Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русский язык
5 кл
16.02.2018
Рабочая программа по русскому языку ФГОС ООО.
Настоящая рабочая программа по русскому языку 5-9 класс разработана на основании следующих федеральных документов и авторских программ:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст.11,12,13) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вступил в силу 01. 09. 2013 г.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. (Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776); новой редакции ПООП ООО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
4. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Окуневская средняя общеобразовательная школа»
5. Предметной линии учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы.Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5-9 классов, занимающихся по ФГОС.
РП по РЯ ФГОС.docx
Рабочая программа по русскому языку ФГОС ООО.
Настоящая рабочая программа по русскому языку 59 класс разработана на основании
следующих федеральных документов и авторских программ:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст.11,12,13) от 29
декабря 2012 г. № 273ФЗ, вступил в силу 01. 09. 2013 г.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Основная школа. (Письмо департамента общего образования Министерства образования и
науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03776); новой редакции ПООП
ООО, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2282110
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
5. Приказа Минобрнауки России № 825 от 14 августа 2015 года «О внесении
изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5
сентября 2013 г. № 1047»
6. Основной образовательной программы основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Окуневская средняя
общеобразовательная школа»
7. Предметной линии учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.
Тростенцовой и других. 59 классы
На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится:
в 5 классе — 210 ч (из расчета 6 часов в неделю),
в 6 классе — 210 ч. (из расчета 6 часов в неделю),
в 7 классе — 170 ч. (из расчета 5 часов в неделю),
в 8 классе — 102 ч. (из расчета 3 часов в неделю),
в 9 классе — 102 ч. (из расчета 3 часов в неделю).
1 1. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3.
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
2 владение всеми видами речевой деятельности:
1)
Аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог
побуждение, диалогобмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности
и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
1) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне.
3 2) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного
языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официальноделового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
лексический,
морфологический),
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,
синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка,
использования
выразительных средств языка;
особенностей языкового оформления,
8) понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Выпускник научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
4 • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от
целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурносмысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания ;
• опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
5 • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
•
использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
•
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
компетенция
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникативная
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь,
функциональные стили: научный, публицистический, официальноделовой; язык
художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения.
Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия),
публицистического (выступление, статья,
очерк), официально
делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ,
беседа, спор) речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
интервью,
описание,
Текст как продукт речевой деятельности. Функциональносмысловые типы текста:
повествование,
Основные виды
информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки
зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально
смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному
стилю.
Структура текста.
рассуждение.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием),
говорением, чтением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого
общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные
социальнокультурные, нравственноэтические, бытовые, учебные темы в соответствии с
целями и ситуацией общения.
6 Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое),
приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая
ресурсы Интернета.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и
жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность,
заявление.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского
народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Русский язык как
развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Понятие
о русском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические словари.
Извлечение необходимой информации из словарей.
Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся
отечественных лингвистах.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.
Элементы фонетической транскрипции.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Правильное произношение слов и интонирование предложений.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных
норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Состав слова (Морфемика) и словообразование
Морфема – минимальная значимая единица языка.
Виды морфем: корень, приставка, суффикс.
Чередование звуков в морфемах.
Основа слова.
Основные способы образования слов.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике
правописания.
Лексика и фразеология
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное
значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и
крылатые слова как явления фразеологической системы.
7 Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией
общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и
сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные,
полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского
литературного языка.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при
прямой речи, цитировании, диалоге.
8 Сочетание знаков препинания.
Употребление пунктуационных знаков.
Культуроведческая компетенция
Отражение в языке культуры и истории народа.
Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национальнокультурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей
(толковых, этимологических и др.)
№ ПРЕДМЕТНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
РЕЧЬ
И РЕЧЕВОЕ
ОБЩЕНИЕ
I
II
РЕЧЕВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВИДЫ
видами
образцы
УЧЕБНОЙ
основными
ОСНОВНЫЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Осознают роль речевой культуры, коммуникативных
умений в жизни человека
Узнают основные особенности устной и письменной
речи
Владеют
монолога
(повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) и диалога нормами
речевого поведения в типичных ситуациях.
Анализируют образцы устной и письменной речи;
соотносят их с целями, ситуациями и условиями
общения
Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с
точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств
Характеризуют коммуникативные цели и мотивы
говорящего
Сравнивают
монологической речи
Осуществляют осознанный выбор языковых средств в
зависимости от цели, темы, основной мысли,
адресата, ситуации и условий общения
Имеют представление об основных видах речевой
деятельности и их особенностях
Адекватно принимают основную и дополнительную
информацию текста, воспринимаемого зрительно или
на слух
Овладевают различными видами аудирования
(выборочным,
детальным),
(поисковым,
различными
просмотровым,
изучающим),
приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками
Передают в устной форме содержание прочитанного
или прослушанного текста в сжатом или развернутом
виде
Излагают в письменной форме содержание
прослушанного или прочитанного текста (подробно,
сжато, выборочно) в форме ученического изложения,
ознакомительным,
видами
ознакомительным,
диалогической
чтения
и
9 III
ТЕКСТ
IV
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
РАЗНОВИДНОСТИ
ЯЗЫКА
темы,
тезисов, конспекта, в соответствии с ситуацией
речевого общения
Создают устные и письменные монологические и
диалогические высказывания на актуальные
социальнокультурные,
нравственноэтические,
бытовые, учебные темы в соответствии с целями и
ситуацией общения; письменные высказывания
разной коммуникативной направленности с
использованием разных функциональносмысловых
типов речи и их комбинаций
Отбирают и систематизируют материал на
определенную тему Осуществляют поиск, анализ,
преобразование информации,
извлеченной из
различных источников, представляют и передают ее с
учетом заданных условий общения
Знают признаки текста
Определяют тему, основную мысль текста, ключевые
слова, виды связи предложений в тексте; смысловые,
лексические и грамматические средства связи
предложений текста и частей текста
Выделяют микротемы текста, делят его на абзацы
Знают композиционные элементы абзаца и целого
текста (зачин, средняя часть, концовка)
Анализируют и характеризуют текст с точки зрения
единства
цельности,
уместности и
последовательности изложения,
целесообразности использования лексических и
грамматических средств связи
Делят текст на смысловые части, осуществляют
информационную переработку текста, передавая его
содержание в виде плана (простого, сложного,
тезисного), конспекта, аннотации, схемы, таблицы и
т.п.
Создают и редактируют собственные тексты с учетом
требований к построению связного текста
Выявляют особенности разговорной речи, языка
художественной литературы и функциональных
стилей
Устанавливают
к
определенной функциональной разновидности языка
Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с
точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств
Создают письменные высказывания разных стилей,
жанровСоблюдают нормы построения текста
(логичность,
связность,
соответствие теме и др.)
Оценивают чужие и собственные речевые
высказывания с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям, языковым нормам
последовательность,
принадлежность
текста
смысловой
10 V
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О
ЯЗЫКЕ
VI
ФОНЕТИКА
И ОРФОЭПИЯ
богатство,
(понимают)
разновидности
функциональные
Оценивают чужие и собственные речевые
высказывания с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям, языковым нормам
Выступают перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладом, рефератом
Осознают роль русского языка в жизни общества и
государства, в современном мире; роль языка в жизни
человека; красоту,
выразительность
русского языка
Имеют элементарные представления о месте
русского языка в кругу индоевропейских языков,
роли старославянского (церковнославянского) языка
в развитии русского языка, об основных формах
функционирования современного русского языка; о
развитии русистики
Различают
современного русского языка
Имеют представление о лингвистике как науке,
выдающихся отечественных лингвистах
Знают основные разделы лингвистики, основные
изобразительные свойства русского языка
Овладевают основными понятиями фонетики
Осознают
смыслоразличительную
функцию звука; звукопись как одно из выразительных
средств русского языка
Распознают гласные и согласные, ударные и
безударные гласные, согласные звонкие и глухие,
мягкие и твердые, парные и непарные по
мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки
Анализируют и характеризуют отдельные звуки речи;
особенности произношения и написания слова устно
и с помощью элементов транскрипции; звуки в
речевом потоке, слово с точки зрения деления его на
слоги и возможностей переноса слова с одной строки
на другую
Проводят фонетический анализ слова; элементарный
анализ ритмической организации поэтической речи
(общее количество слогов в стоке, количество
ударных и безударных слогов)
Наблюдают за использованием выразительных
средств фонетики в художественной речи и
оценивать их
Выразительно читать прозаические и поэтические
тексты
Определяют место ударного слога, наблюдают
за перемещением ударения при изменении формы
слова, употребляют в речи слова и их формы в
соответствии с акцентологическими нормами
Овладевают основными правилами литературного
произношения и ударения: нормами произношения
11 VII
ГРАФИКА
VII
I
МОРФЕМИКА
И
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
фамилий,
безударных гласных звуков; мягкого или твердого
согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетаний
согласных (чн, чт и др.); грамматических форм
(прилагательных на его, ого, возвратных глаголов с
ся, сь и др.); иноязычных слов, русских имен и
отчеств,
географических названий;
нормативным ударением в словах и их формах,
трудных с акцентологической точки зрения (слова
типа квартал, договор, глаголы прошедшего времени,
краткие причастия и прилагательные и т. д.)
Анализируют и оценивают с орфоэпической точки
зрения чужую и собственную речь; корректируют
собственную речь
Используют орфоэпический словарь
Осознают значение письма в истории развития
человечества
Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный
состав слова
Используют знание алфавита при поиске информации
в словарях, справочниках, энциклопедиях, при
написании SMSсообщений
Овладевают основными понятиями морфемики и
словообразования
Осознают морфему как значимую единицу языка;
отличие морфемы от других значимых единиц языка;
роль морфем в процессах формо и словообразования
Опознают морфемы и членят слова на морфемы на
основе
и
словообразовательного анализа
Характеризуют морфемный состав слова, уточняют
лексическое значение слова с опорой на его
морфемный состав
Анализируют словообразовательную структуру
слова, выделяя исходную основу и словообразующую
морфему
Различают изученные способы словообразования слов
различных частей речи
Составляют словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов
Характеризуют словообразовательные
гнезда,
Устанавливая смысловую и структурную связь
однокоренных слов
Оценивают основные выразительные средства
морфемики и словообразования
Используют морфемный,
словари
Применяют знания и умения по морфемике и
словообразованию в практике правописания, а также
при проведении грамматического и лексического
анализа слов
словообразовательный
грамматического
смыслового,
12 IX
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
И ФРАЗЕОЛОГИЯ
различие
лексического
и
толкуют
значений слова;
Овладевают основными понятиями лексикологии
Понимают роль слова в формировании и выражении
мыслей, чувств, эмоций
Расширяют свой лексикон
Находят основания для переноса наименования
(сходство, смежность объектов или признаков)
Узнают общие принципы классификации словарного
состава русского языка
Объясняют
грамматического
лексическое значение слов различными способами
Различают однозначные и многозначные слова,
прямое и переносное значения слова
Опознают омонимы, синонимы, антонимы; основные
виды тропов
Устанавливают смысловые и стилистические
различия синонимов, сочетаемостные возможности
слова
Сопоставляют прямое и переносное значение слова;
синонимы в синонимических цепочках; пары
антонимов, омонимов
Наблюдают за использованием слов в переносном
значении в художественной и разговорной речи;
синонимов в художественных, публицистических и
учебнонаучных текстах, антонимов, устаревших слов
и неологизмов,
диалектизмов в языке
художественной литературы
Группируют слова по тематическим группам
Характеризуют слова с точки зрения их
принадлежности к активному и пассивному запасу,
сферы употребления и стилистической окраски
Используют в собственной речи синонимы, антонимы
и т.д.Осуществляют выбор лексических средств и
употребляют их в соответствии со значением и
сферой общения
Извлекают
необходимую информацию из
лингвистических словарей различных типов
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов,
устаревших
слов,
фразеологического словаря) и используют ее в
различных видах деятельности
Осознают основные понятия фразеологии
Опознают фразеологические обороты по их
признакам
Различают свободные сочетания слов и
фразеологизмы,
фразеологизмы нейтральные и
стилистически окрашенные
Наблюдают
за использованием синонимов,
антонимов, фразеологизмов, слов в переносном
значении,
как средств
диалектизмов и т.д.
слов,
иностранных
13 X
МОРФОЛОГИЯ
существительными,
и разносклоняемые
выразительности в художественном тексте
Осознают (понимают) особенности грамматического
значения слова в отличии от лексического значения
Овладевают основными понятиями морфологии
Распознают самостоятельные (знаменательные) части
речи и их формы; служебные части речи
Анализируют и характеризуют слово с точки зрения
его принадлежности к той или иной части речи
(осуществляют морфологический разбор слова);
грамматические словоформы в тексте
Распознают одушевленные и неодушевленные,
собственные и нарицательные;
склоняемые,
несклоняемые
имена
существительные, имена существительные общего
рода, имена существительные, имеющие форму
только множественного или только единственного
числа; приводят примеры
Согласовывают имена прилагательные и глаголы в
прошедшем времени с существительными общего
рода, существительными, имеющим форму только
множественного или только единственного числа; с
несклоняемыми
со
сложносокращенными словами
Используют в речи имена существительные с
суффиксами оценочного значения; синонимичные
имена существительные для связи предложений в
тексте и частей текста
Согласовывают имена прилагательные и глаголы в
прошедшем времени с существительными общего
рода, существительными, имеющим форму только
множественного или только единственного числа; с
несклоняемыми
со
сложносокращенными словами
Используют в речи имена существительные с
суффиксами оценочного значения; синонимичные
имена существительные для связи предложений в
тексте и частей текста
Употребляют имена существительные в соответствии
с грамматическими нормами, нормами лексическими
и орфоэпическими
Анализируют и характеризуют общекатегориальное
значение,
морфологические признаки имени
прилагательного, определяют его синтаксическую
роль
Анализируют и характеризуют общекатегариальное
значение,
морфологические признаки имени
числительного, определяют синтаксическую роль
имен числительных разных разрядов
Употребляют местоимения для связи предложений и
частей текста, используют местоимения в речи в
существительными,
14 в
косвенных
соотнесенность
видовременную
соответствии с закрепленными в языке этическими
нормами
Распознают инфинитив и личные формы глагола,
разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и
несовершенного вида, переходные и непереходные
глаголы, безличные глаголы, возвратные глаголы;
приводят соответствующие примеры
Правильно употребляют при глаголах имена
существительные
падежах,
согласовывают глаголсказуемое в прошедшем
времени с подлежащим, выраженным именем
существительным среднего рода и собирательным
существительным
Используют в речи форму настоящего и будущего
времени в значении прошедшего времени, соблюдают
видовременную соотнесенность глаголовсказуемых
в связном тексте
Соблюдают
причастий с формой глаголасказуемого
Распознают грамматические признаки глагола и
наречия у деепричастия; деепричастия совершенного
и несовершенного вида
Распознают наречия разных разрядов; приводят
соответствующие примеры
Производят морфологический анализ предлога
Правильно употребляют предлоги с нужным
падежом, существительные с предлогами благодаря,
согласно, вопреки и др.
Правильно употребляют предлоги с нужным
падежом, существительные с предлогами благодаря,
согласно, вопреки и др.
Правильно употребляют предлоги с нужным
падежом, существительные с предлогами благодаря,
согласно, вопреки и др.
Правильно употребляют предлоги с нужным
падежом, существительные с предлогами благодаря,
согласно, вопреки и др.
Правильно употребляют предлоги с нужным
падежом, существительные с предлогами благодаря,
согласно, вопреки и др.
Различают грамматические омонимы
Овладевают основными понятиями синтаксиса
роль синтаксиса в
Осознают
формировании и выражении мысли, различие
словосочетания и предложения, словосочетания и
сочетания слов, являющихся главными членами
предложения, сложной формой будущего времени
глагола,
и
фразеологизмов и др.
Распознают (выделяют) словосочетания в составе
словосочетаний
(понимают)
свободных
15
XI
СИНТАКСИС виды
задачей
(находят)
словосочетаний
предложения; главное и зависимое слово в
словосочетании;
Определяют
по
морфологическим свойствам главного слова; виды
подчинительной связи в словосочетании; нарушения
норм сочетания слов в составе словосочетания
Моделируют и употребляют в речи синонимические
по значению словосочетания
Распознают виды предложений по цели высказывания
и эмоциональной окраске; утвердительные и
отрицательные предложения
Моделируют предложения в соответствии с
коммуникативной
высказывания
(повествовательные, побудительные, вопросительные,
восклицательные, утвердительные, отрицательные);
употребляют их в речевой практике
Опознают
грамматическую основу
предложения, предложения простые и сложные,
предложения осложненной структуры
Правильно согласовывают глаголсказуемое с
подлежащим, выраженным словосочитанием или
сложносокращенным словом;
определения с
определяемыми словами
Опознают односоставные предложения; определяют
их виды и морфологические способы выражения
главного члена
Моделируют односоставные предложения разных
типов, синонимичные односоставные и двусоставные
предложения,
односоставные
предложения; используют их в речевой практике
Наблюдают за особенностями употребления
однородных членов предложения в текстах разных
стилей и жанров, употреблением однородных членов
в стилистических целях в художественных текстах
Опознают и правильно интонируют предложения с
разными видами обособленных членов (обособленные
определения,
приложения,
обособленные
обособленные
дополнения, обособленные сравнительные обороты,
обособленные уточняющие и присоединительные
члены предложения)
Моделируют и используют в речи предложения с
вводными конструкциями, синонимичными вводными
словами в соответствии с коммуникативной задачей
высказывания
Разграничивают и сопоставляют разные виды
сложных
(бессоюзные,
сложносочиненные,
сложноподчиненные),
определяют (находят) средства синтаксической связи
между частями сложного предложения
обособленные
обстоятельства,
предложений
синонимичные
16 основными
нормами
и
разграничивают
правильность
предложений,
Оценивают
построения
сожносочиненных
исправляют
нарушения синтаксических нарм построения
сложносочиненных предложений
виды
Распознают
сложноподчиненных предложений с придаточной
частью частью определительной, изъяснительной и
обстоятельственной (времени, места, причины, образа
действия, меры и степени, сравнительной, условия,
уступки, следствия, цели)
Моделируют и употребляют в речи сложные
бессоюзные предложения с разными смысловыми
отношениями между частями,
синтаксические
синонимы сложных бессоюзных предложений
Опознают основные способы передачи чужой речи
(предложения с прямой речью; сложноподчиненные
предложения с косвенной речью;
простые
предложения с дополнением, называющим тему
чужой речи;
предложения с вводными
конструкциями; цитирование)
Владеют
русского
литературного языка, освоенными в процессе
изучения русского языка в школе; соблюдают их в
устных и письменных высказываниях различной
коммуникативной направленности
Оценивают правильность речи и в случае
необходимости корректируют речевые высказывания
Используют нормативные словари для получения
информации о нормах современного русского
литературного языка
Имеют представление об орфографии как о системе
правил
Обладают орфографической и пунктуационной
зоркостью
Осваивают содержание изученных орфографических
и пунктуационных правил и алгоритмы их
использования
Соблюдают основные орфографические и
пунктуационные нормы в письменной речи
Опираются на
морфемно
словообразовательный и морфологический анализ
при выборе правильного написания слова; на
грамматикоинтонациональный
при
объяснении расстановки знаков препинания в
предложении
Используют орфографические словари и справочники
по правописанию для решения орфографических и
пунктуационных проблем
Используют орфографические словари и справочники
по правописанию для решения орфографических и
фонетический,
анализ
17
XII КУЛЬТУРА РЕЧИ
XII
I
ПРАВОПИСАНИЕ:
ОРФОГРАФИЯ
И ПУНКТУАЦИЯ
XIV ЯЗЫК
И КУЛЬТУРА пунктуационных проблем
Приводят примеры, которые доказывают, что
изучение языка позволяет лучше узнать историю и
культуру страны
Имеют представление об особенностях русского
речевого этикета
Уместно используют правила речевого поведения в
учебной деятельности и повседневной жизни
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кво часов Характеристика
учебной
5 класс
№ Содержание
1
2
3
Язык
средство общения
важнейшее
3
Повторение изученного
в начальных классах
20
Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи.
36
4
Фонетика.
Орфоэпия.
Графика и орфография.
18
орфографических
деятельности
Осознают роль русского языка в жизни
общества и государства, в современном
мире; роль языка в жизни человека;
красоту, богатство, выразительность
русского языка
Имеют представление об орфографии
как о системе правил
Осваивают содержание изученных
орфографических и пунктуационных
правил и алгоритмы их использования
Используют орфографические словари и
справочники по правописанию для
решения
и
пунктуационных проблем
Овладевают основными понятиями
синтаксиса
Распознают (выделяют) словосочетания
в составе предложения; главное и
зависимое слово в словосочетании;
Определяют границы предложений и
способы их передачи в устной и
письменной речи
Распознают виды предложений по цели
высказывания и эмоциональной окраске;
утвердительные и отрицательные
предложения
Моделируют
в
соответствии с коммуникативной
задачей
высказывания
побудительные,
(повествовательные,
восклицательные,
вопросительные,
утвердительные,
отрицательные);
употребляют их в речевой практике
Овладевают основными понятиями
фонетики
предложения
18 Культура речи
5
6
7
8
Лексика.
речи.
Культура
10
Морфемика.
Орфография. Культура
речи.
26
Морфология.
Орфография. Культура
речи.
Имя существительное.
1
24
9
Имя прилагательное
16
10
Глагол
42
Распознают гласные и согласные,
ударные и безударные гласные,
согласные звонкие и глухие, мягкие и
твердые,
парные и непарные по
мягкости/твердости, звонкости/глухости
звуки
Членить слова на слоги и правильно их
переносить с одной строки на другую
Определяют место ударного слога,
наблюдают за перемещением ударения
при изменении формы слова,
употребляют в речи слова и их формы в
соответствии с акцентологическими
нормами
Отличают слова от других единиц языка
Объясняют различие лексического и
грамматического
значений слова;
толкуют лексическое значение слов
различными способами
Оценивают собственную и чужую речь с
точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления
Овладевают основными понятиями
морфемики и словообразования
Опознают морфемы и членят слова на
морфемы на основе смыслового,
грамматического
и
словообразовательного анализа
Овладевают основными понятиями
морфологии
собственные
одушевленные
и
Распознают
и
неодушевленные,
нарицательные;
склоняемые,
несклоняемые и разносклоняемые имена
существительные,
имена
существительные общего рода, имена
существительные,
имеющие форму
только множественного или только
единственного числа; приводят примеры
Определяют род, число, подеж, тип
склонения имен существительных
Определяют род, число, падеж имен
прилагательных
Правильно произносят прилагательные в
краткой форме (ставят ударение)
Используют в речи синонимичные имена
прилагательные, имена прилагательные в
роли эпитетов
Определяют тип спряжения глаголов,
19 11 Повторение изученного.
11
12
Резервные уроки
Итого
3
210 часов
6 класс
№ Содержание
1
Введение
Кво часов
1
2
Повторение изученного в
5 классе
11
3
Лексика. Культура речи
11
согласовывают
соотносят личные формы глагола с
инфинитивом
Правильно употребляют при глаголах
имена существительные в косвенных
падежах,
глагол
сказуемое в прошедшем времени с
подлежащим,
выраженным именем
существительным среднего рода и
собирательным существительным
Выбирают форму глагола для выражения
разной степени категоричности при
выражении волеизъявления
Адекватно принимают основную и
дополнительную информацию текста,
воспринимаемого зрительно или на слух
Передают в устной форме содержание
прочитанного или прослушанного текста
в сжатом или развернутом виде в
соответствии с ситуацией речевого
общения
Создают устные и письменные
монологические и диалогические
высказывания на актуальные социально
культурные,
нравственноэтические,
бытовые, учебные темы в соответствии с
целями и ситуацией общения;
письменные высказывания разной
коммуникативной направленности с
использованием разных функционально
смысловых типов речи и их комбинаций
Характеристика учебной деятельности
Осознают роль русского языка в жизни общества и
государства, в современном мире; роль языка в жизни
человека; красоту, богатство,
выразительность
русского языка
Осваивают содержание изученных орфографических
и пунктуационных правил и алгоритмы их
использования
Используют
словари и
справочники по правописанию для решения
орфографических и пунктуационных проблем
Наблюдают за использованием слов в переносном
значении в художественной и разговорной речи;
синонимов в художественных, публицистических и
учебнонаучных текстах, антонимов, устаревших слов
орфографические
20 4
5
6
Фразеология.
Культура речи
Словообразование
и орфография.
Культура речи
3
29
Морфология
и орфография.
Культура речи
136
слов,
иностранных
диалектизмов и т.д.
диалектизмов в языке
и неологизмов,
художественной литературы
Характеризуют слова с точки зрения их
принадлежности к активному и пассивному запасу,
сферы употребления и стилистической окраски
Осуществляют выбор лексических средств и
употребляют их в соответствии со значением и
сферой общения
Извлекают
необходимую информацию из
лингвистических словарей различных типов
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов,
устаревших
слов,
фразеологического словаря) и используют ее в
различных видах деятельности
Опознают фразеологические обороты по их
признакам
Различают свободные сочетания слов и
фразеологизмы,
фразеологизмы нейтральные и
стилистически окрашенные
Наблюдают
за использованием синонимов,
антонимов, фразеологизмов, слов в переносном
значении,
как средств
выразительности в художественном тексте
Анализируют словообразовательную структуру
слова, выделяя исходную основу и словообразующую
морфему
Различают изученные способы словообразования слов
различных частей речи
Составляют словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов
Характеризуют словообразовательные
гнезда,
Устанавливая смысловую и структурную связь
однокоренных слов
Оценивают основные выразительные средства
морфемики и словообразования
Используют морфемный,
словари
Анализируют и характеризуют общекатегориальное
значение,
морфологические признаки имени
Группируют имена существительные по заданным
морфологическим признакам
существительного, его синтаксическую роль
Анализируют и характеризуют общекатегориальное
значение,
морфологические признаки имени
прилагательного, определяют его синтаксическую
роль
относительные и
Распознают качественные,
притяжательные,
полные и краткие имена
прилагательные; приводят соответствующие примеры
Группируют имена прилагательные по заданным
словообразовательный
21 оба,
количественные,
морфологическим признакам
Аналазируют и характеризуют общекатегариальное
значение,
морфологические признаки имени
числительного, определяют синтаксическую роль
имен числительных разных разрядов
Распознают
порядковые,
собирательные имена числительные; приводят
примеры
Правильно изменяют по падежам сложные и
составные имена числительные и употребляют их в
речи
Группируют имена числительные по заданным
морфологическим признакам
Правильно употребляют числительные двое, трое и
т.п.,
обе в сочетаниями с именами
существительными
Аналазируют и характеризуют общекатегариальное
значение местоимения, морфологические признаки
местоимений разных разрядов, определяют их
синтаксическую роль
Распознают личные, возвратное, притяжательные,
указательные,
вопросительноотносительные,
определительные, отрицательные, неопределенные
местоимения; приводят соответствующие примеры
Употребляют местоимения для связи предложений и
частей текста, используют местоимения в речи в
соответствии с закрепленными в языке этическими
нормами
Группируют глаголы по заданным морфологическим
признакам
Распознают инфинитив и личные формы глагола,
разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и
несовершенного вида, переходные и непереходные
глаголы, безличные глаголы, возвратные глаголы;
приводят соответствующие примеры
Используют в речи форму настоящего и будущего
времени в значении прошедшего времени, соблюдают
видовременную соотнесенность глаголовсказуемых
в связном тексте
Осваивают содержание изученных орфографических
и пунктуационных правил и алгоритмы их
использования
морфемно
Опираются на
словообразовательный и морфологический анализ
при выборе правильного написания слова; на
грамматикоинтонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении
фонетический,
7
и
Повторение
систематизация
изученного в 5 и 6
классах
9
8
Резервные часы
10
210 часов
22 7 класс
№ Содержание
1
Введение
Кво часов
1
2
3
Повторение изученного в
56 классах
18
Морфология
и орфография.
Культура речи
135
причастий;
богатство,
видовременную
Характеристика учебной деятельности
Осознают роль русского языка в жизни общества и
государства, в современном мире; роль языка в жизни
человека; красоту,
выразительность
русского языка
Осваивают содержание изученных орфографических
и пунктуационных правил и алгоритмы их
использования
Используют орфографические словари и справочники
по правописанию для решения орфографических и
пунктуационных проблем
Аналазируют и характеризуют общекатегариальное
значение, морфологические признаки причастия,
определяют его синтаксическую функцию
Распознают грамматические признаки глагола и
прилагательного у причастия; действительные и
стадательные причастия, полные и краткие формы
страдательных
приводят
соответствующие примеры
Правильно употребляют причастия с определяемыми
словами
Соблюдают
причастий с формой глаголасказуемого
Правильный порядок слов в предложениях с
причастными оборотами и в причастном обороте
Наблюдают за особенностями употребления
причастий в различных функциональных стилях и
языке художественной литературы и анализировать
их
Аналазируют и характеризуют общекатегариальное
значение, морфологические признаки деепричастия,
определяют его синтаксическую функцию
Наблюдают за особенностями употребления
причастий в различных функциональных стилях и
языке художественной литературы и анализировать
их
Наблюдают за особенностями употребления
причастий в различных функциональных стилях и
языке художественной литературы и анализировать
их
Наблюдают за особенностями употребления
причастий в различных функциональных стилях и
языке художественной литературы и анализировать
их
Анализируют и характеризуют общекатегариальное
значение,
морфологические признаки наречия,
определяют его синтаксическую функцию
соотнесенность
23 Распознают наречия разных разрядов; приводят
соответствующие примеры
Правильнот образовывают и употребляют в речи
наречия сравнительной степени
Различают слова категории состояния и наречия
Различают предлог, союз, частицу
Производят морфологический анализ предлога
Распознают предлоги разных разрядов, отличают
производные предлоги от слов самостоятельных
(знаменательных) частей речи
Наблюдают за употреблением предлогов с одним или
несколькими падежами
Правильно употребляют предлоги с нужным
падежом, существительные с предлогами благодаря,
согласно, вопреки и др.
Производят морфологический анализ союза
Распознают союзы разных разрядов по значению и по
строению
Употребляют в речи союзы в соответствии с их
значением и стилистическими особенностями
Распознают частицы разных разрядов по значению,
употреблению и строению
Правильно употребляют частицы для выражения
отношения к действительности и передачи различных
смысловых оттенков
Распознают междометия разных семантических
разрядов
Наблюдают за использованием выразительных
средств фонетики в художественной речи и оценивать
их
Расширяют свой лексикон
Осознают
роль синтаксиса в
(понимают)
формировании и выражении мысли, различие
словосочетания и предложения, словосочетания и
сочетания слов, являющихся главными членами
предложения, сложной формой будущего времени
глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов
и др.Соблюдают основные орфографические и
пунктуационные нормы в письменной речи
Характеристика учебной деятельности
Осознают роль русского языка в жизни общества и
государства, в современном мире; роль языка в жизни
человека; красоту, богатство, выразительность
русского языка
Осваивают содержание изученных орфографических и
24
4
Повторение
систематизация
изученного в 57 классах
и
12
5
Резервные часы
8 класс
№ Содержание
1
Введение
4
170 часов
Кво часов
1
2
Повторение изученного
4 в 57 классах
3
Синтаксис и пунктуация 87
4
Повторение изученного
в 8 классе
8 часов
5
Резервные уроки
2 часа
105 часов
пунктуационных правил и алгоритмы их
использования
Используют орфографические словари и справочники
по правописанию для решения орфографических и
пунктуационных проблем
Распознают (выделяют) словосочетания в составе
предложения; главное и зависимое слово в
словосочетании;
Определяют виды словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова; виды
подчинительной связи в словосочетании; нарушения
норм сочетания слов в составе словосочетания
Анализируют и характеризуют словосочетания по
морфологическим свойствам главного слова и видам
подчинительной связи
Анализируют и характеризуют синтаксическую
структуру простых двусоставных предложений
Разграничивают и сопоставляют предложения
распространенные и нераспространенные, полные и
неполные
Опознают односоставные предложения; определяют
их виды и морфологические способы выражения
главного члена
Моделируют односоставные предложения разных
типов, синонимичные односоставные и двусоставные
предложения, синонимичные односоставные
предложения; используют их в речевой практике
Наблюдают за особенностями употребления
односоставных предложений в текстах разных стилей
и жанров, художественной литературе, пословицах,
поговорках
Разграничивают сложные предложения и предложения
осложненной структуры
Наблюдают за особенностями употребления
однородных членов предложения в текстах разных
стилей и жанров, употреблением однородных членов в
стилистических целях в художественных текстах
Моделируют и используют в речи предложения с
вводными конструкциями, синонимичными вводными
словами в соответствии с коммуникативной задачей
высказывания
Оценивают правильность речи и в случае
необходимости корректируют речевые высказывания
Опираются на фонетический, морфемно
словообразовательный и морфологический анализ при
выборе правильного написания слова; на грамматико
интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении
25 9 класс
№ Содержание
1
Введение Повторение
пройденного в 58
классах
Кво часов
11
2
Синтаксис
предложения
сложного
5
3
Сложносочиненное
предложение
10
4
Сложноподчиненное
предложение
32
красоту,
человека;
предложений
Характеристика учебной деятельности
Осознают роль русского языка в жизни общества и
государства, в современном мире; роль языка в
жизни
богатство,
выразительность русского языка Используют
орфографические словари и справочники по
правописанию для решения орфографических и
пунктуационных проблем
Опираются на фонетический,
морфемно
словообразовательный и морфологический анализ
при выборе правильного написания слова; на
грамматикоинтонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении
Соблюдают основные орфографические и
пунктуационные нормы в письменной речи
Опознают и правильно интонируют сложные
предложения с разными смысловыми отношениями
между
их частями
Разграничивают и сопоставляют разные виды
(бессоюзные,
сложных
сложносочиненные,
сложноподчиненные),
определяют (находят) средства синтаксической
связи между частями сложного предложения
Группируют сложные предложения по заданным
признакам
Понимают смысловые отношения между частями
сложносочиненного предложения,
определяют
средства их выражения,
составляют схемы
сложносочиненных предложений
Моделируют сложносочиненные предложения по
заданным схемам, заменяют сложносочиненные
предложения
синонимическими
сложноподчиненными и употребляют их в речи
Анализируют а характеризуют синтаксическую
сложносочиненных предложений,
структуру
смысловые
отношения
частями
сложносочиненных предложений
построения
Оценивают
правильность
сожносочиненных предложений,
исправляют
нарушения синтаксических норм построения
сложносочиненных предложений
Наблюдают за особенностями использования
сложносочиненных предложений в текстах разных
стилей и жанров, художественном тексте
Определяют (находят) главную и придаточную части
сложноподчиненного предложения
между
26 схемы
и
отношения
между
нарушения
правильность
разграничивают
Понимают смысловые отношения между частями
сложноподчиненного предложения,
определяют
средства их выражения
Составляют
сложноподчиненных
предложений с одной или несколькими
придаточными частями
Распознают
виды
сложноподчиненных предложений с придаточной
частью частью определительной, изъяснительной и
обстоятельственной (времени, места, причины,
образа действия, меры и степени, сравнительной,
условия, уступки, следствия, цели)
Моделируют по заданным схемам и употребляют в
речи сложноподчиненные предложения разных
видов,
используют синтаксические синонимы
сложноподчиненных предложений
Анализируют а характеризуют синтаксическую
структуру сложноподчиненных предложений с
одной и несколькими придаточными частями,
смысловые
частями
сложноподчиненного предложения
Оценивают
построения
сложноподчиненных предложений разных видов,
исправляют
построения
сложноподчиненных предложений
Наблюдают за особенностями использования
сложноподчиненных предложений в текстах разных
стилей и жанров
Моделируют и употребляют в речи сложные
бессоюзные предложения с разными смысловыми
отношениями между частями, синтаксические
синонимы сложных бессоюзных предложений
Анализируют и характеризуют синтаксическую
структуру сложных предложений с разными видами
союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения
между частями сложных предложений с разными
видами союзной и бессоюзной связи
Имеют элементарные представления о месте
русского языка в кругу индоевропейских языков,
роли старославянского (церковнославянского) языка
в развитии русского языка, об основных формах
функционирования современного русского языка; о
развитии русистики
Различают
современного
орфографической и пунктуационной зоркостью
Осваивоют содержание изученных орфографических
и пунктуационных правил и алгоритмы их
использования
Соблюдают основные орфографические и
разновидности
языкаОбладают
функциональные
русского
27
5
6
Бессоюзное предложение 10
Сложное предложение с
разными видами связи
13
15
Систематизация
изученного по фонетике,
лексике,
грамматике,
правописанию, культуре
речи пунктуационные нормы в письменной речи
Опираются на фонетический,
морфемно
словообразовательный и морфологический анализ
при выборе правильного написания слова; на
грамматикоинтонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении
Резервные часы
Итого
3
105 часов
28
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.