МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей № 4 г. Дмитрова»
(МОУ «Лицей № 4 г. Дмитрова»)
141800, Московская область, г. Дмитров, микрорайон Махалина, д. 15
тел./факс 8 (496) 224-04-40, e-mail – info@dm-sch04.ru, сайт - http://dmou4.edumsko.ru/
Утверждено Директор МОУ "Лицей №4 г.Дмитрова" ___________ Т.В.Малинникова приказ №____ от «___» августа 2017г. на основе решения педагогического совета протокол № 1
|
РАБОЧАЯ программа (ФГОС)
по технологии
3 «Б» класс
УМК «Начальная школа XXI век» автор Лутцева Е.А.
Составитель: учитель начальных классов
МОУ «Лицей № 4г.Дмитрова»
Шилова Татьяна Вячеславовна
Дмитров, 2017 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения», 2011 ;
· Авторской программы «Технология. Ступеньки к мастерству» Е.А. Лутцева (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2011) ;
Данный курс реализуется в рамках образовательной области и учебного предмета «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир», как его деятельностный компонент в соответствии с концепцией образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель – чл. - корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова и другими УМК, имеющими развивающую направленность.
Целью курса является саморазвитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
● развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
● формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
● формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
● использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
● развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
● воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
1.2. Планируемые результаты
1.2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Узнают:
· о характерных особенностях изученных видов декоративно- прикладного искусства;
· о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Научатся:
· узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
· соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Узнают:
· названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
· последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
· основные линии чертежа (осевая и центровая);
· правила безопасной работы канцелярским ножом;
· косую строчку, ее варианты, их назначение;
· названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Познакомятся:
· о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
· о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
· читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
· выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
· подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
· выполнять рицовку;
· оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
· находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);
· решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Узнают:
· простейшие способы достижения прочности конструкций.
Научатся:
· конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
· изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
· выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Узнают:
· названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
· иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Научатся:
· включать и выключать компьютер;
· пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
· выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
· работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
· отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
· проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
· испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
· принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
· опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
· совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
· совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
· совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
· самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
· коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
· осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
· выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
· с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
· открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
· преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
· учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
· слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
· уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
· уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
2. Содержание учебного предмета «Технология»
3 КЛАСС (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч.)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала ХХ в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия природных с тихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).
Гармония предметов и окружающей среды — соответствие предмета (изделия) обстановке. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу). Самообслуживание — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч.)
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т. д.
3. Конструирование и моделирование (5 ч.)
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям. Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч.)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).
3.Тематическое планирование
№ |
Раздел |
Количество часов |
Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу) |
1. |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание |
8 |
— Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; — сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. С помощью учителя: — искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); — при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; — организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; — исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оцениватьрезультат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено |
2. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
|
10 |
С помощью учителя: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлятьсамоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
3. |
Конструирование и моделирование |
9 |
С помощью учителя: — сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); — конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
4 |
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) |
2 |
С помощью учителя: — наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео); — наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; — выполнять предложенные на цифровых носителях задания |
3.1. Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения темы |
Коррекция |
1 |
Зеркало времени. Одежда и стиль эпохи. Отражение эпохи в культуре одежды, отделке интерьеров, стилевое единство внутреннего и внешнего. |
07.09.16 |
|
2 |
Постройки Древней Руси. |
14.09.16 |
|
3 |
Постройки Древней Руси. |
21.09.16 |
|
4 |
Плоские и объемные фигуры. |
28.09.16 |
|
5 |
Делаем объемные фигуры. Изготовление русской избы. |
05.10.16 |
|
6 |
Изготовляем объемные фигуры. Изобретение русской избы. |
12.10.16 |
|
7 |
Доброе мастерство. |
19.10.16 |
|
8 |
Разные времена — разная одежда. |
26.10.16 |
|
9 |
Разные времена — разная одежда. Какие бывают ткани. |
09.11.16 |
|
10 |
Разные времена — разная одежда. Застежка и отделка одежды. |
16.11.16 |
|
11 |
Разные времена — разная одежда. Знакомство с косой строчкой на примере закладок. |
23.10.16 |
|
12 |
От замысла — к результату: семь технологических задач (обобщение). |
30.10.16 |
|
13 |
От замысла — к результату: семь технологических задач (обобщение). |
07.12.16 |
|
14 |
От замысла — к результату: семь технологических задач (обобщение). |
14.12.16 |
|
15 |
От замысла — к результату: семь технологических задач (обобщение). |
21.12.16 |
|
16 |
Новогодняя мастерская. |
28.12.16 |
|
17 |
Новогодняя мастерская |
11.01.17 |
|
18 |
Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка. |
18.01.17 |
|
19 |
Размножение растений делением куста и отпрысками. |
25.01.17 |
|
20 |
Когда растение просит о помощи. |
01.02.17 |
|
21-22 |
Цветочное убранство интерьера. |
08.02.17 |
|
23 |
Человек и стихии природы. Огонь работает на человека |
15.02.17 |
|
24 |
Главный металл. |
22.02.17 |
|
25 |
Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма. |
01.03.17 |
|
26 |
Вода работает на человека. Водяные двигатели. |
15.03.17 |
|
27 |
Паровые двигатели. |
22.03.17 |
|
28 |
Получение и использование электричества. Электрическая цепь. |
05.04.17 |
|
29 |
Какая бывает информация? |
12.04.17 |
|
30 |
Практикум овладения компьютером. |
19.04.17 |
|
31 |
Практикум овладения компьютером. |
26.04.17 |
|
32 |
Книга — источник информации. Изобретение бумаги. |
03.05.17 |
|
33 |
Конструкции современных книг. |
10.05.17 |
|
34 |
Резервный урок. |
17.05.17 |
|
Планирование составлено в соответствии с календарным графиком школы на 2017-2018 учебный год.
3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ |
Автор, год издания |
Название пособий |
Вид пособия |
1 |
«Технология. Ступеньки к мастерству» 3 класс, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2017.Методика для учителя. Пособие для учителя |
||
2 |
«Технология. Сценарии уроков» М.: «Вентана - Граф, 2017. Органайзер для учителя .Органайзер для учителя |
||
3 |
«Технология. Рабочая тетрадь» 3 класс, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2017 Рабочая тетрадь по технологии. Рабочая тетрадь по технологии |
||
4 |
«Технология» 3 класс, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2017. Учебник «Технология. 3 класс».учебник |
Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы:
1. Ресурсы ЦОР, презентации по темам.
2. http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/
3. http://www.km-school.ru
4. http://nachalka/info/about/193
5. http://nsc.1september.ru/urok
6. http://nachalka.info/about/193
Техническое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.