Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг
Оценка 5

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Оценка 5
Документация
docx
администрации
Взрослым
30.04.2018
Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230701 Прикладная информатика (по отраслям) базовый уровень среднего профессионального образования. Учебная дисциплина «Маркетинг» по специальности СПО 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) является общепрофессиональной дисциплиной и принадлежит к профессиональному циклу. Дисциплина «Маркетинг» имеет междисциплинарные связи с другими дисциплинами.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАРКЕТИНГУ.docx
ГБПОУ  «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Система менеджмента качества Нормативные документы ФГОС ОПОП 09.02.05    Версия № 2 стр.1 из 32 Рег. № ____ Экз. № __ УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ   отраслевых технологий и сервиса» _______________ /Д.А Мартынов/  «Сахалинский   техникум «____» _____________ 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Система менеджмента качества ФГОС СПО ОПОП 09.02.05   ДИСЦИПЛИНА МАРКЕТИНГ в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008 НД Версия № 2 Введено с  «___»___________20____г. Количество листов: 32 специальности (специальностей) среднего профессионального образования /профессии(профессий) начального профессионального образования 09.02.05 «Прикладная информатика в экономике» ________________________________________________________________ код, наименование специальности(ей) / профессии   Холмск ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Система менеджмента качества Нормативные документы ФГОС ОПОП 09.02.05 2017 г.    Версия № 2 стр.2 из 32 2 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Система менеджмента качества Нормативные документы ФГОС ОПОП 09.02.05    Версия № 2 стр.3 из 32 Информационные данные 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА – заместителем директора по НМР Сафиной  В.Г, преподавателем специальных дисциплин Мартыновым В.Ю. 2. Программа  соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ ­ СТОТиС 06­12 в части требований к  построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными  документами системы менеджмента качества. 3.  УПРАВЛЕНИЕ  качеством  выполнения  программы  в  соответствии  с  требованиями  СТ­ СТОТиС 06­12. 4. СРОК ПЕРЕСМОТРА –  ежегодно. 5.   РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА     является   интеллектуальной   собственностью   ГБОУ   СПО «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»и не может быть полностью или частично  воспроизведено, тиражировано и распространено в любом виде вне ГБОУ СПО «Сахалинский   техникум   отраслевых   технологий   и   сервиса»   без   разрешения   высшего руководства ГБОУ СПО«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса». Экз № 1 Экз № 2 Экз № 3 Экз № 4 ­ ЦМК ОСГ И ЕН циклов ­ ЦМК профессионального цикла  ­ Библиотека ­ Методический кабинет 3 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Система менеджмента качества Нормативные документы ФГОС ОПОП 09.02.05    Версия № 2 стр.4 из 32 ОДОБРЕНА                                                                       Разработана на основе  Предметной, цикловой комиссией                             Федерального государственного  ______________________________                           образовательного стандарта по              название ЦМК                                                  специальности 09.02.05 Прикладная                                                                                          информатика в экономике   Председатель ЦМК                                                              Заместитель директора по УР   _____________________________                                     ____________________________    «_____»_________________20___г.                                     «_____»______________20____ г.        РАЗРАБОТЧИКИ:    Сафина Валентина Германовна зам. директора по НМР ГБПОУ  «СТОТиС»______________                                                              ФИО, должность   Мартынов Виктор Юрьевич, преподаватель  ГБПОУ  «СТОТиС»_______________________                                                             ФИО, должность      РЕЦЕНЗЕНТЫ:  Панькова Людмила Станиславовна, зам. директора по УР ГБПОУ  «СТОТиС» _________________________________________________  ФИО, должность внутреннего рецензента    Эксперты:  ____________________ ___________________ _________________________  (место работы)                         (занимаемая должность) (                      инициалы, фамилия)  ____________________ ___________________ _________________________  (место работы)                         (занимаемая должность)                        (инициалы, фамилия)                 4 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Система менеджмента качества Нормативные документы ФГОС ОПОП 09.02.05    Версия № 2 стр.5 из 32   Программа   учебной   дисциплины     «Маркетинг»   разработана   на   основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230701 Прикладная   информатика   (по   отраслям)   базовый   уровень   среднего профессионального образования Организация­разработчик: ГБПОУ  «СТОТиС» Разработчики: Сафина Валентина Германовна, зам.директора по НМР ГБПОУ «СТОТиС» Мартынов   Виктор   Юрьевич   преподаватель   специальных   дисциплин   ГБПОУ «СТОТиС» 5 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Система менеджмента качества Нормативные документы ФГОС ОПОП 09.02.05    Версия № 2 стр.6 из 32 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 6 9 16 20 6 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Система менеджмента качества Нормативные документы ФГОС ОПОП 09.02.05    Версия № 2 стр.7 из 32 1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                   «МАРКЕТИНГ» 1.1. Область применения программы Программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной профессиональной   образовательной   программы   в   соответствии   с   ФГОС   по специальности СПО 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям). 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы: Учебная   дисциплина   «Маркетинг»   по   специальности   СПО   09.02.05 Прикладная   информатика   (по   отраслям)   является   общепрофессиональной дисциплиной и принадлежит к профессиональному циклу. Дисциплина   «Маркетинг»   имеет   междисциплинарные   связи   с   другими дисциплинами.   Обеспечивающими   по   отношению   к   дисциплине   являются дисциплины   «Основы   бизнеса»,   «Основы   экономики»,     организаций», «Документационное     обеспечение   «Экономика управления», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».       В свою очередь знания и умения по дисциплине «Маркетинг» необходимы при   изучении   дисциплин   «Сопровождение   и   продвижение   отраслевого программного обеспечения» и «Обеспечение проектной деятельности».      Курс «Маркетинг» логически связан с дисциплинами предметного цикла, а также с отдельными проблемами менеджмента, бухгалтерского учета, анализа хозяйственной   деятельности,   налогового   права,   изучение   которых   позволяет облегчить решение поставленных курсом задач.           Курс «Маркетинг»  способствует формированию комплексной системы знаний  о   первичном   хозяйственном   звене,   наличие   которой   является 7 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Система менеджмента качества Нормативные документы ФГОС ОПОП 09.02.05    Версия № 2 стр.8 из 32 необходимой составной частью квалификации техника в условиях формирования рыночной экономики. 1.3.   Цели   и   задачи   дисциплины   –   требования   к   результатам   освоения дисциплины: Формирование   у   студентов   целостного   представления   об   экономической модели  бизнеса,   его   организационно­правовых   формах   для   дальнейшей выработки   навыков  управления   и   организации   управления   финансами предприятия, материально­техническим снабжением, маркетингом и кадрами. В качестве   предмета   изучения   дисциплины   выступают   конкретные   формы отношений   между   субъектами   предпринимательской   деятельности   и экономической   средой   по   поводу   производства,   обмена,   распределения   и потребления экономических благ, обеспечивающие эффективное использование ограниченных ресурсов основным звеном общей экономической системы. ЦЕЛЬ изучения дисциплины является усвоение теоретических знаний в области основ маркетинга, приобретения умений выявления потребностей и средств для их   удовлетворения,   стимулирования   сбыта,   проведения   маркетинговых исследований на рынке. Предметом   изучения   учебной   дисциплины   является   маркетинговая деятельность   по   выявлению   потребностей,   средств   их   удовлетворения   и доведения до потребителей, проведению маркетинговых исследований. Знания теоретических  основ маркетинга позволят специалистам   стимулировать   сбыт продукции   и   услуг   общественного   питания,   изучать,   формировать   и прогнозировать   спрос,   разрабатывать   и   анализировать   сбытовую   и   ценовую политику организаций (предприятий). ЗАДАЧИ:  данная   программа   предусматривает   формирование   умений   и 8 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Система менеджмента качества Нормативные документы ФГОС ОПОП 09.02.05    Версия № 2 стр.9 из 32 навыков   у   учащихся,   универсальных   способов   деятельности   и   ключевых компетенций.            Познавательная деятельность:  Использование   для   познания   окружающего   мира   различных естественнонаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование;  Формирование   умений   различать   факты,   причины,   следствия, доказательства, законы, теории;  Овладение   адекватными   способами   решения   теоретических   и практических задач;  Анализировать производственные ситуации. Информационно­коммуникативная деятельность:  Владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;  Использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач различных источников информации;  Решение ситуационных задач. Рефлексивная деятельность:  Владение   навыками   контроля   и   оценки   своей   деятельности,   умением предвидеть возможные результаты своих действий;  Организация   учебной   деятельности:   постановка   цели,   планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.  В результате изучения дисциплины студент  должен:  ИМЕТЬ   ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:  о   состоянии   и   прогнозах   развития потребительского рынка России, концепциях развития рыночных отношений;  ЗНАТЬ:  структуру   маркетинговой   деятельности;   цели,   задачи,   функции, классификацию   маркетинга;   принципы,   объекты,   субъекты,   средства   и 9 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Система менеджмента качества Нормативные документы ФГОС ОПОП 09.02.05    Версия № 2 стр.10 из 32 методы   маркетинговой   деятельности;   маркетинговую   окружающую   среду; сбытовую и ценовую политику; виды конкуренции, конкурентоспособность организации; стратегию и планирование маркетинга;  УМЕТЬ: анализировать окружающую среду маркетинга и ценовую политику   собирать   и организации;   проводить   маркетинговые   исследования, анализировать   маркетинговую   информацию,   разрабатывать   рекламные тексты;   проводить   опрос   потребителей;   разрабатывать   и   осуществлять мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта продукции общественного питания.  Основным   результатом   обучения   является   достижение   компетентности учащегося. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося   120  часов, в том числе: ­ обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  80 часов, лекции – 60 часов, практические занятия – 20 часов; ­ самостоятельной работы обучающегося 40 часов. 10 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Система менеджмента качества Нормативные документы ФГОС ОПОП 09.02.05    Версия № 2 стр.11 из 32 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные занятия      практические занятия      контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Объем часов              104 80 ­ 20 ­ 24 Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета                                  2            11 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «МАРКЕТИНГ», 7 СЕМЕСТР Содержание учебного материала,  лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень усвоения Наименование разделов и тем 1 Введение в предмет          Раздел 1.    Основы  товарного маркетинга  Тема 1.1. Основные понятия маркетинга Роль   производства   и   реализации   товаров,   работ   и   услуг   в   обществе. Функционирование   предприятий   в   условиях   рыночной   экономики.   История возникновения  и связь с другими науками. 2 Содержание учебного материала 1.Предмет, цели и задачи дисциплины Понятия: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. 2. Функции и принципы маркетинга. 3. Классификация маркетинга. Макро­ и микросреда маркетинга. Практические занятия   не предусмотрена 3 2        10                    6 4 12 6 4 1 1 2,3 1 Самостоятельная работа обучающихся  Изучить этапы становления маркетинга. Представить в виде презентации. Тема 1.2.  Потребность и нужда. Мотивы их появления. Удовлетворение потребностей. Содержание учебного материала 1. Понятие нужды и потребности. Иерархия потребностей по А. Маслоу. 2. Потребители:   понятие.   Спрос   на   товары   и   услуги   как   потребность потребителей в удовлетворении. 3. Законы спроса и предложения на рынке, факторы их формирующие. 12 Практические занятия  Построение   графиков   спроса   и   предложения   на   товар.   Анализ   и   обобщение полученных данных. Самостоятельная работа обучающихся Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. –  с.10­13. Решение задач, ответы на вопросы. Тема 1.3.  Методы оценки Содержание учебного материала спроса потребителей. 1. Измерение и прогнозирование реального спроса. 2. Оценка размера рынка через данные о производстве, по данным торговли, данным о потребителях. Тема 1.4. Сегментирование рынка Практические занятия  1. Решение   примеров   по  оценке   размера   рынка   через   данные   о производстве, по данным торговли, данным о потребителях. Самостоятельная работа обучающихся Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. –  с.13­18.. Решение задач, ответы на вопросы. Содержание учебного материала 1. Сегментирование рынка ­ один из видов маркетинга. Основные понятия и виды сегментирования рынка потребителей. 2. Комбинированный метод сегментирования рынка.  Практические   занятия  Применение   методов   сегментации   рынка   потребителей различных товаров (по заданию преподавателя). . Самостоятельная работа обучающихся Разработать сегментацию рынка  различных товаров (по заданию преподавателя). Лукина А.В. Маркетинг товаров и  13 3 3 1 3 3 1 3 2 4 10 4 2 4 10 4 2 4 Тема 1.5.  Товары и услуги – основа маркетинга.  Раздел 2. Маркетинговая деятельность организаций. Тема 2. 1. Конкурентная среда маркетинга. услуг: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. – с.28­31. Содержание учебного материала 1. Товар: понятие, классификация. 2. Бостонская матрица позиционирования товара на рынке: понятие и этапы, характерные особенности. Практические занятия  Решение предложенных ситуаций по определению жизненного цикла ряда товаров и услуг  Самостоятельная работа обучающихся Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. –  с.25­27. Содержание учебного материала 1. Конкурентоспособность и конкурентное преимущество. 2. Уровни конкуренции и типы рынка. 3. Конкурентные матрицы М. Потера, их основные направления и характерные особенности. Практические занятия Разработка конкурентной стратегии предприятия Самостоятельная работа обучающихся  Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. –  с.32­51. Решение заданий и ситуаций. 14 10 4 2 4 12 6 2 4 1, 2 3 3 2 3 1, 2 Тема 2.2.  Технологический Содержание учебного материала цикл товаров.                  Тема 2.3. Товарная политика организаций.     Тема 2.4. Ценовая политика организаций.  1,2 3 3 1, 2 3 . 3 1. Жизненный цикл товаров, особенности маркетинга на различных этапах ЖЦТ. 2. Основные этапы разработки нового товара. 3. Диффузия новых товаров. Классификация пользователей по принятию новых товаров. Практические занятия  Составление кейса «Разработка нового товара» Самостоятельная работа обучающихся Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. – с.53­73. Решение заданий и ситуаций. 12 6 2 4 Содержание учебного материала          12 1. Формирование   ассортимента   и   управление   им. конкурентоспособности товара.   Обеспечение           6 2. Марочная   политика:   товарный   знак   товара   как   предмет     юридического регулирования. 3. Марочные стратегии: виды и характерные особенности. Практические занятия Разработка проекта по созданию бренда товара (по желанию обучающихся) Самостоятельная работа обучающихся Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. – с.74­97. Решение заданий и ситуаций.           2          4 Содержание учебного материала 1. Понятия: цена, ценовая политика и стратегия ценообразования. 2. Цели,   задачи   и   направления   формирования   цен.   Факторы,   влияющие   на формирование цен. 3. Виды   цен,   характерные   для   различных   стратегий   ценообразования. Основания для выбора определенной стратегии – маркетинговые ходы. 15 12 6       1 Сбытовая Тема политика организаций. 2.5. Тема   2.6.   Эффективность маркетинговой деятельности организаций. 2,3 3 Практические занятия  составление кейса  «Факторы, влияющие на цену товара. Установление цены на товар».  Самостоятельная   работа   обучающихся  работа   с   конспектом,   решение предложенных преподавателем ситуативных задач. Содержание учебного материала 1. Цели и задачи сбытовой политики организаций. Виды и средства сбыта. 2. Реклама   как   важный   двигатель   сбыта   товара.   Влияние   рекламы   на потребителя. Практические   занятия  «Разработка   рекламы   на   товары   и   услуги   (на   выбор обучающихся)» Самостоятельная работа обучающихся Составить кейс «Каналы сбыта товара (на выбор обучающихся)» Содержание учебного материала 1. Методы   маркетинга,   их   основные   характеристики   и   отличительные особенности. 2. Оценка эффективности маркетинговой деятельности организаций: понятие, приемы и методы оценки. Практические   занятия  Решение   задач   по   определению   эффективности маркетинговой деятельности организации. Самостоятельная работа обучающихся  Повторение конспекта, повторение тем, 16 2 4 8 4 2 2 8 4 2 2 подготовка к итоговому зачету. Итоговый дифференцированный зачет Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)        2 17 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому  обеспечению Реализация   программы   дисциплины   требует   наличия   учебного   кабинета специальных дисциплин. Оборудование учебного кабинета специальных дисциплин: рабочие столы ­  и стулья для обучающихся; рабочий стол и стул для ­ преподавателя; доска классная;    ­ комплекты учебно­наглядных пособий. Технические средства обучения:    ­ компьютеры,   ­ мультимедиа­система для   ­ программное   обеспечение (1С:Бухгалтерия «Торговля и склад»);   ­ калькуляторы для расчетов.  показа презентаций;        общего   и   профессионального   назначения 18 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Основная литература Федеральные законы и нормативные документы   Интернет­ресурсов, 1.  Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38­ФЗ "О рекламе". 2.  Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300­1 "О защите прав потребителей". 3.  Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3250­1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". 4.   Закон   РСФСР   от   22   марта   1991   г.   №   948­1   "О   конкуренции   и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". 5.  Международный кодекс рекламной практики // Реклама и жизнь. 1997.   Учебная литература 6.  Алексунин В. А. Маркетинг. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2008. 7.   Лукина   А.В.   Маркетинг   товаров   и   услуг:   учебное   пособие.   –   М.: ФОРУМ,2008. – 240с. 8. Романенко С.Н. Маркетинг: Учеб. пособие. — Москва: ИТК «Дашков и К°» 2008.                                                        Дополнительная литература 9.  Алексунин В. А. Маркетинг. Краткий курс. — М.: ИД «Дашков и К°», 2002. 10.Андреева  О.   Д.   Технология   бизнеса:   маркетинг.   —   М.:   ИНФРА­М­ Норма,  2005. 10.Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник. — М.: Экономика,* 2005. 11.Багиев   Г.   Л.,   Моисеева   Н.   К.,   Никифорова   С.   В.  Международный маркетинг. — СПб.: Питер, 2001. 19 12. 13. 14. 15. Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА­М,  2005. Белоусова С. Н., Белоусов Ф. Г. Маркетинг. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. Березин И. С. Маркетинговые исследования. — М.: Вершина, 2005. Браверман   А.   А.  Маркетинг   в   российской   экономике   переходного периода. Методика и практика. — М.: Экономика,  2005. 16. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика: Учеб. пособие. — М.: ИД «Дашков и К°», 2006. 17.  Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2002. 18.  Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент / Пер. с англ. — СПб.: Питер Ком, 2005. 19.    Кулибанова   В.   В.  Прикладной   маркетинг.   —   М.:   ОЛМА­ПРЕСС­ Инвест, 2002. 20. Маркетинг: Учебник / Под ред. Н. П. Ващекина. — М.: ИД ФБК­ПРЕСС, 2003. 21. Маркетинг: Учебник. / Под ред. А. Н. Романова. — М.: "Банки и биржи", ЮНИТИ, 2006. 22. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. В. А. Алексунина. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2007. 23. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. и др. Рекламная деятельность: Учебник. — М.: ИВЦ "Маркетинг", 2004. 24. Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник. — М.: ИКФ Омега­Л, 2005. 25.Ромат Е. В. Реклама: Учебник. — Киев: Харьков: Студ­центр, 2003. 26. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. И. К. Белявского. М.: Финансы и статистика, 2002. 27. Тимофеев М. И. Маркетинг: Учеб. пособие. — М.: РИОР, 2004. 28. Федъко В. П. Упаковка и маркировка — М.: ПРИОР, 2006. 29.  Федько Н. Г., Федъко В. П.  Маркетинговые коммуникации. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 20 30. Федътсо В. П., Федько Н. Г. Основы маркетинга. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 31. Ходеев В. П. Маркетинг. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 21 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка  результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В   результате   изучения   дисциплины студент должен иметь понятие  о состоянии и прогнозах   развития   потребительского рынка   России,   концепциях   развития рыночных отношений; Знать:  структуру   маркетинговой деятельности;   цели,   задачи,   функции, классификацию   маркетинга;   принципы, объекты,   субъекты,  средства   и   методы маркетинговой деятельности; маркетинговую   окружающую   среду; сбытовую   и   ценовую   политику;   виды конкуренции,   конкурентоспособность организации; стратегию и планирование маркетинга;   уметь:  анализировать   окружающую среду   маркетинга   и   ценовую   политику организации;   проводить   маркетинговые исследования, собирать и анализировать маркетинговую информацию, разрабатывать   рекламные   тексты;   потребителей; проводить   разрабатывать   осуществлять опрос   и   Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  Входной контроль в форме: ­ тестирования по  основополагающим понятиям  дисциплины. Текущий контроль в форме: ­ устного и письменного опроса; ­ самостоятельной  работы; ­ решения ситуационных задач; ­ тестирования  по темам; ­ написания рефератов и творческих  работ; ­ создания презентаций по выбранной тематике. Рубежный контроль в форме: ­ тестовых работ по каждому разделу дисциплины. Итоговый контроль в форме  дифференцированного зачета Оценка:  ­  результативности работы  обучающегося при выполнении  заданий на учебных занятиях и  самостоятельной работы; ­ оформления документов согласно  эталона 22 ­ правильность и полнота ответа. мероприятия по формированию спроса и стимулированию   сбыта   продукции общественного питания. Основным   результатом   обучения является   достижение   компетентности учащегося. Цель тестовой   работы – закрепить   теоретические знания   и   приобрести ТЕСТЫ 23 практические     навыки     по     вопросам   маркетинга,     применяемым     на практике.               Работа  предусматривает  изложение  теоретических  основ  маркетинга. Тема: Сегментирование рынка. I.     Для важнейших терминов: 1) маркетинг; 2) концепция маркетинга; 3) окружающая среда маркетинга; 4) объекты управления службой маркетинга; 5) стратегия маркетинга; 6) тактика маркетинга; 7) структура маркетинга — выберите правильное определение из перечня: 1) окружение, в котором предприятие осуществляет маркетинговую  и иную хозяйственную деятельность; 2) концепция,   ориентированная   на   потребителей   и   прибыль,   инте­ грированная   целевая   философия   хозяйственной   деятельности   пред­ приятия; 3) комплексная   система   организации   производства   и   сбыта   предприятия, ориентированная   на   максимально   возможное   удовлетворение   потреб­ ностей конкретных покупателей и получение высокой прибыли; 4) выбор   целей,   рынков,   организация   и   руководство   планом   марке­ тинга; 5) конкретные   действия   для   эффективной   реализации   маркетинговой стратегии; 6) конкретное   сочетание   элементов   маркетинга   для   достижения   по­ ставленных задач и удовлетворения спроса рынка; 7) генеральная   программа,   в   которой   четко   сформулированы   цели, 24 методы их достижения и намечены необходимые для этого ресурсы. Из предлагаемых вариантов выберите ответы на следующие вопросы. 1. При   изменении   тенденций   в   окружающей   среде   предприятию рекомендуется: а) оценить возможности товарного рынка; б) нанять разработчиков маркетинговой стратегии; в) искать новые рынки для выпускаемой продукции; г) сопоставить цели и ресурсы предприятия с ожиданием рынка. 2. При определении места предприятия на рынке маркетолог должен учитывать: а) маркетинговую среду предприятия; б) производственные возможности и гибкость предприятия; в) финансовую мощь предприятия; г) все названные факторы. 3. При анализе возможностей предприятия на рынке управляющий по маркетингу должен: а) оценить каждую возможность в течение всего срока реализаций проекта,          так как потери в краткосрочном периоде могут перевесить  прибыль в долгосрочном периоде; обращать   внимание   только   на   внутренние   ресурсы,   поскольку   они б) поддаются контролю; в) г) избегать количественных критериев, ибо они могут упрощать проблему; все перечисленное верно. 25 4. Для   эффективной   деятельности   предприятие   должно   осуществлять следующие функции: а) производственную; б) финансовую; в) маркетинговую; г) д) кадровую; все перечисленные. 5. Целями социально­этического маркетинга являются: а) б) удовлетворение разумных потребностей; защита окружающей среды; комплексный учет интересов потребителей, предприятия и общества в в) целом; г) все перечисленные. 6. Для каждой ситуации выберите один вариант ответа — да или нет: а) цели предприятия должны направлять действия отдела маркетинга, но не важны для остальных подразделений; б) целью   маркетинга   на   предприятии   является   превращение   запросов потребителей в доходы предприятия; в) получение прибыли должно быть одной из целей предприятия,но не единственной; г) хорошие   отношения   с   посредниками,   удачное   расположение  и умелые сбытовики — только некоторые из ресурсов предприятия,  которые управляющий должен оценить при поиске новых возможностей; чтобы   успешно   разрабатывать   маркетинговую   стратегию,   маркетолог д) должен знать государственное и местное законодательство; 26 при оценке возможностей предприятия подходят только те критерии, е) которые   отражают   цели   сбыта,   получения   прибыли   и   доходности инвестиций; ж) функцией маркетинга является оптимизация положения предприятия на рынке в зависимости от его конкурентоспособности и рентабельности; з) предприятие   является   центром   удовлетворения   потребностей покупателей; и) возникновение конфликта между персоналом и администрацией может привести к потере конкурентоспособности товара на рынке; к)   при   установлении   целей   деятельности   руководство   предприятия должно   фокусировать   внимание   на   возможности   получения   немедленной прибыли. Сегментирование рынка легковых автомобилей семейства «Классика». Задания.  Используя   данные   маркетинговых   исследований,   проведенных департаментом   маркетинга   и   торговли   АО   «АвтоВАЗ»  на   рынке  легковых автомобилей семейства «Классика», провести следующие операции: 1. Выполнить   сегментирование   рынка   по   двум   критериям­признакам: возрасту и годовому доходу покупателей. 2. Представить решение графически. 3. Определить границы целевого рынка и его долю в общем объеме продаж. 4. Выбрать   сегменты,   на   которые   предприятию   следует   направить максимальные усилия и ресурсы. Исходные   данные   для   сегментирования   рынка   (объем   продаж,  тыс.   шт.) приведены в табл. 3.1. 27 Ответы. критериям­признакам: годовому доходу семьи;  1.   В   табл.   3.2   представлено   сегментирование   рынка   по  двум возрасту покупателей. 2. Целевой рынок включает в себя сегменты с наибольшим объемом продаж. За критерий   минимального   объема   продаж   взято   10   тыс.   автомобилей.   Границы целевого рынка включают в себя 15 сегментов с годовым объемом продаж 261 тыс. шт., что составляет 74,8% общего объема продаж (261 • 100/349). 3. Границы целевого рынка выделены в табл. 3.2. 3. Максимальные   усилия   и   ресурсы   предприятию   следует   направить   на удовлетворение вкусов покупателей возрастных групп  от 26 до 50 лет с годовым доходом семьи от 11 до 20 тыс. р. Пример 3.2. Оценка доли рынка и лояльности потребителей к  товарной марке организации. На данном сегменте рынка конкурируют три организации: А, В, С. Организация А в последний день мая провела обследование мнения 1000 покупателей по товарам, которые   продают   все   три   организации  А,   В,  С.   В   результате   опроса   было 28 определено, что престиж товарной марки товаров организации А соответствует 40%, 5­40%, С­ 20%. Проведенное в конце июня повторное обследование мнения  потребителей дало соответственно следующие  показатели: 42, 30,  28 %. Такая динамика вызвала чувство   удовлетворения   у   руководителей   маркетингового   подразделения организации  А.  Однако   в   данной   ситуации   организации  А  следует   обратить внимание на рост престижа товаров организации С и учесть этот факт в своей де­ ятельности, т.е. следует определить, как отразится на рыночной доле организации А сохранение такой тенденции в будущем. При   анализе   данной   ситуации   важно   определить   движение   потребительских симпатий от организации к организации. В результате проведенного исследования были получены следующие данные.  На конец мая у  организации  А  было 400 покупателей, у В — 400, С — 200. Организация А забрала у В 120 покупателей и у С   —  20   иц^^^В^д^'^^^ВМя   организация  А  отдала   организации  В  80| свткникжугтателей и С 4­ 40. Организация В забрала у С 20 и отдала ей 80 своих покупателей. Тема: «Товар и товарная политика» 1. Как классифицируются товары повседневного спроса, выборочного  спроса, престижные товары, предметы роскоши . По покупательским  привычка A. По цели и предназначению B. По срокам использования C. По характеру потребления и степени обработки 2. Как классифицируются  следующие товары:  сырье, полуфабрикаты, промежуточная продукция , готовые изделия. По назначению A. По срокам использования B. По характеру потребления и степени обработки C. По способу изготовления  3. Такие услуги, как питание, жилье, обслуживание, отдых относятся к группе: Деловые услуги 29 A. Бытовые услуги A. Социальные  услуги 4. Жизненный цикл товара это ­сложившаяся ситуация на рынке,  которая включает спрос, цены, доход потребителей, объем предлагаемых  товаров, динамику производства B.  время существования товара на рынке C.  концепция, описывающая сбыт продукции 5. Расположи этапы ЖЦТ в хронологическом порядке­Рост A. Внедрение B. Спад, C. разработка D. Зрелость 6. На каком этапе ЖЦТ фирма начинает получать прибыль­Рост A. Внедрение B. Спад, C. разработка D. Зрелость 7. К какому этапу ЖЦТ относится цель фирмы – закрепить  завоеванную долю рынка? Рост A. Внедрение B. Спад, C. разработка D. Зрелость 8. К какому этапу ЖЦТ относится цель фирмы – создание рынка для  нового товара? Рост A. Внедрение B. Спад, C. разработка D. Зрелость 9. Задачи маркетинга на этапе разработки? придание товару рыночной  новизны, A. укрепление приверженности покупателей через рекламу, B. поиск новых рынков сбыта,  C. максимальное привлечение внимания покупателей к новому товару, D. Комплексные маркетинговые исследования рынка A. 10. Задачи маркетинга на этапе спада? придание товару рыночной  30 новизны, B. укрепление приверженности покупателей через рекламу, C. поиск новых рынков сбыта,  D. максимальное привлечение внимания покупателей к новому товару, E. Комплексные маркетинговые исследования рынка Цель:  выявление  и закрепление  знаний  студентов  по  следующим   разделам курса «Маркетинг»:   Товар и товарная политика в комплексе маркетинга,   Сегментация рынка и позиционирование товара,   Потребительские рынки и покупательское поведение,   Продвижение товара.                                                 Структура работы «Проект товара» Разработка товара (товарного ассортимента): Описание   товара   (ассортимента),   внешний   вид,   дизайн,   основные 1. a. характеристики, качество. b. послепродажное обслуживание. c. исполнении, товар с подкреплением). d. e. Дополнительные   свойства   товара:   доставка,   услуги,   гарантия, Описание   уровней   товара   (товар   по   замыслу,   товар   в   реальном Разработка упаковки, назначение упаковки, функции. Разработка торговой марки: марочный знак, марочное имя, слоган. Товарная стратегия: 2. a. b. Описание потребителей (целевого сегмента), классификация. Выбор целевого рынка, позиционирование товара (если это возможно). c. Таблица   баз   сегментирования:   где?,   когда?,   как?   будет осуществляться внедрение товара на рынок. Почему выбрана именно эта стратегия? Разработчики: Заместитель директора по НМР                                                               В.Г.Сафина Преподаватель  ГБПОУ «Сахалинский техникум  отраслевых технологий и сервиса»                                                            В. Ю. Мартынов Эксперты:  31 ____________________            ___________________          _________________________     (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия) ____________________            ___________________          _________________________    (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия) 32 Лист согласования  Одобрено:  Согласовано: Заведующая библиотекой  Заместитель директора по УР Должность Кошелева Н.Н. Должность Панькова Л.С. Подпись Ф.И.О. Подпись Ф.И.О. «___»________20__г. «____»________20__г. Дата Дата Руководитель службы качества Должность  Заместитель директора по НМР Подпись Ф.И.О. Сафина В.Г. «___»________20__г. Дата 33 № изменения 1 Измененны х 2 Ф.И.О.  и подпись лица, Дата внесения 6 7 ных 5 Лист регистрации изменений Номера листов Замененных Новых Аннулирован 3 4 34 Лист регистрации проверок № п/п 1 Дата  проверки 2 Ф.И.О. и должность  лица, выполнившего  проверку 3 Подпись лица, выполнившего проверку 4 Результаты проверки 5 35 Лист ознакомления № п/п 1 Ф.И.О. 2 Должность 3 Личная подпись 4 Дата 5 Примечан ия 6 36

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по учебной дисциплине Маркетинг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018