Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"
Оценка 4.6

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
естествознание
3 кл—5 кл
06.03.2018
Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"
Природоведение - интегрированный естественнонаучный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, химии, астрономии и экологии. Он направлен на освоение знаний об объектах и явлениях природы, овладение начальной учебно-исследовательской деятельностью и применении полученных знаний в повседневной жизни. Завершает изучение итоговый тест.
природоведение.doc
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» 5  класс Составитель:  Вовченко Марина Александровна,  учитель географии, первая  квалификационная категория ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе:  1.   Федерального   компонента   государственных   образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). 2. Примерной программы основного общего образования по природоведению.  3.  Программы пропедевтического курса для 5 класса «Природоведение» авторов Т.С.   Сухова,   В.   И.   Строганов.   //   Природоведение.   Биология.   Экология:   5­11 классы: Программы. ­ М.: Вентана­Граф, 2008. — 176с.//. Рабочая   программа   конкретизирует   содержание   блоков   образовательного стандарта,   дает   распределение   учебных   часов   по   крупным   разделам   курса   и последовательность их изучения. 1.1.Общая характеристика учебного предмета Природоведение   ­     интегрированный   естественнонаучный   курс,   который сочетает   в   себе   элементы   биологии,   географии,   физики,   астрономии,   химии   и экологии. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися  следующих целей: (cid:0)  освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; (cid:0)  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения,  учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; (cid:0)  развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих  способностей в процессе решения познавательных задач; (cid:0)  воспитание положительного эмоционально­ценностного отношения к природе;  стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими  нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; (cid:0)  применение полученных знаний и умений для решения практических задач в  повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания  простейших видов первой медицинской помощи. Основная  задача  курса   –   формирование   у   учащихся   представлений   о единстве   и   системности   материального   мира   (от   микромира   до   макромира,   от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных   областях   естественнонаучных   знаний,   а   на   создании   картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так   и   к   неживой   природе.   Это   физические   характеристики   тел   природы; физические   силы,   возникающие   при   взаимодействии   тел   природы;   строение вещества. Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Особое   внимание   уделено   понятию   «уникальность   жизни»,   которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере). Курс   организуется   в   последовательности,   позволяющей   формировать представление о системности материального мира. При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т.е. единств материального мира. С   целью   формирования   умений   проводить   наблюдения   в   природе предусмотрены   летние   задания,   а   также   опыты   в   лабораторных   и   домашних условиях. 1.2. Место предмета в базисном учебном плане. Базисный   учебный   план   ОУ     отводит   68   часов  для   обязательного   изучения учебного предмета «Природоведение» на этапе основного общего образования. В том числе в 5 классе по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую  предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для  систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии на  этапе основного общего образования. Содержание курса Тема 1 Введение. Что тебя окружает.(6 часов) Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт. Различия живой и неживой природы.   Зависимость   живых   организмов   от   неживой   природы.   Понятие   о движении.  Движение  –   все   происходящее   во   вселенной  изменения   и   процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе   эволюции;   сезонные   изменения   в   природе;   превращения   веществ   и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения. Демонстрации.   Перемещения   тел   неживой   природы,   движение   листьев   к свету, плавания рыб; действия йода на крахмал; эволюционных изменений в живой природе.  Практическая работа.  1. Красота и гармония в природе.  Экскурсия. 1. Живая и неживая природа Тема 2 Явления природы(45 часов) Многообразие природных явлений.(2 часа)  Понятие о физических, химических, биологических  явлениях. Человек как биосоциальное явление.  Физические и химические явления в живой и неживой природе (12 часов) Явления природы с молекулярной точки зрения. Физические и химические явления: механические, тепловые, световые ,звуковые, электрические и магнитные. Правила   безопасного   поведения   во   время   грозы.   Первая   помощь   при   пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями. Лабораторная   работа   №1  Знакомство   с   магнитными   и   электрическими явлениями. Экскурсия. 2.Звуки в живой природе. Практическая   работа   2.  Прослушивание   записей   звукового   общения животных Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе Биологические явления.(31 час)   История   развития   представлений   о   возникновении   живых   организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле. Как размножаются живые организмы. Воспроизводство   себе   подобных.   Половое   и   бесполое   размножение. Потомство   от   одного   или   двух   родителей.   Половые   клетки.   Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые   живые   организмы.   Расселение   потомства   у   животных   и   растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов. Взаимодействие   организмов   с   условиями   окружающей   среды.   Факторы здорового образа жизни. Благоприятные   и   неблагоприятные   условия   среды.   Приспособленность живых   организмов   к   условиям   среды.   Причины   гибели   организмов.   Регуляция численности,   отношения   «хищник­жертва»,   «паразит­хозяин».   Роль   растений   в жизни животных и человека. Как питаются живые организмы. Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища­источник энергии. Солнце­источник энергии. Питание хищников и паразитов,   их   участие   в   регулировании   численности   организмов.   Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение   и   расход   энергии.   Разнообразие   движения   животных.   Трудовая деятельность   человека.   Движение   органов   растения.   Дыхание   как   способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов. Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов. Кислород­   необходимое   условие   жизни   на   Земле.   Дыхание   растений, животных,   человека.   Одна   клетка   –   целый   организм.   Признаки   живого. Взаимозависимость   клеток   многоклеточного   организма.   Взаимосвязь   процессов питания,   дыхания,   выделения.   Влияние   жизнедеятельности   организмов   на окружающую среду. Что мы узнали о жизни на Земле. Демонстрации.   Модельный   опыт   Реди;   прокаливание   сухих   семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах. Лабораторные работы. №2 Изучение устройства микроскопа.  №3 Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.  №4 Изучение строения семени фасоли.  №5 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.  №6 Рассматривание корней растений.  №7 Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.  №8 Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов. Опыты в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе. Выяснение условий прорастания семян. Наблюдение за испарением воды листьями. Изучение направления   движения   побега   и   корня   при   прорастании   семян.   Сравнение показателей   своего   развития   с   возрастными   нормами.   Измерение   роста   (длины тела) и массы тела. Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.                                             Практическая работа  3.Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.  4.Уход за комнатными растениями. 5. Подкармливание птиц зимой. Экскурсии  3.Распространение плодов и семян.  4.Живые организмы зимой.  5.Живые организмы весной. Тема 3 Движение в сферах планеты и в космосе (10 часов) Глобальные изменения облика Земли.  Крупные   геологические   события   в   истории   Земли:   горообразовательные процессы   и   оледенения,   поднятия   и   опуская   суши;   изменения   очертаний материков,   уровня   океанов.   Изменение   климата   и   влияние   этих   изменений   на растительный и животный мир Земли. Движение в литосфере. Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.  Движение в атмосфере. Непрерывность   движения   воздуха.   Общая   циркуляция   атмосферы.   Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные   массы,   направление   ветра,   атмосферные   фронты,   циклоны, антициклоны.  Движение в гидросфере.  Движение вод в биосфере.  Биосфера   –  все   части   планеты,   освоенные   жизнью.   Уникальность   живого вещества   биосферы.   Представление   о   функциях   живого   вещества,   биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых   организмов   в   этих   процессах.   Участие   живого   вещества   в   образовании минералов   осадочных   горных   пород,   атмосферы   и   в   изменении   химического состава   гидросферы.   Космическая   роль   зеленых   растений.   Движение   живой материи   на   Земле   от   простого   к   сложному   (представление   об   эволюционных изменениях в биосфере) Движение   галактик,   Солнечной   системы,   планет,   астероидов,   комет. Движение искусственных спутников Земли.   Суточное движение Земли. Движение вокруг Солнца. Смена времен года. Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах. Демонстрации.   Объемные   модели   ландшафта,   вулканов,   географические карты,   теллурий,   глобус;   слайды,   картины   посвященные   стихийным   явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ. Лабораторная работа  №9 Знакомство с минералами и горными породами. Практическая работа 6.Определение по карте основных океанических движений, течений. 7.Составление схем пищевых цепей­цепей передачи энергии и веществ. Тема 4 Освоение человеком природы(4 часа) Знания, их роль в жизни человечества.  Влияние  достижений современной науки на жизнь общества.  Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.   Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей   Глобальные   Рациональное   использование   природных   ресурсов. людей. экологические проблемы и пути их решения. Демонстрации.   Таблицы   по   экологии,   иллюстрации   использования современных   научных   знаний   в   хозяйственной   деятельности   людей   и   обмене информацией. Практическая работа. 8.  Контроль   санитарного   состояния   классных   комнат   и   коридоров. Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии Задания   на   лето.   Правила   поведения   в     природе.   Правила   поведения   в опасных ситуациях. Повторение по теме: «Многообразие природных явлений» Повторение по  теме: «Физические явления в живой и неживой природе» Повторение по теме: «Особенности живого организма». Практических работ: 8 Экскурсий: 5 Лабораторных работ: 9 Требования к уровню подготовки обучающихся: В результате изучения природоведения ученик должен: знать/понимать: ­   о   многообразии   тел,   веществ   и   явлений   природы   и   их   простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; ­   основные   характеристики   погоды,   факторы   здорового   образа   жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения; уметь: ­ узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в   том   числе   редкие   и   охраняемые   виды);   определять   названия   растений   и животных с использованием атласа­определителя; ­   приводить   примеры   физических   явлений,   явлений   превращения   веществ, приспособлений   растений   к   различным   способам   размножения;   приспособлений животных   к   условиям   среды   обитания;   изменений   в   окружающей   среде   под воздействием человека; ­ указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; ­ находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; ­   описывать   собственные   наблюдения   или   опыты,   различать   в   них   цель, условия проведения и полученные результаты; ­ сравнивать природные объекты не менее чем по 3 ­ 4 признакам; ­ описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; ­   использовать   дополнительные   источники   информации   для   выполнения учебной задачи; ­ находить значение указанных терминов в справочной литературе; ­   кратко   пересказывать   доступный   по   объему   текст   естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; ­   использовать   изученную   естественнонаучную   лексику   в   самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2 ­ 3 минуты); ­ пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; ­ следовать правилам безопасности при проведении практических работ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ­ определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков; ­ измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; ­   определения   наиболее   распространенных   в   данной   местности   ядовитых растений,   грибов   и   опасных   животных;   следования   нормам   экологического   и безопасного поведения в природной среде; ­   составления   простейших   рекомендаций   по   содержанию   и   уходу   за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными; ­   оказания   первой   помощи   при   капиллярных   кровотечениях,   несложных травмах. Календарно – тематическое планирование № Тема уроков Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Измерители оборудов ание Тема1. Введение. Что тебя окружает  (6 часов) Дополн итель ные элемен ты содер жания Домаш нее зада ние § 1,  опыты  на с.5 § 2,  записи Задания к § 1 Спички,  свеча Задания к § 2 КУ КУ КУ 1. Живая и  неживая  природа 2. Загадки  природы Практическ ая работа  №1.  «Красота и  гармония в  природе» 3. Единство  живой и  неживой  природы.  Основные  понятия Опыт Наблюдение Основные  понятия Тела живой и  неживой  природы. Среды жизни:  водная, наземно­ воздушная,   почвенная. Основные  понятия Вещества  органические и  неорганические,  молекулы,  Уметь пользоваться  планом  исследования Знать признаки  живой и неживой  природы. Приводить примеры обитателей водной, наземно­ воздушной и  почвенной сред  жизни Приводить примеры  веществ  органических и  неорганических Задания к § 3 Прибор  для  нагревания, соль, сахар, стаканы,  вода,  § 3,  опыты на  с.16,  задание  на с.18 марганцов­ ка Задания к § 4 Приводить примеры  изменений,  происходящих в  живой и не живой  природе атомы,  характеристика  тел живой и  неживой  природы Основные  понятия Историческое  развитие,  культура,  климат. Изменения,  происходящие в  неживой  природе.  Изменения,  происходящие в  живой природе.  Биологический  обмен веществ Основные  понятия Физические  явления КУ 4. Изменяется  ли  окружающи й нас мир?  Экскурсия  №1«Живая  и неживая  природа» КУ 5. Могут ли в  живых  организмах  происходит ь  физические изменения 6. Могут ли в  живых  организмах  Приводить примеры  физических  изменений,  происходящих в  живой и не живой  природе Задания к § 5 Стакан с  водой,  предметн ое  стекло,  полиэтил е­новый  пакет Задание к § 6 Йод,  клейстер, пробирки Основные  понятия Химические  Приводить примеры  химических  изменений,  §  4,зад.ст р.20   § 5, зад. Стр.25  § 6, зад. Стр.28 происходит ь  химические  изменения 7. Все течет,  все  изменяется  8 Чем  различаютс я  физические и  химические  явления? 9 Как узнать,  что  химическая  реакция  произошла? явления происходящих в  живой и не живой  природе , белый  хлеб Явления природы (45  часов) Многообразие природных явлений (2 часа) КУ КУ Основные  понятия Время,  пространство  Основные  понятия Физические  явления Химические  явления Понимать, что  окружающий мир  постоянно  изменяется Уметь отличать  физические явления  от химических  явлений Задание к § 7 Задание к § 8 Сахар,  прибор  для  нагревани я КУ Знать признаки  химической реакции Основные  понятия Химическая  реакция Физические и химические явления в живой и неживой природе (12час) Задание к § 9 Пробирк и, сухие  семена,  картофел ь,  перекись  водорода, прибор  для  нагревани я § 7,зад.  Стр.32 § 8,  записи § 9,  опыт на с.38 1 0 1 1 1 2 1 3 КУ Можно ли  повлиять на химическую реакцию Основные  понятия Химическая  реакция Знать какие условия влияют на ход  химической реакции Задание к §  10  Клейстер , йод,  вода,  прибор  для  нагревани я, сухие  ветки Основные  понятия Реакция горения Знать условия  необходимые для  реакции горения Знать что такое  фитонциды и  витамины Основные  понятия Фитонциды,  витамины,  дубильные  вещества Работа письменная в рабочей тетради  Задания к  11 Спички,  прибор  для  нагревани я,  Задание к §  12  Таблица  «Витамин ы» КУ Какие  условия  необходимы для реакции горения КУ Вещества,  образуемые  растениями Урок  обобщен ия и  контроля знаний Подведем  итоги по  теме  «Химически е явления в  живой и  неживой  природе» § 10,  зад.стр. 41 § 11,  правила противо пожарн ой  безопас ности §12,  зад.  Стр.51 §13,  записи 1 4 1 5 КУ Что  необходимо  знать,  изучая  физические явления? Магнитные  и  электрическ ие явления Основные  понятия Физические  явления, физика, биофизика Явления:  механические,  звуковые,  световые,  тепловые,  электрические  Основные  понятия Магнитные  явления,  электрические  явления Основные  понятия Механическое  движение,  миграция.  скорость Задание к §  14  Магнит.  компас Отличать различные  физические явления  друг от друга.  Приводить примеры  различных  физических явлений Гвозди,  карандаш , кнопка,  лист  бумаги,  листок  растения, перо  птицы,  магнит Знать особенности  магнитных и  электрических  явлений. Правила  безопасного  поведения во время  грозы.  Ориентирование на  местности:  определение сторон  горизонта с  помощью компаса. Знать что такое  механическое  движение,  приводить примеры Задание к §  15  Задание к §  16  §14,  зад.  Стр.55 §15,  доделат ь лаб.  раб. §16,  задания на с.61  и 63 Лаборат орная  работа   1»  Знакомст во  с  магнитн ыми и  электрич ескими  явления ми» КУ 1 6 Механическ ое движение  в живой и  неживой  природе КУ КУ КУ Основные  понятия Свет, источники  света,  прямолинейное  распространение Основные  понятия фотосинтез Основные  понятия Звук Знать что такое  свет, световые  явления Задание к §  17  Лист  бумаги, Знать что такое  фотосинтез Задание к §  18  Знать что такое  звуковые явления Задание к §  19  КУ Работа письменная в рабочей тетради Задание к §  20  § 17,  задания  на с.65,  67, 69 §18,  зад.стр.  72 §19,  зад.стр. 76 §20,  записи  1 7 1 8 1 9 2 0 Световые  явления в  живой и  неживой  природе Свет в  жизни  живых  организмов Звуковые  явления в  живой и  неживой  природе.  Экскурсия  №2«Звуки в  живой  природе» Подведем  итоги по  теме  «Физические явления в  живой и  неживой  природе» Практическ ая работа  №2: прослушиван ие записей  звукового  общения  животных Биологические явления. Особенности живого организма (31час) КУ Как идет  жизнь на  Земле Основные  понятия эволюция История развития  представлений о  возникновении  живых организмов.  Научные объяснения возникновения  новых организмов на Земле. Изучение  устройства  микроскопа Задание к §  21 Банка,  хлеб,  лист  бумаги,  Задание к §  22  Микроск оп  Основные  понятия микроскоп 2 1 2 2 2 3 Прибор  открывающ ий  «невидимое » Живое и  неживое  под  микроскопо м Лаборат орная  работа  №2 «  Изучение устройст ва  микроск опа» Лаборат орная  работа  №3  «Рассмат ривание  под  микроск Основные  понятия клетка Уметь отличать  живое от неживого. Задание к §  23  Предметно е и  покровное  стекло,  игла,  пипетка,  вода,  фильтровал §21,  выраст ить  плесень на  хлебе §22,  выучит ь  правил а §23,  оформ ить  таблиц у опом  пузырько в воздуха и  плесени» Урок  обобщен ия КУ КУ Обобщение  по теме:  «Биологиче ские  явления» Экскурсия  №3:  распростра нение  плодов и  семян Как  размножаю тся живые  организмы? Как  размножаю тся  животные? Как  КУ 2 4 2 5 2 6 2 7 Основные  понятия Половое и  бесполое  размножение.  Половые клетки,  оплодотворение.  Основные  понятия Половое и  бесполое  размножение Основные  Воспроизведение  себе подобных.  Образование и  развитие зародыша. Задание к §  24  Особенности  размножения  животных Задание к §  25  Особенности  размножения  Задание к §  26  ьная  бумага,  хлеб,  плесень,  банка, лист  бумаги Повтор ить записи §24,  рисунк и §25,  зад.стр. 95 §26, Лаборат орная  работа  №4  «Изучени е  строения семени  фасоли» КУ понятия Половое и  бесполое  размножение Основные  понятия семя растений Знать строение  семени Задание к §  27  Лупа, семя фасоли или гороха,  Основные  понятия Бесполое  размножение  растений Знать способы  вегетативного  размножения  растений. Задание к §  28  КУ Основные  понятия способы  распространения семян Знать способы  распространения  семян Задание к §  29  зад.  Стр.96 §27,  додела ть  лаб.раб . §28,  таблиц а §29,  зад.стр. 103 размножаю тся  растения?  2 8 Строение  семени 2 9 3 0 Могут ли  растения  производит ь потомство без помощи  семян? Как  переселяют ся  растения?  Практическ ая работа  №3  изучение  состояния  деревьев и кустарнико в около  школы Подведем  итоги по  теме  «Размножен ие живых  организмов » Почему  всем  хватает  места на  Земле? 3 1 3 2 3 3 КУ Основные  понятия Приспособленно сть живых  организмов к  среде обитания Благоприятные и неблагоприятные условия для  жизни КУ Как живые  организмы  переносят  неблагопри ятные для  жизни  условия?  Основные  понятия Естественный  отбор, среда  обитания,  «паразит­ хозяин»,  КУ Работа письменная в рабочей тетради  Задание к §  31  §30,  записи §31,  провест и  опыты,  оформ ить  записи Задание к §  32  хищниче ство §32,   табл. Знать понятия об  относительной  приспособленности  живых организмов к  среде обитания, благоприятные и  неблагоприятные  условия для жизни  иметь представления о борьбе всех живых  организмов с  неблагоприятными  условиями Знать понятия  естественный отбор,  среда обитания,  «паразит­хозяин»,  «хищник­жертва »,  антропогенный  фактор среды. Экскурсия  №4: живые  организмы  зимой Правда ли,  что  растения  кормят  всех, даже  хищников?  Практическ ая работа  №4:  подкормка  птиц зимой Подведем  итоги по  теме:  «размножен ие живых  организмов » Как  питаются  разные  животные? 3 4 3 5 3 6 КУ «хищник­жертва  »,  антропогенный  фактор среды Основные  понятия Питание,  органическое  вещество,  способы питания Закрепление знаний о  взаимосвязях живых  организмов через  пищевые цепи Знать понятия  питание,  органическое  вещество Знать роль растений  в жизни животных.  Уметь составлять  схемы пищевых  цепей Объяснять роль  пищевых связей  живых организмов Задание к §  33  КУ Анализ усвоенной информации,  обобщение знаний Задание к §  34 КУ Задание к §  35  Основные  понятия  взаимосвязь  организма и  окружающей  среды, признаки царства Знать понятия о  взаимосвязи  организма и  окружающей среды, о признаках царства  животные; развитие  общебиологического  понятия о пище как  §33,  зад.стр. 131 §34,  записи § 35,  зад.стр. 126 животные, пища,  пищеварение Основные  понятия Хлорофилл,  органические  вещества источнике энергии, о  значении процесса  пищеварения Уметь работать с  микроскопом,  готовить  микропрепарат,  обобщать и делать  выводы Задание к §  36  Микроскоп ,  предметно е и  покровные стекла, Основные  понятия  Связь строения   и функций  органов растения Знать роль корня в  жизни растений. Уметь работать с  микроскопом, Задание к §  37  Гербарий,  стакан с  водой,  прибор  для  нагревани я,  предметно е стекло Лаборато рная  работа  №5  Рассматр ивание  под  микроско пом  клеток  зеленого  листа» Лаборато рная  работа  №6  Рассматр ивание  корней  растений» КУ КУ Как  питаются  паразиты? Подведем  итоги по  теме  Знать понятия  Основные  понятия  «паразит», «паразит­ хозяин», борьба за  паразит, паразит­ существование  хозяин Обобщение знаний, относящихся к  такому характерному для всех живых  организмов признаку, как процесс  Задание к §  38  Задание к §  39  3 7 Как  питается  растение? Только ли  лист  кормит  растение? 3 8 3 9 4 0 § 36,  додела ть лаб.  раб. § 37,  зад.стр. 131 §38,  зад.стр. 135 §39,  вопрос ы КУ КУ 4 1 4 2 «Питание  живых  организмов » Нужны ли  минеральн ые соли  животным  и человеку? Можно ли  жить без  воды?  Практическ ая работа  №5: уход за  комнатным и  растениями КУ 4 3 Можно ли  жить не  питаясь? питания Основные  понятия  минеральные  соли Основные  понятия  Вода, среда  обитания,  взаимосвязь  организмов со  средой обитания Знать, что жизнь  живых организмов  зависит от  окружающей среды,  так как из нее  поступают как  необходимые, так и  вредные для  организма вещества  Знать значение  воды в жизни живых организмов Задание к §  40  Задание к §  41 Задание к §  42  Основные  понятия  растительноядны й, всеядный,  хищник, паразит, круговорот  веществ,  Знать понятия  «растительноядный» , «всеядный»,  «хищник»,  «паразит» Уметь составлять  пищевые цепи, зная  прибор  для  нагревания, пробирка,  сухие  семена,  промокател ьная  бумага,  лист  растения §40,  зад.стр. 141 § 41  опыты § 42,  зад.  Стр.14 6 их правила  однонаправленн ый поток  энергии Основные  понятия  признаки царств  растения и  животные,  биоразнообразие Знать признаки  царств растения и  животные Уметь использовать  рисунок в качестве  источника новой  информации Знать для чего  необходимы  питательные  вещества Уметь использовать  рисунок в качестве  источника  информации Основные  понятия  питательные  вещества, рост и  развитие,  деление клеток,  уровни  организации  жизни Обобщение и систематизация знаний Основные  понятия  признаки живого Уметь работать с  микроскопом, Задание к §  43 в рабочей  тетради  биоразно образие § 43,  опыты Задание к §  44  §44,  записи Задание к §  45  Задание к §  46 Микроско п готовые  микропреп араты,  дрожжи § 45 § 46,  опыт 4 4 4 5 4 6 4 7 Как можно  добыть  энергию  для жизни? Зачем  живые  организмы  запасают  питательны е вещества? Подведем  итоги Одноклеточ ные и  многоклето чные  организмы  под  микроскопо м КУ КУ Лаборат орная  работа  №7  Сравнени е клеток  одноклет очных и  многокле Основные  понятия  признаки живого Уметь работать с  микроскопом,  доказывать, что  строение клеток  связано с их  функциями Задание к §  47  Микроско п готовые  микропреп араты §47,  табл. точных  организм ов» Лаборат орная  работа  №8  Знакомст во с  разнообр азием  клеток  многокле точных  организм ов» КУ 4 8 4 9 5 0 Разнообраз ие клеток  многоклето чных  организмов Можно ли  жить и не  дышать?  Возвращаю т ли живые  организмы  вещества в  окружающу ю среду?  Экскурсия  №5: живые  организмы  весной Основные  понятия  дыхание,  газообмен Знать значение  процесса дыхания  для живых  организмов,  Задание к §  48  Стакан с  известково й водой,  стеклянная  трубочка КУ Основные  понятия обмен  веществ Иметь  представления об  обмене веществ Задание к §  49  §48,  зад.стр. 163 §49,  зад.  Стр.16 5 5 1 5 2 Подведем  итоги: что  мы узнали о жизни на  Земле Изменение  облика  Земли и  живых  организмов КУ 5 3 Движение  литосферы  КУ Проверка усвоения ведущих понятий  курса, характеризующих суть живого и  «законов» жизни на Земле в целом Задание к §  50  Движение в сферах планеты и в космосе (10 часов) Основные  понятия эра Иметь понятие об  изменениях,  происходивших на  Земле Задание к §  51  Основные  понятия  литосфера,  литосферные  плиты Задание к §  52  Знать об  изменяемости  окружающей нас  среды. На конкретных примерах показывать  медленные изменения, происходящие в  течение миллионов  лет (изменения  положения  материков), и  быстрые, внезапные  изменения  поверхности Земли  (землетрясения,  §50,  вопрос ы § 51,  подгото вить  сообще ния о  вулкана х,  землятр есениях § 52,  подгото вить  сообще ния об  урагана х,  смерчах 5 4 5 5 5 6 5 7 Движение  атмосферы КУ КУ КУ КУ Движение  гидросфер ы  Практическ ая работа  №6:  определение по карте  основных  океанически х движений, течений. Круговорот  воды в  природе Взаимосвяз ь сфер  Земли  практическ ая работа  №7:  составление извержение вулканов) Основные  понятия  атмосфера,  ветер Основные  понятия  гидросфера Знать почему воздух движется, значение  охраны чистоты  воздуха Знать понятие  гидросфера, состав  гидросферы Задание к §  53 в рабочей  тетради  Задание к §  54в рабочей  тетради  Основные  понятия  испарение  конденсация Основные  понятия рельеф Задание к §  55 в рабочей  тетради  Задание к §  56 в рабочей  тетради  Знать состав  гидросферы, как  происходит  круговорот  воды в  природе и его  значение Знать как  взаимосвязаны  между собой сферы  Земли. Уметь  находить  необходимую  информацию или  § 53,  зад.стр. 183 § 54,  зад.стр. 186 § 55,  зад.стр. 187 §56,  зад.стр. 190 схем  пищевых  цепей­цепей  передачи  энергии и  веществ Знакомство  с горными  породами,  образовавш имися с  участием  живых  организмов Подведем  итоги по  теме  «Движение  в сферах  планеты» Движение  небесных  тел,  5 8 5 9 6 0 доказательства Основные  понятия  известняк, мел  Задание к §  57 в рабочей  тетради  Лаборат орная  работа  № 9  Знакомст во с  минерала ми и  горными  породам и  биогенно го  происхо ждения» Работа по задания § 58 Задание к §  58 в рабочей  тетради  КУ Основные  понятия  планеты,  суточное и  Иметь  представление о  строении Вселенной  Задание к §  59 в рабочей  тетради  §57,  доделат ь  лаб.раб. §58,  зад.стр. 192 § 59  подготов ить  сообщен годовое  вращение Земли Иметь  представление о  строении Вселенной  Освоение человеком природы (3 часа) Основные  понятия наука,  энергосбережени е,  ресурсосбережен ие Основные  понятия жизнь Иметь  представление о  роли современной  науки в жизни  человека Задание к §  60 в рабочей  тетради  Понимать, что  человек – часть  живой природы Задание к §  61  ия о  достиже­ ниях  науки записи § 60,  зад.стр. 202 §61,  зад.стр. 203 Обобщен ие и  повторен ие  материал а КУ КУ 6 1 6 2 6 3 Солнечной  системы,  Галактики Обобщение  по теме:  движения в  сферах  планеты  Земля и в  космосе. Роль  современно й науки в  жизни  человечеств а Человек –  часть  природы Практическ ая работа  №8:  контроль  санитарног о  состояния  классных  комнат и КУ Основные  понятия  биосфера Задание к §  62  Знать признаки  общие человека и  животных и  признаки,  свойственные  только человеку Задания на лето (1 час) Знать правила  поведения в природе 6 4 коридоров Влияние  человека на биосферу.  Итоговый  тест за  курс 5  класса 6 5. Задания на  лето 6 6 6 7 6 8 Повторение по теме:  многообраз ие  природных  явлений Повторение по теме:  физические явления в  живой и  неживой  природе Повторение по теме:  § 62,  таблиц а § 63,  зад.  Стр.20 8 записи таблиц а записи особенности живого  организма Информационно – методическое  обеспечение Сухова Т.С. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И.  Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение: 5 класс: методическое пособие / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана­ 1. Строганов. – М.: Вентана­Граф, 2009. – 224с.: ил. 2. Граф, 2008. – 112с. 3. Природоведение. Биология. Экология: 5­11 классы: программы. ­ М.: Вентана­Граф, 2008. – 176 с.

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018