Федерального государственного стандарта общего образования (2004),
Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку,
Учебного плана школы, Положения о рабочей программе., национально - регионального компонента, Авторской программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А.П Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова), которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2013.
Русский язык 6 класс.docx
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
________Н.А.Романова
Протокол № 1 «27.09.14»
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
Н.Н.Галимова
«28.09.14»
__
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №6
___________И.А.Никифоров
а
Приказ № 81 «29.09.14»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 6 классе Б
ПАВЛОВОЙ ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ,
учителя русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории,
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа № 6 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
20142015 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе :
Федерального государственного стандарта общего образования (2004),
Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку,
Учебного плана школы, Положения о рабочей программе., национально регионального
компонента, Авторской программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9
классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А.П Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К.
ЛидманОрлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф.
Талалаева, Л. Д. Чеснокова), которая полностью соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь
утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программнометодические материалы: Русский
язык 59 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2013.
Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения
русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии
с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая
(языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний
о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученыхрусистах; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка,
владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитии
учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц,
которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый
тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и
речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды
учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,
программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в
школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре
программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы,
обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы,
которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в
третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурноисторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе
неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и
личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются
неразрывно связанными друг с другом.
Примерная программа по предмету в 6 классе рассчитана на 210 часов. Базисный учебный план и
региональный учебный план рассчитан на 105 часов (2 часа дается из школьного компонента), поэтому
в 6 классе на изучение курса русского языка отводится 175 часов из расчета 5 часов в неделю. Изза
расхождения часов идет уплотнение программы на 35 часов.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
План
Факт
Разница
Введение. Общие сведения о языке 1
1
4+1
2
20+2
40+9
25+3
16+2
13+3
1
14+6
10+3
0
6
1
1
5
2
0
6
2
5
3
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Повторение изученного в 5 классе
Морфология. Понятие о морфологии
Имя существительное
Глагол
Имя прилагательное
Имя числительное
Наречие
Имя состояния
Местоимение
Повторение
Всего
10
3
19
45
27
16
19
3
19
13
175+35=210
146+29=175
35
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию
личностноориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному
языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению
культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся
явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспе
чить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии,
орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации,
стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический
строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и
совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной
речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория»,
«Русский язык. Практика», «Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для
изучения в 59 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.
Основной принцип, определяющий содержание книги, системное изложение теории, что для
формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные
сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и
справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при
повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника
способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с
учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый
учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в
школе.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в
процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы
различные дидактические материалы.
В основе программы и комплекса в целом линейный принцип подачи материала. В 6 классе
продолжается изучение морфологии. Изучение всех разделов сопровождается формированием
орфографических и пунктуационных навыков. Усиление практической направленности обучения
обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем в
Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке,
способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб
разно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение,
наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам,
вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление,
формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» (для каждого класса) предлагает
систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие
понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию
устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения. морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол
наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя
прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное
обозначает признак предмета, а числительное количество предметов и порядок их при счете). По
том изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены
слова состояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для повторения
существительного, прилагательного, числительного, наречия. В разделе «Морфология»
отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические признаки). Изучение всех разделов сопровождается фор
мированием орфографических и пунктуационных навыков.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать
изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более
равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания
уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.
Введение
Знакомство с содержание УМК.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Повторение
Актуализация и систематизация ЗУН по темам «Орфография», «Морфология (имя
существительное)», «Пунктуация».
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевое общение
Умение общаться – важная часть культуры человека. Сферы речевого общения: бытовая,
социальнокультурная, научная (учебнонаучная), общественнополитическая, официальноделовая.
Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат),
обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и
спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого
результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
Речевая деятельность
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности
каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными
видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и
другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание
на слух информации художественных, публицистических, учебнонаучных, научнопопулярных текстов,
их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их
связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социальнокультурные,
нравственноэтические, социальнобытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного
текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое,
выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные нравственноэтические,
социальнобытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание
сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных
функциональносмысловых типов речи и их комбинаций. Текст как продукт речевой деятельности
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема,
коммуникативная установка, основная мысль текста . Микротема текста.
Функциональносмысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально
смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых
средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, научный, официальноделовой; язык
художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, официальноделового стилей. Особенности языка
художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), официальноделового (заявление) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам
речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого
общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого
общения.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Наука о русском языке, ее основные разделы.
Русский язык – один из богатейших языков мира.
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского
языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного
языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические,
лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и
пунктуационные).
Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные
виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические,
морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.
Грамматика
Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные и
притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа
прилагательного от существительного. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование
и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические
признаки. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление
имен прилагательных в речи.
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению и строению. Вопрос о
числительных в системе частей речи. Склонение числительных. Правильное употребление числительных
в речи.
Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разряды местоимений
по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Использование местоимений как
средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.
Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и
непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное)
наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного)
наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное
употребление глаголов в речи.
Правописание: орфография.
Орфография как система правил правописания слов и их форм.
Правописание суффиксов в словах изучаемых частей речи.
Правописание окончаний в словах изучаемых частей речи.
н и нн в словах изучаемых частей речи.
Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях изучаемых частей речи.
Слитное и дефисное написание прилагательных и наречий.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами изучаемых частей речи.
Правописание наречий.
Правила переноса.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Язык и культура
Отражение в языке культуры и истории народа.
Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национальнокультурным компонентом значения в произведениях
устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их
значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
Повторение
Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Морфология и орфография».
УМК: Русский язык. Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.К. Лидман
Орлова, А.Ю.Купалова, А.П.Еремееева, Г.К.ЛидманОрлова и др.; под редакцией А.Ю.Купаловой. – 15е
издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 6 класса.
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и
речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных
слов других частей речи по совокупности признаков;
соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность
невозвратность;
различать и употреблять глаголысинонимы и глаголыантонимы;
согласовывать глаголсказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существи
тельными среднего рода и собирательными существительными;
употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку слово
сочетаний);
действию;
употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;
правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к
соблюдать видовременную соотнесенность глаголовсказуемых в связном тексте; употреблять глаголы
синонимы для связи предложений и частей целого текста;
строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи;
аргументированно доказывать принадлежность слова к прилагательным и отличать их от однородных
слов других частей речи по совокупности признаков;
различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом син
таксической функции слова;
анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;
употреблять относительные прилагательные в значении качественных; различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;
характеризовать предмет с помощью прилагательных;
правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;
согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемыми для
обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездар
ность);
согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога,
самоучка, бедняга, жадина, тихоня);
аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;
отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;
правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая);
употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка пере
чней, классификаций, планов и т. д.);
доказывать принадлежность слова к наречию;
различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и
синтаксической функции слова;
отличать слова состояния от наречий;
различать синонимичные и антонимичные значения наречий;
употреблять наречия со значением оценки;
использовать наречия как средство организации текста;
аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;
правильно образовывать формы местоимений;
использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, дву
смысленности высказывания;
использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей
высказывания;
пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами (не
допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующем в третьем лице, не назвав имени; не
пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и
соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой
вежливости Вы, и др.);
анализировать текстописание (одежды, природы, обстановки, действий) с точки зрения
особенностей строения;
вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
анализировать и излагать статью учебника типа рассуждения (текста научного стиля);
излагать повествовательный текст, осложненный описанием (природы, обстановки, одежды, действий),
подробно, сжато, с творческим заданием;
излагать повествовательный текст с заданием (вводить элементы рассуждения, оценки эпизода,
определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
создавать текстописание (природы, одежды, действий, обстановки.) по личным впечатлениям и
наблюдениям;
создавать текстповествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых
процессов);
составлять сочинениерассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и
осложненный элементами описания обстановки;
строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений,
представленных в учебнике;
совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необхо
димой композиции и заданному стилю речи.
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
словарноорфографический). 2. Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический,
орфографический,
словообразовательный,
морфемный,
пунктуационный, лексический)..
морфологический,
синтаксический,
3. Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку. описание, рассуждение)
4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
5. Тест.
6. Словарный диктант.
7. Терминологический диктант.
8. Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
9. Устное монологическое высказывание на лингвистическую т
Контроль за результатами знаний.
Развитие речи.
1.Классное сочинение по картине Ромадина «Керженец».
2.Изложение , близкое к тексту.
3.Контрольное изложение «Воробей».
4.Быборочное изложение «Вот что значит уверенность!»
5.Сочинениеописание по картине А. Пластова «Первый снег».
6.Изложение, близкое к тексту «Снегири».
7.Сочинениерассуждение в научном стиле.
8.Рассказ на основе картины с элементами описания. (Картина Ф.П. Решетникова «Прибыл на каникулы!»
9.Контрольное сочинение по картине В.М.Васнецова «Аленушка».
Контрольные работы.
1.Контрольный диктант по теме «Повторение».
2.Входной диктант с грамматическим заданием «Повторение изученного в 5 классе».
3.Контрольный диктант по теме «Повторение изученного по теме «Имя существительное».
4.Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов».
5.Контрольный диктант по теме «Глагол».
6.Контрольный диктант «Имя прилагательное».
7.Контрольный диктант с грамматическим заданием «Имя числительное».
8.Контрольный диктант по теме «Наречие».
9.Контрольный диктант по теме «Местоимение».
10.Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.
Список литературы.
1.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. – М.:
Просвещение, 2013.
2.Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 57 классы. – Саратов:
Лицей, 2012.
3.Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. –
М.: Просвещение, 2013.
4.Диктанты и изложения (для учащихся 58 классов) / сост. В.О Зюба. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2013.
5.Книгина М.П. Тесты по русскому языку. 6 класс. – Саратов: Лицей, 2013 7.Никитина Е.И. Уроки русского языка: 6 кл.. (Из опыта работы). Книга для учителя. – М.:
6.Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 6 класс. – М.:
Творческий центр, 2013
Просвещение, 2013.
8.Обучение русскому языку в 6 классе. Методические рекомендации к учебному пособию для 6 класса
ОУ / под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2013.
9.Русский язык. 6 класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой / авторсост. А.В.Соколова.
– Волгоград: Учитель, 2013.
10. СенинаН.А.Русский язык. Тесты. 7 класс. Для промежуточного контроля.РостовнаДону.2012
Хлебникова А.В. и Плотникова Е.Ф.
11. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 2013.
Учебнотематическое планирование
№ ТЕМА
УРОКА
1
2
3
4
5
6
Русский язык – один из
богатейших языков мира.
Орфография.
Морфемика.
Синтаксис и пунктуация.
Р.Р. Признаки текста.
Контрольный диктант
«Повторение».
1
1
1
1
1
1
в Тип
урока
о
с
а
ч
о
в
л
о
К
Виды
контроля
Дата
проведения
План Факт
е
и
н
а
ч
е
м
и
р
П
Урок усвоения
новых знаний
Работа с текстом.
Создание устных
сообщений на
основе афоризмов.
Повторительно
обобщающий
урок
Словарно
орфографическая
работа
2.09
3.09
4.09
5.09
Повторительно
обобщающий
урок
Повторительно
обобщающий
урок
Урок развития
речи
Урок контроля
знаний
Составление
таблицы
Комплексный
анализ текста
Работа с текстом
6.09
Текст диктанта
9.09 7
8
9
Самостоятельные и
служебные части речи.
Слово и его формы.
Имя существительное как
часть речи.
10
Собственные и
нарицательные имена
существительные.
1
1
1
1
Повторительно
обобщающий
урок
Повторительно
обобщающий
урок
Урок
закрепления
изученного
Урок
закрепления
изученного
Заполнение
таблицы
Распределитель
ный диктант
10.09
11.09
Поисковое чтение.
12.09
Работа с текстом
Составление
текста Написать
письмо другу,
оформить адрес
13.09
16.09
17.09
18.09
11
Род имен существительных.
1
12
13
14
15
Число имен
существительных.
Падеж и склонение имен
существительных.
Входной диктант с
грамматическим заданием
«Повторение изученного в 5
классе».
Правописание ОЁ после
шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
1
1
1
Урок усвоения
нового
материала.
Заполнение
таблицы
Урок усвоения
нового
материала.
Составление
устного
высказывания
Урок усвоения
нового
материала.
Словарный
диктант
Урок контроля
Диктант
19.09
Урок усвоения
нового
материала.
Словарный
диктант
20.09
16
Р.Р. Темы широкие и узкие.
1
Урок развития
речи
Работа с текстом
23.09
Сочинение
миниатюра
17
18
19
20
Разносклоняемые
существительные.
Несклоняемые
существительные
Проверочная работа.
Комплексный анализ текста.
Словообразование имен
существительных с помощью
суффиксов.
1
1
1
1
Урок усвоения
новых знаний
Объяснительный
диктант
Урок усвоения
новых знаний
Составление
словарных статей
Урок контроля
знаний
Текст № 11
(рабочая тетрадь)
Урок усвоения
знаний
Тест
24.09
25.09
26.09
27.09 21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Буквы ЕИ в суффиксах су
ществительных
Буквы ОЕ после шипящих в
суффиксах и окончаниях
существительных.
Р.Р. Простой и сложный
план.
Словообразование имен
существительных с помощью
приставок
Слитное и раздельное
написание НЕ с существи
тельными
Образование сложных
существительных
Систематизация изученного
по теме «Имя существитель
ное»
Обобщение изученного по
теме «Имя существитель
ное».
Контрольный диктант
«Повторение изученого по
теме «Имя существитель
ное».
Анализ контрольного
диктанта.
31
Понятие о глаголе.
32 Морфологические признаки
глагола.
33
34
35
Правописание НЕ с
глаголами.
Р.Р. Способы развития темы
в тексте.
Инфинитив как
неизменяемая форма.
36
Основа инфинитива.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Урок
закрепления
Объяснительный
диктант
30.09
Урок усвоения
новых знаний
Словарный
диктант
1.10
Урок развития
речи
Урок усвоения
нового
материала
Урок усвоения
нового
материала
Урок усвоения
нового
материала
Обобщающий
урок
Работа с текстом
2.10
Тест
Осложненное
списывание
3.10
4.10
Работа с текстом
7.10
Работа с текстом
8.10
Обобщающий
урок
Работа с
учебником
Урок контроля
знаний
Диктант с
грамматическим
заданием
9.10
10.10
11.10
14.10
15.10
Урок
коррекции
знаний
Урок
повторения
Повторительно
обобщающий
урок
Повторительно
обобщающий
урок
Уроки
развития речи
Выборочный
диктант
Комментирован
ное письмо
Работа с толковым
словарем.
16.10
Работа с текстом.
17.10
Урок усвоения
знаний
Морфемный
анализ.
Урок
закрепления
Работа с
учебником
18.10
21.10 37
Р.р. Контрольное сочинение
по картине Ромадина
«Керженец».
38
Анализ сочинений
39
Возвратные глаголы.
40
41
42
43
44
45
46
47
Правописание ТСЯ и ТЬСЯ
в глаголах.
Глаголы совершенного и
несовершенного вида .
Образование видовых пар.
Тест.
Изложение, близкое к
тексту. «Золотой луг»
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Времена глагола:
прошедшее, будущее,
настоящее
Прошедшее время
Правописание гласной перед
суффиксом Л.
48
Р.Р.Что такое эпиграф?
49
50
Настоящее и будущее время
глагола.
Изменение глаголов
настоящего и будущего
времени по лицам и числам.
Основа глагола.
51 Мягкий знак в окончании
глаголов 2 лица
единственного числа.
Проверочная работа
«Глагол».
ЕИ в окончаниях глаголов
1и 2 спряжения.
52
53
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Урок развития
речи
Урок
коррекции
знаний
Урок усвоения
знаний
Сочинение
22.10
23.10
24.10
Работа над
ошибками
Работа над
морфемным
анализом
возвратных
глаголов.
Повторительно
обобщающий
урок
Объяснительный
диктант
25.10
Урок усвоения
новых знаний
Комментирован
ное письмо
Урок усвоения
новых знаний
Тест
Уроки
развития речи
Работа с текстом.
Изложение.
28.10
29.10
30.10
Урок усвоения
новых знаний
Распределительны
й диктант
31.10
Урок усвоения
новых знаний
Редактирование
предложений.
Урок
закрепления
Выборочный
диктант
1.11
11.11
Урок усвоения
новых знаний
Урок развития
речи
Работа с текстом.
12.11
Работа с текстом
13.11
Урок усвоения
новых знаний
Диктант
«Проверяю себя
14.11
Урок усвоения
новых знаний
Работа с текстом
15.11
Урок усвоения
новых знаний
Работа с
учебником
18.11
Урок контроля
знаний
Урок усвоения
новых знаний
Работа с текстом
19.11
Словарная работа
20.11 54
Правописание личных
окончаний глаголов 1 и 2
спряжений.
55
Спряжение глаголов
56
57
58
59
60
61
1 и 2 спряжения
Безударные гласные в
личных окончаниях
глаголов.
Орфограмма «Безударная
гласная в личном окончании
глагола».
Разноспрягаемые глаголы.
Переходные и непереходные
глаголы..
Контрольный диктант по
теме «Правописание глаго
лов».
Анализ контрольного
диктанта.
Р.Р. Лексические средства
связи предложений в тексте.
Описательный оборот.
62
Условное наклонение.
63
Употребление глаголов
условного наклонения.
64
Повелительное наклонение.
65
66
Суффикс И –в глаголах
повелительного наклонения.
Р.Р. Контрольное изложение
«Воробей».
67
Анализ изложения
68
Безличные глаголы.
69
Употребление безличных
глаголов в речи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Урок
закрепления
изученного
Урок
закрепления
изученного
Урок
закрепления
изученного
Урок
закрепления
изученного
Урок усвоения
новых знаний
Урок контроля
знаний
Урок
коррекции
знаний
Урок развития
речи
Урок усвоения
новых знаний
Тест
21.11
Объяснительный
диктант
22.11
Работа с
учебником
Тест
Устное сообщение
на тему «Почему
глаголы называ
ются разноспря
гаемыми?»
Диктант с
грамматическим
заданием
Работа над
ошибками
25.11
26.11
27.11
28.11
29.11
Работа с текстом
2.12
Работа с текстом
3.12
Урок
закрепления
Работа с
учебником
4.12
Урок усвоения
новых знаний
Работа с текстом
5.12
Урок усвоения
новых знаний
Работа с
учебником
Урок контроля
знаний
Изложение/
Урок
коррекции
Работа над
ошибками
6.12
9.12
10.12
Урок усвоения
новых знаний
Работа с текстом
11.12
Урок
закрепления
Объяснительный
диктант
12.12 70
Словообразование глаголов
71
72
73
74
75
76
77
Правописание суффиксов
глаголов
Орфограмма «Гласные в
суффиксах – ова(ева),
ыва ( ива).
Гласные в суффиксах
глаголов.
Систематизация и
обобщение изученного по
теме «Глагол»
Повторим орфографию.
Повторим пунктуацию
Контрольный диктант по
теме «Глагол»
78
Анализ диктанта
79
80
81
Р.Р.Стили речи Официально
деловой стиль.
Имя прилагательное как
часть речи.
Р.Р. Типы речи .По
вествование..Рассказ.
82
Разряды прилагательных.
83
Качественные
прилагателные
84
Относительные
85
86
87/
88
.Притяжатеные прилага
тельные.
Полные и краткие имена
прилагательные.,
Р.Р. Выборочное изложение
«Вот что значит увлечен
ность!»
Склонение полных
прилагательных
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Урок усвоения
новых знаний
Творческий
диктант
Урок усвоения
новых знаний
Составление
таблицы
Урок усвоения
новых знаний
Комментирован
ное письмо
13.12
16.12
17.12
Уроки
усвоения
новых знаний
Объяснительный
диктант
18.12
Обобщение
Проверочный тест
19.12
Повторение
Тест:
Повторение
Работа с
учебником
Урок контроля
знаний
Диктант с
грамматическим
заданием
20.12
23.12
24.12
Урок
коррекции
Работа с текстами
25.12
Урок развития
речи
Анализ текстов
документов
Урок усвоения
новых знаний
Творческое
списывание
26.12
27.12
Урок развития
речи
Работа с текстом
13.01
Урок усвоения
новых знаний
Распределитель
ный диктант
14.01
Работа с текстом
15.01
16.01
17.01
20.01
21.01
Урок
закрепления
Урок
закрепления
Тест
Урок усвоения
новых знаний
Распределитель
ный диктант
Урок усвоения
новых знаний
Объяснительный
диктант
Урок контроля
знаний
Изложение
Урок усвоения
новых знаний
Работа с текстом
22.01 89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
Буквы ОЕ после шипящих и
Ц в окончаниях
прилагательных.
Притяжательные
прилагательные с
суффиксом –ИЙ.
Притяжательные
прилагательные с
суффиксами –ИН(ЫН),
ОВ(ЕВ).
Степени сравнения
прилагательных.
Проверочная работа
Комплексный анализ текста
Словообразование
прилагательных с помощью
суффиксов
Буквы Н и НН в суффиксах
прилагательных.
Проверочная работа по
теме «Н и НН в полных и
кратких прилагательных»
Образование
прилагательных с помощью
приставок.
Р.Р. Как создавать
киносценарий?
Правописание НЕ с
прилагательными
100 Слитное и раздельное
написание НЕ с
прилагательными
101 НЕ с прилагательными.
102 Проверочная работа по теме
«Правописание НЕ с прила
гательными».
103 Образование сложных
прилагательных.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Урок
закрепления
изученного
Распределите
льный диктант
23.01
Урок усвоения
новых знаний
Объяснительный
диктант
24.01
Урок усвоения
новых знаний
Работа с текстом
27.01
Урок усвоения
новых знаний
Работа с
учебником
28.01
Урок контроля
знаний
Урок усвоения
новых знаний
Урок
закрепления
изученного
Урок
закрепления
изученного
Работа с текстом
29.01
Словарноорфо
графическая
работа
30.01
Словообразовател
ьный анализ
31.01
Объяснительный
диктант
3.02
4.02
Урок усвоения
новых знаний
Объяснительный
диктант
Урок развития
речи
Работа с текстом
5.02
Урок усвоения
новых знаний
Комментирован
ное письмо
Урок закреп
ления
Тест
Урок
закрепления
Объяснительный
диктант
Урок контроля
знаний
Тест
Урок усвоения
новых знаний
Морфемный и
орфографический
разбор.
6.02
7.02
10.02
11..02
12.02 104 Систематизация и
1
обобщение по теме «Имя
прилагательное».
Повторительно
обобщающий
урок
105 Повторим орфографию и
1
пунктуацию.
106 Контрольный диктант «Имя
1
прилагательное».
Повторительно
обобщающие
уроки
Урок контроля
знаний,
Создание
лирической
миниатюры
«Красота
природы»
Работа с
учебником
Диктант с
грамматическим
заданием
13.02
14.02
17.02
18.02
107
108
Р.Р.Описание природы.
Зима.
Р.Р. Сочинениеописание по
картине А.А. Пластова
«Первый снег».
1
1
109 Имя числительное как часть
1
речи.
110
Роль числительных в речи.
111 Простые, сложные и
составные числительные.
112 Правописание
числительных.
113 Количественные числи
тельные.
114 Склонение количественных
числительных.
1
1
1
1
1
115 Проверочная работа по теме
1
«Количественные
числительные».
116 Собирательные
числительные.
117 Склонение собирательных
числительных
118
Р.Р.Изложение, близкое к
тексту «Снегири».
119 Порядковые числительные.
120 Дробные числительные.
1
1
1
1
1
Урок развития
речи
Работа с
учебником
Урок развития
речи
Урок усвоения
новых знаний
Работа по картине.
19.02
Работа с текстом
20.02
Урок усвоения
новых знаний
Составление
предложений
Урок усвоения
новых знаний
Осложненное
списывание
Урок усвоения
новых знаний
Объяснительный
диктант
Урок усвоения
новых знаний
Морфологичес
кий разбор
21.02
24.02
25.02
26.02
Работа с таблицей
27.02
Урок
закрепления
изученного
Урок контроля
знаний
Тест
Урок усвоения
новых знаний
Выборочный
диктант
28.02
3.03
Работа с таблицей
4.03
Урок
закрепления
изученного
Урок развития
речи
Изложение
Урок усвоения
новых знаний
Составление
автобиографии
Урок усвоения
новых знаний
Составление
устного
высказывания
5.03
6.03
7.03 121 Систематизация и
обобщение по теме «Имя
числительное».
122 Контрольный диктант с
грамматическим заданием
«Имя числительное».
123 Анализ контрольного
диктанта.
124
Р.Р. Описание помещения.
125 Повторим орфографию
126 Повторим пунктуацию.
127 Наречие как часть речи.
128 Смысловые группы наречий.
129
Роль наречий в речи.
130
Р.Р. Сочинениерассуждение
в научном стиле.
131 Степени сравнения наречий.
132 Образование наречий с
помощью приставок и
суффиксов.
133 Правописание НЕ с
наречиями.
134 Правописание наречий.
135
Р.р. Описание одежды,
костюма.
136 Правописание дефиса в
наречиях.
137 Образование наречий путем
перехода слов из одной
части речи в другую.
138 Правописание Ь на конце
наречий после шипящих.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Повторительно
обобщающий
урок
Урок контроля
знаний
Урок
коррекции
знаний
Урок развития
речи
Повторительно
обобщающий
урок
Работа с текстом
10.03
Диктант с
грамматическим
заданием
11.03
Работа с текстом
12.03
Сочинение
Работа с
учебником
13.03
14.03
Повторение
Работа с текстом
17.03
Урок усвоения
новых знаний
Работа с научной
статьей и спра
вочной литера
турой.
Урок усвоения
новых знаний
Составление
таблицы
Урок усвоения
новых знаний
Сообщение по
плану
Сочинение
18.03
19.03
20.03
21.03
Урок развития
речи
Урок усвоения
новых знаний
Работа с текстом
1.04
Урок усвоения
новых знаний
Объяснительный
диктант
2.04
Урок усвоения
новых знаний
Работа с текстом
3.04
Урок усвоения
новых знаний
Распределитель
ный диктант
Урок развития
речи
Создание
письменных
высказываний.
Урок усвоения
новых знаний
Выборочный
диктант
4.04
7.04
8.04
Урок усвоения
новых знаний
Работа с текстом
9.04
Урок усвоения
новых знаний
Объяснительный
диктант
10.04 139 Слова состояния
140 Систематизация и
повторение изученного по
теме «Наречие».
141 Контрольный диктант по
теме «Наречие».
142 Анализ диктанта.
143
Р.Р. Рассказ на основе
картины с элементами
описания .(Картина
Ф.П.Решетникова «Прибыл
на каникулы!»)
144 Местоимение как часть
речи.
145 Личные местоимения.
146 Притяжательные
местоимения
147 Возвратное местоимение
«себя».
148
Р.Р. Описание книги.
149 Вопросительные
местоимения.
150
Р.Р. Рассуждение в разных
стилях.
151
Р.Р. Описание книги.
152 Относительные
местоимения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Урок усвоения
новых знаний
Повторительно
обобщающий
урок
Урок контроля
знаний
Работа с текстом
11.04
Создание текста
определенного
функционально
смыслового типа
Диктант с
грамматическим
заданием
14.04
15.04
Урок
коррекции
знаний
Урок развития
речи
Комплексный
анализ текста
16.04
Анализ текста
17.04
18.04
21.04
22.04
23.04
24.04
25.04
28.04
29.04
Урок усвоения
новых знаний
Приведение
примеров.
Урок усвоения
новых знаний
Работа с
учебником
Урок усвоения
новых знаний
Распределитель
ный диктант
Урок усвоения
новых знаний
Тест
Урок развития
речи
Урок усвоения
новых знаний
Уроки
развития речи
Урок развития
речи
Составление
устных и пись
менных описаний
Уметь добывать
информацию по
заданной теме в
источниках
различного типа
Создание
письменных
высказываний.
Составление
устных и
письменных
описаний,
формирование
культуры устной и
письменной речи
Урок усвоения
новых знаний
Работа
с текстом.
30.04 153 Неопределенные
местоимения.
154 Отрицательные местоимения
155
156
.Правописание НЕ и НИ в
отрицательных
местоимениях.
Р.Р. Местоимения как
средства связи предложений
в тексте.
157 Определительные
местоимения.
1
1
1
1
1
Урок усвоения
новых знаний
Проблемные
задания
Урок усвоения
новых знаний
Работа
с текстом
Урок усвоения
новых знаний
Проблемные
задания
Урок развития
речи
Комплексный
анализ текста
Урок усвоения
новых знаний
Уметь находить и
использовать
информацию,
вступать в речевое
общение
158 Указательные местоимения..
1
Урок усвоения
новых знаний
работа
с текстом,
159
Р.Р. Контрольное сочинение
по картине В.М. Васнецова
«Аленушка».
160 Правописание местоимений
наречий.
161
Р.Р. Основные типы и стили
речи. Рассказ.
162 Систематизация и
обобщение изученного по
теме « Местоимение».
1
1
1
1
1.05
2.05
5.05
6.05
7.05
8.05
9.05
12.05
13.05
14.05
15.05
Урок развития
речи
проблемные
задания
Создание
письменных
высказываний.
Урок усвоения
новых знаний
Работа
с учебником
Урок развития
речи
Работа
с текстом
Повторительно
обобщающий
урок
Сбор материала
для сообщения
«Местоимения как
средства
межфразовой
связи»
Диктант с
грамматическим
заданием
163 Контрольный диктант по
1
теме «Местоимение».
Урок контроля
знаний
164 Части речи в русском языке.
1
165 Повторение правил
орфографии.
166 Диктант с грамматическим
заданием.
1
1
Повторительно
обобщающий
урок
Повторительно
обобщающий
урок
Урок контроля
знаний
Работа с таблицей
16.05
Работа с текстом
19.05
Диктант с
грамматическим
заданием
20.05 167 Анализ диктанта.
168 Повторение пунктуации.
169 Правописание НЕ с
различными частями речи
170 Правописание Н и НН в
суффиксах различных
частей речи.
171 Правописание сложных слов
172 Словари русского языка.
173 Культура речи.
174 Стилистика.
175 Итоговый урок .Викторина
«знаешь ли ты русский
язык?»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Урок
коррекции
знаний
Повторительно
обобщающий
урок
Повторительно
обобщающий
урок
Повторительно
обобщающий
урок
Уметь находить
свои ошибки
Работа с
учебником
21.05
22.05
Объяснительный
диктант
23.05
Выборочный
диктант
26.05
27.05
28.05
Урок
повторения
Словарный
диктант
Обобщающий
урок
Работа со
словарями
Урок
повторения
Урок
обобщения
Работа с текстом
29.05
Работа с текстами
30.05
Обобщение
Устный ответ
30.05
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.