Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)
Оценка 4.7

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
11 кл
04.05.2019
Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)
Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов среднего общего образования (базовый уровень) по биологии (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с учетом программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии 10-11 классы. Авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина.Дополнена региональным компонентом и интегрированием в соответствии с письмом департамента образования и науки Тюменской области № 02596 от 18.04.2017 об обновлении содержания ряда учебных предметов в рамках реализации Комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования (приказ МОН РФ от 15.12.2016 №1598), а также поручения Губернатора Тюменской области о необходимости подготовки инженерно-технических кадров для развития региона.
Биология 11 общеобразовательный.docx
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ­ 03­02    СОГЛАСОВАНО    Методист Карасульская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ Заведующая   Карасульской   СОШ __________ Гинтер Т.В. 30.08.2018г. Приказ №84/2 ___________Юрова С.Н. 30.08. 2018г.  СОГЛАСОВАНО Старший методист ____________Зуева О.Г. 30.08.2018 п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)  на 2018­2019 учебный год Составитель: учитель Завьялова М.Л. п.Октябрьский 1 2018 Пояснительная записка. Рабочая   программа   по   биологии   11   класса   составлена   в   соответствии   с федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов среднего общего образования (базовый уровень) по биологии (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта   2004   г.   №1089   «Об   утверждении   федерального   компонента   государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего   образования»),   с   учетом     программы   среднего   (полного)   общего   образования (базовый   уровень)   по   биологии   10­11   классы.   Авторы:   Г.М.   Дымшиц,   О.В. Саблина.Дополнена   региональным   компонентом   и   интегрированием   в   соответствии   с письмом департамента образования и науки Тюменской области № 02596 от 18.04.2017 об обновлении  содержания ряда учебных предметов  в рамках  реализации Комплекса мер, направленных   на   систематическое   обновление   содержания   общего   образования   (приказ МОН РФ от 15.12.2016 №1598), а также поручения Губернатора Тюменской области о необходимости подготовки инженерно­технических кадров для развития региона. Общая характеристика учебного предмета. Курс   биологии   на   ступени   среднего   общего   образования     на   базовом   уровне направлен   на   формирование   у   учащихся   знаний   о   живой   природе,   её   отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой   природы.   Основу   отбора   содержания   на   базовом   уровне   составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения,   значимые   для   формирования   общей   культуры,   определяющие   адекватное поведение   человека   в   окружающей   среде,   востребованные   в   жизни   и   практической деятельности. В связи с этим особое внимание уделяется содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира.  Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения биологии на ступени среднего общего образования  на базовом уровне. Согласно учебному плану в 2018­2019 учебному году   филиала   МАОУ   Тоболовская   СОШ­Карасульская   средняя   общеобразовательная школа на изучение биологии в 11 классе отводится 1 ч в неделю (34 часов за год).  Изучение биологии в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:   освоение знаний  о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных   представлений   о   живой   природе;   выдающихся   открытиях   в биологической   науке;   роли   биологической   науки   в   формировании   современной естественнонаучной картины мира;методах научного познания; овладение   умениями  обосновывать   место   и   роль   биологических   знаний   в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения   за   экосистемами   с   целью   их   описания   и   выявления   естественных   и антропогенных   изменений;   находить   и   анализировать   информацию   о   живых объектах;   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в   процессе   изучения   выдающихся   достижений   биологии,   вошедших   в 2  общечеловеческую   культуру;   сложных   и   противоречивых   путей   развития современных   научных   взглядов,   идей,   теорий,   концепций,   различных   гипотез   (о сущности   и   происхождении   жизни,   человека)   в   ходе   работы   с   различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного   отношения   к   природной   среде,   собственному   здоровью;   уважения   к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;  использование  приобретенных знаний и уменийв повседневной жизни для оценки последствий   своей   деятельности   по   отношению   к   окружающей   среде,   здоровью других   людей   и   собственному   здоровью;   обоснования   и   соблюдения   мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе. Учебно­методический комплект утвержден приказом заведующей  филиалом МАОУ Тоболовская   СОШ­Карасульская   средняя   общеобразовательная   школа  от  30.05   2018 №65/2: 1. Программа среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по биологии для   10­11   классов   образовательных   учреждений.   Авторы:   Г.М.Дымшиц,   О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2007. 2. Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. и др. Общая биология. 10­11 класс. М.: Просвещение, 2010. 3. Саблина О.В., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10­11 класс. Рабочая тетрадь для учащихся. М.: Просвещение, 2010. 4. С. В. Суматохин, А. С. Ермакова. Биология. Поурочные разработки. 10­11 класс. М.: Просвещение, 2010. Тематический план № п/п Раздел Количество часов В том числе Лабораторные и практические работы Обобщающие уроки Вид  Экосистемы  1 2 3 Итого  20 14 34 4 6 10 2 ­ 2 Содержание тем учебного курса. Вид (20 час). История   эволюционных   идей.  Значение   работ   К.Линнея,   учения   Ж.Б.Ламарка1, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция ­ структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Гипотезы   происхождения   жизни.   Отличительные   признаки   живого.   Усложнение живых   организмов   на   Земле   в   процессе   эволюции.   Гипотезы   происхождения   человека. Эволюция человека. 1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню  подготовки выпускников. 3 Проведение   биологических   исследований:  описание   особей   вида   по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. Актуальная   тематика   для   региона:Редкие   животные   и   растения   Тюменской области(урок № 10). Народы Тюменской области (урок № 19). Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (урок № 27).  Экосистемы (14 часов). Экологические   факторы,   их   значение   в   жизни   организмов.   Видовая   и пространственная   структура   экосистем.   Пищевые   связи,   круговорот   веществ   и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Проведение биологических исследований:  выявление антропогенных изменений в экосистемах   своей   местности;   составление   схем   передачи   веществ   и   энергии   (цепей питания);   сравнительная   характеристика   природных   экосистем   и   агроэкосистем   своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. Актуальная   тематика   для   региона:Типичныеагроценозы   региона(урок   № 28).Сравнительная   характеристика   природных   экосистем   и   агроэкосистем   своей местности(урок   №   29).   Анализ   публикаций   в   СМИ   по   экологическим   проблемам региона(урок № 32). В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 11класса  должен Требования к уровню подготовки выпускников       знать/понимать основные   положения  биологических   теорий   (клеточная,   эволюционная   теория Ч.Дарвина);   учение   В.И.Вернадского   о   биосфере;   сущность   законов   Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов:  клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);  сущность   биологических   процессов:  размножение,   оплодотворение,   действие искусственного   и   естественного   отбора,   формирование   приспособленности, образование   видов,   круговорот   веществ   и   превращения   энергии   в   экосистемах   и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику; уметь объяснять:  роль   биологии   в   формировании   научного   мировоззрения;   вклад биологических   теорий   в   формирование   современной   естественнонаучной   картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние   мутагенов   на   организм   человека,   экологических   факторов   на   организмы; взаимосвязи   организмов   и   окружающей   среды;   причины   эволюции,   изменяемости 4 видов,   нарушений   развития   организмов,   наследственных   заболеваний,   мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать  элементарные   биологические   задачи;   составлять   элементарные   схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особей видов по морфологическому критерию;  выявлять  приспособления   организмов   к   среде   обитания,   источники   мутагенов   в окружающей   среде   (косвенно),   антропогенные   изменения   в   экосистемах   своей местности; сравнивать:   биологические   объекты   (тела   живой   и   неживой   природы   по химическому   составу,   зародыши   человека   и   других   млекопитающих,   природные экосистемы   и   агроэкосистемы   своей   местности),   процессы   (естественный   и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;  анализировать и оценивать  различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни   и   человека,   глобальные   экологические   проблемы   и   пути   их   решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно­популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения   мер   профилактики   отравлений,   вирусных   и   других   заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания   первой   помощи   при   простудных   и   других   заболеваниях,   отравлении пищевыми продуктами; оценки   этических   аспектов   некоторых   исследований   в   области   биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).           Список дополнительной литературы: 1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1­3. М.: Мир, 1987. 2. Биология: Школьная инциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. 3. Воробьёв Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.: Просвещение, 1995. 4. Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. ­ М.: Академия, 2001 г. 5. Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. ­ М.: Просвещение, 2006 г. 6. Энциклопедия  для детей. Т. 2. Биология. ­ 5­е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. ­М.: Аванта+, 1998 г. 7. Яблоков А.В. Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4­е изд. М.: высшая школа, 1998. № п/п 1 2 № урока 4 9 График лабораторных работ. Тема Лабораторная   работа   №1  «Описание   особей   вида   по морфологическому критерию». Лабораторная   работа   №2  «Выявление   приспособлений   у организмов к среде обитания». Дата 26.09 07.11 5 3 4 5 6 7 8 9 10 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 14 17 25 26 27 29 33 34 Практическая   работа   №1  «Анализ   и   оценка   различных гипотез происхождения жизни». Практическая   работа   №2  «Анализ   и   оценка   различных гипотез происхождения человека». Практическая   работа   №3  «Составление   схем   передачи веществ и энергии (цепей питания)». Практическая   работа   №4  «Исследование   изменений   в экосистемах на биологических моделях (аквариум)». Практическая   работа   №5  «Выявление   антропогенных изменений в экосистемах своей местности». Практическая   работа   №6  «Сравнительная   характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». Практическая   работа   №7  «Анализ   и   оценка   последствий собственной   деятельности   в   окружающей   среде,   глобальных экологических проблем и путей их решения». Практическая работа №8 «Решение экологических задач». Актуальная тематика для региона: Тема урока. Редкие животные и растения Тюменской области. Народы Тюменской области. Выявление   антропогенных   изменений   в   экосистемах   своей местности (практическая работа №5). Типичныеагроценозы региона. Сравнительная   характеристика   природных   экосистем   и агроэкосистем своей местности (практическая работа №6). Анализ   публикаций   в   СМИ   по   экологическим   проблемам региона. № урока 10 19 27 28 29 32 12.12 16.01 06.03 13.03 20.03 10.04 15.05 22.05 Дата 14.11 30.01 20.03 03.04 10.04 08.05 График контрольных работ Контрольные работы Дата Контрольная   работа   по   теме   №1:   «Развитие   эволюционных идей. Механизмы эволюционного процесса». Контрольная работа №2 по теме: «Происхождение человека». 28.11 06.02 № п/п 1. 2. № урока 12 20 6 Актуальная Календарно­тематическое планирование тематика для Стандарт региона Интеграци я предметов р о т а к и ф и д о К Э Г Е ) ( я а к с е ч и т к а Ф а к о р у №   1.   я а м е у р и н а л П 05.0 9 Тема урока Инструктаж по   технике безопасности. Возникновени е   и   развитие эволюционных идей. 2. 12.0 9 Доказательств а   эволюции: палеонтологи ческие, эмбриологиче ские. 3. 19.0 9 Доказательств а   эволюции: сравнительно­ анатомически е, биогеографич еские. 4. 26.0 9   его Вид, критерии. Инструктаж по   технике безопасности. Лабораторна я   работа   №1      роль  роль (эволюционная   биологии   биологических теория Знать: ­основные   положения  теорий Ч.Дарвина);  ­вклад   выдающихся   ученых  в   развитие биологической науки;  ­биологическую терминологию. Уметь: ­объяснять:   биологии   в формировании   научного   мировоззрения; вклад   биологических   теорий   в формирование современной естественнонаучной   картины   мира; изменяемости видов; ­находить информацию о биологических объектах   в   различных   источниках (учебных   текстах,   научно­популярных изданиях) и критически ее оценивать; Знать: ­палеонтологические и эмбриологические доказательства эволюции; ­вклад   выдающихся   ученых  в   развитие биологической науки;  ­биологическую терминологию. Уметь: ­объяснять: в формировании   научного   мировоззрения; вклад   биологических   теорий   в формирование современной естественнонаучной   картины   мира; единство   живой   и   неживой   природы, родство живых организмов; ­находить  информацию о биологических объектах   в   различных   источниках (учебных текстах, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; Знать: ­сравнительно­анатомические биогеографические эволюции; ­биологическую   символику. Уметь: ­объяснять: в формировании   научного   мировоззрения; вклад   биологических   теорий   в формирование современной естественнонаучной   картины   мира; родство живых организмов;  ­находить  информацию о биологических объектах   в   различных   источниках (учебных текстах, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; Знать: ­строение биологических  объектов:  вид, его критерии;  ­биологическую терминологию. Уметь: ­описывать  морфологическому критерию;  и доказательства терминологию   и  роль   биологии   особей   видов   по             Основные понятия и термины. Эволюция. Креационизм. Движущие силы эволюции. Наследственн ость. Изменчивость. Борьба за существовани е. Естественный отбор.   Палеонтологи я. Эмбриология. Биогенетичес кий   закон. Закон зародышевого сходства. Рудименты. Атавизмы. Гомологичные органы. Аналогичные органы. Биогеография .   Виртуальная образовательн ая   экскурсия: Краеведчески й музей «Городская Дума», Археопарк   в г.   Ханты­ Мансийск. 4.1 6.2 1.4 2.1. 6 6.3 1.1. 3 1.4 2.1. 1 2.1. 2 2.1. 6 6.3 1.4 2.1. 2 2.1. 6 Вид. Критерии 7 вида. 6.1 1.4 2.5. 2 8 Контрольная работа по теме: «Развитие эволюционных идей. Механизмы эволюционного процесса». А. дивергенция признаков Б. разнообразие условий среды В. приспособленность к условиям среды Г. естественный отбор А. Задания с выбором одного правильного ответа:  А1. Движущей и направляющей силой эволюции является: Вариант 1 А2. Исходным материалом для естественного отбора является: А. модификационная изменчивость Б. наследственная изменчивость В. борьба за существование Г. приспособленность популяции к среде обитания А3. Любое приспособление организма является результатом: А4. Зеленая окраска кузнечика, гусениц бабочек является примером: В. естественного отбора Г. искусственного отбора В. покровительственной окраски Г. предостерегающей окраски А. дрейфа генов Б. изоляции А. маскировки Б. мимикрии А. вид Б. род А. экологическому Б. генетическому А5. При стабилизирующем отборе признаки организма не изменяются, так как: А. не меняются гены, определяющие эти признаки Б. не изменяются условия среды В. отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки Г. сохраняются «живые ископаемые» А6. Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между: А. взрослой лягушки и головастиком  Б. бабочкой капустницей и ее гусеницей А7. Исходной единицей систематики организмов является: В. дроздом певчим и дроздом рябинником Г. волками одной стаи.  А8. Ккакому критерию вида следует отнести область распространения в тундре северного оленя: В. популяция Г. отдельная особь В. морфологическому Г. географическому В1. Выберите три правильных утверждений из шести предложенных. Доказательства происходящей в настоящее время эволюции: А. наличие предупреждающей окраски у некоторых видов мух Б. появление популяций насекомых­вредителей, стойких к ядохимикатами В. возникновение новых форм вируса гриппа Г. наличие зимней окраски у животных Д. маскирующая окраска насекомых Е. появление бактерий, устойчивых к антибиотикам В2. Подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям.  Главные направления эволюции животных Основные направления эволюции. 1. возникновение многоклеточности 2. возникновение полового процессе 3. возникновение хорды 4. образование пятипалых конечностей 5. образование ластов 6. образование у земноводных трехкамерного сердца 7. возникновение теплокровности 8. переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных 9. утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей) 10. утрата конечностей (у китов) 11. утрата густого шерстяного покрова (у слонов) 12. утрата органов пищеварения (у бычьего цепня) 13. удлинение шеи у жирафа А Б В А) ароморфоз Б) идиоадаптация В) дегенерация 9 1,2,3,4,6,7,8 5,9,10,11,13 12 В3. Установите, в какой последовательности появились основные группы растений на Земле: 1. голосеменные 2. покрытосеменные 3. папоротникообразные 4. псилофиты 5. водоросли 5 4 3 1 2 С1. Дайте краткий свободный ответ. Почему система Ч.Дарвина была естественной наукой? Контрольная работа по теме: «Развитие эволюционных идей. Механизмы эволюционного процесса». Вариант 2 А. Задания с выбором одного правильного ответа:  А1. К движущим силам эволюции относят: А. Многообразие видов Б. Борьбу за существование А2. Результатом эволюции является: А. искусственный и естественный отбор Б. приспособленность организмов к среде обитания В. многообразие сортов Г. наследственная изменчивость А3. Единицей эволюции является: В. Видообразование Г. Приспособленность А. особь Б. популяция А. мимикрия Б. маскировка А4. К какому виду приспособлений относят яркую окраску божьих коровок? А5. Симбиоз рака­отшельника и актиний – это пример борьбы за существование: В. мутация Г. вид В. покровительственная окраска Г. предупреждающая окраска А6. При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида: В. проявляется движущий отбор Г. усиливаются процессы дивергенции А. внутривидовой Б. межвидовой В. борьбы с неблагоприятными условиями среды Г. не имеет отношения к борьбе за существование А. возрастает число спонтанных мутаций Б. проявляется стабилизирующий отбор А7. Видом называют группу особей, А. Обитающих на общей территории Б. Появившаяся в результате эволюции В. Скрещивающихся и дающих плодовитое потомство Г. Созданных человеком в результате отбора А8. Какому критерию вида соответствует следующее описание: императорский пингвин достигает в  длину 117 см, весит до 40 кг, имеет обтекаемую форму тела, короткую шею? А. этологическому Б. морфологическому В. географическому Г. экологическому В1. Выберите три правильных утверждений из шести предложенных. Понятие эволюция применимо к: А. домашней собаке, живущей во дворе Б. тараканам, с которыми постоянно борются ядохимикатами В. волку, обитающему в зоопарке Г. волнистому попугайчику, обитающему в клетке Д. стае бродящих собак Е. бездомным кошкам, обитающим в подвале многоквартирного дома В2. Подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям. Главные направления  эволюции растений Основные направления эволюции. 10 А­ ароморфоз  И ­ идиоадаптация  Д ­ дегенерация 1. возникновение хлорофилла 2. возникновение фотосинтеза 3. дифференциация тела растения на лист, стебель, корень (появление  вегетативных органов) 4. возникновение ползучего стебля у земляники 5. возникновение полового процесса 6. появление проводящей ткани 7. появление цветка у покрытосеменных 8. утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса) 9. появление плода у покрытосеменных 10. появление семян у голосеменных 11. появление лазящего стебля у винограда, плюща 12. утрата корней, хлорофилла и листьев повилики 13. появление клубней у дикого картофеля А 1,2,3,5,6,7,9,1 0 В3. Установите последовательность этапов развития животного мира на Земле И 4,8,11,13 Д 12 1. появление стегоцефалов 2. появление хрящевых рыб 3. появление костистых рыб 4. появление первых пресмыкающихся 5. появление современных птиц 2 3 1 4 5 С1. Дайте краткий свободный ответ. Почему система К. Линнея была искусственной? Назовите основной принцип построения. Контрольная работа по теме «Происхождение человека» Вариант 1 Часть 1. К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых один верный.  1. К доказательствам происхождения человека от животных относят: а) усиление обмена веществ;  б) наличие развитого обоняния и осязания; 2. Расовая теория отрицает: в) увеличение лицевого отдела черепа;  г) сходство в развитии их зародышей. а) морфологическое единство рас;  б) генетическое единство человеческих рас; в) сходство человека с человекообразными обезьянами;  г) принадлежность человека к отряду приматов. 3.  Какой из указанных признаков присущ только человеку: а) наличие четырехкамерного сердца;  б) развитое сознание, абстрактное мышление;  в) питание растительной и животной пищей;  г) большой палец противопоставлен всем остальным. 4. Формирование у человека изгибов в позвоночнике в процессе эволюции связано: а) с расширением грудной клетки;  б) с усилением развития легких;  в) с необходимостью защиты спинного мозга; г) прямохождением. 5. К социальным факторам эволюции человека относят: а) письменность и искусство;  б) наследственность и изменчивость; а) более быстрому передвижению по земле;  б) более тесному общению предков человека;  6. Важным антропоморфозом в эволюции человека считают прямохождение, так как оно способствовало: в) естественный отбор;  г) борьбу за существование. 11 а) абстрактное мышление;  б) борьбу за существование;  в) общественную трудовую деятельность;  г) членораздельную речь и письменность. в) освоению новых территорий и их заселению; г) освобождению руки и развитию трудовой деятельности. 7. К социальным факторам эволюции человека не относят: 8. Что служит доказательством родства человека и животных: а) их широкое распространение во всех средах обитания;  б) усложнение нервной системы в процессе эволюции;  в) наличие различных систем органов;  в) палеонтологические находки древних людей. Часть 2. Выберите три верных ответа из шести.  В1. Какие из перечисленных признаков характеризуют социальные факторы эволюции человека: 1) общественный образ жизни 2) способность приобретать признаки по наследству 3) абстрактное мышление и речь 4) совместная трудовая деятельность 5) модификационная изменчивость 6) естественный отбор и забота о потомстве В2. Под воздействием биологических факторов у человека: 1) появилась членораздельная речь 2) сформировалось абстрактное мышление  3) развились зубы мудрости  4) появились изменения, определяющие цвет волос и глаз 5)развивалось земледелие 6)расширилась грудная клетка В3. Установите соответствие между фактором эволюции человека и его видом. Фактор эволюции А) борьба за существование  Б) наследственная изменчивость В) общественная трудовая деятельность  Д) естественный отбор  Е) членораздельная речь 1 2 Вид фактора  1) биологический 2) социальный А, Б, Д В, Е С1. Приведите не менее трех доказательств происхождения человека от животных. Контрольная работа по теме «Происхождение человека» Вариант 2 Часть 1. К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых один верный. 1. О происхождении человека от животных свидетельствует: а) дыхание легкими;  б) чеиырехкамерное сердце;  в) наличие у человека рудиментов и атавизмов;  г) наличие у них хорды и нервной трубки 2. О единстве и родстве человеческих рас свидетельствует: а) их расселение по всему земному шару;  б) одинаковый набор хромосом, сходство их строения;  в) приспособленность к жизни в различных климатических условиях;  г) способность преобразовывать окружающую среду. 3. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, сформировалась: а) членораздельная речь;  б) рассудочная деятельность;  в) забота о потомстве; г) способность передавать признаки по наследству. 4. В скелете человекообразных обезьян, в отличие от скелета человека: а) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым;  б) семь шейных позвонков; 12 в) расширенная в стороны грудная клетка;  г) отсутствует сводчатая стопа. 5. Какой из указанных признаков связан с проявлением социальной природы человека? а) образование условных рефлексов;  б) общение друг с другом через Интернет; в) способность передавать приобретенные признаки по наследству; г) наличие центра слуха. 6. Укажите биологический фактор антропогенеза: а) членораздельная речь;  б) общественный образ жизни;  в) трудовая деятельность; г) наследственная изменчивость. 7. К социальным факторам эволюции человека относят: а) заселение новых территорий;  б) развитие мозгового отдела черепа; в) использование опыта предыдущих поколений;  г) борьбу за существование и естественный отбор. 8. В процессе антропогенеза членораздельная речь впервые появилась: а) у кроманьонцев;  б) у неандертальцев;  Часть 2. Выберите три верных ответа из шести.  В1. К биологическим факторам эволюции человека относят: 1) трудовую деятельность 2) борьбу за существование 3) общение с помощью устной и письменной речи 4) наследственную изменчивость 5) общественный образ жизни 6) естественный отбор В2. Человек, в отличие от человекообразных обезьян, имеет: 1) сводчатую стопу 2) S­образный позвоночник 3) четыре группы крови 4) четырехкамерное сердце Пример А) густой волосяной покров на теле Б) ископаемые находки древних людей  В) находки орудий труда, изготовленных питекантропами Г) складка мигательной перепонки Д) случаи рождения человека с большим количеством сосков. 1 А, Г, Д 2 Б, В в) у питекантропов;  г) у австралопитеков. 5) абстрактное мышление 6) легочное дыхание Группа доказательств 1) сравнительно­анатомические 2) палеонтологические В3.   Установите   соответствие   между   примером   доказательства   эволюции   человека   и   группой доказательств, к которой его относят: С1. Приведите не менее трех доказательств принадлежности людей разных рас к одному виду Homosapiens.  В3.   Установите   соответствие   между   примером   доказательства   эволюции   человека   и   группой доказательств, к которой его относят: Пример А) густой волосяной покров на теле Б) ископаемые находки древних людей  В) находки орудий труда, изготовленных питекантропами Г) складка мигательной перепонки Д) случаи рождения человека с большим количеством сосков. 1 А, Г, Д 2 Б, В Группа доказательств 1) сравнительно­анатомические 2) палеонтологические 13 С1. Приведите не менее трех доказательств принадлежности людей разных рас к одному виду Homosapiens.  14 15 16

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)

Рабочая программа по  учебному предмету «Биология» 11 класс (общеобразовательный)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2019