"Рабочая программа по учебному предмету ПО.01.УП.02, ПО.01.УП.05 «Живопись» (6 лет обучения)"
Оценка 4.9

"Рабочая программа по учебному предмету ПО.01.УП.02, ПО.01.УП.05 «Живопись» (6 лет обучения)"

Оценка 4.9
Документация +3
pdf
изобразительное искусство +2
Все классы
26.07.2019
"Рабочая программа по учебному предмету ПО.01.УП.02, ПО.01.УП.05 «Живопись» (6 лет обучения)"
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись». Программа учебного предмета «Живопись» рассчитана на шестилетний курс обучения и предлагает конструктивные, последовательные задачи в освоении живописного мастерства, способствует раскрытию творческих способностей учащихся, приобретению детьми знаний, умений и навыков в выполнении живописных работ.
Рабочая программа УП Живопись Автор Кириленко Л.Г. 2014 год.pdf

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей 

«Приморская детская школа имени М.А.Волошина» 

муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

 

 

Предметная область 

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по учебному предмету

ПО.01.УП.02, ПО.01.УП.05

«Живопись»

         (6 лет обучения)

 

                                                          

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Феодосия

2014 год

 

 

РАССМОТРЕНО         УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического совета Директор МБ ОУК ДОД протокол № _______  «Приморская ДХШ имени М.А.Волошина» ________________________ _____________Л.Г.Кириленко

_________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Кириленко Л.Г., преподаватель рисунка, живописи, композиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Структура рабочей программы учебного предмета

1.                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

      Срок реализации учебного предмета;

      Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

      Форма проведения учебных аудиторных занятий;

      Цель и задачи учебного предмета;

      Обоснование структуры программы учебного предмета;

      Методы обучения;

      Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

2.                 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Учебно-тематический план;

      Годовые требования. Содержание разделов и тем;

3.                 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

4.                 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

      Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

      Критерии оценки;

 

5.                 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

      Методические рекомендации преподавателям;

      Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

6.                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

 

      Список методической литературы.

      Список учебной литературы.

      Средства обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Пояснительная записка

                         Характеристика учебного предмета 

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

Программа рассчитана на шестилетний курс обучения и предлагает конструктивные, последовательные задачи в освоении живописного мастерства.

Программа способствует раскрытию творческих способностей учащихся, приобретению детьми знаний, умений и навыков в выполнении живописных работ.

Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Задания, требуют композиционного решения листа, правильного построения предметов, передачи объема цветом, выделения главного, подчиняя ему второстепенное, передачи световоздушной среды.

Учащиеся получают знания свойств живописных материалов, их возможностей, знания разнообразных техник живописи. Учатся видеть и передавать цветовые отношения, изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, соответствует  федеральным  государственным требованиям.  Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая.

 

Программа по учебному предмету ПО.01.УП.02, ПО.01.УП.05 «Живопись» тесно связана взаимопроникающими элементами с программами по рисунку, станковой композиции, пленэром.

 

         Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

При реализации программы «Живопись» с 5(6)-летним, 8(9)-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-2 классах – три часа, в 3-6 классах – 4 часа; самостоятельная работа в 1-2 классах – 2 часа, в 3-6 классах – 3 часа. 

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Живопись» со сроком обучения 5 лет составляет 1023 часа, в том числе аудиторные занятия - 594 час, самостоятельная работа - 429 часов.

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Живопись» со сроком обучения 6 лет составляет 1254 часа, в том числе аудиторные занятия - 726 часов, самостоятельная работа - 528 часов.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 5 (8) лет

(программа «Живопись» со сроком обучения 5 (8) лет)

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

 

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

 

 

Всего

часов

Год обучения (класс)

1(4)

2(5)

3(6)

4(7)

5(8)

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Аудиторные занятия 

48

51

48

51

64

68

64

68

64

68

594

Самостоятельная работа 

32

34

32

34

48

51

48

51

48

51

429

Максимальная учебная нагрузка 

80

85

80

85

112

119

112

119

112

119

1023

Вид промежуточной аттестации

 

зачет

 

зачет

 

зачет

 

экзамен

 

зачет

 

 

 

                 Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 6 (9) лет

(программа «Живопись» со сроком обучения 6 (9)лет)

 

Вид учебной работы,

аттестации, учебной нагрузки

 

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

 

Всего часов

Год обучения (класс)

1(4)

2(5)

3(6)

4(7)

5(8)

6(9)

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Аудиторные

занятия 

48

51

48

51

64

68

64

68

64

68

64

68

726

Самостоятельна я работа 

32

34

32

34

48

51

48

51

48

51

48

51

528

Максимальная учебная нагрузка

80

85

80

85

112

119

112

119

112

119

112

119

1254

Вид промежуточно й и итоговой аттестации

 

зачет

 

зачет

 

зачет

 

экзамен

 

зачет

 

зачет

 

 

 

 

 

 

Форма проведения учебных занятий

 

Учебные занятия по учебному предмету «Живопись» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Живопись» предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет и 6 лет составляет:

        аудиторные занятия:

1 - 3 год обучения – по 3 часа в неделю;      4 - 6 год обучения – по 4 часа в неделю.

        самостоятельная работа:

1 – 2 год обучения – по 2 часа в неделю 3 – 6 год обучения – по 3 часа в неделю.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательной организации.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. 

 

 

                               Цель и задачи учебного предмета

Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи:

              приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:

              знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

              знаний разнообразных техник живописи;

              знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

              умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

              умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

              навыков в использовании основных техник и материалов;

              навыков последовательного ведения живописной работы;

              формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

 

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

                        Программа содержит следующие разделы:

       сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

       распределение учебного материала по годам обучения;

       описание дидактических единиц учебного предмета;

       требования к уровню подготовки обучающихся;

       формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

             словесный (объяснение, беседа, рассказ);

             наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

             практический;

             эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

 

 

Описание материально-технических условий реализации  учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по живописи должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет. 

В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.  

Задания первого (четвертого) класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии. 

Во втором (пятом) классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.

В третьем (шестом) классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии. 

В четвертом (седьмом) классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.

В пятом (восьмом) и шестом (девятом) классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

 

Первый год обучения

 

 

 

I

Беседа о живописи. Характеристика цвета. Ахроматические, основные и составные цвета

9

6

 

15

II

Приемы работы с акварелью

9

6

15

III

Три основных свойства цвета

6

6

12

IV

Характеристика цвета. Теплые и холодные цвета. Контраст тепла и холода.

12

8

20

V

Колорит. Нюанс. Выразительность зеленого цвета.

9

6

15

VI

Световой контраст (ахроматический контраст)

9

6

15

VII

Цветовая гармония. Полярная гармония. (Хроматический контраст)

3

3

6

 

VIII

Эмоциональное воздействие цвета

12

8

20

IX

Объем. Светотень, как средство выражения объема. 

18

 

9

 

27

X

Обобщение пройденного материала. Итоговый натюрморт

12

8

20

 

                                                                               Всего:

99

66

165

 

Второй год обучения

 

 

 

I

Влияние среды на  цвет предметов. Цветовое освещение. 

21

14

35

II

Влияние освещения на локальный цвет предмета. 

36

23

59

III

Контраст дополнительных цветов. Контрастная гармония

9

6

15

IV

Световой контраст ( ахроматический)

6

4

10

V

Фигура человека

3

3

6

VI

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности.

12

8

20

VII

Итоговый натюрморт

12

8

20

 

                                                                                  Всего

99

66

165

 

Третий год обучения

 

 

 

I

Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах).

6

6

12

II

Гармония по общему цветовому тону и светлоте.

15

15

30

III

Относительность пространственного впечатления

27

27

54

IV

Контрастная гармония (на насыщенных цветах).

30

30

60

V

Фигура человека

3

3

6

VI

Среда. Колорит. Итоговый натюрморт

18

18

36

 

                                                                                    Всего

99

99

198

 

 

Четвертый год обучения

 

 

 

I

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

9

9

18

II

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах).

18

18

36

III

Гармония по общему цветовому тону и светлоте. 

15

15

30

IV

Гармония по общему цветовому тону.

15

15

30

V

Гармония по насыщенности и светлоте

12

12

24

VI

Нюансная гармония. 

18

18

36

VII

Фигура человека

12

12

24

 

                                                                               Всего

99

99

198

 

                                      Пятый  год обучения

 

 

 

I

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

21

21

42

II

Интерьер

18

18

36

III

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

20

20

40

IV

Фигура человека 

20

20

40

V

Итоговый натюрморт

20

20

40

 

                                                                                Всего

99

99

198

 

                                    Шестой  год обучения

 

 

 

I

Многоцветная гармония. 

18

18

36

II

Изображение головы человека

13

13

26

III

Нюансная гармония.

24

24

48

IV

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности.  

20

20

40

V

Гармония по общему цветовому тону и светлоте.

24

24

48

  

                                                                                Всего

99

198

198

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый год обучения

 

Тема1. Характеристика цвета.

1.Беседа о живописи. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами.  а ) выполнить упражнения на получение составных цветов из основных. 

Материалы: акварель, бумага формата А4. 

Количество часов: 3часа

 

б ) орнамент с основными и составными цветами. 

Цель : знакомство с понятиями «ахроматические и хроматические», «основные» и

«составные» цвета.                                                                                                                                    

     Материалы: акварель, бумага формата А4 . 

     Количество часов: 6 часов

     Самостоятельная работа: выполнить орнамент с основными и составными цветами. 

 

Тема2. Приемы работы с акварелью.

 

2.Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок)

Цель: познакомиться с различными приемами в работе акварелью Материалы: акварель, гуашь, бумага формата А4.

Количество часов: 3часа Самостоятельная работа: упражнения на отработку приемов в работе акварелью.

 

 

 

3.Использование возможностей акварели Этюды цветов, перьев птиц, коры деревьев, осенних листьев и т.п.

Цель: написать этюд различными приемами.

Материалы: акварель, бумага формата.

Количество часов:  6часов Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.

 

 

 

 

Тема3. Три основных свойства цвета.

                 4.Закрепление     знаний     о     возможностях      цвета.    Понятия     «цветовой      тон»,

«насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья»

 Цель: познакомиться с понятиями «цветовой тон», «насыщенность», «светлота».  

 Материалы: акварель, бумага формата А4.

 Количество часов:  6часов

 Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье».

 

 

 

Тема 4. Теплые и холодные цвета. Контраст теплых и холодных цветов.  5. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составить сложные цвета в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнить растяжки от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. 

Цель: научиться выполнять растяжки, составлять сложные цвета. 

Материалы: акварель, бумага формата А4. 

Количество часов: 3часа

 Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.

 

 

 

6. Декоративный  натюрморт в теплой или холодной гамме .

Выполнить натюрморт или пейзаж по выбору в теплой или холодной гамме. 

Цель: закрепить знания о теплых и холодных цветах.

Материалы: акварель, бумага формата А3.

Количество часов:  9часов

Самостоятельная работа: натюрморт или пейзаж (в противоположной аудиторному

занятию гамме)  

 

 

Тема5. Нюанс.

7.Выразительность зеленого цвета. Беседа о  богатстве оттенков одного цвета.

Выполнить  натюрморт или пейзаж в зеленой гамме.

Цель: познакомиться с понятием «нюанс». 

Материалы: акварель, гуашь, бумага формата А3,

Количество часов: 9часов

Самостоятельная работа: этюд из предметов быта в сближенной цветовой гамме.

 

Тема6. Световой контраст (ахроматический контраст).

8. Гризайль. Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне.  Цель: познакомиться с понятием «гризайль».

Материалы: акварель, бумага формата А4 

Количество часов: 9 часов

Самостоятельная работа: натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне.  

 

 

 

                 Тема7. Цветовая гармония. Полярная гармония.  9.Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый-

фиолетовый и т.д.) 

Цель: познакомиться с понятием «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета».  

Материалы: акварель (техника a la prima), бумага различных форматов. 

Количество часов: 3часа

Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу.  

 

          

Тема8. Эмоциональное воздействие цвета.

10.Передача настроения затемнением, высветлением и насыщением цвета. Создать гармоничные цветовые сочетания. Геометрические упражнения:   а)  объединить спектральные цвета черным - краски мрачные;

  б)  объединить спектральные цвета белым  краски - нежные;

  в)  объединить спектральные цвета  насыщенностью - краски веселые 

   Материалы: акварель, бумага формата А4,  

   Количество часов:  6часов

   Самостоятельная работа:  выполнить упражнения  на создание гармоничных цветовых сочетаний.

                                                                                                  

Создать три варианта одного и того же пейзажа, портрета или натюрморта. 

Цель: создать гармоничные цветовые сочетания, передать настроение цветом.

Материалы: акварель, бумага формата А4,

Количество часов: 6 часов 

 

 

 

Тема9. Объем. Светотень, как средство выражения объема.

11. Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. 

Цель: передать объем цветом.

Материалы: акварель, бумага различных форматов. 

Количество часов: 6 часов Самостоятельная работа: этюд  различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. 

 

 

12.Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передать формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне.

Цель: научиться лепить форму с учетом изменения цвета от освещения.

Материалы: акварель, бумага формата А4.

Количество часов: 9 часов

Самостоятельная работа: натюрморт из предметов бытовой утвари.

 

 

13 . Гармония по общему цветовому тону. Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне. Влияние цветовой среды на предметы. Передать форму предмета с учетом изменения цвета от освещения.

 Цель: научиться лепить форму с учетом  изменения цвета от освещения.

Материалы: акварель, бумага формата А4 .

Количество часов: 6 часов 

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.

 

14. Итоговый натюрморт. Гармония по общему цветовому тону. Тонкие цветовые отношения.  Понятия «цветовая гамма», «колорит». Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне.

Цель: использовать в процессе работы различные приемы акварели, передать форму и материальность предметов.

Материалы: акварель, бумага различных форматов.

Количество часов: 12 часов

 Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари. 

 

Второй год обучения Тема 1. Влияние окружения на цвет. 1  Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. 

Цель: передать оттенки локального цвета.  

Материалы: акварель (техника a la prima), бумага различных форматов.

Количество часов: 6 часов

     Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз).

 

 

2.Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне.

Цель: лепить форму предметов с учетом цветовых и тональных отношений.

 Материалы: акварель (многослойная живопись), бумага форматаА3.

 Количество часов:  6 часов 

 Самостоятельная работа:  этюды фруктов на контрастном фоне.    

 

 

 

3.Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне.

Цель: передать влияние окружающей цветовой  среды на предметы.

Материалы: акварель (техника «по-сырому»), бумага формата А3.

Количество часов: 9часов.

Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне.  

 

 

          Тема2. Влияние освещения на локальный цвет предмета. 

4.Естественное и искусственное освещение. Этюд натюрморта из двух предметов при естественном и искусственном освещении (писать одновременно).

 Цель: передать изменение колорита в зависимости от освещения.

 Материалы: акварель, бумага различных форматов.  Количество часов: 9 часов

 Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

 

 5. Изменение  колорита от характера освещения в природе.

 Написать по представлению 6-8 этюдов пейзажа с неглубокими планами, в различные времена года, время суток, при разном освещении (утро, солнечный день, закат, туман, сумерки, ночь, перед дождем).

Цель: передать различные состояния в природе при разном характере освещения.

Материалы: акварель, бумага различных форматов.

Количество часов: 15 часов

Самостоятельная работа: создать эскизы к заданию.

 

6  Цвет, свет и настроение. Психофизическое влияние цвета.

По поводу натуры написать декоративный натюрморт, пейзаж. Передать настроение через цвет. Возможна техника пуантилизма

Цель: отметить эмоциональное воздействие цвета, добиться четкого декоративного цветового  решения.

Материалы: акварель, бумага формата А2. 

Количество часов:  12часов

Самостоятельная работа: написать декоративный натюрморт, пейзаж по тому же принципу.

 

 

 

                             Тема3. Контрастная гармония

7.Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и цвету. Работать кистью по форме, передать изменения локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов.

Цель: лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов.

Материалы: акварель, бумага формата А3.

Количество часов: 9 часов

Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне.

 

                 Тема4. Световой контраст (ахроматический).  8. Гризайль. Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок.

 Цель: передать объем и пространство тональными средствами.  

Материалы: акварель, бумага различного формата. 

Количество часов: 6 часов Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).

 

 

                              Тема5. Фигура человека.

9.Два этюда фигуры человека. Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека

Цель: найти композиционное решение, определить основные цветовые отношения фигуры без детальной моделировки цветом. Материалы: акварель, бумага формата А3. 

Количество часов: 3часа  

Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека.

 

             Тема6. Гармония по светлоте и насыщенности. 

10.Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения.  

Цель: передать прозрачность стекла с помощью технических приёмов работы акварелью (по-сырому, лессировка, мазок).

Материалы: акварель, бумага различных форматов. 

 Количество часов: 12 часов  Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.

 

 

11.Итоговый натюрморт. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). 

Цель: передать светотеневые отношения, моделировать форму предметов. Передать локальный цвет предметов в многообразии цветовых оттенков  с сохранением объема и связи с окружающей средой. 

Материалы: акварель ,бумага формата А3

Количество часов: 12 часов

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.    

 

 

 

Третий год обучения Тема1. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах).

1.Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями.  Развитие колористического видения.

Цель: найти цветовые отношения, использовать различные приемы работы с акварелью Материалы: акварель, бумага формата А3

Количество часов: 6 часов   

Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.

 

 

Тема2. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.

2.Гармония по общему цветовому тону. Натюрморт в теплой цветовой гамме  с чучелом птицы. Цельность колористического решения

Цель: Выявить композиционный и живописный центры натюрморта, передать фактуру предметов.

Материалы: акварель, бумага формата А2. 

Количество часов: 15 часов  

Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц

 

Тема3.  Относительность  пространственного впечатления,  создаваемого цветом

3.Натюрморт из 2-3 предметов различных по светлоте  

а) на светлом фоне  

б) на темном фоне  

               осознание того, что оценка впечатления глубины зависит от светлоты цветового тона предмета и фона.

             Цель: проследить и передать относительность пространственного впечатления, создаваемого цветом. 

             Материалы: акварель, бумага формата А3.

             Количество часов: 12 часов 

Самостоятельная работа: этюд натюрморта из двух предметов по тому же принципу.

 

 

  

4.Натюрморт из предметов одинаковых по светлоте и контрастных по теплохолодности. Холодный предмет на переднем плане, теплый предмет на дальнем плане. Контраст теплых и холодных цветов.

Цель: научиться оценивать относительность впечатления глубины  теплых и холодных цветов . 

            Материалы: акварель, бумага формата А2.

             Количество часов:  15 часов  

Самостоятельная работа: этюд натюрморта из двух предметов по тому же принципу.

 

 

Тема4. Контрастная гармония (на насыщенных цветах).

5.               Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне

Цель: достичь цветового единства. Передать материальность предметов, решить пространство в натюрморте.

 Материалы: акварель, бумага формата А2. 

 Количество часов:  15 часов 

 Самостоятельная работа:  этюд этого натюрморта по памяти.

 

 

 

6.               Натюрморт, основанный на развитии одного с акцентом дополнительного цвета. Например – развитие синего цвета  с небольшим оранжевым пятном. Проследить  зависимость размера цветовой плоскости  и звучание  цвета. Работать различными приемами акварели. 

Цель: изучить взаимодействие дополнительных цветов.

Материалы: акварель, бумага формата А2. 

Количество часов: 15 часов 

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов (чайник, кружка и т. д.) на контрастном фоне.

 

Тема5. Фигура человека.

7.               Этюд фигуры человека. Передать характер движения.  Цель: обобщенно передать форму цветом. 

Материалы: акварель, бумага различных форматов

Количество часов: 3 часа  Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.

 

 

 

 

 

Тема6. Среда. Колорит

8.Итоговый натюрморт. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Ритмическое построение цветовых пятен. Найти выразительное живописно-пластическое решение. 

Цель: передать форму предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения.  

Материалы: акварель, бумага формата А2.

Количество часов:  18 часов      

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.

 

 

Четвертый год обучения

Тема1. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). 

1.Натюрморт из живых цветов, овощей,  фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Цельность и декоративность колористического решения. 

Цель: закрепить навыки и умения работы с акварелью. 

    Материалы: акварель, бумага формата А3. 

         Количество часов: 9 часов  

    Самостоятельная работа: этюды живых цветов.

 

  Тема2. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности  (на   ненасыщенных цветах). 

2.Натюрморт в различных техниках из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом).

Цель: грамотно сочетать цветовые отношения. Лепить форму предметов, передавать световоздушную среду. 

Материалы: акварель, бумага формата А2. 

Количество часов: 18 часов  

Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников.

 

 

Тема3. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.

3.Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. 

Цель: закрепить навыки в последовательном ведении длительной постановки. 

Материалы: акварель (многослойная акварель), бумага формата А2. 

Количество часов: 15 часов   

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.

 

 

 

                Тема 4. Гармония по общему цветовому тону. 4. Этюд драпировки со складками. Лепить форму цветом, передать материальность.

Цель: закрепить навыки и умения работы с акварелью, применить на практике полученные знания. 

Материалы: акварель, бумага различного формата

Количество часов: 15 часов

Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками. 

 

Тема5. Гармония по насыщенности и светлоте.

5.Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по форме. Ритмическое построение цветовых пятен. Цветотональное решение. Выделить смысловой центр светом. 

 Цель: научиться выделять цветом

 Материалы: акварель, бумага формата А3. 

 Количество часов: 12 часов 

 Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.

 

Тема6. Нюансная гармония.

6.Натюрморт с чучелом птицы. Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического решения. 

Цель: закрепить навыки в последовательном ведении  длительной постановки. Материалы: акварель (многослойная акварель), бумага формата А2.

Количество часов: 18часов 

Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов

 

                                   Тема7.  Фигура человека. 

7.Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием»,  «За чтением» и т.п.) Решение формы при помощи нюансов цвета. 

Цель: развить навыки и умения рисования фигуры человека  с индивидуальными особенностями.

Материалы: акварель, бумага формата А3.

Количество часов: 12 часов

Самостоятельная работа:  этюд фигуры человека по представлению 

 

Пятый год обучения

   Тема1.  Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности.  1. Натюрморт из различных предметов быта и овощей с введением фрагмента интерьера (с предварительным эскизом) с нестандартной точки зрения. Грамотное ведение длительной работы. 

Цель: передать связь натюрморта с пространством интерьера.

Материалы:  акварель (техника a la prima), бумага различного формата. 

Количество часов: 21 час

Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественных и зарубежных художников с подобной композицией.

 

 

                                      Тема2. Интерьер. 

2.Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства.

Цель: закрепить знания линейной и воздушной перспективы.

Материалы: акварель , бумага формата А3.

Количество часов: 18 часов  Самостоятельная работа: нарисовать домашний интерьер.

 

 

 

 

Тема3. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. 3.Натюрморт с введением гипсовой маски или орнамента. Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Ритмическое построение цветовых пятен. 

Цель: передать изображение «большой формы», пространство в натюрморте. 

Материалы: акварель, бумага формата А2. 

Количество часов: 20 часов

Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне.

 

                               Тема4. Фигура человека. 4.Этюды фигуры человека. Выявление характерных особенностей модели.

Цель: выявить индивидуальные особенности модели. 

Материалы: акварель, бумага различного формата. 

Количество часов: 20 часов   

Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.  

 

 

Тема5. Итоговый натюрморт

5.Натюрморт из предметов различной материальности.  Поиск интересной живописно-пластической композиции. 

Цель: лепить форму цветом. Передать материальность. 

Материалы: акварель (многослойная акварель), бумага формата А2.

Количество часов: 20 часов  Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов.

 

 

 

                                                                               

Шестой год обучения                     

Тема1. Многоцветная гармония.

1.Этюд букета цветов в стеклянном сосуде. Развитие умения работы разными приемами акварели. Лепка формы букета цветом, передача фактуры материала. 

Цель: закрепить навыки.

Материалы: акварель (техника a la prima), бумага формата А3. 

Количество часов: 18 часов  

Самостоятельная работа: этюд букета цветов в стеклянном сосуде.

 

                             Тема2.  Изображение головы человека.

2.Этюд головы человека. Передача характерных особенностей человека, передача цветовой характеристики натуры.

Цель: передать индивидуальные особенности модели.

Материалы: акварель, бумага  различного формата.

Количество часов: 13 часов  

Самостоятельная работа: написать портреты родных и друзей.

 

 

Тема3. Нюансная гармония.

3.Натюрморт с ясно выраженной тематической направленностью (театральной, музыкальной, художественной и т.д.) с нестандартной точки зрения (на полу, на высоком подиуме, на уровне глаз и т. д.) с предварительным эскизом. Поиск интересной живописно-пластической композиции. 

Цель: интересно закомпоновать предметы натюрморта, передать их форму цветом, передать материальность.

Материалы: акварель, бумага различного формата.

Количество часов: 24 часа  Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.

 

 

 

             Тема4. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности.  4.Натюрморт в освещении против света с предметами разной материальности.

Цель : передать образность силуэта, материальность предметов.

Материалы: акварель, бумага формата А3. 

Количество часов: 20 часов 

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений против света на окне.    

 

 

     Тема5. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.  5.Итоговый натюрморт. Натюрморт из предметов различной материальности.

Возможен натюрморт с чучелом из 5 – 6 предметов и драпировками с рельефными складками  в среде рассеянного освещения (с предварительным эскизом). Различные живописные приемы. Ритмическое построение цветовых пятен. 

Цель: самостоятельно последовательно вести длительную работу над натюрмортом.

Материалы: акварель (многослойная акварель), бумага формата А2.

Количество часов: 24 часа

Самостоятельная работа: копии с репродукций акварелей художников-анималистов.

 

 

Список литературы

 

 Волков Н.Н. «Цвет в живописи». М.:Искусство,1985

 

 Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.:Искусство,1986

 

Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобразительное искусство,1986:№1,1988:№2 

 

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2.Основы живописи.

Обнинск: Титут,1996

 

Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века,1997

 

Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. АСТ, 2005

 

Яшухин А.П. Живопись. М.: Просвещение,1985

 

Яшухин А.П. ,Ломов С.П. Живопись. М.: Рандеву-АМ,Агар,1999

 

Кальнинг А.К. Акварельная живопись.М.1968

 

Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение,1980

 

Пучков А.С. Триселов А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение,1982

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей «Приморская детская школа имени

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей «Приморская детская школа имени

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического совета

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического совета

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; •

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; •

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Живопись» со сроком обучения 5 лет составляет 1023 часа, в том числе аудиторные занятия -…

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Живопись» со сроком обучения 5 лет составляет 1023 часа, в том числе аудиторные занятия -…

Максимальная учебная нагрузка 80 85 80 85 112 119 112 119 112 119 112 119 1254

Максимальная учебная нагрузка 80 85 80 85 112 119 112 119 112 119 112 119 1254

Цель и задачи учебного предмета

Цель и задачи учебного предмета

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета»

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета»

В старших классах цветовые гармонии разнообразнее

В старших классах цветовые гармонии разнообразнее

V Колорит. Нюанс.

V Колорит. Нюанс.

Всего 99 99 198

Всего 99 99 198

Материалы: акварель, бумага формата

Материалы: акварель, бумага формата

Тема3. Три основных свойства цвета

Тема3. Три основных свойства цвета

Тема5. Нюанс. 7. Выразительность зеленого цвета

Тема5. Нюанс. 7. Выразительность зеленого цвета

Тема7. Цветовая гармония. Полярная гармония

Тема7. Цветовая гармония. Полярная гармония

Тема9. Объем. Светотень, как средство выражения объема

Тема9. Объем. Светотень, как средство выражения объема

Гармония по общему цветовому тону

Гармония по общему цветовому тону

Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах)

Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах)

Естественное и искусственное освещение

Естественное и искусственное освещение

Тема3. Контрастная гармония 7

Тема3. Контрастная гармония 7

Тема5. Фигура человека. 9.

Тема5. Фигура человека. 9.

Третий год обучения Тема1. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах)

Третий год обучения Тема1. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах)

Количество часов: 15 часов

Количество часов: 15 часов

Самостоятельная работа: этюд натюрморта из двух предметов по тому же принципу

Самостоятельная работа: этюд натюрморта из двух предметов по тому же принципу

Тема5. Фигура человека. 5.

Тема5. Фигура человека. 5.

Четвертый год обучения Тема1

Четвертый год обучения Тема1

Тема3. Гармония по общему цветовому тону и светлоте

Тема3. Гармония по общему цветовому тону и светлоте

Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по форме

Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по форме

Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению

Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению

Тема3. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

Тема3. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

Натюрморт из предметов различной материальности

Натюрморт из предметов различной материальности

Тема3. Нюансная гармония. 3

Тема3. Нюансная гармония. 3

Возможен натюрморт с чучелом из 5 – 6 предметов и драпировками с рельефными складками в среде рассеянного освещения (с предварительным эскизом)

Возможен натюрморт с чучелом из 5 – 6 предметов и драпировками с рельефными складками в среде рассеянного освещения (с предварительным эскизом)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2019