Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)
Оценка 4.6

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
11 кл
04.05.2019
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)
Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов среднего общего образования (профильный уровень) по биологии (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») с учетом программы В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. Дополнена региональным компонентом и интегрированием в соответствии с письмом департамента образования и науки Тюменской области № 02596 от 18.04.2017 об обновлении содержания ряда учебных предметов в рамках реализации Комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования (приказ МОН РФ от 15.12.2016 №1598), а также поручения Губернатора Тюменской области о необходимости подготовки инженерно-технических кадров для развития региона.
Биология 11 профильный.docx
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ­ 03­02    СОГЛАСОВАНО    Методист Карасульская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ Заведующая   Карасульской   СОШ __________ Гинтер Т.В. 30.08.2018г. Приказ №84/2 ___________Юрова С.Н. 30.08. 2018г.  СОГЛАСОВАНО Старший методист ____________Зуева О.Г. 30.08.2018 п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)  на 2018­2019 учебный год Составитель: учитель Завьялова М.Л. п.Октябрьский 2018 1 Пояснительная записка. Рабочая   программа   по   биологии   11   класса   составлена   в   соответствии   с федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов среднего общего образования (профильный уровень) по биологии (Приказ Министерства образования РФ от 5   марта   2004   г.   №1089   «Об   утверждении   федерального   компонента   государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего   образования»)   с   учетом     программы   В.Б.   Захарова,   Н.И.   Сонина.  Дополнена региональным компонентом и интегрированием в соответствии с письмом департамента образования и науки Тюменской области № 02596 от 18.04.2017 об обновлении содержания ряда   учебных   предметов   в   рамках   реализации   Комплекса   мер,   направленных   на систематическое   обновление   содержания   общего   образования   (приказ   МОН   РФ   от 15.12.2016 №1598), а также поручения Губернатора Тюменской области о необходимости подготовки инженерно­технических кадров для развития региона. Общая характеристика учебного предмета: Курс   биологии   на   ступени   среднего   общего   образования   на   профильном   уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, её системной   организации   и   эволюции,   поэтому   программа   включает   сведения   об   общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.   Основу   отбора   содержания   на   профильном   уровне   составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения,   составляющие   достаточную   базу   для   продолжения   образования   в   ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований,   значимых   для   будущего   биолога.   Основу   структурирования   содержания курса   биологии   в   старшей   школе   на   профильном   уровне   составляют   ведущие системообразующие   идеи   –   отличительные   особенности   живой   природы,   ее   уровневая организация   и   эволюция,   в   соответствии   с   которыми   выделены   содержательные   линии курса:   Биология   как   наука.   Методы   научного   познания;   Клетка;   Организм;   Вид; Экосистемы.  Предусмотрено учебное время для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных   форм   организации   учебного   процесса   (экскурсий,   лабораторных   и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий. Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения биологии на ступени среднего общего образования по биологии (профильный уровень). Согласно учебному плану в 2018­ 2019   учебному   году   филиал   МАОУ   Тоболовская   СОШ­Карасульская   средняя общеобразовательная школа на изучение биологии в 11 профильном (агротехнологическом) классе отводится 3 ч в неделю (102 часов за год). Изучение   биологии   в   средней   школе   на   профильном   уровне   направлено   на достижение следующих целей:  освоение   знаний  обосновных   биологических   теориях,   идеях   и   принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем  (популяция,  вид,  биогеоценоз, биосфера);  выдающихся  биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;  2   овладение умениями  характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально­этическими, экологическими   проблемами   человечества;   самостоятельно   проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и   грамотно   оформлять   полученные   результаты;   анализировать   и   использовать биологическую   информацию;   пользоваться   биологической   терминологией   и символикой;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в   процессе   изучения   проблем   современной   биологической   науки;   проведения экспериментальных   исследований,   решения   биологических   задач,   моделирования биологических объектов и процессов; воспитание  убежденности   в   возможности   познания   закономерностей   живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;   использование   приобретенных   знаний   и   умений   в   повседневной   жизни  для оценки   последствий   своей   деятельности   по   отношению   к   окружающей   среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры. Учебно­методический комплект утвержден приказом заведующей  филиалом МАОУ Тоболовская   СОШ­Карасульская   средняя   общеобразовательная   школа  от  30.05   2018 №65/2: 1. Программа  среднего  (полного) общего  образования  по биологии  10  ­ 11  классы (профильный уровень). Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2011. 2. В. Б.Захаров, С. Г, Мамонтов, В.И. Сивоглазов. Общая биология. 10 ­11 классы Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004. 3. Т. А. Козлова, Н. И. Сонин. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова и др. «Общая биология», 10­11 класс. М.: Дрофа, 2010. Тематическое планирование № п/п Раздел, тема Количество В том числе часов Лаборатор ные работы Практичес кие работы Экскурсии  Контрольны е 1. Вид 2. Экосистемы 3. Итоговая контрольная работа 4. Итого  65 36 1 102 6 1 7 10 10 20 Обобщающи е 7 1 1 9 1 1 Вид (65 часов). Содержание тем учебного курса. Доказательства   эволюции   живой   природы.   Биогенетический   закон.   Закон зародышевого сходства. Развитие   эволюционных   идей.   Значение   работ   К.Линнея,   учения   Ж.­Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица 3 вида.   Учение   Ч.Дарвина   об   эволюции.   Роль   эволюционной   теории   в   формировании современной   естественнонаучной   картины   мира.   Движущие   силы   эволюции.   Формы естественного   отбора.   Взаимосвязь   движущих   сил   эволюции.   Синтетическая   теория эволюции.   Популяция   –   элементарная   единица   эволюции.   Элементарные   факторы эволюции.  Исследования  С.С.Четверикова.  Закономерности  наследования  признаков  в популяциях разного типа. Закон Харди­Вайнберга.1 Результаты эволюции. Формирование приспособленности   к   среде   обитания.   Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.   Образование   новых   видов. Микро­   и   макроэволюция.  Формы   эволюции   (дивергенция,   конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.  Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле.  Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма. Проведение   биологических   исследований:  выявление   ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного   рода   по   морфологическому   критерию,  искусственного   и   естественного   отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро­ и макроэволюции, путей и направлений эволюции; анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас. Актуальная тематика для региона: Местные виды растений, животных и грибов (урок № 15).Многообразие   популяций   Тюменской   области   (урок   №   18).Приспособленность организмов к совместному проживанию в окрестностях села (урок № 24). Охраняемые виды Тюменской области (урок № 30).Причины сокращения видов в регионе (урок № 33). Народы Тюменской области (урок № 62). Экосистемы (36 часов). Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Понятия   «биогеоценоз»   и   «экосистема».   Видовая   и   пространственная   структура экосистемы. Компоненты экосистемы.  Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни.  Типы пищевых цепей. Правила экологической   пирамиды.   Круговорот   веществ   и   превращения   энергии   в   экосистеме. Саморегуляция   в   экосистеме.   Устойчивость   и   динамика   экосистем.  Стадии   развития экосистемы. Сукцессия.  Биосфера   –   глобальная   экосистема.   Учение   В.И.   Вернадского   о   биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот.  Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.  Проведение   биологических   исследований:  выявление приспособлений   у   организмов   к   влиянию   различных   экологических   факторов, абиотических   и   биотических   компонентов   экосистем   (на   отдельных   примерах), антропогенных   изменений   в   экосистемах   своей   местности;   составление   схем   переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем   и   агроэкосистем;   описание   экосистем   и   агроэкосистем   своей   местности (видовая   и   пространственная   структура,   сезонные   изменения,   наличие   антропогенных  наблюдение   и 1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню  подготовки выпускников. 4 изменений); исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение   экологических   задач;   составление   схем   круговоротов   углерода,   кислорода, азота; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. Актуальная тематика для региона:  Типичные экосистемы Ишимского района (урок № 74). Антропогенные изменения в экосистемах своей местности (урок № 85). Экосистемы своей   местности   (видовая   и   пространственная   структура,   сезонные   изменения,   наличие антропогенных   изменений)   (урок   №   87).   Типичные   агроценозы   региона   (урок   №   88). Агроэкосистемы   своей   местности   (видовая   и   пространственная   структура,   сезонные изменения, наличие антропогенных изменений) (урок № 89). Анализ публикаций в СМИ по экологическим проблемам области и района (урок № 96). Итоговая контрольная работа за курс общей биологии: «Эволюционное учение. Основы экологии». (1 час). Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен знать/понимать основные   положения  биологических   теорий   (синтетическая   теория   эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);   сущность   законов   (гомологических   рядов   в   наследственной изменчивости;   зародышевого   сходства;   биогенетического);   закономерностей (изменчивости);   правил   (экологической   пирамиды);   гипотез   (сущности   и происхождения жизни, происхождения человека);  строение биологических объектов: вида и экосистем (структура); сущность   биологических   процессов   и   явлений:   действие   искусственного, движущего   и   стабилизирующего   отбора,   географическое   и   экологическое видообразование,   влияние   элементарных   факторов   эволюции   на   генофонд популяции,   формирование   приспособленности   к   среде   обитания,   круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы; современную биологическую терминологию и символику;    уметь      объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов; устанавливать   взаимосвязи  движущих   сил   эволюции;   путей   и   направлений эволюции;  решать задачи разной сложности по биологии;  составлять схемы пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); описывать  особей   вида   по   морфологическому   критерию,   экосистемы   и агроэкосистемы своей местности;  выявлять приспособления у видов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические   и   биотические   компоненты   экосистем,   взаимосвязи   организмов   в 5 экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;  исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);  сравнивать  биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления   (формы   естественного   отбора;   искусственный   и   естественный   отбор; способы видообразования; макро­ и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни   и   человека,   человеческих   рас,   глобальные   антропогенные   изменения   в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках   (учебных   текстах,   справочниках,   научно­популярных   изданиях, компьютерных   базах,   ресурсах   Интернета)   и   применять   ее   в   собственных исследованиях;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и      повседневной жизни для: грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, определения   собственной   позиции   по   отношению   к   экологическим   проблемам, поведению в природной среде. Список дополнительной литературы: 1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1­3. М.: Мир, 1987. 2. Биология: Школьная инциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. 3. Воробьёв Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.: Просвещение, 1995. 4. Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. ­ М.: Академия, 2001 г. 5. Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. ­ М.: Просвещение, 2006 г. 6. Энциклопедия  для детей. Т. 2. Биология. ­ 5­е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. ­М.: Аванта+, 1998 г. 7. Яблоков А.В. Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4­е изд. М.: высшая школа, 1998. Интернет­ресурсы по биологии и экологии: 1. http://www.herba.msu.ru 2. http://www.biodat.ru 3. http://www.floranimal.ru 4. http://www.forest.ru 5. http://www.darwin.museum.ru 6. http://www.livt.net 7. http://plant.geoman.ru 8. http://www.nature.ok.ru 9. http://evolution.powernet.ru График лабораторных и практических работ  6 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 12 14 16 17 22 26 28 29 35 36 37 38 39 41 46 61 63 68 70 77 82 85 87 24. 89 25. 90 № урока Тема Лабораторная   работа   №1:  «Выявление   изменчивости   у особей одного вида». Практическая   работа  №1:  «Сравнительная   характеристика естественного и искусственного отбора». Лабораторная работа №2: «Наблюдение и описание особей  вида по морфологическому критерию». Лабораторная работа №3:«Сравнительная характеристика  особей разных видов одного рода по морфологическому  критерию». Практическая работа №2: «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора». Лабораторная   работа   №4:  «Выявление   приспособлений   у организмов к среде обитания». Практическая   работа   №3: экологического и географического видообразования». Экскурсия №1: «Причины многообразия видов в природе».  «Сравнение   процессов Практическая   работа  №4:  «Сравнительная   характеристика путей эволюции и направлений эволюции». Практическая   работа   №5:  «Выявление   ароморфозов   у растений». Лабораторная   работа   №5:  «Выявление   идиоадаптаций   у растений». Практическая   работа   №6:  «Выявление   ароморфозов   у животных». Лабораторная   работа   №6:  «Выявление   идиоадаптаций   у животных». Практическая   работа  №7:  «Сравнительная   характеристика микро­ и макроэволюции». Практическая   работа   №8:  «Анализ   и   оценка   различных гипотез возникновения жизни». Практическая   работа   №9:  «Анализ   и   оценка   различных гипотез происхождения человека». Практическая   работа   №10:  «Анализ   и   оценка   различных гипотез формирования человеческих рас». Практическая   работа   №11:  «Выявление   биотических   и абиотических компонентов экосистемы». Лабораторная   работа   №7:  «Наблюдение   и   выявление приспособлений   у   организмов   к   влиянию   различных экологических факторов». Практическая   работа   №12:  «Составление   схем   переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)». Практическая   работа   №13:  «Исследование   изменений   в экосистемах на биологических моделях (аквариум)». Практическая   работа   №14:  «Выявление   антропогенных изменений в экосистемах своей местности». Практическая   работа   №15:  Описание   экосистем   своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений). Практическая работа №16: «Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)». Практическая работа №17:  «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем». Дата 27.09 03.10 08.10 10.10 22.10 08.11 14.11 15.11 28.11 29.11 03.12 05.12 06.12 12.12 24.12 11.02 14.02 25.02 28.02 14.03 03.04 10.04 15.04 7 18.04 22.04 Актуальная тематика для региона: Тема урока. Местные виды растений, животных и грибов. Многообразие популяций Тюменской области. Приспособленность организмов к совместному проживанию в окрестностях села. Охраняемые виды Тюменской области. Причины сокращения видов в регионе. Народы Тюменской области. Типичные экосистемы Ишимского района. Антропогенные   изменения   в   экосистемах   своей   местности (практическая работа №14). Экосистемы   своей   местности   (видовая   и   пространственная структура,   сезонные   изменения,   наличие   антропогенных изменений (практическая работа №15). Типичныеагроценозы региона. Агроэкосистемы   (видовая   и пространственная   структура,   сезонные   изменения,   наличие антропогенных изменений) (практическая работа №16). Анализ   публикаций   в   СМИ   по   экологическим   проблемам области и района. своей   местности   График контрольных работ  Контрольная работа Контрольная   работа   №1   по   темам:   «Доказательства эволюции», «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период». Контрольная   работа   №2   по   теме:   «Основные   положения эволюционного учения Ч.Дарвина». Контрольная работа№3 по теме: «Микроэволюция». Контрольная работа №4 по теме: «Макроэволюция». Контрольная работа №5 по теме: «Происхождение жизни на Земле». Контрольная работа№6 по теме: «Развитие жизни на Земле». Дата. 04.10 11.10 25.10 16.11 22.11 13.02 07.03 10.04 15.04 17.04 18.04 13.05 Дата 19.09 24.10 19.11 13.12 26.12 24.01 Контрольная работа №7 по  теме: «Происхождение человека». 20.02 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. № урока 15 18 24 30 33 62 74 85 87 88 89 96 № п/п 1. № урока 8 23 31 42 47 54 65 83 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Контрольная работа №8 по теме: «Основы экологии». 101 Итоговая   контрольная   работа   за   курс   общей   биологии: «Эволюционное учение. Основы экологии». 04.04 22.05 8 9 Календарно­тематическое планирование 10 Интеграц предмето ия в Дата проведения Тема урока Стандарт  а к о р у №     я а м е у р и н а л П я а к с е ч и т к а Ф 1. 03.09 2. 05.09 3. 06.09 4. 10.09 Инструктаж по  технике безопасности. Сравнительно­ анатомические  доказательства  эволюции  органического мира. Эмбриологические  доказательства  эволюции  органического мира. Палеонтологические  и биогеографические  доказательства  эволюции  органического мира. Введение. Учение об  эволюции  органического мира.   законов (зародышевого   сходства;  родство   живых   организмов,   используя Знать: ­сравнительно­анатомические доказательства эволюции; ­современную   биологическую   терминологию   и символику. Уметь: ­объяснять:  родство   живых   организмов,   используя биологические   теории   сравнительно­анатомические доказательства эволюции;  Знать: ­сущность   биогенетического); ­современную   биологическую   терминологию   и символику. Уметь: ­объяснять: законы зародышевого сходства и биогенетического; Знать: ­   палеонтологические доказательства эволюции; ­современную   биологическую   терминологию   и символику. Уметь: ­объяснять  родство   живых   организмов,   используя палеонтологические биогеографические Знать: ­современную   биологическую   терминологию   и символику. Уметь: ­объяснять:   идей, принципов,   гипотез   в   формировании   современной естественнонаучной   картины   мира,   научного мировоззрения;  роль   биологических   теорий,   и   биогеографические   и   Актуальная тематика для региона Виртуальная образовательная экскурсия: Краеведческий музей «Городская Дума», Археопарк   в   г. Основные понятия и термины Рудименты. Атавизмы. Гомологические  организмы. Аналогичные  органы. Биогенетический  закон. Сходство  зародышей.  Филогенетические  ряды. Эволюция. Креационизм. р о т а к и ф и д о К 6.3 1.4 2.1.2 2.1.6 6.3 1.1.3 1.4 2.1.1 2.1.2 2.1.6 6.3 1.4 2.1.2 2.1.6 4.1 6.2 1.4 2.1.6 11 Тест по темам: «Доказательства эволюции», «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период». Вариант I Выберите правильный ответ: 1. Макроэволюция: а) совокупность эволюционных процессов, происходящих внутри вида б) происходит быстро и внезапно в) надвидовая эволюция г) доступна для наблюдения 2. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является: а) сходство деления клеток у всех организмов б) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов в) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов г) общность строения кровеносной системы млекопитающих 3. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей? а) способность к откладыванию яиц б) общность строения кровеносной системы в) наличие червеобразной личинки у бабочек г) строение конечностей 4. Какие из перечисленных органов являются гомологичными? а) жабры рака и легкие кошки б) хобот слона и рука человека в) лапа крота и лапа обезьяны г) глаз кальмара и глаз млекопитающего 5. Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется: а) разной степенью влияния естественного отбора б) их разобщенностью в течении миллионов лет в) различным влиянием полюсов г) различным климатом 6. Аналогичные органы: а) передняя конечность летучей мыши и кита б) передняя конечность лягушки и крыло птицы в) крыло бабочки и крыло птицы г) усики гороха и колючки кактуса 7. Укажите   факт,   который   доказывает   существование   эволюции   органического   мира   и,   в частности, изменчивость органического мира во времени: а) ископаемые формы б) островные формы в) реликты ­ существующие ныне виды с признаками давно вымерших групп организмов г) гомология органов Ответы: 1­в Ответьте на вопросы: 2­в 3­в 4­в 5­б 6­в 7­а 1. Какой вклад в биологию внёс К.Линней? 2. Как  вы понимаете слова Ламарка «последовательно» «постепенно»  в отношении  происхождения видов? 3. Какие две причины считал Ламарк движущими силами эволюции органического мира? Тест по темам: «Доказательства эволюции», «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период». Вариант II Выберите правильный ответ: 1. Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение: а) аналогичные б) гомологичные  в) атавизмы г) рудименты 2. Какой из факторов доказывает единство органического мира? а) наличие ископаемых форм животных и растений 12 б) универсальность генетического кода в) сходство между человеком и человекообразными обезьянами г) способность к полету насекомых и птиц 3. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и Мадагаскара? а) различиями в климате б) размерами территории в) давней обособленностью территорий г) форма естественного отбора 4. Признаки, каких классов сочетает в себе утконос? а) рептилий и млекопитающих б) птиц и рептилий в) птиц и млекопитающих  г) амфибий и рептилий 5. Биогенетический закон гласит: а) органический мир развивается б) движущей силой эволюции является естественный отбор в) онтогенез кратко повторяет филогенез г) материальными носителями наследственной информации являются гены,  локализованные в хромосомах 6. Дивергенцией называется а) расхождение признаков в процессе эволюции б) схождение признаков в процессе эволюции в) объединение нескольких популяций в одну г) образование изолированной группы внутри популяции 7. Микроэволюция приводит к образованию новых:  а) семейств б) видов в) родов г) классов 2­б 3­в Ответы:1­г Ответьте на вопросы: 4­а 5­в 6­а 7­б 1. Изложите основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка. 2. Почему система К.Линнея называется искусственной? 3. Чем отличаются Взгляды Ламарка от взглядов Линнея на происхождение видов? Тестирование по теме «Микроэволюция». ВАРИАНТ I 1. Популяция какого вида достигает большего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени? A. Большая синица; B. Бабочка­капустница; паразитический червь аскарида; C. Индийский слон. 2. Формирование устойчивости к ядохимикатам у колорадского жука – форма естественного отбора: A. Движущего B. Стабилизирующего C. Дизруптивного D. Пример искусственного отбора 3. Окраска тела шмеля является: A. Мимикрией B. Предупреждающей C. Маскировкой D. Покровительственной  4. Естественный отбор – это: A. Сложные отношения между организмами и неживой природой B. Процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями C. Процесс образования новых видов в природе D. Процесс роста численности популяции 5. Укажите неверное утверждение: «Результат действия естественного отбора – это…» A. Приспособленность организмов к среде обитания B. Многообразие органического мира 13 C. Наследственная изменчивость D. Образование новых видов Каковы последствия действия движущего отбора? A. Сохранение старых видов B. Поддержание нормы реакции C. Появление новых видов D. Устранение особей с новыми мутациями В 1. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки берёзовой пяденицы в процессе эволюции. A. Сохранение тёмных бабочек в результате отбора B. Изменение окраски стволов берёз вследствие загрязнения окружающей среды C. Размножение тёмных бабочек, сохранение в ряде поколений тёмных особей D. Уничтожение светлых бабочек птицами E. Изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на тёмную. A C D В С1. почему повышается устойчивость насекомых­вредителей к ядохимикатам? E Тестирование по теме «Микроэволюция». ВАРИАНТ II 1. Генетический критерий вида – это: A. Совокупность внешних и внутренних признаков организма B. Область земной поверхности, занимаемая видом C. Определённая часть экологической системы, занимаемая особями вида D. Количество, размеры и форма хромосом 2. К расширению нормы реакции ведёт следующая форма естественного отбора: A. Движущая B. Дизруптивная C. Стабилизирующая D. Дестабилизирующая  3. Дрейф генов отражает: A. Динамику численности животных­конкурентов B. Случайное изменение частот аллелей C. Пространственную изоляцию вида D. Экологическую изоляцию вида 4. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит: A. Размножение организмов B. Образование новых видов C. Мутационный процесс D. Изоляция популяций 5. Какова роль полового отбора в природе? A. Улучшает генофонд популяции B. Способствует развитию видовых признаков C. Сохраняет плодовитость самок D. Способствует высокой плодовитости 6. Покровительственную окраску, благодаря которой тело животного незаметно в природной среде, имеет: A. Кузнечик B. Шмель C. Пчела D. Божья коровка В 1. установите последовательность действия движущих сил эволюции. A. Борьба за существование B. Размножение особей с полезными изменениями C. Появление в популяции разнообразных наследственных изменений D. Сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными  изменениями E. Формирование приспособленности к среде обитания  C A D B E 14 С 1. Почему популяцию считают единицей эволюции? Контрольная работа по теме: «Происхождение жизни на Земле» Вариант 1 Часть А 1. Живое отличается от неживого: а) составом неорганических соединений; б) наличием катализаторов; в) взаимодействием молекул друг с другом; г) обменными процессами. 2. Первыми живыми организмами на нашей планете были: а) анаэробные гетеротрофы; б) аэробные гетеротрофы; 3. Опыт ФранческоРеди доказал невозможность: а) самозарождения жизни; б) появления живого только из живого; 4. К такому общему свойству живого, как саморегуляция, относится: в) автотрофы;  г) организмы­симбионты в) занесения «семян жизни» из космоса; г) биохимической эволюции. а) наследственность;  б) изменчивость;  5. Сущность теории абиогенеза состоит в: а) происхождении живого из неживого; б) происхождении живого от живого; 6. Кристалл не является живой системой, т.к.: а) он не способен к росту; б) он не способен к размножению; 7. Опыты Луи Пастера доказали возможность: а) самозарождения жизни;  б) появления живого только из живого; а) радиоактивность; б) наличие жидкой воды;  в) раздражимость;  г) онтогенез. в) сотворении мира Богом; г) занесении жизни из Космоса. в) ему не свойственна раздражимость; г) не все свойства живого ему присущи. в) занесения «семян жизни» из Космоса; г) биохимической эволюции. в) наличие газообразного кислорода; г) масса планеты. 8. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является: 9. Углерод является основой жизни на Земле, т.к. он: а) является самым распространенным на Земле элементом; б) первым из химических элементов стал взаимодействовать с водой; в) имеет небольшой атомный вес; г) способен образовывать устойчивые соединения с двойными и тройными связями. 10. К такому общему свойству живого как, самообновление, относится: 1. Теория, постулирующая сотворение мира Богом (Творцом), –…..… . 2. Доядерные   организмы,   не   имеющие   ограниченного   оболочкой   ядра   и   органоидов,   способных   к самовоспроизведению, – …….. 3. Фазовообособленная система, взаимодействующая с внешней средой по типу открытой системы, – ……... 4. Советский ученый, предложивший коацерватную теорию происхождения жизни, –………. . 5. Процесс, в результате которого организм приобретает новую комбинацию генов, – ……..  . 6. Способность воспроизводить себе подобные биологические системы, которая проявляется на всех уровнях организации живой материи, – ……… . Часть В 15 12. Расположите в логической последовательности следующие имена: а) метаболизм; б) репродукция; 11. Исключите лишнее: а) 1668 г.;  б) Ф.Реди; а) Л.Пастер;  б) А.Левенгук;  Часть Б Закончите предложение. в) раздражимость; г) онтогенез. в) мясо;  г) бактерии. в) Л.Спалланцани; г) Ф.Реди. Дайте краткие ответы на следующие вопросы. 1. Каковы общие признаки живой и неживой материи? 2. Почему при возникновении первых живых организмов в атмосфере Земли должен был отсутствовать кислород? 3. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «первичному океану» в этом опыте? 4. В чем заключается основная проблема перехода от химической эволюции к биологической? 5. Перечислите основные положения теории А.И.Опарина. Контрольная работа по теме: «Происхождение жизни на Земле» Вариант 2 Часть А 1. Живое отличается от неживого: а) составом неорганических соединений; б) способностью к саморегуляции; в) взаимодействием молекул друг с  2. Первыми живыми организмами на нашей планете были: а) анаэробные гетеротрофы;  б) аэробные гетеротрофы; а) метаболизм;  б) репродукция;  3. К такому общему свойству живого, как самовоспроизведение, относится: другом; г) обменными процессами. в) автотрофы; г) организмы­симбионты. в) раздражимость;  г) онтогенез. в) сотворении мира Богом; г) занесении жизни из Космоса. в) занесения «семян жизни» из Космоса; г) биохимической эволюции. в) наличие источника энергии; г) масса планеты. 6. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является: 8. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является: 9. В период возникновения жизни в атмосфере Земли должен был отсутствовать кислород, т.к.: 4. Сущность теории биогенеза состоит в: а) происхождении живого из неживого; б) происхождении живого от живого; 5. Опыт ФранческоРеди доказал невозможность: а) самозарождения жизни; б) появления живого только из живого; а) радиоактивность; б) наличие воды; 7. Вода является основой жизни, т.к.: а) является хорошим растворителем; б) обладает высокой теплоемкостью; в) увеличивает свой объем при замерзании; г) обладает всеми перечисленными свойствами. а) радиоактивность; б) наличие воды;  в) безгранично долгое время эволюции; г) определенная масса планеты. а) он является активным окислителем; б) обладает высокой теплоемкостью; в) увеличивает свой объем при замерзании; г) все вышеперечисленное в комплексе. 10. Сущность креационизма состоит в: а) происхождении живого из неживого; б) происхождении живого от живого; в) сотворении мира Богом; г) занесении жизни из Космоса. 11. Исключите лишнее: а) 1924 г.; б) Л.Пастер; в) мясной бульон; г) бактерии. 16 12. Расположите в логической последовательности следующие имена: а) Л.Пастер; б) С.Миллер; в) Дж.Холдейн; г) А.И. Опарин. Часть Б Закончите предложения. 1. Процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет энергии солнечного света – ……… . 2. Доклеточные   образования,   обладавшие   некоторыми   свойствами   клеток   (способность   к   обмену веществ, самовоспроизведению и т.п.), – ……….. 3. Разделение раствора белков, содержащего и другие органические вещества, на фазы с большей или меньшей концентрацией молекул – ……… . 4. Образование органических молекул из неорганических вне живых организмов – …….. . 5. Свойственная всем живым организмам система записи наследственной информации в молекулах  ДНК в виде последовательности нуклеотидов – ……. . 6. Белковые молекулы, ускоряющие течение биохимических превращений в водных растворах при  атмосферном давлении, – ……. . Часть В Дайте краткий ответ на поставленный вопрос. 1. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «молниям» в этом опыте? 2. Почему масса планеты, на которой может возникнуть жизнь, не должна быть больше 1/20 массы Солнца? 3. К какой стадии развития жизни на Земле можно отнести слова гоголевского героя: «Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое»? 4. Какие условия необходимы для возникновения жизни? 5. Что такое панспермия? Кто из известных вам ученых придерживался этой теории? Примечание Ответы частиА оцениваются в 1 балл, частиБ – в 2 балла, части В – в 3 балла. Максимальное количество  баллов за контрольную работу – 39.  Оценка 5: 31–39 баллов. Оценка 4: 28–30 баллов. Оценка 3: 22–27 баллов. Оценка 2: меньше 22 баллов. Вариант 1 Часть А: 1г, 2а, 3в, 4а, 5г, 6б, 7б, 8г, 9г, 10 г,б,в,а. Часть Б: 1 – креационизм; 2 – прокариоты; 3 – коацерват; 4 – А.И. Опарин; 5 – половой процесс. Часть В.  Ответы: 1. Живая   и   неживая   материи   состоят   из   одних   и   тех   же   химических   элементов,   физические   и химические процессы с их участием проходят по общим законам.  2. Кислород   –   сильный   окислитель,   и   все   вновь   возникающие   органические   молекулы   были   бы немедленно окислены.  3. В 1953 г. С.Миллер создал экспериментальную установку, в которой были смоделированы условия первичной   Земли   и   путем   абиогенного   синтеза   были   получены   молекулы   биологически   важных органических соединений. «Первичному океану» в этом опыте соответствовала колба с кипящей водой.  4. Основная   проблема   перехода   от   химической   эволюции   к   биологической   состоит   в   объяснении возникновения самовоспроизводящихся биологических систем (клеток) вообще и генетического кода в частности. 5. Основные положения теории Опарина:  –жизнь – одна из стадий эволюции Вселенной; –возникновение жизни – закономерный результат химической эволюции соединений углерода; –для перехода от химической эволюции к биологической необходимы формирование и естественный отбор целостных, обособленных от среды, но постоянно с ней взаимодействующих многомолекулярных систем. 17 Вариант 2 Часть А: 1 б,г, 2а, 3б, 4б, 5г, 6а, 7б, 8г, 9а, 10 а,г,в,б. Часть Б: 1 – фотосинтез; 2 – протобионты; 3 – коацервация; 4 – Дж.Бернал; 5 – генетический код. Часть В.  1. В 1953 г. С.Миллер создал экспериментальную установку, в которой были смоделированы условия первичной   Земли   и   путем   абиогенного   синтеза   были   получены   молекулы   биологически   важных органических   соединений.   «Молнии»   в   этом   опыте   имитировались   высоковольтными электрическими разрядами. 2. Если масса планеты больше 1/20 массы Солнца, на ней начинаются интенсивные ядерные реакции, что повышает ее температуру, и она начинает светиться собственным светом.  3. К начальной стадии биохимической эволюции Земли. 4. Для возникновения жизни необходимы следующие основные условия: –наличие определенных химических веществ (в том числе воды в жидкой фазе); –наличие источников энергии; –восстановительная атмосфера. Дополнительными условиями могут являться масса планеты и определенный уровень радиоактивности. 5. Панспермия  –занесение   «семян   жизни»   на   Землю   из   космоса.   Сторонники:   Ю.Либих,   Г.Гельмгольц,   С.Аррениус, В.И.Вернадский.  Контрольная работа по теме «Развитие жизни на Земле». Вариант I 1. Какие факты свидетельствуют о том, что жизнь возникла в архее? 2. Приведите примеры важнейших ароморфозов в мезозое. 3. Какие   преимущества   млекопитающих   по   сравнению   с   пресмыкающимися   обеспечили   им повсеместное распространение? 4. Какая существует связь между завоеванием позвоночными суши и развитием у них головного мозга? Контрольная работа по теме «Развитие жизни на Земле». Вариант II 1. Какие события, произошедшие в архее и протерозое можно отнести к ароморфозам? 2. Чем можно объяснить господство голосеменных растений в юрском периоде? 3. Какая существует связь между появлением цветка и расцветом насекомых? 4. Возникновение какого процесса в архее решающим образом изменило состав атмосферы Земли? Контрольная работа по теме: «Происхождение человека». 1. Назовите   ученого,   который   первым   определил   систематическое   положение   человека   и Вариант I поместил его в группу приматов.  а) К. Линней б) Ж.­Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин 2. Какой объем мозга был неандертальцев? а) около 450смЗ б) 500­800смЗ в)800­1400смЗ г) около 1400смЗ 3. У   человека   имеются   признаки,   связанные   с   прямохождением.   Назовите   один   из   таких признаков. а) сводчатая стопа;  в) небольшие надбровные дуги; б) хорошо развитые ключицы; г) противопоставленный палец руки. 4. Кто из ниже перечисленных предков человека является наиболее древним? а) человек умелый  б) питекантроп в) австралопитек г) неандерталец 5. Назовите вид, к которому относят неандертальцев. а) человек умелый (Homohabilis);  в) человек разумный (Homosapiens). б) человек прямоходящий;  6. Укажите признак, который имеется не только у человека, но и у человекообразных обезьян. а) отставленный первый палец верхней конечности;  б) плоская грудная клетка;  в) широкий таз. 7. Действует ли в настоящее время в такой эволюционный фактор, как борьба за существование? 18 а) да;  б) нет. 8. Назовите форму биологического прогресса, посредством которого в ходе эволюции у человека сформировались такие признаки, как прямохождение, речь, абстрактное мышление. а) ароморфоз  б) дегенерация  в) идиоадаптация 9. Сохраняется   ли   в   человеческих   популяциях   такая   функция   естественного   отбора,   как поддержание наследственного разнообразия? а) да  б) нет 10. Назовите   ископаемого   предка   человека,   представители   которого   характеризуются следующими особенностями: они ходили на двух ногах, имели рост около 170см, толстые кости черепной коробки, головной мозг объемом 900­1000смЗ, покатый лоб, не имели подбородочного выступа, пользовались огнем, изготавливали из камней примитивные орудия труда. а) неандерталец б) человек умелый  в) питекантроп  г) кроманьонец 11. Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции раньше остальных. а) речь  б) прямохождение  в) абстрактное мышление  г) сознание 12. Укажите   ответ,   в   котором   перечислены   предки   человека,   которых   относят   к   группе «современные люди». а) питекантропы, синантропы  в) неандертальцы б) кроманьонцы г) человек умелый. 13. Назовите вид, к которому относят питекантропов. а) человек умелый (Homohabilis)  б) человек прямоходящий  в) человек разумный (Homosapiens) мутационная изменчивость? а) да  б) нет. 15. Какой объем мозга был у кроманьонцев? 14. Действует   ли   в   настоящее   время   в   популяциях   людей   такой   эволюционный   фактор,   как а) около 450смЗ в) 800­1400смЗ б) 500­800смЗ г) около 1400смЗ  д) около 1600смЗ 16. Назовите стадию формирования современного  человека, на  которой  произошло  выделение человеческих рас. а) австралопитеки  б) древнейшие люди  в) древние люди г) кроманьонцы 17. Назовите движущие силы антропогенеза, преобладающие на стадии австралопитеков:  а) биологические  б) социальные 18. Укажите предков человека, обитающих на Земле 30­40тыс. лет назад:  а) питекантропы  б) австралопитеки  в) неандертальцы  г) кроманьонцы 19. У   человека   имеются   признаки,   связанные   с   прямохождение.   Назовите   один   из   таких признаков.  б) слабое развитие надбровных дуг а) подбородочный выступ  в) смещение затылочного отверстия черепа к центру тяжести черепа  г) существенное преобладание мозгового отдела черепа над лицевым 20. Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции позже остальных. а) речь  б) прямохождение  в) абстрактное мышление  г)  сознание 21. Какой объем мозга был у питекантропа? а) около 450смЗ в) 800­1400смЗ б) 500­800смЗ г) около 1400смЗ 22. Назовите   особенность   строения   человека,   которая   в   ходе   эволюции   сформировалась   в основном под действием социальных факторов антропогенеза. а) широкий таз в) подбородочный выступ б) отставленный первый палец кисти г) сводчатая стопа. 23. Кто из предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ? д) около 1600смЗ а) питекантропы в) неандертальцы б) человек умелый г) кроманьонцы 24. Действует   ли   в   настоящее   время   в   популяциях   людей   такой   эволюционный   фактор,   как естественныйотбор? а) да б) нет. 19 под действием биологического фактора антропогенеза: б) праворукость г) широкоотставленный палец руки. а) сводчатая стопа в) подбородочный выступ  4. Какой объем мозга был у австралопитеков? б) 500­800смЗ  г) около 1400смЗ  а) около 450см3  в) 800­1400смЗ д) около 1600смЗ 5. Укажите предков человека обитающих на Земле 200 тыс.­1,6 млн. лет назад: а) питекантропы б) кроманьонцы  в) неандертальцы  г) австралопитеки 6. Назовите ученого, который собрал многочисленные доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков. а) К. Линней б) Ж.­Б. Ламарк в) Ч. Дарвин 7. Объем мозга одного из ископаемых предков человека составлял около 500­800смЗ. Назовите  этого предка человека. а) кроманьонец г) австралопитек  б) неандерталецв) питекантроп д) человек умелый 25. В   ходе   эволюции   у   предков   человека   появились   особенности   строения,   связанные   с использованием ими огня, животной пищи и ее термической обработкой. Назовите одну из таких особенностей строения. а) мощные жевательные мышцы  б) небольшая нижняя челюсть в) подвижный мускулистый язык г) хорошо развитые теменные гребни  Контрольная работа по теме: «Происхождение человека». 1. У человекообразных обезьян есть особенности, связанные с древесным образом жизни.  Вариант II Назовите такую особенность:  а) хорошо развита мускулатура конечностей б) отставленный первый палец  в) густой волосяной покров люди»: 2. Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «древние а) питекантропыб) кроманьонцы  в) неандертальцы г) австралопитеки 3. Назовите особенность стояния человека, которая в ходе эволюции сформировалась в основном  8. Назовите особенности, которые характерны не только человеку, но и его обезьяноподобным предкам. а) абстрактное мышление г) создание орудий труда  б) речь  в) общественный образ жизни  9. Назовите   группу   факторов   (движущих   сил)   антропогенеза,   которые   в   формировании человеческих рас явились решающими. а) биологические  б) социальные 10. Укажите предков человека, обитающих на Земле 1.5­5,5млн лет назад:  в) австралопитек 11. Назовите группу предков человека, к которой относят неандертальцев.   б) человек умелый а) неандерталец а) древние люди  б) древнейшие люди в) современные люди  г) кроманьонец 12. Укажите   ответ,   в   котором   перечислены   предки   человека,   которых   относят   к   группе «современные люди». а) питекантропы, синантропы в) неандертальцы  б) кроманьонцы г) человек умелый. 13. Среди   характерных   только   для   человека   особенностей   строения   укажите   ту,   которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции позже остальных. а) сводчатая стопа б) S­образный изгиб позвоночник в) подбородочный выступ 14. В   ходе   эволюции   у   предков   человека   появились   особенности   строения,   связанные   с использованием ими огня, животной пищи и ее термической обработкой. Назовите одну из таких особенностей строения. а) мощные жевательные мышцы в) подвижный мускулистый язык б) небольшая нижняя челюсть г) хорошо развитые теменные гребни 15. Назовите   предка   человека,   представители   которого   характеризуются   следующими особенностями: ходили на двух ногах, имели рост около 180см, высокий прямой лоб, головной 20 мозг   объемом   около   1600смЗ,   развитый   подбородочный   выступ,   жили   в   жилищах, изготавливали орудия, пользовались огнем, у них было развито искусство: а) австралопитеки  б) древнейшие люди  в) древние люди г) кроманьонцы 16. Назовите основополагающий и ведущий социальный фактор антропогенеза, действие которого обеспечило формирование остальных социальных факторов. а) речь г) трудовая деятельность  б) сознание в) абстрактное мышление д) общественные отношения 17. Назовите группу предков человека, к которой относят кроманьонцев. а) древние люди б) древнейшие люди в) современные люди 18. Объем мозга  одного  из предка  человека  составляет около 1600смЗ.  Назовите этого  предка 19. Что   является   основным   показателем   наличия   у   предков   человека   сложной   трудовой б) неандерталец г) австралопитек д) человек умелый человека. а) кроманьонец в) питекантроп деятельности? а) особенности строения кисти б) особенности строения костей лицевой и правой половины черепа в) разнообразие орудий 20. Среди   характерных   только   для   человека   особенностей   строения   укажите   ту,   которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции раньше остальных. 21. Укажите признак, свидетельствующий о том, что у неандертальцев была зачаточная речь. а) сводчатая стопа в) подбородочный выступ а) низкий скошенный лоб в) подбородочный выступ б) S­образный изгиб позвоночника г) отставленный первый палец руки б) большой надглазный валик г) сводчатая стопа 22. Кто из предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ? а) питекантропы в) неандертальцы  б) человек умелый г) кроманьонцы. 23. Сохраняется   ли   в   человеческих   популяциях   такая   функция   естественного   отбора,   как видообразование? а) да б) нет 24. Назовите вид, к которому относят питекантропов. а) человек умелый (Homohabilis) б) человек прямоходящий в) человек разумный (Homosapiens). 25. Что для австралопитеков служило средой обитания? а) тропические леса б) болотистая местность в) саванна, степьг) пустыня. Творческий уровень: 1. Составьте схему эволюции орудий труда, речи и общественных отношений человека. 2. Как вы считаете, с чем связан переход предков человека от четвероногого к двуногому способу передвижения? Предложите и обоснуйте не менее 2­х гипотез. 3. Существует несколько групп доказательств происхождения человека от обезьяноподобных предков: сравнительно­анатомические,   эмбриологические,   палеонтологические,   цитогенетические.   По рекомендованной учителем литературе и самостоятельно найдите в каждой группе доказательств аргументы, опровергающие происхождение человека от общих с обезьянами предков. 4. Предложите схемы возникновения у человека таких признаков, как отсутствие волосяного покрова, постоянный рост волос и ногтей.  Итоговая контрольная работа за курс общей биологии.  Эволюционное учение. Основы экологии. Часть А 1. Процветанию вида способствует: гомозиготность особей 1) 2) медленная смена поколений 3) межвидовая гибридизация 4) генетическая неоднородность особей 2. К эмбриологическим доказательствам эволюции  органического мира относят:  1) клеточное строение организмов 2) наличие сходных систем органов у  позвоночных 21 3) 4) сходство зародышей позвоночных сходство процессов жизнедеятельности у позвоночных 3. Доказательством единства человеческих рас является: 1) одинаковый набор хромосом 2) приспособленность к жизни в различных климатических условиях. 3) наличие атавизмов 4) наличие рудиментов 4. Социальные факторы эволюции человека  ­ это: 1. 2. 3. 4. наследственность и изменчивость письменность и искусство борьба за существование способность к самовоспроизведению 5. Минерализация органических соединений  почвы осуществляется благодаря деятельности: 1) корней растений 2) шляпочных грибов 3) микроорганизмов 4) наземных животных 6. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем еловый лес, так как в нём: 1) большое число видов и разнообразные пищевые связи выражена ярусность 2) 3) есть продуценты, редуценты и консументы 1) ослаблено воздействие солнечной радиации 7. Процессы   в   экосистеме,   поддерживающие   определённое   соотношение   производителей   и потребителей органического вещества называют: 1) биологическими ритмами 2) приспособленностью 3) 4) саморегуляцией сменой экосистем 8. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются: 1) сезонные изменения в природе 2) изменение погодных условий 3) колебания численности популяций одного вида 4) изменение среды обитания  в результате жизнедеятельности организмов   9. Учение о биосфере создал: 1) В.И. Вернадский 2) К. Линней 3) Ч. Дарвин 4) Ж. Б. Ламарк 10. Факторы, определяющие пределы выживаемости вида, называют: антропогенными 1) оптимальными 2) 3) биотическими 4) ограничивающими 11. Первыми земноводными считаются: Часть В Выберите 3 правильных ответа. В1. В основе биогенной миграции атомов лежит: 1) латимерии 2) ихтиозавры 3) 4) тритоны стегоцефалы адаптация 1) 2) обмен веществ 3) раздражимость 4) размножение 5) рост и развитие 6) историческое развитие В2. К окислительно – восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят: 1) газообмен между организмами и окружающей средой 22 выделение продуктов обмена 2) образование углеводов при фотосинтезе 3) 4) хемосинтез 5) испарение воды листьями 6) дыхание В3.К рудиментам человека относятся: волосатость 1) копчиковая кость 2) 3) многососковость 4) 5) остаток третьего века 6) хвостатость аппендикс В4.Установите соответствие между причиной видообразования и его способом: Ответ запишите в виде последовательности букв ПРИЧИНА расширение ареала  исходного вида стабильность ареала исходного вида разделение ареала вида различными преградами 1. 2. 3. 4. многообразие изменчивости  особей внутри ареала 5. многообразие местообитаний в пределах ареала СБОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ А) географическое Б) экологическое В5.Установите соответствие между парой животных и типом взаимоотношений. Ответ запишите в виде последовательности букв. ПАРЫ ЖИВОТНЫХ 1. 2. 3. 4. 5. 6. аскарида – человек cоя – клубеньковые бактерии сосущая инфузория – ресничная инфузория клевер – повилика горчак ­ беззубка рак – отшельник – актиния ТИП  ВЗАИМООТНОШЕНИЙ А) паразитизм Б) симбиоз В) хищничество В6.Установите соответствие между примером и направлением эволюции в виде последовательности букв: ПРИМЕР 1. 2. 3. 4. 5. 6. редукция полового поколения  появление семенного размножения у растений возникновение крючковатого клюва у орла отсутствие пищеварительной системы у свиного цепня наличие присосок у печёночного сосальщика возникновение  теплокровности НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) ароморфоз Б) идиоадаптация В) общая дегенерация 23 А) Кишечнополостные Д) Плоские черви. А) опёнок В) ястреб  ЧАСТЬ С В 8. Установите правильную последовательность  организмов в  детритной цепи питания. Б) змея Г) мышь Д) трухлявый пень В7.Установите последовательность появления в процессе эволюции   основных  групп животных  на Земле. Г) колониальные жгутиковые В) Кольчатые черви Б) Членистоногие 1. В лесу вырубили все дуплистые деревья. Это привело к уничтожению насекомыми – вредителями крепких молодых деревьев и гибели леса. Назовите причины подобных последствий. 2. Чем череп человека отличается от черепа человекообразной обезьяны? 3. Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях. Назовите не менее трёх факторов. Часть А 1­4 Часть В В. 1. ­ 245 ОТВЕТЫ: 2­3 3­1 4­2 5­3 6­1 7­3 8­4 10­4 11­4 В. 2. ­ 246 В. 3. – 145 В. 4.­   АБАББ В. 6 –  ААБВБА В. 7­  ГАДВБ В.8 ­  ДАГБВ Часть С. 1. Дупла     деревьев   –   это   места   гнездования     насекомоядных   птиц,   являющихся   регуляторами численности взрослых насекомых и их личинок. Уничтожение дуплистых деревьев вызвало резкое сокращение численности этих  птиц и массовое размножение насекомых – вредителей леса.  Причина гибели леса ­ нарушение экологического равновесия. 2. Преобладанием     мозгового   отдела   черепа   над   лицевым,   наличием   подбородочного   выступа, отсутствием надбровных дуг, менее массивными челюстями. 3. Скорость  эволюционного   процесса  зависит   от     генетического   разнообразия   популяции,  скорости размножения и плодовитости организмов, изменения условий окружающей среды. 24

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (агротехнологический)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2019