Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Оценка 5
Документация
docx
русский язык
4 кл
17.08.2018
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с программой по русскому языку («Рабочие программы.Русский язык», Москва, «Просвещение»,2011 год), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» (УМК «Школа России»)Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с программой по русскому языку («Рабочие программы.Русский язык», Москва, «Просвещение»,2011 год), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» (УМК «Школа России»)
раб. программа по русскому языку.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Андринская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
Согласовано:
На методическом Совете
Зам. директора по УР
Утверждаю:
Директор Школы
Протокол № 1
___________Грогуленко М.А.
____________ О.М. Федоренко
От «28» «августа» 2017г.
«28» «августа» 2017г.
Приказ № 167од
от«29» «августа» 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета "Русский язык"
для учащихся 4 класса
с 1 сентября 2017 года по 1 сентября 2018года
Автор рабочей программы Емельянова О.Ю.
ФИО учителя
Квалификационная категория первая
Составлена на основе авторской программы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 14
классы.Москва, издательство «Просвещение» 2011 г. Программа для ОУ., рекомендованной МО РФ
(название авторской (примерной) программы, гриф, издательство и год издания)
Учебник Русский язык. Учебник в 2 ч., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рекомендовано МО РФ, Москва,
Просвещение, 2014.
(название учебника, автор, гриф, издательство и год издания)
Количество часов в неделю 5 Количество часов в году 170
1 г.п. Андра
20172018 учебный год
Содержание
Название раздела
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Общая характеристика курса начального общего образования
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Планируемые результатыосвоения учебного предмета
Система диагностики
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Учебнотематический план
Учебнометодическое обеспечение дисциплины
Материально – техническое обеспечение дисциплины
Номер страницы
3
4
4
6
67
714
1416
17
1819
20
20
2 Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с
программой по русскому языку («Рабочие программы.Русский язык», Москва, «Просвещение»,2011
год), Концепцией духовнонравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами
начального образования» и авторскими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько
«Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» (УМК «Школа России»), а также на
основании:
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Минобразования и науки РФ от 30.08.2010года № 889 «О внесении изменений в
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Минобразования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 « Об утверждении
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ
Минобразования РФ от 06.10.2009 года № 363);
Приказа МО РФ от 06.10.09г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Минобразования
РФ от 22.12.2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказов Минобразования РФ «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20122013 учебный год»;
Информационного письма «О применении в период введения федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования приказа Департамента образования и науки Ханты
Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 №99 «Об утверждении регионального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений ХантыМансийского
автономного округаЮгры, реализующих программы общего образования»» от 17.05.2011 № 3598/11
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного
стандарта.
3 Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии
и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического
образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к
дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаковосимволического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и
синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к
языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса начального общего образования.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на
формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений,
обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление
грамматикоорфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения
чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного
(подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его
содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому
4 процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости
устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача –
приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных
обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками,
обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность
данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма.
Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое
(читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогамислияниями; осваивают письмо всех
гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших
текстов.
Послебукварный(заключительный)– повторительнообобщающий этап. На данном этапе обучения
грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать
про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и
выразительного чтения слов, предложений, текстов.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными
линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика,
состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает
ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой
деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и
оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные
тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает
внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения
младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание» .
Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими
сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию
текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текстповествование, текст
описание, текстрассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению
норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли
и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам
построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и
5 письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На
синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения,
формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о
материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова
в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической
функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы,
основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и
обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития
личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях:
словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий
становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные
умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для
дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с
информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной
культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими
словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует
включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить,
расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей,
формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и
сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и
систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 690 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33
учебные недели).
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34учебных недели в
каждом классе). Рабочая программа сохраняет основное тематическое количество часов,
предложенное автором Канакиной В.П. ( 170 часов).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о
целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов
образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к
реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи,
6 уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление
знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и
государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения
основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального
общего образования:
∙формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности
человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
уважения истории и культуры каждого народа;
∙формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию
помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
∙развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и
стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального
поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной,
отечественной и мировой художественной культурой;
∙развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и
творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию,
контролю, оценке);
∙развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её
самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто
выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
7 – формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению
трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью,
безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять
избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и
воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих
учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения
жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по русскому
языку в 4ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
•имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение,
глагол;
•слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
•начальную форму глагола;
•глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
•глаголы в формах 1, 2, 3его лица;
решать учебные и практические задачи
•определять спряжение глагола;
•устанавливать при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
•разбирать по членам простое двусоставное предложение;
•использовать разные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове;
•подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
•определять (уточнять) написание слова по орфографическому
словарю учебника;
•безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом
80–100 слов23;
•проверять собственный и предложенный тексты, находить и
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные
слова, определенные программой);
8 •не с глаголами;
•мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
•мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
•безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
• проводить по предложенному в учебнике алгоритму
морфологический анализ имени существительного, имени
прилагательного, глагола и наречия;
• проводить по предложенному в учебнике алгоритму
синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
• определять вид глагола;
• находить наречие и имя числительное в тексте;
• применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/ыва,
ова/ева;
• применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов
прошедшего времени;
• применять правило правописания букв а, она конце наречий;
• применять правило правописания мягкого знака на конце
наречий;
• применять правило правописания слитного и раздельного
написание числительных
• применять правило правописания мягкого знака в именах
числительных;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки
и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в
последующих письменных работах;
• применять правило постановки запятой между частями сложного
предложения (простейшие случаи);
• письменно пересказывать текс т (писать изложения) подробно,
выборочно, от другого лица;
• соблюдать нормы современного русского литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
9 У выпускника будут сформированы:
∙внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
∙широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные
и внешние мотивы;
∙учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
∙ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
∙способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
∙основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена
семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
∙ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
∙знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и
конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к
конвенциональному уровню;
∙развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
∙эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
∙установка на здоровый образ жизни;
∙основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей
деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
∙чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
∙внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному
учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
∙выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
∙устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
∙адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
∙положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли «хорошего ученика»;
10 ∙компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
∙морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на
основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
∙установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
∙осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу
человеческой жизни;
∙эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
∙принимать и сохранять учебную задачу;
∙учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
∙планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том
числе во внутреннем плане;
∙учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
∙осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде
пользоваться реакцией среды решения задачи);
∙оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
∙адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
∙различать способ и результат действия;
∙вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
∙в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
∙преобразовывать практическую задачу в познавательную;
∙проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
11 ∙самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
∙осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
∙самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
∙осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
∙осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том
числе с помощью инструментов ИКТ;
∙использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы
(включая концептуальные) для решения задач;
∙строить сообщения в устной и письменной форме;
∙ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
∙основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
∙осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
∙осуществлять синтез как составление целого из частей;
∙проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
∙устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
∙строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
∙обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
∙осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
∙устанавливать аналогии;
∙владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
12 ∙осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
∙записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
∙создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
∙осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
∙осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
∙осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
∙осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
∙строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
∙произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
∙адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
∙допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с
его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
∙учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
∙формулировать собственное мнение и позицию;
∙договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
∙строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
∙задавать вопросы;
∙контролировать действия партнёра;
∙использовать речь для регуляции своего действия;
∙адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
13 Выпускник получит возможность научиться:
∙учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
∙учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
∙понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
∙аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
∙продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
∙с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
∙задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром;
∙осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
∙адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
∙адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Система диагностики
Проверка и оценка знаний, умение и навыков по грамматике, правописанию, развитию речи.
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных
классов. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
3) последовательность изложения и культура речи.
Уже в начальной стадии формирования речи младших школьников их устные ответы должны быть
доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении
(соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в
употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).
Оценка "5"ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное
усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно
применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных
14 грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает
связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.
Оценка "4" ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки "5",
но допускает 12 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного
правила примерами, при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые легко исправляет
сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка "3" ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но
отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило
примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет
только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает
неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части
изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в
анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь
прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Оценка "1" ставится, если ученик обнаруживает полное незнание изученного материала.
Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений,
которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее
распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений,
понятий, неумение подобрать свои примеры, применить их на практике.
Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане,
не оцениваются.
Проверка и оценка письменных работ
Диктант.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с
требованиями каллиграфии.
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть
небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе
каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих
классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано
с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
15 два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы».
Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное
усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в
ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в
работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с
большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная
считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
16 Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта).для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.)
17 4 класс
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
1. Ценить и принимать
следующие базовые ценности:
«добро», «терпение», «родина»,
«природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг»,
«справедливость», «желание
понимать друг друга», «понимать
позицию другого».
2. Уважение к своему народу, к
другим народам, терпимость к
обычаям и традициям других
народов.
3. Освоение личностного смысла
учения; желания продолжать
свою учебу.
4. Оценка жизненных ситуаций и
поступков героев
художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм,
нравственных и этических
ценностей.
1. Самостоятельно организовывать
свое рабочее место в соответствии
с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять
важность или необходимость
выполнения различных задания в
учебном процессе и жизненных
ситуациях.
3. Определять цель учебной
деятельности с помощью
самостоятельно.
4. Определять план выполнения
заданий на уроках, внеурочной
деятельности, жизненных
ситуациях под руководством
учителя.
5. Определять правильность
выполненного задания на основе
сравнения с предыдущими
заданиями, или на основе
различных образцов.
6. Корректировать выполнение
задания в соответствии с планом,
условиями выполнения,
результатом действий на
определенном этапе.
7. Использовать в работе
литературу, инструменты,
приборы.
8. Оценка своего задания по
параметрам, заранее
представленным.
1. Ориентироваться в учебнике:
определять умения, которые
будут сформированы на основе
изучения данного раздела;
определять круг своего незнания;
планировать свою работу по
изучению незнакомого
материала.
2. Самостоятельно предполагать,
какая дополнительная
информация буде нужна для
изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые
источники информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников.
3. Извлекать информацию,
представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, экспонат,
модель, , иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы, в
том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты.
1. Участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения
на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с
учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя
тексты учебников, других
художественных и научно
популярных книг, понимать
прочитанное.
4. Выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы
(задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого
этикета.
6. Критично относиться к своему
мнению
7. Понимать точку зрения
другого
8. Участвовать в работе группы,
распределять роли,
договариваться друг с другом. №
Наименование разделов и тем
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Всего
часов
Контрольн
ые работы
Контрольн
ое
списывание
Проверочн
ые работы
Работы по
развитию
речи
Проектная
деятельнос
ть
1 Язык и речь
2 Текст
3 Предложение.
4 Словосочетание
5 Входной диктант
6 Однородные члены предложения
7 Простые и сложные предложения
6 Лексическое значение слова.
7 Синонимы, антонимы, омонимы
8 Фразеологизмы
9 Состав слова. Однокоренные слова.
10 Разделительный Ъ и Ь
11 Части речи.
Повторение (12ч)
Язык и речь (1ч.)
1
Текст, предложение, словосочетание (11ч.)
3
5
2
1
1
Предложение (11ч.)
5
6
Слово в языке и речи ( 21 ч.)
1
2
1
1
8
1
8
12 Изменение по падежам.
13 Три склонения имен существительных.
14 Правописание безударных падежных окончаний в единственном
1
Имя существительное (43 ч.)
1
6
9
19
4
2
25
числе.
15 Правописание безударных падежных окончаний во множественном
числе.
9
Имя прилагательное (31ч.)
16 Повторение.
17 Изменение по падежам имен прилагательных.
18 Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
1
Личные местоимения ( 9 ч.)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
4
1
1 19 Местоимение
20 Изменение по падежам. Правописание.
21 Проверочная работа.
22 Повторение.
23 Неопределенная форма глагола.
24 Спряжение глагола.
25 Правописание глаголов.
26 Проверочные работы
Итого
2
6
1
Глагол.(32 ч.)
3
4
8
14
3
1
1
Повторение ( 11 ч.)
170
1
1
1
1
1
1 Учебнометодическое обеспечение дисциплины
№п\п
Наименование
Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник.
4класс, в 2 ч.
Издательство, год издания
Москва, Просвещение, 2014
1.
2.
4.
5.
1.
2.
3.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс, в
2 ч.
Москва, Просвещение, 2014
Анащенкова С.В., Плешаков А.А. Сборник рабочих
программ
Москва, Просвещение, 2011
Канакина В.П. Рабочая программа по русскому языку
Москва, Просвещение, 2011
Список используемой литературы
Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя.
Москва, «Первое сентября», 2000
Сборник текстов для изложений. Н.Н. Максимук.
Москва, «Вако», 2006
Я иду на урок в начальную школу. Тесты по русскому
языку.
Москва, «Первое сентября», 2000
Материальнотехническое обеспечение.
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому
языку.
2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
3. Словари по русскому языку.
4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
5. Классная магнитная доска.
6. Интерактивная доска
7. Компьютер.
8. Мультимедиапроектор
9. Коллекция ЦОР
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.