Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"
Оценка 4.7

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
администрации
Взрослым
04.03.2018
Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"
программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности» Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в горнодобывающей промышленности. Опыт работы не требуется.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования
основы природопользования.docx
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования 2017г. 1 Рабочая  программа   учебной   дисциплины   разработана   на   основе   Федерального государственного   образовательного   стандарта   (далее   –   ФГОС)   по   специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее ­ СПО)  Организация­разработчик: ГБПОУ  ИО «Бодайбинский горный техникум» Разработчик: Высотина О.А. ­ преподаватель геологии ________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность _________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность _________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность Рекомендована методическим советом техникума  Протокол методического совета №____________  от «____»__________2017 г. номер 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 5 10 10 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования 1.1. Область применения  программы  программа учебной дисциплины является частью примерной основной  профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности (специальностям) СПО    «Техническая   эксплуатация   электрического   и   электромеханического оборудования в горной промышленности» Программа   учебной   дисциплины   может   быть   использована   в дополнительном   профессиональном   образовании   и   профессиональной подготовке работников в горнодобывающей промышленности. Опыт работы не требуется. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:входит в цикл естественно ­ научных дисциплин. 1.3.   Цели   и   задачи   учебной   дисциплины   –   требования   к   результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;  определять условия устойчивого состояния экосистем и причины  возникновения экологического кризиса; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:  правовые вопросы экологической безопасности;  об экологических принципах рационального природопользования;  задачи и цели природоохранных органов управления и надзора 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося  48  часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов; самостоятельной работы обучающегося16 часов. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов 48 32 Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные  работы      практические занятия      контрольные работы      курсовая работа (проект)  Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Внеаудиторная самостоятельная работа Реферат по заданной тематике Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно­графическая работа, и т.п.). Итоговая аттестация в форме (указать)     дифференцированный зачет  6 ­ 16 11 5 Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов. 5 2.2.  тематический план и содержание учебной дисциплины   Экологические основы природопользования Наименование разделов Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная Объем часов работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 14 2 2 2 2 2 2 Уровень освоения 4 1 2 2 2 2 и тем 1 Раздел 1. Экология и природопользование. Тема 1.1. Современное состояние окружающей среды в России. Тема 1.2. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы. Тема 1.3. Природные ресурсы и рациональное природопользование Тема 1.4. Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Тема 1.5. Мониторинг окружающей среды. Экологически неблагополучные регионы России. Карта загрязнения   региона. Хозяйственная   деятельность   человека   и   ее   воздействие   на   природу.   Понятие   «охрана природы»   и   его   составляющие.   Локальные,   региональные   и   глобальные   проблемы экологии. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно­технический прогресс и природа в современную эпоху. Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса. Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф. Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с  размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов .Практическое занятие№1 «Влияние продуктов питания на здоровье человека.  Определение пищевых добавок в продуктах» Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.  Принципы и правила охраны природы. Ресурсные циклы. Система управления отходами. Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».  Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных  ресурсов. Основные   задачи   мониторинга   окружающей   среды:   наблюдение   за   факторами, воздействующими   на   окружающую   среду;   оценка   и   прогнозирование   состояния окружающей среды. Тема 1.6. Физическое загрязнение. Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными  веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.  Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем  регионе, их прогнозирование и предотвращение. Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе Раздел 2. Охрана окружающей среды. Тема 2.1.  Рациональное использование и охрана атмосферы. Тема 2.2.  Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Тема 2.3.  Рациональное использование и охрана недр. Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие  загрязнение и нарушения  газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические  превращения вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и  охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от  выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров. Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов.  Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их  истощения  и загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и  оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы. Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального  сырья в мире. Минерально­сырьевые ресурсы    России. Использование недр человеком.  Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и  охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов.  Рекультивация и восстановление земель.  Практическое занятие№2 «Влияние золотоизвлекающих фабрик на окружающую среду  территории» 2 5 8 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Тема 2.4. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов. Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе.  Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система  мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на  почвы и меры по ее охране. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Пищевые ресурсы человечества. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Примерная тематика рефератов. Молочные продукты – в любом возрасте. Генетически модифицированные продукты. Добавки в пищевых продуктах. Соя, и ее польза для здоровья. Экология и здоровье человека. Пища Франкенштейна. Раздел 3. Мероприятия по охране природы. Тема 3.1 Охрана ландшафтов. Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории. Антропогенные формы ландшафтов, их охрана. Государственные и общественные Тема 3.2. мероприятия по охране окружающей среды. Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая  общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и  регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды.  Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование.  Организация рационального природопользования в России.Международные организации  по охране окружающей среды Тема 3.2.  » Практическое занятие№3 «Изучение и анализ закона о недропользовании 2 5 8 2 2 2 2 1 2 3 2 Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Новые эколого­экономические подходы к природоохранной деятельности. Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы. 6 Всего: 48 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельная работа) УТВЕРЖДЕНО                                                  Зам. директора по учебной работе             _________ШпакМ.Е. План рассмотрен и принят предметной комиссией: Протокол №________ «_______»____________ 2013__ г. Председатель предметной комиссии ____________________________________________ Календарно – тематический план на  семестр 2013­2014уч. г.  Составлен на основании программы_примерной учебной программы Учебная дисциплина,профессиональныймодуль,междисциплинарный курс «Экологические основы  природопользования»___________________________________________ Индекс_140448_______________________________________________________________________________________________________ Шифр, наименование специальности_ «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по  отраслям)» Курс,группа__2 курс ТЭО­12 Преподаватель_ Высотина Ольга Анатольевна_ _Формы  учебного  процесса Аудиторные  занятия Практические работы итого Всего по  дисциплине Дробление в группах примечание 7семестр 1семестр 2семестр 3семестр 4семестр 5семестр 6семестр 26 6 32 Отступление от  программы__нет__________________________________________________________________________________________________________ Тема ,содержание учебного материала № урока Тип урока Кол. ча сов Вид  самостоятель ной работы Оснащение  урока Компетенции Домашнее  задание                                                                                                                       Раздел  1. Экология и природопользование . 1­2 3­4 5­6 7­8 9­10 Тема 1.1. Современное состояние  окружающей среды в России. Тема 1.2. Антропогенное воздействие на  природу. Экологические кризисы и  катастрофы. Тема 1.3. Природные ресурсы и рациональное  природопользование  Практическое занятие№1 «Влияние  продуктов питания на здоровье  человека. Определение пищевых  добавок в продуктах питания» Г Тема 1.4. Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды. . 11­12 Мониторинг окружающей среды Тема 1.5. 2 2 2 2 2 2 Вводный урок УУНЗ УУНЗ УФУН Карта природы Иркутской  области ОК­1,2 ОК­5 Фотографии ПК­1,1 Подготовить  доклады о  чёрных  городахРоссии Ответить на  вопросы Работа по  карточкам ГСО Карта  месторождений полезных  ископаемых Работа по  карточкам ПК­1,1 Доклады ОК­6, ПК­1,2 КУ учебник ПК­3.1 Выучить  термины,  УУНЗ Работа с  учебником,  таблицы ПК­3.1              ­ 13­14 Физическое загрязнение  Тема 1.6. 2 КУ 4   УУНЗ 2 2 2 2 2 КУ УУНЗ УУНЗ КУ УУНЗ 15­18 19­20 21­22 23­24 25­26 27­28 Охрана окружающей среды Тема 2.1.  Рациональное использование и охрана Раздел 2. атмосферы. . Тема 2.2.  Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Практическое занятие№2 «Влияние  золотоизвлекающих фабрик на  окружающую среду территории» Рациональное использование и охрана недр. Тема 2.3.  Тема 2.4. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов. Раздел 3. Мероприятия по охране природы Тема 3.1 Охрана ландшафтов.Их  классификация. Особо охраняемые  территории. Антропогенные формы ландшафтов,  их охрана. Работа с  учебником,  Работа с  учебником,  Работа с  учебником Работа с  законом о  недропользован ии материалом Работа с  каменным  материалом Работа с  каменным  материалом Работа с  учебником,  плакатами Закон об  охране  окружающей  среды ПК­1.1,1.2 Ответить на  вопросы ПК­1.1,1.2   ­ Презентация  «Источники  загрязнения  реки Бодайбо» ОК­1 ОК­1,8 Выучить  термины Заполнить  таблицу Образцы  горных пород ОК­1,8 Выучить  классификацию горных пород Генетическая  классификация горных пород,  коллекция г.п. Карточки­ задания, планы  горных работ ОК­1,8 ПК­3.3 ПК­2.3,  2.4 Выучить  основные  методы  поисков 29­30 Тема 3.2. Государственные и общественные  мероприятия по охране окружающей среды 31­32 Практическое занятие№3 «Изучение и  2 2 анализ закона о недропользовании КУ УФУН Работа с  учебником Работа с  учебником ПК­1,1,3.1.3.3 ПК­1,1,3.1.3.3 Ответить на  вопросы  Закон о  недропользован ии ельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Требования   к   минимальному   материально­техническому 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. обеспечению Реализация   учебной   дисциплины   требует   наличия   учебного   кабинета   по экологии;  Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее   место   преподавателя,   оборудованное   персональным компьютером   с   лицензионным   или   свободным   программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;  комплект   учебно­наглядных   пособий   «Экологические   основы природопользования».  сканер;  принтер. Технические средства обучения:  мультимедиапроектор или мультимедийная доска;  фото или/и видео камера;  web­камера. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Основные источники:   Интернет­ресурсов, 1. Константинов В.М.  Экологические основы природопользования. – М.;  Академия, НМЦ СПО, 2009. 2. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В.  Основы природопользования: экологические, экономические и  правовые аспекты. 2­е изд. М.: Феникс, 2007. 3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.­М.:  Феникс,2008. Дополнительные источники:  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов.  Высшая школа, 2002. 2. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999. 3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных  организаций. ­М., 1996 4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.­М.:  Феникс ,2009. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи   оценка  результатов   освоения   учебной   дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и   лабораторных   работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения     Текущий контроль:     ­рейтинговая оценка знаний  студентов по дисциплине  (ежемесячно).     Промежуточный контроль:    ­Рубежный тестовый контроль по  темам разделов 1, 2, 3.  Реферативная  работа                  студентов по  предлагаемой тематике;    Итоговый контроль:    ­ аудиторная контрольная работа. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)  уметь:  осознавать взаимосвязь  организмов и среды обитания;  определять условия  устойчивого состояния  экосистем и причины  возникновения  экологического кризиса; знать:  правовые вопросы  экологической безопасности;  об экологических принципах  рационального  природопользования; задачи   и   цели   природоохранных органов управления и надзора

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018