рабочая программа по социально - коммуникативному воспитанию во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы". в программе разработаны методы и приемы обучения, воспитанников, а также перспективное планирование занятий на учебный год.рабочая программа по социально - коммуникативному воспитанию во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы".
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
города РостованаДону «Детский сад №175»
(МБДОУ)
Рабочая программа
по социально – коммуникативному развитию.
(часть общеобразовательной программы, формируемой участниками
образовательных отношений)
для детей 34лет
(младшая группа)
Авторы – составители:
Городецкая С В.
20152016 уч. годНормативные основания рабочей программы:
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно –
правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 г. № 1155);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным
программам дошкольного образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №
1014);
Методические рекомендации по использованию Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования при разработке
образовательной программы дошкольного образования в
образовательной организации (письмо Министерства общего и
профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. №
24/4.1.15025/М);
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо
по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02501.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01
№0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);
Устав МБДОУ № 175
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175Пояснительная записка
Региональная образовательная программа «Ребенок в социуме»
представляет собой вариант коррекционноразвивающего воздействия на
эмоциональную сферу детей и призвана компенсировать недостатки их
социальнокоммуникативного развития, а также является специфической
формой психологической поддержки детей, организованной в рамках
МБДОУ.
Отличительным признаком региональной программы является то, что в ней
заложены многообразные способы выживания, адаптации, нахождение
устойчивой позиции в среде сверстников и среде жизни – Южном регионе,
населенном беженцами, мигрантами, людьми различных национальностей и
различных социальных слоев, где дают о себе знать новые социальные нормы и
установки, меняются личностные эталоны и идеалы.
В основе программы «Ребенок в социуме» заложены современные знания о
сущности социального развития ребенка, адаптивность, комфортность,
личный опыт, уверенность в себе, субъективность и духовность личности,
самореализация и личностный рост.
Направленность программы – социальнокоммуникативное развитие детей.
Целью программы является: создание условий для развития социально
коммуникативного и эмоциональнопсихического здоровья ребенка
посредством приобретения социальных способов и опыта вхождения в
социум, адаптации и активного действования в нем.
Задачи:
1. Формировать у ребенка осознания себя личностью с присущими ей
чертами и характеристиками: чувством собственного достоинства,
доброжелательным интересом уважением к другим людям, с уверенным
типом поведения, стремлением к сотрудничеству с другими людьми.2. Развивать его индивидуальность, осознавать свой образ «Я»,
потребность уважать и сохранять его, радоваться самому себе, своим
успехам.
3. Формировать у ребенка различные способы позитивного социального
поведения, которые обеспечили бы ему эмоциональнопсихологическую
уравновешенность и
взаимодействие,
коммуникацию, самопознание, регуляцию, проектирование, примирение
и выхода из конфликта.
адаптацию,
здоровье,
4. Обеспечить условия для становления опыта социального поведения в
различных конфликтных, проблемных ситуациях и событиях,
позволяющих сохранить свое здоровье в различных негативных
ситуациях и избежать антисоциальных воздействий.
5. Приобщить к социокультурным ценностям в различных видах
деятельности, общения, ситуациях и создавать возможность к
самоактуализации и самоутверждению.
Объем программы составляет 17 (академических) часов, занятия
проводятся 2 раза в месяц по 15 минут.
Образовательная деятельность по социальнокоммуникативному
развитию с детьми младшей группы осуществляется как в первой половине
дня в соответствии с расписанием.
Формы реализации:
Система работы включает:
1. НОД (занятия)
2. беседы,
3. наблюдения,
4. игровые занятия,
5. экскурсии,
6. проблемноигровые ситуации,
7. викторины, сочинение загадок и сказок
8. коммуникативные игры
9. рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства
(народного,
изобразительного,
книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
декоративноприкладного,
10.Чтение и обсуждение художественной литературы.
11.Проигрывания проблемных ситуаций.
12.Использование драматизаций, различных видов театрализованной
деятельности.
Педагогическая диагностикаПедагогический скрининг на начало учебного года (по образовательным
областям)
Карты наблюдения.
Планируемые результаты:
1. «Я» и мое отличие от других.
2. Мои достоинства и недостатки.
3. Способы проявления и регулирования своего эмоционального состояния.
4. Интерес к другим людям, что я должен знать о других, прежде чем
взаимодействовать с ними.
5. Семейный статус. Что я знаю о семье и своем месте в ней.
6. Алгоритм совместных действий. Правила поведения.
7. Конфликтные и проблемные ситуации, способы их решения.
Дата
Название темы
Содержание программы
Кол-
во
часов
Примечани
е
01.09.2015
15.09.2015
25.09.1
5
09.10.1
23.10.1
5
5
06.11.1
Диагностические задания
Сентябрь.
Занятие №1 «Мое имя».
Октябрь.
Занятие №2 «Живое и неживое».
Занятие №3 «Мы разные».
Ноябрь.
Занятие №4 «Узнай нас».
Занятие №5 «Разные лица».
1
1
1
1
1
1
120.11.1
5
5
04.12.1
18.12.1
15.01.1
29.01.1
5
5
6
6
6
6
6
6
12.02.1
26.02.1
11.03.1
25.03.1
Декабрь.
Занятие №6 «Вокруг нас все разные».
Занятие №7 «Путешествие».
Январь.
Занятие №8 «Спортом занимаемся».
Занятие №9 «Что могут мои ноги».
Февраль.
Занятие №10 «Что могут делать руки».
Занятие №11 «Мы тебя любим».
Март.
Занятие №12 «Мы добрые и заботливые».
Занятие №13 «Спасаем щенка».
Апрель.
Занятие №14 «Выручим куклу
Машу».
Занятие №15 «Грустное и веселое».
Май.
Занятие №16 «С кем ты живешь?
Занятие №17 «Забота о близких».
08.04.1
6
22.04.1
6
13.05.1
6
Занятие №18 «Хорошо и плохо».
Занятие №19 «Хорошие и плохие».
Занятие №20 «Подельчивость».
Занятие №21 «Мы смелые».
Занятие №22 «Мы умелые ребята».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Занятия №18,
№19, №20,
№21, №22,
№23 вынесены
в совместную
деятельность
календарного
планирования
беседами.27.05.1
6
Занятие №23 «Заходите в гости».
Средства развития коммуникации и методы ознакомления дошкольников
с социальным развитием:
1. Наблюдение (экскурсии, целевые посещения и прогулки)
2. Беседы с детьми (во время которых воспитатель не только закрепляет
знания, но и формирует у детей положительно – эмоциональное отношение к
тому, о чём он беседует с ними) .
3. Дидактические игры и упражнения (которые помогают не только закрепить
полученные ранее знания, но и учат детей общаться друг с другом, выполнять
роль ведущего, развивать логическое мышление детей.
4. Трудовая деятельность (не только для себя, но и для других) .
Общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение
родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное
искусство, музыка, театр.
Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить
какуюлибо игровую или практическую задачу.
Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом,
мы ставим задачи проверить, научиться, узнать новое и т. п.
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев
осуществляется предложением детям задач, в содержании которых
отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в
решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение
знаний.
В пристальном внимании нуждаются дети, нерегулярно посещающие
детский сад по болезни или другим причинам, ослабленные, имеющие низкую
работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и
педагогически запущенные. С такими детьми должны проводиться
индивидуальные занятия в форме игры и игровых упражнений, а на занятиях
использовать методы и приемы технологии дифференцированного обучения.Можно сделать следующий вывод: использование различных методов и
приемов зависит от возраста детей, индивидуальных особенностей каждого
ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более
эффективного обучения детей необходимо интегрирование всех методов и
приемов обучения детей дошкольного возраста.
Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и
раздаточным материалом:
1. «Беседы по картинкам»
«Я и другие»
«Учусь управлять собой»
«Чувства и эмоции»
2. Развивающие карточки «Познаем мир»
3. «Лото»
«Мой дом»
«Хорошо и плохо»
4. Тематические картинки «Мой дом».
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью
детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка.
рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы,
Методическое обеспечение рабочей программы:
1.Примерная основная образовательная Программа дошкольного образования
«От
Т.С.
Комаровой,М.А.Васильевой, 3е изд. исп. и доп. М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ,
2015г.
2.Региональная образовательная программа «Ребенок в социуме» под
редакцией Р.М.Чумичевой, РостовнаДону, 1998г.
3.Программа социальноэмоционального развития детей дошкольного
возраста «Я – Ты – Мы» Сост. О.Л. Князева. «МозаикаСинтез, 2005.4. Гончарова Н.В. Планпрограмма образовательновоспитательной работы в
детском саду. Методическое пособие. Библиотека программы «Детство», С.
Петербург, Акцидент, 1997г.
5. Рылеев Е.В. Вместе веселее. Игры и рабочие материалы к оригинальной
авторской программе развития самосознания в речевой активности
дошкольников «Открой себя». М. Линка Пресс, 2000г.
6. Григори Н. Связующая нить. Программа коррекции детскородительских
отношений. Шк. Психолог № 28, 2000г.
7.Рыбак Е.В. «Вместе». Программа развития коммуникативной сферы
старших дошкольников средствами эмоционального воздействия,
Архангельск, 1997г.