Рабочая программа по учебной дисциплине ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

  • Документация
  • docx
  • 10.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа учебной дисциплины «Экономика организации» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 09.02.05 Прикладная информатика в экономике. Предметом изучения учебной дисциплины являются профессиональные виды деятельности в области прикладной информатики в экономике. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области прикладной информатики в экономике.
Иконка файла материала РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ.docx
Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых ________________ Д.А. Мартынов «_____» ______________ 2016 г. технологий и сервиса» ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОП.01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ название дисциплины/предмета/модуля) специальности (специальностей) среднего профессионального образования  09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» ___________________________________________ _ код, наименование специальности(ей) / профессии     1Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 2016 г. 2Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 ОДОБРЕНА                                                             Разработана на основе  Предметной, цикловой комиссией                        Федерального государственного  ______________________________                       образовательного стандарта по             название ЦМК                                             специальности 09.02.05 «Прикладная                                                                                    информатика в экономике» Председатель ЦМК                                                          Заместитель директора по УР   Давыденко Л.И  _________                                          ______________ Л.С.Панькова «_____»_________________20___г.                   «_____»______________20____ г.  РАЗРАБОТЧИК/И:  Сафина В.Г, заместитель директора по НМР_______________________________________  ФИО, должность  Кузнецова Т.М, преподаватель________________________  ФИО, должность  _________________________________________________  ФИО, должность  РЕЦЕНЗЕНТЫ:  _________________________________________________  ФИО, должность внутреннего рецензента  _________________________________________________  ФИО,   должность,     место   работы     внешнего   рецензента   с   предприятия   или организации 3Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 Программа учебной дисциплины   «Экономика организации» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)   по   специальности   (специальностям)   среднего   профессионального образования (далее ­ СПО) 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Организация­разработчик:   ГБПОУ         «Сахалинский   техникум   отраслевых технологий и сервиса» Разработчики: Сафина В.Г, заместитель директора по НМР Кузнецова Т.М, преподаватель ГБПОУ «СТОТиС» _________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность 4Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 5 5 8 8 5Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИАЗАЦИИ название дисциплины 1.1.Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной Основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО,входящим в состав укрупненной группы профессий  09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям):  Предметом изучения учебной дисциплины являются профессиональные виды деятельности в области прикладной информатики в экономике. Рабочая     программа   учебной   дисциплины   может   быть   использована   в дополнительном   профессиональном   образовании   и   профессиональной подготовке   работников   в   области   прикладной   информатики   в   экономике. профессиональной подготовке по рабочей профессии  Оператор ЭВМ.  Опыт работы не требуется. 1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной Образовательной   программы:  дисциплина   относится   к профессиональному     циклу   (общепрофессиональные   дисциплины)   по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) 1.3.Цели и задачи учебной дисциплины–требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  ­ определять организационно­правовые формы организаций;  ­ находить и  использовать необходимую экономическую информацию;  6Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 ­определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;  ­заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;  ­рассчитывать по принятой методике основные технико­экономические показатели деятельности организации. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен  знать:  ­ сущность организации как основного звена экономики отраслей;  ­ основные принципы построения экономической системы организации;  ­ принципы и методы управления основными и оборотными средствами;  ­ методы оценки эффективности их использования;  ­ организацию производственного и технологического процессов;  ­состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации,  показатели их эффективного использования;  ­способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;  1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы  учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  96 часов; самостоятельной работы обучающегося  48 часов 7Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ДИСЦИПЛИНЫ Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные  работы      практические занятия      контрольные работы      курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:      самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)  Внеаудиторная самостоятельная работа Объем часов 144 96 38 48 Итоговая аттестация в форме (указать)                                        экзамен 8Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины_____Экономика организации_________ Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Организация предприятия в условиях рынка  Тема 1.1. Отраслевые особенности организации Тема 2. Производственная структура Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, Объем часов самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Уровень освоения наименование 2 Содержание учебного материала 1 Понятие, уровни, методы науки.  Учёные экономисты 2 Сущность организации как основного звена экономики отрасли 3 Организационно правовые формы хозяйствования их характеристика и принципы  функционирования 4 Основные принципы построения экономической системы организации Практические занятия Составить схему (таблицу) технико­экономических особенностей предприятия по отраслям  народного хозяйства Самостоятельная работа обучающихся  Изучение темы Организационно­правовые формы  хозяйствования их характеристика и принципы функционирования Содержание учебного материала 1 Производственная структура организации и её элементы. Совершенствование  производственной структуры организации в современных условиях 2 Организация производственного и технологического процесса 9 3 16 4 2 2 4 4 2 1 1 2Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 организации Практические занятия Разработка производственной структуры предприятия Разработка производственной структуры предприятия Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу  «Организация (предприятия) в условиях рынка Раздел 2. Материально­ техническая база организации Тема 2.1. Основные средства Тема 2.2. Оборотные средства Содержание учебного материала 1 Понятие основных средств, их сущность и значения. Классификация элементов основных средств и их структура. 2 Оценка, износ, и амортизация основных средств. Принципы и методы управления  основными средствами. Практические занятия Расчёт структуры стоимости амортизации и основных фондов Расчёт показателей эффективности использования основных средств Самостоятельная работа обучающихся: изучить тему Принципы и методы управления  основными средствами Содержание учебного материала 1 Понятие оборотных средств. Состав и структура. Принципы и методы управления  оборотными средствами. Определение потребности в оборотных средствах 2 Оценка эффективности и применения оборотных средств. Способы экономии ресурсов,  10 2 2 36 6 2 2 6 6 3 1 2 3 1 2 2Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 основные энергосберегающие технологии. Тема 2.3. Финансовые ресурсы организации Раздел 3. Кадры предприятия и оплата труда Тема 3.1 Кадры предприятия и производительность труда Практические занятии Расчёт показателей эффективности использования оборотных средств Содержание учебного материала 1 Понятие финансов организации, их значение и сущность. Функции финансовой  организации. Принципы организации финансов. Финансовый механизм Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу «Материально­ техническая база организации»  Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Выполнение индивидуального задания по расчёту структуры оборотных средств Работа с источниками нормативно­правовой базы по теме «Финансовые ресурсы  организации» Реферат  на тему «Оборотные фонды предприятия» Содержание учебного материала 1 Понятие трудовых ресурсов организации. Показатели обеспеченности трудовыми  ресурсами 2 Производительность труда. Методы и показатели её измерения Практическое занятие Расчёт расценок за единицу продукции. Начисление заработной платы Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу «Кадры предприятия  11 2 12 2 36 2 2 3 2 1 2 3Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 и оплата труда» Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Выполнение индивидуального задания по расчёту показателей Кадры предприятия и производительность труда Оплата труда Раздел 4 Тема 4.1 Основные технико­ экономические показатели деятельности организации Тема 4.2 Ценоообразование Тема 4.3 Прибыль и рентабельность Содержание учебного материала 1 Смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), калькуляция  себестоимости и её значение Значение себестоимости и пути её оптимизации 2 Методы калькулирования 3 Практические занятии Расчёт видов издержек организаций Разработка калькуляции продукции Содержание учебного материала 1 Ценовая политика организации 2 Цели и этапы ценообразования. Ценообразующиефакторы 3 Методы формирования цен, этапы процессов ценообразования Практические занятия Расчёт элементов сметной стоимости Содержание учебного материала 1 Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности.  Сущность прибыли, её источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли 2 Показатели рентабельности. Распределение и использование прибыли Практические занятия 12 2 36 8 2 8 2 8 2 1 1,2,3 3 1,2,3 3 1,2,3 3Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 Тема 4.4. Показатели работы организации (фирмы) Расчёт видов прибыли Расчёт видов рентабельности Содержание учебного материала 1 2 Показатели ожидаемой и плановой эффективности внедрения новой техники. Методика  Экономическая эффективность организации и методика её расчета их расчёта Практические занятия Расчёт основных технико­экономических показателей деятельности организации Самостоятельная работа: выполнение заданий по разделу «Основные технико­ экономические показатели деятельности организации» Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Работа с нормативными источниками по теме «Издержки производства и реализация  продукции по статьям и элементам затрат» Выполнение индивидуального задания по расчёту структуры затрат. Работа с нормативной и справочной литературой по теме «Ценообразование» Разработка схемы распределения прибыли Работа с нормативной и справочной литературой по теме «Показатели работы организации  (фирмы) 2 2 2 2 3 1 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 13 Всего: 144Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.  Требования  к  минимальному  материально­техническому  обеспечению  Реализация  учебной  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета  «Экономики организации».  Оборудование учебного кабинета:  ­рабочие места по количеству обучающихся;  ­рабочее место преподавателя;  ­комплект учебно­методической документации по экономики организации.  Технические средства обучения:  ­интерактивная  доска  с  лицензионным  программным  обеспечением  и  Мультимедиа проектор.  3.2. Информационное обеспечение обучения  Перечень  рекомендуемых  учебных  изданий,  Интернет­ресурсов,  дополнительной литературы  Основные источники:   1. Акимов В.В. Экономика отрасли:­ М.: Инфро ­ М, 2008. ­ 304 с.  2. Бакушева Н. И. Экономика организации. ­ М.: Академия, 2008. –  3. Ефименко Е.Б. Экономика отрасли ­ М.: Вузовский учебник, 2009­ 359 с.  4. Муравьева Т.В. Экономика фирмы: учебное пособие для студентов СПО,  14Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 2007. – 400 с.  5. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). – М.: Инфро – М, 2008. – 256 с. Дополнительные источники:   1. Семенов А.К. Основы менеджмента. ­ М.:Дашков и К,2009­476с  2. Мурахтанова Н.М Маркетинг. Сборник практических задач и ситуаций. ­  М.:АКАДЕМИЯ, 2007.­96с.  3.  Экономика  предприятия:  Учебник  для  вузов /  Под  ред.  проф.  В.Я.  Горфинкеля,  проф.  В.А. Швандара. –3­е  изд.,  перераб.  и  доп. –  М.:  ЮНИТИ­ДАНА, 2010. –718с.  4.  Яркина  Т.В.  Основы  экономики  предприятия:  Краткий  курс.  Учебное  пособие  для  студентов  вузов  и  средних  специальных  заведений. М.,  2009.  5.Экономика  сельскохозяйственных  и  перерабатывающих  предприятий.  Теоретический и научно­практический журнал. Учрежден МСХ РФ.  6. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве:научно­практический журнал. Учрежден МСХ РФ  7. Новое сельское хозяйство: Журнал агроменеджера. Учрежден МСХ РФ.  8.  Электронный  ресурс «Экономика  организации».  Форма  доступа:  www.ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf 9.  Электронный  ресурс «Наука  и  техника,  экономика  и  бизнес»  Форма  доступа: www.nauki­online.ru/ekonomika 10.Экономика  организации –  реферат.  Форма  доступа:  www.BestReferat.ru/referat­61034.html 15Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка  результатов   освоения   учебной   дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и   лабораторных   работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: ­ Рассчитывать по принятой методике  основные технико­экономические  показатели деятельности организации ­ Оформлять и заполнять основные  документы по реорганизации предприятия ­ Находить и использовать необходимую  экономическую информацию ­ Определять организационно­правовые  формы организации Знания: ­ Сущность организации как основного звена  экономики отраслей ­ Основные принципы построения  экономической системы организации ­ Принципы и методы управления основными 16 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  Практические занятия по  решению задач Практические занятия по  решению задач Практические занятии Составление и разработка  схем (таблиц) Тестирование Практические занятия Тестирование Практические занятияГосударственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 и оборотными средствами.   ­Методы оценки эффективности их  использования. Организация  производственного и технологического  процессов ­ Состав трудовых и финансовых ресурсов  организации ­ Механизмы ценообразования, формы  оплаты труда ­ Основные технико­экономические  показатели хозяйственно­финансовой  деятельности организации Тестирование Практические занятия Тестирование Индивидуальные задания Практические занятия Тестирование Практические занятия Тестирование Разработчики:  Сафина В.Г, заместитель директора по НМР Кузнецова Т.М,  преподаватель ГБПОУ «Сахалинский техникум  отраслевых технологий и сервиса»                                     Эксперты:  ____________________            ___________________          _________________________     (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия) ____________________            ___________________          _________________________    (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия) 17Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.01 ­ 2016 18