Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи
Оценка 4.7

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русский язык
Взрослым
17.09.2018
Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж» по специальностям СПО: 31.02.01- Лечебное дело 31.02.02 – Акушерское дело 31.02.03 – Лабораторная диагностика 33.02.01 – Фармация 34.02.01 – Сестринское дело Учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально- экономический цикл.
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи.doc
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОРЛОВСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» (наименование дисциплины) для специальностей 31.02.01 Лечебное дело 31.02.03 Лабораторная диагностика 33.02.01 Фармация 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело (код, наименование специальности) г. Орёл – 2018 г. Разработана   на   основе   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   по специальностям среднего профессионального образования  31.02.01 Лечебное дело 31.02.03 Лабораторная диагностика 33.02.01 Фармация 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело (Код, наименование специальности) РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: На заседании предметной (цикловой) Заместитель директора по УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 1от 31 августа 2018 г. Директор ______ / Орлов В.В. комиссии  учебной работе общеобразовательных дисциплин ___________/ Куркова Н.С. наименование П(Ц)К          Подпись                              ФИО «31» августа 2018 г. Протокол № 1 от «31» августа 2018 г.  Председатель предметной (цикловой)  комиссии _________ /Синяева О.Н./                      Подпись                                   ФИО Организация­разработчик: Бюджетное   профессиональное   образовательное   учреждение   Орловской области «Орловский базовый медицинский колледж» Составители (авторы): Малёваная   Екатерина   Викторовна,   преподаватель   высшей   квалификационной категории БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж» Гришанова   Ольга   Александровна,   преподаватель   первой   квалификационной категории БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж» Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательного учреждения Рецензент: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, место работы СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   ПРИМЕРНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 5 6 12 14 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи 1.1. Область применения программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   программы подготовки   специалистов   среднего   звена   (ППССЗ)   БПОУ   ОО   «Орловский базовый медицинский колледж» по специальностям СПО: 31.02.01­ Лечебное дело 31.02.02 – Акушерское дело 31.02.03 – Лабораторная диагностика 33.02.01 – Фармация 34.02.01 – Сестринское дело   Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в части освоения   основного   вида   профессиональной   деятельности   и   соответствующих общих компетенций: ОК  1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК  4.  Осуществлять   поиск   и   использование   информации,  необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ОК.   5.  Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. ОК. 6  Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК   10.  Бережно   относиться   к   историческому   наследию   и   культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК. 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,   производственной   санитарии,   инфекционной   и   противопожарной безопасности. 1.2.  Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы: Учебная   дисциплина   входит   в   общий   гуманитарный   и   социально­ экономический цикл. 1.3.  Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: 5 В результате освоения дисциплины обучающийся    должен уметь: строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами; уместности и целесообразности; анализировать   свою   речь   с   точки   зрения   ее   нормативности, устранять   ошибки   и   недочеты   в   своей   устной   и   письменной   речи;        пользоваться словарями русского языка. должен знать: различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и выражения мысли; нормы русского литературного языка; специфику устной и письменной речи; правила продуцирования текстов разных деловых жанров. 1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе: ­ обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов; ­  самостоятельной работы обучающегося 33 часа.  2. СТРУКТУРА И  ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе практические занятия 99 66 46 6 Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: сообщения составление словарей составление кроссворда составление кластера заполнение таблиц презентации составление деловых документов различные виды работы с текстом написание сочинения Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 33 8 6 2 2 2 4 1 7 1 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Русский язык и культура речи» Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения 4 1 3 2 2 6 (2+4) 1 Наименование разделов и тем 1 Тема 1.1. Понятие культуры  речи. Виды норм  русского  литературного языка 2 Основные разделы русского языка. Нормы русского литературного языка Раздел I Содержание учебного материала ­ разделы науки о языке и его единицах;  ­две формы существования русского языка (устная и письменная); ­  какую   речь   называют   культурной   (логичность,   точность,   ясность, чистота, ­ уместность, правильность, образность, выразительность, благозвучие); ­ стилистические нормы русского языка; ­ понятие о речевых ошибках (логические, фактические, лексические).  орфоэпические   и   акцентологические,   грамматические   и Тема 1.2.  Орфоэпические  нормы Самостоятельная  работа: Составить небольшой текст о значении  речи в профессии медицинского работника Содержание учебного материала ­ основные правила русского литературного произношения; ­ изучение орфоэпических норм;  8 Тема 1.3. Лексика и  фразеология ­   знакомство   с   орфоэпическими   и   акцентологическими   нормами медицинских терминов; ­ работа с орфоэпическими словарями;  ­ выявление орфоэпических и акцентологических ошибок в речи. Практические занятия 1. Основные правила русского литературного произношения 2. Акцентологические нормы русского литературного языка Самостоятельная  работа: Составить   словарь   акцентологических   и   орфоэпических   норм медицинских терминов Содержание учебного материала 4 6 (2+4) 2 ­ лексика с точки зрения значения, происхождения и употребления; ­ синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; ­ медицинская терминология и профессиональная лексика;  ­ устранение лексических ошибок в речи ­ работа с лексическими словарями, словарем медицинских терминов, фразеологическим словарем; ­ фразеологические единицы русского языка; ­ профессиональная медицинская фразеология;  ­ употребление в речи фразеологических единиц; ­ выявление и устранение фразеологических ошибок. Практические занятия 1.Лексические   нормы.   Типы   лексических   ошибок   и   способы   их устранения 2. Использование фразеологизмов в речи. Медицинская фразеология 9 Тема 1.4.  Словообразователь­ ные нормы 4 6 (2+4) 2 Самостоятельная  работа: Подготовить   сообщения   об   истории   происхождения   некоторых фразеологизмов в русском языке Составить кроссворд по изученному материалу Содержание учебного материала ­ нормы словообразования; ­ типы словообразовательных ошибок; ­ употребление медицинских аббревиатур; ­ словообразовательный анализ медицинских терминов; ­ нахождение и устранение словообразовательных ошибок; ­   использование   международных   словообразовательных   элементов   в медицинской терминологии. Практические занятия 1.   Изучение   словообразовательных   норм.   словообразовательных ошибок 2.   Значение   международных   словообразовательных   элементов. Использование   латинских   и   греческих   элементов   в   медицинской терминологии   Способы   устранения Самостоятельная  работа: Составить кластер по теме «Словообразование» Составить мини­словарь медицинских аббревиатур 4 Тема 1.5. Морфология Содержание учебного материала 8(2+6) 2 ­ Изучение морфологических норм:  правил определения рода заимствованных слов;  правил определения рода в наименованиях лиц по профессии;  правил определения рода сложносокращенных слов; 10  правил употребления форм числа;  вариантов окончаний имен существительных в Р.п. ед. и мн. числа;  вариантов падежных окончаний имен собственных;  правил образования степеней сравнения прилагательных;  трудных вопросов склонения местоимений;  трудных вопросов склонения числительных;  правил образования форм глагола;  правил образования форм причастий и деепричастий. ­   Ошибки   в   употреблении   различных   частей   речи   и   способы   их устранения.  Морфологические   нормы   Практические занятия 1. прилагательное) 2. Морфологические нормы (имя числительное, местоимение) 3. Морфологические нормы (глагол, причастие, деепричастие) (имя   существительное,   имя Самостоятельная  работа: Составить таблицу по частям речи Составить презентацию по теме «Части речи» Подготовка сообщения  об исторических изменениях морфологических норм Содержание учебного материала 6 8(2+6) 1 Тема 1.6. Синтаксис  ­ словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса; ­ разные части речи в роли главного и зависимого слова; ­ изучение синтаксических норм: ­согласования сказуемого с подлежащим; ­согласования определения с определяемым словом; ­употребления производных предлогов; ­ нахождение и устранение ошибок: 11 Тема 1.7. Пунктуация ­ при преобразовании прямой речи в косвенную; ­ связанных с употреблением обособленных конструкций. ­ устранение ошибок в построении синтаксических конструкций, необходимых в медицинской практике. Практические занятия 1. Главные и второстепенные члены предложения 2. Синтаксические нормы 3. Нахождение и устранение синтаксических ошибок Самостоятельная  работа: Составить   презентацию   по   теме   «Главные   и   второстепенные   члены предложения» Сделать   тематические   карточки   по   теме   «Виды   синтаксических ошибок» Выполнение упражнений   на нахождение   синтаксических   ошибок и редактирование предложений Содержание учебного материала 6 4(2+2) ­ основы русской пунктуации;  ­ типы знаков препинания в русском языке и их функции; ­ основные правила употребления знаков препинания; ­   применение   правил   постановки   знаков   препинания   при   написании текстов, необходимых в медицинской практике. Практическое занятие 1.   Изучение   пунктуационных   норм   и   устранение   пунктуационных ошибок Самостоятельная  работа: Составление (или подбор) текстов на медицинскую тему, включающих 2 12 Тема 2.1.  Функциональные  стили речи и их  характеристика  (научный и  официально­деловой  стили) наиболее сложные правила постановки знаков препинания Лингвистика текста. Практическая стилистика. Культура речи в общении. Раздел II Содержание учебного материала 8(2+6) 2 ­ функциональные стили языка (научный и официально­деловой стили); ­ сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые  средства, жанры; ­ особенности научного стиля и его разновидности; ­ языковые средства научного стиля; ­ научные термины и профессионализмы, нормы их употребления в    речи; ­ жанры научного стиля;  ­ особенности официально­делового стиля и его разновидности; ­ языковые средства официально­делового стиля; ­ документация,   ее   виды;    ­ структура деловых бумаг; ­ оформление   документации, необходимой   в медицинской практике. Практические занятия 1. Признаки и особенности научного стиля речи 2. Признаки и особенности официально­делового стиля речи 3.   Оформление   документов   в   повседневной   жизни   и   в   медицинской практике Самостоятельная  работа: Стилистический анализ текста медицинского содержания Составление деловых документов 13 2 Тема2.2. Функциональные стили   речи   и   их характеристика (публицистический, разговорный художественный стили) и   Содержание учебного материала 10(2+8) 2 ­   функциональные   стили   языка   (публицистический,   художественный, разговорный стили); ­   сфера   применения,   цели   и   задачи,   содержание   речи,   языковые средства, жанры; ­ особенности публицистического стиля и его разновидности; ­ языковые средства публицистического стиля;  ­ жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад; ­ особенности разговорного стиля; ­ языковые средства разговорного стиля; ­ использование приемов грамотного общения с пациентом; ­ использование профессиональной  лексики в соответствии с ситуацией  общения; ­ особенности художественного стиля и его разновидности; ­ языковые средства художественного стиля; ­ средства художественной выразительности. Практические занятия 1. Признаки и особенности публицистического стиля речи 2.   Жанры   публицистического   стиля   (устное   выступление,   доклад, инструктаж, консультирование, лекция) 3. Признаки и особенности разговорного стиля речи 4. Признаки и особенности художественного стиля речи Тема 2.3.Типы речи Самостоятельная  работа: Написание заметки о жизни известного медицинского работника  Составление диалога «Медицинский работник – пациент (клиент)» Содержание учебного материала 2 6(2+4) 1 14 ­ характеристика типов речи (повествование, описание, рассуждение); ­   характерные   особенности   формирования   высказываний   различных типов речи; ­ композиционные особенности каждого типа речи. Рассуждение   (проблема,   комментарий,   позиция   автора, Практические занятия 1. аргументация) 2. выразительность речи Средства   связи   предложений   в   тексте.   Точность   и Самостоятельная  работа: Написать   сочинение­рассуждение   на   тему:   «Почему   я   выбрал профессию медицинского работника?» Проведение контроля уровня освоения материала по дисциплине 1 2 3 Тема 2.4 Итоговое  занятие.  Дифференцированны й зачет Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения: 1.­ ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2.­ репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3.­ продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). Всего 66 15 3 .  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому  обеспечению Реализация   программы   дисциплины   требует   наличия   учебного   кабинета русского языка и культуры речи. Оборудование учебного кабинета: ­  посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ технические средства обучения; ­ компьютер с лицензионным программным обеспечением. 3.2.Информационное  обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф.учеб. заведений / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 11­е изд., стер. – М.: Издательский центр «Акадения», 2013 2. Воителева Т.М.  Русский язык. Сборник упражнений. ОИЦ «Академия», 2018 Дополнительные источники: 1. Воителева   Т.М.   Русский   язык.   Методические   рекомендации.   ОИЦ «Академия», 2018 2. Власенков   А.И.,   Рыбченкова   Л.М.   Русский   язык.   Москва, «Просвещение», 2014 3. Ващенко   Е.Д.  Русский   язык   и   культура   речи.     Ростов­   на­   Дону, «Феникс»,  2015 Словари: 1. Новый словарь модных слов, В. Новиков, М., "Словари XXI века", 2016 2. Ожегов,  С.  И.  Толковый   словарь  русского   языка :   около  100 000  слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; общ. ред. Л. И. Скворцов. – 28­е изд., перераб. ­ Москва : Мир и Образование, 2016. 3. Орфографический   словарь   современного   русского   языка,   100000   слов, Климова М.В., 2014 4. Ривкин,   В.Л.   Медицинский   толковый   словарь   /   В.Л.   Ривкин.   ­   М.: 16 Медпрактика­М, 2015 5. Словарь   иностранных   слов   современного   русского   языка,   Егорова   Т.В., 2014 6. Словарь   синонимов   и   антонимов   современного   русского   языка   /   под редакцией А. С. Гавриловой. – Москва : Аделант, 2013 7. Толковый словарь современного русского языка, Ушаков Д.Н., 2014 8. Фразеологический словарь современного русского языка, Ларионова Ю.А., 2014 Интернет­ресурсы: 1. Говорим   и   пишем   правильно   http:// communitu.livejournal.com/pishu_pravilno 2. 3. Портал «Культура письменной речи» http: Русский   язык:   краткий   теоретический   курс  http:  //  www.gramma.ru  //  learning  ­       russian.gramota.ru 4. Синтаксис современного русского языка http:  //  www.hi  ­  edu.ru     17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка  результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем     в   процессе   проведения   семинарских   занятий,   тестирования, реферативной работы, составления конспектов. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Освоенные умения:  строить свою речь в  соответствии с  языковыми и этическими  нормами;  анализировать свою речь с точки зрения ее  нормативности,  уместности и  целесообразности;  устранять ошибки и  недочеты в своей устной  и письменной речи;  пользоваться словарями  русского языка Усвоенные знания:  различия между языком и речью;  функции языка как  средства формирования и  выражения мысли;  нормы русского  литературного языка;  специфику устной и  письменной речи;  правила продуцирования  текстов разных деловых  жанров. Коды формируемых профессиональных и общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2 ОК 1 ОК 4 – 6 ОК 10 ОК 12 18 3   оценка выполнения  заданий с учетом норм  литературного русского языка;  оценка результатов    тестирования;  оценка  самостоятельной и  творческой работы  студентов.  оценка точности  определений  основных  языковых понятий;   оценка  индивидуальных устных ответов;   оценка результатов  письменного опроса в  форме тестирования;   оценка результатов   выполнения  проблемных и  логических заданий;   оценка результатов защиты рефератов. 19

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2018