РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
19.11.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
2018-2019 учебный год ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Личностные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: Требования ФГОС Достижение требований 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык? Знает и с уважением относится к Государственным символам России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий. Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах… 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.
изо.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»  ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 2018­2019 учебный год Личностные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: Требования ФГОС Достижение требований 1.   Формирование   основ   российской гражданской   идентичности,   чувства   гордости за свою Родину, российский народ и историю России,   осознание   своей   этнической   и национальной принадлежности; формирование ценностей   многонационального   российского общества;   становление   гуманистических   и демократических ценностных ориентаций.   Формирование   целостного, 2.   социально ориентированного   взгляда   на   мир   в   его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  3. Формирование уважительного отношения к иному   мнению,   истории   и   культуре   других народов 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире 5.   Принятие   и   освоение   социальной   роли обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности   и   формирование   личностного смысла учения 6.   Развитие   самостоятельности   и   личной ответственности за свои поступки, в том числе в   информационной   деятельности,   на   основе представлений   о   нравственных   нормах, социальной справедливости и свободе 7.   Формирование   эстетических   потребностей, ценностей и чувств   Развитие     этических чувств, 8. доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной   отзывчивости,   понимания   и сопереживания чувствам других людей 9.   Развитие   навыков   сотрудничества   со взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных   ситуациях,   умения   не   создавать конфликтов   и   находить   выходы   из   спорных ситуаций 10.   Формирование   установки   на   безопасный, здоровый   образ   жизни,   наличие   мотивации   к творческому   труду,   работе   на   результат, бережному   отношению   к   материальным   и духовным ценностям Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране ­ России,   к   своему   народу.   Отвечает   на   вопросы:   Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык?  Знает   и   с   уважением   относится   к   Государственным символам России.  Сопереживает   радостям   и   бедам   своего   народа   и проявляет эти чувства в добрых поступках. Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится  к разнообразию   народных  традиций,  культур, религий.  Выстраивает   отношения,   общение   со   сверстниками, несмотря   на   национальную   принадлежность,   на   основе общекультурных   принципов,   уважать   иное   мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном   коллективе,   в   коллективах   групп   продлённого дня,   дополнительного   образования,   во   временных творческих группах…   Ученик   воспринимает   важность   (ценность)   учёбы   как интеллектуального  труда  и познания  нового.  Ответы на вопрос:   для   чего   он   учится,   отражают   учебную мотивацию.   Ученик   активно   участвует   в   процессе обучения,   выходит   на   постановку   собственных образовательных целей и задач.  Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для   чего   он   это   делает,   соотносит   свои   действия   и поступки   с   нравственными   нормами.   Различает   «что   я хочу»   и   «что   я   могу».  Осуществляет   добрые   дела, полезные   другим   людям.  Умеет   отвечать   за   результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.  Ученик   умеет   различать   «красивое»   и   «некрасивое», ощущает   потребность   в   «прекрасном»,   которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда… Ученик   понимает   ценности   нравственных   норм, закреплённых   в   языке   народа,   для   жизни   и   здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.  Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к   чувствам   родных   и   близких,   одноклассников,   к событиям в классе, в стране. Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе   учащихся,   умеет   входить   в   коммуникацию   со взрослыми   людьми,   соблюдает   в   повседневной   жизни нормы   речевого   этикета   и   правила   устного   общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим   к   другим   мнениям,   учитывает   их   в   совместной работе. Ученик   ориентирован   на   здоровый   образ   жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в   физкультурно­оздоровительных   мероприятиях,   имеет увлечение   к   творческому   труду   или   спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда. Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: Требования ФГОС Достижение требований 1.   Овладение   способностью   принимать   и сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности, поиска средств ее осуществления. Ученик   принимает   учебную   задачу,   соотносит   свои действия   с   этой   задачей,   ищет   способ   её   решения, осуществляя пробы.   Освоение   способов   решения   проблем 2. творческого и поискового характера.   Формирование   умения   планировать, 3. контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Ученик   осуществляет   отбор   источников   информации для   поиска   нового   знания.   Самостоятельно   отбирает для  решения   предметных   учебных   задач   необходимые словари,   энциклопедии,   справочники,   электронные диски;   сопоставляет   и   отбирает   информацию, полученную   из   различных   источников   (словари, энциклопедии,   справочники,   Интернет,   компетентные люди   –   библиотекарь,   учитель   старших   классов,   …), выделяет главное (различает главное и второстепенное), фиксирует в виде текста, таблиц, схем. Ученик   намечает   действия   при   работе   в   паре, составляет   простой   план   действий   при   написании творческой работы, создании проектов. В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет   степень   успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, может   совершенствовать   критерии   оценки   и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В   ходе   представления   проекта   может   дать обоснованную оценку его результатов. 4.   Формирование   умения   понимать   причины успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и способности   конструктивно   действовать   даже   в ситуациях неуспеха Сопоставляя   свои   действия   и   результат,   понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. 5.   Освоение   начальных   форм   познавательной   и личностной рефлексии Ученик   должен   уметь   отвечать   на   вопросы:   Что   мне удалось? Что не удалось? И почему? Как,   каким   способом   действовал?   Какой   способ сложнее (удобнее, подходит или нет) и почему? … Ученик   может   перевести   в   устный   текст   данные   из таблицы,   схемы,   диаграммы,   может   дополнить   или достроить   их,   использовать   эти   средства   для   записи текстовой информации. Активно использует модели при анализе   слов,   при   решении математических задач. Активно использует словари при анализе слов.   предложений, 6. Использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых   объектов   и   процессов,   схем   решения учебных и практических задач. 7.   Умение   работать   в   материальной   и информационной   среде   начального   общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии   с   содержанием   конкретного учебного   предмета,   формирование   начального уровня   культуры   пользования   словарями   в системе универсальных учебных действий. 8.   Активное   использование   речевых   средств   и средств   информационных   и   коммуникационных технологий   (далее   –   ИКТ)   для   решения коммуникативных и познавательных задач. 9.   Использование   различных   способов   поиска   (в справочных   источниках   и   открытом   учебном информационном   пространстве   сети   Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и   интерпретации   информации   в   соответствии   с коммуникативными   и   познавательными   задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение   вводить   текст   с   помощью   клавиатуры, фиксировать   (записывать)   в   цифровой   форме измеряемые   величины   и   анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать   с   аудио­,   видео­   и   графическим   сопровождением; нормы информационной   избирательности,   этики   и этикета соблюдать   10.   Овладение   навыками   смыслового   чтения текстов   различных   стилей   и   жанров   в соответствии   с   целями   и   задачами;   осознанно строить   речевое   высказывание   в   соответствии   с задачами   коммуникации   и   составлять   тексты   в устной и письменной формах   синтеза,   анализа,   Овладение   логическими   действиями 11. сравнения,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей,   построения   рассуждений,   отнесения   к известным понятиям 12.   Готовность   слушать   собеседника   и   вести диалог;   готовность   признавать   возможность существования   различных   точек   зрения   и   права каждого   иметь   свою;   излагать   свое   мнение   и аргументировать   свою   точку   зрения   и   оценку событий Ученик   соблюдает   в   повседневной   жизни   нормы речевого   этикета   и   правила   устного   общения (обращение,   вежливые   слова).   Может   решать   разные коммуникативные   задачи,   адекватно   используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство…) Умеет   презентовать   результаты   своей   деятельности,   в том числе средствами ИКТ. Ученик умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в   цифровой   форме   измеряемые   величины   и анализировать   изображения,   звуки,   готовить   своё выступление   и   выступать   с   аудио­,   видео­   и графическим сопровождением; при этом от соблюдает нормы   информационной   избирательности,   этики   и этикета. Ученик   предъявляет   смысловое   чтение   произведений разных стилей и жанров.  Ученик адекватно использует речь   и   речевые   средства   для   эффективного   решения разнообразных коммуникативных задач в практической деятельности   и   повседневной   жизни,   он   может составлять   тексты   в   устной   и   письменной   форме   на определённую   тему   с   использованием   разных   типов речи: описание, повествование, рассуждение. На   изученном   предметном   материале   предъявляет овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,   обобщения,   классификации   по   родовидовым   установления   аналогий   и   причинно­ признакам, следственных   связей,   построения   рассуждений, отнесения к известным понятиям Ученик  умеет  вести диалог,  учитывая разные мнения; умеет  договариваться и приходить к общему решению; умеет  задавать   вопросы,   уточняя   непонятое   в высказывании;  умеет   доказательно  формулировать собственное мнение.   умение 13.   Определение   общей   цели   и   путей   ее достижения;   договариваться   о распределении   функций   и   ролей   в   совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной   деятельности,   адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих Ученик активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет осуществлять взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве необходимую   взаимопомощь,  адекватно   оценивать 14.   Готовность   конструктивно   разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества 15.   Овладение   начальными   сведениями   о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений (природных, социальных,   культурных,   технических   и   др.)   в соответствии   с   содержанием   конкретного учебного предмета действительности     собственное поведение и поведение окружающих. Ученик   проявляет   готовность   к   решению   конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться   к   координации   различных   позиций   при работе в паре. Ученик предъявляет освоенность начальных сведений о сущности   и   особенностях   объектов,   процессов   и явлений   действительности   в   соответствии   с содержанием конкретных учебных предметов.   Овладение   базовыми   предметными   и 16. межпредметными   понятиями,   отражающими существенные   связи   и   отношения   между объектами и процессами Ученик предъявляет освоенность базовых предметных и межпредметных   понятий,   отражающих   существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: 1. Сформированность   первоначальных   представлений   о   роли изобразительного   искусства   в   жизни   человека,   его   роли   в   духовно­ нравственном развитии человека; 2. Сформированность   основ   художественной   культуры,   в   том   числе   на материале   художественной   культуры   родного   края,   эстетического отношения   к  миру;  понимание  красоты   как   ценности;   потребности  в художественном творчестве и в общении с искусством; 3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;  4. Овладение   элементарными   практическими   умениями   и   навыками   в различных   видах   художественной   деятельности   (рисунке,   живописи, скульптуре,   а   также   в специфических   формах   художественной   деятельности,   базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).   художественном   конструировании), В   результате   изучения   изобразительного   искусства   при   получении начального   общего   образования   у   учащихся   будут   сформированы   основы художественной   культуры:   представление   о   специфике   изобразительного искусства,   потребность   в   художественном   творчестве   и   в   общении   с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится: • различать   основные   виды   художественной   деятельности   (рисунок, живопись,   художественное   конструирование   и   дизайн, декоративно­прикладное   искусство)   и   участвовать   в   художественно­ творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;   скульптура, • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; • эмоционально­ценностно   относиться   к   природе,   человеку,   обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные   состояния   и   своё   отношение   к   ним   средствами художественного образного языка; • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего   национального,   российского   и   мирового   искусства,   изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; • приводить   примеры   ведущих   художественных   музеев   России   и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Выпускник получит возможность научиться: • воспринимать   произведения   изобразительного   искусства; участвовать   в   обсуждении   их   содержания   и   выразительных   средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; • высказывать   аргументированное   суждение   о   художественных произведениях,   изображающих   природу   и   человека   в   различных эмоциональных состояниях. Азбука искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится: • создавать   простые   композиции   на   заданную   тему   на   плоскости   и   в пространстве; • использовать   выразительные   средства   изобразительного   искусства: композицию,   форму,   ритм,   линию,   цвет,   объём,   фактуру;   различные художественные   материалы   для   воплощения   собственного   художественно­ творческого замысла; • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную   напряжённость   с   помощью   смешивания   с   белой   и   чёрной красками;   использовать   их   для   передачи   художественного   замысла   в собственной учебно­творческой деятельности; • создавать   средствами   живописи,   графики,   скульптуры,   декоративно­ прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции   лица,  фигуры;   передавать   характерные   черты   внешнего   облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму   предмета;   изображать   предметы   различной   формы;   использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать   декоративные   элементы,   геометрические,   растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию   форм   для   создания   орнамента;   передавать   в   собственной художественно­творческой   деятельности   стилистики произведений   народных   художественных   промыслов   в   России   (с   учётом местных условий). специфику     скульптуры,   Выпускник получит возможность научиться: • пользоваться   средствами   выразительности   языка   живописи, графики, искусства, художественного   конструирования   в   собственной   художественно­ творческой   деятельности;   передавать   разнообразные   эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; декоративно­прикладного   • моделировать   новые   формы,   различные   ситуации   путём трансформации   известного,  создавать   новые  образы  природы,   человека, фантастического   существа   и   построек   средствами   изобразительного искусства и компьютерной графики; • выполнять   простые   рисунки   и   орнаментальные   композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Выпускник научится: • осознавать   значимые   темы   искусства   и   отражать   их   в   собственной художественно­творческой деятельности; • выбирать   художественные   материалы,   средства   художественной выразительности   для   создания   образов   природы,   человека,   явлений   и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер   и   намерения   объекта   —   природы,   человека,   сказочного   героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться: • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; • понимать   и   передавать   в   художественной   работе   разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; • изображать   пейзажи,   натюрморты,   портреты,   выражая   своё отношение к ним; • изображать   многофигурные   композиции   на   значимые   жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Виды художественной деятельности   Особенности   художественного Восприятие   произведений   искусства.   Образная   сущность   искусства: творчества:   художник   и   зритель. художественный   образ,   его   условность,   передача   общего   через   единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности   и   эстетике:   отношение   к   природе,   человеку   и   обществу. Фотография   и   произведение   изобразительного   искусства:   сходство   и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.   Представления   о   богатстве   и   разнообразии   художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного   искусства   народов   России   (по   выбору).   Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи.   Восприятие   и   эмоциональная   оценка   шедевров   национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.  Рисунок.  Материалы   для   рисунка:   карандаш,   ручка,   фломастер,   уголь, пастель,   мелки   и   т.   д.   Приемы   работы   с   различными   графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и   разнообразие   природы,   человека,   зданий,   предметов,   выраженные средствами   рисунка.   Изображение   деревьев,   птиц,   животных:   общие   и характерные черты.  Живопись.  Живописные   материалы.   Красота   и   разнообразие   природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка   живописи.   Выбор   средств   художественной   выразительности   для создания   живописного   образа   в   соответствии   с   поставленными   задачами. Образы природы и человека в живописи.  Скульптура.  Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.   Элементарные   приемы   работы   с   пластическими   скульптурными материалами   для   создания   выразительного   образа   (пластилин,   глина   — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры.   Основные   темы   скульптуры.   Красота   человека   и   животных, выраженная средствами скульптуры.  Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного   конструирования   и   моделирования   (пластилин,   бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.  Декоративно   прикладное   искусство.  Истоки   декоративно   прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной   культуры   (украшение   жилища,   предметов   быта,   орудий   труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в   традиционной   культуре.   Представления   народа   о   мужской   и   женской красоте,   отраженные   в   изобразительном   искусстве,   сказках,   песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры   на   стекле   и   т.   д.).   Ознакомление   с   произведениями   народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).  Азбука искусства. Как говорит искусство?  Композиция.  Элементарные   приемы   композиции   на   плоскости   и   в пространстве.   Понятия:   горизонталь,   вертикаль   и   диагональ   в   построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше,   дальше   —   меньше,   загораживания.   Роль   контраста   в   композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции).   Главное   и   второстепенное   в   композиции.   Симметрия   и асимметрия.  Цвет.  Основные   и   составные   цвета.   Теплые   и   холодные   цвета.   Смешение цветов.   Роль   белой   и   черной   красок   в   эмоциональном   звучании   и выразительности   образа.   Эмоциональные   возможности   цвета.   Практическое овладение   основами   цветоведения.   Передача   с   помощью   цвета   характера персонажа, его эмоционального состояния.  Линия.  Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,  закругленные   спиралью, летящие)  и  их  знаковый  характер.  Линия, штрих,   пятно   и   художественный   образ.   Передача   с   помощью   линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира, и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные   формы.   Трансформация   форм.   Влияние   формы   предмета   на представление о его характере. Силуэт.  Объем.  Объем   в   пространстве   и   объем   на   плоскости.   Способы   передачи объема. Выразительность объемных композиций.  Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.).   Ритм   линий,   пятен,   цвета.   Роль   ритма   в   эмоциональном   звучании композиции   в   живописи   и   рисунке.   Передача   движения   в   композиции   с помощью ритма элементов. Особая  роль ритма в декоративно прикладном искусстве.  Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?  Земля   —   наш   общий   дом.  Наблюдение   природы   и   природных   явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы   в   разное   время   года,   суток,   в   различную   погоду.   Жанр   пейзажа. Пейзажи   разных   географических   широт.   Использование   различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.  Восприятие   и   эмоциональная   оценка   шедевров   русского   и   зарубежного искусства,   изображающих   природу.   Общность   тематики,   передаваемых чувств,   отношения   к   природе   в   произведениях   авторов   —   представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).  Знакомство   с   несколькими   наиболее   яркими   культурами   мира, представляющими   разные   народы   и   эпохи   (например,   Древняя   Греция, средневековая   Европа,   Япония   или   Индия).   Роль   природных   условий   в характере   культурных   традиций   разных   народов   мира.   Образ   человека   в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.  Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного   искусства   с   музыкой,   песней,   танцами,   былинами, сказаниями,   сказками.   Образ   человека   в   традиционной   культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.  Человек   и   человеческие   взаимоотношения.  Образ   человека   в   разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей,   пробуждающих   лучшие   человеческие   чувства   и   качества: доброту,   сострадание,   поддержку,   заботу,   героизм,   бескорыстие   и   т.   д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.  Искусство   дарит   людям   красоту.  Искусство   вокруг   нас   сегодня. Использование   различных   художественных   материалов   и   средств   для создания   проектов   красивых,   удобных   и   выразительных   предметов   быта, видов   транспорта.   Представление   о   роли   изобразительных   (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.   Отражение   в   пластических   искусствах   природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно ­ творческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративно ­ прикладной и художественно ­конструкторской деятельности.   живописи, Освоение   основ   рисунка,   декоративно прикладного   искусства.   Изображение   с  натуры,  по   памяти   и  воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).   скульптуры, Овладение   основами   художественной   грамоты:   композицией,   формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.  Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор   и   применение   выразительных   средств   для   реализации собственного   замысла   в   рисунке,   живописи,   аппликации,   скульптуре, художественном конструировании. Передача   настроения   в   творческой   работе   с   помощью   цвета,  тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование   в   индивидуальной   и   коллективной   деятельности  граттажа, различных   художественных   техник   и   материалов:   натурной   мультипликации, аппликации, фотографии,  видеосъёмки,  бумажной   пластики,  гуаши,  акварели,  пастели, восковых  мелков,  глины, подручных и природных материалов.  туши,   карандаша,   фломастеров,   компьютерной   анимации,  пластилина,  коллажа, Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс Тема урока Ты учишься изображать. Кол­во часов 10 № п/п 1 2 Все   дети   любят   рисовать.   Особенности   художественного   творчества: художник и зритель. Изображения   всюду   вокруг   нас. художественный образ, его условность, передача общего через единичное.  Образная   сущность   искусства: 3 Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Материалы для уроков изобразительного искусства.  4 5 6 7 8 9 Роль   рисунка   в   искусстве:   основная   и   вспомогательная.   Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.    Мастер Изображение учит видеть.  Наблюдение   за   природой.  Наблюдение   природы   и   природных   явлений, различение их характера и эмоциональных состояний.  Изображать можно пятном. Пятно и художественный образ. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Изображать можно в объёме.  Изображать можно линией. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые,   плавные,   острые,   закругленные   спиралью,   летящие)   и   их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Эмоциональные   возможности   цвета.   Практическое   овладение   основами цветоведения.   Передача   с   помощью   цвета   характера   персонажа,   его эмоционального состояния. Разноцветные краски. 10 Особенности художественного творчества: художник и зритель. Художники и зрители.  Ты украшаешь. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 11 12 13 14 15 16 17 Мир полон украшений. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Красоту нужно уметь замечать.  Разнообразие форм в природе как основа декоративных   форм   в   прикладном   искусстве   (цветы,   раскраска   бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).  Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Цветы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Узоры на крыльях.  Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Красивые рыбы. Использование   различных   художественных   материалов   и   средств   для создания выразительных образов природы. Украшения птиц. Узоры, которые создали люди. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. 18 Овладение   основами   художественной   грамоты:   композицией,   формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.  Мастер Украшения помогает сделать праздник.  Ты строишь. 19 20 21 22 Постройки в нашей жизни.  Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные   приемы   работы   с   пластическими   скульптурными материалами   для   создания   выразительного   образа   (пластилин,   глина   — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Дома бывают разными.  Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.  Представление   о   роли   изобразительных   (пластических)   искусств   в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Снаружи и внутри.  23 Художественное   конструирование   и   оформление   помещений   и   парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Строим город.  1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 24 Простые геометрические формы. Всё имеет своё строение.  Представление   о   возможностях   использования   навыков   художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Строим вещи.  25 26 Город, в котором мы живём. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 27 Три Брата­Мастера всегда трудятся вместе. 28 Изображение   деревьев,   птиц,   животных:   общие   и   характерные   черты. Праздник птиц.  29 Разноцветные жуки. 30 31 32 33   № п/п 1 2 3 Сказочная страна. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Времена года.  Сказочные   образы   в   народной   культуре   и   декоративно  ­   прикладном искусстве. Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками.  Изображение   с   натуры,   по   памяти   и   воображению   (натюрморт,   пейзаж, человек, животные, растения) Здравствуй, лето!  2 класс Тема урока Чем и как работают художники.  Цвет ­ основа языка живописи. Основные и составные цвета. Три основные краски – красная, синяя, желтая.  Пять   красок   —   все   богатство   цвета   и   тона.   Теплые   и   холодные   цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Практическое овладение основами цветоведения. Пастель и цветные мелки, 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 Кол­во часов 8 1 1 1 4 5 6 акварель, их выразительные возможности.  Выразительные возможности аппликации. Приемы работы с различными графическими материалами. Выразительные возможности графических материалов.  Элементарные   приемы   работы   с   различными   материалами   для   создания выразительного   образа   (пластилин   —   раскатывание,   набор   объема, вытягивание   формы;   бумага   и   картон   —   сгибание,   вырезание). Выразительность материалов для работы в объеме.  Выразительные возможности бумаги. 7 8 Живописные   материалы.   Для   художника   любой   материал   может   стать выразительным (обобщение темы).  Реальность и фантазия.  9 10 11 Представление   о   роли   изобразительных   (пластических)   искусств   в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение и реальность.  Роль   контраста   в   композиции:   низкое   и   высокое,   большое   и   маленькое, тонкое   и   толстое,   темное   и   светлое,   спокойное   и   динамичное   и   т.   д. Изображение и фантазия.  Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели,   восковых   мелков,   туши,   карандаша,   фломастеров,   пластилина, глины, подручных и природных материалов. Украшение и реальность.  12 Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Украшение и фантазия.  Симметрия и асимметрия. Постройка и реальность.  Постройка   и   фантазия.   Художественное   конструирование   и   оформление помещений   и   парков,   транспорта   и   посуды,   мебели   и   одежды,   книг   и игрушек. Братья­Мастера   Изображения,   украшения   и   Постройки   всегда   работают вместе (обобщение темы). О чем говорит искусство.  13 14 15 16 17 Пейзажи родной природы. Выражение характера изображаемых животных. Изображение природы в различных состояниях.  Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа   в   соответствии   с   поставленными   задачами   Выражение   характера человека в изображении: мужской образ.  Выражение характера человека в изображении: женский образ. 18 19 Образы   природы   и   человека   в   живописи.   Передача   с   помощью   цвета характера персонажа, его эмоционального состояния Образ человека и его характер, выраженный в объеме.  Изображение природы в различных состояниях. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Выражение характера человека через украшение. Единство   декоративного   строя   в   украшении   жилища,   предметов   быта, орудий труда, костюма. Выражение намерений через украшение.  В   изображении,   украшении,   постройке   человек   выражает   свои   чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Теплые   и   холодные   цвета.   Овладение   элементарными   навыками   лепки   и бумагопластики.   Цвет   как   средство   выражения.   Борьба   теплого   и 21 22 20 23 24 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Образ здания.. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Линия как средство выражения: ритм линий.  Линия как средство выражения: характер линий. Как говорит искусство.  Ритм пятен как средство выражения. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности   образа.   Эмоциональные   возможности   цвета.   Пропорции выражают характер.  Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Тихие и звонкие цвета.  Понятия:   горизонталь,   вертикаль   и   диагональ   в   построении   композиции. Понятия:   линия   горизонта,   ближе   —   больше,   дальше   —   меньше, загораживания. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного Характер линий.  Пропорции   и   перспектива.   Композиционный   центр   (зрительный   центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Ритм пятен.   Ритм   пятен.   Виды   ритма   (спокойный,   замедленный,   порывистый, беспокойный   и   т.   д.)   Ритм   линий,   пятен,   цвета.    Пропорции   выражают характер.  Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.  Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.  25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве. 3 класс Тема урока. Искусство в твоем доме. Элементарные   приемы   работы   с   различными   материалами   для   создания выразительного образа (пластилин  — раскатывание,  набор объема,  вытягивание формы. Твои игрушки. Элементарные   приемы   работы   с   различными   материалами   для   создания выразительного образа (пластилин  — раскатывание,  набор объема,  вытягивание формы. Посуда у тебя дома. Представление   о   возможностях   использования   навыков   художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Обои и шторы у тебя дома. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение костюма). Мамин платок. Элементарные   приемы   работы   с   различными   материалами   для   создания № п/п 1 2 3 4 5 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол­во часов 8 1 1 1 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 выразительного образа (бумага и картон — сгибание, вырезание). Твои книжки. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Твои книжки. Поздравительная   открытка.  Композиционный   центр   (зрительный   центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.    Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта.  Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.  Искусство на улицах твоего города.  Памятники Образы   архитектуры   и   декоративно   прикладного   искусства. архитектуры. Представление   о   возможностях   использования   навыков   художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Витрины на улицах.  Парки, скверы, бульвары. Художественное конструирование и оформление парков. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Ажурные ограды. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Фонари на улицах и в парках. Объем   в   пространстве   и   объем   на   плоскости.   Способы   передачи   объема. Выразительность объемных композиций. Волшебные фонари. Искусство   вокруг   нас   сегодня.   Использование   различных   художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных видов транспорта. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы. Выставка творческих работ. Художник и зрелище. Человек и человеческие взаимоотношения. Художник в театре.  Эмоциональная   и   художественная   выразительность   образов   персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ театрального героя.  Образы   персонажей,   вызывающие   гнев,   раздражение,   презрение.  Театральные маски. Эмоциональные   возможности   цвета.   Передача   с   помощью   цвета   характера персонажа, его эмоционального состояния. Театр кукол.  Элементарные   приемы   композиции   на   плоскости   и   в   пространстве.   Понятия: горизонталь,   вертикаль   и   диагональ   в   построении   композиции.   Пропорции   и перспектива. Театральный занавес. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Афиша и плакат.  Линия,   штрих,   пятно   и   художественный   образ.   Передача   с   помощью   линии эмоционального состояния человека, животного. Художник в цирке.  Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Театральная программа.  Эмоциональные   возможности   цвета. цветоведения. Праздник в городе.    Практическое   овладение   основами 26 Школьный   карнавал.   Обобщение   по   теме   «Художник   и   зрелище».   Выставка творческих работ. Художник и музей. 27 28 Ведущие   художественные   музеи   России   (ГТГ,   Русский   музей,   Эрмитаж)   и региональные музеи. Музеи в жизни города. Картина – особый мир. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу.  Жанр пейзажа. Пейзажи разных 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 29 30 31 32 33 34 35 № п/п   Жанр   натюрморта.  Выдающиеся   представители географических широт. Картина­пейзаж. Картина­натюрморт. изобразительного искусства народов России. Фотография   и   произведение   изобразительного   искусства:   сходство   и   различия. Картина­портрет.  Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. Картины исторические и бытовые. Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Скульптура в музее и на улице. Восприятие   и   эмоциональная   оценка   шедевров   национального,   российского   и мирового искусства. Музеи архитектуры. Обобщение по теме «Художник и музей». Участие   в   различных   видах   изобразительной,   декоративно­прикладной   и художественно­конструкторской   деятельности.  Выставка   творческих   работ (обобщение темы). 4 класс Тема урока. Истоки родного искусства. 3 2   натурной   мультипликации, 1 Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.  Роль природных условий   в   характере   традиционной   культуры   народов   России.   Пейзажи родной природы. Человек,   мир   природы   в   реальной   жизни:   образ   человека,   природы   в искусстве. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Деревня – деревянный мир. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных   техник   и   материалов:   коллажа,   граттажа,   аппликации, компьютерной   анимации,   фотографии, видеосъемки. Деревня – деревянный мир. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Красота человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (былины, сказания, сказки).  Красота человека. Представления   народа   о   мужской   и   женской   красоте,   отраженные   в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Красота человека. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Народные праздники. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов   быта,   орудий   труда,   костюма;   музыка,   песни,   хороводы). Народные праздники (обобщение темы). 5 6 4 7 8 Древние города нашей земли. 9 Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере   культуры   народов   России).  Единство   декоративного   строя   в украшении   жилища,   предметов   быта,   орудий   труда,   костюма.   Связь изобразительного   искусства   с   музыкой,   песней,   танцами,   былинами, сказаниями, сказками. 1 1 1 1 1 1 1 Кол­во часов 8  1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 12 11 10 Отражение   в   пластических   искусствах   природных,   географических условий,   традиций,   религиозных   верований   разных   народов   (на   примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Древние соборы.   Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. Города русской земли. Роль   природных   условий   в   характере   традиционной   культуры   народов России. Красота и неповторимость архитектуры ансамблей Древней Руси. Новгород, Псков. Конструкция   и   художественный   образ,   символика   архитектуры православного   храма.   Общий   характер   и   архитектурное   своеобразие древних русских городов. Владимир, Суздаль, Москва. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Разнообразие   форм   предметного   мира,   и   передача   их   на   плоскости   и   в пространстве Узорочье теремов. Сходство и контраст форм. Пир в теремных палатах (обобщение по теме). 13 14 15 16 Каждый народ – художник. 17 Образ человека в разных культурах мира. Страна восходящего солнца.  18 Образ   художественной   культуры   Японии.  Роль   природных   условий   в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве   разных   народов.   Образы   архитектуры   и   декоративно прикладного искусства.  19 Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Народы гор и степей. 23 22 21 20 Использование   различных   художественных   материалов   и   средств   для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.  Народы гор и степей. Выбор   средств   художественной   выразительности   для   создания живописного   образа   в   соответствии   с   поставленными   задачами.   Образы природы и человека в живописи. Города в пустыне. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Города в пустыне. Знакомство   с   несколькими   наиболее   яркими   культурами   мира, представляющими   разные   народы   и   эпохи   (например,   Древняя   Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Древняя Эллада Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.  Древняя Эллада Европейские города Средневековья.  Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов.  Европейские  города  Средневековья.  Образы  архитектуры  и декоративно прикладного искусства.  24 25 26 27 Общность   тематики,   передаваемых   чувств,   отношения   к   природе   в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.)  Обобщение по разделу «Каждый народ ­ художник» 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Искусство объединяет народы 28 Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу Материнство  Темы любви, дружбы, семьи в искусстве Материнство  29 30 Образ человека в традиционной культуре. Мудрость старости 31 Сопереживание.  Эмоциональная   и   художественная   выразительность образов   персонажей,   пробуждающих   лучшие   человеческие   чувства   и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. 32 Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. 33 Образ современника. Юность и надежды. 34 От представлений  о великом многообразии культур мира ­ к представлению о едином   для  всех   народов   понимании  красоты  и безобразия,  коренных  явлений жизни. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.  35 Образ   человека   в   искусстве   разных   народов.   Образы   архитектуры   и декоративно­прикладного искусства. Искусство народов мира (обобщение темы). 8 1 1 1 1 1 1 1 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018