Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО
Оценка 4.6

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Оценка 4.6
Документация
doc
география
Взрослым
30.05.2017
Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО
Рабочая программа по учебной дисциплине "География" разработана для педагогов, работающих в системе среднего профессионального образования и соответствует новым ФГОС. Содержит новое тематическое планирование, темы для индивидуальных проектов по предмету "География", разделы для изучения теоретического материала, а так же практические задания и их расчасовку.
География ПРОГРАММА 2016г ппкрс.doc
Департамент образования и науки Брянской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ УСЛУГ» ОДОБРЕНО на заседании ПЦК  общеобразовательного  цикла _________  /Е.И. Чухляева/ «___» __________ 2016 г. Протокол №__ УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе  ГБПОУ  БТПТСУ  ________  /Т.Ф. Елисеева / «___» __________ 2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФИЛЬНОЙ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» Брянск 2016 г.    Рабочая   программа   общеобразовательной  профильной  учебной   дисциплины «География» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ­ ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), Федерального государственного образовательного стандарта   среднего   профессионального   образования   (далее   –   ФГОС   СПО)   по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям: 38.01.02 Продавец, контролер­кассир 46.01.02 Парикмахер 43.01.01 Секретарь 39.01.01 Социальный работник примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для   профессиональных   образовательных   организаций.  /   Е.В.Баранчиков   —   М.: Издательский   центр   «Академия»,   2015.   —   20   с.,   рекомендованной   Федеральным государственным   автономным   учреждением  «Федеральный   институт   развития образования»   (ФГАУ  «ФИРО»)  в   качестве   примерной   программы   для   реализации основной   профессиональной   образовательной   программы   СПО   на базе   основного общего образования с получением среднего общего образования  (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 377 от 23 июля 2015 г). Организация­разработчик:   профессиональное образовательное учреждение «Брянский  техникум профессиональных технологий   и сферы услуг» государственное     бюджетное Разработчик:   Бутримова   Е.С.   преподаватель   первой   квалификационной   категории ГБПОУ БТПТСУ Рекомендована  Методическим советом государственного бюджетного  профессионального  образовательного учреждения «Брянский техникум  профессиональных технологий и сферы услуг»                                                                     Протокол заседания №_____  от «_____» августа 2016 года СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка  1. Общая характеристика общеобразовательной учебной дисциплины  «География» 2. Место общеобразовательной учебной дисциплины «География» в  3. 4. 5. учебном плане Результаты освоения общеобразовательной учебной  дисциплины  «География» Содержание общеобразовательной  учебной дисциплины «География» Тематический   план «География»  общеобразовательной  учебной   дисциплины 6. Учебно­методическое   и   материально­техническое   обеспечение   рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины  «География» Рекомендуемая литература 7. 4 6 8 9 11 17 30 31 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География»  предназначена для изучения географии в профессиональных образовательных  организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего  образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной  программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке  квалифицированных рабочих, служащих (далее ­ ППКРС) ­ по профессиям:  38.01.02 Продавец, контролер­кассир 46.01.02 Парикмахер 43.01.01 Секретарь 39.01.01 Социальный работник Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,   предъявляемых   к   структуре,   содержанию   и   результатам   освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   образовательных программ   среднего   профессионального   образования   на   базе   основного   общего образования   с   учетом   требований   ФГОС   и   получаемой  профессии  среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­ 259), примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины  «География» для   профессиональных   образовательных   организаций,   рекомендованной   ФГАУ «ФИРО»  Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на дости­ жение следующих целей: • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; • овладение   умениями   сочетать  глобальный,  региональный   и  локальный подходы   для   описания   и   анализа   природных,   социально­экономических, геоэкологических процессов и явлений; • развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей   посредством   ознакомления   с   важнейшими   географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; • отношения к окружающей природной среде; • использование   в   практической   деятельности   и   повседневной   жизни разнообразных   географических   методов,   знаний   и   умений,   а   также географической информации; • нахождение   и   применение   географической   информации,   включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и   интернет­ресурсы,   для   правильной   оценки   важнейших   социально­ экономических вопросов международной жизни; воспитание   уважения   к   другим   народам   и   культурам,   бережного • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения. Обучение учебной дисциплине «География» должно решать следующие задачи: • формировать устойчивый интерес к географии; развивать географические навыки и  способности; • способствовать созданию более осознанных мотивов изучения географии; • расширить   представления   студентов   о   сферах   применения   географии   в • естественных   науках,   в   области   гуманитарной   деятельности,   искусстве, производстве, быту; • формировать   представления   о   географии   как   о   части   общечеловеческой культуры; • прогресса; • формировать навыки практического применения знаний полученных на уроках географии. способствовать   пониманию   значимости   географии   для   общественного   включена   в Общеобразовательная   учебная   дисциплина   «География»     установленную обязательную   предметную   область   «Общественные   науки», требованиями   ФГОС   СОО.     Рабочей   программой   общеобразовательной   учебной дисциплины  «География»          установлены  требования  к предметным результатам освоения   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «География»         на   базовом уровне.  В   программу   включено   содержание,   направленное   на   формирование   у студентов   целостного   представления   о   современном   мире,   необходимых   для качественного   освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего   образования   с получением среднего общего образования. При освоении профессий СПО социально­экономического профиля  профессионального образования математика изучается более углубленно, как  профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий в  объёме 108 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая  практические занятия, — 72 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов  — 36 часов. Рабочей программой общеобразовательной профильной учебной дисциплины  «География»  предусмотрены темы для выполнения индивидуального проекта  обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в  рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой  избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно­ исследовательской, социальной, художественно­творческой). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на освоение   общеобразовательной профильной учебной дисциплины «География», как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии. Изучение   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «География» завершается   подведением   итогов   в   форме   дифференцированного   зачета   в   рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС) на II курсе в III семестре. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей  географии и комплексного географического страноведения, призвано сформировать у  обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в  этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам. Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных  следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов,  протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия  человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим  условиям проживания. У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной  организации современного географического пространства, представления о  политическом устройстве, природно­ресурсном потенциале, населении и хозяйстве  различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и  навыки, общая культура и мировоззрение. Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисципли­ нарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии,  истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это  она исследует в рамках традиционной триады «природа — население — хозяйство»,  создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию  как одну из классических метадисциплин. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образо­ вательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО  на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на  базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профес­ сионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специаль­ ностей СПО. Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем  программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических  занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание  взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения,  мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие  географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений. В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие  профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии  СПО или специальности СПО. Курсивом выделены практические занятия, выполнение  которых для студентов, осваивающих специальности СПО технического и социально­ экономического профилей профессионального образования, необязательно. Практико­ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выпол­ нение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью  образовательного процесса. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается  подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной  аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования. 2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебная   дисциплина   «География»   является   учебным   предметом   по   выбору   из обязательной   предметной   области   «Общественные   науки»   ФГОС   среднего   общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного   общего   образования,   учебная   дисциплина   «География»   изучается   в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «География» — в составе   общеобразовательных   учебных   дисциплин   по   выбору,   формируемых   из обязательных   предметных   областей   ФГОС   среднего   общего   образования,   для   про­ фессий   СПО   или   специальностей   СПО   соответствующего   профиля профессионального образования. При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего   общего   образования   максимальная   учебная   нагрузка   обучающихся   по ППКРС социально­экономического профиля составляет 108 часов, из них аудиторная (обязательная)   учебная   нагрузка,   включая   практические   занятия,   —   72   часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 36 часов. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: сформированность   целостного   мировоззрения, ­ сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность   студентов   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе мотивации к обучению и познанию; ­   соответствующего современному   уровню   развития   географической   науки   и   общественной практики; ­ сформированность   основ   саморазвития   и   самовоспитания   в соответствии   с   общечеловеческими   ценностями   и   идеалами   гражданского общества;   готовность   и   способность   к   самостоятельной,   творческой   и ответственной деятельности; ­ сформированность   экологического   мышления,   понимания   влияния социально­экономических  процессов  на состояние  природной  и социальной среды; приобретение опыта эколого­направленной деятельности; ­ сформированность   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной,   творческой   и   других   видах деятельности; ­ умение   ясно,   точно,   грамотно   излагать   свои   мысли   в   устной   и письменной   речи,   понимать   смысл   поставленной   задачи,   выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; ­ критичной оценки получаемой информации; критичность   мышления,   владение   первичными   навыками   анализа   и   учебно­исследовательской, ­ креативность мышления, инициативность и находчивость; • метапредметных: ­ владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие осознанное   владение   логическими   действиями   определения   понятий,   классификации   на   основе способность   к   самостоятельному   поиску   методов   решения   практических задач, применению различных методов познания; ­ умение   ориентироваться   в   различных   источниках   географической информации,   критически   оценивать   и   интерпретировать   информацию, получаемую из различных источников; ­ стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; ­ обобщения, самостоятельного выбора оснований и критериев; ­   строить рассуждение,   умозаключение   (индуктивное,   дедуктивное   и   по   аналогии)   и делать аргументированные выводы; ­ представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития совре­ менного мира; ­ обширных междисциплинарных связях географии;   установления   аналогий, умение   устанавливать   причинно­следственные   связи, понимание места и роли географии в системе наук; представление об • предметных: владение   представлениями   о   современной   географической   науке,   ее ­ участии в решении важнейших проблем человечества; ­ владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально­экономических и экологических процессов и проблем; ­ сформированность   системы   комплексных   социально   ориентированных   гео­ графических   знаний   о  закономерностях   развития  природы,  размещения  на­ селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; ­ владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; ­ владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания  о природных социально­экономических и экологических процессах и явлениях; ­ владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; ­ владение умениями применять географические знания для объяснения и оцен­ ки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; ­ сформированность   представлений   и   знаний   об   основных   проблемах   взаи­ модействия   природы   и   общества,   природных   и   социально­экономических аспектах экологических проблем 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Введение 1. Источники географической информации Традиционные   и   новые   методы   географических   исследований.   Источники   гео­ графической   информации.   Географические   карты   различной   тематики   и   их   прак­ тическое   использование.   Статистические   материалы.   Геоинформационные   системы. Международные сравнения. Практические занятия Ознакомление с географическими картами различной тематики. Нанесение основных  географических объектов на контурную карту. Составление карт (картосхем),  отражающих различные географические явления и процессы. Сопоставление географических карт различной тематики для определения  тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.  Использование статистических материалов и геоинформационных систем. 2. Политическое устройство мира Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные об­ разования.   Группировка   стран   по   площади   территории   и   численности   населения. Формы   правления,   типы   государственного   устройства   и   формы   государственного режима. Типология стран по уровню социально­экономического развития. Условия и осо­ бенности социально­экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. Практические занятия Ознакомление с политической картой мира. Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. Составление   тематических   таблиц,   характеризующих   различные   типы   стран   по уровню социально­экономического развития.          3. География мировых природных ресурсов Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном   этапе.   Экологизация   хозяйственной   деятельности   человека.   Геогра­ фическая   среда.   Различные   типы   природопользования.   Антропогенные   природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные   условия   и   природные   ресурсы.   Виды   природных   ресурсов.   Ресур­ сообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой   суши.   Ресурсы   Мирового   океана.   Территориальные   сочетания   природных ресурсов. Природно­ресурсный потенциал. Практические занятия Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основ­ ными видами природных ресурсов. Выявление   наиболее   типичных   экологических   проблем,   возникающих   при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. 4. География населения мира Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество  жизни населения.  Территориальные  различия  в средней  продолжитель­ ности   жизни   населения,   обеспеченности   чистой   питьевой   водой,   уровне   заболевае­ мости,   младенческой   смертности   и   грамотности   населения.   Индекс   человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятель­ ное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы   урбанизации   в   различных   регионах   и   странах   мира.   Города­миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Практические занятия Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах  мира. Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка  качества  жизни населения  в различных странах и ре­ гионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.  Сравнительная оценка культурных традиций различных народов. 5. Мировое хозяйство  Современные особенности развития мирового хозяйства Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географи­ ческое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно­ технический прогресс и его современные особенности. Современные   особенности   развития   мирового   хозяйства.   Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного   производства.   Территориальная   структура   мирового   хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню эконо­ мического развития. «Мировые» города. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный   комплекс.   География   мирового   растениеводства   и   живот­ новодства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая   промышленность.   Географические   аспекты   добычи   различных видов полезных ископаемых. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства Географические особенности мирового потребления минерального топлива, разви­ тия   мировой   электроэнергетики,   черной   и   цветной   металлургии,   машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития   различных   видов   мирового   транспорта.   Крупнейшие   мировые   морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности междуна­ родной торговли товарами. Практические занятия Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.  Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. Определение  основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих  международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. 6. Регионы мира  География населения и хозяйства Зарубежной Европы Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона.   История   формирования   его   политической   карты.   Характерные   черты природно­ресурсного   потенциала,   населения   и   хозяйства.   Отрасли   международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно­ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Зарубежной Азии Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона.   История   формирования   его   политической   карты.   Характерные   черты природно­ресурсного   потенциала,   населения   и   хозяйства.   Отрасли   международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их фор­ мирования и развития. Особенности политической системы. Природно­ресурсный по­ тенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Африки Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История   формирования   его   политической   карты.   Характерные   черты   природно­ ресурсного   потенциала,   населения   и   хозяйства.   Отрасли   международной   специали­ зации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. География населения и хозяйства Северной Америки Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона.   История   формирования   его   политической   карты.   Характерные   черты природно­ресурсного   потенциала,   населения   и   хозяйства.   Отрасли   международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно­ресурсный  потенциал,  население,  ведущие отрасли  хозяйства  и экономи­ ческие районы. География населения и хозяйства Латинской Америки Место   и   роль   Латинской   Америки   в   мире.   Особенности   географического положения  региона.  История формирования  его политической  карты. Характерные черты   природно­ресурсного   потенциала,   Отрасли   Территориальная   структура   хозяйства. международной   специализации. Интеграционные группировки.   населения   и   хозяйства. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их фор­ мирования и развития. Особенности политической системы. Природно­ресурсный по­ тенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Австралии и Океании Место   и   роль   Австралии   и   Океании   в   мире.   Особенности   географического   по­ ложения   региона.   История   формирования   его   политической   карты.   Особенности природно­ресурсного   потенциала,   населения   и   хозяйства.   Отраслевая   и   территори­ альная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. Практические занятия Установление   взаимосвязей   между   природно­ресурсным   потенциалом   различных территорий и размещением населения и хозяйства. Составление комплексной экономико­географической характеристики стран и регионов мира. 7. Россия в современном мире Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально­экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэко­ номических связей. Особенности территориальной  структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. Практические занятия Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географиче­ ском разделении труда. Определение   отраслевой   и   территориальной   структуры   внешней   торговли товарами России. Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России. 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути   их   решения.   Проблема   преодоления   отсталости   развивающихся   стран.   Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Практические занятия Использование географических  карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных про­ блем человечества.      Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связан­ ных с глобальными проблемами человечества Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов • Новейшие изменения политической карты мира. • Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и  странам мира. • Типы природопользования в различных регионах и странах мира. • Особенности современного воспроизводства мирового населения. • Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты. • Качество жизни населения в различных странах и регионах мира. • Языки народов мира. • Современные международные миграции населения. • Особенности урбанизации в развивающихся странах. • Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. • Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. • «Мировые» города и их роль в современном развитии мира. • Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного жи­ вотноводства. • Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа. • Крупнейшие автомобилестроительные компании мира. • Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства. • Международный туризм в различных странах и регионах мира. • «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. • Запад и Восток Германии сегодня. • Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии. • Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае. • Особенности политической карты Африки. • Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень  урбанизации в странах Африки. • Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом». • Географический рисунок хозяйства США. • Расово­этнический состав населения стран Латинской Америки. • Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. • Особенности современного экономико­географического положения России. • Внешняя торговля товарами России. • Глобальная проблема изменения климата. 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Максимальная учебная нагрузка обучающихся по ППКРС социально­экономического профиля составляет 108 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 72 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 36 часов. Наименование разделов Содержание учебного материала, лабораторные и Планируемые результаты (предметные знания; предметные умения) Формы и  методы  контроля и тем практические работы, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальный проект (если предусмотрены) Объем часов Характеристика  основных видов  деятельности (по разделам содержания учебной дисциплины) 1 2 Экономическая и  социальная  география в системе географических  наук Введение Содержание учебного материала Структура и содержание курса «Экономическая и  социальная география мира». Особенности работы с учебником и атласом. Предмет изучения экономической и социальной  географии. Развитие экономической географии. 3 1 1 4 5 7 Фронтальный опрос ПЗ: 1.Структура и  содержание курса  «Экономическая и  социальная география мира».  2.Предмет изучения  экономической и  социальной  географии.   ПУ: Работать с учебником  и атласом. ПУУД: 1.Анализировать учебник. 2..Определять структуру курса по разделу учебника  «Содержание». 3.Называть структуру экономической и социальной  географии. 4.Выяснять роль географической науки в решении  практических социально­экономических задач страны и мира. 5.Выделять методы географических исследований,  оптимальные для конкретных целей науки,  соответствующие определённым периодам становления географии как науки.  6.Приводить примеры использования частных методов  экономической и социальной географии для решения  конкретных задач. 7. Определять принципы работы с ГИС Повторять приёмы работы с учебной книгой, атласом РУУД:  1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции 3. Умение работать в паре, группе; сотрудничество учебное     с Раздел 1.  Источники географической информации Содержание учебного материала Методы (общегеографические: традиционные и  современные, частные), подходы и концепции  экономической и социальной географии.  Использование традиционных и современных  методов для поиска, обработки и представления  географической информации. Примеры моделирования в географии. Геоинформационные системы — их роль в  решении теоретических и практических задач Практические занятия Нанесение основных географических объектов на  контурную карту Раздел 2.  Политическое устройство мира   Содержание учебного материала Классификация стран мира. Примеры  группировки стран (по численности населения, по  величине территории, по национальному составу,  по особенностям географического положения). Типология стран мира, её отличие от  классификации. Формы правления (республика и монархия),  формы административно­территориального  1 1 1 4 3 ПУУД: 1.Выделять методы географических исследований,  оптимальные для конкретных целей науки,  соответствующие определённым периодам становления географии как науки.  2.Приводить примеры использования частных методов  экономической и социальной географии для решения  конкретных задач. 3. Определять принципы работы с ГИС 4.Повторять приёмы работы с учебной книгой, атласом РУУД:  1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции 3. Умение работать в паре, группе; сотрудничество с     учебное   ПУУД: 1. Группировать страны мира по различным признакам.. 2. Приводить примеры крупнейших стран мира по  численности населения и величине территории.  3. Сравнивать географическое положение стран мира,  устанавливать сходство и различия. 4. Выделять страны по уровню социально­ экономического развития.  ПЗ: Методы  (общегеографические: традиционные и  современные,  частные), подходы и  концепции  экономической и  социальной  географии. Примеры  моделирования в  географии.Геоинформ ационные системы —  их роль в решении  теоретических и  практических задач ПУ: Использовать  традиционных и  современные методы  для поиска,  обработки и  представления  географической  информации. ПЗ: Методы  (общегеографические: традиционные и  современные,  частные), подходы и  концепции  экономической и  социальной  Устный опрос Устный опрос, тесты, дидактические карточки. устройства (унитарное и федеративное  государство) Этапы формирования современной политической  карты мира. Практические занятия  Нанесение на контурную карту стран мира  крупнейших по площади территории и  численности населения Самостоятельная работа Составление картосхемы :"Монархии мира"  Раздел 3 География мировых природных ресурсов Содержание учебного материала Изменения географической среды. Загрязнение  окружающей среды. Природные ресурсы. Классификация природных  ресурсов. Понятие о природно­ресурсном потенциале и его  экономическая оценка. Минеральные природные ресурсы, их  классификация. Перспективы разработки  отдельных видов минеральных ресурсов.  Размещение отдельных видов минеральных  ресурсов: топливные (уголь, нефть, газ); рудные,  нерудные.  Территориальное сочетание минеральных  ресурсов — значение для хозяйственной  деятельности человека 1 1 4 3 географии. Примеры  моделирования в  географии.  Геоинформационные  системы — их роль в  решении  теоретических и  практических задач  Приводить ПУ: примеры стран,   имеющих   различное географическое положение 5. Находить на политической карте мира страны с  различными формами правления и административно­ территориального устройства.  6.Отличать признаки монархии, республики,  федерации, унитарного государства. 7.Выделять основные признаки различия развитых и  развивающихся стран, принципы классификации и  группировки, типологии основных стран мира. 8.Называть крупные по численности населения и  площади государства мира, страны с монархической  формой правления и государства­федерации. РУУД:  1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать учебное сотрудничество с  преподавателем и сверстниками. 2.Адекватно использовать речевые средства для  дискуссии и аргументации своей позиции 3. Умение работать в паре, группе. Устный опрос, тесты, составление картосхем ПУУД: 1.Объяснять основные направления  экологизации хозяйственной деятельности  человека.  2.Выделять различные типы  природопользования.  3.Определять обеспеченность различными  видами природных ресурсов отдельных  регионов и стран мира.  3.Уметь показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов.  4.Уметь называть основные направления  использования ресурсов Мирового океана. РУУД:  ПЗ: Взаимодействие  природы и человека в  различные  исторические эпохи.  Результаты  взаимодействия,  изучение с позиций  географии, биологии,  экологии и других  наук. Природная  среда, расселение  человечества и  размещение  хозяйства. Раздел 4 Практические занятия Определение и сравнение обеспеченности  различных регионов и стран мира основными  видами природных ресурсов Самостоятельная работа Доклады по мировым ресурсам: водным,  рекреационным, климатическим. География населения мира Содержание учебного материала Изменение численности населения мира.  Естественное движение населения. Рождаемость,  смертность, коэффициент естественного  прироста. Динамика численности населения мира.  Воспроизводство населения: традиционный,  современный тип. Депопуляция. Теория  демографического перехода.  Демографическая политика государств мира. Возрастной состав населения, соотношение  населения разных возрастов в мире и в России. Половой состав, география населения. Социальная структура народонаселения.  Отраслевая структура занятости. Экономически  активное население. Трудовые ресурсы. Понятие «мировые религии». Численность  верующих. География мировых религий —  буддизма, христианства, ислама. Национальные  религии. Особенности заселения Земли.  Плотность населения отдельных регионов и стран  мира. Миграционные процессы. Понятие  «миграция населения». Городские и сельские  поселения. Первые города. Изменения доли  городского населения мира. Урбанизация.  Субурбанизация и рурурбанизация. Городская  агломерация. Практические занятия 1 1 7 5 1 1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции 3. Умение работать в паре, группе. сотрудничество учебное с       ПУУД: 1.Уметь называть мировую десятку стран с  наибольшей численностью населения. 2.Выделение различных типов воспроизводства  населения и приведение примеров стран, для  которых они характерны.  3.Уметь называть основные показатели  качества жизни населения. 4.Уметь приводить примеры стран с  однородным и наиболее разнородным расовым,  этническим и религиозным составом населения. 5.Уметь приводить примеры стран с  наибольшей и наименьшей средней плотностью  населения. 6.Объяснять основные направления  и причины современных международных  миграций населения.  7.Уметь приводить примеры стран с  наибольшей и наименьшей долей городского  населения, показывать на карте мировые  «сверхгорода» и мегалополисы. РУУД:  1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. сотрудничество учебное с       Устный опрос, тесты, дидактические карточки ПУ: Называть  различия между  географической  оболочкой и  географической  средой.  Классифицировать  природные ресурсы  по различным  критериям. ПЗ: Основные  признаки  географического  понятия «миграции  населения». Выявлять сущностные признаки. Основные показатели, характеризующие  население мира,  отдельных стран:  «нация», «народ»,  «народность». ПУ: Читать,  анализировать,  сравнивать, делать  выводы и  прогнозировать при  работе со  статистическими  показателями,  представленными в  виде графиков,  таблиц, диаграмм и  др. 1 3 18 3 Оценка демографической ситуации и  особенностей демографической политики в  различных странах и регионах мира Контрольная  работа №1 «Общий обзор  современного мира» Самостоятельная работа Построение схемы­графика "Изменение  численности населения" Доклады по основным мировым религиям. Повторение изученного материала Мировое хозяйство Содержание учебного материала Становление мирового хозяйства. Мировое  хозяйство. Стадии развития мирового хозяйства. Структура мирового хозяйства: макроструктура,  мезоструктура, микроструктура. Международное  географическое разделение труда, отрасли  международной специализации.  Транснациональные корпорации. Научно­ технический прогресс. Характерные черты  научно­технической революции. Основные  направления, характеристики. Раздел 5 Тема 5.1.  Современные  особенности  развития мирового  хозяйства Содержание учебного материала 3 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции 3. Умение работать в паре, группе. ПУУД: Давать определение понятий  «международное географическое разделение  труда», «международная специализация» и  «международное кооперирование». Выделение  характерных черт современной научно­ технической революции. Умение называть ведущие мировые и  региональные экономические интеграционные  группировки. Умение приводить примеры  отраслей различных сфер хозяйственной  деятельности. Умение называть наиболее передовые и  наиболее отсталые страны мира по уровню их  экономического развития РУУД: 1.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 2. Выбор и принятие целей, составление плана КУУД: Умение работать в паре, группе. ПЗ: отраслевой  состав хозяйства на  основе анализа  иллюстративного  материала и  статистических  материалов. ПУ: Составлять  типовой план для  характеристики  отрасли экономики.  Определять условия и факторы размещения  предприятий. Устный опрос, тесты, дидактические карточки Тема 5.2. География отраслей первичной  сферы мирового  хозяйства Современное сельское хозяйство. Классификация  отраслей сельского хозяйства. Биотехнологии. Растениеводство, состав и география основных  отраслей: зерновое хозяйство, производство  технических культур, овощеводство,  плодоводство и виноградарство. Животноводство. Перспективы развития. География производства и  потребления животноводческой продукции.  Мировая структура потребления основных видов  мяса Содержание учебного материала 8 ПУУД: Выделение характерных черт «зеленой  революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми  производителями различных видов продукции  растениеводства и животноводства. Умение  называть страны, являющиеся ведущими  мировыми производителями различных видов  минерального сырья. Умение показывать на  карте и характеризовать основные  горнопромышленные и сельскохозяйственные  районы мира РУУД:  1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции 3. Умение работать в паре, группе. сотрудничество с     учебное   ПЗ: Называть  основные виды  транспорта на основе  текста учебника. ПУ: Показывать по  картам главные  центры  растениеводства и  животноводства Тема 5.3. География отраслей вторичной  сферы мирового  хозяйства Чёрная металлургия. География, страны­лидеры  по производству чугуна и стали. Мировые  тенденции в размещении предприятий чёрной  металлургии.  Цветная металлургия. Классификация цветных  металлов. Характеристика машиностроения,  задачи, перспективы развития.  Общее машиностроение. Станкостроение.  Тяжёлое машиностроение. Транспортное  машиностроение: автомобилестроение,  судостроение, авиационная промышленность.  Электротехника и электроника. Структура и особенности размещения мировой  химической промышленности. Состав отраслей. Тема 6.4. География отраслей третичной  сферы мирового  хозяйства Содержание учебного материала Развитие мирового транспорта. Виды транспорта и их характеристика: железнодорожный, морской,  авиационный, трубопроводный, автомобильный.  Перспективы развития.    Формы международных экономических связей.  Мировая торговля. Финансово­кредитные  отношения. Международная торговля услугами.  Международный туризм Контрольная работа  №2: «Мировое хозяйство и  география основных отраслей» Самостоятельная работа 3 1 7 ПУУД: приводить примеры стран, основная  часть электроэнергии в которых производится  на тепловых, гидравлических и атомных  электростанциях. Умение называть страны,  являющиеся ведущими мировыми  производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем  развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся  ведущими мировыми производителями  автомобилей, морских невоенных судов, серной  кислоты, пластмасс, химических волокон,  синтетического каучука, пиломатериалов,  бумаги и тканей РУУД:  1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции 3. Умение работать в паре, группе. ПУУД: Объяснять роль различных видов  транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Приводить примеры стран, обладающих  наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Называть крупнейшие мировые торговые  порты и аэропорты, объяснять их  распределение по регионам и странам мира. Показывать на карте и характеризовать  основные районы международного туризма. Объяснять местоположение ведущих мировых  центров биржевой деятельности. РУУД: 1.Принимать учебную задачу. сотрудничество   учебное     с ПЗ: состав, место и  значение отраслей  промышленности на  основе анализа текста  учебника.  ПУ: состав, место и  значение отраслей  промышленности на  основе анализа текста  учебника.   Определять роль ТНК в развитии  машиностроения  мира. Показывать на  картах главные  центры  металлургической  промышленности. ПЗ: Называть  основные виды  транспорта на основе  текста учебника.  географические  особенности  размещения основных отраслей сферы  услуг. ПУ: Называть  страны­лидеры,  мировые центры Раздел 6 Тема 6.1 География  населения  и  хозяйства  Зарубежной Европы Построение картосхемы "Особенности  размещения лесной промышленности" Построение картосхемы "Страны­лидеры черной и цветной металлургии" Доклад на тему: "Высокотехнологические отрасли химической промышленности" Написать эссе на тему: «Состояние  экономических отношений РФ с Китаем» Подготовка к контрольной  работе Регионы мира Содержание учебного материала Общая характеристика региона. Природно­ ресурсный потенциал. Население: численность,  изменение численности, миграция, размещение  населения. Промышленность и сельское хозяйство зарубежной Европы. Транспортная сеть и внешняя торговля. Субрегиональные различия Самостоятельная работа Составление характеристики Великобритании. Написание рефератов по странам Европы. Подготовка к итоговому тестрованию Практические занятия Составление комплексной экономико­ географической характеристики ФРГ Тема 6.2 География  населения  и  хозяйства  Зарубежной Азии Содержание учебного материала Историко­географические области зарубежной  Азии. Природные условия и ресурсы зарубежной  Азии. Население: численность и естественное  движение, страны с наибольшей плотностью  населения. Субрегионы зарубежной Азии. Япония. Китай. Индия. Контрольная работа: «Зарубежная Азия» Самостоятельная работа КУУД: 1.Планировать учебное сотрудничество с  преподавателем и сверстниками. торговли, финансово­ кредитных  отношений, торговли  услугами и др. 30 6 3 1 8 7 1 4 ПУУД: Показывать на карте различные страны  Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по  площади территории, численности населения и  уровню экономического развития. Приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными  видами природных ресурсов. Называть страны Зарубежной Европы с  наибольшими и наименьшими значениями  естественного прироста населения, средней  плотности населения и доли городского  населения. Умение показывать на карте и  характеризовать крупнейшие города и  городские агломерации, основные  промышленные и сельскохозяйственные  районы Зарубежной Европы. Объяснять  особенности территориальной структуры  хозяйства Германии и Великобритании РУУД: 1.Принимать учебную задачу. КУУД: 1.Планировать учебное сотрудничество с  преподавателем и сверстниками. ПУУД: Показывать на карте различные страны  Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади  территории, численности населения и уровню  экономического развития. Умение называть страны Зарубежной Азии с  наибольшими и наименьшими значениями  естественного прироста населения, средней плотности  населения и доли городского населения. Устный опрос, тесты, дидактические карточки, составление характеристик стран по плану ПЗ: границы  и состав зарубежной Европы,  географическое  положение региона.  исторические и  социально­ экономические  предпосылки  формирования  хозяйства зарубежной Европы. ПУ: Определять  основные показатели,  характеризующие  население зарубежной Европы ПЗ: границы  и состав зарубежной Европы,  географическое  положение региона.  исторические и  социально­ экономические  предпосылки  формирования  Устный опрос, тесты, дидактические карточки, составление характеристик стран по плану Составление характеристики Индии. Составление  картосхемы Китая. Подготовка к семинару по субрегионам  зарубежной Азии. Подготовка к контроль­ной  работе Тема 6.3 География  населения  и  хозяйства Африки Тема 6.4 География  населения  и  хозяйства Северной  Америки Содержание учебного материала Место и роль Африки в мире. Особенности  географического положения региона. История  формирования его политической карты.  Характерные черты природно­ресурсного  потенциала, населения и хозяйства. Отрасли  международной специализации. Территориальная  структура хозяйства. Интеграционные  группировки. Самостоятельная работа Написание рефератов по странам Африки. Содержание учебного материала       Место и роль Северной Америки в мире.  Особенности географического положения  региона. История формирования его  политической карты. Характерные черты  природно­ресурсного потенциала, населения и  хозяйства. Отрасли международной  специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности   политической   системы.   Природно­ ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. Самостоятельная работа 4 4 1 4 1 Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с  однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать  крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы  Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности  территориальной структуры хозяйства Японии, Китая  и Индии РУУД: 1.Принимать учебную задачу. КУУД: 1.Планировать учебное сотрудничество с  преподавателем и сверстниками. ПУУД: Умение показывать на карте различные страны  Африки. Умение называть страны Африки,  обладающие наибольшей площадью территории и  численностью населения. Умение объяснять причины  экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать  крупнейшие города, основные горнопромышленные и  сельскохозяйственные районы Африки. РУУД: 1.Принимать учебную задачу. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. ПУУД: 1.Объяснять природные, исторические и экономиче­ ские особенности развития Северной Америки.  2.Выделять отрасли международной специализации Ка­ нады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные  горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.  3.Ппоказывать на карте и характеризовать крупнейшие  городские агломерации, мегалополисы, основные  промышленные и сельскохозяйственные районы США. РУУД: 1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. сотрудничество   учебное     с хозяйства зарубежной Европы. ПУ: Определять  основные показатели,  характеризующие  население зарубежной Европы ПЗ: границы и состав  субрегионов Африки,  географическое  положение региона  ПУ: Определять  основные показатели,  характеризующие  население Африки и  внутрирегиональные  различия. ПЗ: состав и площадь  региона ПУ: Показывать  территории региона  на карте Устный опрос, тесты, дидактические карточки Устный опрос, тесты, дидактические карточки Составление презентации по теме «Коренные  народы Северной Америки» Тема 6.5 География  населения  и  хозяйства  Латинской Америки Содержание учебного материала Общая характеристика Вест­Индии. Население.  Сельское хозяйство. Полезные ископаемые и  промышленность. Транспорт. Сфера услуг.  Внешнеэкономические связи. Социально­ экономические особенности стран Мезоамерики и  Южной Америки. Характеристика  Мексики,  Бразилии. Практические занятия Составление комплексной ЭГХ Бразилии. Контрольная  работа:  «Северная и Латинская  Америка» Самостоятельная работа Подготовка к контрольной  работе Тема 6.6 География  населения  и  хозяйства  Австралии и  Океании Содержание учебного материала Общая характеристика региона. Население.  Природные условия, определяющие развитие  хозяйства региона. Промышленность. Сравнение  структуры обрабатывающей промышленности  Австралии и Океании. Сельское хозяйство. Самостоятельная работа 6 4 1 1 1 2 2 1       с учебное   сотрудничество 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции 3. Умение работать в паре, группе. ПУУД: 1. Выделять группировки стран Латинской Америки,  составлять их краткие характеристики. 2. Выявлять существенные социальные, экономические, экологические характеристики отдельных субрегионов. 3. Составлять страноведческие описания отдельных  стран Мезоамерики, выявлять наиболее типичные  характеристики на основе текста и иллюстративного  материала учебника, карт атласа. РУУД:  1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции 3. Умение работать в паре, группе. ПУУД: 1. Давать общая характеристика региона. Населения.  2. Выявлять природные условия, определяющие  развитие хозяйства региона. РУУД:  1.Принимать учебную задачу. сотрудничество учебное     с Устный опрос, тесты, дидактические карточки ПЗ: границы и состав  субрегионов  Латинской Америки,  географическое  положение региона  ПУ: Определять  основные показатели,  характеризующие  население Латинской  Америки и  внутрирегиональные  различия. Устный опрос ПЗ: Экономико­ географическое,  транспортное,  геополитическое  положение региона. Написание доклада на тему: «Коренное население  Австралии и Океании» Раздел 7 Россия в современном мире Содержание учебного материала Россия на политической карте мира, в мировом  хозяйстве, в системе международно­финансовых и политических отношений. Особенности географии экономических, политических и культурных  связей России со странами мира. Место России в современном мировом хозяйстве. Основные направления в развитии  внешнеэкономических связей России Раздел 8 Географические аспекты современных  глобальных проблем человечества Содержание учебного материала 2 2 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции 3. Умение работать в паре, группе. сотрудничество учебное с       ПУУД: 1. Выявлять основные направления социально­ экономического развития страны в мировом  пространстве, задачи внешнеэкономической  деятельности. 2. Определять виды внешнеэкономической  деятельности России, основные статьи экспорта и  импорта, место России в международном  географическом разделении труда  РУУД:  1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции 3. Умение работать в паре, группе. сотрудничество учебное с       ПУУД: ПУ: Определять  географическое  положение Австралии и Океании, состав  Океании на основе  работы с картами  атласа и текстом  учебника.  ПЗ: Место России в  современном мировом хозяйстве. ПУ: Объяснять  особенности  современного  геополитического и  геоэкономического  положения России  Определять виды  внешнеэкономической деятельности России  Устный опрос Систематизация глобальных проблем. Роль  географии в решении глобальных проблем  человечества Самостоятельная работа: Подготовка к семинар у по глобальным  проблемам человечества Тема. Индивидуальные  проекты по  географии Содержание учебного материала Определение в чем суть индивидуального проекта  по географии, как оформляется проект и в какие  сроки. Самостоятельная работа: Подготовка к защите индивидуального проекта Дифференцированный зачет Самостоятельная работа: 1 2 10 2 2  Обсуждать причины возникновения и обострения  глобальных проблем человечества, их взаимосвязи  РУУД:  1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции 3. Умение работать в паре, группе. сотрудничество учебное с       ПУУД:  Обсуждать индивидуальные проекты по учебной  дисциплине «География».  РУУД:  1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспринимать информацию  преподавателя. 3. Выбор и принятие целей, составление плана; 4. Самоконтроль, самопроверка. КУУД: 1.Планировать преподавателем и сверстниками. 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции ПУУД: сотрудничество учебное с       ПЗ: географические  аспекты глобальных  проблем человечества (экологическая,  демографическая,  продовольственная,  энергетическая и  сырьевая проблемы, а  также сохранение  мира на Земле,  преодоление  отсталости  развивающихся стран, проблемы Мирового  океана и мирного  освоения космоса) ПУ: Определять  глобальные следствия техногенеза ПЗ: что такое  индивидуальный  проект по географии ПУ: Уметь выполнить индивидуальный  проект по географии  в указанные сроки. Индивидуальный опрос Фронтальный опрос Индивидуальны й опрос Подготовка к дифференцированному зачету Обобщать содержание раздела. Выполнять итоговые  задания. РУУД:  1.Принимать учебную задачу. 2.Адекватно воспроизводить информацию  преподавателю. КУУД: 1.Планировать учебное сотрудничество с  преподавателем. 2.Адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии и аргументации своей позиции ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ или ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ  • Новейшие изменения политической карты мира. • Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира. • Типы природопользования в различных регионах и странах мира. • Особенности современного воспроизводства мирового населения. • Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты. • Качество жизни населения в различных странах и регионах мира. • Языки народов мира. • Современные международные миграции населения. • Особенности урбанизации в развивающихся странах. • Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. • Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. • «Мировые» города и их роль в современном развитии мира. • Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного жи­ вотноводства. • Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного  газа. • Крупнейшие автомобилестроительные компании мира. • Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства. • Международный туризм в различных странах и регионах мира. • «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. • Запад и Восток Германии сегодня. • Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной  Азии. • Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае. • Особенности политической карты Африки. • Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уро­ вень урбанизации в странах Африки. • Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом». • Географический рисунок хозяйства США. • Расово­этнический состав населения стран Латинской Америки. • Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. • Особенности современного экономико­географического положения России. • Внешняя торговля товарами России. • Глобальная проблема изменения климата. • Создание карты  Мира или региона по выбору студента. • Политическая карта – это явление историческое • Карликовые государства Мира • Политическая карта Мира • Непризнанные государства. Общие особенности и проблемы. • Анализ ресурсообеспеченности стран и регионов, прогнозирование основных  направлений и проблем их экономического развития • Лесные ресурсы Мира • География мест отдыха и туризма • Мировые религии • Крупнейшие города Мира • Проектирование города будущего • Топливно­энергетический комплекс  Мира • Альтернативная электроэнергетика • Роль Европы в становлении и развитии современной цивилизации • Путешествие по городам Европы • Азия – колыбель древних цивилизаций • Роль новых индустриальных стран Азии в мировом хозяйстве • Путешествие по городам Азии • Роль стран Африки в формировании этнического состава населения других  регионов • География Африки на почтовых марках • Штаты и города США (по выбору студента) • Путешествие по городам Латинской Америки • Игра­презентация «Страны Латинской Америки» • Глобальные проблемы человечества • Индивидуальный проект по теме предложенной студентом 6. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» Освоение   программы   учебной   дисциплины   «География»   предполагает   наличие   в профессиональной   образовательной   организации,   реализующей   образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеу­ чебной деятельности обучающихся. Помещение   кабинета   должно   удовлетворять   требованиям   Санитарно­эпидемио­ логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178­02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1. В   кабинете   должно   быть   мультимедийное   оборудование,   посредством   которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно­методического и материально­технического обеспечения програм­ мы учебной дисциплины «География» входят: • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных геогра­ фических карт, портретов выдающихся ученых­географов и др.); • информационно­коммуникативные средства; • экранно­звуковые пособия; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче­ ния, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники, учебно­методические комплекты (УМК), обеспечивающие  освоение  учебной дисциплины  «География»,  рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих  образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный   фонд   может   быть   дополнен   энциклопедиями,   географическими атласами,   справочниками,   научной   и   научно­популярной   литературой   и   другой   ли­ тературой по географии. 1 В   процессе   освоения   программы   учебной   дисциплины   «География»   студенты должны   иметь   возможность   доступа   к   электронным   учебным   материалам   по   гео­ графии,   имеющимся   в   свободном   доступе   в   сети   Интернет   (электронным   книгам, практикумам, тестам). Для   выполнения   практических   заданий   студентам   необходимо   иметь   простой   и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулято 1 Письмо Министерство образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД­ 1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно­ лабораторным оборудованием». 1. ЛИТЕРАТУРА Для студентов     Бахчиева О.А. География: экономическая и социальная география мира: 10 класс (базовый  уровень). – М.:Вентана­Граф, 2013. Баранчиков   Е.В.,   Петрусюк   О.А.  География   для   профессий   и   специальностей   социально­ экономического   профиля:   учебно­методический   комплекс   для   студ.   учреждений   сред.   проф. образования. — М., 2015. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А.  География для профессий и специальностей социально­ экономического   профиля.   Дидактические   материалы:   учебное   пособие   для   студ.   учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А.  География для профессий и специальностей социально­ экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А.  География для профессий и специальностей социально­ экономического   профиля.   Практикум:   учебное   пособие   для   студ.   учреждений   сред.   проф. образования. — М., 2014. Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014. Для преподавателей Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государ­ ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Приказ   Минобрнауки   России   от   29.12.2014   №   1645   «О   внесении   изменений   в   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего   (полного)   общего образования"». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования   на   базе   основного   общего   образования   с   учетом   требований   федеральных государственных   образовательных   стандартов   и   получаемой   профессии   или   специальности среднего профессионального образования». География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября». География в школе: научно­методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса». География и экология в школе XXI века: научно­методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа­Пресс 1 » . Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014. Петрусюк   О.   А.  География   для   профессий   и   специальностей   социально­экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014. Справочники, энциклопедии Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А.Громыко. — М., 1987. Российский  энциклопедический словарь. — М., 2011. Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д. Володихина. — М., 2003. Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт­диск). — М., 2004. Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М.Д.Аксенова. — М., 2001. Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004. www.  wikipedia.  org  (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет­энцикло­ Интернет­ресурсы педии). www   .  faostat    3.   fao   .  org  (сайт   Международной   сельскохозяйственной   и   продовольственной организации при ООН (ФАО).  .  minerals    .  edu  www  collection   rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).  /  pubs    .  gov   /  minerals    .  usgs  .  school      ­  .  ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»). www. simvolika.   /  county (сайт Геологической службы США). www

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "География" СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017