Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 10 класс

  • Документация
  • docx
  • 27.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по химии 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования базового уровня по химии (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с учетом программы Габриеляна О.С
Иконка файла материала Химия 10 база.docx

03-02

Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-

Карасульская средняя общеобразовательная школа

п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область

 


СОГЛАСОВАНО

Старший методист

____________Зуева О.Г.

31.08.2016

 

СОГЛАСОВАНО

Методист

______________З.А. Изулина

31.08. 2016г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая Карасульской СОШ ____________ Т.В. Гинтер

31.08. 2016г. Приказ №___

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по  учебному предмету  «Химия»   10 класс                                                                                                                                         на 2016-2017 учебный год

Составитель: учитель Юрова Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Октябрьский

2016


Пояснительная записка.

Рабочая программа  по химии 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных  образовательных стандартов среднего  общего  образования базового уровня по химии (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),  с учетом программы Габриеляна О.С.  

 

Общая характеристика учебного предмета.

Основные вопросы, рассматриваемые в ходе изучения химии  10 класса (базовый уровень): изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Изучение органической химии учащимся 10 класса  позволяет более осознанно организовать са­мостоятельную деятельность по установлению взаимосвязей эле­ментов знаний. Значительное число химических фактов позволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов. Программа структурирована по пяти блокам: Методы познания в химии; Теоретические основы химии; Неорганическая химия; Органическая химия; Химия и жизнь.  Содержание этих учебных блоков в программе структурирована по темам и направлена на достижение целей химического образования в старшей школе.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения химии на ступени среднего общего образования. Согласно учебному плану филиала МАОУ Тоболовская СОШ - Карасульская СОШ  в 2016-2017 на изучение химии  в 10  классе на базовом уровне отводится 1 ч в неделю (34 часа за год).  

 

Изучение химии в средней школе направлено на достижение следующих целей:

·      освоение системы знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий;

·      овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ; оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

·      развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;

·      воспитание убежденности в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к среде обитания;

·      применение полученных знаний и умений по химии в повседневной жизни, а также для решения практических задач в сельском хозяйстве и промышленном производстве.

 

Задачи курса:

· Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему   здоровью и окружающей среде.

· Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.

· Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими  приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщении.

· Использовать международную номенклатуру названий веществ.

· Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

·  Характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; зависимость свойств органических веществ от их состава и строения.

· Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

 

Учебно-методический комплект утвержден  приказом заведующей филиалом МАОУ Тоболовская СОШ - Карасульской СОШ от 31 мая 2016 №22/2:

1.      О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2001.

2.      О.С.Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. Учебник химия 10 класс для общеобразовательных учебных заведений.  М.: Дрофа, 2006.

3.      О.С. Габриелян. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2008.

 

Учебно-тематический план

 

Тема

Количество

часов

Количество

лабораторных

опытов

Количество

практических

работ

Количество

контрольных

работ

1

Методы познания химии.

в течение изучаемых тем

 

 

 

2

Современные представления о строении атома.

в течение изучаемых тем

 

 

 

3

Химическая связь.

в течение изучаемых тем

 

 

 

4

Вещество.

в течение изучаемых тем

 

 

 

5

Химические реакции.

в течение изучаемых тем

 

 

 

6

Неорганическая химия

в течение изучаемых тем

 

 

 

7

Органическая химия.

31, а также в течение  изучаемых тем

9

2

3

8

Химия и жизнь.

3

2

 

 

 

Итого

34

 11

 2

 3

Содержание учебного курса

Методы познания химии.

Научные методы познания окружающего мира и их использование. Роль эксперимента и        теории в познании химии. Моделирование химических процессов.

Теоретические основы химии.

Современные представления о строении атома

Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-, d-Химические элементы, их положение в периодической системе. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов[1]. Развитие знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов.

Химическая связь

Ковалентная связь и ее разновидности, механизмы образования. Геометрия молекул. Электроотрицательность. Степени окисления и валентности атомов химических элементов в соединениях. Внутримолекулярные и межмолекулярные водородные связи.  

   Вещество

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Свойства классов органических веществ. Причины многообразия веществ: качественный и количественный состав, изомерия, гомология, изотопия.     

Химические реакции

Классификация химических реакций в органической химии. Обратимость реакций.  

Неорганическая химия.

Классификация и номенклатура неорганических веществ.  Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов.  

Органическая химия – 31 час

Классификация и номенклатура органических соединений. Структурная теория – основа органической химии. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологи и гомологический ряд. Изомерия: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи, функциональной группы) и пространственная (цис-транс, оптическая). Типы связей в молекулах органических веществ (сигма- и пи-связи) и способы их разрыва. Характеристика органических соединений: классы органических веществ, номенклатура, строение, способы получения, физические и химические свойства, применение. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть, природные и попутные газы. Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенолы, карбонильные соединения (альдегиды и кетоны), карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Понятие об азотистых гетероциклических основаниях и нуклеиновых кислотах. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна, биополимеры. Материальное единство неорганических и органических веществ.

Химия и жизнь – 3 часа

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Токсичные вещества. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Соблюдение правил безопасной работы со средствами бытовой химии. Промышленное получение веществ. Производство метанола, этанола.  Химические основы получения высокомолекулярных веществ. Переработка нефти.  

 

 

 


 

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения химии ученик 10 класса  на базовом уровне должен

            знать

важнейшие химические понятия: изотопы, атомные орбитали, аллотропия, изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, степень окисления, типы химических связей, ионы, вещества молекулярного и немолекулярного строения, молярная концентрация раствора, сильные и слабые электролиты, гидролиз, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;

основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, структурного строения органических соединений.

вещества и материалы, широко используемые на практике: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, метан, этилен, ацетилен, бензол, стекло, цемент, минеральные удобрения, бензин, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, искусственные волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

называть: вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, изомеры и гомологи различных классов органических соединений, окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

характеризовать: s- и p-элементы по их положению в периодической системе элементов; общие химические свойства металлов и неметаллов и их важнейших соединений; химическое строение и свойства изученных органических соединений ;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу  образования химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции от различных факторов, смещение химического равновесия под воздействием внешних факторов;

выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

 

              использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя, парниковый эффект, энергетические и сырьевые проблемы); для понимания роли химии в народном хозяйстве страны;

безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами; выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на производстве.

 

    Список дополнительной литературы:

1.      О.С Габриелян. П.П. Берёзкин, А.А. Ушакова. Контрольные  и  проверочные  работы. Химия. К  учебнику  О. С. Габриеляна  «Химия. 10». «Дрофа», Москва, 2003.

2.      О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная  книга  учителя  химии. «Дрофа», Москва, 2004.

3.      Г.П. Хомченко. Пособие по химии для поступающих в вузы. М.: ООО «Издательство новая волна», 2001.

 

 

Цифровые Образовательные Ресурсы:

1.      http://school-collection.edu.ru/

2.      http://him.1september.ru/index.php  

3.      http://him.1september.ru/urok/  

4.       www.km.ru/education  

5.      http://djvu-inf.narod.ru/  

6.      http://www.edu.ru  

7.      http://www.fipi.ru  

 

     График практических работ по химии. 

Номер по порядку

Номер урока

Тема

Дата

1

28

Идентификация органических соединений.

 

2

31

Распознавание пластмасс и волокон.

 

 

 

График лабораторных опытов по химии.  

 

Номер по порядку

Номер урока

Тема

Дата

1

2

 Изготовление моделей молекул органических соединений.

 

2

6

Обнаружение непредельных соединений.

 

3

9

Знакомство с образцами природных углеводородов.

 

4

14

Качественные реакции на    многоатомные спирты.

 

5

16

Качественные реакции на альдегиды.

 

6

18

Знакомство с образцами моющих и чистящих средств.  

 

7

20

Качественная реакция на   крахмал.  

 

8

22

Качественные реакции на   белки.

 

9

27

Знакомство с образцами  золей и гелей.

 

10

27

Знакомство с образцами лекарств домашней аптечки.

 

11

29

Знакомство с образцами полимеров.

 

График контрольных работ по химии. 

 

№ урока

Тема

Дата

1

12

Углеводороды.

 

2

24

Функциональные производные углеводородов. 

 

3

33

Итоговая контрольная по органической химии.

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование.

дата

тема урока

стандарты

кодификатор

основные понятия

демонстрация

По плану

коррекция

1.       

 

 

 

Предмет органической химии. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Знать: основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; основные понятия Периодическая система, группа, период, подгруппа вещество, химический элемент, атом, молекула.

Уметь: характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической

системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов.

1.1

Периодическая система, основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; группа, период, подгруппа вещество, химический элемент, атом, молекула

 

2.       

 

 

Теория строения органических соединений.

Знать: основные понятия изомерия, углеродный скелет, гомология,

химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, положения теории А.М.Бутлерова.

Уметь: объяснять природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), положения теории А.М.Бутлерова, определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, составлять структурные формулы органических веществ, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием

3.1

3.2

химическая

связь, гомология,

углеродный скелет, электроотрицательность, валентность, степень окисления, положения теории А.М.Бутлерова, изомерия

Модели молекул изомеров и гомологов.

Лабораторный опыт №1. Изготовление моделей молекул органических соединений.

3.       

 

 

Классификация органических соединений.

Знать: систему названий, употребляющихся в химии, вещества молекулярного и немолекулярного строения, функциональная группа, теорию строения органических соединений;

Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре основных классов неорганических и органических соединений

3.1

3.2

4.3.5

4.3.6

4.3.8

4.3.9

вещества молекулярного и немолекулярного строения, функциональная группа, теорию строения органических соединений

 

4.       

 

 

Природный газ. Алканы.

Знать: понятия о видах изомерии, систематической номенклатуре, свойства алканов, окислитель и восстановитель,

окисление и восстановление, метан.

Уметь: строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов алканов, составлять уравнения реакций с участием алканов, объяснять зависимость свойств алканов от их состава принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

3.4

3.9

1.4.10

окислитель и восстановитель,

окисление и восстановление, алканы, метан

 

Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в

зажигалке, бензин, парафин, асфальт)

5.       

 

 

Алкены. Этилен.

Знать: понятия о видах изомерии, алкены, качественные реакции, этилен, двойная связь, систематической номенклатуре, свойства веществ с двойной связью, способы получения алкенов.

Уметь: строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов алкенов, составлять уравнения реакций с участием алкенов.

3.4

3.9

1.4.104.1.4

4.1.5

Этилен, алкены, двойная связь

Получение этилена.

Качественные реакции на кратные связи.

6.       

 

 

Алкадиены и каучуки.

Знать: понятия о видах изомерии, систематической номенклатуре, свойства диенов, понятие о натуральном, синтетическом каучуках, о резине.

Уметь: строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов алкинов, составлять ур-ия реакций с участием алкинов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием

3.4

3.9

1.4.104.1.4

4.1.5

 

Лабораторный опыт №2. Обнаружение непредельных соединений.

 

7.       

 

 

Алкины.

Знать: понятия о видах изомерии, ацетилен, тройная связь, систематической номенклатуре, свойства и получение алкинов

Уметь: строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов алкинов, составлять уравнения реакций с участием алкинов.

4.1.4

4.1.5

3.4

3.9

1.4.10

алкины, ацетилен, тройная связь

Получение   ацетилена.

 

8.       

 

 

Арены.

Знать: свойства бензола, арены, бензольное кольцо

Уметь: объяснять зависимость свойств бензола от состава и строения.

3.4

3.9

1.4.10

Бензол, арены, бензольное кольцо

 

9.       

 

 

Природные источники углеводородов.

Знать: Природные источники углеводородов их состав и способы переработки.

Уметь: проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета, работа с коллекциями органических веществ); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием

3.4

1.4.10

Природные источники углеводородов: нефть, газ, уголь.

 

Лабораторный опыт № 3. Знакомство с образцами природных углеводородов.

 

10.   

 

 

Решение задач на вывод формул органических веществ.

Знать: алгоритм решения задач, химические формулы для проведения расчетов.

Уметь: проводить расчеты по установлению формул.

4.3.5

4.3.6

4.3.7

4.3.8

4.3.9

относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, моль, молярная масса,

молярный объем

 

11.   

 

 

Подготовка к контрольной работе.

Знать: узловые понятия по теме

Уметь: применять полученные знания в новых ситуациях.

3.4

3.9

1.4.10

 

 

12.   

 

 

Контрольная работа№1. «Углеводороды».

Знать: основные понятия, полученные при изучении темы.

Уметь: применять полученные знания в новых ситуациях

3.4

3.9

1.4.10

 

 

13.   

 

 

Предельные одноатомные спирты.

Знать: строение спиртов, виды изомерии, систематическую номенклатуру, функциональную группу, свойства одноатомных спиртов их применение, этанол, воздействие спиртов на организм

Уметь: строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов, составлять уравнения реакций с участием одноатомных спиртов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий, приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве

3.5

3.6

3.9

этанол, спирты, алкоголи, получение метанола и этанола

 

14.   

 

 

Многоатомные спирты

Знать: строение спиртов, виды изомерии, систематическую номенклатуру, функциональную группу, свойства многоатомных спиртов их применение, глицерин.

Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию многоатомных спиртов;

строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов, составлять уравнения реакций с участием одноатомных спиртов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием

3.5

3.6

3.9

4.1.4

4.1.5

глицерин, многоатомные спирты

Лабораторный опыт №4.  Качественные реакции на    многоатомные спирты.

15.   

 

 

Фенолы

Знать: строение и свойства фенола, сущность положения теории А.М. Бутлерова: взаимное влияние атомов в молекуле, качественные реакции.

Уметь: объяснять зависимость свойств фенола от их состава и строения, составлять уравнения реакций, отражающих химические свойства фенола.

3.5

3.6

3.9

фенолы, взаимное влияние атомов в молекуле

 

16.   

 

 

Альдегиды

Знать: строение альдегидов, виды изомерии, систематическую номенклатуру, функциональную группу, свойства альдегидов, их применение.

Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов;

строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием

3.5

3.6

3.9

4.1.4

4.1.5

альдегиды, метаналь

Лабораторный опыт № 5. Качественные реакции на альдегиды.

17.   

 

 

Карбоновые кислоты

Знать: строение молекул карбоновых кислот,   уксусной кислоты, виды изомерии, систематическую номенклатуру, функциональную группу, классификацию, свойства карбоновых кислот.

Уметь: строить формулы веществ по названиям и составлять формулы изомеров и гомологов, составлять уравнения реакций с участием карбоновых кислот.

3.5

3.6

3.9

карбоновые кислоты, серная, соляная,

азотная и уксусная кислота

 

18.   

 

 

Сложные эфиры. Жиры.

Знать: свойства эфиров, жиров, их применение, получение и виды мыла.

Уметь: составлять уравнения, работать с дополнительной литературой, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

4.1.4

4.1.5

сложные эфиры, жиры, мыла

Образцы средств гигиены и косметики.

Лабораторный опыт № 6. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств.  

19.   

 

 

Моносахариды.

Знать: понятие углеводы, строение и химические свойства моносахаридов, биологическую роль моносахаридов, свойства глюкозы..

Уметь: составлять  уравнения реакций с участием моносахаридов, устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ.

3.7

3.8

3.9

4.1.4

4.1.5

углеводы, глюкоза, моносахариды

 

20.   

 

 

Дисахариды и полисахариды.

Знать: понятие  дисахариды и полисахариды, биологическую роль дисахаридов, свойства крахмала и целлюлозы.

Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала; устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

3.7

3.8

3.9

4.1.4

4.1.5

дисахариды и полисахариды, сахароза, крахмал, клетчатка, целлюлоза

Лабораторный опыт №7.  Качественная реакция на   крахмал.

21.   

 

 

Понятие об аминах. Анилин.

Знать: состав, строение, химические свойства, взаимное влияние атомов в молекуле.

Уметь: определять заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель,

объяснять зависимость свойств аминов от их состава и строения, составлять уравнения хим. реакций, отражающих химические свойства аминов.

3.7

3.8

3.9

4.1.4

4.1.5

амины, анилин, аммиак, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель

 

22.   

 

 

Аминокислоты. Белки

Знать: состав, строение, хим. свойства, взаимное влияние атомов в молекуле, состав, хим. свойства белков.

Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию белков; объяснять зависимость свойств аминокислот от их состава и строения, составлять уравнения  реакций, отражающих химические  свойства аминокислот,  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием

3.7

3.8

3.9

4.1.4

4.1.5

аминокислоты, белки, цветные реакции

Лабораторный опыт № 8. Качественные реакции на   белки.

23.   

 

 

Нуклеиновые кислоты.

Знать: состав, строение, хим. свойства, нуклеиновых кислот, их биологическое значение.

Уметь: объяснять зависимость свойств нуклеиновых кислот от их состава и строения, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

3.7

3.8

РНК, ДНК

 

24.   

 

 

Контрольная работа №2. «Функциональные производные углеводородов».

Знать: основные понятия, полученные при изучении темы.

Уметь: применять полученные знания в новых ситуациях

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

1.4.104.1.4

4.1.5

 

 

25.   

 

 

Ферменты.

Знать: классификацию, свойства ферментов.

Уметь: проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для презентации и представления информации; использовать приобретенные знания и умения для объяснения химических явлений, происходящих в природе, объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

4.1.4

4.1.5

ферменты, катализ, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции,   химическое равновесие

 

26.   

 

 

Витамины.

Знать: классификацию, свойства витаминов, гормонов.

Уметь: проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для презентации и представления информации; использовать приобретенные знания и умения для объяснения химических явлений, происходящих в природе.

3.9

4.1.4

4.1.5

витамины

 

27.   

 

 

Гормоны. Лекарства.

Знать: классификацию, свойства лекарств, гормонов.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием, объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы

 

3.9

4.1.4

4.1.5

гормоны, лекарства

Образцы лекарственных препаратов и витаминов.

Лабораторный опыт №9. Знакомство с образцами   золей и гелей.

Лабораторный опыт № 10. Знакомство с образцами лекарств домашней аптечки.

28.   

 

 

Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

Знать: правила ТБ, устройство лабораторного штатива, приемы работы со спиртовкой.

Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

4.1.4

4.1.5

правила ТБ, устройство лабораторного штатива, приемы работы со спиртовкой.

 

 

29.   

 

 

Искусственные полимеры.

Знать: области применения, сырье для изготовления, классификацию.

Уметь: работать с дополнительной литературой, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием

3.9

4.1.4

4.1.5

искусственные    волокна, каучуки, пластмассы

 

Лабораторный опыт №11.  Знакомство с образцами полимеров.

30.   

 

 

Синтетические соединения.

Знать: области применения, сырье для изготовления, классификацию.

Уметь: работать с дополнительной литературой.

3.9

.1.4

4.1.5

синтетические волокна, каучуки, пластмассы

 

 

31.   

 

 

Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

Знать: правила ТБ, устройство лабораторного штатива, приемы работы со спиртовкой.

Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших пластмасс и волокон; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

4.1.4

4.1.5

правила ТБ, устройство лабораторного штатива, приемы работы со спиртовкой.

 

 

32.   

 

 

Обобщение по теме «Полимеры».

Знать: основные понятия, полученные при изучении темы.

Уметь: применять полученные знания в новых ситуациях

3.1

3.2

3.3

3.4

4.1.4

4.1.5

4.3.5

4.3.6

4.3.7

4.3.8

4.3.9

 

 

33.   

 

 

«Итоговая контрольная по органической химии».

Знать: основные понятия, полученные при изучении темы.

Уметь: применять полученные знания в новых ситуациях

3.1

3.2

3.3

3.4

4.

 

 

34.   

 

 

Итоговый урок по курсу органической химии.

Знать: основные понятия, полученные при изучении темы.

Уметь: применять полученные знания в новых ситуациях

4.1.4

4.1.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Контрольная работа по теме «Углеводороды»

Вариант 1. Часть А. Тестовые задания с выбором ответа.

      1.Укажите общую формулу алканов

1) CnH2n +2             2) CnH2n             3) CnH2n—2           4) CnH2n -6

  1. Укажите к какому классу относится УВ с формулой СН3 – СН3

1) алканов            2) алкенов          3) алкинов         4) аренов

  1. Укажите название изомера для вещества, формула которого СН2 = СН – СН2 – СН3

1) 2-метилбутен-2           2) бутен-2              3) бутан             4) бутин-1

  1. Укажите название гомолога для пентадиена-1,3

1) бутадиен-1,2        2) бутадиен-1,3           3) пропадиен-1,2        4) пентадиен-1,2

  1. Укажите название вещества, для которого характерна реакция замещения

1) бутан        2) бутен-1         3) бутин          4) бутадиен-1,3

  1. Укажите название вещества, для которого характерна реакция гидрирования

1) пропен      2) пропан     3) этан        4) бутан

                                                                                                            t         Ni, +H2

  1. Укажите формулу вещества X в цепочке превращений СН4 → X → С2Н6

1) CO2             2) C2H2             3) C3H8            4) C2H6

  1. Укажите формулы веществ, которые вступают в реакцию друг с другом

1) С2Н4 и СН4     2) С3Н8 и Н2      3) С6Н6 и Н2О      4) С2Н4 и Н2

  1. Определите, сколько молей углекислого газа образуется при полном сгорании метана

1) 1 моль           2) 2 моль            3) 3 моль           4) 4 моль

Часть Б. Задания со свободным ответом

  1. Перечислите области применения алкенов.                          2 балла
  1. Напишите уравнения химических реакций для следующих превращений:

СН4 → C2Н2 → C6H6 → C6H5Cl       Дайте названия продуктам реакции

      12. Сколько литров  углекислого газа образуется при сжигании 4,2 г пропена.  

13. Найдите объем этилена (н.у.), полученного реакцией дегидратации 230 мл 95%-го этилового спирта (плотность 0,8 г/мл).                                               

 

Вариант 2. Часть А. Тестовые задания с выбором ответа.

1.  Укажите общую формулу алкенов

1) CnH2n +2             2) CnH2n             3) CnH2n—2           4) CnH2n -6

  1. Укажите к какому классу относится УВ с формулой СН3 – С = СН2

                                                                                                            |

                                                                                                                СН3

      1) алканов            2) алкенов          3) алкинов         4) аренов

3.  Укажите название изомера для вещества, формула которого СН3 - С = С – СН3

1) пентин-2           2) бутан            3) бутен-2            4) бутин-1

4.   Укажите название гомолога для бутана

1) бутен                 2) бутин           3) пропан             4) пропен

5.   Укажите название вещества, для которого характерна реакция замещения

1) гексан                2) гексен-1       3) гексин-1          4) гексадиен-1,3

6.   Укажите название вещества, для которого характерна реакция гидрирования

1) метан               2) пропан           3) пропен               4) этан

                                                                                                               t, Pt                                         +HСl

  1.   Укажите формулу вещества X в цепочке превращений С3Н8 → СН2 = СН – СН3 → X

1) CH2Cl – CHCl – CH3      2) CH3 – CCl2 – CH3     3) CH3 – CHCl – CH3     4) CH2Cl – CH2 – CH3

  1. Укажите формулы веществ, которые вступают в реакцию друг с другом

1) С3Н8 и О2     2) С2Н4 и СН4      3) С4Н10 и НCl      4) С2Н6 и Н2О

  1. Определите, сколько молей углекислого газа образуется при полном сгорании этана

1) 1 моль           2) 2 моль            3) 3 моль           4) 4 моль

Часть Б. Задания со свободным ответом

10. Перечислите области применения алканов.

11. Напишите уравнения химических реакций для следующих превращений:      

CаС2 → C2Н2 → C6H6 → C6H5NO2

Дайте названия продуктам реакции

12. Сколько в граммах паров воды образуется при сжигании 5,8 г бутана    

13. Найдите объем этилена (н.у.), полученного реакцией дегидратации 250 мл 96%-го этанола (плотность 0,85 г/мл). 

 

Контрольная работа №2 по теме «Функциональные производные углеводородов»

1        вариант

На «3»

1.Дайте названия веществам и укажите класс каждого вещества:

а) СH3-CH2-COH    б) CH3-CH-CH2-COOH

                                              │

 в) CH3-CH-CH2-CH3           CH3           г) CH3-OH    

             │  

             OH                           

2.   Осуществите цепочку превращений, укажите условия протекания реакций,  назовите вещества по цепочке:

C2H→C2H5Cl →C2H5OH→CH3COH→CH3COOH

На «4»

3.  Предложите три способа и напишите УХР получения ацетата натрия

На «5»

4. Установите формулу кислородсодержащего  органического вещества, плотность паров которого2,59 г/л, массовые доли кислорода и водорода соответственно равны 0,276 и 0,1035. Составьте структурную формулу установленного вещества, назовите

 

 

 

2 вариант

На «3»

1.Дайте названия веществам и укажите класс каждого вещества:

а) CH3-CH2-OH         б) CH3-CH-COH  

                                               │

в) HCOOH                             CH3

                                             

г) CH3-CH2-CH-CH2-CH3         

                   

                    OH

2.   Осуществите цепочку превращений, укажите условия протекания реакций,  назовите вещества по цепочке: CH4CH3 BrCH3OHHCOHHCOOH    

На «4»

3.  Предложите три способа и напишите УХР получения воды с участием муравьиной кислоты

На «5»

4. Установите формулу кислородсодержащего  органического вещества, плотность паров которого1,96 г/л, массовые доли углерода и водорода соответственно равны 0,5455 и 0,091. Составьте структурную формулу установленного вещества, назовите.

Итоговая контрольная по органической химии.

1 вариант

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В и С. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. 

А1. Вещества, имеющие формулы СН3 – О – СН3 и СН3 – СН2 – ОН,  являются  

      1) гомологами;    2)  изомерами;    3) полимерами;      4) пептидами.

А2. Углеводород, в молекуле которого атомы углерода имеют  sp3 гибридизацию  

      1) бутен-1;  2) бутан;  3) бутадиен-1,2;  4) бутин-1; 3) альдегид;  4) алкан.

А4. Только в одну стадию может протекать гидрирование  этого углеводорода:                        

     1) бутадиен-1,3;  2) бутен-1;  3) бензол;  4) бутин-2.

А5. Количество атомов водорода в циклогексане: 1) 12;    2) 8;      3) 10;      4) 14.

А6. Реакция среды в водном растворе глицина:                                                                                                               1) нейтральная;     2) кислая;     3) соленая;     4) щелочная.

А7. В промышленности ароматические углеводороды получают из…                                                                         1) природного газа;  2) нефти;  3) остатков горных пород;  4) торфа.

А8.  Уксусная кислота  не вступает во взаимодействие с веществом

       1) оксид кальция          2) метанол     3) медь   4) пищевая сода

А9. Ацетилен  принадлежит к гомологическому ряду:  

        1) алканов;    2) алкинов;    3) аренов;    4) алкенов

А10. Полипропилен получают из вещества, формула которого

       1) СН2 = СН2;    2) СН º СН;    3) СН3 – СН2 – СН3;     4) СН= СН – СН3.

А11. К ядовитым веществам относится: 1) метанол;     2) этанол;   3) пропанол;   4) бутанол.

А12. При сгорании 3 моль метана по термохимическому уравнению    

          СН4 +  2О2 =  СО2 + 2Н2О + 880 кДж    выделилось:  

         1) 293,3 кДж;   2) 1760 кДж;  3) 2640 кДж;  4) 880 кДж.

А 13. Фенол нельзя использовать для получения

          1) красителей    2) капрона    3) пищевых добавок       4) взрывчатых веществ

А 14. Формалин – это водный раствор

          1) уксусного альдегида                          3) муравьиного альдегида

          2) уксусной кислоты                              4) этилового спирта

Часть  В

Ответом к заданиям этой  части( В1-В5) является последовательность  цифр или число, которые следует записать в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1.      Объем газа, который выделится при гидролизе 6,4 г карбида кальция, равен   _________ л (запишите число с точностью до десятых).

2.      Установите соответствие между названием вещества и числом p-связей в его молекуле.

           Название вещества                               Число p-связей в   молекуле                                       

1) этан                                                                            а) ноль

2) бутадиен-1,3                                                             б) одна

3)  пропен-1                                                                   в) две

4) ацетилен                                                                    г) три            

                                                                                              д) четыре

3.      Установить соответствие:

вещество                                                       нахождение в природе

1) Глюкоза                                                       а) в соке сахарной свеклы

2) Крахмал                                                       б) в зерне

3) Сахароза                                                       в) в виноградном сахаре

4) Целлюлоза                                                    г) в древесине

4.      Число изомерных циклоалканов состава С5Н10 равно:                                                                

5.      Установите соответствие между реагентами и типом реакции.

                  Реагенты                                                                 Тип реакции

1)  С2Н4+ О2 ->                                                     а) замещение

2)  СН->                                                              б) окисление

3)  СН3СООН  + КОН  ->                                    в) присоединение

4)  СН4+ Cl2  ->                                                     г) обмена

                                                                                                 д) разложение

6.      Установите соответствие между названием вещества и его формулой.

           Название вещества                                                  Формула

1) этан                                                                             а) СН3-СН3

2) метанол                                                                      б) СН3-ОН

3)  пропановая кислота                                                 в) СН=СН

4) ацетилен                                                                     г) СН3-СН2-СОН        

                                                                                               д) СН3-СН2-СООН

Часть  С

1.      При сгорании углеводорода выделилось 0,22 г углекислого газа и 0,09 г паров воды. Плотность этого вещества по воздуху равна 1,45. Определите молекулярную формулу углеводорода.

2.      Запишите реакции, соответствующие схеме:        

         карбид кальция ®ацетилен ®бензол ®хлорбензол ®толуол ®2,4,6-трибромтолуол.

3.       Какой объем оксида углерода (IV ) (н.у.) выделится при взаимодействии раствора, содержащего 2,3 г муравьиной кислоты с избытком карбоната кальция.

2вариант

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В и С. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

 А1. Изомером 2-метилбутена-1 является

      1) бутен-1;    2) 2-метилпентен-1;  3) пентан;     4) пентен -1.

А2. В молекуле пропена  гибридизация орбиталей атомов углерода:

      1)  sp2;    2)  sp3;    3) sp;     4) spи sp.

А3. Продуктом  присоединения хлороводорода к  этену является:                                              

     1) 2-хлорпропан;               2) 1-хлорэтан;

     3) 2,2-дихлорпропан;         4) 1,1-дихлорэтан.

А4. С каждым из веществ: бромоводород, водород, вода – будет взаимодействовать:

     1) пропан;  2) этен;  3) этан;  4) фенол.

А5. К соединениям, имеющим общую формулу СnH2n, относится

      1) бензол;  2) гексен;  3) гексан;  4) гексин.

А6. К какому классу принадлежат белки:                                                                                             1) сложные эфиры;        2) полинуклеотиды;  

      3) простые эфиры;          4) полиамиды.

А7. Промышленным способом получения углеводородов является:                                             1) гидрирование;  2) изомеризация;  3) гидролиз;  4) крекинг.

А8. Реакцию «серебряного зеркала» дает:

       1) фенол;  2) муравьиная кислота;    3) глицерин;    4) бензол  

А9. Пропаналь принадлежит к гомологическому ряду:  

         1) фенолы;       2) сахариды;  3) амины;        4) альдегиды

 А10. Полимер состава (-СН2-СН2-) получен из:    

      1) этилена;    2) этана;     3) бутана;     4) этина.

А11. К наркотическим веществам относится:              

      1) этанол;    2) пропанол;   3) метанол;                4) бутанол.

 А12. В результате реакции, термохимическое уравнение которой

С2H5OH + 3O2  2CO2 + 3H2O + 1374 кДж,

           выделилось 687 кДж теплоты. Количество вещества этанола равно

         1) 0,5 моль;   2) 1 моль;  3) 1,5 моль;  4) 2 моль.

А13. Глицерин нельзя использовать для получения

        1) взрывчатых веществ        3) лекарств

        2) этилового спирта              4) кремов и мазей в парфюмерии

А14. Подсолнечное, льняное, хлопковое масла относятся к классу:

         1) углеводы        2) белки      3) жиры         4) фенолы

Часть  В

Ответом к заданиям этой  части( В1-В5) является последовательность  цифр или число, которые следует записать в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1.      Масса циклогексана, полученная в результате взаимодействия 7,8г бензола с водородом                 равна _______г (запишите число с точностью до десятых).

2.       Установите соответствие между названием вещества и классом соединений.

           Название вещества                               Класс органических соединений                                1) пропин                                                              а) альдегиды

2) этаналь                                                              б) алкины

3)  толуол                                                              в) карбоновые кислоты

4) ацетилен                                                            г) арены          

                                                                                     д) алкены

3.      Уксусная  кислота вступает в реакцию с:

А) соляной кислотой

Б) гидроксидом натрия

В) азотной кислотой

Г)  оксидом кальция

Д) карбонатом натрия

Е) хлоридом меди (II)      Запишите перечень букв в алфавитном порядке без пробелов.

4.      Число изомерных алкенов состава С4Н8 равно:           ________ (запишите целое число).

5.      Установите соответствие между реагентами и типом реакции.

                   Реагенты                                                                 Тип реакции

1)  С2Н4+ Н2О                                                           а) галогенирование

2)  С2Н2+ Н2                                                              б) гидратация

3)  2СН3Сl + Zn                                                           в) гидрирование

4)  С2Н4+ Cl2                                                              г) гидрогалогенирование

д) синтез Вюрца.

6.      Установить соответствие между функциональной группой и классом вещества:

функциональная группа                                класс вещества

      1) – COOH                                                        а) спирты

2) – OH                                                              б) фенолы

3) – NH2                                                                                      в) кетоны

4) – COH                                                            г) карбоновые кислоты

5)  - C=O                                                            д) альдегиды

                                                                            е) амины

                                                         Часть  С

  1. При сгорании углеводорода массой 11,4 г выделилось 35,2 г углекислого газа и 16,2 г паров воды. Плотность этого вещества по водороду равна 56. Определите молекулярную формулу вещества.
  1. Запишите реакции, соответствующие схеме:        

         этанол®этилен®1,2-дихлорэтан®этин®бензол®хлорбензол.

3.       Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 0,1 моль этанола с избытком металлического натрия.



 

Скачано с www.znanio.ru



[1]      Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.