Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс
Оценка 5

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
7 кл
07.04.2018
Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус­скому языку (углубленный уровень) и программы по русскому языку. 5-9 классы. АвторВ.В.Бабайцева. М.: Дрофа, 2010 год.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.программа
-Рабочая программа по русскому.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу  «Русский язык» учителя русского языка и литературы,                                         7­б класс (углубленный  уровень)                                        Раздел I. Пояснительная записка Статус документа Настоящая   программа   по   русскому   языку   для   7   класса   составлена   на   основе Государственного   стандарта  общего   образования,   примерной  программы   среднего полного общего образования по русскому языку (углубленный уровень) и  программы по русскому   языку.   5­9   классы.   АвторВ.В.Бабайцева.   М.:   Дрофа,   2010   год.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.          Структура документа Рабочая   программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся;   календарно­тематический   план;   содержание   тем   учебного   курса;   формы   и средства контроля; перечень учебно­методического обеспечения. Содержание   курса   русского   языка   представлено   в   программе   в   виде   двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.          Учебно­тематический план составлен на основе приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №819 от 23.03.10г. В связи с необходимостью   подготовки   к   единому   государственному   экзамену,   в   учебно­ тематическом планировании добавлена графа «Подготовка к ЕГЭ». Общая характеристика учебного предмет  Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством   общения   и   формой   передачи   информации,   средством   хранения   и   усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В   системе   школьного   образования   учебный   предмет   «Русский   язык»   занимает   особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания   действительности   русский   язык   обеспечивает   развитие   интеллектуальных   и творческих   способностей   ребенка,   развивает   его   абстрактное   мышление,   память   и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и   самореализации   личности.   Будучи   формой   хранения   и   усвоения   различных   знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения   всех   других   школьных   предметов,   а   в   перспективе   способствует   овладению будущей профессией. Содержание   обучения   русскому   языку   отобрано   и   структурировано   на   основе компетентностного   подхода.   В   соответствии   с   этим   в  VII  классе   формируются   и развиваются   коммуникативная,   лингвистическая   (языковедческая)   и культуроведческая компетенции. Коммуникативная   компетенция   –   овладение   всеми   видами   речевой   деятельности   и основами   культуры   устной   и   письменной   речи,   базовыми   умениями   и   навыками   языковая, владение   нормами   русского   речевого   этикета, использования   языка   в   жизненно   важных   для   данного   возраста   сферах   и   ситуациях общения. Языковая   и   лингвистическая   (языковедческая)   компетенции   –   освоение   необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;   овладение   основными   нормами   русского   литературного   языка; обогащение  словарного  запаса   и  грамматического   строя  речи  учащихся;  формирование способности   к   анализу   и   оценке   языковых   явлений   и   фактов,   необходимых   знаний   о лингвистике   как   науке   и   ученых­русистах;   умение   пользоваться   различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры,   взаимосвязи   языка   и   истории   народа,   национально­культурной   специфики русского   языка,   культурой межнационального общения. Курс   русского   языка   для  VII  класса     направлен   на   совершенствование   речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому   языку   происходит   в   сложных   условиях,   когда   снижается   общая   культура населения,   расшатываются   нормы   литературного   языка,   в   программе   усилен   аспект культуры   речи.   Содержание   обучения   ориентировано   на   развитие   личности   ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно   выражать   свои   мысли   и   чувства   в   устной   и   письменной   форме,   соблюдать этические   нормы   общения.   Рабочая     программа   предусматривает   формирование   таких жизненно   важных   умений,   как   различные   виды   чтения,   информационная   переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.  Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий,   обозначающих   языковые   и   речевые   явления,   указывает   на   особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы.   Она,   как   уже   отмечено,   состоит   их   двух   тематических   блоков.   В   первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения;   во   втором   –   дидактические   единицы,   которые   отражают   устройство   языка   и являются базой для развития речевой компетенции учащихся. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например,   при   обучении   морфологии   учащиеся   не   только   получают   соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой   деятельности,   различные   коммуникативные   навыки,   а   также   углубляют представление о родном языке как национально­культурном феномене. Таким образом, процессы   осознания   языковой   системы   и   личный   опыт   использования   языка   в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.  Цели обучения Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том,   чтобы   обеспечить   языковое   развитие   учащихся,   помочь   им   овладеть   речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. В   соответствии   с   целью   обучения   усиливается   речевая   направленность   курса.   В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь,   опереться   на   речеведческие   знания   как   систему   ориентиров   в   процессе   речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Задачи обучения              Курс русского языка направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно­ориентированного, когнитивно­коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению   культуры,   основному   средству   общения   и   получения   знаний   в   разных   сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование   речемыслительной   деятельности,   коммуникативных   умений   и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование   умений   опознавать,   анализировать,   классифицировать   языковые факты,   оценивать   их   с   точки   зрения   нормативности,   соответствия   ситуации   и   сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МАОУ «СОШ № 33 с У ИОП». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 140   часов.  Так   как     в   неделю   запланировано   6часов,   то   количество   часов   в   год увеличилось на 70часов (всего 210 часов) за счет школьного компонента. Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой учреждения  используется учебно­методический  комплект: Программа по русскому языку. 5­9 классы.  Автор В.В.Бабайцева. М.: Дрофа, 2010 год. Базовый учебник: Русский язык. 5­9 класс: учебник В. В. Бабайцевой «Русский язык.  Теория. 5­9 классы» Предпрофильное обучение. ­М.: Дрофа, 2010 год Русский язык. Сборник заданий. 6­7 классы: пособие к учебнику В. В. Бабайцевой  «Русский язык. Теория. 5­9 классы» Предпрофильное обучение. ­М.: Дрофа, 2011 год Русский язык. Русская речь. 7 класс:учебник для общеобразовательных учреждений/  Е.Н.Никитина. – 18­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012 год. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе   школьного   образования.   В   процессе   обучения   ученик   получает   возможность совершенствовать   общеучебные   умения,   навыки,   способы   деятельности,   которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.   В   процессе   изучения   русского   (родного)   языка   совершенствуются   и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический   поиск,   извлекать   информацию   из   различных   источников,   умение работать   с   текстом),   организационные   (умение   формулировать   цель   деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).  Распределение часов по темам. Распределение   часов   по   темам   откорректировано   с   учетом   усвоения   учебного материала учащимися, а также с учетом уменьшения часов по базисному учебному плану (210 часов) Количество   контрольных   работ   откорректировано   согласно   инструктивно­ методическому письму «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011­2012 учебном году»: Формы Уровень и количество часов, общее  количество контрольных работ Углубленный  Диктант Контрольное тестирование Изложение Сочинение Контрольная работа учебного   процесса: нового   материала, уроки, уроки   изученного. пройденным   темам через словарные самостоятельные и практические работы во время урока. Количество и время проведения данных   проверочных   работ   корректируется   учителем   в   зависимости   от   усвоения программного материала обучающимися в течение всего учебного года организации уроки комбинированные закрепления Контроль осуществляется диктанты, класс 6 6 2 3 5 1   7   изучения   по Результаты обучения Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся за курс VII класса». Раздел II.  Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса основной школы по русскому языку       Местоимение       Основные умения и навыки:  определять местоимение по соотношению с другими частями речи;  употреблять местоимения как средство связи частей текста и редактировать  тексты;  соблюдать грамматические и орфоэпические нормы употребления  местоимений  производить морфемный и морфологический анализ местоимений. Причастие Основные умения и навыки:  определять причастия по совокупности четырех признаков;  правильно склонять причастия;  заменять причастные обороты придаточными предложениями;  производить морфемный и морфологический анализ причастий, строя  тексты­рассуждения. Деепричастие Основные умения и навыки:  определять деепричастия по совокупности четырех признаков;  правильно употреблять деепричастия в речи;  отличать причастия от деепричастий по морфемному признаку;  строить тексты с использованием деепричастий;  производить морфемный и морфологический анализ деепричастий, строя  тексты­рассуждения. Служебные части речи Основные умения и навыки:  правильно употреблять служебные части речи, учитывая их роль в  предложении и тексте;  различать формообразовательные и словообразовательные частицы;  различать функциональные омонимы в письменной речи. К концу 7 класса учащиеся должны уметь:         аргументированно   доказывать   принадлежность   слова   к   той   или   иной   части речи, строя тексты­рассуждения; производить морфемный и морфологический анализ всех частей речи;  соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи; использовать морфологические синонимы; заменять причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и наоборот; при   построении   текстов   разных   типов   учитывать   стилистические характеристики слов, относящихся к разным частям речи; строить тексты с совмещением различных типов речи; использовать   местоимения,   наречия,   союзы,   частицы   для   связи   фрагментов текста. Раздел III. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ   РУССКОГО   ЯЗЫКА Тема урока в 7­б КЛАССЕ Часы учебного времени Сроки проведения Примечание Введение (1 ч.) Литературный   язык,   нормы, их изменчивость Повторение изученного в 5­ 1 6 классах ( 18+4 ч.) № урок а 1. 2 3 4. 5 6 7 8 9. 10­ 11. 12. 13­ 14. 15­ 16. 16 17 18 19. 20. 21 22 23. 24. 25. 26 27 Фонетика Фонетический разбор Лексика и фразеология Состав слова  Словообразование Орфография.  Правописание   Н   и   НН   в суффиксах прилагательных Правописание прилагательных Правописание   окончаний глаголов Склонение числительных Правописание наречий сложных личных   Синтаксис   и   пунктуация. Простое  предложение     Сложное предложение Р.Р. Что такое текст Р.Р.   Типы   речи.   Сложный план. Р.Р.Подготовка к написанию   сочинения   по   К.С.Петрова­ картине Водкина «Утренний натюрморт» Р.Р.   Написание   сочинения по   картине   К.С.Петрова­ Водкина «Утренний натюрморт» Контрольный диктант №1 Анализ диктанта Анализ сочинения контрольного     Местоимение ( 22+2 ч.) Местоимения­ Понятие о местоимении Роль местоимений в речи   существительные. Местоимения­ прилагательные. Местоимения­наречия Местоимения­ существительные. Местоимения­ прилагательные. 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28. 29. 30. 31. 32. 33 34 35 36 37. 38. 39­ 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47.  48. 49­ 50. 51­ 52. 53. 54. 55   местоимений. Местоимения­наречия Разряды Личные местоимения Возвратное местоимение Притяжательные местоимения Вопросительные местоимения Относительные местоимения Неопределенные местоимения Правописание неопределенных местоимений Отрицательные местоимения Правописание отрицательных местоимений Определительные местоимения Указательные местоимения Правописание местоимений   контрольного Урок   –   практикум   по   теме «Местоимение» Контрольный   диктант   №2 по теме «Местоимение» Анализ диктанта Р.Р. написанию   контрольного изложения Р.Р. Написание подробного контрольного   изложения «Арктур» Анализ изложений к подробного   Подготовка   Причастие ( 42+3ч.)   у глагола Понятие о причастии Признаки   прилагательного   у причастия Признаки причастия Самостоятельная работа Р.Р.   Роль   причастий   в   речи. Книжная стилистическая окраска   причастий.   Деловые бумаги. Понятие   о   причастном обороте     1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 56­57 Знаки   препинания   при 2 58. 59­ 60. 61. 62 причастном обороте Р.Р.   Типы   речи.   Описание общего вида местности Синонимика   причастного оборота   и   придаточного предложения Р.р. к написанию   контрольного сочинения. Описание общего вида местности  Р.р. сочинение. общего вида местности   Контрольное Описание   Подготовка         63­64 Анализ сочинений Образование причастий 65­66 Образование   действительных причастий Образование   страдательных причастий 67­ 68. 69­70 Склонение причастий 71 72 Правописание причастий.  Гласные   в   причастиях   перед ­н­ и ­нн­ ­ 73­74 Правописание   причастиях   –НН­   в 75­76 Правописание   –Н­     в   кратких причастиях Правописание причастий Не с причастиями   77­ 78. 79 80­81 Правописание причастиями Повторительно­обобщающий урок по теме «Причастие» Переход причастий в другие части речи 82 83 не   с 1 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 84. 85. 86. 87 88 Правописание причастий Подготовка   к   контрольному диктанту Контрольный   диктант   по теме «Причастие» Анализ диктанта   контрольного 1 Проверь свою подготовку по 1 орфографии Подготовка   к   контрольному тестированию Контрольное   тестирование №1 по теме «Причастие» Анализ   тестирования контрольного         у у по теме глагола наречия Повторение «Причастие» Деепричастие (21+2 ч) Понятие о деепричастии   Признаки деепричастий Признаки   деепричастий Понятие   о   деепричастном обороте Знаки   препинания   при деепричастном обороте Практическая работа по теме «Деепричастный оборот» Синонимика   деепричастных оборотов   и   придаточных предложений Словообразование деепричастий несовершенного вида  и совершенного вида 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1   Подготовка к изложения, Деепричастие и причастие Сопоставление   морфемного состава   деепричастий   и причастий Роль деепричастий в речи Р.Р.   написанию   близкого к тексту Р.Р.   Написание   изложения, близкого к тексту Правописание деепричастий Правописание деепричастиями Пунктуация   деепричастного оборота Урок обобщения не с         и 1 89 90 91 92 93. 94 95 96 97 98. 99­ 101. 102 103 104 105. 106. 107. 108 109 110 111 112 113. 114. систематизации   знаний   по теме «Деепричастие» Подготовка   к   контрольной работе   №   1   по   теме «Деепричастие» Контрольная работа № 1 по теме «Деепричастие» Контрольный   диктант   №4 по теме «Деепричастие» 115.  Анализ контрольной работы и контрольного диктанта Служебные части речи ( 3+2 ч.) 116. 117. 118. Понятие о служебных частях речи Роль служебных частей речи в предложении и тексте Р.Р.   Подготовка написанию   Описание действий к сочинению.   119. Р.Р.   Написание   сочинения­ описания действий 120.  Анализ сочинений 121 122 123 124. 125 126. 127. 128­ 129.  130­ 131 132 Предлог (  15+2ч.) Служебные части речи Роль служебных слов в речи Понятие о предлоге Предлоги­антонимы. Употребление   предлогов   с падежами. Разряды   предлогов   по значению Разряды   предлогов   по происхождению: непроизводные   производные предлоги Предлоги делового стиля Правописание предлогов и в Функциональные   омонимы(в течении­   течение, несмотря   на­   не   смотря   и др.) Р.Р. Повествование. Подготовка   к   написанию контрольного сочинения.       1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 на на основе Рассказ услышанного Р.Р.   Написание контрольного   сочинения. Рассказ основе услышанного Анализ сочинений Повторительно­обобщающий урок по теме «Предлог» Контрольный   диктант   №5 по теме «Предлог» Анализ диктанта контрольного       Союз (16+2  ч.) Понятие о союзе  Сочинительные союзы Разряды  сочинительных   союзов   по значению Подчинительные союзы Разряды   подчинительных союзов по значению Правописание союзов Функциональные   омонимы: тоже   (союз)   –   то   же (местоимение с частицей) Функциональные   омонимы: чтобы (союз), местоимение с частицей и др. Союзы   как   важнейшее средство связи частей текста Р.Р.   Морфологические средства   связи   предложений и   смысловых   частей   текста. Союз Повторительно­обобщающий урок по теме «Союз» Подготовка   к  тестированию № 2 по теме «Союз» Тестирование № 2 по теме «Союз» Р.Р. написанию   «Увлекательная жизни» Р.Р.   Написание изложения к изложения книга   Подготовка     1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 133 134. 135. 136. 137. 138. 139 140 141 142 143­ 144.  145 146­ 147 148. 149. 150 151 152. 153 154 «Увлекательная жизни» Анализ изложений   книга Частица ( 9+3 ч.) и Понятие о частице Формообразовательные частицы Словообразовательные частицы Разряды частиц по значению.   частицы, Вопросительные восклицательные и указательные частицы. Усилительные   отрицательные частицы Правописание  не   с разными частями речи (обобщение) Правописание местоимений с приставками не и ни Р.Р. Отзыв о книге Р.Р. написаниию   отзыва о книге Р.Р.  Написание сочинения­ отзыва о книге Анализ сочинений к сочинения­   Подготовка     155. 156. 157 158 159 160 161­ 162 163 164 165 166 167. Междометие ( 5 ч.+1ч) Понятие о междометии 168. 169. Междометные предложения Правописание междометий 170 171. Роль междометий в речи Р.Р. 172 публицистики Повторительно­обобщающий урок по теме «Междометие» Явления переходности в морфологии ( 4ч.+3ч.)   Интервью   –   жанр 173. 174. 175. 176. 177. 178. Переход из одной части речи в другую (обобщение) Взаимодействие знаменательных частей речи Взаимодействие   служебных частей речи Р.Р. Текст. Морфологические средства   связи   предложений и   смысловых   частей   текста. Союз. Р.Р.Характеристика 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 литературного героя Взаимодействие знаменательных и служебных частей речи Р.Р. Юмористический рассказ Повторим изученное в 5­7 классах ( 26+4 ч.) Русский   язык   и   разделы науки о нем  Р.Р. Текст Фонетика и графика Лексика  Фразеология Морфемика Словообразование  Местоимение Правописание местоимений Причастие Правописание причастий Причастный оборот Деепричастие Деепричастный оборот Служебные части речи. Предлог Союз Частица Междометие Правописание частей речи Сложносочиненное предложение.   Пунктуация   в ССП Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП Подготовка   к   контрольному диктанту Итоговый   контрольный диктант №6 Анализ   диктанта Контрольное   тестирование №2 Анализ   тестирования Р.Р.Типы речи Р.Р.Стили речи Р.Р.Образные средства речи контрольного контрольного   служебных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 179 180 181. 182 183. 184. 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203. 204 205 206 207 208 209 210. Итоговое занятие 1 Раздел IV.  Содержание тем учебного курса Местоимение Понятие о местоимении. Роль местоимений в речи. Местоимения как одно из средств связи частей текста. Местоимения и другие части речи. Местоимения­существительные. Местоимения­ прилагательные. Местоимения­наречия. Разряды   местоимений:   личные,   возвратные,   притяжательные,   вопросительные, относительные,   указательные. Правописание   местоимений.   Орфоэпические   и   синтаксические   нормы   употребления местоимений в речи.   определительные,   неопределенные,   отрицательные, О с н о в н ы е   у м е н и я   и   н а в ы к и:     определять местоимения по соотношению с другими частями речи; употреблять местоимения как средство связи частей текста и редактировать тексты; соблюдать   орфоэпические   и   грамматические   нормы   употребления местоимений (сколько…, свой, сама…); производить морфемный и морфологический анализ местоимений и др. Причастие Понятие   о   причастии.   Признаки   глагола   и   прилагательного   у   причастия. Действительные и страдательные причастия. Роль причастий в речи. Книжная стилистическая окраска причастий. Причастный   оборот.   Синонимика   причастного   оборота   и   придаточного предложения. Словообразование   причастий.   Образование   действительных   и   страдательных причастий. Склонение причастий. Их правописание. Переход причастий в другие части речи. О с н о н ы е   у м е н и я   и   н а в ы к и:  определять причастия по совокупности четырех признаков;    правильно склонять причастия, особенно возвратные; заменять причастные обороты придаточными предложениями и наоборот; производить морфемный и морфологический анализ причастий, строя тексты­ рассуждения. Деепричастие Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Роль деепричастий в речи. Деепричастный оборот. Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений. Словообразование   деепричастий.   Сопоставление   морфемного   состава деепричастий и причастий. Правописание деепричастий. О с н о в н ы е   у м е н и я   и   н а в ы к и: определять деепричастия по совокупности четырех признаков; правильно употреблять деепричастия в речи; отличать деепричастия от причастий по морфемному составу; строить тексты с использованием деепричастий; производить   морфемный   и   морфологический   анализ   деепричастий,   строя тексты­рассуждения.      Служебные части речи Понятие о служебных частях речи. Роль служебных частей речи в предложении и тексте. Предлог Понятие   о   предлоге.   Предлоги­антонимы.   Употребление   предлогов   с   падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов. Союз Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей), чтобы (союз) –  что бы  (местоимение с частицей) и др. союзы как важнейшее средство связи частей текста. Частица Понятие   о   частице.   Формообразовательные   и   словообразовательные   частицы. Разряды частиц по значению. Правописание не и ни с разными частями речи (обобщение). О с н о в н ы е   у м е н и я   и   н а в ы к и: правильно употреблять служебные части речи, учитывая их роль в  предложении и тексте; различать формообразовательные и словообразовательные частицы; различать функциональные омонимы в письменной речи (тоже – то же,  чтобы – что бы и др.).    Междометие Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи. ЯВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДНОСТИ В МОРФОЛОГИИ Переход   из   одной   части   речи   в   другую   (обобщение).   Взаимодействие знаменательных частей речи. Взаимодействие служебных частей речи. Жанры: интервью, деловые бумаги (памятка, заявление, расписка, доверенность), сравнительная характеристика, сложный план, цитатный план, доклад, заметка, аннотация, рецензия, юмористический рассказ.  Раздел V. Формы и средства контроля Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» Осень         Все время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по ночам  подмораживает. Звезды усеивают темное небо и блестят чисто и нежно.        Наступает пора листопада, и листья падают дни и ночи. Они то косо летят по ветру, то  отвесно ложатся на сырую землю.       Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. Лес обнажается, и среди деревьев светло и просторно. Это  время совпадает с отлетом пернатых в далекие края. Они собираются в большие стаи.  Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие­то  таинственные шорохи.       Черными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов. Высоко в небе тянутся журавлиные косяки.         «До свидания, осень», ­ говорим мы и приветствуем Сочинение­описание № 1 по картине К.С.Петрова­Водкина «Утренний натюрморт» Контрольный диктант №2 по теме «Местоимение» Из истории столовых приборов. Наши предки разламывали пищу и подносили ее ко рту руками. Но горячую, а тем более жидкую пищу руками не возьмешь. Значит, нужна ложка. Первые похожие на ложку предметы, найденные археологами, относятся к каменному веку. Древние   египтяне   пользовались   ложками   из   камня,   дерева,   слоновой   кости.   У древних   римлян   были   бронзовые   и   серебряные   ложки.   В   средние   века   серебряными ложками пользовались только богатые люди, а у тех, кто победнее, они были костяными, деревянными, оловянными, жестяными. Может быть, из тех времен дошел до наших дней обычай дарить ребенку «на зубок» серебряную ложечку. Нож очень долго был исключительно оружием. Как столовый прибор он вошел в обиход в XVIII веке, но многие и сейчас обходятся без него. Вилки еще триста лет назад были в Европе большой редкостью. Весь пышный двор обходился без вилок, пищу брали руками. Говорят, что появление вилок связано с модой на пышные кружевные воротники, которые мешали класть пищу в рот руками. (146 слов)                                                                                                                           (Из энциклопедии) Дополнительные задания 1. Подчеркнуть в тексте все местоимения. 2. Произвести морфологический разбор местоимения ЕЁ. 3. Произвести синтаксический разбор первого предложения. Подробное изложение №1 Арктур       Доктор жил на окраине городка в старом деревянном доме. Возвращаясь как­то с  дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком на шее он сидел и дрожал. Доктор  остановился, рассмотрел его, почмокал губами, посвистал, взялся за веревку и потащил  собаку к себе домой.      Дома он его вымыл и накормил. Пес вздрагивал и поджимался во время еды, ел жадно,  спешил и давился.      Наступил вечер. Пес задремал на террасе. Он был худ, ребра выпирали, спина была  острой, лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза,  настораживал уши и принюхивался. Потом клал морду на лапы и закрывал глаза.    Доктор ерзал в качалке. Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени  хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. И это решило все. В доме  появился еще один обитатель, его назвали Арктуром.    Много я видел преданных  собак, собак капризных, гордецов, подлиз, равнодушных,  лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на кого. Чувство его к хозяину было  необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше  жизни. У хозяина бывало плохое настроение, иногда он был равнодушен, но чаще он был добр. И  тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться. Уши его  распускались, хвост останавливался, тело замирало, только громко колотилось сердце.  Тогда хозяин начинал его толкать, щекотать, гладить и смеяться прерывистым смехом.   Так счастье вошло в жизнь человека и собаки.                                Сочинение­описание № 2                                  общего вида местности Контрольный диктант №4  по теме «Причастие» с дополнительными заданиями Флорида. В ту ночь никто на корабле не спал. И вот наконец в блеске утренней зари от одного края моря до другого открылась страна, сияющая разноцветными стенами гор. Прозрачные реки низвергались с этих гор в океан. Над зеленью лесов летали стаи веселых птиц. Листва была так густа, что птицы не могли проникнуть внутрь леса и потому кружились над его вершинами. Блаженный запах цветов и плодов долетел с берега. Казалось, что каждый глоток этого запаха вливает в грудь бессмертие. Взошло солнце, и страна, окруженная пеленой водяной пыли от водопадов, вдруг вспыхнула   всеми   красками,   какие   дарит   солнечный   свет,   когда   он   преломляется   в граненых хрустальных сосудах. Страна блистала, как алмазный пояс, забытый на краю моря девственной богиней неба и света. Так, говорят, была открыта страна, названная впоследствии Флоридой. (124 слова)                                                                         (К. Паустовский) Дополнительные задания 1. Морфологический разбор. I вариант ­ названная; II вариант ­ окруженная. 2. Морфемный разбор. I вариант ­ забытый; II вариант ­ открыта. 3. Обозначить суффиксы причастий и прилагательных. 4. Выписать отглагольное прилагательное. Подобрать однокоренное причастие. Обосновать принадлежность слов к разным частям речи. Контрольное тестирование № 1 Вариант 1                                                                                    х 1. В каком словосочетании даны «прич.+сущ.»? 1) лаявшая собака 2) волнистые волосы 3) крикливый ребенок 4)                                                       * солнечное утро       2.  Найдите словосочетания «прич.+сущ.».      3. В каком причастии суффиксы – ащ­ (­ ящ­)?      4. В каком причастии суффиксы –ущ­ (­ющ­)? 1) тишайший шорох 2)  шорох в лесу 3)построенный дедом 4) малейшее движение 1) пиш…щий человек 2) се…щийся дождик 3) пен…щийся поток 4) кол…щийся предмет 1) леч…щий врач 2) служ…щий чиновник 3) тревож…щий шепот 4) колыщ…щийся камыш      5. В каком причастии суффикс –ем­? 1) колебл…мый 2) слыш…мый 3) множ…мый      6. В каком слове Н? 1) отправле…ые письма 2) отправле…ы мною 3) собра…ые ягоды 4) дли…ый путь     7. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно? 1) (не)отправленное письмо 2) (не)отправленное мною письмо 3) (не)выполненное задание 4) (не)замечена ошибка     8. В каком предложении есть причастный оборот выделяется запятыми? 1. Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем. 2. Расчищенная дорожка вела к морю. 3. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья. 4. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. 9.  В каком предложении причастный оборот не выделяется запятыми?             1. Постепенно затихающий дождь был еле слышен.             2. Я очарованный увиденной картиной замер от восхищения             3. Море бушевавшее всю ночь наконец успокоилось.             4. На горе стояла усадьба заросшая кустами сирени.    10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?             1. В чащах дрожали березы, обсыпанные позолотой.             2. Туристы, преодолевшие перевал, вышли в долину.             3. Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе.             4. В небе затянутом дымкой, висело тусклое солнце.     11. В каком предложении нарушена литературная норма?           1. Ученики, прочитавшие книгу, надолго запомнят ее героев.           2. Рокочущее вдали море вызывало тревогу.           3. Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря. Изложение № 2,  близкое к тексту Купание Егорушки Обоз   расположился   в   стороне   от   деревни   на   берегу   реки.   Солнце   жгло   по­ вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. На берегу стояло несколько верб, но тень от них падала не на землю, а на воду, где пропадала даром, в тени же под возами было душно и скучно. Вода, голубая оттого, что в ней отражалось небо, страстно манила к себе. Егорушка тоже разделся, но не спускался вниз по бережку, а разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав дугу в воздухе, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая­то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и, фыркнул, пуская пузыри, открыл глаза; но на реке как раз возле его лица отражалось солнце. Сначала ослепительные искры, потом радуги и темные пятна заходили в его глазах; он поспешил опять нырнуть, открыл в воде глаза и увидел что­ то   мутно­зеленое,   похожее   на   небо   в   лунную   ночь.   Опять   та   же   сила,   не   давая   ему коснуться  дна  и  побыть в  прохладе,  понесла  его  наверх,  он  вынырнул  и  вздохнул так глубоко, что стало просторно и свежо не только в груди, но даже в животе. Потом, чтобы взять от воды всё, что только можно взять, он позволял себе всякую роскошь; лежал на спине и нежился, брызгался, кувыркался, плавал и на животе, и боком, и встоячую – как хотел, пока не утомился. Контрольная работа № 1  по теме «Деепричастие»  1. Записать предложение с деепричастием, выполнить его синтаксический разбор, а  также морфологический разбор деепричастия  Парашютист прыгнул и благополучно приземлился. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища. 2. Записать предложение с деепричастным  оборотом, синтаксический разбор . Из дома вышел человек и направился к машине. Выйдя из дома, человек направился к машине. Человек, вышедший из машины, направился к машине. 3. Исправьте ошибки. Открывая книгу, из нее выпал листок. Обдумав план сочинения, нужно подобрать эпиграф. 4. Образуйте деепричастия от глаголов. Глядеть Отнять  просмотреть  чувствовать  стремиться  выкрасить  узнать  заметить  сложит любить  удивляться  замирать 5. Выполнить морфемный разбор деепричастий. нахмурившись                                    прочитав 6. Расставь знаки препинания. Море слилось с небом и крепко спит отражая в себе прозрачную ткань облаков  не скрывающих золотых узоров звезд. Закинув голову я мог видеть темную деревянную крепость наивно глядевшую  на меня с высокой кручи. 7. Выбери грамматически правильное продолжение предложения Работая над рецензией, 1. Главная мысль определяется не сразу. 2. Была дана оценка тексту 3. Определите сначала главную мысль текста. Контрольный диктант №5   по теме «Деепричастие» с дополнительными заданиями Худой старик  с колючей  щетиной  на лице сидел  в углу станционного  буфета в Майори.   Над   Рижским   заливом   свистящими   полосами   проносились   зимние   шквалы.   У берегов   стоял   толстый   лед.   Сквозь   снежный   дым   было   слышно,   как   грохочет   прибой, налетая на крепкую ледяную закраину. Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки. Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала. Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания. Когда один из молодых людей взял бутерброд и откуси сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку. (153 слова)                                                                             (К.Г. Паустовский. "Золотая роза") Дополнительные задания 1. Синтаксический разбор: I вариант ­ последнее предл.; II вариант ­  6­е предл. 2. Морфемный разбор: I вариант ­ налетая; II вариант ­ прижавшись. 3. Определить вид деепричастий. 4. Объяснить графически правописание Н ­ НН  в прилагательных и причастиях. Сочинение­описание № 3 действий Сочинение­рассказ № 4 на основе услышанного Контрольная работа № 2 по теме «Предлог» Загадка летучей мыши В течение долгого времени биологи не могли ничего определенного сказать насчет зрения летучей мыши. Ввиду необходимости решить эту проблему проделали такой опыт. Принесли в кабинет летучую мышь, зашторили окна, заткнули щели и дыры. Несмотря на полный мрак, летучая мышь спокойно летала по комнате, не задевая мебель, не натыкаясь на стены. Когда кусочками черного пластыря заклеили ей глаза, мышь продолжала летать свободно, будто прекрасно видела. Эту загадку разгадали сравнительно недавно. Оказалось, что мыши не натыкаются на   окружающие   предметы   вследствие   необычайно   развитого   осязания.   Летучая   мышь машет крыльями, и от крыльев расходятся воздушные волны. Отражаясь от встречных предметов, волны задевают мельчайшие ворсинки, расположенные на внутренней стороне крыльев мыши, и она на расстоянии узнает о препятствии. Дополнительные задания 1. Определите стиль текста. 2. Подчеркните производные предлоги вместе с тем словом, к которому они  относятся, а непроизводные заключите в овал. 3. Раскройте скобки и укажите части речи слов­омонимов. 1) Письма стали чем­то (в)роде моего дневника. 2) Прилагательные согласуются с  существительными (в)роде, числе и падеже. 4. Раскройте скобки, выбирая нужное окончание. Поступить согласно решении(я, ю); по приезд(е, у) на каникулы. Тестирование по теме «Союз»                                                                     Вариант 1 А1. Какой союз является простым? 1) как только          2) если 3) так как               4) потому что А2. Какой союз является сочинительным? l) или       2) чтобы  3)  пока   4)  с тех пор как A3. В каком примере выделенное слово пишется слитно?  1) Не делай (ТО)ЖЕ, что и все, если все делают плохо.  2) В дружбе доверие нужно (ТАК)ЖЕ, как надёжность. 3) Зайдёшь (ЗА)ТО серое здание и повернёшь направо. 4) Журналисты собрались в студии, (ЧТО)БЫ обсудить злободневную проблему. А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1) Костёр тлел неохотно, и вяло двигались тени вокруг него. 2) Чтобы, быть грамотным человеком нужно, постоянно обращаться к книгам. 3) Немного лиц мне память сохранила, немного слов доходят до меня, а прочее погибло невозвратно. 4) Выберите в меню имя команды, отмеченное многоточием, и откроется диалоговое окно. В1. Из данного предложения выпишите сочинительный соединительный составной союз Третьяковская галерея ­ не только огромный музей с мировой известностью, но и крупный научный центр,  занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой  музейных ценностей. В2. Продолжить предложение, чтобы получилось ССП 1. Наступила весна и… В3. Продолжи предложение, чтобы получилось  CПП        2    Чтобы  хорошо учиться…. В4 Расставьте знаки препинания и определите вид предложения 1 Когда ты читаешь художественную литературу твой духовный мир обогащается . 2 Поступки человека невозможно предугадать  потому что каждый человек  индивидуален. 3 Если ты читаешь вдумчиво ты талантливый читатель                                                                             Вариант 2 А1. Какой союз является простым?  1) как будто  2) оттого что   3) чтобы      4) по мере того как А2. Какой союз является сочинительным? 1) что     2) либо  3) потому что     4) так как A3. В каком примере выделенное слово пишется раздельно? 1) (ЧТО)БЫ мне почитать? 2) На встречу прибыли главы делегаций «большой восьмёрки», (ТАК)ЖЕ приехали наблюдатели из других стран. 3) Все играли во дворе, мне (ТО)ЖЕ хотелось на улицу. 4) Ёлочку мы выбрали невысокую, (ЗА)ТО пушистую. А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?  1) Чтобы выделить ячейку, щёлкните на ней мышью.  2) Рисунок и цвет обоев могут не только, изменить внешний вид помещения, но и смягчить некоторые его недостатки  3) День пасмурный, и Москва скрылась в тумане.  4) Если выделить весь ряд данных, а затем щёлкнуть на одной из его меток, то из всего ряда останется выделенной  только эта метка. В1. Из данного предложения выпишите подчинительный временной составной союз. Павел Михайлович Третьяков стал постоянным членом товарищества передвижников, с тех пор как приобрёл на  первой их выставке около десятка картин Саврасова, Шишкина, Крамского. В2 . Продолжить предложение, чтобы получилось ССП 1. Солнце все ярче светит и … В3.  Продолжи предложение, чтобы получилось  CПП         Чтобы грамотно писать … В4.  Расставьте знаки препинания и определите вид предложения 1. Чтобы хорошо учиться  надо быть организованным человеком. 2. Сначала сделай трудные уроки  потому что их выполнение потребует больше времени. 3. Если вы столкнулись с затруднением,  загляните в словарь. Сжатое изложение № 3 Увлекательная книга жизни Если бы меня спросили, что я ценю больше всего в наших мальчишках и девчонках, я бы назвал в первую очередь любознательность. Не просто любопытство, каковое присуще всякой сороке, а именно любознательность, иными словами, любовь к познанию. Качество это свойственно только человеку, и от того, насколько рано оно привито, во многом будет зависеть   весь   дальнейший   образ   жизни   этого   человека,   круг   его   интересов,   дела   и поведение.   Любознательность   заставляет   биться   мысль,   а   мысль   порождает   чувство, чувство же в свою очередь окрашивает наши поступки. Так вот я – за любознательность! А значит ­ за богатство человеческой души и добрые поступки. Но как еще в школьные годы научиться видеть и слышать мир; развивать в себе бережное чувство прекрасного? Обязательно ли для этого совершать, к примеру, дальние путешествия? Нет, не обязательно. Сначала, ребята, следует научиться смотреть вокруг себя,   выработать   умение   видеть  в   малом,   повседневном   большое,   необыкновенное.   Без этого никакие, даже самые экзотические путешествия не принесут вам полной и глубокой радости познания, а будет лишь утолено простое бесплодное сорочье любопытство. Какое­ нибудь неприметное озерцо тут же, за городом, полно жизни, но какова эта жизнь – для большинства   горожан   такая   же   загадка,   как   тайна   планеты   Марс.   Вот   они,   дальние неведомые   страны,   ­   вокруг   тебя!   Поля,   луга,   рощицы,   овражки…   Вооружайтесь терпением, вниманием к родной природе и выходите читать увлекателmye. Книгу ее жизни.                                                                                                                            Е.Носов   Сочинение­отзыв № 5  о книге Контрольный диктант №6  по теме «Союз» с дополнительными заданиями Встреча Однажды   ворона   застала   в   ларьке   маленького   растрепанного   воробья   по   имени Пашка. Жизнь для воробьев пришла трудная. Маловато было овса, потому что лошадей в городе почти не осталось. В прежние времена воробьиное племя все дни толкалось возле извозчичьих стоянок, где овес высыпался из лошадиных торб на мостовую. А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрустом, как добродушные лошади, а пьют какую­то ядовитую воду с едким запахом. Воробьиное племя поредело. Иные воробьи подались в деревню, поближе к лошадям, а иные ­ в приморские города, где грузят на пароходы зерно, и потому там воробьиная жизнь сытая и веселая. Ворона   застала   Пашку,   как   только   он   юркнул   в   ларек   и   не   успел   еще   ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым. (132 слова)                (К.Г. Паустовский) Дополнительные задания 1. Найдите в тексте союзы. Укажите их разряд по значению. 2. Синтаксический разбор: I вариант­ 4­е предл.; II вариант­ 9­е предл. 3. Морфологический разбор: I вариант ­ потому что; II вариант ­ и. 5. Выписать слова с орфограммой "Н ­ НН в суффиксах прилагательных", подберите примеры на другие случаи. Обозначьте орфограмму. Контрольная работа № 3 по теме «Служебные части речи» Вариант 1 А1. Какая частица относится к вопросительным? 1)не  2)даже      3)вон         4)разве А2. В каком предложении на месте пропуска пишется частица НИ?  1) (..) всё то золото, что блестит. 2) Стоит Антошка на одной ножке, кто (..) пройдёт, всяк поклонится. 3) (..) надо печалиться! 4) В кабинете сидела (..) врач, а медсестра.  A3. В каком предложении НЕ является частицей (пишется раздельно)? 1) Вот лишь (не)полный список тем.  2) (Не)смотря в нашу сторону, по лесной просеке прошла волчица. 3) (Не)взлюбила мачеха свою падчерицу. 4) Он говорил о своих (не)осуществившихся планах.  А 4. В каком примере частица пишется раздельно? 1) поехал (бы) 2) всё(таки) 4) ответь(ка) 3) (не)ужели А5. В каком примере выделенное слово не является междометием? 1) Ты шутишь? БРОСЬ! 2) УРА! Мы победили! 3) Мы ожидали благословления БАТЮШКИ. 4) Сегодня, оказывается, контрольная! УЖАС! В1. Выпишите из данного предложения формообразующую  частицу. Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья, когда бы то сделал я! С1. Напишите небольшое рассуждение о значении частиц в речи. Вариант 2 А1. Какая частица относится к указательным? 1) же       2)вот   3) неужели 4)ли А2. В каком предложении на месте пропуска пишется частица НИ?  1) (..) имей сто рублей, а имей сто друзей. 2) Этот вопрос (..) трудный, а лёгкий. 3) В лесу нет (..) одной души. 4) Курица (..) птица. A3. В каком предложении НЕ является частицей (пишется раздельно)? 1) Оглянись, (не)знакомый прохожий! 2) Вертолёт отправился в горы на поиски туристов, (несмотря на сильный ветер. 3) (Не)льзя объять (не)объятное. 4) Деревья в парке (не)пострижены. А4. В каком примере частица пишется раздельно? 1) неуже(ли) 2) скажи(ка) 3) такой(же) 4) семья(то) большая А5. В каком примере выделенное слово не является междометием? 1) БРОСЬ притворяться!  2) БАТЮШКИ! Да как же тебя угораздило?! 3) Мне такое сказали, КОШМАР! 4) Вдруг погас свет и мне стало так страшно, УЖАС! В1. Выпишите из данного предложения формообразующую частицу.Давайте жить, во всём друг  другу потакая, ­ тем более, что жизнь короткая такая. С1. Напишите небольшое рассуждение о значении междометий в речи Итоговое контрольное тестирование № 2 1. В каком ряду в словах звуков больше, чем букв?  Ясень, осина Ель, воронье 1 2 3 Собрание, янтарный. 2.    Определите, в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы они составили текст. 1) Тематическое предложение обычно помещается в начале абзаца. 2) Остальные предложения содержат примеры, доказательства, объяснения. 3) Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему  следить за мыслью автора. 4) Абзац состоит из тематического предложения и предложений, в которых высказанная мысль уточняется и развивается. А. 1,3,2,4; Б.  4,2,1,3; В. 1,2,4,3; Г. 4,1,3,2.       3.   Найдите ошибку в стилистическом разборе фрагмента текста. Над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. Такие звезды бывают только  осенью. А. Стиль речи – художественный. Б. Плыло небо – олицетворение. В. Яркие иглистые (звезды) – эпитеты. Г. Темное – слово употреблено в переносном значении       4.   Укажите действительное причастие: 1) Отнятая игрушка. 2) Посаженные деревья. 3) О движущемся предмете. 4) Видимый глазом.      5.    В каком  предложении  выделенные слова наречия? 1) Вблизи вырыли пруд. 2) Навстречу автобусу мчался велосипедист. 3) Вблизи дома росла сосна. 4) Говорить пришлось (в)пустую. .  6. В каком  предложении  выделенное  слово  союз? 1) Мы выехали затемно, за(то)приехали вовремя! 2) Это было то(же) здание, которое мы видели вчера.             3) Я благодарен ему (за)то, что он меня не предал.             7. В каких предложениях выделенные слова предлоги? 1) (В)следствие усталости путники вынуждены были сделать большой привал. 2) (В)следствие вмешалась городская прокуратура. 3) (В)течении реки образовался водоворот. 4) Работа завершена (в)течение месяца. 8. Укажите, какой частью речи является слово что в данном предложении. Всем давно известно, что знания – необходимость современной жизни. 1) Местоимение 2) Наречие 3) Частица 4) Союз 9. На месте каких цифр пишется И? Я тебе н(1)чего н(2)скажу, И тебя н(3)встревожу н(4)чуть, И о том, что я молча твержу,  Н(5)решусь н(6)за что намекнуть.             1) 1,2                      2)3,4                  3)1,4,6 10. В каком  случае  не пишется раздельно? 1) Отвечать (не)волнуясь. 2) (Не)просохшая земля. 3) (Не)хорошо говорить. 4) (Не)интересный человек.   11. Где пишется буква Я? 1) Подстрел…нный воробей 2) Просе…нное зерно 3) Промасл…нная бумага 4) Плам…нный привет 12. Отметьте случаи слитного написания. 1) (За)тем лесом озеро. 2) Встать (на)конец доски. 3) Иди (по)тому мостику. 4) Самолет круто взмыл (в)верх. 13.В каких случаях следует писать одну букву Н? 1) Стекля…ая дверь 2) Разброса…ые вещи 3)Глиня…ая кружка 4) Дли…а отрезка 5) Комари…ый писк 6) связь была прерва…а 7) Ю…ое поколение 8) Авиацио…ый завод 14. В каком ряду  все  слова пишутся через дефис? 1) Строго(настрого),(пол)страны 2) Пол(лимона), (по)прежнему 3) Северо(восточный), (полу)автомат 15 На месте каких цифр должны стоять запятые?      Море слилось с небом и спит(1)отражая ткань облаков(2)не скрывающих собой(3)золотых узоров  звезд.             1)1,3                2)1,2,3                        3)1,2 Контрольный диктант №7 с дополнительными заданиями Пичужки Надо мною звенит хвойный лес, отряхая с зеленых лап капли росы; в тени, под деревьями, на узорных листьях папоротника сверкает серебряной парчой иней утреннего заморозка. Порыжевшая трава примята дождями, склоненные к земле стебли неподвижны, но   когда   на   них   падает   светлый   луч   ­   заметен   легкий   трепет   в   травах,   быть   может, последнее усилие жизни.  Мне немножко жалко ловить пичужек, совестно сажать их в клетки, мне больше нравится смотреть на них, но охотничья страсть и желание заработать денег побеждают сожаление. Птицы смешат меня своими хитростями: лазоревая синица внимательно и подробно осмотрела западню, поняла, чем она грозит ей, и, зайдя сбоку, безопасно, ловко таскает семя   сквозь   палочки   западни.   Клест   идет   в   западню   спокойно   и   солидно;   поползень, неведомая, ни на кого не похожая птица, долго сидит перед сетью, поводя длинным носом, опираясь на толстый хвост... В этой дымчатой пичужке есть что­то жуткое, она кажется одинокой, никто ее не любит, и она никого.   (149 слов)                                                                                                 (М. Горький) Дополнительные задания 1. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены сказуемые. I вариант ­ первый абзац; II вариант ­ последний абзац. 2. Произведите морфологический разбор частиц: I вариант ­ ни; II вариант ­ не.                                          Перечень учебно­методического обеспечения Раздел VI. Литература 1.В.В.Бабайцева. Русский язык. Теория. 5—9 классы, ­М. Дрофа, 2010. 2.В.   В.   Бабайцева,   Л.   Д.   Беднарская.   Сборник   заданий.   6—7   классы.   –М., Дрофа,2011. 3.В.В.Бабайцева, М.И. Сергиенко. Рабочая тетрадь для 7 класса . –М., Дрофа,2012 4. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. ­ М.: Дрофа, 2012. 5. Н.О.Крамаренко. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебному комплексу  В.В. Бабайцевой.. – Волгоград, 2008. 6. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. –М. Мнемозина, 2000. 7. О.А.Финтисова. Русский язык. Поурочные планы по программе  М. М. Разумовской.  – Волгоград, 2009. 8. Г.А.Богданова. Сборник диктантов по русскому языку. 5­9 классы. –М.  Просвещение, 2011. 9. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов­на­ Дону, 2010. 10. Н.А.Сенина. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА. Ростов­ на Дону, Легион,  2010.                                                 Мультимедийные пособия «Фраза».   Программа­тренажер   по   правилам   орфографии   и   пунктуации   для школьников и абитуриентов. 1­С   Репетитор   «Русский   язык».   Обучающая   программа   для   школьников   старших классов и абитуриентов. Электронный репетитор­тренажер «Курс русского языка» Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета» №  п/п Наименование  объектов и средств  материально­ технического  обеспечения ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ 1 Комплекты таблиц  демонстрационных по  русскому языку 2 Портреты выдающихся  русских лингвистов Оборудование и приборы Дидактическое  описание Служат для обеспечения  наглядности при  изучении материала,  обобщения и повторения. Могут быть  использованы при  подготовке  иллюстративного  материала к докладу или  реферату. Используются для  постоянной экспозиции в кабинете КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ 3 Комплект словарей и  справочников по  Оказывают помощь в  выполнении  Количество на 25 учащихся Осн.  школа Базо­ вая Про­ фильна я 1 1 5 нет 1 нет 1 5 нахо­ дится русскому языку для  средней школы самостоятельной работы  по предмету СРЕДСТВА ИКТ 4 Универсальный  портативный компьютер Используется учителем 5 6 7 8 Портативный компьютер  ученика Мобильный классный  комплект портативных  компьютеров Используется в  соответствии с  планированием в  дополнение к  имеющимся  регистраторам данных Используется в  соответствии с  планированием в  дополнение к  имеющимся  регистраторам данных Терминальный класс  (тонкий клиент)  Для выполнения  домашних заданий в  помещениях школы и  проектной деятельности Универсальный  настольный компьютер  Для выполнения  домашних заданий в  помещениях школы и  проектной деятельности в  библи отеке есть нет есть нет есть В  соответствии  с  планируемой  потребностью  учителя В  соответствии  с  общешкольны м планом  реализации  курсов с  ИКТ­ поддержкой В  соответствии  с  общешкольны м планом  реализации  курсов с  ИКТ­ поддержкой В  соответствии  с  общешкольны м планом  реализации  курсов с  ИКТ­ поддержкой В  соответствии  с общешколь­ ным планом  реализации  курсов с  ИКТ­ 9 Цифровой проектор Используется учителем и учащимися  10 Передвижной столик для мобильного цифрового  проектора Используется для  установки мобильного  цифрового проектора  при отсутствии  потолочного проектора и возможности  конструктивно связать  проектор с  демонстрационным  столом 11 Крепление к потолку для стационарного  цифрового проектора Служит для  стационарного крепления проектора 12 Экран на штативе  Предназначен для  проецирования  изображений с  проекторов разного типа. Переносной  13 Наушники с микрофоном Предназначены для  14 Акустическая система индивидуального  ввода/вывода  аудиоинформации в/из  компьютера  Предназначена для  воспроизведения звука  при фронтальной работе  с классом есть нет есть нет нет нет поддержкой В  соответствии  с  общешкольны м планом  реализации  курсов с  ИКТ­ поддержкой,  дополнитель­ но 1  мобильный В  соответствии  с  общешкольны м планом  реализации  курсов с  ИКТ­ поддержкой,  дополнитель­ но 1  мобильный Для каждого  стационар­ ного  проектора Если нет  стационар­ ного экрана По числу  компьютеров  и  регистраторов данных В  соответствии  с общешколь­ ным планом  реализации 15 Принтер лазерный  цветной формата А4 Предназначен для печати учебных материалов на  обычной бумаге 16 Сканер маркерной доски Предназначен для  записи, отображения,  анализа и  редактирования  информации  непосредственно с  аудиторной доски Предназначен для ввода  в компьютер  (оцифровки)  графических  изображений и текстовых материалов Предназначена для  проекции на экран  объектов на  демонстрационном столе Предназначена для  видеозаписи изучаемых  процессов и явлений,  фиксации хода  образовательного  процесса 17 Документ­сканер 18 Документ­камера  (имиджер) 19 Видеокамера со  штативом и выносным  микрофоном 20 Фотокамера цифровая со Предназначена для  курсов с  ИКТ­ поддержкой В  соответствии  с общешколь­ ным планом  реализации  курсов с  ИКТ­ поддержкой В  соответствии  с общешколь­ ным планом  реализации  курсов с  ИКТ­ поддержкой В  соответствии  с общешколь­ ным планом  реализации  курсов с  ИКТ­ поддержкой  В  соответствии  с общешколь­ ным планом  реализации  курсов с  ИКТ­ поддержкой В  соответствии  с общешколь­ ным планом  реализации  курсов с  ИКТ­ поддержкой В  нет нет нет нет нет нет штативом фиксации (записи)  неподвижных  изображений и короткой  видеозаписи 21 Мобильное устройство  памяти для  индивидуальной работы Предназначено для  хранения и обмена  индивидуальной  информацией 22 Мобильное внешнее  устройство хранения  данных для групповой  работы 23 Сетевой фильтр­ удлинитель Предназначено для  хранения массивов  информации  (экспериментальных  данных, видеозаписей),  ее передачи,  архивирования и  резервирования Предназначен для  снижения уровня  высокочастотных помех  при подключении  компьютерного и  периферийного  оборудования соответствии  с общешколь­ ным планом  реализации  курсов с  ИКТ­ поддержкой По одному  для каждого  учащегося,  включенного в запланирован ную и  контроли­ руемую  деятельность  с  применением  ИКТ По одному  для каждого  курса, модуля и проекта,  идущего с  ИКТ  поддержкой В  соответствии  с технологи­ ческой  потребностью нет нет есть СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР) 24 Операционные системы 1 1 1 1 1 1 Обеспечивают удобную и надежную работу всех  цифровых инструментов  на компьютере Обеспечивают  возможность обработки  всех  школьных  информационных  объектов в ходе  25 Инструменты работы с  информационными  источниками  общепользовательских  форматов ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ 26 Инструменты создания и  редактирования  концептуальных и  временных диаграмм 27 Инструмент учителя для  создания тестов образовательного  процесса Обеспечивают  возможность  использования в  педагогических целях  специальных форм  организации  информации,  учитывающих  происхождение,  историко­культурный  контекст и взаимосвязь  понятий, а также  планирование и  реализацию планов Открытый цифровой  инструмент для создания тестов. Позволяет  создавать тесты,  аналогичные  используемым в ЕГЭ, с  процессом выполнения,  также сходным с  процессом сдачи ЕГЭ.  Предусматривает  различные  тренировочные режимы,  фиксацию времени  выполнения отдельных  заданий и т. д. Поддерживают  качественную и  эффективную  коммуникацию, освоение и изучение языков в  рамках образовательного процесса Энциклопедия является  универсальным  источником информации  для школьника и учителя 1 нет 1 1 нет 1 1 1 1 части чно 1 части чно ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 28 Словари 29 Энциклопедия ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ 30      части чно 1 есть 1 1 1 части чно РУССКИЙ ЯЗЫК //  СРЕДСТВА ИКТ //  ЦИФРОВЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  РЕСУРСЫ //  ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ИСТОЧНИКИ //  СПЕЦИАЛИЗИРОВАНН ЫЕ// по русскому языку 31 Учебно­методические  комплексы по русскому  языку 32 Иллюстрации по  русскому языку Обеспечивают  потребности учащихся в  информации по  литературе, нужной при  выполнении домашних  заданий,  самостоятельных  творческих работ и т. д.  Возможно ограничение  использования  информации источников  при выполнении  специальных видов  аттестационных заданий УМК, включающие  учебники, имеющие   рекомендацию  Министерства  образования РФ, и  предоставленные  правообладателем для  свободного  использования их  содержания в цифровой  форме в системе общего  образования РФ.  Предназначены для  использования  материалов (текстов и  изображений) учителем и учащимися в процессе  классной, групповой и  самостоятельной работы. Неподвижные  (фотографии, схемы),  движущиеся (видео,  анимации) изображения  изучаемых объектов и  процессов. При необходимости  иллюстрации включают  разметку и звуковое  сопровождение. 33 Справочники по  русскому языку Дают наглядное  представление об  изучаемых темах Покрывают потребности  в справочной  информации по данному  предмету для учащегося  и учителя 1 1 части чно

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по русскому языку(углубленный уровень) 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018