Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
естествознание
2 кл
06.03.2018
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции УМК «Начальная школа XXI века» научного руководителя Н. Ф. Виноградовой, авторской программы по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой, в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
2б окр.docx
Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» городского округа город Сибай Республики Башкортостан Рассмотрена и  принята                Согласовано:                           Утверждаю:                                 на заседании   кафедры                                                                    Директор МОБУ СОШ №5 учителей начальных классов      зам. директора по УР             _______  Давлетбаева М.М. Протокол № 14                             _______Султанова Г.И.                Приказ №  ____                                                                                                                      «____» августа 2016 г.        «30» мая 2016 г                                                                     Заведующий  кафедрой ________ Губайдуллина Н.З.                                                                                              Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2б класса на 2016­2017 учебный год                            УМК – Начальная школа 21 века               Ступень обучения : начальное общее образование               Срок реализации – 1  год     Рабочая   программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России,   концепции УМК   «Начальная     школа   XXI   века»     научного   руководителя   Н.   Ф.     Виноградовой, авторской программы по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой,   в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).                                                                                     Программу разработала                                                                     Мулламухаметова Л.Х.,                                                                            учитель начальных классов 2016 Пояснительная записка: Рабочая   программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  концепции УМК «Начальная  школа XXI века»  научного руководителя Н. Ф.  Виноградовой, 2008 г.., авторской программы по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой,  ориентирована на планируемые   результаты   освоения   основной   образовательной   программы   начального общего образования и отражает содержание обучения окружающего мира в начальной школе.  Основные нормативно­методические материалы: ­   Федеральный   закон   Российской   Федерации   от   29   декабря   2012   г.   N   273­ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации»;  ­   санитарно­эпидемиологические   правила   и   нормативы   СанПиН   2.4.2.№2821­10), «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных   учреждениях»   зарегистрированные   в   Минюсте   России   03   марта 2011 года;  ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).  ­ Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373);  ­ Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;  ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357  О― внесении   изменений   в   федеральный   государственный   образовательный   стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373  (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);  ­  Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный   перечень   учебников,   рекомендованных   к   использованию   при   реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»   ­Письмо   Министерства   образования   Республики   Башкортостан   от   19.06.2015   №04­ 05/782 «О методических рекомендациях по проектированию рабочих программ учебных предметов, курсов на уровне начального общего образования» ­ Годовой  календарный  учебный  график Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» на 2016­2017 учебный год;  ­Учебный    план  Муниципального  общеобразовательного  бюджетного  учреждения   «Средняя общеобразовательная школа № 5» на 2016­2017 учебный год;       ­ Положение  о рабочей программе учителя Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5».  ‖ Основная  цель  обучения   предмету   «Окружающий   мир»   в  начальной   школе   — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия   во   всех   сферах   окружающего   мира.   В   данном   контексте   к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества;   исторический   аспект   «складывания»   общерусской   культуры,   развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.  В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения  окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального   и   особенно   для   духовно­нравственного   развития   младших школьников.   Эта   позиция   зафиксирована   и   в   стандарте   второго   поколения,   где   цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение   этой   предметной   области   состоит   в   формировании   целостного   взгляда   на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».  Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:  формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;  воспитание   уважительного   отношения   к   своей   стране,   ее   истории,   любви   к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;  понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;   формирование   основ   экологической   культуры,   понимание   ценности   любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. На основе установленных целей изучения предмета были определены его функции:  образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников   разнообразных   сведений   о   природе,   обществе,   человеке,   развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий;    развивающая   функция   обеспечивает   формирование   научных   взглядов школьника   на   окружающий   мир,   психическое   и   личностное   развитие   обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции;   воспитывающая   функция   предмета   связана   с   решением   задач   социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде. В основе построения курса лежат следующие принципы: 1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями,   отражающими   различные   виды   человеческой   деятельности   и   систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во­первых,   она   дает   возможность   учесть   одну   из   важнейших   психологических особенностей   младшего   школьника   —   целостность,   нерасчлененность   восприятия окружающего   мира,   а   во­вторых,   обеспечивает   познание   отдельных   сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от   одного   предмета   к   другому   и   интеллектуальную   бестолковость»   (Г.   Гегель). Интеграция   затрагивает   не   только   общий   подход   к   отбору   содержания   в   системе «человек­природа­общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и   предметный   мир»,   «человек   и   другие   люди»,   «человек   и   его   самость»,   «человек   и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных   областей   —   природоведческие,   гигиенические, психологические, исторические и др.   географические, 2.  Педоцентрический  принцип   определяет   отбор   наиболее   актуальных   для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного   развития,   а   также   последующего   успешного   обучения;   предоставление каждому   школьнику   возможности   удовлетворить   свои   познавательные   интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных   ролей   данной   возрастной   группы,   социально   значимых   качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности. 3.  Культурологический  принцип   понимается   как   обеспечение   широкого эрудиционного   фона   обучения,   что   дает   возможность   развивать   общую   культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных   открытиях,   истории   развития   техники,   искусства,   литературы   и   др.   Для реализации   этого   принципа   в   программу   введен   специальный   раздел   «Расширение кругозора школьников». 4.   Необходимость   принципа  экологизации  содержания   обучения   окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших   школьников.   Этот   принцип   реализуется   двумя   путями:   расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек   и   растение»,   «Человек   и   животные»,   «Человек   и   природа»),   а   также раскрытием   системы   правил   поведения   в   природе,   подчиняющиеся   принципу   «Не навреди».   Действие   принципа   распространяется   не   только   на   отношение   человека   к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии). 5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность   обучения,   возможность   успешного   изучения   соответствующих естественно­научных и гуманитарных предметов в основной школе. 6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой  деятельности  людей,  в краеведческий, исторический,  художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно­научных и обществоведческих понятий. Отбор   конкретного   естественно­научного   и   обществоведческого   содержания обучения подчинялся определенным требованиям: 1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой   деятельности   людей,   история   развития   культуры   общества.   Эти   знания   от класса   к   классу   расширяются   и   углубляются,   наполняются   новыми   понятиями   и терминами. 2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:  уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;  необходимость   постепенного   и   последовательного   перевода   ученика   с   этапа общей   ориентировки   в   термине   или   понятии   на   этап   осознания   существенных   его характеристик;  зависимость   усвоения   понятия   от   уровня   сформированности   логической связной   речи,   коммуникативных   умений,   обеспечивающих   развитие   у   младших школьников   представлений   о   языке   науки   конкретной   образовательной   области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;  преемственность   и   перспективность  в   предъявлении   терминологии   и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий. 3. Конструирование содержания программы предполагало связь  теоретических сведений   с   деятельностью  по   их   практическому   применению,   что   определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ. Основные содержательные линии В программе представлены следующие ведущие содержательные линии: 1. Человек   как   биологическое   существо:  чем   человек   отличается   от   других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. 2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. 3. Человек   и   мир   природы:  что   такое   природа,   может   ли   человек   жить   без природы, почему люди должны беречь природу. 4. Человек   и   общество:  чем   богата   и   знаменита   родная   страна,   почему гражданин   любит   свою   Родину,   что   это   значит   «любить   Родину»,   семья   как   ячейка общества.  5. История родной страны:  как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета   адекватно   отражается   и   в   средствах   обучения.   Важнейшая   особенность содержания   предмета   рассматриваемого   учебного   курса   —  определенность, жизненность, реальность  всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах   создаются,   в   основном,   искусственные   —   учебные   ситуации,   которые,   «в чистом   виде»   в   жизни   не   встречаются.   Это   объясняет   особую   уникальность   уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:  1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);  2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Логика   построения   процесса   изучения   окружающего   мира   на   уроках   в   классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые   становятся   основой   для   появления   у   обучающегося   мотива   познавательной деятельности и успешного учебного диалога.  Программа   предусматривает   проведение   уроков   обобщения.   Их   цель:   оживить знания   школьника,   систематизировать   их,   создать   стройную   картину   определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года   обучения,   и   создается   возможность   четко   представить   обобщенное   видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия». Образовательная задача – формирование разнообразных представлений о природе, человеке   и   обществе,   элементарной   ориентировке   в   доступных   естественнонаучных, обществоведческих,   развитие   целостного   восприятия окружающего мира.    исторических   понятий,      Ознакомление с природой Башкортостана, населенными пунктами   региона, водными ресурсами,  животным и растительным миром республики,  формирование экологической культуры. Развивающая задача – обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие  школьника; формирование   предпосылок   научного   мировоззрения;   формирование   общеучебных умений   (выделять   существенные   и   несущественные   признаки   объекта,   сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое   событие   происходит   во   времени   и   пространстве,   фиксировать   результаты наблюдений).   Развивающая   задача   предмета   –   формирование   элементарной   эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования. Воспитывающая   задача –   решение   задач   социализации   ребёнка,   принятие   им гуманистических   норм   существования   в   среде   обитания,   воспитание   эмоционально­ положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся   познавательных   процессов,   речи,   эмоциональной   сферы,   творческих способностей, деятельности.               Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. формирования     учебной   Место учебного предмета в учебном плане. В   Федеральном   базисном   образовательном   плане   на   изучение   окружающего   мира отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов. (35 недель).      Значение  курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учится осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования младших школьников фундамента экологической и культурологической   грамотности   и   соответствующих   компетентностей   –   умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы   и   людей,   правила   здорового   образа   жизни.   Это   позволит   учащимся   освоить основы адекватного природо­и культуросообразного поведения в окружающей природной и   социальной   среде.   Поэтому   данный   курс   играет   наряду   с   другими   предметами начальной   школы   значительную   роль   в   духовно­нравственном   развитии   и   воспитании личности, формирует вектор культурно­ ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.         Существенная особенность состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для   широкой   реализации   межпредметных   связей   всех   дисциплин   начальной   школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии  и  физической  культуры,  совместно  с ними  приучая детей  к рационально­ научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. Данный  курс  носит  интегрированный  характер.  Суть интеграции  заключается  в знакомстве   с   различными   явлениями   окружающего   мира,   объединенными   общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний,   полученных   при   изучении   других   учебных   предметов   (изобразительного искусства,   основ   безопасности жизнедеятельности),   и   позволяет   реализовать   их   в   интеллектуально­практической деятельности ученика.   литературного   чтения,   русского   языка, Изобразительное   искусство  дает   возможность   использовать   средства художественной   выразительности   для   расширения   духовно­культурного   пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства. Русский   язык  служит   основой   для   развития   устной   речи:   для   использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа   заданий   и   обсуждения   результатов   деятельности   (описание,   повествование   на заданную   тему;   построение   логически   связанных   высказываний   в   рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изу­ чаемого предмета или явления. Основы   безопасности   жизнедеятельности  способствуют   формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды. Программа обеспечена следующим учебно­методическим комплектом: Окружающий   мир:  2   класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Н.Ф. Виноградова. ­ 3 изд., испр. ­ М.: Вентана­Граф, 2011 ­ (Начальная школа XXI века). Окружающий мир:  2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 , 2 /  Н.Ф. Виноградова. ­ 3 изд., испр. ­ М.: Вентана­Граф, 2016. ­ (Начальная школа XXI века). Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса Для реализации программы в учебном кабинете имеется необходимое оборудование: ­ персональный компьютер учителя  ­экран ­проектор Планируемые результаты освоения предмета по классу.      Результаты   освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования   обеспечивают   связь   между   требованиями,   определяемыми   федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении.          В   последние   годы   в   среде   практических   работников   появилось   осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального   и   особенно   для   духовно­нравственного развития младших школьников.   Эта   позиция   зафиксирована   и   в   стандарте   второго   поколения,   где   цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение   этой   предметной   области   состоит   в   формировании   целостного   взгляда   на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней,  познании учащимся самого   себя,   своего   «Я».   Таким   образом,   изучение   Окружающего   мира   позволяет достичь личностных,   предметных   и   метапредметных результатов   обучения,   т.   е. реализовать   социальные   и   образовательные   цели   естественно­научного   и обществоведческого образования младших школьников. Личностные  результаты  представлены   двумя   группами   целей.   Одна   группа относится   к   личности   субъекта   обучения,   его   новым   социальным   ролям,   которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это: готовность и способность к саморазвитию и самообучению,  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;   позволяющие   успешно   осуществлять   учебную    личностные   качества, деятельность и взаимодействие с ее участниками. В   соответствии   со   стандартом   второго   поколения   при   отборе   содержания обучения   и   конструировании   его   методики   особое   внимание   уделяется   освоению метапредметных   результатов  естественно­научного   и   обществоведческого образования.   Достижения   в   области   метапредметных   результатов   позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой   целью   в   программе   выделен   специальный   раздел   «Универсальные   учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно   формирующихся   средствами   данного   предмета.   Среди   метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:  регулятивные  как владение способами организации, планирования различных видов   деятельности   (репродуктивной,   поисковой,   исследовательской,   творческой), понимание специфики каждой;  познавательные  как   способность   применять   для   решения   учебных   и практических   задач   различные   умственные   операции   (сравнение,   обобщение,   анализ, доказательства и др.);  коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения,   анализа   и   обработки   информации   (обобщение,   классификация,   сериация, чтение   и   др.),   методы   представления   полученной   информации   (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Предметные результаты:  осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о   разных   его сторонах и объектах;  обнаружение и установление элементарных связей в природе и обществе;   овладение   наиболее   существенными   методами   изучения   окружающего   мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);  использование   полученных   знаний   в   продуктивной   и   преобразующей деятельности;  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:   составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;  называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;  оценивать   жизненную   ситуацию,   а   также   представленную   в   художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;  различать   (соотносить)   прошлое­настоящее­будущее;   год­век   (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;  кратко   характеризовать   Солнечную   систему   (солнечную   «семью»);   называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;  называть царства природы;   описывать признаки животного и растения как живого существа;  моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;  различать   состояния   воды   как   вещества,   приводить   примеры   различных состояний;   устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;   описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;  сравнивать   представителей   растительного   и   животного   мира   по   условиям   их обитания. Смогут научиться:   «читать» информацию, представленную в виде схемы;  воспроизводить   в   небольшом   рассказе­повествовании   (рассказе­описании) изученные сведения из истории Древней Руси;  ориентироваться   в   понятиях:   Солнечная   система;   сообщество,   деревья­ кустарники­травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»  проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);  приводить примеры из Красной книги России , Республики Башкортостан. Содержание тем учебного курса «Окружающий мир». № Содержание программного материала 1. 2. 3. 4. 5 Введение. Что тебя окружает Кто ты такой Кто живет рядом с тобой Россия ­  твоя Родина  Мы –жители Земли  6 7 Природные сообщества  Природа и человек  Итого Количество часов 1 14 6 13 9 23 4 70 Введение. Что тебя окружает (1ч)  Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.  Кто ты такой?  (14 часов)Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.  Наши помощники — органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).  Физическая   культура.   Закаливание.   Твое   здоровье   и   питание.   Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь. Кто живет рядом с тобой? (6 часов)  Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения   в   семье.   Семейное   «древо»,   имена   и   отчества   членов   семьи,   их   семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость,   честность,   внимательность,   уважение   к   чужому   мнению   —   правила взаимоотношений и  дружбы. Твои друзья­одноклассники.  Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор. Россия – твоя Родина (13 часов) Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как   выражает   свою   любовь.   Флаг   и   герб   России.Родной   край   —   частица   Родины. Особенности   родного   края,   отличающие   его   от   других   мест   родной   страны. Достопримечательности   родного   края.   Труд,   быт   людей.   Культурные   учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии,   значение   которых   возросло   в   последние   годы   (экономист,   программист). Города   России.   крупнейший   культурный   центр. Достопримечательности   Москвы,   труд   и   отдых   москвичей...   Конституция   —   главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух­трех народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.   Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван   Калита,   Дмитрий   Донской.   Их   роль   в   возникновении   и   процветании   Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».  Мы – жители Земли (9  часов) Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Природные сообщества (23 часа)  Царства природы. Животное и растение — живые существа.     Природные   сообщества.   Жизнь   леса.   Этажи   леса.   Леса   России:   хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели . Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов   (пруда,   болота).   Река   как   водный   поток.   Типичные   представители растительного   и   животного   мира   реки.   Использование   водоемов   и   рек   человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.   Москва   —   столица   РФ, Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения   сада   и   огорода.   Плодовые   и   ягодные   культуры.   Сезонный   труд   людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек. Природа   как   источник   пищи,   здоровья,   различных   полезных   предметов   для   людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.   Природа и человек (4 ч.)  Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения  в природе.  Охранные  мероприятия. Красная книга.  «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных. Название раздела  Программное содержание Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) Введение. Что окружает человека Кто ты такой Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее Классификация   объектов   окружающего   мира:   объекты живой/неживой   природы;   изделия,   сделанные   руками   человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).   Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный   рассказ   на   тему   «Какой   я»).   Дидактические   игры: удержание цели, соблюдение правил. Органы чувств. Здоровье человека: как   его   сохранить.   Режим   дня. Правильное   питание.   Физическая культура. Закаливание Наблюдения:   деятельность   разных   органов   чувств.   Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность Кто живёт рядом с тобой     семейное Семья: древо, взаимоотношения   членов   семьи, труд   и   отдых   в   семье.   Правила поведения Коммуникативная   деятельность   (описательный   рассказ   на   тему «Моя семья»).   Моделирование   ситуаций   на   правила   поведения со взрослыми,   сверстниками.   Классификация   качеств   по   признаку положительное   —   отрицательное   (добрый   —   жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных   произведений,   реальных   лиц   в   разных   этических ситуациях Россия — твоя Родина Наша   Родина —   Россия.   Символы государства.   Конституция   России, права   и обязанности   граждан. Родной   край —   частица   Родины. Труд   россиян.   Города   России. Характеристика   понятий   «Родина»,   «родной   край».   Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан   России.   Наблюдения   труда,   быта   людей   родного   края. Моделирование   воображаемых   ситуаций:   путешествие   по   России. Узнавание города по его достопримечательностям Тематическое планирование по окружающему миру    № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Дата Тема урока Планируемая Фактическая Включение этнокультурных  особенностей Республики  Башкортостан Примечание 01.09 05.09 08.09 15.09 19.09 22.09 26.09 29.09 03.10 06.10 Многонациональный  Башкортостан. Введение (1 час) День Знаний Что окружает человека.  Кто ты такой?  (14 часов) Я, ты, он, она... Все мы люди... Наши помощники  органы чувств.  Наши помощники ­ органы чувств. Опыты  №1 Поговорим о здоровье.  Поговорим о здоровье. Поговорим о здоровье Режим дня Режим дня. Практическая работа №1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 10.10 13.10 17.10 20.10 24.10 27.10 31.10 07.11 10.11 14.11 17.11 21.11 24.11 «Режим дня для будней и выходных» Физическая культура.     Физическая культура. Опыты № 2 с  термометром. Почему нужно правильно питаться.  Почему нужно правильно питаться.  Почему нужно быть осторожным.  Почему нужно быть осторожным.  Практическая работа № 2 первая  помощи при ожогах, порезах, ударах. Проверочная   работа   по   изученным разделам Кто живет рядом с тобой? (6 часов) Что такое семья?  Практическая работа  № 3 Составление семейного древа. Что такое семья?  Что такое семья? О правилах поведения.  О правилах поведения О правилах поведения.  Россия – твоя Родина (13 часов) Родина ­ что это значит Развитие спорта в Республике  Башкортостан и городе Сибай. Что такое шежере? Проект  «Моя родословная» Знакомство с башкирскими  поговорками: «На Родине и полынь благоуханна» «Мудрость народа –  что водопад, « Пойдешь поперек –  не будешь рад» 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 28.11 01.12 05.12 08.12 12.12 15.12 19.12 22.12 26.12 29.12 16.01 19.01 Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь  начиналась Для самых любознательных.  Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь  начиналась Москва – столица России. Москва – столица России Города России.   Практическая работа по карте № 4 Родной край – частица Родины.  Как трудятся россияне.  Как трудятся россияне Все профессии важны.  Мы ­ граждане России.  Мы ­ граждане России. Россия – многонациональная страна.  Практическая работа по карте России № 5 Мы – жители Земли (9  часов) Уфа­столица Республики  Башкортостан Сибай­столица Башкирского  Зауралья Проект «Города России» : Уфа­ столица моей республики. Родной край­часть большой  страны. Экскурсия по родному  городу. Знакомство с башкирскими  пословицами о труде: «Если в  руках работа, то некогда  скучать» «Без труда не  появится еда» «Без работы ума  не наберешься» «У кого есть  работа, у того и сила» 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 23.01 26.01 30.01 02.02 06.02 09.02 13.02 16.02 20.02 27.02 02.03 06.03 09.03 13.03 16.03 Твоё первое знакомство со звёздами. Земля – планета солнечной системы. Земля – планета солнечной системы. Глобус – модель земли. В некотором царстве. Царства природы. Заглянем   в   кладовые   земли. Природные богатства РБ. Грибы. Какие животные живут на Земле. Разнообразие растений. Условия роста и развития растений. Природные сообщества (23 часа) Среда обитания – что это такое. Лес и его обитатели.  Деревья леса.  Кустарники леса. Практическая работа № 7     (паспорт) кустарников гербария.   составляют   описание   Комнатные растения в нашем  классе Лесные   богатства РБ. Красная книга РБ. Травянистые   растения. работа   №   8   (паспорт) гербария.   Практическая   составляют   описание растений     травянистых Травянистые растения.  Р/ к. Растения весной. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 20.03 23.03 03.04 06.04 10.04 13.04 17.04 20.04 24.04 27.04 04.05 08.05 11.05 15.05 18.05 22.05 Животные Республики  Башкортостан. Красная книга  РБ. Водные богатства. Реки и озера Республики Башкортостан. Животные леса.  Животные леса.  Животные леса.  Животные леса.  Животные леса.   Что мы знаем о воде. Опыты  № 5 по  определению свойств воды и ее  состояние. Что мы знаем о воде.  . Водоемы и их обитатели. Водоемы и их обитатели.  Водоемы и их обитатели. Водоемы и их обитатели.  Водоемы и их обитатели.  Луг и его обитатели. Экскурсия. Луг и его обитатели.  Поле   и   его   обитатели. работа   №   9   растений поля  из гербария. Поле и его обитатели.   Практическая   составляют   описание 25.05 29.05 66 67 68 69 70 Сад и его обитатели. Экскурсия.  Природа и человек (4 часа) Человек – часть природы.  Охраняем природные территории и  объекты. Человек – часть природы  Комплексное повторение пройденного Заповедники Республики  Башкортостан. Система   оценки   достижения   планируемых   результатов   освоения   предмета. Критерии оценивания. Объектом   оценки  предметных   результатов  служит   способность   обучающихся решать   учебно­познавательные   и   учебно­практические   задачи.   Оценка   достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и   в   ходе   выполнения   итоговых   проверочных   работ.   При   этом   итоговая   оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержание?, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этомслучае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий   и   навыков   работы   с   информацией,   а   также   опосредованная   оценка сформированное некоторых коммуникативных и регулятивных действий. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оцениваете­ уровень   сформированности   такого   умения,   как   «взаимодействие   с   партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др. В третьем классе имеются все виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса ­ проверка того, как идет процесс формирован/­ знаний,   умений,   связанных   с   изучением   природы,   общественных   явлений   (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.). Тематический   контроль  способствует   введению   формирующего   оценивания освоения   программы   учеником.   Третьекласснику   предоставляется   возможность, тщательнее  подготовившись,   переделать,   дополнить   работу,   исправить   отметку   и улучшить итоговую отметку в четверти. Итоговый контроль  проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой   промежуток   времени   ­   четверть,   полугодие,   год.   Итоговые   контрольные проводятся четыре раза в год:  в конце  первой,  второй,  третьей и  четвертой  четверти учебного года Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос ­ это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос). Письменный опрос ­ это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной   работы   требуется   10­15   минут.   Цель   ее   ­   проверить,   как   идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5­10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления   знаний.   Эти   работы   могут   носить   обучающий   характери  не   оцениваться отметкой в случае плохого выполнения. Контрольная   работа   используется   при   фронтальном   текущем   или   итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены   в   форме   тестовых,   графических   заданий,   работы   с   картой   и   т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания. Оценочная   деятельность   учителя,   который   организует   обучение   по   УМК «Начальная школа XXI века», облегчается тем, что в программе определены знания и умения, которые должны усвоить младшие школьники к концу третьего года обучения. Выделено   три   типа   заданий,   которые   дети   должны   выполнить:   «называть   (приводить примеры)», «различать (соотносить)», «решать задачи в учебных и бытовых ситуациях». Задания первого типа проверяют качество восприятия и память ученика ­ как он умеет воспринимать и воспроизводить изученные факты, явления, события окружающего мира; владеет ли адекватным использованием терминов, предпонятий, понятий. Второй   тип   заданий  позволяет   установить,   может   ли   учащийся   проводить элементарное сравнение, анализ полученных сведений (о природе, обществе, культуре, из истории), объяснять некоторые зависимости и закономерности явлений природы (похожи ­ непохожи; одинаковые ­ разные; существенное ­ несущественное). Третий тип заданий помогает установить, сформировалось ли у ученика умение применять   знания,   полученные   в   процессе   изучения   окружающего   мира,   в   различных ситуациях ­ как учебных, так и бытовых. Значительная   часть   заданий   представлена   в   рабочих   тетрадях.   Задания   носят дифференцированный   характер   и   могут   использоваться   для   контроля   успешности обучения   детей   разного   уровня   обученности.   При   этом   в   начале   работы   учитель обязательно информирует учащихся: «Все должны выполнять задания 4, 5 и 6. Выполнение дополнительных заданий 7 и 8 дает право еще на одну отметку». Если попытка решить дополнительные   задачи   неудачна,   за   учеником   остается   право   отказаться   от   второй отметки. Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные виды и формы контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении окру­ жающего   мира,  но   и   учит   школьника   самостоятельно   оценивать   результаты   своего учебного труда. Знания  и   умения  учащихся   по  окружающему  миру   оцениваются  по  результатам устного опроса, наблюдений и практических работ. Оценка   «5»  ставится   ученику,   если   он   осознанно   и   логично   излагает   учебный материал, используя свои наблюдения, устанавливает связи между объектами и явлениями природы   (в   пределах   программы),   правильно   выполняет   практические   работы   и   дает полные ответы на все поставленные вопросы. Устный ответ Оценка   «4»  ставится   ученику,   если   его   ответ   в   основном   соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителя. Оценка   «3»  ставится   ученику,   если   он   усвоил   основное   содержание   учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений,   затрудняется   устанавливать   предусмотренные   программой   связи   между объектами   и   явлениями   природы,   допускает   серьезные   неточности   в   выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части про­ граммного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Оценка тестов Тестовая   форма   проверки   позволяет   существенно   увеличить   объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым   создает   предпосылки   для   повышения   информативности   и   объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов.                                                      Варианты оценивания Уровневая шкала Процентная балльная шкала Низкий Средний Высокий выполнены отдельные задания 0­60% менее 17 баллов выполнены все задания, с незна­ чительными погрешностями все предложенные задания выпол­ нены правильно 60­77% 18­22 балла 77­90% 23­26 баллов 90­100% 27­30 баллов оценка «2» оценка «3» оценка «4» оценка «5»

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018