Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
10 кл
04.05.2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов среднего общего образования (профильный уровень) по биологии(Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с учетом программы среднего общего образования (профильный уровень) по биологии 10-11 классы. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Дополнена региональным компонентом и интегрированием в соответствии с письмом департамента образования и науки Тюменской области № 02596 от 18.04.2017 об обновлении содержания ряда учебных предметов в рамках реализации Комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования (приказ МОН РФ от 15.12.2016 №1598), а также поручения Губернатора Тюменской области о необходимости подготовки инженерно-технических кадров для развития региона.
Биология 10 профильный.docx
СОГЛАСОВАНО
Старший методист
____________Зуева О.Г.
30.08.2018
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ
СОГЛАСОВАНО
Методист
Карасульская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая Карасульской СОШ
__________ Гинтер Т.В.
30.08.2018г. Приказ №84/2
___________Юрова С.Н.
30.08. 2018г.
0302
п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область
Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология» 10 класс (агротехнологический)
на 20182019 учебный год
Составитель: учитель Завьялова М.Л.
п.Октябрьский
2018
1 Пояснительная записка.
Рабочая программа
по биологии 10 класса составлена в соответствии с
федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов среднего общего
образования (профильный уровень) по биологии(Приказ Министерства образования РФ от
5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования»), с учетом программы среднего общего образования (профильный
уровень) по биологии 1011 классы. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Дополнена
региональным компонентом и интегрированием в соответствии с письмом департамента
образования и науки Тюменской области № 02596 от 18.04.2017 об обновлении содержания
ряда учебных предметов в рамках реализации Комплекса мер, направленных на
систематическое обновление содержания общего образования (приказ МОН РФ от
15.12.2016 №1598), а также поручения Губернатора Тюменской области о необходимости
подготовки инженернотехнических кадров для развития региона.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс биологии на ступени среднего общего образования на профильном уровне
направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, её
системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих
биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой
природы.
Основу отбора содержания на профильном уровне составляет
знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и
умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе,
обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических
исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания
курса биологии в
старшей школе на профильном уровне составляют ведущие
системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая
организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии
курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид;
Экосистемы.
Предусмотрено учебное время для более широкого использования, наряду с уроком,
разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и
практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения биологии на ступени среднего
общего образования по биологии (профильный уровень). Согласно учебному плану в 2018
2019 учебному году филиал МАОУ Тоболовская СОШКарасульская средняя
общеобразовательная школа на изучение биологии в 10 профильном (агротехнологическом)
классе отводится 3 ч в неделю (102 часов за год).
Изучение биологии в средней школе на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:
освоение знаний обосновных биологических теориях, идеях и принципах,
являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о
методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии);
2
строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм); выдающихся
биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области
биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социальноэтическими,
экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические
исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно
оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую
информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв
процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения
экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования
биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при
проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и
ВИЧинфекции.
Учебнометодический комплект утвержден приказом заведующей филиалом МАОУ
Тоболовская СОШКарасульская средняя общеобразовательная школа от 30.05 2018
№65/2:
1. Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 11 классы
(профильный уровень). Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2011.
2. В. Б.Захаров, С. Г, Мамонтов, В.И. Сивоглазов. Общая биология. 10 11 классы
Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004.
3. Т. А. Козлова, Н. И. Сонин. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова и др.
«Общая биология», 1011 класс. М.: Дрофа, 2010.
Тематическое планирование
№
п/п
Раздел, тема
Количество
часов
Лабораторные
работы
В том числе
Практические
работы
Контрольные
Обобщающие
1
2
3
4
5
Биология как
наука. Методы
научного познания
Клетка
Организм
Итоговое
тестирование
Итого
4
42
55
1
102
5
2
7
4
11
15
Содержание тем учебного курса.
3
4
1
8
3 Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками1.Объект
изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Роль
биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной
картины мира.
Клетка (42 часа)
Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной
теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в
формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро и микроэлементы. Строение и функции молекул
неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.
Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций
частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции хромосом.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики
распространения вирусных заболеваний.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии
энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции
фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический
обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Матричный характер реакций биосинтеза.
Клетка – генетическая единица живого. Соматические и половые клетки. Жизненный
цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у
растений и животных.
Проведение биологических исследований:
наблюдение клеток растений и
животных под микроскопом; приготовление микропрепаратов, их изучение и описание;
опыты по определению каталитической активности ферментов; сравнительная
характеристика клеток растений, животных, грибов и бактерий, процессов брожения и
дыхания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза, развития половых клеток у
растений и животных.
Актуальная тематика для региона:
Меры профилактики распространения
бактериальных заболеваний в регионе (урок № 27). Проблема СПИДа в Тюменской области
(урок № 29). Вирусные заболевания среди учащихся школы (урок № 30).
Организм (55 часов).
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их
взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы,
паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение.
Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных.
Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов.
Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы
генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и
символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические
основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола.
1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню
подготовки выпускников.
4 Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов.
Генотип как целостная система.
Развитие знаний о генотипе. Геном человека.
Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости.
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость:
комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния
мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.
Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах
многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в
наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности
селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления.
Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование
человека, направленное изменение генома).
Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания; решение
генетических задач; построение вариационного ряда и вариационной кривой; выявление
источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), изменчивости у особей одного
вида; сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, оплодотворения у
цветковых растений и позвоночных животных, внешнего и внутреннего оплодотворения,
пород (сортов); анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в
биотехнологии.
Актуальная тематика для региона:Многообразие организмов Ишимского района (урок
№ 47). Проблема наркомании в области и районе (урок № 55). Меры защиты окружающей
среды от загрязнения мутагенами в регионе (урок № 86). Статистика наследственных
заболеваний в Тюменской области (урок № 89). Преобладающие сорта культурных
растений Ишимского района (урок № 96). Преобладающие породы домашних животных
Ишимского района (урок № 97).
Итоговое тестирование(1 час).
Клетка – основная структурная и функциональная единица живого. Обеспечение
клеток энергией, наследственная информация и реализация её в клетке Размножение и
развитие организмов. Основные закономерности наследственности и изменчивости.
Значение селекции и биотехнологии для сельского хозяйства и медицины.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория
наследственности); учений (Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения
культурных растений); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования
Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости); закономерностей
(изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом;
взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования
Г.Менделя); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни);
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов,
хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов;
одноклеточных и многоклеточных организмов);
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения
энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение,
5 хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных
животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных
животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов,
получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного
отбора;
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство
живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические
теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических
веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; наследственных и ненаследственных
изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и
функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и
темновых реакций фотосинтеза;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания;
описывать клетки растений и животных (под микроскопом); готовить и описывать
микропрепараты;
выявлять отличительные признаки живого (у отдельных организмов), источники
мутагенов в окружающей среде (косвенно);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий),
процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и
энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое
размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных;
внешнее и внутреннее оплодотворение; искусственный отбор) и делать выводы на
основе сравнения;
анализировать и оценивать этические аспекты современных исследований в
биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер
профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧинфекции) и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам,
поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).
6
Список дополнительной литературы:
1. Общая биология.1011 классы /Под ред. А.О.Рувинского,6е изд. М: Просвещение,
2004.
2. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3х т. – М: Мир,1987.
3. Биологический энциклопедический словарь.М: Советская энциклопедия,1986.
4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3х т.М: Мир,1990.
5. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. М.: Большая Российская
энциклопедия, 2003.
6. ИнгеВечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.М: Высшая школа,1989.
7. Кемп П., Армс К. Введение в биологию.М: Мир,1988.
8. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы.М: Высшая школа,1992.
9. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии:
Книга для
самообразования.М: Просвещение,1992.
10. Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы.
М.: Дрофа, 2004.
11. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни.М: Просвещение, 1994.
12. Нейфах А.А., Розовская Е.Р. Гены и развитие организма. –М: Наука, 1984.
13. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. М.: Дрофа, 2004.
14. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. М.: Дрофа, 2004.
Интернетресурсы по биологии и экологии:
1. http://bio.1september.ru
2. http://www.college.ru/biology
3. http://www.herba.msu.ru
4. http://www.biodat.ru
5. http://www.floranimal.ru
6. http://www.forest.ru
7. http://www.darwin.museum.ru
8. http://www.livt.net
9. http://plant.geoman.ru
10. http://learnbiology.narod.ru
11. http://www.nature.ok.ru
12. http://evolution.powernet.ru
График лабораторных и практических работ
№ п/п №
урока
Тема
1
2
3
4
5
11
19
24
25
28
«Опыты по определению
Лабораторная работа №1
каталитической активности ферментов».
Лабораторная работа №2 «Опыты по изучению плазмолиза и
деплазмолиза в растительной клетке».
Лабораторная работа №3 «Наблюдение клеток растений и
животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их
описание».
Лабораторная работа №4 «Приготовление и описание
микропрепаратов клеток растений».
Лабораторная работа №5 «Сравнительная характеристика
Дат
а
25.0
9
15.1
0
25.1
0
06.1
1
13.1
7 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
34
37
44
46
50
52
60
62
64
67
70
74
78
82
83
87
клеток растений, животных, грибов и бактерий».
Практическая работа №1 «Сравнение процессов брожения и
дыхания».
Практическая работа №2 «Сравнение процессов фотосинтеза
и хемосинтеза».
Практическая работа №3«Сравнение процессов митоза и
мейоза».
Практическая работа №4 «Сравнение процессов развития
половых клеток у растений и животных».
Практическая работа №5 «Сравнение процессов бесполого и
полового размножения».
Практическая работа №6 «Сравнение процессов
оплодотворения у цветковых растений и позвоночных
животных».
Практическая работа №7 «Составление схем скрещивания».
Практическая работа №8 «Решение генетических задач на
моногибридное скрещивание».
Практическая работа №9 «Решение генетических задач на
промежуточное наследование признаков».
Практическая работа №10 «Решение генетических задач на
дигибридное скрещивание».
Практическая работа №11«Решение генетических задач на
сцепленное наследование».
Практическая работа №12«Решение генетических задач на
наследование, сцепленное с полом».
Практическая работа №13«Решение генетических задач на
взаимодействие генов».
Лабораторная работа №6«Выявление изменчивости у особей
одного вида».
Лабораторная работа №7 «Изменчивость, построение
вариационного ряда и вариационной кривой».
Практическая работа №14 «Выявление источников мутагенов
в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных
последствий их влияния на собственный организм».
1
27.1
1
04.1
2
20.1
2
25.1
2
17.0
1
22.0
1
11.0
2
14.0
2
19.0
2
26.0
2
05.0
3
14.0
3
01.0
4
09.0
4
11.0
4
22.0
4
100 Практическая работа №15«Анализ и оценка этических
аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».
27.0
5
Актуальная тематика для региона:
Тема урока.
№ п/п №
урока
1.
2.
3.
4.
27 Меры профилактики распространения бактериальных
заболеваний в регионе.
Проблема СПИДа в Тюменской области.
29
30
Вирусные заболевания среди учащихся школы.
47 Многообразие организмов Ишимского района
Дата.
12.11
15.11
19.11
27.12
8 5.
6.
7.
8.
9.
Проблема наркомании в области и районе.
55
86 Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами в
29.01
18.04
89
96
97
регионе.
Статистика наследственных заболеваний в Тюменской области.
Преобладающие сорта культурных растений
Ишимского
района.
Преобладающие породы домашних животных Ишимского
района.
25.04
16.05
20.05
№ п/п №
урока
График контрольных работ
Контрольная работа
1
2
3
4
5
6
7
8
41
56
15
31
Контрольная работа №1 по теме «Химический состав клетки».
Контрольная работа №2 по теме «Строение клетки.
Прокариоты. Вирусы».
Контрольная работа №3 по теме «Обмен веществ и энергии в
клетке».
Контрольная работа №4 по теме «Размножение организмов.
Индивидуальное развитие организмов».
Контрольная работа №5 «Решение генетических задач».
80
92
Контрольная работа №6 по теме «Основы генетики».
101 Контрольная работа №7 по теме «Основы селекции».
102 Итоговая контрольная работа.
Дата
04.10
20.11
13.12
31.01
04.04
06.05
28.05
30.05
9 Дата
проведе
ния
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
Ф
я
а
м
е
у
р
и
н
а
л
П
03.0
9
а
к
о
р
у
№
1.
Тема урока
Инструктаж по
технике
безопасности.
Биология как
наука. Отрасли
биологии.
2.
04.0
9
Уровни
организации
живой материи.
3.
06.0
9
Биологические
системы.
Общие
признаки
биологических
систем.
Стандарт
Интегриру
Календарнотематическое планирование
Актуальная
тематика для
региона
емые
темы
биологическую
Знать:
связи биологии с другими
науками;
современную
терминологию и символику;
Уметь:
объяснять:
роль биологических
теорий, идей в формировании
современной естественнонаучной
картины мира,
научного
мировоззрения; единство живой и
неживой природы,
используя
биологические теории, законы и
правила;
осуществлять самостоятельный
поиск биологической информации
в различных источниках (учебных
текстах, ресурсах Интернета) и
применять ее в собственных
исследованиях.
Знать:
уровни организации живой
материи;
Уметь:
объяснять:
единство живой и
неживой природы, родство живых
организмов,
используя
биологические теории, законы и
правила;
осуществлять самостоятельный
поиск биологической информации
в различных источниках (учебных
текстах, ресурсах Интернета) и
применять ее в собственных
исследованиях.
Знать:
биологические системы, их
основные характеристики;
Уметь:
объяснять:
единство живой и
неживой природы, родство живых
организмов,
используя
биологические теории, законы и
правила;
выявлять отличительные признаки
живого (у отдельных организмов).
Виртуальная
образовательная
экскурсия: База
отдыха
«Верхний бор»;
ООО «Долина
Карабаш»,
рекреационно
оздоровительны
й комплекс;
Ишимский
район,
спортивно
туристический
комплекс
«Красная горка.
4.
10.0
9
Методы
познания
живой
природы.
Знать:
методы познания живой природы:
наблюдение, эксперимент,
измерение, моделирование,
описание, сравнение, исторический
метод;
Уметь:
р
о
т
а
к
и
ф
и
д
о
К
Э
Г
Е
)
(
1.1
2.1.1
2.1.2
Основные
понятия и
термины.
Цитология.
Генетика.
Экология.
Бактериология.
Микология.
Ботаника.
Зоология.
1.2
2.1.1
2.1.2
Органические
соединения.
Биополимеры.
Клетка. Ткань.
Орган.
Биологическая
система.
1.2
2.1.1
2.1.2
Биологическая
система.
Метаболизм.
Пластический
обмен.
Энергетический
обмен. Гомеостаз.
Репродукция.
Наследственность
. Изменчивость.
Рост и развитие.
Раздражимость.
1.1
2.1.1
2.1.2
Методы:
наблюдение и
10
описание,
сравнение,
эксперимент,
моделирование.
Исторический
метод. Контрольная работа по теме «Химический состав клетки».
1 вариант
Часть А (задания с одним правильным ответом)
1) Все ферменты являются:
а) углеводами б) липидами
в) аминокислотами
г) белками
2) Строительная функция углеводов состоит в том, что они:
а) образуют целлюлозную клеточную стенку у растений в) являются биополимерами
б) способны растворяться в воде г) служат запасным веществом животной клетки
3) Основная функция жиров в клетке:
а) транспорт веществв) входят в состав биологических мембран
б) ускорение химических реакцийг) двигательную функцию
4) Основной функцией углеводов в сравнении с белками является:
а) строительная
б) защитная
в) каталитическая
г) энергетическая
5)Какой углевод входит в состав нуклеотидов РНК?
а) рибоза
б) глюкоза
в) урацил
г) дезоксирибоза
6) К полимерам относятся:
а) крахмал, белок, целлюлоза в) целлюлоза, сахароза, крахмал
б) белок, гликоген, жир г) глюкоза, аминокислота, нуклеотид.
7) К макроэлементам относятся:
а) C, H, O, S,
в) H, O, C, Fe, K, I
б) H, O, C, N
г) Са, , S, P, Cl, Mg
8) Ученый, открывший клетку:
в) Т. Шванн
б); Р.Броун
9)Что включает в себя процесс диссимиляции:
а) Р.Гук;
г) М. Шлейден
а) синтез органических веществ с поглощением энергии;
б) распад органических веществ с выделением энергии?
10)В какой стадии фотосинтеза образуется кислород:
а) темновой;
в) постоянно
б) световой;
г) промежуточной?
11)Что происходит с АТФ в световой фазе фотосинтеза:
а) синтез;
б) расщепление?
12)Какова функция ДНК в синтезе белка?
а) самоудвоение;
в) синтез тРНК и рРНК б) матрица для синтеза белка
г) транскрипция;.
13) Где протекает подготовительный этап энергетического обмена?
а) в пищеварительном тракте
в) в ядре
б) в митохондриях
г) в цитоплазме.
14) Сколько молекул АТФ образуется в результате расщепления одной молекулы глюкозы в
кислородном этапе энергетического обмена?
а) 2
б) 12
в) 36
г) 38
15) Где протекает транскрипция?
а) на рибосомах
в) в ядре
б) в митохондриях
г) в цитоплазме.
Часть В.
1.Задание с выбором нескольких правильных ответов
В состав молекулы ДНК входит
А) фосфорная кислота
Г) дезоксирибоза
Б) аденин
Д) урацил
В) рибоза
Е) катион железа
2. Установите соответствие между функцией соединения и биополимером, для которого она
характерна. В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого
столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.
Функции биополимеров
1) образование клеточных стенок
2) транспортировка аминокислот
3) хранение наследственной информации
4) служит запасным питательным веществом
5) обеспечивает клетку энергией
Биополимер
А) полисахарид
Б) нуклеиновая кислота
1
2
3
4
5
Часть С
11 1)Дайте определения понятиям «полимер», «ген», «ассимиляция», «фотосинтез», «транскрипция».
2)Что происходит в световую и темновую фазы фотосинтеза?
12 Контрольная работа по теме «Химический состав клетки».
2 вариант
Часть А (задания с одним правильным ответом)
1) Мономером белка является:
а) глюкоза,
в) жирная кислота
б) аминокислота
г) нуклеотид.
2) Важную роль в жизни клетки играют липиды, так как они:
а) являются ферментами
б) поддерживают постоянную среду в клетке
в) служат источником энергии
г) растворяются в воде.
3) Какие пары нуклеотидов образуют водородные связи в молекуле ДНК?
б) аденин и цитозин
а) аденин и тимин
в) гуанин и тимин
урацил
4) Защитная функция белков проявляется в том, что они:
г)
аденин и
а) подвергаются разрушению
б) участвуют в построении клетки
в) служат антителами
г) транспортируют газы
5) Какое запасное питательное вещество, служит энергетическим резервом клетки?
а) крахмал
б) аминокислотав) нуклеиновая кислота
г) полисахарид хитин
6) К мономерам относятся:
а) крахмал, белок, целлюлоза
б) белок, гликоген, жир
в) целлюлоза, сахароза, крахмал
г) глюкоза, аминокислота, нуклеотид
7) К биогененным элементам относятся:
а) C, H, O, S,
в) H, O, C, Fe, K, I
б) H, O, C, N
г) Са, , S, P, Cl, Mg
8) Основное положение клеточной теории сформулировали:
а) Дж.Уотсон и Ф.Крик; в) Р.Броун и Р.Гукб) Р.Броун и Р.Вирхов; г) Т.Шванн и М. Шлейден
9) Что включает в себя процесс ассимиляции:
а) синтез органических веществ с поглощением энергии;
б) распад органических веществ с выделением энергии?
10)При расщеплении какого соединения выделяется свободный кислород при фотосинтезе:
а) СО2;
б) Н 2О;
11) Чему соответствует триплет иРНК:
в) АТФ г) глюкозы?
а) аминокислоте;
в) нуклеотиду
б) белку
12)Какие компоненты клетки непосредственно участвуют в биосинтезе белка:
а) рибосомы;
в) ядерная оболочка;
б) ядрышко;
13) Где протекает бескислородный этап энергетического обмена?
г) моносахариду?
г) хромосомы?
а) в митохондриях
в) в ядре
б) в пищеварительном тракте
г) в цитоплазме.
14) Сколько молекул АТФ образуется в результате полного окисления одной молекулы глюкозы?
а) 2
б) 12
в) 36
г) 38
15) Где протекает трансляция?
а) на рибосомах
в) в ядре
б) в митохондриях
г) в цитоплазме.
Часть В.
1.Задание с выбором нескольких правильных ответов.
В состав молекулы РНК входит
А)рибоза
Г) дезоксирибоза
Б) гуанин
Д) аминокислота
В) катион магния
Е) фосфорная кислота
2. Установите соответствие между функцией соединения и биополимером, для которого она
характерна. В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого
столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.
Функции биополимеров
1) хранение наследственной информации
2) образование новых молекул путем самоудвоения
3) ускорение химических реакции
4) является обязательным компонентом мембраны клетки
5) обезвреживание антигенов
1
2
3
4
5
Биополимер
А) белок
Б) ДНК
13 Часть С
1) Дайте определения понятиям: «мономер», «генетический код», «трансляция», «метаболизм»,
«диссимиляция».
2) Охарактеризуйте этапы энергетического обмена в клетке.
Ответы;
1
г
1 в
б
2 в
1 вариант В1: а,б,г В2: А: 1,4,5 Б: 2,3
2 вариант В1: а,б,е В2: А: 3,4,5 Б: 1,2
10
б
б
11
а
а
12
г
а
4
г
в
5
а
а
6
в
г
7
г
б
2
а
в
3
в
а
8
а
г
9
б
а
13
а
б
14
в
г
15
в
а
Контрольная работа по теме «Строение клетки. Прокариоты. Вирусы».
Вариант 1.
I. Описать органоиды клетки (рибосомы, комплекс Гольджи) по плану:
Химический состав
а) Строение
б)Функции
Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы,
II.
соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида).
Органоиды
Характеристики
1. Плазматическая мембрана
2. Ядро
3. Митохондрии
4. Пластиды
5. Рибосомы
1) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение
реакций в клетке
2) Синтез белка
3) Фотосинтез
4) Движение органоидов по клетке
5) Хранение наследственной информации
6) Немембранные
7) Синтез жиров и углеводов
8) Содержит ДНК
9) Одномембранные
10) Обеспечение клетки энергией
11) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение
12) Движение клетки
13) Двухмембранные
14) Связь клетки с внешней средой
15) Управление делением ядра
16) Есть только у растений
17) Есть только у животных
III. Уберите лишнее.
Рибосомы, лизосомы, клеточный центр, жгутик, ресничка.
IV. Заполните пробелы, пользуясь подсказками в скобках. .....................+.....................
+.......................=……………..
(цитоплазма, гиалоплазма, органоиды, включения)
V. Выберите правильный ответ.
1. Фотосинтез происходит:
А) в хлоропластах
В) в лейкопластах
Б) в вакуолях
Г) в цитоплазме
2. Образование РНК происходит:
А) в ЭПС
Б) в ядре
В) в комплексе Гольджи
Г) в цитоплазме
3. Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, содержатся:
А) в рибосомах Б) в лизосомах В) в цитоплазме Г) в ЭПС
4. Жиры и углеводы образуются:
А) в рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) в вакуолях Г) в цитоплазме
5. Белки, образуются:
А) в рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) включения
Г) в цитоплазме
VI.Определите, правильно ли данное высказывание (да — нет),
1. Комплекс Гольджи — это часть ЭПС.
2. Рибосомы образуются в ядре.
14 3. ЭПС всегда покрыта рибосомами.
4. Включения — это постоянные образования
клетки.
5. Клеточной стенки нет только у животных.
6. У растений нет центриолей.
7. Жгутики и реснички не различаются по функциям.
8. Пластиды отличаются от митохондрий наличием ДНК.
VII. Ответьте на вопросы:
1. Какие организмы называют автотрофными, гетеротрофными, симбиотическими?
2. Как и насколько интенсивно размножаются бактерии?
Контрольная работа по теме «Строение клетки. Прокариоты. Вирусы».
Вариант 2.
I. Описать органоиды (митохондрии, клеточный центр) по плану.
а) Функции
б) Строение
в) Химический состав
II.Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы,
соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида).
Органоиды
1. ЭПС
2. Клеточный центр
3. Комплекс Гольджи
4. Лизосомы
5. Жгутики и реснички
Характеристики
1) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в
клетке
2) Синтез белка
3) Фотосинтез
4) Движение органоидов по клетке
5) Хранение наследственной информации
6) Немембранные
7) Синтез жиров и углеводов
8) Содержит ДНК
9) Одномембранные
10) Обеспечение клетки энергией
11) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение
12) Движение клетки
13) Двухмембранные
14) Связь клетки с внешней средой
15) Управление делением ядра
16) Есть только у растений
17) Есть только у животных
III.Уберите лишнее.
Ядро, митохондрия, комплекс Гольджи, пластиды
IV. Заполните пробелы, пользуясь подсказками в скобка.
................+.................+..................=....................
(лейкопласты, пластиды, хромопласты, хлоропласты)
V. Выберите правильный ответ:
1. Накопление крахмала происходит:
А) в хлоропластах
Б) в включенияхВ) в лейкопластах
Г) в цитоплазме
2. Образование рибосом происходит:
А) в ЭПС
Б) в ядре
В) в комплексе Гольджи
Г) в цитоплазме
3. Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, синтезируются:
А) на рибосомах
Б) на лизосомах
В) на клеточном центре
Г) на комплексе Гольджи
15 4. Жиры и углеводы накапливаются:
А) в рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) в вакуолях
5. Белки, жиры и углеводы накапливаются про запас:
Г) в цитоплазме
А) в рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) в лизосомах Г) в цитоплазме
VI. Определите, правильно ли данное высказывание (да нет)
1. ЭПС — это часть комплекса Гольджи.
2. Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.
3. Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.
4. Включения — это непостоянные образования клетки.
5. Клеточная стенка есть только у растений.
6. У растений нет клеточного центра.
7. Жгутики и реснички различаются по функциям.
8. Митохондрии отличаются от пластид наличием ДНК
VII. Ответьте на вопросы:
1. В чем различие фототрофных и хемотрофных организмов по способу питания?
2. В чем заключается пастеризация и стерилизация как меря борьбы с бактериями? Что такое антибиотики?
Вариант 1 Вариант 2
II.
II.
Ответы:
1 9,14
2 5, 8,13,15
3 8, 10, 12
4 4 3, 8, 13,16
5 5 2, 6
III. – лизосома
IV – гиалоплазма + органоиды + включения
= цитоплазма
V. 1 – А2 А3 Б4 Б5 А
VI 1да2 нет3 нет4 нет5да6да7да8нет
1 1, 7
2 6,16
3 9,
4 9, 11,17
5 6,12
III. – пластиды
IV – лейкопласты + хлоропласты + хромопласты
= пластиды
V. 1 – В2 Б3 А4 Б5 Б
VI 1да2 да3 да4 да5да6да7нет8нет
Контрольная работа по теме «Обмен веществ и энергии в клетке».
Вариант 1
Задание1. Тест «Один из четырех»:
1. В синтезе АТФ не участвует такая структура клетки, как:
А – цитоплазма
Б – ядро
В – митохондрии
Г – хлоропласты
2. Анаэробным гликолизом называется:
А – совокупность всех реакций энергетического обмена
Б – бескислородное расщепление глюкозы
В – окислительное фосфолирирование
Г – расщепление АТФ
3. Конечные продукты кислородного окисления органических веществ – это:
В – вода и углекислый газ
Г – АТФ и кислород
А – АТФ и вода
Б – кислород и углекислый газ
4. Энергия окисления глюкозы идет на:
А – образование кислорода
Б – распад молекул – переносчиков водорода
В – синтез АТФ, а затем используется организмом
Г – синтез углеводов
5. В процессе энергетического обмена не образуется:
А – гликоген
Б – вода
6. Аэробный гликолиз идет:
А – в цитоплазме
Б – в митохондриях
В – углекислый газ
Г – АТФ
В – в пищеварительной системе
Г– на рибосомах 7. Исходным материалом для фотосинтеза служит:
А – кислород и углекислый газ
Б – вода и кислород
В – углекислый газ и вода
Г – углеводы
8. Энергия возбужденных электронов в световой стадии фотосинтеза используется для:
В – синтеза белков
Г – расщепления углеводов
А – синтеза АТФ
Б – синтеза глюкозы
9. Фотолизом воды называется реакция:
10. В световой фазе фотосинтеза не происходит:
А – 4Н+ + е + О2 = 2Н2О
Б – 6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6
А – образования глюкозы
Б – фотолиз воды
В 2Н2О = 4Н+ + 4е + О2
Г С6Н12О6 = СО2 + Н2О
В – синтез АТФ
Г – образования НАДФ∙Н
11. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуется:
А – углекислый газ и кислород
Б – глюкоза, АТФ, кислород
В – хлорофилл, вода, кислород
Г – углекислый газ, АТФ, кислород
12. Транскрипция – это процесс:
А – синтеза иРНК на одной из цепей ДНК
Б – удвоение ДНК
В – считывания информации с иРНК
Г – присоединения тРНК к аминокислоте
13. Синтез белков на рибосомах происходит у:
А – всех существующих организмов
Б – всех, кроме грибов
В – всех, кроме прокариот
Г – растений и животных
14. Главным событием интерфазы является:
А – мутационный процесс
Б – удвоение наследственного материала
В – деление ядра клетки
Г – сокращение наследственного материала вдвое
15. Из перечисленных ниже клеток митозом не делятся:
А – оплодотворенные яйцеклетки
Б – споры
16. Кислород в процессе дыхания поглощают:
А – животные
Б – растения
17. К пластическому обмену относится:
А – анаэробный гликолиз
Б – биосинтез белков
В – сперматозоиды
В – клетки эпителия
В – анаэробные бактерии
Г – А+Б
В – биосинтез жиров
Г – Б+В
Задание2. Соотнесите результаты, возникающие при энергетическом обмене и фотосинтезе.
Процессы
1) Фотосинтез
2) Энергетический обмен
Результаты процесса
А) синтез глюкозы
Б) выделение кислорода
В) распад глюкозы
Г) поглощение кислорода
Д) протекает в митохондриях
Е) протекает в хлоропластах
А Б В
Г Д Е
Задание 3. Установите правильную последовательность процессов биосинтеза белка.
А) Синтез иРНК на ДНК
Б) Репликация ДНК
В) Выход иРНК в цитоплазму
Г) Образование полипептида и его отрыв от рибосомы
Д) Присоединение аминокислот к тРНК
Е) Взаимодействие тРНК с иРНК
Задание 4. Определите первичную структуру белка, закодированного в левой цепи гена, если участок его
правой цепи имеет следующую последовательность нуклеотидов:
ГАТАТТТАЦГЦА Задание 5. Охарактеризуйте автотрофный тип питания живых организмов. (Что используют в качестве
источника энергии; на какие группы делятся; примеры живых организмов).
Контрольная работа по теме «Обмен веществ и энергии в клетке».
Вариант 2
Задание1.Тест «Один из четырех»
1. В синтезе АТФ участвует такая структура клетки, как:
А – рибосома
Б – ядро
В – митохондрии
Г – лизосома
2. Аэробным гликолизом называется:
А – совокупность всех реакций энергетического обмена
Б – бескислородное расщепление глюкозы
В – кислородное расщепление глюкозы
Г – расщепление АТФ
3. Конечным продуктом бескислородного окисления органических веществ является:
А – АТФ и вода
Б – кислород и углекислый газ
4. В процессе анаэробного гликолиза синтезируется
А – 2 молекулы АТФ
Б 4 молекулы АТФ
5. Кислород выделяется в:
А – темновой фазе фотосинтеза
Б – световой фазе фотосинтеза
6. Анаэробный гликолиз идет:
А – в цитоплазме
Б – в митохондриях
7. В процессе энергетического обмена не образуется:
В – вода и углекислый газ
Г – пировиноградная кислота
В 36 молекул АТФ
Г 38 молекул АТФ
В – анаэробном гликолизе
Г – аэробном гликолизе
В – в пищеварительной системе
Г – на рибосомах
А – гликоген
Б – вода
В – углекислый газ
Г – АТФ
8. Реакции фотосинтеза, для которых свет действительно необходим – это:
А – поглощение углекислого газа
Б – синтез глюкозы
9. Фотолиз воды осуществляется:
В – синтез АТФ и НАДФ∙Н
Г – образование крахмала
А – в световой фазе фотосинтеза
Б в темновой фазе фотосинтеза
В – при анаэробном гликолизе
Г – при аэробном гликолизе
10. Последовательность аминокислот в молекулах гемоглобина коровы и человека:
А – не отличаются
Б – отличия есть
11. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуется:
В – принципиально другая структура
Г – разные аминокислоты
А – углекислый газ и кислород
Б – глюкоза, АТФ, кислород
12. Редупликация – это процесс:
А – синтеза иРНК на одной из цепей ДНК
Б – удвоение ДНК
13. Синтез белков происходит:
А – на рибосомах
Б – в митохондриях
14. Период между двумя делениями клетки называется:
А – анафаза
Б – телофаза
В – хлорофилл, вода, кислород
Г – углекислый газ, АТФ, кислород
В – считывания информации с иРНК
Г – присоединения тРНК к аминокислоте
В – в ядре
Г – на лизосомах
В – профаза
Г – интерфаза
15. В результате митоза из одной клетки:
А – образуются две дочерние клетки – точные копии материнской
Б – образуются клетки с половинным набором хромосом
В – образуются две разные клетки
Г – образуются четыре дочерние клетки – точные копии материнской
16. К автотрофам относятся:
А – животные
Б – растения
В – анаэробные бактерии
Г – А+Б 17. Сколько молекул глюкозы необходимо расщепить без участия кислорода, чтобы получить 18 молекул
АТФ
А – 18
Б – 36
В – 9
Г – 27
Задание 2. Установите соответствие между процессом и местом, в котором он происходит.
Процесс
транскрипция
трансляция
репликация ДНК
присоединение аминокислот к тРНК
1.
2.
3.
4.
5. синтез АТФ
Место
А) Митохондрии
Б) Рибосома
В) Ядро
Г) Цитоплазма
1
2
3
4
5
Задание 3. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза
А) фотолиз воды
Б) синтез глюкозы
В) синтез АТФ
Г) распад АТФ
Д) фотон выбивает электрон из молекулы хлорофилла
Е) выделение кислорода
Задание 4. Определите первичную структуру белка, закодированного в левой цепи гена, если участок его
правой цепи имеет следующую последовательность нуклеотидов:
ТГТТАТЦААЦГТ
Задание 5.
Охарактеризуйте гетеротрофный тип питания живых организмов.
Ответы
Задание1
1В
6Б
11Б
16Г
2Б
7В
12В
17Г
Вариант 1
3В
8Б
13А
4В
9В
14Б
5А
10В
15В
Задание 2
А Б
1
1
Задание 3
Б А В
В
2
Г
2
Д Е
1
2
Д Е
Г
Задание1
1В
6А
11Б
16А
2В
7А
12Б
17Б
2
Б
3
В
Задание 2
1
Г
Задание 3
Д В А Е Г Б
5
А
4
Г
Вариант 2
3Г
8В
13А
4А
9А
14Г
5Б
10В
15А
Контрольная работа по теме «Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов».
Вариант1.
Задание №1. Выберите одно правильное утверждение.
1. Период интерфазы, в течение которого происходит удвоение ДНК:
а) пресинтетический
в) синтетический
б) постсинтетический
г) гетеросинтетический
2. Жизненный цикл соматической клетки состоит из:
а) мейоза и интерфазы
в) митоза и интерфазы
б) митоза и мейоза
г) редукционного деления и интерфазы
3.Фаза митоза, во время которой происходит разделение сестринских хроматид и их превращение в дочерние
хромосомы:
4. Фаза митоза, во время которой нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом:
б) телофаза
б) телофаза
в) метафаза
в) метафаза
г) анафаза
г) анафаза
а) профаза
а) профаза
5.В результате мейоза из одной диплоидной клетки образуются: а) две диплоидные клетки
в) четыре гаплоидные клетки
б) четыре диплоидные клетки
г) две гаплоидные клетки
6. Конъюгация гомологичных хромосом происходит во время:
б) профазы I мейоза
г) метафазы I мейоза
а) метафазы II мейоза
в) профазы II мейоза
7. В гаметогенезе мейоз соответствует периоду:
а) размножения б) ростав) созревания
г) формирования
8. Постоянство числа хромосом во всех клетках организма обеспечивает:
а) мейозб) митоз
в) амитоз
г) партеногенез
9.Процесс образования мужских половых клеток у животных и человека:
а) митозб) амитоз
в) сперматогенез
г) овогенез
10. Запасающая ткань эндосперма семени цветковых растений имеет набор хромосом:
а) тетраплоидный
в) диплоидный
б) гаплоидный
г) триплоидный
11.Особенность дробления по сравнению с митозом в тканях взрослого организма:
а) низкая скорость
в) увеличение числа клеток
12.Стадия однослойного зародыша:
а) гаструла
б) бластула
13. Развитие с метаморфозом происходит у:
а) паукасеребрянки
в) домовой мыши
б) отсутствие роста между делениями
г) деление клеток амитозом
в) морула
г) нейрула
б) прудовой лягушки
г) прыткой ящерицы
14.Из наружного зародышевого листка (эктодермы) в эмбриогенезе у ланцетника развиваются:
а) кожные покровы, нервная система и органы чувств
б) органы пищеварения и органы дыхания
в) скелет и мускулатура, органы кровообращения
г) органы дыхания, кровообращения и выделения
15.Последовательность стадий митоза следующая:
а) профаза, анафаза, телофаза, метафаза
б) профаза, телофаза, метафаза, анафаза
в) профаза, метафаза, анафаза, телофаза
г) профаза, метафаза, телофаза, анафаза
16.В анафазе митоза происходит:
а) выстраивание хромосом по экватору клетки и прикрепление нитей веретена деления к цетромерам
б) спирализация хромосом, состоящих из двух хроматид, расхождение центриолей и формирование веретена
деления, растворение ядерной оболочки
в) расхождение хроматид к полюсам клетки
г) деспирализация хромосом. Восстановление ядерной оболочки, цитокинез.
Задание №2. В каждом номере выберите по 3 правильных утверждения.
А. В интерфазу клеточного цикла происходят процессы:
1) образование ядерной оболочки,
2) растворение ядерной оболочки,
3) образование белковферментов,
Б.Особенности характерные для мейоза:
1) две дочерние клетки,
2) четыре дочерние клетки,
3) одно деление,
В.Особенности характерные для сперматогенеза:
1) происходит у женских особей,
2) происходит у мужских особей,
3) образуется одна клетка,
Задание № 3.Подберите соответствия приведённым понятиям.
1. Способы бесполого размножения у организмов.
А) простое деление:_______
Б) почкование:___________
4) удвоение ДНК,
5) удвоение клеточного центра,
6) образование АТФ.
4) два деления,
5) диплоидные дочерние клетки,
6) гаплоидные дочерние клетки.
4) образуется четыре клетки,
5) гамета крупная,
6) гамета мелкая.
1) полип гидра,
3) амёба,
2) инфузория,
4) дрожжевые грибы.
2. События онтогенеза и их характеристика.
А) эмбриональный период:____________ Б) постэмбриональный период:________
1) старение и естественная смерть,
2) гистогенез и органогенез,
3) полный метаморфоз,
3. Зародышевые листки и их производные.
4) неполный метаморфоз,
5) образование однослойного зародыша,
6) образование двухслойного зародыша.
А) эктодерма:__________________
Б) энтодерма:__________________
В) мезодерма:__________________
1) скелетная мускулатура
2) поджелудочная железа и печень
3) эпителий кожи
4) эмаль зубов
5) соединительная ткань
6) эпителий лёгких.
Контрольная работа по теме «Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов».
Вариант 2.
Задание № 1.Выберите одно правильное утверждение.
1.Период интерфазы, в течение которого происходит накопление предшественников нуклеиновых кислот и
белков, запасание энергии, повышается активность ферментов, участвующих в биосинтезе ДНК:
а) пресинтетический
в) синтетический
б) постсинтетический
г) гетеросинтетический
2. Фаза митоза, во время которой происходит разрушение ядерной оболочки:
3. Фаза митоза, во время которой происходит формирование новых ядер у полюсов клеток:
4. Период жизненного цикла клетки, в течение которого происходит подготовка к делению:
а) профаза
а) профаза
а) профаза
б) телофаза
б) телофаза
б) телофаза
в) метафаза
в) метафаза
в) анафаза
г) анафаза
г) анафаза
г) интерфаза
5.В результате митоза из одной диплоидной клетки образуются:
а) две диплоидные клетки
в) четыре гаплоидные клетки
б) четыре диплоидные клетки
г) две гаплоидные клетки
6. Обмен участками гомологичных хромосом происходит во время:
а) метафазы митоза
в) профазы II мейоза
б) профазы I мейоза
г) метафазы I мейоза
7. Независимое расхождение гомологичных хромосом и случайная комбинация негомологичных хромосом
происходят во время:
а) метафазы митоза
в) анафазы I мейоза
8. Процесс образования женских половых клеток:
б) анафазы митоза
г) анафазы II мейоза
а) митоз
б) амитоз
в) сперматогенез
г) овогенез
9. Источником развития особи, обладающей комплексом признаков только одного из родителей, является:
а) мужская гамета
в) женская гамета
б) зигота
г) соматическая клетка
10. Эндосперм семени голосеменных имеет набор хромосом:
а) тетраплоидный
в) диплоидный
б) гаплоидный
г) триплоидный
11.Биологический механизм, обеспечивающий быстрое увеличение числа клеток при заживлении резаной
раны кожи:
а) мейоз
б) амитоз
в) митоз
г) миграция клеток
12.Способом полового размножения многоклеточных организмов является:
а) партеногенез
в) спорообразование
б) почкование
г) черенкование
13. Стадия эмбрионального развития, на которой зародыш представляет собой двухслойную структуру:
а) бластула
б) нейрула
14.Процесс индивидуального развития организма:
а) филогенез
б) клеточный цикл
15. Последовательность фаз митоза следующая:
а) профаза, телофаза, анафаза, метафаза
б) профаза, метафаза, телофаза, анафаза
в) профаза, метафаза, анафаза, телофаза
г) профаза, телофаза, метафаза, анафаза
16. В метафазе митоза происходит:
в) морула
г) гаструла
в) онтогенез
г) эмбриогенез а) выстраивание хромосом по экватору клетки и прикрепление нитей веретена деления к центромерам;
б) спирализация хромосом, расхождение центриолей и формирование веретена деления, растворение ядерной
оболочки;
в) деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки;
г) спирализация хромосом, восстановление ядерной оболочки, цитокинез.
Задание № 2. В каждом номере выберите по три правильных утверждения:
А. В интерфазу клеточного цикла происходят процессы:
1) образование ядерной оболочки
2) растворение ядерной оболочки
3) образование белковферментов
4) удвоение ДНК
5) удвоение клеточного центра
6) образование АТФ
Б. Особенности, характерные для мейоза:
1) две дочерние клетки
2) четыре дочерние клетки
3) одно деление
4) два деления
5) диплоидные дочерние клетки
6) гаплоидные дочерние клетки
В. Особенности, характерные для сперматогенеза:
1) происходит у женских особей
2) происходит у мужских особей
3) образуется одна клетка
4) образуется четыре клетки
5) гамета крупная
6) гамета мелкая
Задание № 3. Подберите соответствия приведённым понятиям:
1.Вегетативное размножение у растений, осуществляется при помощи специальных органов (с примерами)
3) гладиолус
4) нарцисс
5) тюльпан
6) ландыш
А) луковицы:_____________
Б) корневища:____________
1) лук
2) пырей
2.Характеристика гамет:
А) сперматозоиды:______________
Б) яйцеклетка:__________________
1) неподвижность
2) активная подвижность
3) содержат Х или Y хромосому
4) запас питательных веществ отсутствует
5) содержат Ххромосому
6) запас питательных веществ в цитоплазме (желток)
3. Морфологические признаки зародыша на ранних стадиях развития:
А) гаструла:__________________________
Б) нейрула:___________________________
1) эктодерма
2) энтодерма
3) мезодерма
4) хорда
5) нервная пластинка
6) бластопор (первичный рот) Вариант 1
3г
7в
11б
15в
4в
8б
12б
16в
Задание №1
1в
5в
9в
13б
2в
6б
10г
14а
Задание №2
А – 346
Б – 246
В 246
Задание №3
1) А23 Б14
2) А256 Б134
3) А34 Б26 В15
Ответы
Задание №1
1б
5а
9г
13г
2а
6б
10б
14в
Задание №2
А 346
Б – 246
В 246
Задание №3
1)А1435 Б 26
2)А234 Б156
3)А126 Б345
Вариант 2
3б
7в
11б
15в
4г
8г
12а
16а
Контрольная работа «Решение генетических задач».
Вариант1
Задача №1. Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое
потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое
потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?
Ответ: При скрещивании чистопородного черного быка с красными коровами все потомство будет черного
цвета. При скрещивании между собой гибридов F1 в их потомстве (F2) будет наблюдаться расщепление: 3/4
особей будет черного цвета, 1/4 – красного.
Задача №2. Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Ххромосомой, признак.
Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все ее предки были здоровы). У них родилась
здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребенка от брака этой дочери со
здоровым мужчиной.
Ответ:Вероятность рождения больного гемофилией ребенка – 25% (50% мальчиков будут страдать этим
заболеванием).
Задача №3. Одна из пород кур отличается укороченными ногами – доминантный признак (такие куры не
разрывают огороды). Этот ген влияет также на длину клюва. При этом у гомозиготных по доминанте цыплят
клюв так мал, что они не могут вылупиться из яйца и погибают. В инкубаторе хозяйства, разводящего только
коротконогих кур (длинноногие куры не допускаются до размножения и отправляются на продажу),
получено 3000 цыплят. Сколько среди них было коротконогих?
Ответ: То есть коротконогих особей было 2/3 от всего выжившего потомства – примерно 2000 штук.
Задача №4. Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определить
вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины.
Кроссинговер отсутствует.
Ответ: В первом случае 50% детей будут иметь обе аномалии, 50% – будут здоровы. Во втором – половина
детей будет болеть элиптоцитозом, половина – катарактой.
Контрольная работа «Решение генетических задач».
Вариант 2
Задача № 1. Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. В парниках
высажена рассада, полученная из гибридных семян. 31750 кустов имели плоды грушевидной формы, а 92250
– круглой. Сколько было среди выросших кустов гетерозиготных растений?
Ответ: Гетерозиготных растений было примерно 62500.
Задача №2. Перепончатопалость передается через Yхромосому. Определить возможные фенотипы детей от
брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.
Ответ: Все девочки будут здоровы, а мальчики будут перепончатопалыми.
Задача №3. У дрозофилы ген i является рецессивным, сцепленным с Ххромосомой, и летальным. Каково
будет соотношение полов в потомстве от скрещивания гетерозиготной по этому гену самки с нормальным
самцом?
Ответ: В потомстве следует ожидать соотношения полов 2:1 (75% самок и 25% самцов), так как 25% особей
(половина самцов) погибнет от действия летального гена. А) скрещивание и искусственный отбор;
Б) естественный отбор;
В) борьба за существование.
4.При искусственном отборе формируются признаки, полезные:
А) виду;
Б) человеку;
В) породе.
5.К методам селекции, используемым при одомашнивании животных, относят:
А) гибридизацию;
Б) индивидуальный отбор;
В) естественный отбор.
6.Сущность явления гетерозиса, используемого в селекции, составляет:
А) гетерозиготность гибридов;
Б) кратное увеличение числа хромосом;
В) изменение генофонда сорта или породы.
7. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:
А) скрещивают чистые линии;
Б) кратно увеличивают набор хромосом в клетках;
В) уменьшают набор хромосом в клетках.
8. У растений чистые линии получают путем:
А) перекрестного опыления;
Б) межвидовой гибридизации;
В) самоопыления.
9.При получении чистых линий у растений снижается жизнеспособность особей, так как:
10.Знания центров происхождения культурных растений используются селекционерами при:
А) увеличивается число доминантных мутаций;
Б) уменьшается число мутаций;
В) рецессивные мутации переходят в гомозиготное состояние.
А) подборе исходного материала для получения нового сорта;
Б) определении числа мутантных генов у сорта;
В) изучении дрейфа аллельных генов в популяциях.
Задача №4. Доминантные гены катаракты, элиптоцитоза и многопалости расположены в первой аутосоме.
Определить возможные фенотипы детей от брака женщины, больной катарактой и элиптоцитозом (мать ее
была
(мать его имела нормальную кисть).
Ответ: 25% детей будут болеть катарактой, элиптоцитозом и многопалостью, 25% – будут здоровы, по 25%
– катарактой и элиптоцитозом или многопалостью.
с многопалым мужчиной
здорова),
Контрольная работа по теме «Основы селекции».
Вариант №1
1.Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате
искусственного отбора это
А) вид;
В) сорт.
2.Какой из перечисленных методов используется в селекции растений и животных:
В) скрещивание организмов.
Б) порода;
А) отбор по экстерьеру;
Б) получение полиплоидов;
3.Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных:
11.Отрасль хозяйства, которая производит различные вещества на основе использования
микроорганизмов, клеток и тканей других организмов
Б) биотехнология;
В) микробиология.
А) бионика;
12.Выращиванием на питательных средах из отдельных клеток биомассы женьшеня занимается:
А) генная инженерия;
Б) микробиология;
В) клеточная инженерия.
13.Селекционеры используют методы клеточной инженерии с целью получения:
А) эффективных лекарственных препаратов;
Б) гибридных клеток и выращивания из них гибридов;
В) кормового белка для питания животных.
14.Наука о создании новых и улучшении существующих сортов, пород и штаммов называется:
А) цитологией;
Б) микробиологией;
В) селекцией.
15.Гибридизация, помогающая перевести рецессивные гены в гомозиготное состояние, называется:
А) аутбридинг;
В) неродственной.
16.Закон гомологических рядов наследственной изменчивости организмов сформулировал:
В) И.В. Мичурин.
Б) близкородственной;
Б) В.И. Вернадский;
А) Н.И. Вавилов; Контрольная работа по теме «Основы селекции».
1.Искусственно выведенную человеком группу животных называют:
А) породой;
Вариант №2
Б) видом;
2.Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов:
А) выращиванием растений на удобренных почвах;
Б) с помощью вегетативного размножения отводками;
В) скрещиванием растений разных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками.
3.Искусственный отбор – сохранение человеком организмов с интересующими его признаками в
течение ряда поколений – способствует появлению:
В) популяцией.
А) многообразия сортов растений и пород животных;
Б) разнообразие видов растений;
В) многообразие популяций животных и растений.
4.Индивидуальный отбор, в отличие от массового, более эффективен, так как он проводится:
А) по фенотипу;
Б) по генотипу;
В) под влиянием деятельности человека.
5.Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми и
рентгеновскими лучами называют:
А) гетерозисом;
Б) полиплоидией;
В) мутагенезом.
6.Эффект гетерозиса проявляется вследствие:
А) увеличения доли гетерозигот в потомстве;
Б) увеличения доли гомозигот в потомстве;
В) увеличения числа мутаций в потомстве.
7.Полиплоидия – одна из форм изменчивости:
А) модификационной;
8.Чем можно объяснить снижение жизнеспособности перекрестно опыляемых растений при их
самоопылении с целью получения чистых линий:
В) комбинативной.
Б) мутационной;
А) переходом рецессивных мутаций в гомозиготное состояние;
Б) образованием гетерозиготных особей;
В) увеличением числа доминантных мутаций.
9.Чистая линия растений – это потомство:
А) гетерозисных форм;
Б) одной самоопыляющейся особи;
10.Н.И. Вавилов разработал:
В) межсортового гибрида.
А) хромосомную теорию наследственности;
Б) гипотезу происхождения жизни;
В) учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
11.Получением гибридов на основе соединения клеток разных организмов с применением специальных
методов занимается:
А) клеточная инженерия;
12.Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения
антибиотиков, витаминов, называют:
Б) микробиология;
В) систематика.
А) биохимическим синтезом;
Б) генной инженерией;
В) микробиологическим синтезом.
13.Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации,
реконструкции используются в:
А) генетике;
Б) клеточной инженерии;
В) генной инженерии.
14.Теоретической основой методов селекции, направленных на изменение наследственных свойств
сортов и пород, является наука:
А) генетика;
Б) цитология;
В) биотехнология.
15.Использование для гибридизации протопластов относится к:
А) генетическому клонированию;
Б) генной инженерии;
16.Отдаленная гибридизация может обеспечить возникновение биологических форм, представляющих
большую хозяйственную ценность, благодаря:
В) клеточной инженерии.
А) отбору; Б) мутагенезу;
В) гетерозису.
1В
5Б
9В
13Б
Вариант 1
2В
6А
10А
14В
3А
7Б
11Б
15Б
Ответы
4Б
8В
12В
16А
1Б
5В
9Б
13Б
Вариант 2
3А
7Б
11А
15А
2В
6А
10В
14А
4Б
8А
12В
16В
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 класс (агротехнологический)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.