Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы +3
docx
технология
6 кл
12.02.2017
Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)
рабочая программа по социально - бытовой ориентировки 6 класс, с раздаточным материалом и календарно - тематическим планом, разработано для обучения по предмету "СБО" в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида, очень хорошая программа доступная для воспитанников коррекционных школ, есть в программе и тестырабочая программа по социально - бытовой ориентировки 6 класс, с раздаточным материалом и календарно - тематическим планом, разработано для обучения по предмету "СБО" в коррекционных образовательных учреждениях.
Рабочая программа по СБО 6 класс.docx
Министерство образования Республики Башкортостан ГБОУ Красновосходская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Согласовано: Заместитель директора  по УВР Гайсина Э.Р.___________2013 г. Утверждаю:                                             Директор школы ­ интерната                Гайсин Р.Г.                                                ______________ 2013г. Рабочая программа по социально бытовой ориентировки в  6  классе на 2013/2014 уч. год. Принята на заседании Педагогического совета _____________2013г. Протокол №___                                                                                                                                                                                         Разработал учитель II категории Гайсин Ю.Г.                                                                                                                          1 2 СОДЕРЖАНИЕ Паспорт рабочей программы – 3 стр. Пояснительная записка - 3 – 13 стр. Учебно-тематический план – 13 – 16 стр. Учебно-методическое обеспечение программы - 16 -19 стр. Список используемой литературы - 19 – 20 стр. Приложение – 20 – 32 стр. Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа специального (коррекционного) учреждения VIII вида Статус программы: рабочая программа учебного курса Назначение программы: - для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг; - Категория обучающихся: учащиеся 5 – 9 класса ДЛЯ ДЕТЕЙ- СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ общеобразовательного Сроки освоения программы: 1 год. Объем учебного времени: 5 класс - 34 часа, 6 - 9 классы – 68 часов. Форма обучения: очная. Режим занятий: 5 класс - 1час в неделю, 6 - 9 классы – 2 часа в неделю. Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа. Пояснительная записка Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся. Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п. 3 Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения. На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины- автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта). Для занятий по СБО требуется разнообразный дидактический раздаточный материал. Останавливаясь на каждом разделе программы отдельно, можно использовать следующий минимальный перечень оборудования и методических пособий. При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно обойтись одним образцом. Желательно иметь: таблица о закаливание организма; демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения; литература о пагубном влиянии курения и алкоголя; носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки; образцы косметических средств и средств гигиены. Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Часто используемый метод обучения по темам данного раздела – это моделирование реальных ситуаций, например «В кино», «В гостях», «Ко мне пришел гость» и др. Желательно иметь:           вазы для цветов; телевизор; видео- и аудиоаппаратуру; диски, кассеты; художественную литературу (книги по этикету, журналы мод, кулинарные рецепты и т.д.);  шкаф;    мягкую мебель; настольную лампу; сервизы для приема гостей. Изучение раздела «Одежда и обувь» требует наличия в кабинете электробытового оборудования. Необходимы утюг и гладильная доска, стиральная машина, а также:  щетки для одежды;    фартуки, косынки. демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы; вешалки, пуговицы, нитки, иглы; Оборудование кабинета СБО по разделу «Жилище» определяется в целом эстетическим оформлением кабинета: наличие ковра или паласа, настольные лампы, общая цветовая гамма и т.д. Бывая дома, дети, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Условия для обучения в кабинете должны обеспечить возможности школьников в приобретении определенных знаний и умений по данной теме, одновременно расширяя их кругозор. При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является все, что находится в кабинете СБО: кухня, санузел, жилая комната, прихожая; индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса; иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещений; иллюстрированные журналы с различными видами мебели; демонстрационный материал моющих средств;       Жилищный кодекс РФ. 4 Изучение раздела «Семья» предусматривает создание реальной домашней обстановки и семейных отношений. Оборудование: таблица по составлению родового древа; индивидуальные анкеты;    фотоальбомы, фотоаппарат;      Семейный кодекс РФ демонстрационный и раздаточный материал (куклы); пеленальный столик, пеленки, детская ванночка; литература по уходу за грудными детьми; игрушки, набор детской посуды. Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», учащиеся должны знать местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также ознакомиться с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников. Используется дидактический материал:     демонстрационный перечень дошкольных учреждений района, школ, училищ; демонстрационный перечень школьных кружков; демонстрационный перечень видов рабочих специальностей; телефонный справочник. В зависимости от задач занятия по разделу «Экономика домашнего хозяйства» могут иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Беседы в основном носят информационный характер, учитель выясняет имеющиеся у школьников знания и представления о бюджете семьи и сообщает им новые необходимые сведения. Особую сложность представляет выполнение практических заданий, поэтому предлагаемый для обучения материал должен быть хорошо продуман и подготовлен: квитанции по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.; таблица по видам государственных страхований; виды приобретения – наличные и кредит; перечень вкладов сбербанка; бланки доверенностей.               Оборудование кабинета по разделу «Профориентация и трудоустройство» предполагает в первую очередь следующую наглядность: информационная карта по необходимым документам для трудоустройства; бланки заявлений, анкет, расписок, доверенностей; КЗОТ РФ по трудоустройству; дидактический раздаточный материал. Наибольшее количество практических работ содержит раздел «Питание». Хорошо оборудованная зона кухни должна обеспечивать соблюдение всех правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Дидактическая наглядность:      таблица продуктов, составляющая рацион питания; график режима питания в школе, школьное меню; методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый; набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи; механические и электробытовые приборы. Для изучения раздела «Транспорт» нужно иметь: книги и брошюры по правилам дорожного движения; различные демонстрационные виды проездных билетов; образцы расписания поездов, самолетов, пригородных автобусов и других транспортных средств; индивидуальные раздаточные знаки дорожного движения; географическую карту местности для определения маршрутов. Раздел «Торговля» требует наглядности, необходимой для моделирования реальных ситуаций «Покупки», «Продуктовый магазин», «Оплата в кассу» и т.д., когда могут использоваться как натуральные предметы, так и муляжи, а также настольные дидактические игры и др.:     репродукция картин с различными изображениями продуктов; муляжи овощей и фруктов; репродукции типов промышленных товаров; индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты. Выполнение практических заданий по темам раздела «Средства связи» вызывает трудности при заполнении различных бланков и написании адреса на конверте. Поэтому раздаточный и демонстрационный материал должен быть адаптирован для восприятия умственно отсталых школьников. Необходимо увеличить размеры используемых на почте бланков, сделав доступным для чтения особо мелкий шрифт. 5     демонстрационные почтовые конверты, телеграммы, переводы, бланки для отправлений бандеролей, посылок; индивидуальные раздаточные тексты писем и телеграмм; каталог (виды связи: сотовая, автоответчик, компьютер, факс); телефонные справочники. Раздел «Медицинская помощь» требует наличие в кабинете аптечки первой медицинской помощи, других материалов:      доврачебные препараты (градусник, тонометр); справочник младшего персонала; демонстрационный материал (больничный лист, справка); таблица с лекарственными растениями, гербарий; наиболее часто употребляемые лекарственные растения. Также требуется: Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. Достичь желаемых результатов в процессе СБО учащихся с нарушением интеллекта в комплексе с учебной работой помогает организация воспитательной работы. Работа воспитателей и учителя СБО должна быть согласованной, скоординированной в действиях и планах. Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание, как правило, не задается. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателями или дома. Для каждого года обучения отводится 68 часов учебного времени. 1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи; 2.Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны. 3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах. Обучение ведется с опорой на личный опыт и знания учащихся. Уровни социально-бытовой подготовленности: Актуальность создания программы ограниченными возможностями здоровья Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников с необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников и т. д. Исходя из специфических особенностей региона, программа составлена на основе предмета СБО. В неё внесены необходимые изменения, связанные с материальным обеспечением и нуждами школы-интерната. Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый класс. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствованию имеющихся у них умений и навыков, формированию новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы. Широко используются наглядные средства обучения, демонстрация кинофильмов и др. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Для закрепления знаний, проверки умений и навыков в конце каждой четверти проводится самостоятельная работа или тестирование. Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме. 6 Задачи предмета социально – бытовая ориентировка:    научить воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства; сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной жизни. Основные формы и методы работы. Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ. Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее. Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал. Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО. Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя. Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» 8 класс следует закончить экскурсией в сбербанк. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности. В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке воспитанники: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; Ожидаемые результаты 7 получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; скорригируется личностное развитие и подготовка их к самостоятельной жизни. Требование к знаниям и умениям учащихся. Личная гигиена. Обучающиеся должны знать: - правила закаливания организма; - приемы обтирания и мытья ног; - правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов; - о вреде наркотиков и токсических веществ . Обучающиеся должны уметь: - закаливать свои организм; - соблюдать правила личной гигиены лома, в школе, во время походов, экскурсий; - отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества. Одежда и обувь. Обучающиеся должны знать: - санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами; - правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Обучающиеся должны уметь: - пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вещалки; - зашивать одежду по распоровшемуся шву; - подшить платье, брюки, рубашки. - подбирать моющие средства для стирки Обучающиеся должны знать: - способы выбора доброкачественных продуктов; - приготовление каши, заварка чая, варка яиц ; - способы хранения продуктов и готовой пищи; - правила составления рецепта блюда. Питание. Обучающиеся должны уметь: - пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности; - приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности; - составить рецепт блюда; - вымыть, вычистить посуду. Семья. Обучающиеся должны знать: - место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников; - как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи; - свои права и обязанности в семье. Обучающиеся должны уметь: - рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности, продуктивной деятельности. - выполнять определенные обязанности в сем.ье. Культура поведения. 8 Жилище. Обучающиеся должны знать: - правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях; - способы ведения разговора со старшими, сверстниками. Обучающиеся должны уметь: - культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале; - тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками. Обучающиеся должны знать: - гигиенические требования к жилому помещению; - правила и последовательность проведения сухой влажной уборки; - правила пользования электропылесосом; - санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами. Обучающиеся должны уметь: - производить сухую и влажную уборку помещения; - чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи; - чистить мебель. - соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами, Обучающиеся должны знать: - междугороднего транспорта; - стоимость проезда на всех видах городе кого транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов); - порядок приобретения билетов и талонов; - компостирование талонов. Обучающиеся должны уметь: - выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу; - ориентироваться в расписании движения пригородных поездов; - определять направление и зоны. Транспорт. Торговля. Обучающиеся должны знать: - виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы; - правила поведения в магазине и общения с работниками магазина; - правила покупки товаров; - стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других, часто используемых товаров). Обучающиеся должны уметь: - выбрать нужный товар; - выяснить срок гарантии на его использование; - оплатить, проверить чек и сдачу; - хранить чек в течение срока гарантии на товар; - вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя. Обучающиеся должны знать: - перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке; - максимальный вес почтовых отправлений; - виды, и способы упаковок; - виды почтовых отправлений. Обучающиеся должны уметь: - заполнить бланк на отправку бандероли, посылки; - составить опись посылаемых предметов; - упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке; - определить стоимость почтовых отправлений Средства связи. Медицинская помощь. Обучающиеся должны знать: - способы вызова врача на дом; - меры по предупреждению глистных заболеваний; - функции основных врачей-специалистов; - основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, 9 горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, со- ставляющих домашнюю аптечку; - о возможном вреде самолечения. Обучающиеся должны уметь: - записаться на прием к врачу; - вызвать врача на дом; - в экстренных случаях врачей «скорой помощи»; - приобрести лекарство в аптеке. Учреждения, организации, предприятия. Обучающиеся должны знать: - виды детских учреждений и назначение; - адрес дома детского творчества; какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети. Обучающиеся должны уметь: - обращаться к работникам ДДТ; - правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном зале; - соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах № п/п Наименование разделов и тем Учебно-тематический план. 6 класс Количество часов I четверть (17)часов Вводное занятие:Личная гигиена Закаливание организма. Правила закаливания организма. Уход за кожей рук и ногтями. Уход за кожей ног и ногтями. Культура поведения Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Мимика и жесты во время разговора. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Разговор со старшими и со сверстниками. Транспорт Основные транспортные средства. Правила пользования городским транспортом. Оплата проезда на всех видах транспорта. Пригородные поезда. Расписание. Оплата проезда. Экскурсия на вокзал. Учреждения и организации. II четверть (15)часов Вводное занятие: Детские ясли, детсад, школа. Центр досуговой деятельности. Их назначение. Экскурсия в детский сад. Средства связи. Основные средства связи. (почта, телеграф, телефон). Дата Всего Теорет. Практ. 02.09 07.09 09.09 14.09 16.09 21.09 23.09 28.09 30.09 05.10 07.10 12.10 14.10 19.10 21.10 26.10 28.10 09.11 11.11 16.11 18.11 23.11 5 5 6 4 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4. 4.1 4.2 4.3 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.7 6.9 7.1 7.2 7.3 8. 8.1 8.2 9. 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 9.7 Виды почтовых отправлений. Виды писем. Написание адреса на конверте. Телеграф. Составление текстов телеграмм. Отправление. Экскурсия на почту. Питание. Мебель и оборудование. Правила пользования и техника безопасности при работе с плитой (повторение). Посуда, приборы, приспособления. Мытье и чистка посуды Правила безопасной работы на кухне (режущие инструменты, кипяток). Хранение продуктов и готовой пищи (в холодильнике и без него). III четверть (18)часов Вводное занятие: Сервировка стола к ужину. Приготовление отварных макарон. Приготовление блюд из круп – каши на воде и на молоке. Приготовление запеканки из творога. Приготовление блюд из картофеля (отварной, пюре). Проверочная работа. Проведение чаепития. Семья. Состав семьи учащихся: имена, отчества, место работы. Родственные отношения: мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тетя. Правила поведения в семье. Обязанности по дому. Одежда и обувь. Мелкий ремонт одежды (подготовительные одежды). Пришивание пуговиц. Пришивание кнопок и крючков. Правила ручной стирки и сушки изделий. Стирка изделий из цветных х/б и шелковых тканей. Утюг. Правила техники безопасности при работе. Обобщение пройденной темы. Проверочная работа. IV четверть (18)часов 9.8 Вводное занятие: Утюжка изделий. 10. Жилище. 10.1 Гигиенические требования к жилому помещению (повторение). 10.2 Основные правила организации 11. 11.1 рабочего места школьника. Торговля. Продовольственные и 25.11 30.11 02.12 07.12 09.12 14.12 16.12 21.12 23.12 28.12 13.01 18.01 20.01 25.01 27.01 01.02 03.02 08.02 10.02 15.02 17.02 22.02 24.02 01.03 03.03 10.03 15.03 17.03 31.03 05.04 07.04 12.04 14.04 19.04 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 3 8 4 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11.2 специализированные магазины. Виды товаров, стоимость, порядок приобретения. Сюжетно- ролевые игры «Я покупатель», «покупка продуктов по списку». Медицинская помощь. 12. 12.1 Медицинские учреждения. Функции основных врачей- специалистов. Виды медицинской помощи. Вызов врача на дом. Экскурсия в поликлинику. Повторение пройденного. Проверочная работа. 12.3 12.5 12.2 13. Жилище. 13.1 13.2 Значение уборки жилых помещений. Периодичность уборки (ежедневная, недельная, сезонная). Требование к организации спального места. Гигиенические требования к постельному белью. Виды половых покрытий: деревянные, паркет, линолеум. Пылесос. Правила и техника безопасности при работе с ним. 13.4 Обобщение пройденной темы. 13.3 Проверочная работа. Контрольное тестирование за год. I четверть (17)часов II четверть (15)часов III четверть (18)часов IV четверть (18)часов Всего часов: 68 часов 13.5 5 5 21.04 26.04 28.04 03.05 05.05 10.05 12.05 17.05 19.05 24.05 26.05 31.05 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 33 Содержание разделов программы. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (4) Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физи- ческих упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения — контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором: освещенность, расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых. Практические работы Просмотр учебных кинофильмов о вреде курения, алкоголя; обтирание тела, принятие душа, воздушных и солнечных ванн под наблюдением взрослых; выполнение физических упражнений — утренняя зарядка; выбор сезонной одежды, головного убора, обуви в процессе игровой си- туации; уход за глазами: промывание и протирание их, пользование безопасными пипетками; проверка зрения у окулиста; просмотр учебных кинофильмов о вреде наркотиков и токсических веществ. Тест №1 12 КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (4) Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке). Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. Практические работы Сюжетная игра «Посещение театра» — подготовка к игре и проведение её силами учеников. правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях; способы ведения разговора со старшими, сверстниками. Проверочная работа №1 ЖИЛИЩЕ (10) Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса. Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.) Практические работы Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон. Проверочная работа №2 ПИТАНИЕ (14) Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд. Практические работы Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдения за выбором продуктов; чтение рецептов, подготовка продуктов; приготовление каши (молочных), вареных яиц, омлета, картошки и др., простейших блюд с минимумом тепловой обработки; заварка чая; строгое соблюдение правил безопасной работы при приготовлении пищи; составление рецепта приготовления собственного блюда; мыть посуду с применением химических моющих средств. Тест №2 ОДЕЖДА И ОБУВЬ (8) Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: - правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва. Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др. Практические работы Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде; подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва; стирка и глажение изделий из хлопчатобумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и режущими инструментами. Тест №2 СЕМЬЯ (2) Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их. Права и обязанности каждого члена семьи. Практические работы Родственные отношения в семье; беседа с родителями, запись сведений о них и других членах семьи. Тест №4 ТРАНСПОРТ (6) Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый проездной, проездной единый билет). Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы- интерната в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты. Экскурсии Экскурсии на вокзал. 13 Практические работы Определить пункт назначения, зону и стоимость проезда на пригородном поезде в прямом и обратном направлении ТОРГОВЛЯ (2) Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно-письменных принадлежностей, хозяйственные и др. Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. «Книги»: словари, учебники, детская художественная литература и др.; «Обувь»: детская (по размерам), женская, мужская и др. и т.д. Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли. Практические работы Экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком; приобретение доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку и т.п.), проверка чека и сдачи. СРЕДСТВА СВЯЗИ (8) Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма). Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением). Международные и на территории своего государства. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. Практическая работа, экскурсии Экскурсия на почту-телеграф: написание адреса на почтовых конвертах, на открытках «уведомление» и телеграмме. Составление текста письма и телеграммы. Их отличие. Определить стоимости телеграммы простой, на художественном бланке, срочной. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (6) Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация. Меры предупреждения глистных заболеваний. Практические работы Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без рецепта, готовых и на заказ лекарств и медицинского оборудования: термометр, пипетка, пинцет и др. УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ (4) Дошкольные учреждения — детские сады с ясельной группой и без нее, школа, УВК (детский сад- школа) — учебно-воспитательный комплекс, дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначение. Практические работы Экскурсия в дом детского творчества для ознакомления с видами кружков; выбор кружка с учетом своих интересов для организации свободного времени. Список используемой литературы Литература для педагога 1. И. Аасамаа «Как себя вести». Махачкала, Дагучпедгиз, 1982 г. 2. О.В. Белоножкина «Инсценированные классные часы в начальной школе: Как быть здоровым». Волгоград, 2007 г. 3. Н.М. Волчек «Современная энциклопедия домашнего хозяйства». Минск, 1999 г. 4. В.В. Воронкова «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе». Пособие для учителей. Москва, 1994 г. 5. В.В. Гладкая «Социально – бытовая подготовка воспитанников спец. (корр.) общеобразовательного 14 учреждения 8 вида», НЦ ЭНАС, 2006 г. 6. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) Образовательных учреждениях 8 вида», Г.И.Ц. «Владос», Москва, 2004. 7. Е.Н. Дубровская «Игровые классные часы 5 – 9 класс». Москва, 2007 г. 8. М.А. Замотина «Особенности национального застолья», 2000 г. 9. Н.И. Иванов «Пособие для продавца». Москва, 1979 г. 10. В. Иванова «Этикет для девочек», 2006 г. 11. А.И. Ицкова «Наш быт глазами врача». Москва, 1991 г. 12. Г.Б. Картушина «Домоводство». Учебное пособие для учащихся вспомогательной школы. Москва, 1966 г. 13. Б.А. Куган «Сборник дидактических игр», Курган, 1995 г. 14. О.И. Кияткина «Этикет и сервировка стола», 2002 г. 15. А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко «Обслуживающий труд» 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс. Москва, 1983 г. 16. М.Д. Маковер «Уход за жилищем и домашними вещами». Москва, 1969 г. 17. А.Р. Zалер «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии». Москва, 2002 г. 18. В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс. Москва, 2001 г. 19. М.И. Сахарова «Тесто в будни и праздники вместе с детьми», 2002 г. 20. В. Фадеева «Азбука домашнего хозяйства для девочек», 2000 г. 21. Н.А. Цимболенко «Азбука быта и поведения». Челябинск, 1988 г. 22. И. Черепанова «Домашний калейдоскоп», 1991 г. 23. С. Чернышева «500 полезных советов по дому», 1991 г. 24 А.М. Щербакова «Новая модель обучения в спец.(корр.) общеобразовательных учреждениях 8 вида, Новые учебные программы и методические материалы», НЦ ЭНАС, 2002 г. 25. Журнал «Дефектология», №2, 1993 г., № 3, 1992 г. 26. Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. Москва, 2008 г. 27. Слайд – презентации на электронных носителях (разработки уроков). 28. Программы специальной (корр.) образовательной школы 8 вида 5 – 9 класс, Москва, 2001 год. Литература для детей -Ж.Щедрый стол.-№1-2011 1. -Ж.Щедрый стол.-№2-2011 2. -Ж.Щедрый стол.-№3-2011 3. -Ж.Щедрый стол.-№4-2011 4. -Ж.Щедрый стол.-№5-2011 5. -Ж.Чудо-поварешка.-№2-2011 6. -Ж.Чудо-поварешка.-№3-2011 7. 8. -Ж.Чудо-поварешка.-№11-2011 9. -Ж.Чудо-поварешка.-№13-2011 10. -Ж.Чудо-поварешка.-№14-2011 11. -Ж.Чудо-поварешка.-№15-2011 12. Н.Н.Бондарева,Ю.Л.Юдохина,Учебно-методическое пособие, Мастерилка, «Веселый бутерброд»,2008 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 класс 15 Тест №1 Вопрос Какие приемы закаливания знаете Вариант ответа Какой крем наносят после работы Стричь ногти на ногах нужно Положение головы при правильной осанке Стирка носков Напиши слова-приветствия при встрече Кто здоровается первым: входящий или присутствующий? Вы чихнули, вам пожелали здоровья. Как быть? Эта вещь резиновая, надевается на руки для защиты кожи при уборке Защитный Увлажняющий Питательный 1 раз в месяц Каждую неделю Опущена Приподнята 1 раз в неделю Ежедневно Тот, кто более вежлив Входящий Один из присутствующих, кто первым заметил вошедшего Поблагодарить Извиниться Сделать вид, что не слышали Перчатки резиновые Перчатки тканевые Рукавицы 16 Тест № 2 Вопрос Что относится к средствам связи? Вариант ответа Как называется место, где можно отправить письмо? Укажите виды писем 1. Музей. 2. Театр. 3. Почта. 1. 2. 3. 4. Чтобы подписать письмо необходимо указать: 1. индекс, область, район, деревню, улицу, дом, ФИО; 2. улицу, дом, квартиру, ФИО; 3. город, улицу, квартиру ФИО; 4. ничего не указывать. Составьте телеграмму с поздравлением родителям с любым праздником 17 Тест № 4 Вопрос Варианты ответов Что продают в магазинах промышленных товаров? Напишите, какие отделы есть в магазинах промышленных товаров Напишите правила поведения в магазине Как будете покупать товар? Расставьте по порядку (цифры). 1. Продукты 2. Запчасти 3. Одежду 4. Обувь 5. Головные уборы 6. Книги 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. Рассмотри товар на витрине. Обратись к продавцу с просьбой рассказать о качестве товара. Заранее подумай, что бы ты хотел купить. Возьми чек, проверь сдачу. Обратись к продавцу с просьбой показать товар. Положи чек на хранение. Заплати за товар в кассу. 18 Тест № 5 Вопрос Варианты ответов Окулист – лечит глаза Хирург – врач, который лечит заболевания кожи Телефон скорой помощи Аптека – учреждение, где изготавливают и продают лекарства Человек, который лечится у врача Госпитализация Что лечит кардиолог Да Нет Да Нет 01 02 03 Да Нет Клиент Товарищ Пациент Самолечение Длительное лечение пациентов 19 Проверочная работа № 1 Прочитай вопрос Выбери нужный вариант ответа Назови виды транспорта Наличные деньги Напиши правило поведения в транспорте На какие расстояния ходит электропоезд Когда покупаешь билет К автомобильному транспорту относится К прочему транспорту не относится На 1 месяц На одну поездку Большие Маленькие Можно не предъявлять документы Предъявить документ на льготы Мотоцикл Вертолет Электропоезд Теплоход Трамвай Велосипед Метро Лошадь 20 Проверочная работа № 2 Прочитай вопрос Отметь нужный вариант ответа Кисломолочными продуктами являются К столовым приборам не относится «Сто одежек, и все – без застежек». Бывает цветная, белокочанная, брюссельская. Как называется убранство стола Как должны храниться продукты в холодильнике Назови часть холодильника, где хранится мясо Как объяснить, срок годности продукта Молоко Кефир Творог Мороженое Ложка Дуршлаг Вилка Нож Морковь Капуста Брюква Приборка Сервировка Подборка В открытом виде Какая разница В закрытом виде 21 Проверочная работа № 3 Во время еженедельной уборки Родственники это Правила поведения в семье Выбери и отметь галочкой, что понадобится для стирки белья Запиши, какого этапа для стирки не хватает Обозначь цифрами порядок утюжки Нужно убрать только свою комнату Нужно убрать свою комнату по просьбе взрослых Помогать в уборке всей квартиры Мама Бабушка Папа Тетя Ведение общего хозяйства Нечестное отношение к друг другу Выполнение обязанностей, связанной с заботой о детях0 1) таз 2) крем 3) холодная вода 4) тёплая вода 5) мыло туалетное, мыло хозяйственное 1) налей в таз теплую воду 2) 3) замочи вещи 4) поменяй моющий раствор 5) 6) тщательно прополощи 7) Приготовь гладильную доску, утюг Установи ручку терморегулятора на нужный показатель Сложи бельё аккуратно Проверь состояние подошвы и шнура утюга Прогладь бельё Убери рабочее место Как называются способы пришивания пуговиц Почему надо ухаживать за одеждой 1) чтобы выглядеть опрятно 22 2) за вещами не надо ухаживать Проверочная работа №4 Прочитай вопрос Отметь нужный вариант ответа Для чего нужны окна? Отметь лишний предмет на столе у школьника Какую уборку делают один раз в три месяца? Как называется машина для удаления пыли? Назови основные части пылесоса Отметь галочкой способы ухода за коврами Назови виды половых покрытий 1. для красоты 2. для света 3. чтобы наблюдать за галками 1. настольная лампа 2. копилка 3. точилка 1. недельную 2. сезонную 3. ежедневную 1. швейная 2. пылесос 3. игрушечная 1. 2. 3. 4. 1. влажный веник 2. стирка в стиральной машине 3. чистка на снегу 4. пылесос 1. 2. 3. 4. С помощью чего делают влажную уборку? Для чего делают санитарную обработку жилища? 1. от нечего делать 23 2. для красоты 3. чтобы удалить микробов 1. линолеумный 2. из плитки 3. дощатый крашеный Какой пол нельзя мыть с мылом или порошком? Контрольное тестирование Вопросы и задания Варианты ответов Что такое закаливание организма и его виды? Чтобы быть здоровым надо: Что такое опрятный вид человека? Назови части утюга Соблюдать режим дня Есть овощи и фрукты Делать по утрам зарядку Весь день смотреть телевизор Не чистить зубы Чистая одежда Грязная обувь Проутюженная одежда Прическа Ручка Шнур Терморегулятор Подошва Вилка Чтобы готовить пищу, что нужно, какие правила соблюдать? Какие бывают бутерброды? 24 Гигиенические требования к жилому помещению Назовите части пылесоса? Перечислите общественный пассажирский транспорт? Что такое автостанция? Что продают в магазинах промышленных товаров? Назовите основные средства связи Виды писем Ткань Мясо Молоко Одежду Обувь Хлеб 25 Назовите виды медицинских учреждений Назовите работников медицинских учреждений Что такое детский сад Это образовательное учреждение для ………………………………………… Что такое школа? Это образовательное учреждение для ………………………………………… Что такое дом культуры Это учреждение культуры, в котором ………………………………………………….... ………………………………………………….. 26

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)

Рабочая программа по социально бытовой ориентировки (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017