03-02
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-
Карасульская средняя общеобразовательная школа
п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область
СОГЛАСОВАНО Старший методист ____________Зуева О.Г. 31.08.2016
|
СОГЛАСОВАНО Методист ______________З.А. Изулина 31.08. 2016г.
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующая Карасульской СОШ ____________ Т.В. Гинтер 31.08. 2016г. Приказ №___ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Химия» 10 класс на 2016-2017 учебный год
Составитель: учитель Юрова Светлана Николаевна
п.Октябрьский
2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования базового уровня по химии (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с учетом программы Габриеляна О.С.
Общая характеристика учебного предмета.
Основные вопросы, рассматриваемые в ходе изучения химии 10 класса (базовый уровень): изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Изучение органической химии учащимся 10 класса позволяет более осознанно организовать самостоятельную деятельность по установлению взаимосвязей элементов знаний. Значительное число химических фактов позволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов. Программа структурирована по пяти блокам: Методы познания в химии; Теоретические основы химии; Неорганическая химия; Органическая химия; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в программе структурирована по темам и направлена на достижение целей химического образования в старшей школе.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения химии на ступени среднего общего образования. Согласно учебному плану филиала МАОУ Тоболовская СОШ - Карасульская СОШ в 2016-2017 на изучение химии в 10 классе на базовом уровне отводится 1 ч в неделю (34 часа за год).
Изучение химии в средней школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ; оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;
· воспитание убежденности в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к среде обитания;
· применение полученных знаний и умений по химии в повседневной жизни, а также для решения практических задач в сельском хозяйстве и промышленном производстве.
Задачи курса:
· Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
· Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
· Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщении.
· Использовать международную номенклатуру названий веществ.
· Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.
· Характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; зависимость свойств органических веществ от их состава и строения.
· Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.
Учебно-методический комплект утвержден приказом заведующей филиалом МАОУ Тоболовская СОШ - Карасульской СОШ от 31 мая 2016 №22/2:
1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2001.
2. О.С.Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. Учебник химия 10 класс для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2006.
3. О.С. Габриелян. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2008.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
Количество лабораторных опытов |
Количество практических работ |
Количество контрольных работ |
1 |
Методы познания химии. |
в течение изучаемых тем |
|
|
|
2 |
Современные представления о строении атома. |
в течение изучаемых тем |
|
|
|
3 |
Химическая связь. |
в течение изучаемых тем |
|
|
|
4 |
Вещество. |
в течение изучаемых тем |
|
|
|
5 |
Химические реакции. |
в течение изучаемых тем |
|
|
|
6 |
Неорганическая химия |
в течение изучаемых тем |
|
|
|
7 |
Органическая химия. |
31, а также в течение изучаемых тем |
9 |
2 |
3 |
8 |
Химия и жизнь. |
3 |
2 |
|
|
|
Итого |
34 |
11 |
2 |
3 |
Содержание учебного курса
Методы познания химии.
Научные методы познания окружающего мира и их использование. Роль эксперимента и теории в познании химии. Моделирование химических процессов.
Теоретические основы химии.
Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-, d-Химические элементы, их положение в периодической системе. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов[1]. Развитие знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов.
Химическая связь
Ковалентная связь и ее разновидности, механизмы образования. Геометрия молекул. Электроотрицательность. Степени окисления и валентности атомов химических элементов в соединениях. Внутримолекулярные и межмолекулярные водородные связи.
Вещество
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Свойства классов органических веществ. Причины многообразия веществ: качественный и количественный состав, изомерия, гомология, изотопия.
Химические реакции
Классификация химических реакций в органической химии. Обратимость реакций.
Неорганическая химия.
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов.
Органическая химия – 31 час
Классификация и номенклатура органических соединений. Структурная теория – основа органической химии. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологи и гомологический ряд. Изомерия: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи, функциональной группы) и пространственная (цис-транс, оптическая). Типы связей в молекулах органических веществ (сигма- и пи-связи) и способы их разрыва. Характеристика органических соединений: классы органических веществ, номенклатура, строение, способы получения, физические и химические свойства, применение. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть, природные и попутные газы. Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенолы, карбонильные соединения (альдегиды и кетоны), карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Понятие об азотистых гетероциклических основаниях и нуклеиновых кислотах. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна, биополимеры. Материальное единство неорганических и органических веществ.
Химия и жизнь – 3 часа
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Токсичные вещества. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Соблюдение правил безопасной работы со средствами бытовой химии. Промышленное получение веществ. Производство метанола, этанола. Химические основы получения высокомолекулярных веществ. Переработка нефти.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения химии ученик 10 класса на базовом уровне должен
знать
важнейшие химические понятия: изотопы, атомные орбитали, аллотропия, изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, степень окисления, типы химических связей, ионы, вещества молекулярного и немолекулярного строения, молярная концентрация раствора, сильные и слабые электролиты, гидролиз, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, структурного строения органических соединений.
вещества и материалы, широко используемые на практике: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, метан, этилен, ацетилен, бензол, стекло, цемент, минеральные удобрения, бензин, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, искусственные волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть: вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, изомеры и гомологи различных классов органических соединений, окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
характеризовать: s- и p-элементы по их положению в периодической системе элементов; общие химические свойства металлов и неметаллов и их важнейших соединений; химическое строение и свойства изученных органических соединений ;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу образования химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции от различных факторов, смещение химического равновесия под воздействием внешних факторов;
выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя, парниковый эффект, энергетические и сырьевые проблемы); для понимания роли химии в народном хозяйстве страны;
безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами; выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на производстве.
Список дополнительной литературы:
1. О.С Габриелян. П.П. Берёзкин, А.А. Ушакова. Контрольные и проверочные работы. Химия. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10». «Дрофа», Москва, 2003.
2. О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии. «Дрофа», Москва, 2004.
3. Г.П. Хомченко. Пособие по химии для поступающих в вузы. М.: ООО «Издательство новая волна», 2001.
Цифровые Образовательные Ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru/
2. http://him.1september.ru/index.php
3. http://him.1september.ru/urok/
4. www.km.ru/education
5. http://djvu-inf.narod.ru/
6. http://www.edu.ru
7. http://www.fipi.ru
График практических работ по химии.
Номер по порядку |
Номер урока |
Тема |
Дата |
1 |
28 |
Идентификация органических соединений. |
|
2 |
31 |
Распознавание пластмасс и волокон. |
|
График лабораторных опытов по химии.
Номер по порядку |
Номер урока |
Тема |
Дата |
1 |
2 |
Изготовление моделей молекул органических соединений. |
|
2 |
6 |
Обнаружение непредельных соединений. |
|
3 |
9 |
Знакомство с образцами природных углеводородов. |
|
4 |
14 |
Качественные реакции на многоатомные спирты. |
|
5 |
16 |
Качественные реакции на альдегиды. |
|
6 |
18 |
Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. |
|
7 |
20 |
Качественная реакция на крахмал. |
|
8 |
22 |
Качественные реакции на белки. |
|
9 |
27 |
Знакомство с образцами золей и гелей. |
|
10 |
27 |
Знакомство с образцами лекарств домашней аптечки. |
|
11 |
29 |
Знакомство с образцами полимеров. |
|
График контрольных работ по химии.
№ |
№ урока |
Тема |
Дата |
1 |
12 |
Углеводороды. |
|
2 |
24 |
Функциональные производные углеводородов. |
|
3 |
33 |
Итоговая контрольная по органической химии. |
|
Календарно-тематическое планирование.
№ |
дата |
тема урока |
стандарты |
кодификатор |
основные понятия |
демонстрация |
|
По плану |
коррекция |
||||||
1.
|
|
|
Предмет органической химии. Вводный инструктаж по технике безопасности. |
Знать: основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; основные понятия Периодическая система, группа, период, подгруппа вещество, химический элемент, атом, молекула. Уметь: характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов. |
1.1 |
Периодическая система, основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; группа, период, подгруппа вещество, химический элемент, атом, молекула |
|
2. |
|
|
Теория строения органических соединений. |
Знать: основные понятия изомерия, углеродный скелет, гомология, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, положения теории А.М.Бутлерова. Уметь: объяснять природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), положения теории А.М.Бутлерова, определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, составлять структурные формулы органических веществ, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием |
3.1 3.2 |
химическая связь, гомология, углеродный скелет, электроотрицательность, валентность, степень окисления, положения теории А.М.Бутлерова, изомерия |
Модели молекул изомеров и гомологов. Лабораторный опыт №1. Изготовление моделей молекул органических соединений. |
3. |
|
|
Классификация органических соединений. |
Знать: систему названий, употребляющихся в химии, вещества молекулярного и немолекулярного строения, функциональная группа, теорию строения органических соединений; Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре основных классов неорганических и органических соединений |
3.1 3.2 4.3.5 4.3.6 4.3.8 4.3.9 |
вещества молекулярного и немолекулярного строения, функциональная группа, теорию строения органических соединений |
|
4. |
|
|
Природный газ. Алканы. |
Знать: понятия о видах изомерии, систематической номенклатуре, свойства алканов, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, метан. Уметь: строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов алканов, составлять уравнения реакций с участием алканов, объяснять зависимость свойств алканов от их состава принадлежность веществ к различным классам органических соединений. |
3.4 3.9 1.4.10 |
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, алканы, метан
|
Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт) |
5. |
|
|
Алкены. Этилен. |
Знать: понятия о видах изомерии, алкены, качественные реакции, этилен, двойная связь, систематической номенклатуре, свойства веществ с двойной связью, способы получения алкенов. Уметь: строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов алкенов, составлять уравнения реакций с участием алкенов. |
3.4 3.9 1.4.104.1.4 4.1.5 |
Этилен, алкены, двойная связь |
Получение этилена. Качественные реакции на кратные связи. |
6. |
|
|
Алкадиены и каучуки. |
Знать: понятия о видах изомерии, систематической номенклатуре, свойства диенов, понятие о натуральном, синтетическом каучуках, о резине. Уметь: строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов алкинов, составлять ур-ия реакций с участием алкинов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием |
3.4 3.9 1.4.104.1.4 4.1.5 |
|
Лабораторный опыт №2. Обнаружение непредельных соединений.
|
7. |
|
|
Алкины. |
Знать: понятия о видах изомерии, ацетилен, тройная связь, систематической номенклатуре, свойства и получение алкинов Уметь: строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов алкинов, составлять уравнения реакций с участием алкинов. |
4.1.4 4.1.5 3.4 3.9 1.4.10 |
алкины, ацетилен, тройная связь |
Получение ацетилена.
|
8. |
|
|
Арены. |
Знать: свойства бензола, арены, бензольное кольцо Уметь: объяснять зависимость свойств бензола от состава и строения. |
3.4 3.9 1.4.10 |
Бензол, арены, бензольное кольцо |
|
9. |
|
|
Природные источники углеводородов. |
Знать: Природные источники углеводородов их состав и способы переработки. Уметь: проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета, работа с коллекциями органических веществ); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием |
3.4 1.4.10 |
Природные источники углеводородов: нефть, газ, уголь.
|
Лабораторный опыт № 3. Знакомство с образцами природных углеводородов.
|
10. |
|
|
Решение задач на вывод формул органических веществ. |
Знать: алгоритм решения задач, химические формулы для проведения расчетов. Уметь: проводить расчеты по установлению формул. |
4.3.5 4.3.6 4.3.7 4.3.8 4.3.9 |
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, моль, молярная масса, молярный объем |
|
11. |
|
|
Подготовка к контрольной работе. |
Знать: узловые понятия по теме Уметь: применять полученные знания в новых ситуациях. |
3.4 3.9 1.4.10 |
|
|
12. |
|
|
Контрольная работа№1. «Углеводороды». |
Знать: основные понятия, полученные при изучении темы. Уметь: применять полученные знания в новых ситуациях |
3.4 3.9 1.4.10 |
|
|
13. |
|
|
Предельные одноатомные спирты. |
Знать: строение спиртов, виды изомерии, систематическую номенклатуру, функциональную группу, свойства одноатомных спиртов их применение, этанол, воздействие спиртов на организм Уметь: строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов, составлять уравнения реакций с участием одноатомных спиртов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий, приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве |
3.5 3.6 3.9 |
этанол, спирты, алкоголи, получение метанола и этанола |
|
14. |
|
|
Многоатомные спирты |
Знать: строение спиртов, виды изомерии, систематическую номенклатуру, функциональную группу, свойства многоатомных спиртов их применение, глицерин. Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию многоатомных спиртов; строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов, составлять уравнения реакций с участием одноатомных спиртов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием |
3.5 3.6 3.9 4.1.4 4.1.5 |
глицерин, многоатомные спирты |
Лабораторный опыт №4. Качественные реакции на многоатомные спирты. |
15. |
|
|
Фенолы |
Знать: строение и свойства фенола, сущность положения теории А.М. Бутлерова: взаимное влияние атомов в молекуле, качественные реакции. Уметь: объяснять зависимость свойств фенола от их состава и строения, составлять уравнения реакций, отражающих химические свойства фенола. |
3.5 3.6 3.9 |
фенолы, взаимное влияние атомов в молекуле |
|
16. |
|
|
Альдегиды |
Знать: строение альдегидов, виды изомерии, систематическую номенклатуру, функциональную группу, свойства альдегидов, их применение. Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов; строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием |
3.5 3.6 3.9 4.1.4 4.1.5 |
альдегиды, метаналь |
Лабораторный опыт № 5. Качественные реакции на альдегиды. |
17. |
|
|
Карбоновые кислоты |
Знать: строение молекул карбоновых кислот, уксусной кислоты, виды изомерии, систематическую номенклатуру, функциональную группу, классификацию, свойства карбоновых кислот. Уметь: строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов, составлять уравнения реакций с участием карбоновых кислот. |
3.5 3.6 3.9 |
карбоновые кислоты, серная, соляная, азотная и уксусная кислота |
|
18. |
|
|
Сложные эфиры. Жиры. |
Знать: свойства эфиров, жиров, их применение, получение и виды мыла. Уметь: составлять уравнения, работать с дополнительной литературой, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием |
3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 4.1.4 4.1.5 |
сложные эфиры, жиры, мыла |
Образцы средств гигиены и косметики. Лабораторный опыт № 6. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. |
19. |
|
|
Моносахариды. |
Знать: понятие углеводы, строение и химические свойства моносахаридов, биологическую роль моносахаридов, свойства глюкозы.. Уметь: составлять уравнения реакций с участием моносахаридов, устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ. |
3.7 3.8 3.9 4.1.4 4.1.5 |
углеводы, глюкоза, моносахариды |
|
20. |
|
|
Дисахариды и полисахариды. |
Знать: понятие дисахариды и полисахариды, биологическую роль дисахаридов, свойства крахмала и целлюлозы. Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала; устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. |
3.7 3.8 3.9 4.1.4 4.1.5 |
дисахариды и полисахариды, сахароза, крахмал, клетчатка, целлюлоза |
Лабораторный опыт №7. Качественная реакция на крахмал. |
21. |
|
|
Понятие об аминах. Анилин. |
Знать: состав, строение, химические свойства, взаимное влияние атомов в молекуле. Уметь: определять заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, объяснять зависимость свойств аминов от их состава и строения, составлять уравнения хим. реакций, отражающих химические свойства аминов. |
3.7 3.8 3.9 4.1.4 4.1.5 |
амины, анилин, аммиак, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель |
|
22. |
|
|
Аминокислоты. Белки |
Знать: состав, строение, хим. свойства, взаимное влияние атомов в молекуле, состав, хим. свойства белков. Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию белков; объяснять зависимость свойств аминокислот от их состава и строения, составлять уравнения реакций, отражающих химические свойства аминокислот, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием |
3.7 3.8 3.9 4.1.4 4.1.5 |
аминокислоты, белки, цветные реакции |
Лабораторный опыт № 8. Качественные реакции на белки. |
23. |
|
|
Нуклеиновые кислоты. |
Знать: состав, строение, хим. свойства, нуклеиновых кислот, их биологическое значение. Уметь: объяснять зависимость свойств нуклеиновых кислот от их состава и строения, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
3.7 3.8 |
РНК, ДНК |
|
24. |
|
|
Контрольная работа №2. «Функциональные производные углеводородов». |
Знать: основные понятия, полученные при изучении темы. Уметь: применять полученные знания в новых ситуациях |
3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 1.4.104.1.4 4.1.5 |
|
|
25. |
|
|
Ферменты. |
Знать: классификацию, свойства ферментов. Уметь: проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для презентации и представления информации; использовать приобретенные знания и умения для объяснения химических явлений, происходящих в природе, объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов |
4.1.4 4.1.5 |
ферменты, катализ, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, химическое равновесие |
|
26. |
|
|
Витамины. |
Знать: классификацию, свойства витаминов, гормонов. Уметь: проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для презентации и представления информации; использовать приобретенные знания и умения для объяснения химических явлений, происходящих в природе. |
3.9 4.1.4 4.1.5 |
витамины |
|
27. |
|
|
Гормоны. Лекарства. |
Знать: классификацию, свойства лекарств, гормонов. Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием, объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы
|
3.9 4.1.4 4.1.5 |
гормоны, лекарства |
Образцы лекарственных препаратов и витаминов. Лабораторный опыт №9. Знакомство с образцами золей и гелей. Лабораторный опыт № 10. Знакомство с образцами лекарств домашней аптечки. |
28. |
|
|
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений. |
Знать: правила ТБ, устройство лабораторного штатива, приемы работы со спиртовкой. Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников |
4.1.4 4.1.5 |
правила ТБ, устройство лабораторного штатива, приемы работы со спиртовкой.
|
|
29. |
|
|
Искусственные полимеры. |
Знать: области применения, сырье для изготовления, классификацию. Уметь: работать с дополнительной литературой, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием |
3.9 4.1.4 4.1.5 |
искусственные волокна, каучуки, пластмассы
|
Лабораторный опыт №11. Знакомство с образцами полимеров. |
30. |
|
|
Синтетические соединения. |
Знать: области применения, сырье для изготовления, классификацию. Уметь: работать с дополнительной литературой. |
3.9 .1.4 4.1.5 |
синтетические волокна, каучуки, пластмассы
|
|
31. |
|
|
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон. |
Знать: правила ТБ, устройство лабораторного штатива, приемы работы со спиртовкой. Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших пластмасс и волокон; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников |
4.1.4 4.1.5 |
правила ТБ, устройство лабораторного штатива, приемы работы со спиртовкой.
|
|
32. |
|
|
Обобщение по теме «Полимеры». |
Знать: основные понятия, полученные при изучении темы. Уметь: применять полученные знания в новых ситуациях |
3.1 3.2 3.3 3.4 4.1.4 4.1.5 4.3.5 4.3.6 4.3.7 4.3.8 4.3.9 |
|
|
33. |
|
|
«Итоговая контрольная по органической химии». |
Знать: основные понятия, полученные при изучении темы. Уметь: применять полученные знания в новых ситуациях |
3.1 3.2 3.3 3.4 4. |
|
|
34. |
|
|
Итоговый урок по курсу органической химии. |
Знать: основные понятия, полученные при изучении темы. Уметь: применять полученные знания в новых ситуациях |
4.1.4 4.1.5 |
|
|
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Вариант 1. Часть А. Тестовые задания с выбором ответа.
1.Укажите общую формулу алканов
1) CnH2n +2 2) CnH2n 3) CnH2n—2 4) CnH2n -6
1) алканов 2) алкенов 3) алкинов 4) аренов
1) 2-метилбутен-2 2) бутен-2 3) бутан 4) бутин-1
1) бутадиен-1,2 2) бутадиен-1,3 3) пропадиен-1,2 4) пентадиен-1,2
1) бутан 2) бутен-1 3) бутин 4) бутадиен-1,3
1) пропен 2) пропан 3) этан 4) бутан
t Ni, +H2
1) CO2 2) C2H2 3) C3H8 4) C2H6
1) С2Н4 и СН4 2) С3Н8 и Н2 3) С6Н6 и Н2О 4) С2Н4 и Н2
1) 1 моль 2) 2 моль 3) 3 моль 4) 4 моль
Часть Б. Задания со свободным ответом
СН4 → C2Н2 → C6H6 → C6H5Cl Дайте названия продуктам реакции
12. Сколько литров углекислого газа образуется при сжигании 4,2 г пропена.
13. Найдите объем этилена (н.у.), полученного реакцией дегидратации 230 мл 95%-го этилового спирта (плотность 0,8 г/мл).
Вариант 2. Часть А. Тестовые задания с выбором ответа.
1. Укажите общую формулу алкенов
1) CnH2n +2 2) CnH2n 3) CnH2n—2 4) CnH2n -6
|
СН3
1) алканов 2) алкенов 3) алкинов 4) аренов
3. Укажите название изомера для вещества, формула которого СН3 - С = С – СН3
1) пентин-2 2) бутан 3) бутен-2 4) бутин-1
4. Укажите название гомолога для бутана
1) бутен 2) бутин 3) пропан 4) пропен
5. Укажите название вещества, для которого характерна реакция замещения
1) гексан 2) гексен-1 3) гексин-1 4) гексадиен-1,3
6. Укажите название вещества, для которого характерна реакция гидрирования
1) метан 2) пропан 3) пропен 4) этан
t, Pt +HСl
1) CH2Cl – CHCl – CH3 2) CH3 – CCl2 – CH3 3) CH3 – CHCl – CH3 4) CH2Cl – CH2 – CH3
1) С3Н8 и О2 2) С2Н4 и СН4 3) С4Н10 и НCl 4) С2Н6 и Н2О
1) 1 моль 2) 2 моль 3) 3 моль 4) 4 моль
Часть Б. Задания со свободным ответом
10. Перечислите области применения алканов.
11. Напишите уравнения химических реакций для следующих превращений:
CаС2 → C2Н2 → C6H6 → C6H5NO2
Дайте названия продуктам реакции
12. Сколько в граммах паров воды образуется при сжигании 5,8 г бутана
13. Найдите объем этилена (н.у.), полученного реакцией дегидратации 250 мл 96%-го этанола (плотность 0,85 г/мл).
Контрольная работа №2 по теме «Функциональные производные углеводородов»
1 вариант |
|
На «3» |
1.Дайте названия веществам и укажите класс каждого вещества: |
а) СH3-CH2-COH б) CH3-CH-CH2-COOH │ в) CH3-CH-CH2-CH3 CH3 г) CH3-OH │ OH |
|
2. Осуществите цепочку превращений, укажите условия протекания реакций, назовите вещества по цепочке: |
|
C2H6 →C2H5Cl →C2H5OH→CH3COH→CH3COOH |
|
На «4» |
3. Предложите три способа и напишите УХР получения ацетата натрия |
На «5» |
4. Установите формулу кислородсодержащего органического вещества, плотность паров которого2,59 г/л, массовые доли кислорода и водорода соответственно равны 0,276 и 0,1035. Составьте структурную формулу установленного вещества, назовите |
|
|
|
2 вариант |
|
На «3» |
1.Дайте названия веществам и укажите класс каждого вещества: |
а) CH3-CH2-OH б) CH3-CH-COH │ в) HCOOH CH3
г) CH3-CH2-CH-CH2-CH3 │ OH |
|
2. Осуществите цепочку превращений, укажите условия протекания реакций, назовите вещества по цепочке: CH4→ CH3 Br →CH3OH→HCOH →HCOOH |
|
На «4» |
3. Предложите три способа и напишите УХР получения воды с участием муравьиной кислоты |
На «5» |
4. Установите формулу кислородсодержащего органического вещества, плотность паров которого1,96 г/л, массовые доли углерода и водорода соответственно равны 0,5455 и 0,091. Составьте структурную формулу установленного вещества, назовите. |
Итоговая контрольная по органической химии.
1 вариант
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А, В и С. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный.
А1. Вещества, имеющие формулы СН3 – О – СН3 и СН3 – СН2 – ОН, являются
1) гомологами; 2) изомерами; 3) полимерами; 4) пептидами.
А2. Углеводород, в молекуле которого атомы углерода имеют sp3 гибридизацию
1) бутен-1; 2) бутан; 3) бутадиен-1,2; 4) бутин-1; 3) альдегид; 4) алкан.
А4. Только в одну стадию может протекать гидрирование этого углеводорода:
1) бутадиен-1,3; 2) бутен-1; 3) бензол; 4) бутин-2.
А5. Количество атомов водорода в циклогексане: 1) 12; 2) 8; 3) 10; 4) 14.
А6. Реакция среды в водном растворе глицина: 1) нейтральная; 2) кислая; 3) соленая; 4) щелочная.
А7. В промышленности ароматические углеводороды получают из… 1) природного газа; 2) нефти; 3) остатков горных пород; 4) торфа.
А8. Уксусная кислота не вступает во взаимодействие с веществом
1) оксид кальция 2) метанол 3) медь 4) пищевая сода
А9. Ацетилен принадлежит к гомологическому ряду:
1) алканов; 2) алкинов; 3) аренов; 4) алкенов
А10. Полипропилен получают из вещества, формула которого
1) СН2 = СН2; 2) СН º СН; 3) СН3 – СН2 – СН3; 4) СН2 = СН – СН3.
А11. К ядовитым веществам относится: 1) метанол; 2) этанол; 3) пропанол; 4) бутанол.
А12. При сгорании 3 моль метана по термохимическому уравнению
СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О + 880 кДж выделилось:
1) 293,3 кДж; 2) 1760 кДж; 3) 2640 кДж; 4) 880 кДж.
А 13. Фенол нельзя использовать для получения
1) красителей 2) капрона 3) пищевых добавок 4) взрывчатых веществ
А 14. Формалин – это водный раствор
1) уксусного альдегида 3) муравьиного альдегида
2) уксусной кислоты 4) этилового спирта
Часть В
Ответом к заданиям этой части( В1-В5) является последовательность цифр или число, которые следует записать в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
1. Объем газа, который выделится при гидролизе 6,4 г карбида кальция, равен _________ л (запишите число с точностью до десятых).
2. Установите соответствие между названием вещества и числом p-связей в его молекуле.
Название вещества Число p-связей в молекуле
1) этан а) ноль
2) бутадиен-1,3 б) одна
3) пропен-1 в) две
4) ацетилен г) три
д) четыре
3. Установить соответствие:
вещество нахождение в природе
1) Глюкоза а) в соке сахарной свеклы
2) Крахмал б) в зерне
3) Сахароза в) в виноградном сахаре
4) Целлюлоза г) в древесине
4. Число изомерных циклоалканов состава С5Н10 равно:
5. Установите соответствие между реагентами и типом реакции.
Реагенты Тип реакции
1) С2Н4+ О2 -> а) замещение
2) СН4 -> б) окисление
3) СН3СООН + КОН -> в) присоединение
4) СН4+ Cl2 -> г) обмена
д) разложение
6. Установите соответствие между названием вещества и его формулой.
Название вещества Формула
1) этан а) СН3-СН3
2) метанол б) СН3-ОН
3) пропановая кислота в) СН=СН
4) ацетилен г) СН3-СН2-СОН
д) СН3-СН2-СООН
Часть С
1. При сгорании углеводорода выделилось 0,22 г углекислого газа и 0,09 г паров воды. Плотность этого вещества по воздуху равна 1,45. Определите молекулярную формулу углеводорода.
2. Запишите реакции, соответствующие схеме:
карбид кальция ®ацетилен ®бензол ®хлорбензол ®толуол ®2,4,6-трибромтолуол.
3. Какой объем оксида углерода (IV ) (н.у.) выделится при взаимодействии раствора, содержащего 2,3 г муравьиной кислоты с избытком карбоната кальция.
2вариант
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А, В и С. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. Изомером 2-метилбутена-1 является
1) бутен-1; 2) 2-метилпентен-1; 3) пентан; 4) пентен -1.
А2. В молекуле пропена гибридизация орбиталей атомов углерода:
1) sp2; 2) sp3; 3) sp; 4) sp3 и sp.
А3. Продуктом присоединения хлороводорода к этену является:
1) 2-хлорпропан; 2) 1-хлорэтан;
3) 2,2-дихлорпропан; 4) 1,1-дихлорэтан.
А4. С каждым из веществ: бромоводород, водород, вода – будет взаимодействовать:
1) пропан; 2) этен; 3) этан; 4) фенол.
А5. К соединениям, имеющим общую формулу СnH2n, относится
1) бензол; 2) гексен; 3) гексан; 4) гексин.
А6. К какому классу принадлежат белки: 1) сложные эфиры; 2) полинуклеотиды;
3) простые эфиры; 4) полиамиды.
А7. Промышленным способом получения углеводородов является: 1) гидрирование; 2) изомеризация; 3) гидролиз; 4) крекинг.
А8. Реакцию «серебряного зеркала» дает:
1) фенол; 2) муравьиная кислота; 3) глицерин; 4) бензол
А9. Пропаналь принадлежит к гомологическому ряду:
1) фенолы; 2) сахариды; 3) амины; 4) альдегиды
А10. Полимер состава (-СН2-СН2-)n получен из:
1) этилена; 2) этана; 3) бутана; 4) этина.
А11. К наркотическим веществам относится:
1) этанол; 2) пропанол; 3) метанол; 4) бутанол.
А12. В результате реакции, термохимическое уравнение которой
С2H5OH + 3O2 2CO2 + 3H2O + 1374 кДж,
выделилось 687 кДж теплоты. Количество вещества этанола равно
1) 0,5 моль; 2) 1 моль; 3) 1,5 моль; 4) 2 моль.
А13. Глицерин нельзя использовать для получения
1) взрывчатых веществ 3) лекарств
2) этилового спирта 4) кремов и мазей в парфюмерии
А14. Подсолнечное, льняное, хлопковое масла относятся к классу:
1) углеводы 2) белки 3) жиры 4) фенолы
Часть В
Ответом к заданиям этой части( В1-В5) является последовательность цифр или число, которые следует записать в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
1. Масса циклогексана, полученная в результате взаимодействия 7,8г бензола с водородом равна _______г (запишите число с точностью до десятых).
2. Установите соответствие между названием вещества и классом соединений.
Название вещества Класс органических соединений 1) пропин а) альдегиды
2) этаналь б) алкины
3) толуол в) карбоновые кислоты
4) ацетилен г) арены
д) алкены
3. Уксусная кислота вступает в реакцию с:
А) соляной кислотой
Б) гидроксидом натрия
В) азотной кислотой
Г) оксидом кальция
Д) карбонатом натрия
Е) хлоридом меди (II) Запишите перечень букв в алфавитном порядке без пробелов.
4. Число изомерных алкенов состава С4Н8 равно: ________ (запишите целое число).
5. Установите соответствие между реагентами и типом реакции.
Реагенты Тип реакции
1) С2Н4+ Н2О а) галогенирование
2) С2Н2+ Н2 б) гидратация
3) 2СН3Сl + Zn в) гидрирование
4) С2Н4+ Cl2 г) гидрогалогенирование
д) синтез Вюрца.
6. Установить соответствие между функциональной группой и классом вещества:
функциональная группа класс вещества
1) – COOH а) спирты
2) – OH б) фенолы
3) – NH2 в) кетоны
4) – COH г) карбоновые кислоты
5) - C=O д) альдегиды
е) амины
Часть С
этанол®этилен®1,2-дихлорэтан®этин®бензол®хлорбензол.
3. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 0,1 моль этанола с избытком металлического натрия.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.