Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 им. С.А. Красовского
посёлка Монино Щёлковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ № 3
им. С.А. Красовского
п. Монино ЩМР МО
____________(О.Г. Ефимова)
«___»__________ 2017 г.
Рабочая программа
по всеобщей истории
5 класс
Базовый уровень
Составитель:
Потапова Ольга Александровна,
учитель истории и обществознания. 2017 г.
2 Рабочая программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой
основного общего образования МБОУ СОШ № 3 им. С.А. Красовского п. Монино ЩМР МО,
на основании авторской программы по всеобщей истории А. А. Вигасина, А.О. СорокоЦюпы.
59 классы [А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. М.: Издательство
«Просвещение», 2014 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной
парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя
предметные, метапредметные и личностные результаты.
предметные результаты освоения учащимися программы по истории Древнего мира.
получить целостное представление об историческом развитии человечества от
первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
сформировать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями,
личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
сформировать умения применять понятийный аппарат и элементарные методы
исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа,
сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации
собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально
этических вопросов далекого прошлого;
получить представление о мифах как ограниченной форме мышления и
познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения
прошлого;
датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять
последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями,
вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
читать историческую карту, находить и показывать на ней историко
географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и
группировать их по предложенным признакам;
сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира,
выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие
выводы о результатах своего исследования;
давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников
истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам
подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные
источники информации;
различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию,
формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими
явлениями и процессами;
готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и
взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками
истории Древнего мира, способствовать их охране.
3 Ученик научится:
Работать с историческими источниками:
Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить
местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
Описывать (реконструировать):
Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях,
их участниках;
Анализировать, объяснять:
Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
Соотносить единичные исторические факты и общие явления;
Работать с версиями, оценками:
Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной
литературе;
Применять знания и умения в общении, социальной среде:
Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности
современных событий;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических
и культурных памятников своей страны и мира.
Ученик получит возможность научиться:
Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного
типа.
Пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерами для обработки, передачи,
систематизации информации в соответствии с целью.
Организовать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива.
Оценивать и корректировать свое поведение в социальной среде.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы по истории Древнего мира.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное
внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить
новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,
осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и
оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к
проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных
учебных действий
приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы,
практическому освоению моральноэтических и психологических принципов общения и
сотрудничества;
• практическому освоению умений,
коммуникативной
компетентности (ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с
учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать
составляющих основу
4 необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой
общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и
способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации);
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств
для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного
речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное
внимание уделяется:
• практическому освоению обучающимися основ проектноисследовательской
деятельности;
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях
знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата,
регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково
символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении истории Древнего мира обучающиеся усовершенствуют навыки работы с
информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и
интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Личностными результатами освоения учащимися программы по всеобщей истории
являются:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека;
осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(2 часа в неделю; всего 70 часов)
Введение (1 ч)
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние
сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в
изучении истории Древнего мира.
Основные виды деятельности обучающихся.
Учащиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее
мотивом. Раскрывают значение терминов история, век, исторический источник.
Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Называют и
5 кратко характеризуют источники, рассказывающие о древней истории.
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7ч)
Тема1. Первобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди
наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного
состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывания опыта их изготовления.
Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека –
овладение огнем.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и их
особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение
промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение
сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек
разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного
ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении
производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы
раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей.
Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесла. Гончарное дело,
прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений.
Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные
религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в
общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От
родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине
земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт дала человечеству эпоха древности? Переход от
первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и
скотоводства от
собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов,
государств, письменности).
Тема 3. Счет лет в истории.
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счет лет, которым мы
пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема
ориентировки в историческом времени.
Основные виды деятельности обучающихся.
Обучающиеся участвуют в определении проблемы и постановке целей урока.
Проводят поиск информации в тексте. Объясняют, как ведется счет лет до н.э. и н.э.
Получают представление о том, как жили древние люди. Читают и оформляют
легенду карты.
Раздел II. Древний восток. (20 ч)
Тема 4. Древний Египет.
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы
Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под
урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте.
Управление страной.
6 Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого
земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен.
Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож. Служба
вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые
колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные
походы Тутмоса III. Военные трофеи фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис,
Фивы. Судьбы военные. Появление наемного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов.
Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет
и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумия,
гробница, саркофаг. Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид.
Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Внешний вид и
внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских
фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской
скульптуры и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в
национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка.
Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение
материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток
папируса – древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова
научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчета времени:
солнечный календарь, водяные часы, звездные карты. Хранители знаний – жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелия, культовое
каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук).
Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном мире (суд Осириса и клятва
умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности.
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного
Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения
государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей.
Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал.
Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров.
Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы – ученые. Клинопись. Писцовые школы.
Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Клинопись –
особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в
Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представление о законах
Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип
талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых
социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии.
Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие,
изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.
Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит,
легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация
7 жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских
племен. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф
и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как
исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с
филистимлянами. Древнееврейское царство и предания его первых правителях: Сауле,
Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоения железа. Начало обработки железа. Последствия
использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле.
Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником.
Ассирийское царство – одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских
царей. Трагедия побежденных Ассирией стран. Ниневия – достойная столица ассирийских
царей – завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала.
Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель
Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город
Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский
царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нем. Образование Персидской
державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская
дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица
великой державы древности – город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период
древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и
Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение
земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди
природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в
переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения
богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных
воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги.
Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царем Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География,
природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель
уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские
иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая.
Объединение Китая при Цинь Шихуане.
Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая
Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение
наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины
гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
Основные виды деятельности обучающихся.
Обучающиеся проводят общеклассные дискуссии о географических и
климатических особенностях Древнего Египта и Древнего Двуречья, Древней Индии и
Китая, хозяйственных занятиях местного населения, усваивают понятийный аппарат по
темам, учатся правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать
8 географическую среду изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных
групп. Творчески разрабатывают сюжеты для инсценирования на уроке по теме
параграфа. Анализируют проблемные ситуации.
Раздел III. Древняя Греция (21ч)
Тема 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие
полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское
царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура,
скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности.
Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов».
Каменные Львиные ворота. Облик города крепости: археологические находки и
исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская
война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен
и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея».
Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об
Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова ИтакаОдиссея.
Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами.
Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители.
Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне.
Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов – городов – государств
(Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт
Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики:
садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском
полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное
положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстает против знати. Демократические
реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное
собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты.
Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и
большинства. Спарта – военный лагерь. Образ жизни и правила поселения спартиатов.
Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.
Легенда о поэте Тиртее. 6
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Греческая колонизация
побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии.
Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Черного моря. Отношения
колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель
греческой культур. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России.
Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник объединявший эллинов. Олимпия – город,
9 где зародилась традиция Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых
атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза
порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в
Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва
афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного
флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил.
Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской
битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе
греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях.
Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в
полисах власти демоса – демократии.
В гаванях Афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и
торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины.
Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины.
Керамик – там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и
чернофигурным рисунком. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Из жизни
древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и
его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян.
Рабыпедагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе
человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В
афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные
актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии
Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы».
Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V веке до н.э.
Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания,
Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на
выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл,
Фидий, Афинский мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты.
Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции
– Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе.
Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель – учитель
Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные
башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о
Демосфене. 7
Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало
отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев
и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у
10 города Исса. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога
Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства.
Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в
Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти.
Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра
Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская –
крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский
маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних
библиотек. Греческие ученый на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский,
Эратосфен, Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и
своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока
и Афинском полисе. Особенности афинский демократии.
Основные виды деятельности обучающихся.
Обучающиеся проводят общеклассные дискуссии: характеризуют географические и
климатические особенности Древней Греции; учатся правильно показывать на карте
местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия
раздела; запоминают ключевые понятия по теме; изучают причины и ход основных
военных действий раздела; на основе учебника, карты и иллюстративного материала
дают характеристику событиям и их участникам; делают выводы в конце каждого
вопроса. Составляют шарады, кроссворды и выполняют к ним задания (индивидуально и
в сотрудничестве с соседом по парте).
Раздел IV. Древний Рим (17)
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения
древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый
царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и
Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ
римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы – ежегодно
выбираемы правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето.
Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление
господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Отмена
долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское
войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном
Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват
Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы.
Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при
каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с
Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над
Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. Рост
11 Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму.
Поражение Сирии и Македонии. Трехдневный триумф римского консула и исчезновение
Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена.
Смерть Ганнибала. Средиземноморье провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства.
Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в
быту римлян. Раб «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян.
Амфитеатры. Римские ученые о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском
обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение
земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник
бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия.
Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель
Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая
победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших.
Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе.
Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром
армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев
за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь.
Завоевание Галлии. Гибель Красса Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря.
Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и
Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков
из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония.
Победа флота Октавиана у мыса Акций, Превращение Египта в римскую провинцию.
Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и
правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Гибель
Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 14. Римская в первые века нашей эры
Протяженность империи и время существования. Неудачные попытки императоров
расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов
германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки
славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования.
Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа
императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности:
расцвет доносительства. Забавы и распри Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме.
Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из
Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и
Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса,
Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и
развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные
12 успехи Траяна – последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи.
Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле.
Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город – столица империи.
Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на
городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство
повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для
бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ Империи. Рим и варвары.
Вторжение варваров. 9
Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские
императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение
численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан.
Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание
Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счет
архитектурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах
христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных
государства. Наемничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба
полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство
легионеровварваров. Взятие Рима Алларихом – вождем готов. Падение Западной Римской
империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение вечного города
варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача римских
регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать.
Конец эпохе анти
Основные виды деятельности обучающихся.
Обучающиеся формируют умение оперировать терминами по разделу;
самостоятельно работают с учебником; формулируют несложные выводы в конце
каждого ответа; выделяют главное из ответа учителя и одноклассников; изучают
основных исторических личностей по разделу, достижения римской цивилизации и
возникновения христианской религии. Учатся анализировать правления императоров и
вычленять в них общее и особенное. С опорой на текст учебника составляют рассказ от
имени участника или зрителя.
Итоговое повторение (4ч).
Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в
управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие Греческого полиса и
Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов Древности в мировую
культуру.
Защита проектов по выбранным темам.
Основные виды деятельности обучающихся.
Обучающиеся учатся самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ
действия, привлекая знания из различных областей. Находят недостающую информацию
в информационном поле; исправляют ошибки в работе других участников группы;
приобретают умения и навыки работы в сотрудничестве.
13 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
Наименование
раздела и тем
Техника безопасности и
правила поведения на
уроках.
Введение.
(Всего 1ч1ч в неделю).
Плановые
сроки
прохождения
01.09
Скорректиро
ванные сроки
прохождения
Причина
(и/или описание)
корректировки
Жизнь первобытных людей
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники.
(Всего 3 ч1ч в неделю)
2.
Древнейшие люди
04.09 –
14 3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Родовые общины охотников
и собирателей
Возникновение искусства и
религиозных верований
08.09
11.09 –
Глава 2. Первые земледельцы и скотоводы.
(Всего 3 ч1ч в неделю)
– 15.09
Возникновение земледелия
и скотоводства
Появление неравенства и
знати
Повторительно
обобщающий урок по теме:
«Жизнь первобытных
людей»
Глава 3. Счет лет в истории ( Всего 1ч1ч в неделю)
Счет лет в истории
18.09 –
22.09
25.09
Древний Восток
Глава 4. Древний Египет. (Всего 8 ч1ч в неделю)
Государство на берегах
Нила
– 29.09
10. Как жили земледельцы и
ремесленники в Египте
11. Жизнь египетского
12.
вельможи
Военные походы фараонов
Религия древних египтян
13.
14. Искусство Древнего Египта
15. Письменность и знания
древних египтян
Повторительно
обобщающий урок по теме:
«Древний Египет»
16.
02.10 –
06.10
09.10 –
13.10
16.10 –
20.10
23.10 –
Глава 5. Западная Азия в древности (Всего7 ч1ч в неделю)
17. Древнее Двуречье
18
Техника безопасности и
правила поведения на
уроках. Вавилонский царь
Хаммурапи и его законы
27.10
07.11
10.11
19 Финикийские
мореплаватели
Библейские сказания
20
21
Древнееврейское царство
22 Ассирийская держава
23 Персидская держава «царя
Глава 6. Индия и Китай в древности. (Всего 6 ч1ч в неделю)
13.11 –
17.11
20.11 –
24.11
царей»
15 Индии
24 Природа и люди Древней
25 Индийские касты
26 Чему учил китайский
27 Первый властелин единого
мудрец Конфуций
Китая
Обобщение по теме:
«Западная Азия, Индия и
Китай в древности»
Защита проектов.
28
29
27.11 –
01.12
27.11 –
01.12
11.12 – 15.12
18.12 – 22.12
Древняя Греция
Глава 7. Древнейшая Греция. (Всего 5 ч1ч в неделю)
30
Греки и критяне
31 Микены и Троя
32
Техника безопасности и
правила поведения на
уроках. Поэма Гомера
«Илиада»
25.12 –
28.12
10.01 –
12.01
22.01
26.01.
29.01 –
02.02
33 Поэма Гомера «Одиссея»
34
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
Религия древних греков
15.01 –
(Всего 7 ч1ч в неделю)
19.01
35
36
37
38
Земледельцы Аттики
теряют землю и свободу
Зарождение демократии в
Афинах
Древняя Спарта
Греческие колонии на
берегах Средиземного и
Черного морей
древности
39 Олимпийские игры в
40 Победа греков над персами
в Марафонской битве
41 Нашествие персидских
Глава 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии.
войск на Элладу
05.02 –
09.02
(Всего 5 ч1ч в неделю)
42
43
44
В гаванях афинского порта
Пирей
В городе богини Афины
В афинских школах и
гимнасиях
В театре Диониса
45
46 Афинская демократия при
Перикле
12.02 –
16.02
19.02 –
22.02
26.02 –
Глава 10. Македонские завоевания в 4 в. до н.э.
16 (Всего 5 ч1ч в неделю)
02.03
Города Эллады
подчиняются Македонии
47
48 Поход А. Македонского на
Восток
В Александрии Египетской
49
Обобщение по теме:
«Древняя Греция»
Проверочная работа.
50
51
05.03 –
09.03
12.03 –
16.03
Древний Рим
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления
господства над Италией. (Всего 3 ч1ч в неделю)
52 Анализ работы. Древнейший
Рим
53
Завоевание Римом Италии
Техника безопасности и
правила поведения на
уроках. Устройство
Римской республики
54
19.03 –
22.03
02.04 –
Глава 12. Рим сильнейшая держава Средиземноморья.
(Всего 3 ч1ч в неделю)
06.04
Вторая война Рима с
Карфагеном
Установление господства
Рима во всем
Средиземноморье
Рабство в Древнем Риме
Земельный закон братьев
Гракхов
Восстание Спартака
Единовластие Цезаря
59
60
61 Установление империи
09.04 –
13.04
16.04 –
20.04
23.04 –
27.04
30.04 –
57
Глава 13. Гражданские войны в Риме. (Всего 5 ч1ч в неделю).
58
55
56
62
63
Повторительно
обобщающий урок по теме:
«Расцвет Римской империи»
Пр/р
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.
(Всего 5 ч1ч в неделю)
04.05
05.05 –
11.05
Соседи Римской империи
В Риме при императоре
Нероне
64
65 Первые христиане и их
учение
Расцвет империи во 2м
веке
«Вечный город» и его
жители
66
67
14.05 – 18.05
17 Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной
Римской империи. (Всего 3 ч1ч в неделю).
68
69
70
Римская империя при
Константине
Взятие Рима варварами
Повторительно
обобщающий урок по теме:
«Древний Рим»
21.05 – 25.05
28.0531.05
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
№_____от «___»___________2017 г.
Руководитель ШМО
______________ (Л.Б.Короткова)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ (Т.В.Шапошникова)
«___»___________2017 г.
18
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.