Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"
Оценка 4.7

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русская литература +1
1 кл
21.10.2019
Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"
Рабочая программа по литературному чтению+ обучение грамоте 1 класс УМК Перспектива.docx
Рабочая   программа   по   литературному   чтению   для   обучающихся   1­4   классов   общеобразовательного   учреждения   составлена   в соответствии со следующими нормативно­правовыми инструктивно­методическими документами: ­Закон «Об образовании в РФ» 9 п.22 ст.2:ч.1.5 ст.12:ч .7 ст. 28;ст.30;п.5ч.ст.47;п.1ч.1ст.48); ­Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6 октября 2009г.№ Пояснительная записка 373); ­Примерной образовательной программы начального общего образования; ­ Авторской программы по литературному чтению  Л. Ф. Климановой УМК «Перспектива» ­основной общеобразовательной программы  МБОУ СОШ № 1   Программа  детализирует   и  раскрывает  содержание   стандарта,  определяет  общую  стратегию  обучения,  воспитания   и  развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературного чтения, которые определены стандартом. Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении,  отраженные в его названии, ­ изучение литературно­художественных произведений и освоение речевых навыков и умений.  Особая роль  предмета связана с формированием коммуникативно­речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой  развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным  дисциплинам. Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления: — формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно­речевых умений; —   приобщение   младших   школьников   к   чтению   художественной   литературы,   имеющей   огромный   потенциал   с   точки   зрения эстетического и нравственного развития учащихся. Курс  «Литературное  чтение»   вводит   учащихся   в  мир  большой   литературы.  Одна  из   основных  его  задач  —  сформировать  у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное   произведение   —   это   произведение   словесного   искусства;   развить   воображение   ребенка,   чувство   эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно­речевые умения. Художественно­эстетический,   коммуникативный   и   нравственно­мировоззренческий   принципы   построения   программы     и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором. Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. 2 Учащиеся   постепенно   начинают   понимать,   что   цель   общения   с   писателем   или   художником   не   сводится   к   получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что­то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения. Программа направлена на достижение следующих целей:  Цели обучения • развитие художественно­творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных  произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;  •   овладение   осознанным,   правильным,   беглым   и   выразительным   чтением   как   базовым   умением   в   системе   образования   младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю. Основные задачи: ­ развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,  ­ учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,  ­ формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,  ­ развивать поэтический слух,  ­ формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,  ­ обогащать чувственный опыт ребёнка,  ­ формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,  ­ расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,  ­ обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.  Общая характеристика учебного предмета, курса 3 Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается  в форме деятельности, протекающей в культурно­историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне. Литературное   чтение   как   систематический   курс   начинается   с   1   класса   сразу   после   обучения   грамоте   и   идёт   параллельно   с коммуникативно­речевым   курсом   русского   языка,   имеющим   с   ним   тесную   взаимосвязь.   Общая   с   курсом   «Русский   язык» коммуникативно­познавательная   основа   накладывает   своеобразный   отпечаток   на   работу   с   произведением:   чтение   художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.   Через   приобщение   в   процессе   чтения   к   духовно­нравственным   ценностям   автора   учащиеся   ведут   диалог   с   героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка.   Поэтому   при   анализе   художественного   произведения   работа   со   словом   не   сводится   к   подбору   сравнений,   эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом. Основной   составляющей   содержания   курса   являются   художественные   произведения   отечественных   и   зарубежных   писателей, которые   изучаются   в   сопоставлении   с   научно­популярными   произведениями,   имеющими   с   ними   общую   тему,   но   разные   способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно­ познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся   на   изучение   литературы   в   тесной   взаимосвязи   с   музыкальным   и   изобразительным   искусством,   на   понимание   книги   как культурно­исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно­нравственной культурой России. Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами: Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.  Виды работы с текстом. Коммуникативно­познавательная деятельность. Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно­нравственная деятельность. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности. Первый   раздел   программы   —  «Виды   речевой   деятельности.   Культура   речевого   общения»—ориентирован   на совершенствование   всех   видов   коммуникативно­речевой   деятельности:   умений   читать   и   писать,   слушать   и   говорить,   использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. 4 Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко­речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают  умением  интонационно   объединять  слова  в  словосочетания  и  предложения,  упражняются  в темповом  чтении,  которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами. Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы. Развитие  умения   говорить  (высказывать  своё  мнение,  задавать  вопросы   и  отвечать  на  них,  вести   диалог  и   строить  монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто,   что   и   кому   говорит?   как   и   зачем?).   Учащиеся   учатся   ставить   перед   собой   цель   (что   я   хочу   сказать?),   корректировать   и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника. Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать   собственные   тексты,   писать   изложения   и   небольшие   сочинения   (описание,   рассуждение,   повествование)   на   основе прочитанных текстов.  Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.  Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно­познавательная деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно­речевых задач.  Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст­описание, текст­рассуждение, текст­повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно­познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя). Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно­нравственная деятельность»нацелен на развитие художественно­эстетической   деятельности,   формирование  нравственно­этических   представлений   и  активизацию   творческой деятельности   учащихся   средствами   художественной   литературы.   Дети   будут   учиться   различать   способы   изображения   мира   в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно­понятийного и 5 художественно­образного мышления,  осмысливать  особенности  художественного  и  научно­познавательного  произведения,  создавать собственные тексты.  Программа   предусматривает   знакомство   детей   не   только   с   лучшими   образцами   художественной   литературы,   но   и   с произведениями других видов искусства. Учащиеся   научатся   понимать   и   ценить   художественное   произведение,   отличать   его   от   произведений   научно­познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно­образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно­нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.  В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к   тексту   в   целом,   сравнивая   его   начало   и   конец,   главную   мысль   с   заглавием   и   содержанием   текста,   давая   ему   художественно­ эстетическую оценку. При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста   слово   как   средство   художественной   выразительности   (эпитеты,   сравнения   и   др.)   рассматривается   не   само   по   себе,   не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения. Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.    В   содержание   литературного   чтения   включены   доступные   детям   элементарные   представления   о   теме   и   проблематике художественного произведения, его нравственно­эстетических ценностях, словесно­художественной форме и построении (композиции) произведения.  Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий   смысл   прочитанного).   Это   помогает   сохранять   целостный   взгляд   на   произведение   и   не   терять   его   основную   линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания  словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают   морально­нравственные   ценности   (дружба,   уважение,   забота   о   других,   доброжелательность),   получают   радость   и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение. В   содержание   программы   включено   развитие   умений,   связанных   с   наблюдением   за   миром   природы   и   поведением   животных. Введение   в   содержание   литературного   чтения   такого   материала   определяется   тем,   что   характер   и   полнота   восприятия   младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии соавторским 6 замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.  В   содержание   курса   с   целью   развития   и   стимулирования   творческой   активности   учащихся   вводятся   приёмы  театральной драматизации   произведений.  Они   обеспечивают   более   глубокое   понимание   сюжетных   линий   произведения,   поступков   героев   (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувства сопереживания и отзывчивости. Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно­познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда   детской   литературы   (сказки,   былины,   песенки,   пословицы,   загадки   и   пр.).   Художественно­эстетическая   направленность содержания   литературного   чтения   позволяет   учащимся   накопить   опыт   художественно­эстетического   восприятия   и   понимания художественных произведений. Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально­нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения. Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно­эстетического воспитания и духовно­ нравственного развития младших школьников.  Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.  Курс литературного чтения благодаря художественно­эстетической и нравственно­мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно­ речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно­духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно­речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Для      образовательных          организаций,        в    которых  обучение   ведется   на   русском   языке,   но   наряду   с   ним  изучается один  из  языков  народов  России,  на  изучение  литературного чтения  в начальной школе выделяется всего  372 ч. В первом классе — 7 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные  недели), из них 46 ч (23 учебные недели) отводится урокам  обучения  чтению        в  период  обучения грамоте  и  20  ч  (10 учебных   недель)  —        урокам    литературного  чтения          после  завершения  курса  обучения  грамоте .  Во  2 —4  классах  на  уроки  литературного  чтения   отводится  по   102               ч  (3  ч  в  неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).  Описание ценностных ориентиров содержания  курса «Литературное чтение». Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно­нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное   чтение   как   вид   искусства   знакомит   учащихся   с   нравственно­эстетическими   ценностями   своего   народа   и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой   и   т.д.   Огромную   роль   при   этом   играет   эмоциональное   восприятие   произведения,   которое   формирует   эмоциональную грамотность. Система духовно­нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Одним из результатов обучения литературного чтения является решение задач воспитания – осмысление и присвоение  младшими  школьниками системы ценностей. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка, основывается на признании постулатов нравственной жизни. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частного природного мира, любовь к природе   –   это   бережное   отношение   к   среде   обитания   человека,   и   переживание   чувства   её   красоты,   гармонии,   совершенства. Воспитания любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно ­ популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии ­ осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностях. 8 Ценность   истины   осознания   научного   познания   как   части   культуры   человечества,   проникновения   в   суть   явлений   понимания закономерностей,     лежащих   в   основе   социальных   явлений,   приоритетность   знания,   установления   истины   самого   познания   как ценности.  Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней; формирование эмоционально­позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность.  В процессе её организации средствами учебного предмета  у ребёнка развивается организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, ценное  отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность   человечества  –   осознание   ответственности   за   себя   и   других   людей,   своего   и   их   душевного   и   физического   здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Программа 1 класса обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: Учащиеся 1 класса научатся:  • формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за  свою  Родину,  российский  народ и  историю России;   осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности,   ценностей   многонационального   российского   общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; • развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   других   людей   и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9 • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций. Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:  • • • выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;  оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;  стремиться к успешной учебной деятельности. Метапредметные результаты: В сфере метапредметных учебных действий будут сформированы регулятивные умения. Учащиеся научатся:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу;   составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;   составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под  руководством учителя;   оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;   принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.  Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   понимать цель и смысл выполняемых заданий;  самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;   самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных  обозначений;  самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.  Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:   работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;  читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);  определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно­следственную связь;  представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;  осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе  для детей; 10  использовать знаково­символические средства, в том числе словесные  модели  для создания высказывания. Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение  разными способами;  выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной  микротемы;  группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);  сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям). Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:  слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;  принимать участие в обсуждении прочитанного;  принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;  работать  в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.  Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;  следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к  общению.  Предметные результаты: Предметные результаты обучающихся рассматриваются в соответствии с основными  разделами Примерной программы по  литературному чтению и Рабочей программы по литературному чтению:  виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с разными видами текстов,  библиографическая культура, речевая культура);  круг детского чтения;  литературоведческая пропедевтика;  творческая деятельность.  Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие   умения:  воспринимать  на слух чтение учителя и товарищей по классу; 11  читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);  читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;  самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного  произведения;   вычерпывать актуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);  участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;  пересказывать текст подробно с опорой на картинный  план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);  представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги). Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;   самостоятельно определять главную мысль произведения;   задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;   пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;  находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.  Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Круг детского чтения») будут являться  следующие  умения:  называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;  находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название). Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   участвовать в организации выставки книг в классе;   находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.   Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие   умения:  ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;  различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;  различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;  находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись). Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   определять особенности сказочного текста;  характеризовать героя произведения;  самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа. 12 Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:  создавать небольшое  высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;  придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;  создавать свои собственные творческие  объекты: фотогазета, плакат и др.;  иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;  разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя. Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;  читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;  инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности. Программа        2класса  направлена   на   достижение   обучающимися   следующих   личностных,   метапредметных   и   предметных результатов: Личностные результаты. В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   2   класса  у ребенка будут  сформированы:  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,   ориентация на содержательные моменты школьной действительности;   мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;   первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба,  друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;   умение отвечать  на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Кого можно назвать другом», «Что такое  настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;  умение свято хранить   традиции своей семьи; своей родины;  умение видеть и наслаждаться  красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и  художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.  умение понимать ценность книги;  нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;   умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и  ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;  способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;  13  стремление  к успешной учебной деятельности;  умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в  учебнике.  Учащиеся 2  класса получат возможность для формирования:   умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;  умения понимать, что значит поступать  по совести, жить по совести, с чистой совестью;  умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой  нравственный выбор. Метапредметныерезультаты. Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:   ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;  знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;   предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном  разделе;  понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять  систему  вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;  принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой  самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной  задачей.  проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:   самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;  составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;  умения работать   в соответствии с заявленным планом;  умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.  Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:  самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение  разными способами; 14  выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной  микротемы;  группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);  сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);  осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий  на основе алфавитного каталога; в справочной  литературе для детей, с помощью друзей и родителей.  Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:   умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;   самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно  представлять героев, событие.  Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:  задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;  следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к  общению;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.  Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:   составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;  умения владеть монологической и диалогической формами речи.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные результаты: Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:  читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;   самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;  под руководством учителя определять главную мысль произведения;  15  задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;   пересказывать текст на основе картинного  плана, простого плана, составленного под руководством учителя;  характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);  делить текст на части под руководством учителя;  определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;   находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;  сравнивать произведения живописи и произведения литературы;  сравнивать прозаический и поэтический текст;  наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных  художников. Учащиеся 2  класса получат возможность для формирования:   читать текст про себя  и понимать прочитанное;   самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;   задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;   самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;   пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;  самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;  находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и  группировать книги в соответствии с заданными параметрами.  Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:  характеризовать представленную на выставке книгу;   умение  организовывать  выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;   находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:   Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;  Самостоятельно составлять аннотацию;  Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;  Пользовать алфавитным и систематическим каталогом. 16 Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:  Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;  Характеризовать героя произведения;  Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;  Отличать произведения живописи и произведения литературы;  Отличать  прозаический и поэтический текст;  Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства  и настроение, выраженные в  прозаическом и поэтическом тексте;  Находить в тексте сравнения  с помощью слов будто, как;  Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты,  олицетворения под  руководством учителя.  Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:   Сравнивать научно­познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;  Выявлять особенности  героя художественного рассказа;   Выявить особенности юмористического произведения;  Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;  Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;  Выявлять развитие настроения в художественном тексте. Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие   умения:  Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;  Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;  Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:   Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;  Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;  Умения  писать отзыв на книгу. 17 Программа   3   класса  направлена   на   достижение   обучающимися   следующих   личностных,   метапредметных   и   предметных результатов: Личностные УУД: В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   3   классу ребенка будут  сформированы:  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,   ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;   мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к  справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;  первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в  литературных произведениях;  умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по  совести», «Жить  с чистой совестью»; умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными  ситуациями; делать свой нравственный выбор; способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.     Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:      умения осознавать  роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность; умения осознавать, что такое  «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;  умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг. умение понимать, что для меня значит «моя родина». Метапредметные  результаты Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:       самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем; учитывать правило в планировании и контроля решения;  работать   в соответствии с заявленным планом; умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.  18 Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:  учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во  внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и  справочной литературы;  устанавливать причинно­следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное  высказывание по аналогии;  проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;  умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;  самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана  самостоятельно представлять героев, событие. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:                     умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды  чтения в соответствие с поставленным заданием; умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация,  схема, таблица;  умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); умение пользоваться  справочной и энциклопедической литературой. Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения: составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; умения владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку  зрения; строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.  19 следующие  умения:               договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:  участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием; готовить самостоятельно проекты; создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.  Предметные УУД. Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться   осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;  понимать цель чтения;  использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль  произведения на основе выбранной пословицы;  устанавливать причинно­следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или  прослушанному произведению;  самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно,  кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать  и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.  Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:  умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с  представленными образцами; умения сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять  отличительные особенности;  умения сравнивать произведения художественной и научно­познавательной литературы; находить необходимую  информацию в научно­познавательном тексте для подготовки сообщения;   умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.  Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:    составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания; самостоятельно составлять аннотацию; самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку; 20  пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.  Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:    умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;  рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв. умения: Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие         сравнивать научно­познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности; выявлять особенности  героя художественного рассказа;  выявлять особенности юмористического произведения; определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения; наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти  картины; выявлять развитие настроения в художественном тексте. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:  определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка; отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида; сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам; сравнивать былину и сказочный текст; сравнивать поэтический и прозаический текст былины; определять ритм стихотворения. Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения: умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении; умения составлять самостоятельно тексты разных жанров; умения  писать отзыв на книгу. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:             выполнять творческий пересказ;  рассказывать от лица разных героев произведения; самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин  художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта. Программа 4 класса обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных  результатов 21 Личностные результаты К  окончанию 4 класса у обучающихся будут сформированы: •  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; •  мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения, к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации, осознание роли книги в мировой культуре, умение  рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность; первоначальные представления о нравственных понятиях (тщеславие, гнев, самообладание, поступок, подвиг), отраженных в  литературных произведениях; умение отвечать на вопросы «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?»; осознание понятия Родина, ответственности за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны, чувства  сопричастности истории России и гордости за нее; способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев, к адекватной оценке работы  одноклассника. Обучающиеся  получат возможность для формирования  осознанных  устойчивых   эстетических  предпочтений  в   ориентации  на • • • • искусство как значимую сферу человеческой жизни, эмпатии, выражающейся в поступках школьников. Метапредметные результаты Результатом формирования регулятивных  универсальных учебных действий будут являться умения: • • • учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов; • оценивать правильность выполнения действия. Обучающиеся получат возможность для формирования умений в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: • • • использовать разные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное) и выбирать их в соответствии с поставленной  задачей; находить разные виды информации посредством разных объектов (книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица); преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться справочной и энциклопедической литературой; 22 • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения  сущностной связи («это произведения устного народного творчества, так как...», «это литературные сказки, так как...», «это сказки о животных, так как...» и т. д.). Обучающиеся получат возможность для формирования умений осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. • • • • Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения: участвовать в работе пары, группы, планировать работу группы в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно готовить и реализовывать проекты; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,  владеть диалогической формой речи, создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий. Обучающиеся  получат возможность для формирования  умений   учитывать   позиции   других   людей   и   координировать   их   со   своей собственной позицией, разные мнения и интересы и обосновывать собственный выбор, задавать    вопросы, необходимые для организации  своей деятельности и сотрудничества с партнерами, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач. Предметные результаты К окончанию 4 класса по разделу программы «Виды речевой и читательской деятельности» у обучающихся будут сформированы следующие умения: • • • • • • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (читательский интерес, поиск информации,  приобретение опыта чтения, поиск аргументов); осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику), самостоятельно определять тему и главную  мысль произведения; составлять рассказы на тему, представлять свои рассказы в группе, оценивать их в соответствии с образцами; сравнивать произведения разных жанров, группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности; сравнивать произведения художественной и научно­познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно­ познавательном тексте для подготовки сообщения; сравнивать произведения литературы и живописи, составлять рассказ о картине на основе выделения ее объектов. Обучающиеся получат возможность для формирования умений воспринимать литературу как вид искусства, осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста. 23 • • • • самостоятельно составлять краткую аннотацию; самостоятельно писать отзыв о выбранной книге; По разделу программы «Круг детского чтения» будут сформированы следующие умения: ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и  целенаправленно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию; самостоятельно пользоваться алфавитным и тематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Обучающиеся получат возможность для формирования умений ориентироваться в библиотечном пространстве, пользоваться интернетом как способом связи и ресурсами сети для поиска необходимой литературы. По разделу программы «Литературоведческая пропедевтика» будут сформированы следующие умения: • • • • • • • давать определения понятий притча, былина, миф, литературная сказка', различать жанры устного народного творчества, выявлять их особенности; сравнивать былину и сказочный текст; сравнивать поэтический и прозаический тексты былины; определять ритм стихотворения; сравнивать, сопоставлять различные виды текста, называть две­три особенности прочитанного или прослушанного текста; создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности. Обучающиеся получат возможность для формирования умений свободно использовать в речи литературоведческие понятия, освоенные в ходе практической деятельности, различать позиции автора и лирического героя произведения. По разделу программы «Творческая деятельность» будут сформированы следующие умения: • • выполнять творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев произведения; создавать свой собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин, по серии иллюстраций или на основе  личного опыта; • писать отзыв о книге. Обучающиеся получат возможность для формирования умений самостоятельно инсценировать прочитанные произведения, писать и  воспроизводить сценарии кинофильмов, диафильмов по прочитанным произведениям Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности Содержание курса. Виды речевой и читательской деятельности 24 событий,   осознание   цели   речевого   высказывания,   умение   задавать   вопросы   по   услышанному   учебному,   научно­познавательному   и художественному произведению. Чтение вслух.  Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего  к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.  Чтение про себя.  Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Умение находить информацию в учебном или научно­познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно­популярном –   и   их   сравнение.   Определение   целей   создания   этих   видов   текста.   Практическое   освоение   умения   отличать   текст   от   набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно­следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации. Участие   в   коллективном   обсуждении:   умение   отвечать   на   вопросы,   выступать   по   теме,   слушать   выступления   товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно­изобразительные материалы. Воспроизведение   содержания   текста   с  элементами   описания   (природы,   внешнего   вида   героя,   обстановки)   и   рассуждения,   с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы). Сравнение художественных и научно­познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что­то, объяснить читателю).  25 Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка,   титульный   лист,   аннотация,   иллюстрации.   Виды   информации   в   книге:   научная,   художественная   (с   опорой   на   внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал). Типы   книг   (изданий):   книга­произведение,   книга­сборник,   собрание   сочинений,   периодическая   печать,   справочные   издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно­популярного текстов (сообщение, объяснение). Работа   с   художественным   произведением.  Понимание   содержания   художественного   произведения,   умение   эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение   особенностей   художественного   текста,   понимание   цели   его   создания   (воздействовать   на   читателя   с   помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка.   Составление   рассказа   по   рисункам   и   иллюстрациям;   нахождение   в   художественном   произведении   фрагментов,   созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных   видов   пересказа   художественного   текста:   подробный,   выборочный   и   краткий   (передача   основных   мыслей).   Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения. Выбор   фрагментов   текста:   описание   природы,   места   действия,   поступка   героя.   Самостоятельный   выборочный   пересказ   по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно­нравственным традициям России. 26 Осмысление   нравственно­этических   понятий,   раскрытых   в   литературно­художественных   произведениях:   добро,   честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно­духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека   как   самого   себя;   умение   применить   их   в   повседневном   общении;   желание   избегать   проявлений   эгоизма,   зависти, недоброжелательности.   Схожесть   сюжетов,   поступков   литературных   персонажей,   доказывающих   неэффективность   общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений. Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно­популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей  текстов былин,  легенд, библейских  рассказов (по отрывкам  или небольшим  текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно­следственных связей. Определение главной мысли текста.   Деление   текста   на   части.   Определение   микротем.   Ключевые   или   опорные   слова.   Построение   алгоритма   деятельности   по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение   говорить   (культура   речевого   общения).  Осознание   диалога   как   вида   речи,   в   которой   говорящие   обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме   или   произведению   с   опорой   на   текст   и   личный   опыт.   Использование   норм   речевого   этикета.   Знакомство   с   особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст   (заданную   тему   или   поставленный   вопрос),   отражение   в   нём   основной   мысли   и   её   доказательство   (объяснение).   Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно­популярного, учебного и художественного текстов.  Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор   речевых   средств   языка   в   соответствии   с   целью   высказывания.   Составление   устного   короткого   рассказа   по   рисункам, прочитанному   тексту   или   заданной   теме   с   соблюдением   последовательности   и   связности   изложения,   культурных   норм   речевого высказывания. 27 Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы   (места   действия,   характера   героя).   Использование   в   письменной   речи   выразительных   средств   языка   (синонимы,   антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание   сочинений­миниатюр   (на   заданную   тему,   по   наблюдениям   или   прочитанному   произведению),   отзывов   о   книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения. Круг детского чтения Произведения   устного   народного   творчества   разных   народов.   Произведения   классиков   отечественной   (с   учётом многонационального   характера   России)   и   зарубежной   литературы  XIX—XX вв.,   классиков   детской   литературы,   произведения современных   писателей   народов   России   и   зарубежных   стран,   доступные   для   восприятия   младшими   школьниками.   Книги художественные,   детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).   научно­популярные,   исторические,   приключенческие,   справочно­энциклопедическая   литература, Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения. Общие   для   каждого   класса   темы:   «Самостоятельное   чтение»   и   «Читалочка­обучалочка»,   предназначенные   для   отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя). Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее   представление   о   композиционных   особенностях   построения   повествования   (рассказ),   описания   (пейзаж,   портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Историко­литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Малые   фольклорные   жанры   (колыбельные   песни,   потешки,   пословицы   и   поговорки,   загадки)   —   узнавание,   различение, определение основного смысла. 28

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку (+ письмо) и литературному чтению (+ обучение грамоте)1 класс "Перспектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2019