработки устного и письменного
текста;
осознания русского языка как
духовной, нравственной и культурной
ценности народа; приобщения к
ценностям национальной и мировой
культуры; развития интеллектуальных
и
способностей,
самореализации в различных областях
человеческой
деятельности;
творческих
коммуникативная
письменных заданий,
своевременное
выполнение
самостоятельной
работы, проверка
результатов работы с
презентацией, контроль
за построением устных
сообщений, контроль за
речевой практикой в
составе группы,
проверка диктантов,
изложений.
ОК1 –ОК13
культуроведческая
Устный опрос
Беседа
Практическая работа
Самостоятельная работа
Доклады,
сообщение,
презентация
Тест
Диктант
24 словарного
увеличения
запаса;
расширения круга используемых
языковых и речевых средств;
совершенствования способности к
самооценке на основе наблюдения за
развития
собственной
готовности
речевому
взаимодействию, самообразования и
участия
активного
в
производственной,
культурной и
общественной жизни государства.
речью;
к
Деловая игра
Контрольная работа
25
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.