Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 13.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучение русского языка в основной школе направлено на повышение речевой культуры учащихся, совершенствование опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежат языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции, расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира.
Иконка файла материала допы 11 Б.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 82 им. А.Н. Знаменского  р.п. Каменоломни Утверждаю:   Директор МБОУ лицея  № 82  им. А.Н. Знаменского                        Марусина Л.И.  Приказ №       _ от «_     _» сентября 2017г. РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  учебного курса  «Углубленное изучение русского языка» для 11Б класса Составитель:                                                                                                                                                          Учитель русского языка и литературы                                                                                                                                                                       высшей квалификационной категории                                                                                                                                          Воробьева Ольга Анатольевна                                                                                                                    Педстаж 39 лет2017 ­ 2018 учебный год Пояснительная записка Изучение  русского языка в основной  школе направлено на повышение речевой  культуры учащихся, совершенствование опыта  речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в  основе которого лежат языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции.   Целями изучения русского языка на базовом уровне являются:  расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; общение через изучение родного  языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций,  необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;  углубление знаний о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и  уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально­ стилистической системе русского языка,   овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование  речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в  текстах разной функционально­стилевой и жанровой принадлежности;  формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование  орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за  речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;  приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными  способами информационной переработки текста;  расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими  средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в  соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;  развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления  межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному  профилю, готовности использования разных форм учебно­познавательной деятельности в вузе;  применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, для успешной сдачи итоговой государственной аттестации  по русскому языку.Основная цель учебного  курса « Углубленное изучение русского языка»:  обобщение и систематизация изученного, расширение и углубление знаний по основным разделам лингвистики; приобретение  практических навыков выполнения заданий различной степени сложности; повышение языковедческой, коммуникативной и   культуроведческой компетенций школьников. Задачи учебного курса:   закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности   и   уместности   их   употребления   и   совершенствуя   навыки   применения   в   практике   речевого   общения   основных   норм современного русского литературного языка;  совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;   обеспечить  дальнейшее  овладение  функциональными   стилями   речи  с  одновременным  расширением   знаний  учащихся  о стилях,   их признаках, правилах использования;  оценивать   устные   и   письменные   высказывания   с   точки   зрения   языкового   оформления,   эффективности   достижения   поставленных коммуникативных задач;  формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.  формировать навыки работы со справочной литературой;  формировать умения и навыки исследовательской деятельности;  расширить круг сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;  обучить применению исторических комментариев при изучении отдельных тем курса.  Рабочая программа учебного курса «Углубленное изучение русского языка» в 11  классе составлена на основе:       ­ требований федерального компонента государственного стандарта общего образования;    ­ примерной программы среднего общего образования по русскому языку  для классов с углубленным изучением русского языка.        Программа учебного курса «Углубленное изучение русского языка» реализует принцип дополнения изучаемого на уроках русского языка  материала  системой упражнений, которые углубляют и расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях  и умениях учащихся 11классов. Курс позволит выпускникам систематизировать, расширить и закрепить знания, подготовиться для  дальнейшего изучения  трудных тем,  научиться решать разнообразные задания  различной сложности, способствует выработке и закреплениюнавыков работы с текстом. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам выполнения  тестовых заданий, требующих  применения  логической и операционной культуры, развивающих научно­теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся, и написанию  сочинения – рассуждения на основе литературного материала .Рабочая программа  курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени,  направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на  деятельностном подходе к обучению. Предполагаются следующие формы обучения: проблемная  лекция практикум лабораторная  работа самостоятельная работа  лингвистический эксперимент лингвистическая лаборатория        мини­ исследование   мозговой штурм  комплексный анализ  текста   Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:      устный опрос       тестирование       анализ текста      сочинения      творческие работы (сообщение, отзыв, мини­ проект) Для установления обратной связи определены следующие формы работы: развитие речи   практические занятия решение заданий КИМовМесто учебного курса        Программа курса «Углублённое изучение русского языка»  в 11 классе в соответствии с учебным планом  и годовым календарным  учебным графиком лицея по реализации дополнительных платных услуг на 2017­2018 учебный год  рассчитана на 59 часов (2часа в неделю).  В связи с тем, что 1 час    выпадает на праздничный день (01.05), программа спланирована на 58 часов.Планируемые образовательные результаты обучающихся                                          В результате изучения курса «Углубленное изучение  русского языка» выпускник должен: знать/понимать   смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;  основные   единицы   и   уровни   языка,   их   признаки   и   взаимосвязь;   орфоэпические,   лексические,   грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально­ культурной, учебно­научной, официально­деловой сферах общения; уметь  осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;  анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;  проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;  извлекать   необходимую   информацию   из   различных   источников:   учебно­научных   текстов,   справочной   литературы,   средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;  применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;  соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;  соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;         владеть коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями    приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;  приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;  развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной и исследовательской   деятельности;    увеличения словарного запаса;    расширения круга используемых языковых и речевых средств;   совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;   совершенствования коммуникативных способностей;  развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;   самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.                                 Календарно­тематическое планирование Тема урока Кол­во часов № п/п Дата проведения урока 1 2 3 4 5 6 7 8 03.10 03.10 10.10 10.10 17.10 17.10 24.10 24.10 Раздел 1. Языковые нормы (5час.) Введение. Цели и  задачи курса. Содержание программы.  Орфоэпические нормы ( постановка ударения).  Лексические нормы. Разграничение лексических и грамматических значений слова.  Морфологические нормы (образование форм слова). Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления.  Раздел 2. Лексика и фразеология (8час.)  Лексические нормы (употребление слова  в соответствии с точным лексическим значением  и требованием  лексической сочетаемости). Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.  Паронимы. Группы слов по происхождению  и употреблению. Стилистическое использование многозначности слова. 1 1 1 1 1 1 1 19 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 07.11 07.11 14.11 14.11 21.11 21.11 28.11 28.11 05.12 05.12 12.12 12.12 19.12 19.12 26.12 26.12 16.01 16.01 23.01 23.01 30.01 30.01 6.02 Стилистические функции историзмов, архаизмов и неологизмов. Фразеологические обороты, их значение. Стилистическое использование фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений. Стилистическое использование слов иноязычного происхождения, диалектизмов в произведениях  художественной литературы.  Стилистическое использование терминологической лексики. Раздел 3.Нормы орфографии (7 час) Правописание корней.  Правописание приставок. Правописание суффиксов разных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание ­Н­ и ­НН­  в различных частях речи. Раздел 4. Нормы пунктуации (14 час) Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Стилистические особенности предложений с однородными членами. Пунктуация в сложносочинённом предложении. Знаки препинания  в предложениях  с обособленными членами (определениями, обстоятельствами,  приложениями, дополнениями) Знаки препинания  в предложениях со словами  и конструкциями, грамматически не связанными с членами  предложения. Стилистическое использование обращений, вводных и вставных конструкций. Пунктуация  в сложноподчинённом предложении. Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи. Стилистика сложных предложений. Трудные случаи пунктуации в сложных предложениях. Стилистические ошибки  в сложных предложениях. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 132 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 6.02 13.02 13.02 20.02 20.02 27.02 27.02 6.03 6.03 13.03 13.03 20.03 20.03 3.04 3.04 10.04 10.04 17.04 17.04 24.04 24.04 8.05 8.05 15.05 15.05 22.05 22.05 Параллельные синтаксические конструкции.  Синтаксический разбор текста. Пунктуационный разбор текста. Раздел 5. Речь. Текст (19 час)   Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте: лексические , морфологические, синтаксические. Способы связи предложений в тексте( цепная и параллельная) Стили и функционально­смысловые типы речи. Создание текстов различных стилей и функционально­смысловых типов речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Стилистические особенности художественного  и публицистического текстов. Способы введения исторического комментария в текст .  Роль этимологии в понимании текста.   Приемы лингвистического исследования текста. Моделирование коммуникативной ситуации на основе текста. Тема и основная мысль текста. Типовые конструкции и алгоритмы работы над  сочинением – рассуждением по прочитанному тексту. Формулирование проблемы текста и написание комментария . Способы выражения собственной позиции. Авторская позиция. Аргументы из художественной  и публицистической литературы. Аргументы из жизненного опыта. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Раздел 6.Выразительность русской речи  (5часа) Тропы и фигуры речи, их выразительные возможности. Выразительные средства фонетики и  лексики Выразительные средства морфологии и  синтаксиса Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Употребление языковых средств в тексте. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1Всего 58 часов № п/п 1. Название раздела, Количество темы Языковые нормы. часов 5 часов Содержание учебного курса Основное содержание Орфоэпические нормы. Трудные  случаи произношения слов и их форм. Основные нормы современного  литературного произношения и  ударения в русском языке.  Лексические нормы. Разграничение  лексических и грамматических  значений слова. Морфологические  нормы. Классификация  самостоятельных частей речи, их   морфологические признаки и  Формы организации учебных занятий Беседа, практикум, тест,  самостоятельная работа. Основные виды деятельности Извлечение необходимой  информации из  орфоэпического и  толкового словарей, справочников  по культуре речи. Определение и  объяснение трудных случаев  произношения слов и их форм.  Выполнение тестовых работ по теме. Соблюдение всех  норм   современного русского языка при  построении монологического и  диалогического высказывания, при2 Лексика и  фразеология. 8часов 3 Нормы  орфографии 7час. синтаксическая функция.  Синтаксические нормы.  Лексическая стилистика, ее функции.  Стилистическое  использование  многозначных слов,   слов  иноязычного происхождения,  профессиональной и  терминологической лексики,  фразеологических оборотов,  пословиц, поговорок и крылатых  выражений, старославянских слов,  синонимов, омонимов, антонимов,  паронимов, архаизмов, историзмов,  неологизмов. Правописание корней, приставок,  суффиксов различных частей речи.  Правописание личных окончаний  глаголов и суффиксов причастий.  Слитное, дефисное, раздельное  написание слов. Правописание не­ ни. Правописание ­Н­ и ­НН­  в различных частях речи. Лабораторная работа,  лингвистический  эксперимент, практикум, лексический разбор  текста, мини –  исследование. Тесты, работа с текстом,  практикум  самостоятельная работа. 4   Нормы  пунктуации. 14 час Порядок слов в предложении.  Согласование    сказуемого с   подлежащим.   Согласование  определений и приложений. Варианты форм, связанные с управлением.  Стилистические особенности  Практикум,  лингвистическая  лаборатория,  самостоятельная работа,  исследование единиц  синтаксиса, тест,   создании речевого произведения на  лингвистическую тему Нахождение в тексте  синонимов,  антонимов, омонимов, многозначных слов,  слов иноязычного  происхождения, профессиональной  и терминологической лексики,  фразеологических оборотов,  пословиц, поговорок и крылатых  выражений. Объяснение значения и   роли этих слов в тексте. Работа с   различными словарями.  Работа с орфографическим  словарем. Нахождение и объяснение орфограмм. Составление устного  монологического высказывания на  лингвистическую тему. Выполнение  тестовых задания с выбором  правильного ответа. Нахождение  слов с определенными  орфограммами в предложении и  тексте. Выполнение индивидуальных заданий . Повторение единиц синтаксиса.   Определение структуры  словосочетания,  видов   подчинительной связи.  Конструирование словосочетаний и  предложений по схемам.творческая работа. предложений с однородными членами. Стилистическое использование  обращений, вводных и вставных  конструкций. Стилистика сложных  предложений. Параллельные  синтаксические конструкции. 5.  Речь. Текст 19 часов Мозговой штурм,  проблемная лекция,  практикумы,  исследование,  комплексный анализ  текстов разных стилей и  типов, самостоятельная  работа, сочинение,  ролевая игра, тест. Функциональные стили и  смысловые  типы речи. Способы ( цепная и  параллельная) и средства связи             ( лексические, морфологические ,  синтаксические)  предложений в  тексте. Способы введения  исторического комментария в текст .  Роль этимологии в понимании текста.  Лингвистический, лексический и  стилистический анализ текста.  Проблема текста. Способы выявления проблем. Выбор одной проблемы из  нескольких. Типовые конструкции  для формулирования проблемы.  Комментарии к проблеме. Типы  Использование  алгоритма  постановки знаков препинания в  предложении с однородными  членами. Выполнение тематического теста по теме. Составление связного рассказа о выборе постановки  знаков препинания. Работа с  текстом. Нахождение предложений  с обособленными членами.  Закрепление    теоретических  сведений на практике. Повторение   пунктуации в СПП. Выборочная  работа с текстом. Нахождение и  исправление ошибок в построении  словосочетаний и предложений.  Редактирование текста.  Определение функционально­ смысловых типов и стилей речи,  способов и средств связи  предложений в тексте. Выявление и  формулировка проблемы данного  текста. Построение собственного  текста­рассуждения по найденной  проблеме. Выявление авторской  позиции. Подбор аргументов. Работа с текстами из КИМов,  Анализ  художественного и  публицистического  текстов.  Редактирование текстов.информации в тексте. Типовые  конструкции для комментирования  проблемы . Авторская позиция.  Аргументация собственного мнения.  Виды аргументов. Композиция  сочинения­ рассуждения. Основные  средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления и  заключения. Тропы и их роль в тексте. Фигуры  речи, их выразительные возможности.  Выразительные средства лексики,  синтаксиса и фонетики.  Стилистические возможности  языковых средств. 6. Выразительность   русской речи 5часов Исследование,  практикум, тест. Работа  с поэтическим и  прозаическим  текстами.  Нахождение  звуковых и словесных  средств художественной  выразительности                                   ( фонетические, лексические,  грамматические, интонационные). 58 ч                                                                       Основные содержательные линии: 1.Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции. 2. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.  3. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.                                         Характеристика содержательных линий:    Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков  речевого общения: «Языковые нормы», «Лексика и фразеология».     Вторая содержательная линия включает разделы: «Нормы орфографии», «Нормы пунктуации»,   Третья содержательная линия представлена в программе разделами «Речь. Текст», «Выразительность речи», изучение которых  позволит   раскрыть связь языка с историей и культурой народа.В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса  учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды  речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально­ культурном. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания                              методического совета МБОУ лицея № 82  им . А. Н. Знаменского от «___» _________ 2017__г. №____                 Заместитель директора по УВР   ___________ /______________/ ФИО «___» _________2017__г. ___________ /__________________/ Подпись руководителя МС, ФИО