Рабочая программа разработана с учётом программы по учебному предмету "Технология.5 – 8 классы» под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В.Синица, М.: «Вентана – Граф», 2014 год написана на основе Основной образовательной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Пояснительная записка
Нормативные документы.
1
1756р от 29. 12.2001г.
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ №
2
Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования,
среднего (полного) общего образования) утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
3
Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Рабочая программа разработана с учётом программы по учебному предмету "Технология.5 – 8 классы» под редакцией А.Т. Тищенко,
Н.В.Синица, М.: «Вентана – Граф», 2014 год написана на основе Основной образовательной программы основного общего образования
одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Цель и задачи образования на данной ступени общего образования.
Главная цель трудового образования – формирование знаний технологической культуры личности и на их основе практические умения
учащихся выполнять различные технологические операции, необходимые в повседневной жизни, приобщение к культурным ценностям
человечества, овладение национальным, культурным наследием, определить их место в декоративно – прикладном искусстве. Изучение
технологии направленно на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры, на основе включения учащихся в разнообразные виды
трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической
информации, проектировании и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения
своих жизненных и профессиональных планов; безопасным приемам труда;
развитие познавательных интересов,
технического мышления,
пространственного воображения,
творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
профессий и результатам их труда;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, уважительного отношения к людям различных
получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи учебного предмета
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебныхдействий;
совершенствование умений выполнения учебноисследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научнотехнического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;
демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на
федеральном уровне в 7 классах еженедельно отводятся по два часа учебных занятий при продолжительности учебного года 35 недель.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и
создания объектов труда;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой
природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требования технологии и материальноэнергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных
и измерительных инструментов;
расчет себестоимости продукта труда.К важнейшим метапредметными результатами изучение предмета «Технология» относятся:
– планирование процесса познавательнотрудовой деятельности;
– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного
применения одного из них;
– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического
процесса;
– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной
проблемы;
– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию техникотехнологического и
организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
интернетресурсы и другие базы данных;
– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую
потребительную стоимость;
– согласование и координация совместной познавательнотрудовой деятельности с другими ее участниками;
– объективное оценивание вклада своей познавательнотрудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
– оценивание своей познавательнотрудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым
в обществе и коллективе требованиям и принципам;
– диагностика результатов познавательнотрудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности и созидательного труда.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица,
схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и
мерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального
профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательнотрудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование технического изделия;
моделирование художественного оформления объекта труда;
разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих
членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
публичная презентация и защита проекта технического изделия;
В психофизической сфере:
развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Личностные результаты
Изучение технологии в 7 классе направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и
коммуникативных) и предметных результатов.
К важнейшим личностными результатами изучение предмета «Технология» в 7 классе, направление «Технология ведения дома»,
относятся:
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
стратификации;
становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественнополезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление техникотехнологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда.
Предметные результаты:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания
объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и
социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественноматематического цикла в подготовке и осуществлении технологических
процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической
культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
в познавательной сфере – понимание значения технологии в жизни человека и общества; восприятие и характеристика изделий,
умение различать основные виды и декоративно прикладных искусств, характеризовать их специфику; сформированность
представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и краеведческих музеях своего региона и
других стран мира;
в ценностноэстетической сфере – умение различать и передавать в творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и
своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных
темах искусства, и отражение их в собственной трудовой деятельности; умение эмоционально оценивать прикладного и мирового
искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к народным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о технологических особенностях изделий; умение обсуждать
коллективные и индивидуальные результаты творческой деятельности;
в Художественной сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи
замысла в собственной практической деятельности
Система оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности обучающихся
Оценка «5» ставится, если соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно,
тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее
место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к
инструментам – бережное экономное.
Оценка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда,
организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и
технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Оценка «3» ставится, если ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и
технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.
Оценка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и
технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Тематическое распределение учебного материала по курсу «Технология»
Раздел№1 Вводное занятие (ТБ и ОТ)(2ч)
. Раздел№2 Материаловедение(4ч)
Раздел№3 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов(28ч)
Раздел№4 Художественная обработка материалов(6ч)
Раздел№5Мягкая игрушка(12ч)
Раздел№6 Проектная деятельность (по выбору)(14ч)
Раздел№7 Интерьер жилого помещения(4ч)
Основные виды занятий должны быть тесно взаимосвязаны, особый акцент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной
познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно – производственных задач, связанных с разработкой и
осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализаций.Материальнотехническое оснащение образовательной деятельности
1. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. Технология» 7 класс
программы общеобразовательных учреждений. Г.Москва, «Просвещение», 2012г.
2. Учебник 7 класса под ред.Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. Технология Просвещение»
Москва: ВентанаГраф, 2012г