Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для 6 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для 6 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
6 кл
21.01.2018
Рабочая программа по учебному курсу  «Биология»  для 6 класса
Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфоло¬гии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микро¬биологии, растениеводства. УМК: учебник Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013.
БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС.doc
02.21.               Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Колодеевская  основная общеобразовательная школа Бутурлиновского  муниципального района Воронежской области        РАССМОТРЕНО На ШМО Протокол № 1  от «   » августа  2017г. __________В.И.Ругина.         СОГЛАСОВАНО отв.за  УВР _____________ Т.С. Едрышова     «__» августа 2017г                  УТВЕРЖДАЮ  Директор МКОУ Колодеевская  ООШ     ____________ Л.И.Саратовская  Приказ № _  от  «  »  августа2017г.     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу  биология 6  класс                                                                                              1 час в неделю,35 – в год.                                                                                                                                                                                                                                   Составила:                                                                     учитель биологии                                                                                  МКОУ Колодеевская ООШ                                                                                             Саратовская Л.И.                                                                                                     2017­2018 учебный год Рабочая  программа по биологии составлена на основе примерной программы по биологии  федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Нормативные документы для составления рабочей программы:  Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом  Министерства образования РФ № 322 от 6.02.1998 г.  Федеральный компонент государственного общеобразовательного стандарта  утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 года № 1089  Примерные программы, созданные на основе федерального компонента  государственного общеобразовательного стандарта издательство «Вентана­Граф»,        2008 год.  Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом от 31.03.2014 № 253   рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях, реализующих  программы общего образования. на основе:      Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ . авт.  И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С.  Сухова. Биология. 5­9 классы. — М.: Вентана ­ Граф, 2015.    УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм  успеха» ФГОС Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф.  Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана­Граф, 2016.   Учебника системы «Алгоритм успеха» ФГОС Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана­Граф, 2016.  Рабочей   тетради   к   учебнику   Биология:   6   класс:   учебник   для   учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана­Граф, 2016 . Содержание курса биологии в 6 классе                Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер,   так   как   включает   основы   различных   биологических   наук   о   растениях:   морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура   этого   курса   обеспечивают   выполнение   требований   к   уровню   подготовки   школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному ­ биогеоценотическому и способствует   формированию   эволюционного   и   экологического   мышления,   ориентирует   на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально­ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнооб­ разия   в   природе   как   результата   эволюции   и   как   основы   ее   устойчивого   развития,   а   также   на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности. Наука о растениях – ботаника (4 ч) Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием. Растения   как   составная   часть   живой   природы.   Значение   растений   в   природе   и   жизни человека.   Ботаника   –   наука   о   растениях.   Внешнее   строение   растений.   Жизненные   формы   и продолжительность  жизни растений.  Клетка  – основная  единица живого.  Строение  растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме. Экскурсия «Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений». Органы растений (9 ч) Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Процессы   жизнедеятельности   семян.   Дыхание   семян.   Покой   семян.   Понятие   о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян. Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых   систем.   Регенерация   корней.   Внешнее   и   внутреннее   строение   корня   в   связи   с выполняемыми   им   функциями.   Рост   корня.   Видоизменения   корней.   Экологические   факторы, определяющие рост корней растений  Побег.   Развитие   побега   из   зародышевой   почечки   семени.   Строение   почки.   Разнообразие почек. Лист   –   орган   высших   растений.   Внешнее   строение   листа.   Разнообразие   листьев.   Листья простые   и   сложные.   Листорасположение.   Жилкование   листьев.   Внутреннее   строение   и   функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений. Стебель   –   осевая   часть   побега.   Разнообразие   побегов.   Ветвление   побегов.   Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических   веществ   в   запас.   Видоизменения   побегов:   корневище,   клубень,   луковица;   их биологическое и хозяйственное значение.  Цветок.   Образование   плодов   и   семян.   Цветение   как   биологическое   явление.   Строение цветка.   Однополые   и   обоеполые   цветки.   Разнообразие   цветков.   Соцветия,   их   многообразие   и биологическое значение. Опыление   у   цветковых   растений.   Типы   опыления:   перекрестное,   самоопыление. Приспособления   растений   к   самоопылению   и   перекрестному   опылению.   Значение   опыления   в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление. Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов. Лабораторные работы  «Строение  семени фасоли»  «Строение вегетативных и генеративных  почек»  «Внешнее строение листьев» «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»  «Изучение строения соцветий» Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч) Минеральное   питание   растений   и   значение   воды.   Потребность   растений   в   минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.  Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.  Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений.   Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений   укореняющимися   и   видоизмененными   побегами.   Размножение   растений   прививкой. Применение   вегетативного   размножения   в   сельском   хозяйстве   и   декоративном   растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений. Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений. Практические работы «Черенкование комнатных растений» «Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами» Многообразие и развитие растительного мира (9 ч) Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений. Низшие   растения.   Водоросли:   зеленые,   бурые,   красные.   Среды   обитания   водорослей. Биологические   особенности   одноклеточных   и   многоклеточных   водорослей   в   сравнении   с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения.  Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума).   Роль   сфагнума   в   образовании   торфа.   Использование   торфа   в   промышленности   и сельском хозяйстве. Папоротники,   хвощи,   плауны.   Среда   обитания,   особенности   строения   и   размножения. Охрана плаунов. Высшие семенные растения. Голосеменные   растения.   Общая   характеристика   голосеменных   растений.   Размножение голосеменных.   Многообразие   голосеменных,   их   охрана.   Значение   голосеменных   в   природе   и   в хозяйственной деятельности человека. Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных. Класс   Двудольных   растений.   Биологические   особенности   двудольных.   Характеристика   Пасленовых, семейств:   Розоцветных,   Бобовых   (Мотыльковых),   Капустных   (Крестоцветных),   Астровых (Сложноцветных). Класс   Однодольных   растений.   Общая   характеристика   класса.   Характеристика   семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение. Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу.   Приспособленность   Господство   покрытосеменных   как   результат   их   приспособленности   к условиям среды. Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений. Лабораторные работы «Изучение внешнего  строения мхов» Природные сообщества (3 ч) Понятие   о   природном   сообществе   (биогеоценоз   и   экосистема).   Структура   природного сообщества. Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах. Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ. Экскурсия «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе» Учебно­тематическое планирование Модуль (глава) Наука о растениях ­ ботаника Органы растений Основные процессы жизнедеятельности растений Многообразие и развитие растительного мира Природные сообщества Итоговое повторение Итоговый контроль № 1. 2. 3. 4. 5. 6.                     Итого       Количество часов                       4  9 6 9 3 4 35 Планируемые результаты изучения курса биологии Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами   общего   образования,   отражающими   индивидуальные,   общественные   и   государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Изучение   биологии   в   6   классе   даёт   возможность   достичь   следующих  личностных результатов:    знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения,   анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;  формирование   личностных   представлений   о   ценности   природы,   осознание   значимости   и общности глобальных проблем человечества;  формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;  формирование   экологической   культуры   на   основе   признания   ценности   жизни   во   всех   её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира. Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются: овладение  составляющими  исследовательской  и проектной деятельности  (включая  умения видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения   понятиям, классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперименты,   делать   выводы   и   заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи); умение  работать   с  разными  источниками  биологической  информации:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно­популярной литературе,   биологических   словарях   и   справочниках),   анализировать   и   оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность  выбирать целевые и смысловые установки  в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение  адекватно   использовать   речевые   средства  для   дискуссии   и   аргументации   своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по         отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение  организовывать  учебное сотрудничество  и совместную деятельность  с учителем  и сверстниками,   работать   индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и   разрешать конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта   интересов,   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:  В познавательной (интеллектуальной) сфере.  выделение   существенных   признаков   биологических   объектов  (отличительных   признаков живых организмов; клеток и организмов растений и   животных, грибов и бактерий; видов, экосистем;   биосферы)   и   процессов   (обмен   веществ   и   превращение   энергии,   питание   и дыхание,   выделение,   транспорт   веществ,   рост   и   развитие,   размножение   и   регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);  приведение   доказательств   (аргументация)  взаимосвязи   человека   и   окружающей   среды; зависимости   здоровья   человека   от   состояния   окружающей   среды;   необходимости   защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;  классификация  ­   определение   принадлежности   биологических   объектов   к   определенной систематической группе;  объяснение  роли биологии  в практической  деятельности  людей;  места и  роли  человека  в природе;   роли   растительных   организмов   в   жизни   человека;   значения   биологического разнообразия для сохранения биосферы;  различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений;  на живых объектах   и   таблицах   органов   цветкового   растения,   растений   разных   отделов,   классов Покрытосеменных;   сорных, лекарственных растений;   наиболее   распространенных;   съедобных,   ядовитых,  сравнение биологических объектов и процессов,  умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;  выявление   изменчивости   организмов;   приспособлений   растений   к   среде   обитания;  типов взаимодействия  разных видов в экосистеме;  взаимосвязей  между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;   овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. В ценностно­ориентационной сфере.  знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;  анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. В сфере трудовой деятельности.   знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). В сфере физической деятельности.   освоение   приемов   оказания   первой   помощи  при   отравлении   ядовитыми   растениями, простудных заболеваниях, травмах; рациональной   организации   труда   и   отдыха,   выращивания   и   размножения   культурных растений, ухода за ними;  проведения наблюдений за состоянием растительного организма.  В эстетической сфере.  овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном   и   предметном.   А   также   на   уровне   требований   к   результатам   освоения   содержания предметных программ. Глобальные   цели   биологического   образования   являются   общими   для   основной   и   старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития   ­   ростом   информационных   перегрузок,   изменением   характера   и   способов   общения   и социальных   взаимодействий   (объёмы   и   способы   получения   информации   вызывают   определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо   этого,   глобальные   цели   формируются   с   учётом   рассмотрения   биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С   учётом   вышеназванных   подходов   глобальными   целями   биологического   образования являются:  социализация  обучаемых   ­   вхождение   в   мир   культуры   и   социальных   отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность ­ носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;  приобщение  к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:  ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;  развитие  познавательных   мотивов,   направленных   на   получение   знаний   о   живой   природе; познавательных   качеств   личности,   связанных   с   овладением   методами   изучения   природы, формированием интеллектуальных и практических умений; овладение ценностно­смысловой, коммуникативной;  ключевыми   компетентностями:   учебно­познавательной,   информационной,   формирование  у   обучающихся   познавательной   культуры,   осваиваемой   в   процессе познавательной   деятельности,   и   эстетической   культуры   как   способности   эмоционально­ ценностного отношения к объектам живой природы. Курс   биологии   на   ступени   основного   общего   образования   направлен   на   формирование   у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции,   человеке   как   биосоциальном   существе.   Отбор   содержания   проведён   с   учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология  как   учебная   дисциплина   предметной   области   «Естественнонаучные   предметы» обеспечивает:  формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;  овладение научным подходом к решению различных задач;  овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;  овладение   умением   сопоставлять   экспериментальные   и   теоретические   знания   с объективными реалиями жизни;  воспитание   ответственного   и   бережного   отношения   к   окружающей   среде,   осознание значимости концепции устойчивого развития;  формирование   умений   безопасного   и   эффективного   использования   лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления   научно   обоснованных   аргументов   своих   действий   путём   применения межпредметного анализа учебных задач. Предмет: Биология    Класс: 6 УМК:    учебник   Биология.   6   класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных   учреждений/ И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.: Вентана­Граф, 2013. Календарно­тематическое планирование  № Дата урока план факт Тема урока Домашнее задание Кол­ во час 1. 2. 3. 4. 1 (5) 2 (6) 3 (7) 4 (8) 5 (9) 6 (10) 7 (11) 8 (12) 9 (13) 1 (14) 2 (15) Наука о растениях – ботаника – 4 часа Царство Растения. Общая характеристика растений. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Клеточное   строение   растений.   Свойства   растительной клетки. Ткани растений 1 1 1 1 Органы растений ­ 9 часов Семя,   его   строение   и   значение.   Условия   прорастания семян Корень, его строение и значение Побег, его строение и развитие Лист, его строение и значение Стебель, его строение и значение «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» Цветок, его строение и значение. Соцветия.  Плод. Разнообразие и значение плодов Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» Основные процессы жизнедеятельности растений­ 6 часов Минеральное питание растений Воздушное питание растений — фотосинтез 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 П. 1, с.6 П.2, с.14 П.3, с. 17 П.4, с.21, с. 26  П.5, с.28 П. 6, с.34 П. 7, с.37 П. 8, с. 43 П. 9, с.48 П. 10, с.54 П.10 П.11, с. 66 П. 12, с.66 С.71 П.13, с.74 П. 14, с.78 3 (16) 4 (17) 5 (18) 6 (19) 1 (20) 2 (21) 3 (22) 4 (23) 5 (24) 6 (25) 7 (26) 8 (27) 9 (28) 1 (29) 2 (30) 3 (31) 1 (32) 2 (33) 3 (34) 4 (35) 1 1 1 1 1 Дыхание и обмен веществ у растений Размножение   растений: половое и бесполое Вегетативное размножение растений и его использование человеком Рост и развитие растений. Обобщение знаний по теме. Многообразие и развитие растительного мира­9 часов Систематика   растений,   её   значение   для   ботаники. Водоросли, их многообразие в природе Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение Плауны. Хвощи, папоротники Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение Отдел   Покрытосеменные.   Общая   характеристика   и значение. Семейства класса Двудольные Семейства класса Однодольные Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» 1 1 1 1 1 1 1 1 Природные сообщества­ 3 часа Понятие   о   природном   сообществе   —   биогеоценозе   и экосистеме Совместная жизнь организмов в природном сообществе 1 1 Смена природных сообществ и её причины 1 Итоговое повторение. Итоговый контроль­4 часа 1 1 1 1 Итоговое повторение Промежуточная (годовая) аттестация:тест Летние задания Итоговое занятие П. 15, с. 82 П.16 с. 86 П. 17, с. 91 П.18, с. 96, с.101 П. 19, 20, с. 104 П. 21, с. 113 П. 22, с. 113  П. 23, с. 122 П. 24, с. 126 П. 25, с. 132 П. 26, с. 138 П. 27, 28, с. 143 П. 29, с. 150, с. 155 П. 30, с.159 П.31,с.163,   сост. проект   –   отчет   об экскурсии П. 32, с.171 С.176 С.174

Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу  «Биология»  для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу  «Биология»  для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу  «Биология»  для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу  «Биология»  для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу  «Биология»  для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу  «Биология»  для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу  «Биология»  для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу  «Биология»  для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу  «Биология»  для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для 6 класса

Рабочая программа по учебному курсу  «Биология»  для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018