РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
Детсад—5 кл
21.01.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса
Рабочая программа соответствует федеральному государственного стандарта основного общего образования по биологии. Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.: - Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. - М.: Вентана - Граф, 2013. ФГОС - Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2013г) - Рабочая тетрадь для учащихся: Биология 5 класс под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. - М.: Вентана - Граф, 2013. ФГОС - Методическое пособие: Биология 5 класс: методическое пособие/ И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. - М.: Вентана - Граф, 2013. ФГОС
5 класс биология.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Колодеевская  основная общеобразовательная школа                       Бутурлиновского  муниципального района Воронежской области        РАССМОТРЕНО         СОГЛАСОВАНО                  УТВЕРЖДАЮ На ШМО Протокол № 1  Отв. за УВР  Директор МКОУ Колодеевская  _____________ Т.С. Едрышова  ООШ   ________Л.И. Саратовская  от «   » августа  2017г. «__» ______2017г   Приказ №    от  «   » ________ 2017г. ____В.И.Ругина     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                     по учебному курсу  «Биология»                                            для 5 класса                                                                                                                            1 час в неделю, 35 – в год.                                                                                                                                   Составила   учитель  биологии                                                                                                      Саратовская Л.И.                                                                                               2017-2018учебный год Рабочая программа соответствует федеральному   государственного стандарта основного общего   образования   по   биологии   (приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации   от   06.10.2009   №373   «Об   утверждении   и   введении   в   действие   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09. 2011 № 2357) и от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования»).  Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно­правовых   и инструктивно­методических документов:  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266­1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".   2.   Типовое   положение   об   общеобразовательном   учреждении   (ред.   от   10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.  3. Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­ эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.        4. Примерная программа Биология: 5–9 классы: программа. – Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. ­  М.: Вентана­Граф, 2013 Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н.:   ­   Учебник     Биология:   5   класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных   учреждений /И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. ­ М.: Вентана ­ Граф, 2013. ФГОС  ­ Авторская   программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5­9 классы: программа­М.: Вентана­Граф, 2013г) ­  Рабочая   тетрадь   для   учащихся:   Биология   5   класс   под   ред.   проф.   И.Н.Пономарёвой.   ­   М.: Вентана ­ Граф, 2013. ФГОС ­ И.В.Николаев, О.А.Корнилова. ­ М.: Вентана ­ Граф, 2013. ФГОС  Методическое   пособие:  Биология   5   класс:   методическое   пособие/   И.Н.Пономарёва, Основные цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких  уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к  результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического  образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными  требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом  информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных  взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности  развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач  развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого,  глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как  компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.           С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 5  классе являются:  •социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,  обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм,  ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;  •приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,  накопленных обществом в сфере биологической науки.            Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: •ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и  здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;  •развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;  познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,  формированием интеллектуальных и практических умений;  •овладение ключевыми компетентностями: учебно­познавательной, информационной, ценностно­ смысловой, коммуникативной;  •формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе  познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально­ ценностного отношения к объектам живой природы. Программа определяет задачи:  ­ систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в  процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1­4 классы»; ­ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; ­ формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных  работ; ­ воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование  экологического мышления. Содержание тем учебного курса Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 ч) Наука о живой природе.  Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы — важная   часть   природы.   Зависимость   жизни   первобытных   людей   от   природы.   Охота   и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология. Свойства живого.  Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост,   развитие,   размножение,   раздражимость.  Организм   —   единица   живой   природы.   Органы организма,   их   функции.   Согласованность   работы   органов,   обеспечивающая   жизнедеятельность организма как единого целого. Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы  изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и  моделирования в лабораторных условиях. Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.  Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа  Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр,  объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.  Микропрепарат. Правила работы с  микроскопом. Лабораторная работа №1. «Изучение устройства увеличительных приборов».  Строение клетки. Ткани Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная   мембрана.   Клеточная   стенка   у   растительных   клеток.   Назначение   частей   клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» (Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука)  Химический состав клетки. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль  в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки,  углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Основные   процессы,   происходящие   в   живой   клетке:   дыхание,   питание,   обмен   веществ,   рост, развитие,   размножение.   Деление   клетки   —   процесс   размножения   (увеличения   числа   клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала   дочерним   клеткам.   Взаимосвязанная   работа   частей   клетки,   обусловливающая   её жизнедеятельность как целостного организма. Великие естествоиспытатели. Великие   учёные­естествоиспытатели: В.И.Вернадский, Н.И.Вавилов   Аристотель,   Теофраст,   К.Линней,   Ч.Дарвин, Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология – наука о живом мире». Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в   парах   и   в   малых   группах.   Выявление   уровня   сформированности   основных   видов   учебной деятельности. Тема 2. Многообразие живых организмов (11ч)  Царства живой природы. Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных  организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их  строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы,  различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое.  Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют  оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы  жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах. Значение бактерий в природе и для человека.  Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз  клубеньковых бактерий  с растениями, способствующий  усвоению растениями недоступного   для   них   азота   воздуха.   Фотосинтезирующие   бактерии.   Цианобактерии   — поставщики  кислорода  в атмосферу. Бактерии,  обладающие  разными  типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании   пищевых   продуктов,   изготовлении   лекарств.   Болезнетворные   бактерии,   вызывающие отравления   и   инфекционные   заболевания   человека   и   животных.   Разработка   средств   борьбы   с болезнетворными бактериями.  Растения. Растения Кирилловского района и Вологодской области Флора   —   исторически   сложившаяся   совокупность   всех   растений   на   Земле.   Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей.  Покрытосеменные   и  голосеменные  растения.  Их  основное различие.   Размножение цветковых   и   голосеменных   растений   семенами,   остальных   групп   растений   —   спорами.   Роль цветковых растений в жизни человека. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».  Животные. Животные Бутурлиновского района и Воронежской области Фауна   —   совокупность   всех   видов   животных.   Особенности   животных   —гетеротрофность, способность   к   передвижению,   наличие   органов   чувств.   Среда   обитания:   вода,   почва,   суша   и другие  организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль  животных в природе  и жизни человека. Зависимость от окружающей среды Лабораторная работа № 4«Наблюдение за передвижением животных».  Грибы. Общая   характеристика   грибов.   Многоклеточные   и   одноклеточные   грибы.   Наличие   у   грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).  Многообразие и значение грибов Вологодской области и Кирилловского района. Шляпочные   грибы:   грибница   и   плодовое   тело   (шляп   ка   и   ножка).   Плесневые   грибы.   Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления   грибов   в   пищу.   Паразитические   грибы   —   наносят   большой   урон   урожаю культурных   растений.   Роль   грибов   в   природе:   участие   в   круговороте   веществ,   образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком.  Лишайники. Разнообразие лишайников Вологодской области Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение,  местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в  природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха. Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные   и   растения,   вредные   для   человека:   грызуны,   насекомые,   сорные   растения.   Живые организмы,   полезные   для   человека:   лекарственные   растения   и   некоторые   плесневые   грибы; растения,   животные,   и   грибы,   используемые   в   пищу;   животные,   уничтожающие   вредителей лесного   и   сельского   хозяйства.   Взаимосвязь   полезных   и   вредных   видов   в   природе.   Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в   парах   и   в   малых   группах.   Выявление   уровня   сформированности   основных   видов   учебной деятельности. Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)  Среды жизни планеты Земля.  Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно­воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни. Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы  неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. Приспособления организмов к жизни в природе. Влияние   среды   на   организмы.   Приспособленность   организмов   к   условиям   своего   обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль   защитной   окраски   у   животных,   яркой   окраски   и   аромата   цветков,   наличия   соцветий   у растений  Природные сообщества. (на примере Воронежской области) Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между  собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители  органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии —  разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность  организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ. Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга,  тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и  исчезающие виды природных зон, требующие охраны. Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей   планеты.   Открытие   человеком   новых   видов   организмов.   Своеобразие   и   уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Жизнь организмов в морях и океанах. Условия   жизни   организмов   в   водной   среде   —   на   мелководье,   средних   глубинах   и   на   дне. Обитатели   мелководий   —   скат   и   камбала.   Обитатели   средних   глубин:   быстро   плавающие   и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.  Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля». Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и малых группах. По строение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценка. Человек на планете Земля (6ч) Как появился человек на Земле. Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование   огня.   Биологические   особенности   современного   человека:   большой   объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни. Как человек изменял природу. Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим   нуждам. Вырубка лесов под   поля   и   пастбища,   охота,   уничтожение   дикорастущих   растений   как   причины   освоения человеком   новых   территорий.   Осознание   современным   человеком   роли   своего   влияния   на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы   —   необходимое   условие   её   сохранения   от   негативных   последствий   деятельности человека. Важность   охраны   живого   мира   планеты.   (Растения   и   животные   Кирилловского   района, занесенные в Красную книгу) Взаимосвязь   процессов,   происходящих   в   живой   и   неживой   природе.   Причины   исчезновения многих   видов   животных   и   растений.   Виды,   находящиеся   на   грани   исчезновения.   Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.  Сохраним богатство живого мира. Проверка   знаний   по   курсу   биологии   5   класса.   Выявление   уровня Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников   в   деле   охраны   природы.   Результаты   бережного   отношения   к   природе.   Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля». Проверка   знаний   учащихся   путём   беседы   по   предложенным   вопросам.   Обсуждение   проблем, заданных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах. Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы. Защита проектов. Обсуждение заданий на лето. Итоговый   контроль. сформированности основных видов учебной деятельности.  Перечень предлагаемых проектов: 1. Великие естествоиспытатели. Значение бактерий в природе и для человека. 2. Как животные и растения приспособлены к среде обитания? 3. 4. Растения Вологодской области и Кирилловского района. 5.       Животный мир Вологодской области. 6.       Многообразие и значение грибов. 7. 8. 9.       НП «Русский Север». Редкие животные и растения. 10.     Роль цветковых растений в жизни человека. 11.     Когда и где появился человек? Предки Человека разумного. 12.     Растения и животные Кирилловского района, занесенные в Красную книгу 13.     Природное сообщество­совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий  среды (луг, поле, лес, пруд, озеро, болото). 14.     Значение живых организмов в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на животный и растительный мир. Заповедники Вологодской области. Красная книга Вологодской области. Планируемые  результаты освоения учебного предмета Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по  ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и  государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные  результаты. Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность  обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и  межличностных отношений, ценностно­смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в  деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить  жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,  чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение  гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;  воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к  саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному  выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки  в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных  интересов; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни  и здоровьесберегающux технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой  природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать  выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и  общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям,  традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и  сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,  этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе  личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со  сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­ исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и  здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её  проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и  рационального природопользования; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных  обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также  способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике,  самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного  сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной  образовательной траектории. Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной  деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных  и искать самостоятельно  средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки  самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе  изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных  успехов). Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и  следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и  критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе  дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать  информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,  анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,  распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога  (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также  использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 5­й класс 1­я линия развития – осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. 2­я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии: – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с  предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. 3­я линия развития – использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. 4­я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии: – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные:  грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,  папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы,  водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться  увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. 6­я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе  изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области,  виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию  и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых  теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,  методами и приёмами. Основные предметные результаты обучения биологии: усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для  формирования естественнонаучной картины мира; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах,  процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной  организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости;  овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных  биологических экспериментов для изучения живых организмов; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире,  постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного  сотрудничества; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия  деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой  природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия  и природных местообитаний; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе,  родства общности происхождения и эволюции растений и животных; овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и  процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных  экологических проблем, необходимости рационального природопользования; освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,  выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. тематическое планирование № п/п 1 Тема (глава)  Биология — наука о живом  мире  2 Многообразие живых  организмов  3 Жизнь организмов на планете  4 5 Земля  Человек на планете Земля  Заключение Всего часов Количество часов Лабораторные работы Экскурсии 9 11 7 6 2 35 2 2 4 1 1 Календарно – тематическое планирование № п. п Дата  по  факту  по  плану Тема программы  и урока Кол­ во час. Д.з. Биология — наука о живом мире – 9 час. 1 2 3 4 5. 6. 1. Биология – наука о живой природе 2. Свойства живого 3. Методы изучения природы 4.Увеличительные приборы  Лабораторная работа №1. «Изучение  устройства увеличительных приборов».  5. Строение клетки. Ткани  6.Химический состав клетки  Лабораторная работа № 2 «Знакомство  с клетками растений» (Приготовление  микропрепарата кожицы чешуи лука) 1 1 1 1 1 1 §1, записи; вопросы в конце§ §2, задание в тетради §3,творческое задание § 4, записи в тетради §5,модель­аппликация «Клетка» § 6, вопросы после § 7. 8 9. 10 11 12  13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 7.Процессы жизнедеятельности клетки. 8. Великие естествоиспытатели 9. Биология — наука о живом мире 1 1 1 § 7, рисунки по теме §1­6, записи в тетради стр.34 учебника Многообразие живых организмов­ 11 часов 1.Царства живой природы. 2.Бактерии: строение и жизнедеятельность. 3.Значение   бактерий   в   природе   и   для человека. 4.Растения.  5. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» 6.Животные.  Лабораторная работа № 4 «Наблюдение передвижением животных».  за     7.Грибы. 8. Многообразие и значение грибов  9.Лишайники.  10. Значение живых организмов в природе и жизни человека. 11. Обобщение и систематизация знаний по теме  § 8, зад. в тетради § 9, сообщения § 10, записи § 11, сообщения § 11, записи, создать альбом  фотографий растений  Воронежской области § 12, создать список и  рисунки животных,  охраняемых в Воронежской  области § 13, сообщения § 14, задания в тетради § 15, проект «Значение  живых организмов в природе  и жизни человека» § 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Жизнь организмов на планете Земля­ 7 часов 1.Среды жизни планеты Земля.  2.Экологические факторы среды. 3. Приспособления  организмов  к жизни  в природе. 4.Природные сообщества  5. Природные зоны России. 6.Жизнь организмов на разных материках. 7.Жизнь   организмов   в   морях   и   океанах. Подведем   итоги.   «Жизнь   организмов   на планете Земля» 1 1 1 1 1 1 1 Человек на планете Земля­ 6 часов 1.Как появился человек на Земле.  2.Как человек изменял природу. 3.Важность охраны живого мира планеты.  4.Сохраним богатство живого мира.  5.  Экскурсия  природе».  6.Обобщение   и   систематизация   знаний   по теме 4. «Человек на планете Земля» «Весенние   явления   в Заключение­ 2 часа 1 1 1 1 1 1 § 17, зад.5­6 §18,модель   «Экологические факторы», сообщения § 19. Мини­сочинение   презентации   по §20.Модель­аппликация   ПС «Лес», Луг» §   21, природным зонам §   22,   альбом   рисунков   на тему «Живой мир Земли» §   23,   прект   «Условия обитания   организмов   в океане», зад. гл.3 § 24, зад.5­6 § 25, зад. в тетради. § 26, сообщения на тему  растения и животные  Красной книги § 27 34 35  1.Итоговый контроль.  Проверка знаний по курсу биологии 5 класса.  2.Итоговое  занятие . Проверка знаний по  курсу биологии 5 класса.  1 1 Выбор заданий на лето ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ: ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 по теме: " Изучение устройства  увеличительных приборов " Цель: познакомиться со строением лупы и микроскопа,  научиться их сравнивать Оборудование:  1) лупа;               Ход работы: 1. Найдите составные части лупы, определите ее увеличение.       2) микроскоп. 2. Найдите составные части микроскопа, определите его увеличение. 3. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом. Оформление результатов: запишите в тетрадь название составных частей лупы и ее увеличение,  название составных частей микроскопа и его  увеличение. Cделайте вывод, ответив на вопросы:   1.почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами? 2. чем они отличаются? ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 по теме: " Знакомство с клетками растений "       2) предметное и покровное стекла;       3) флакон с водой;       4) луковица. Цель: научиться готовить временные микропрепараты, закрепить умение пользоваться  микроскопом. Оборудование:  1) микроскоп;                                              Ход работы: 1. На предметное стекло капните каплю воды. 2.  С   чешуи   лука   снимите   кусочек   кожицы,   поместите   его   на   предметное   стекло   и   накройте покровным стеклом. 3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат. Оформление результатов: зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели. Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно… ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 по теме: «Знакомство с внешним строением растения» Цель: изучить внешнее строение цветкового хвойного растения. Оборудование: лупа ручная, ветка тополя или березы, ветка сосны с шишкой. Ход работы: Задание 1. Рассматривание строения побега цветкового растения 1. Рассмотрите внимательно ветку цветкового растения. 2. Найдите части побега – стебель, листья и почки. 3. Пользуясь ручной лупой, рассмотрите, как располагаются почки на побеге. 4. Зарисуйте в тетради побег в виде схемы, отметьте основные части побега. 5. Сделайте вывод. Задание 2. Рассматривание строения побега сосны. 1. Найдите  побеги на ветке сосны. Сосчитайте их. 2. Найдите укороченные побеги, которые несут на себе хвоинки. Выясните, сколько хвоинок находится на одном укороченном побеге. 3. Зарисуйте в тетради укороченный побег сосны с хвоинками. 4. Выясните, где располагается шишка сосны. 5. Сделайте общий вывод о многообразии побегов у растений. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 по теме: «Наблюдение за передвижением животных» Цель: познакомиться со способами движения животных. Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, небольшой комочек ваты, склянка с водой; культура с водными микроскопическими организмами. Ход работы: 1. Приготовьте   микропрепарат   с   культурой   микроорганизмов.   На   предметное   стекло положите   несколько   волокон   ваты,   которые   будут   замедлять   движение   организмов. Капните   на   вату   каплю   воды   с   культурой   микроорганизмов   и   накройте   покровным стеклом. 2. Рассмотрите   микропрепарат   под   малым   увеличением   микроскопа.   Найдите   живые организмы. Пронаблюдайте за их движением. Отметьте направление и скорость движения. 3. Сравните передвижение двух или трёх особей. 4. Сделайте общий вывод о значении движения для животных. Задания по теме «Биология – наука о живом мире» Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку? (8 баллов) Вставьте пропущенные буквы в слова (5 баллов): Не…рг…нические вещ…ства М…н…ральные соли Кл…тчатка Угл…воды Б…лки Ж…ры Напишите учёных, которым принадлежат перечисленные заслуги (10 баллов): I.Дайте определение следующим понятиям (1 балл за каждое понятие): Биология, клетка, деление клетки, обмен веществ, организм, орган. II. Выполните задания: 1. (5 балла) 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 4. А. Создал первую систему ботанических понятий Б. Создал учение о Биосфере В. Определил центры происхождения культурных растений Г. Объяснил причины многообразия живых организмов Д. Первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством 5. Выберите правильный ответ и отметьте его (7 баллов):  1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды А) клеточная мембрана Б) ядро В) цитоплазма Г) вакуоль 2. Гемоглобин – это А) углевод Б) витамин В) белок крови Г) жир 3. Наука о живой природе носит название А) физика Б) химия В) биология Г) география 4. Самым простым увеличительным прибором является А) лупа                                            В) телескоп Б) микроскоп                                  Г) тубус 5. органы растения увеличиваются в размерах благодаря  А) образованию межклетников  Б) делению и росту клеток              Г) накоплению минеральных солей В) разрушению клеточных стенок 6. Передача наследственной информации клетки обеспечивается А) Хромосомами                                      В) вакуолями Б) цитоплазмой                                         Г) клеточной оболочкой 7. Методом изучения природы является  А) сложение                                            В) умножение Б) деление                                               Г) наблюдение III.  Подпишите части микроскопа, (5 баллов) Подпишите органоиды клетки (5 баллов)      IV. Выполните задание (6 баллов)   V. Дополните схему «Химический состав клетки» (7 баллов)                                                                                                                 Вещества

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Биология» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по учебному курсу  «Биология»    для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018