Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
11 кл
13.02.2018
Изучение русского языка в основной школе направлено на повышение речевой культуры учащихся, совершенствование опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежат языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции, расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира.
допы 11 Б.doc
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение лицей № 82 им. А.Н. Знаменского
р.п. Каменоломни
Утверждаю:
Директор МБОУ лицея № 82
им. А.Н. Знаменского
Марусина Л.И.
Приказ № _ от «_ _» сентября 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Углубленное изучение русского языка»
для 11Б класса
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Воробьева Ольга Анатольевна
Педстаж 39 лет 2017 2018 учебный год
Пояснительная записка
Изучение русского языка в основной школе направлено на повышение речевой культуры учащихся, совершенствование опыта
речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в
основе которого лежат языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции.
Целями изучения русского языка на базовом уровне являются:
расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; общение через изучение родного
языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций,
необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
углубление знаний о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и
уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально стилистической системе русского языка,
овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование
речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в
текстах разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;
формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за
речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными
способами информационной переработки текста;
расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими
средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в
соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления
межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному
профилю, готовности использования разных форм учебнопознавательной деятельности в вузе;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, для успешной сдачи итоговой государственной аттестации
по русскому языку. Основная цель учебного курса « Углубленное изучение русского языка»:
обобщение и систематизация изученного, расширение и углубление знаний по основным разделам лингвистики; приобретение
практических навыков выполнения заданий различной степени сложности; повышение языковедческой, коммуникативной и
культуроведческой компетенций школьников.
Задачи учебного курса:
закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления и совершенствуя навыки применения в практике речевого общения основных норм
современного русского литературного языка;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их
признаках, правилах использования;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных
типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
формировать навыки работы со справочной литературой;
формировать умения и навыки исследовательской деятельности;
расширить круг сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;
обучить применению исторических комментариев при изучении отдельных тем курса.
Рабочая программа учебного курса «Углубленное изучение русского языка» в 11 классе составлена на основе:
требований федерального компонента государственного стандарта общего образования;
примерной программы среднего общего образования по русскому языку для классов с углубленным изучением русского языка.
Программа учебного курса «Углубленное изучение русского языка» реализует принцип дополнения изучаемого на уроках русского языка
материала системой упражнений, которые углубляют и расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях
и умениях учащихся 11классов. Курс позволит выпускникам систематизировать, расширить и закрепить знания, подготовиться для
дальнейшего изучения трудных тем, научиться решать разнообразные задания различной сложности, способствует выработке и закреплению навыков работы с текстом. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам выполнения тестовых заданий, требующих
применения логической и операционной культуры, развивающих научнотеоретическое и алгоритмическое мышление учащихся, и написанию
сочинения – рассуждения на основе литературного материала .Рабочая программа курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени,
направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению.
Предполагаются следующие формы обучения:
проблемная лекция
практикум
лабораторная работа
самостоятельная работа
лингвистический эксперимент
лингвистическая лаборатория
мини исследование
мозговой штурм
комплексный анализ текста
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
устный опрос
тестирование
анализ текста
сочинения
творческие работы (сообщение, отзыв, мини проект)
Для установления обратной связи определены следующие формы работы:
развитие речи
практические занятия
решение заданий КИМов Место учебного курса
Программа курса «Углублённое изучение русского языка» в 11 классе в соответствии с учебным планом и годовым календарным
учебным графиком лицея по реализации дополнительных платных услуг на 20172018 учебный год рассчитана на 59 часов (2часа в неделю).
В связи с тем, что 1 час выпадает на праздничный день (01.05), программа спланирована на 58 часов. Планируемые образовательные результаты обучающихся
В результате изучения курса «Углубленное
изучение русского языка» выпускник должен:
знать/понимать
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально
культурной, учебнонаучной, официальноделовой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств
массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
владеть коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной и исследовательской деятельности;
увеличения словарного запаса;
расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей;
развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Календарнотематическое планирование
Тема урока
Колво часов
№
п/п
Дата
проведения
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
03.10
03.10
10.10
10.10
17.10
17.10
24.10
24.10
Раздел 1. Языковые нормы (5час.)
Введение. Цели и задачи курса. Содержание программы.
Орфоэпические нормы ( постановка ударения).
Лексические нормы. Разграничение лексических и грамматических значений слова.
Морфологические нормы (образование форм слова).
Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления.
Раздел 2. Лексика и фразеология (8час.)
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости).
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Группы слов по происхождению и
употреблению.
Стилистическое использование многозначности слова.
1
1
1
1
1
1
1
1 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
07.11
07.11
14.11
14.11
21.11
21.11
28.11
28.11
05.12
05.12
12.12
12.12
19.12
19.12
26.12
26.12
16.01
16.01
23.01
23.01
30.01
30.01
6.02
Стилистические функции историзмов, архаизмов и неологизмов.
Фразеологические обороты, их значение.
Стилистическое использование фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений.
Стилистическое использование слов иноязычного происхождения, диалектизмов в произведениях
художественной литературы.
Стилистическое использование терминологической лексики.
Раздел 3.Нормы орфографии (7 час)
Правописание корней.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов разных частей речи.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Правописание НЕ и НИ.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Правописание Н и НН в различных частях речи.
Раздел 4. Нормы пунктуации (14 час)
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).
Стилистические особенности предложений с однородными членами.
Пунктуация в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами,
приложениями, дополнениями)
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения.
Стилистическое использование обращений, вводных и вставных конструкций.
Пунктуация в сложноподчинённом предложении.
Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.
Стилистика сложных предложений.
Трудные случаи пунктуации в сложных предложениях.
Стилистические ошибки в сложных предложениях.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
6.02
13.02
13.02
20.02
20.02
27.02
27.02
6.03
6.03
13.03
13.03
20.03
20.03
3.04
3.04
10.04
10.04
17.04
17.04
24.04
24.04
8.05
8.05
15.05
15.05
22.05
22.05
Параллельные синтаксические конструкции.
Синтаксический разбор текста.
Пунктуационный разбор текста.
Раздел 5. Речь. Текст (19 час)
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Средства связи предложений в тексте: лексические , морфологические, синтаксические.
Способы связи предложений в тексте( цепная и параллельная)
Стили и функциональносмысловые типы речи.
Создание текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи.
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Стилистические особенности художественного и публицистического текстов.
Способы введения исторического комментария в текст .
Роль этимологии в понимании текста.
Приемы лингвистического исследования текста.
Моделирование коммуникативной ситуации на основе текста.
Тема и основная мысль текста.
Типовые конструкции и алгоритмы работы над сочинением – рассуждением по прочитанному тексту.
Формулирование проблемы текста и написание комментария .
Способы выражения собственной позиции.
Авторская позиция.
Аргументы из художественной и публицистической литературы.
Аргументы из жизненного опыта.
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Раздел 6.Выразительность русской речи (5часа)
Тропы и фигуры речи, их выразительные возможности.
Выразительные средства фонетики и лексики
Выразительные средства морфологии и синтаксиса
Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации.
Употребление языковых средств в тексте.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Всего 58 часов
№
п/п
1.
Название раздела,
Количество
темы
Языковые нормы.
часов
5 часов
Содержание учебного курса
Основное содержание
Орфоэпические нормы. Трудные
случаи произношения слов и их форм.
Основные нормы современного
литературного произношения и
ударения в русском языке.
Лексические нормы. Разграничение
лексических и грамматических
значений слова. Морфологические
нормы. Классификация
самостоятельных частей речи, их
морфологические признаки и
Формы организации
учебных занятий
Беседа, практикум, тест,
самостоятельная работа.
Основные виды деятельности
Извлечение необходимой
информации из орфоэпического и
толкового словарей, справочников
по культуре речи. Определение и
объяснение трудных случаев
произношения слов и их форм.
Выполнение тестовых работ по теме.
Соблюдение всех норм
современного русского языка при
построении монологического и
диалогического высказывания, при 2
Лексика и
фразеология.
8часов
3
Нормы
орфографии
7час.
синтаксическая функция.
Синтаксические нормы.
Лексическая стилистика, ее функции.
Стилистическое использование
многозначных слов, слов
иноязычного происхождения,
профессиональной и
терминологической лексики,
фразеологических оборотов,
пословиц, поговорок и крылатых
выражений, старославянских слов,
синонимов, омонимов, антонимов,
паронимов, архаизмов, историзмов,
неологизмов.
Правописание корней, приставок,
суффиксов различных частей речи.
Правописание личных окончаний
глаголов и суффиксов причастий.
Слитное, дефисное, раздельное
написание слов. Правописание не ни.
Правописание Н и НН в различных
частях речи.
Лабораторная работа,
лингвистический
эксперимент, практикум,
лексический разбор
текста, мини –
исследование.
Тесты, работа с текстом,
практикум
самостоятельная работа.
4
Нормы
пунктуации.
14 час
Порядок слов в предложении.
Согласование сказуемого с
подлежащим. Согласование
определений и приложений. Варианты
форм, связанные с управлением.
Стилистические особенности
Практикум,
лингвистическая
лаборатория,
самостоятельная работа,
исследование единиц
синтаксиса, тест,
создании речевого произведения на
лингвистическую тему
Нахождение в тексте синонимов,
антонимов, омонимов, многозначных
слов, слов иноязычного
происхождения, профессиональной
и терминологической лексики,
фразеологических оборотов,
пословиц, поговорок и крылатых
выражений. Объяснение значения и
роли этих слов в тексте. Работа с
различными словарями.
Работа с орфографическим
словарем. Нахождение и объяснение
орфограмм. Составление устного
монологического высказывания на
лингвистическую тему. Выполнение
тестовых задания с выбором
правильного ответа. Нахождение
слов с определенными
орфограммами в предложении и
тексте. Выполнение индивидуальных
заданий .
Повторение единиц синтаксиса.
Определение структуры
словосочетания, видов
подчинительной связи.
Конструирование словосочетаний и
предложений по схемам. творческая работа.
предложений с однородными членами.
Стилистическое использование
обращений, вводных и вставных
конструкций. Стилистика сложных
предложений. Параллельные
синтаксические конструкции.
5.
Речь. Текст
19 часов
Мозговой штурм,
проблемная лекция,
практикумы,
исследование,
комплексный анализ
текстов разных стилей и
типов, самостоятельная
работа, сочинение,
ролевая игра, тест.
Функциональные стили и смысловые
типы речи. Способы ( цепная и
параллельная) и средства связи
( лексические, морфологические ,
синтаксические) предложений в
тексте. Способы введения
исторического комментария в текст .
Роль этимологии в понимании текста.
Лингвистический, лексический и
стилистический анализ текста.
Проблема текста. Способы выявления
проблем. Выбор одной проблемы из
нескольких. Типовые конструкции
для формулирования проблемы.
Комментарии к проблеме. Типы
Использование алгоритма
постановки знаков препинания в
предложении с однородными
членами. Выполнение тематического
теста по теме. Составление связного
рассказа о выборе постановки
знаков препинания. Работа с
текстом. Нахождение предложений
с обособленными членами.
Закрепление теоретических
сведений на практике. Повторение
пунктуации в СПП. Выборочная
работа с текстом. Нахождение и
исправление ошибок в построении
словосочетаний и предложений.
Редактирование текста.
Определение функционально
смысловых типов и стилей речи,
способов и средств связи
предложений в тексте. Выявление и
формулировка проблемы данного
текста. Построение собственного
текстарассуждения по найденной
проблеме. Выявление авторской
позиции. Подбор аргументов. Работа
с текстами из КИМов, Анализ
художественного и
публицистического текстов.
Редактирование текстов. информации в тексте. Типовые
конструкции для комментирования
проблемы . Авторская позиция.
Аргументация собственного мнения.
Виды аргументов. Композиция
сочинения рассуждения. Основные
средства связи между предложениями
в тексте. Виды и формы вступления и
заключения.
Тропы и их роль в тексте. Фигуры
речи, их выразительные возможности.
Выразительные средства лексики,
синтаксиса и фонетики.
Стилистические возможности
языковых средств.
6.
Выразительность
русской речи
5часов
Исследование,
практикум, тест.
Работа с поэтическим и
прозаическим текстами.
Нахождение звуковых и словесных
средств художественной
выразительности
( фонетические, лексические,
грамматические, интонационные).
58 ч
Основные содержательные линии:
1.Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
2. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
3. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Характеристика содержательных линий:
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков
речевого общения: «Языковые нормы», «Лексика и фразеология».
Вторая содержательная линия включает разделы: «Нормы орфографии», «Нормы пунктуации»,
Третья содержательная линия представлена в программе разделами «Речь. Текст», «Выразительность речи», изучение которых позволит
раскрыть связь языка с историей и культурой народа. В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса
учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды
речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально
культурном.
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ лицея № 82
им . А. Н. Знаменского
от «___» _________ 2017__г. №____
Заместитель директора по УВР
___________
/______________/
ФИО
«___» _________2017__г.
___________
/__________________/
Подпись руководителя МС, ФИО
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе "Углубленное изучение русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.