Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Оценка 5
Образовательные программы
doc
история
10 кл—11 кл
15.02.2018
Авторская методическая разработка Брянцева В.Г. - Рабочая программа учебного предмета (курса) «Россия в мире» 10-11 классы составлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Федеральным законом от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере деятельности, на основе Примерной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), а также на основе:
- учебного плана школы на 2017- 2018 учебный год;
- Федерального перечня учебников.
РП Россия в мире 10-11 классы.doc
1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2128 «ЭНЕРГИЯ»
Суздальская ул., д. 12 В, стр. 1, Москва, 111673
Телефон/Факс: (495) 7016321
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
ГБОУ Школы № 2128
Протокол №1, август 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школы № 2128
_________________ Фролов К.А.
«___» _____________ 2017 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Россия в мире»
(1011 классы)
Рабочую программу подготовил учитель
истории и обществознания
Брянцев Владимир Гелиевич 2
МОСКВА, 2017
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета (курса) «Россия в мире» 1011 классы
составлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о
правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Федеральным законом от 29.12.2012 г.№ 273ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом
Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413, иными нормативными правовыми
актами, регулирующими отношения в данной сфере деятельности, на основе Примерной
образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением
федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол
от 28 июня 2016 г. № 2/16з), а также на основе:
учебного плана школы на 2017 2018 учебный год;
Федерального перечня учебников.
Основной целью образования является формирование всесторонне развитой
личности, имеющей зрелую систему ценностей и представлений о мире, способной
аргументировано выражать и защищать свои взгляды. Образованный человек
подготовлен к тому, чтобы воспроизводить духовную и материальную культуру
общества, обладает таким набором умений и навыков, которые носят универсальный
характер и могут быть с успехом применены в различных областях деятельности.
Предмет "Россия в мире" относится как к общественным, так и к гуманитарным
дисциплинам. В первом смысле этот предмет направлен на понимание прошлой
социальной реальности как области, где возникают сложные взаимодействия и
взаимовлияния между людьми, которые могут носить как институциональный, так и не
институциональный характер. При этом, согласно принципу историзма, каждое явление
может быть понято и оценено только в контексте той социальной реальности, которая
его порождает и окружает. Во втором смысле в центре внимания предмета "Россия в
мире" находится человек его система ценностей, его представления о себе и
окружающем мире, его эволюция как мыслящего существа. Причем человек может быть
понят только как Другой, то есть в контексте современного ему общества и культуры.
Таким образом, этот предмет носит антропологический характер.
В работе используется УМК:
Основными учебниками по курсу "Истории" (10 класс, базовый уровень) являются:
Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII в. 10 класс.
Базовый уровень;
Левандовский А.А. История России XVIII XIX вв. 10 класс. Базовый уровень;
Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX
в. Под ред. А.О. Чубарьяна. 10 класс. Базовый и профильный уровень;
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. Россия и мир. Древность.
Средневековье. Новое время. 10 класс. Базовый уровень;
Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А. История. Россия и
мир. 10 класс. Базовый уровень. 3
Основными учебниками по курсу "Истории" (11 класс, базовый уровень) являются:
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России. 11 класс.
Базовый уровень.
Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Всеобщая история. 11 класс.
Базовый и углубленный уровень.
Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А. История. Россия и
мир. 11 класс. Базовый уровень.
–
–
–
В качестве методических пособий могут быть использованы следующие издания:
Коваль Т. В., Борисов Н. С., Левандовский А. А. История России: Книга для
учителя 10 класс;
Несмелова М.Л., Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история с древнейших
времен до конца XIX века 10 класс Методические рекомендации;
Данилов А.А. Россия и мир. 10 класс. Методические рекомендации;
Методическое пособие у учебникам "История. Россия и мир. 1011 классы.
Базовый уровень" авторов О.В. Волобуева, В.А. Клокова, М.В. Помомарёва.
1. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной образовательной
программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно
методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16
з). в соответствии с учебным планом школы на изучение учебного предмета «Россия в
мире» в 10 классе отведено 68 часов (2 часа/нед.).
Рабочая программа учебного предмета «Россия в мире» на уровне среднего общего
образования разработана на основе требований ФГОС СОО, а также с учетом основных
подходов Концепции нового учебнометодического комплекса по отечественной истории.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», ФГОС СОО, целью реализации примерной программы учебного предмета
«Россия в мире» на базовом уровне среднего общего образования является достижение
обучающимися результатов изучения предмета «Россия в мире» в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС СОО.
Основными задачами реализации примерной программы учебного предмета
«Россия в мире» (базовый уровень) являются:
формирование представлений о России в разные исторические периоды на
основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;
–
формирование знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира
в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской
идентичности;
формирование взгляда на современный мир с точки зрения интересов России,
понимания ее прошлого и настоящего;
формирование представлений о единстве и многообразии
толерантности и
понимание
многонационального российского народа;
мультикультурализма в мире;
–
формирование умений использования широкого спектра социально
экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и
настоящего;
–
формирование умений сравнительного анализа исторических событий,
происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и
аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические
периоды; 4
–
формирование способности отличать интерпретации прошлого, основанные
на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального
подтверждения;
–
формирование представлений об особенностях современного глобального
общества, об информационной политике и механизмах создания образа исторической и
современной России в мире;
–
формирование умений реконструкции и интерпретации прошлого России на
основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации
для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития
России.
Место учебного предмета «Россия в мире» в учебном плане школы
В соответствии с пояснительной запиской к учебному плану и ООП СОО школы.
Предмет «Россия в мире» изучается на уровне среднего общего образования в
качестве учебного предмета в 10–11х классах.
Предмет «Россия в мире» изучается на базовом уровне и включает в себя
обязательный учебный курс «Россия в мире» («История России в мировом контексте»), а
также возможные элективные курсы, разработанные в его развитие по выбору
образовательной организации.
II.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Россия в мире»
(1011 классы)
В результате изучения учебного предмета «Россия в мире» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых
событиях истории многонационального Российского государства и человечества в
целом;
–
использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия
сущности, причинноследственных связей и значения событий, процессов и явлений
прошлого и современности;
–
раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового
исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии с
другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном
глобальном мире;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выделять причинноследственные связи и исторические предпосылки
современного положения РФ на международной арене;
–
–
–
–
сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в
чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;
излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и
существующие в науке их современные версии и трактовки;
–
раскрывать историкокультурное многообразие народов России,
культурных,
содержание основополагающих общероссийских символов,
религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
–
применять элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение принадлежности и достоверности
источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать
выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность; 5
–
использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог,
участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого
информационного общества;
характеризовать важнейшие достижения культуры и систему
ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
составлять собственное суждение об историческом наследии народов
различать в исторической информации факты и мнения, исторические
–
–
–
–
–
России и мира;
России и мира;
описания и исторические объяснения;
уважительно относиться к историкокультурному наследию народов
знать и сопоставлять между собой различные варианты развития
народов мира;
–
знать историю возникновения и развития основных философских,
экономических, политикоправовых течений в мире, особенности их реализации в
России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
владеть системными историческими знаниями, служащими
основой для понимания места и роли России в мировой истории, для
соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и
региональной/локальной истории;
–
применять приемы самостоятельного поиска и критического
анализа историкосоциальной информации, ее систематизации и представления
в различных знаковых системах;
–
использовать принципы структурнофункционального, временнóго и
пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и
сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции
фрагментов исторической действительности,
аргументации выводов,
вынесения оценочных суждений;
–
анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные
версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные
на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
–
раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории
России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям,
оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе
представлений о достижениях историографии;
–
целенаправленно применять элементы методологических знаний
об историческом процессе, начальные историографические умения в
познавательной,
учебноисследовательской деятельности,
социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и
т.д.;
проектной,
–
применять приемы самообразования в области общественно
научного (социальногуманитарного) познания для дальнейшего получения
профессионального образования;
–
использовать современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
–
выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических
приоритетов России с учетом ее исторического опыта. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
6
–
1. Личностные
–
1.1 Формирование российской гражданской идентичности, чувства ответственности
по отношению к Родине; воспитание учащихся в духе уважения к своему Отечеству и
народам, его населяющим.
–
1.2 Воспитание уважения ко всем народам, их культурным особенностям и истории,
толерантности, а также неприятия любых форм шовинизма, национализма и милитаризма;
воспитание учащихся в духе гуманистических ценностей; осознание своего места в
поликультурном мире; осознание непреходящей ценности человеческой жизни.
–
1.3 Осознание своей гражданской позиции как активного члена общества, готового
защищать общепринятые демократические ценности, противостоять авторитарным и
тоталитарным тенденциям и явлениям, уважать закон и правопорядок.
1.4 Готовность к самостоятельной и творческой деятельности; развитие здравого
критического мышления; способность к саморазвитию и самовоспитанию.
1.5 Умение работать в коллективе, готовность к сотрудничеству с другими людьми
–
–
–
–
–
–
–
–
–
и умение вести диалог.
2. Метапредметные
2.1 Умение самостоятельно определять цели и задачи деятельности, планировать и
корректировать свою деятельность, ставить новые познавательные задачи.
–
–
2.2 Умение представлять результаты своей деятельности в различных формах.
2.3 Умение ориентироваться в большом объеме информации, верифицировать ее,
выделять главное и второстепенное, классифицировать и систематизировать.
–
2.4 Умение использовать информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) для
решения различных учебных и профессиональных задач.
–
2.5 Умение логично, ясно и точно излагать свою точку зрения, используя наиболее
подходящие языковые средства; умение адекватно использовать разные языковые коды
(стилистические разновидности языка).
2.6 Умение использовать междисциплинарные связи для решения различных
учебных и профессиональных задач.
3. Предметные
3.1 Сформированность представлений о России в разные исторические периоды на
основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;
–
3.2 Сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира
в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской
идентичности;
3.3 Сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов
России, понимания её прошлого и настоящего;
3.4 Сформированность представлений о единстве и многообразии
толерантности и
понимание
многонационального российского народа;
мультикультурализма в мире;
–
3.5 Сформированность умений использования широкого спектра социально
экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и
настоящего;
–
3.6 Сформированность умений сравнительного анализа исторических событий,
происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и
аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические
периоды; 7
–
3.7 Сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные
на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального
подтверждения;
–
3.8 Сформированность представлений об особенностях современного глобального
общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и
современной России в мире;
–
3.9 Сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на
основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации
для комплексного анализа и моделирования на её основе вариантов дальнейшего развития
России.
III.
Содержание учебного предмета (курса) «Россия в мире» (1011 классы)
Содержание программы «Россия в мире»1
История как наука
История в системе гуманитарных наук. История как область знания. Этапы
становления и развития исторической науки. Методология познания прошлого.
Исторический факт. Исторический источник. Интерпретации и фальсификации истории.
Дискуссионные проблемы в познании прошлого. Историческое время и историческое
пространство. Цивилизационные, формационные и цикличные теории исторического
развития. Циклы исторического развития и особенности их проявления в различных
цивилизационных пространствах. История и познание истории. Для чего мы изучаем
историю. Как пишется история. Методы работы историка. Архивы – хранители
исторической памяти народа. История и общество.
Предцивилизационная стадия истории человечества
Новые данные археологических раскопок и исторических исследований о ранней
истории человечества. Археологические открытия на территории России. Неолитическая
революция и ее место в мировой истории. Изменения в укладе жизни и формах социальных
связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира
Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира.
Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Социальные нормы и духовные
ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Философское наследие
Древнего Востока.
Архаичные цивилизации – географическое положение, материальная культура,
повседневная жизнь, социальная структура общества. Дискуссия о происхождении
государства и права. Восточная деспотия. Ментальные особенности цивилизаций
древности. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком
древности. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индобуддийской и китайско
конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной
структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Возникновение
религиозной картины мира. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие
Древнего Востока.
1 Курс «Россия в мире» в части истории Новейшего времени совпадает по содержанию с курсом «История»
(базовый уровень). 8
Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и
этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций.
Возникновение и развитие полисной политикоправовой организации и социальной
структуры. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право.
Ментальные особенности античного общества. Мифологическая картина мира и
формирование научной формы мышления. Культурное и философское наследие Древней
Греции и Древнего Рима.
Зарождение иудеохристианской духовной традиции,
ее религиозно
мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Распространение
христианства.
Войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе.
Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза
(эллинистический мир; Рим и варвары).
Древнейшая история нашей Родины: первые города и государства.
Традиционное (аграрное) общество эпохи Средневековья
Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира.
«Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской
средневековой цивилизации.
Складывание
западноевропейского и восточноевропейского регионов
цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии.
Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры,
духовных ценностей в католической и православной традициях.
Норманнский фактор в образовании европейских государств. Образование
государства Русь и роль норманнского фактора в этом процессе.
Становление и развитие сословнокорпоративного строя в европейском
средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных
отношений. Особенности хозяйственной жизни. Торговые коммуникации в средневековой
Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой
традиции. Роль церкви в европейском средневековом обществе. Образ мира в романском и
готическом искусстве. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Цивилизации Востока в эпоху Средневековья.
Характер международных отношений в Средние века. Европа и норманнские
завоевания. Арабские, монгольские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов –
столкновение и взаимовлияние цивилизаций.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной
структуры, экономической жизни, политических отношений. Дискуссия об уникальности
европейской средневековой цивилизации. Динамика развития европейского общества в
эпоху Средневековья. Кризис европейского традиционного общества в XIV–XV вв.
Изменения в мировосприятии европейского человека. Природноклиматические,
экономические, социальнопсихологические предпосылки процесса модернизации.
Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы. Государство и
общество на Руси в контексте европейской истории. Русь удельная: формирование
различных социальнополитических моделей развития русского государства и общества.
Борьба Руси с внешними вызовами. Монгольская империя, Золотая Орда, русские земли:
проблема взаимовлияния. Особенности процесса объединения русских земель.
Альтернативные варианты развития России в конце XIV – XV веке. Социально
экономическое развитие России. Россия в средневековом мире. Роль Ивана IV Грозного в
российской истории: реформы и их цена Человек в древности и Средневековье.
9
Новое время
Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Историческая
карта Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации.
Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному
обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.
Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих
географических открытий на развитие европейского общества.
Социальнопсихологические, экономические и техногенные факторы развертывания
процесса модернизации.
Внутренняя колонизация. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха
меркантилизма.
Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и
социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской
политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную
жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества.
От сословнопредставительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской
государственности. Формы абсолютизма. Возникновение теории естественного права и
концепции государственного суверенитета.
Дискуссии об особенностях перехода Россия к Новому времени. Специфика
социальноэкономического развития России в Новое время. Феномен российского
самодержавия. Попытки ограничения власти царя в период Смуты и в эпоху дворцовых
переворотов, причины их неудач. Церковь, общество, государство в России XVII–XVIII вв.
Россия в системе международных отношений. Дискуссии о причинах и последствиях
присоединения Украины к России. Причины, особенности, последствия и цена
преобразований Петра I в исторической науке. Россия – великая европейская держава.
Буржуазные революции XVII–XIX вв.: исторические предпосылки и значение,
идеология социальных и политических движений. Особенности социальных движений в
России в XVII–XVIII вв. Становление гражданского общества в европейских странах.
Философскомировоззренческие основы идеологии Просвещения. Конституционализм.
Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма.
Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на
общественнополитическую жизнь стран Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений.
Промышленный переворот. Начало становления индустриального общества в России.
Особенности промышленного переворота.
Классовая социальная структура общества в Европе и России в XIX в. Буржуа и
пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе.
Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни.
Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера
демографических процессов.
Мировосприятие человека индустриального общества в Европе и в России.
Формирование классической научной картины мира в XVII–XIX вв. Культурное и
философское наследие Нового времени.
Дискуссия о различных моделях перехода от традиционного к индустриальному
обществу («эшелонах модернизации»), специфике этих процессов в России. Предпосылки
ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». Влияние европейской 10
колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и
общественные движения в колониальных и зависимых странах.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX в.
Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и
зарождение международного права. Россия в европейской и мировой политике. Венская
система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в
международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.
Индустриальное общество во второй половине XIX – начале ХХ в.
Дискуссия о понятии Новейшая история. Историческая карта второй половины XIX
– начала ХХ в.
Предпосылки и достижения технической революции конца XIX в. Формирование
системы монополистического капитализма и ее противоречия. Динамика экономического
развития на рубеже XIX–XX вв. Изменения в социальной структуре индустриального
общества.
Российская власть и общество в XIX в.: поиск оптимальной модели общественного
развития. Империя и народы. «Великие реформы» в России 1860–1870х гг. и их значение.
Особенности экономического и социального развития России в условиях ускорения
модернизации. Предпосылки революционного изменения общественного строя. Российские
реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия, итоги.
Кризис классических идеологических доктрин на рубеже XIX–XX вв. Поиск новых
моделей общественного развития. Общественное движение в России второй половины XIX
в. и его специфика. Мировоззренческий кризис европейского общества в конце XIX –
начале XX в. «Закат Европы» в философской мысли. Формирование неклассической
научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ
художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в.
Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Страны Азии на рубеже XIX–XX вв. Кризис традиционного общества в условиях
развертывания модернизационных процессов.
Система международных отношений на рубеже XIX–XX вв. Империализм как
идеология и политика. Борьба за колониальный передел мира.
Содержание учебного предмета «Россия в мире» 1011 классы
Всего 68 часов (2час/нед) 10 класс
Тема 1. Современная историческая наука.
Основные задачи и особенности исторической науки; исторические источники;
место истории среди других общественных наук; современные исторические концепции и
направления (цивилизационная теория, историческая антропология, теория модернизации и
пр.).
Тема 2. Преистория
Понятие и хронология преистории (первобытности); антропогенез; расселение
человека разумного по миру, характерные черты культуры периода преистории,
зарождение религии и искусства; характерные черты общества периода преистории,
неолитическая революция.
Тема 3. Ближний Восток в период древности
Понятие "цивилизация"; ранние цивилизации Ближнего Востока: Месопотамия и
Египет; империи Ближнего Востока в период поздней древности (Хеттская держава,
Ассирия и Нововавилонское царство, Персидская империя); Восточное Средиземноморье 11
(Финикия, еврейская культура и история); общее и различное в развитии цивилизаций
Древнего Востока, "древневосточная деспотия"; значение Ближнего Востока для развития
мировой цивилизации.
Тема 4. Индия и Китай в древности
Цивилизация долины Инда; ведийский период в истории Индии; возникновение
буддизма, империя Маурьев; особенности индийской цивилизации; первые государства
Древнего Китая; конфуцианство и даосизм; характерные черты китайской цивилизации.
Тема 5. Древняя Греция
Понятие "Античность"; периодизация истории Древней Греции; Архаическая Греция
(VIII VI вв. до н.э.); зарождение греческого полиса; Классическая Греция (V IV вв. до
н.э.), характерные черты культуры классической Греции; кризис полиса; походы
Александра Македонского; эллинистические государства и характерные черты
эллинистической эпохи.
Тема 6. Древний Рим
Периодизация истории Древнего Рима; культура этрусков; царский и
республиканский периоды в истории Древнего Рима; характерные черты древнеримского
общества и культуры в царский и республиканский периоды, римская гражданская община,
патриции и плебеи. Основные этапы истории Римской империи; принципат; зарождение и
распространение христианства; период домината, кризис III в., Рим и варвары; причины
падения Римской империи.
Тема 7. Западноевропейское Средневековье
Понятие "Средние века"; периодизация западноевропейского средневековья;
понятие "феодализм" и его критика; западноевропейское средневековое общество; церковь
в Средние века; средневековые государства: особенности, типология, развитие;
средневековая культура
Тема 8. История Византии
Периодизация и основные этапы истории Византии; характерные черты
византийской цивилизации; власть и церковь в Византии; культура Византии.
Тема 9. Страны Востока в Средние века
Возникновение ислама, его характерные черты и направления; Арабский халифат;
Кордовский халифат; особенности арабской культуры и ее влияние на европейскую
цивилизацию; образование Османской империи; основные этапы истории средневековой
Индии; кастовая система в Индии; культура и религии средневековой Индии; империи
средневекового Китая (Тан, Сун, Юань, Мин); основные этапы истории Японии в Средние
века; кочевые империи средневековья (Монгольская империя).
Тема 10. Древняя Русь (IX XIII в.)
Восточные славяне в VIII IX вв.; спорные вопросы образования Древней Руси;
Древняя Русь в конце X первой трети XII в.; культура Киевской Руси; русские земли в XII
XIII вв.; культура русских земель в удельный период (до конца XIII в.); монгольское
нашествие на Русь и его последствия.
Тема 11. Русские земли в XIVXV вв.
Возвышение Москвы в XIV в., Москва, Литва и Орда в XIV начале XV в.;
династическая война второй четверти XV в.; расширение Московского княжества во
второй половине XV в. начале XVI в.; эволюция общества и власти в XIV XV вв.;
церковь и духовная жизнь Руси XIVXV вв.; культура Руси XIVXV вв.
Тема 12. Эпоха Возрождения в истории Европы
Причины и особенности Ренессанса XIV XVI вв.; гуманизм; искусство
Возрождения.
Тема 13. Мир в Новое время 12
Экономическое развитие стран мира в период Нового времени; общественное
развитие мира в период Нового времени; общее и особенное в политической истории мира
(до 1870х гг.); международные отношения; культура и духовная жизнь в Новое время.
Тема 14. Россия в XVI XVII в.
Государство и общество в России XVI в.; правление Василия III, регентство Елены
Глинской; эпоха Ивана IV; Федор Иоаннович; русская культура XVI в.; Смутное время;
Россия в период правления первых Романовых; экономическое развитие в XVII в.;
социальная структура российского общества; русская культура XVIXVII вв.
Тема 15. Россия при Петре
Причины и предпосылки реформ Петра I; понятие "модернизация"; реформы Петра
I в экономике, социальной и административных сферах, культуре, церковной области;
оппозиция реформам Петра I; внешняя политика Петра I.
Тема 16. Россия в середине и во второй половине XVIII века
Эпоха "дворцовых переворотов"; "просвещенный абсолютизм" Екатерины II;
восстание под предводительством Е.И. Пугачева; внешняя политика России XVIII в.;
царствование Павла I; культура XVIII в.
Тема 17. Россия в первой половине XIX века
Реформы Александра I; Отечественная война 1812 г.; Николаевское самодержавие;
российское общество первой половины XIX в., основные течения общественной мысли
первой половины XIX в.; культура первой половины XIX в.
Тема 18. Россия во второй половине XIX века
Великие реформы Александра II; внешняя политика России во второй половине XIX
в.; общество пореформенной России; социальные движения и основные направления
общественной мысли второй половины XIX в.; культура второй половины XIX в.
Содержание предмета «Россия в мире» 11 класс (3 часа/нед) – 105 часов
Тема 1. Особенности модернизации в странах мира в конце
в.
XX
Эшелоны модернизации; особенности государственного и общественного строя,
экономического развития в странах "первого эшелона"; модернизация в странах "второго
эшелона"; идейные течения и политические партии в Европе, неолиберальные реформы,
национализм в начале XX в.; особенности модернизации в странах Азии, Африки и Южной
Америки.
XIX
начале
XX
XIX
начале
в. (1881 1914 гг.)
Тема 2. Российская империя в конце
Российская империя в пореформенный период: основные тенденции экономического
и социального развития второй половины XIX в., проблема межнациональных отношений;
внутренняя и внешняя политика Александра III; внутренняя политика Николая II до 1905
г.; внешняя политика России в конце XIX начале XX в., русскояпонская война;
революция 1905 1907 гг. и ее последствия; становление парламентаризма в России,
основные политические партии и движения; реформы П.А. Столыпина и проблема
"незавершенной модернизации" в России начала XX в.
Тема 3. Международные отношения в конце
в. Первая мировая
XIX
начале
XX
война
Нарастание противоречий между европейскими державами; колониальная политика
крупнейших держав; складывание военных союзов в Европе; рост напряженности на
Балканах в начале XX в.; цели крупнейших держав перед началом Первой мировой войны;
военные действия в 1914 1918 гг.; внутреннее положение в воюющих державах; окончание
Первой мировой войны, последствия Первой мировой войны и послевоенное устройство
мира.
Тема 4. Культура конца
XIX
начала
XX
в. 13
Развитие научной мысли и институтов в конце XIX начале XX в. (основные
научные достижения, изменения в научной картине мира; вклад российской науки в
мировую научную мысль), научнотехнический прогресс; просвещение, система
образования в России; основные направления в развитии литературы и искусства,
"Серебряный век" русской культуры, картина мира человека идеи и практики.
Тема 5. Русская революция 1917 г. и первые годы существования Советской России
(1918 1921 гг.)
Февральская революция 1917 г.; от февраля к октябрю, Временное правительство,
деятельность политических партий в 1917 г., Корниловский мятеж; Октябрьский
переворот и его последствия, первые мероприятия большевистской власти, разгон
Учредительного собрания; Конституция РСФСР, причины и основные этапы Гражданской
войны; "Белое движение" в России; иностранная интервенция; характерные черты
"военного коммунизма"; кризис советского общества и хозяйства в начале 1920х гг.
Тема 6. Страны мира в 1920е гг. Советская Россия в эпоху НЭПа.
Противоречия версальсковашингтонской системы и проблемы послевоенного
развития стран мира; радикальные правые и левые движения в Европе; социально
экономическое и политическое развитие стран Запада в 1920е гг.; Советский Союз в 1920
е гг., причины перехода к нэпу, характерные черты и противоречия нэпа; внутрипартийная
борьба, культурная и национальная политика государства, образование СССР,
Конституция СССР; международные отношения в 1920е гг., внешняя политика СССР в
1920е гг.; страны Востока в 1920е гг.;
Тема 7. Мир в 1930е гг. Тоталитарные режимы и рост мировой напряженности.
Мировой экономический кризис и его последствия, разные стратегии выхода из
кризиса, левые и правые радикальные движения; США, Великобритания и Франция в 1930
е гг.; тоталитарные режимы в Европе: нацизм в Германии, гражданская война и
утверждение ультраправого режима в Испании, сталинский режим в СССР; особенности
"сталинской модернизации"; международные отношения в 1930е гг.
Тема 8. Культура в период между двумя мировыми войнами
Развитие науки в 19201930е гг. (научная картина мира, выдающиеся ученые и
научные достижения, направления научного поиска); научнотехнический прогресс; успехи
в области образования; основные течения в мировом искусстве, организация культурной
жизни в СССР, культура и власть в СССР.
Тема 9. Вторая мировая война (1939 1945 гг.)
Причины Второй мировой войны, проблема ответственности за развязывание войны;
начальный период войны (1939 1941 гг.), роль СССР в первый период Второй мировой
войны; начало Великой Отечественной войны и причины поражений советской армии в
1941 г.; военные действия на восточном, североафриканском, тихоокеанском, итальянском
фронтах в 1940 1943 гг., "коренной перелом" в войне, оккупационный режим в Западной
Европе и СССР, партизанское движение и движение Сопротивления, внутреннее положение
в воюющих державах, советский тыл, культура и пропаганда в годы Второй мировой войны;
отношения между союзниками в годы Второй мировой войны; завершающий этап Второй
мировой войны (1944 1945 гг.), итоги Второй мировой войны.
Тема 10. Международные отношения во второй половине
Основные проблемы международных отношений во второй половине XX в., причины
и начало Холодной войны, локальные военные конфликты во второй половине XX в.,
дипломатия в период Холодной войны, разрядка международной напряженности,
окончание Холодной войны.
в. "Холодная война"
XX
Тема 11. Послевоенное развитие стран Запада и Востока (1945 г. 1980е гг.) 14
Основные тенденции развития стран Запада во второй половине XX в., социально
экономическое развитие стран Запада, "государство всеобщего благосостояния" и
"неконсервативная волна", послевоенная научнотехническая революция; основные этапы
политического развития стран Запада; послевоенное развитие социалистических стран
Европы; государства Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в.
Тема 12. Советский Союз: от "апогея сталинизма" до "застоя" (1945 1985 гг.)
СССР в период "апогея сталинизма", восстановление народного хозяйства и начало
структурных проблем советской экономики, усиление репрессий в отношении общества;
борьба за власть после смерти Сталина, СССР в период "оттепели", начало управляемой
десталинизации, экономические преобразования, внешняя политика в период Н.С.
Хрущева; экономика СССР в последние десятилетия существования СССР, кризис
"директивной экономики", советское общество в период "застоя", власть и общество в
19601980е гг.; внешняя политика СССР в период Л.И. Брежнева.
Тема 13. Распад СССР и период системной трансформации в России (1985 1999 г.)
СССР в период Перестройки, экономическое развитие СССР в 1985 1991 гг.,
политические реформы в период М.С. Горбачева, изменения в духовной жизни общества,
дезинтеграция СССР, распад СССР, "парад суверенитетов", внешняя политика в 1985
1991 г., окончание "холодной войны"; системные реформы начала 1990х гг., внутренняя и
внешняя политика России в 1990е гг.
Тема 14. Основные тенденции развития современного мира в конце
XX
начале
XXI
в. Современная Россия
Глобальные проблемы современности, глобализация, информационное общество,
проблемы экономического развития мира; основные тенденции в развитии стран Запада и
Востока; современная Россия в мире, основные тенденции политического развития России
в начале XXI в., экономика и социальные отношения, международные отношения после
окончания Холодной войны, Россия и СНГ.
Тема 15. Культура второй половины
Развитие научных знаний (основные направления развития науки, научная картина
мира, выдающиеся открытия, проекты и научные школы, проблемы и вызовы современной
науки, место советской и российской науки в мировом развитии науки); научно
технический прогресс (транспорт, энергетика, космонавтика, информационные технологии,
медицинские технологии); искусство (основные направления в искусстве, авангардизм и
реализм, экзистенциализм, постмодернизм, антиутопия, соцреализм и альтернативные
культурные практики в СССР, литература о Второй мировой войне на Западе и в СССР,
проблемы и тенденции современной культуры); изменения в повседневной жизни людей
(образ жизни, досуг, спорт, мода, массовая культура, городская среда, отношения между
людьми).
начала
XXI
XX
в.
IV.
Тематическое планирование «Россия в мире» (1011 классы)
Тематическое планирование 10 класс – 68 часов (2 часа/нед)
№
п\п
1.
Тема
Современная
историческая наука
Колво
часов
1
Основные виды деятельности
Характеризовать основные направления
современной исторической науки;
Раскрывать содержание терминов, имеющих
отношение к исторической науке;
Различать
современных течений в исторической науке
методы и проблематику 2.
Преистория
1
3.
Ближний Восток в период
древности
3
4.
5.
Индия и Китай в
древности
Древняя Греция
6.
Древний Рим
7.
Западноевропейское
Средневековье
2
3
3
5
15
Раскрывать содержание понятий и терминов,
связанных с периодом преистории
человечества;
Характеризовать методы, используемые при
изучении периода преистории.
тексты
Характеризовать основные этапы истории
Ближнего Востока в период древности
"ранняя древность", "поздняя древность";
Раскрывать сущность понятия "восточный
деспотизм";
Анализировать
исторических
источников, созданные на Ближнем Востоке в
период древности (законы Хаммурапи,
Путешествие Синухета);
Сопоставлять развитие и особенности
цивилизаций Ближнего Востока
Месопотамии, Египта, Персии.
Характеризовать основные этапы истории
Восточной и Южной Азии в период
древности;
Раскрывать сущность религиозные течений
конфуцианство, буддизм, даосизм
Определять основные черты античной
греческой цивилизации;
Характеризовать этапы истории Древней
Греции;
Раскрывать сущность понятий "античность",
"полис";
Определять причинноследственные связи,
объясняющие
греческой
цивилизации.
Характеризовать основные этапы истории
Древнего Рима;
Раскрывать сущность понятий "принципат",
"доминат", "империя";
Сопоставлять характерные черты римской
гражданской общины и греческого полиса;
Определять причинноследственные связи,
объясняющие развитие римской цивилизации.
Характеризовать основные этапы истории
Западной Европы в период средневековья;
Раскрывать сущность понятий "феодализм",
"сеньория", "цех", "гильдия" и др.;
Интерпретировать
нарративные тексты;
Определять характерные черты западной
средневековые
развитие 8.
9.
История Византии
Страны Востока в
Средние века
1
3
10.
Древняя Русь (IX XIII в.)
12
11.
Русские земли в XIVXV
вв.
10
12.
Эпоха Возрождения в
истории Европы
13. Мир в Новое время
1
12
14.
Россия в XVI XVII в.
12
16
причины
развития
специфику
эволюцию древнерусского
средневековой цивилизации.
Определять характерные черты византийской
цивилизации;
Сопоставлять основные черты византийской и
западноевропейской цивилизаций.
Объяснять
средневековых цивилизаций Востока;
Определять причинноследственные связи
истории средневековых цивилизаций Востока.
Объяснять
образования
Древнерусского государства;
Характеризовать этапы истории Древней
Руси;
Раскрывать сущность понятий "дружина",
"вече", "холопы" и пр.;
Объяснять
государства и общества;
Анализировать специфику древнерусских
исторических источников;
Сопоставлять Древнерусское государство,
общество и культуру с западноевропейской и
византийской цивилизациями.
Характеризовать эволюцию русских земель в
XIV XV вв.;
Объяснять причины создания единого
Российского государства;
Раскрывать сущность понятий "черносошные
крестьяне", "поместье", "кормление" и др..
Характеризовать основные черты культуры
эпохи Возрождения;
Объяснять термин "гуманизм".
Характеризовать основные этапы развития
европейской цивилизации в период Нового
времени;
Раскрывать сущность понятий "Новое время",
"колониализм", "капитализм" и др.;
Сопоставлять развитие стран мира в период
Нового времени;
Определять характерные черты цивилизаций
мира Нового времени.
Характеризовать этапы истории России в XVI
XVII вв.;
Определять причинноследственные связи
развития России;
Сопоставлять
государство,
культуру и экономику России и Западной
Европы;
Анализировать памятники права России XVI
XVII вв.;
общество, 15.
Россия при Петре I
16.
Россия в середине и во
второй половине XVIII
века
7
7
17.
Россия в первой половине
XIX века
10
18.
Россия во второй
половине XIX века
9
17
сущность
Характеризовать деятельность исторических
личностей;
Раскрывать
понятий
"местничество", "тягло", "крепостное право"
и др.
Определять причины и следствия реформ
Петра I;
Характеризовать реформы Петра I;
Раскрывать сущность понятий "губерния",
"коллегии" и др.;
Интерпретировать разные точки зрения на
реформы Петра I;
Аргументировать свою точку зрения.
Характеризовать развитие России в эпоху
дворцовых переворотов;
Объяснять причинноследственные связи
развития России;
Характеризовать деятельность исторических
личностей.
Характеризовать основные этапы истории
России в первой половине XIX в.;
Характеризовать деятельность исторических
личностей;
Раскрывать
"министерства", "военные поселения" и др.;
Сопоставлять идеологические позиции разных
общественных движений и групп;
Объяснять причинноследственные связи
развития России;
Аргументировать свою точку зрения;
Характеризовать деятельность исторических
личностей.
Характеризовать основные этапы истории
России во второй половине XIX в.;
Раскрывать сущность понятий "земство",
"выкупные платежи" и др.;
Сопоставлять идеологические позиции разных
общественных движений и групп;
Объяснять причинноследственные связи
развития России;
Аргументировать свою точку зрения;
Характеризовать деятельность исторических
личностей.
сущность
понятий
Итого
68
11 класс – 105 часов (3 часа/нед)
№ Тема
Колво Основные виды деятельности п\п
1.
2.
часов
3
Особенности
модернизации в странах
мира в конце XIX начале
XX в
Российская империя в
конце XIX начале XX в.
(1881 1914 гг.)
10
3.
4.
5.
6.
7.
Международные
отношения в конце XIX
начале XX в. Первая
мировая война
Культура конца XIX
начала XX в.
Русская революция 1917 г.
и первые годы
существования Советской
России (1918 1921 гг.)
6
3
8
Страны мира в 1920е гг.
Советская Россия в эпоху
НЭПа.
9
Мир в 1930е гг.
Тоталитарные режимы и
рост мировой
напряженности.
12
18
Сопоставлять особенности модернизации в
разных регионах мира;
Характеризовать эшелоны модернизации;
Сопоставлять идеологические позиции разных
общественных движений и групп.
Характеризовать основные черты социально
экономического положения и политического
строя Российской империи;
Сопоставлять развитие России и стран Запада
на рубеже XIX XX вв.;
Характеризовать основные этапы развития
Российской империи в начале XX в.;
Объяснять причины и следствия Первой
русской революции;
Характеризовать деятельность исторических
личностей.
Характеризовать специфику международных
отношений на рубеже XIX XX вв.;
Объяснять причины и следствия Первой
мировой войны;
Объяснять роль России в Первой мировой
войне.
Раскрывать сущность понятий "модернизм",
"авангардизм" и др.
Характеризовать основные направления
развития культуры на рубеже XIX XX вв.
Объяснять причины революционных событий
1917 г.;
Характеризовать деятельность исторических
личностей;
Анализировать разные точки зрения на
русские революции 1917 г. и Гражданскую
войну;
Аргументировать свою точку зрения,
привлекая различные источники для
доказательства.
Характеризовать развитие стран мира в 1920е
гг.;
Сопоставлять характерные черты развития
стран мира в 1920е гг.;
Объяснять причины перехода к НЭПу.
Характеризовать развитие стран мира в 1930е
гг.;
Объяснять
тоталитарных режимов в 1930е гг.;
Раскрывать
"тоталитаризм";
Анализировать различные точки зрения на
тоталитарные режимы 1930х гг.;
причины формирования
сущность
понятия 8.
9.
Культура в период между
двумя мировыми войнами.
3
Вторая мировая война
(1939 1945 гг.).
12
10. Международные
отношения во второй
половине XX в.
"Холодная война".
11. Послевоенное развитие
стран Запада и Востока
(1945 г. 1980е гг.)
3
6
12.
Советский Союз: от
"апогея сталинизма" до
"застоя" (1945 1985 гг.)
12
13.
Распад СССР и период
системной трансформации
в России (1985 1999 г.)
6
19
основные
Сопоставлять тоталитарные режимы 1930х
гг.;
Аргументировать свою точку зрения,
привлекая различные источники для
доказательства.
Характеризовать основные направления
развития культуры в межвоенный период;
Объяснять место российской науки и
культуры в развитии мировой культуры.
Объяснять причины Второй мировой войны;
Характеризовать основные этапы Второй
мировой войны;
Объяснять влияние Второй мировой войны на
внутреннее развитие странучастниц;
Характеризовать участие Советского Союза
во Второй мировой войне;
Характеризовать деятельность полководцев
участников Второй мировой войны;
Сопоставлять военные действия и их характер
на разных фронтах Второй мировой войны.
Объяснять причины начала "холодной войны";
Характеризовать
черты
международных отношений во второй
половине XX в.;
Анализировать различные точки зрения на
"холодную войну" и ее итоги.
Характеризовать основные этапы развития
стран мира во второй половине XX в.;
Объяснять причинноследственные связи
истории стран Запада и Востока;
Сопоставлять основные черты политических
режимов и социальноэкономического строя в
странах Запада и Востока.
Характеризовать основные этапы развития
Советского Союза в 1945 1985 гг.;
Объяснять эволюцию советского режима;
Раскрывать понятия "застой", "командно
административная система", "диссидентства";
Характеризовать деятельность исторических
личностей.
Объяснять причины структурного кризиса
советской модели развития в конце XX в.;
Характеризовать
реформаторскую
деятельность в СССР и России в конце XX в.;
Характеризовать деятельность исторических
личностей;
Анализировать различные точки зрения на
реформы конца XX в.;
Раскрывать
терминов
сущность 14. Основные тенденции
развития современного
мира в конце XX начале
XXI в. Современная
Россия
15. Культура второй
половины XX начала
XXI в.
Итого
6
3
105
20
"перестройка", "ускорение", "гласность" и др.
Аргументировать свою точку зрения.
Определять основные тенденции развития
современного мира;
Характеризовать этапы и направления
развития современной России;
Сопоставлять развитие современной России и
стран мира;
Определять вызовы и задачи, стоящие перед
современной России.
Характеризовать основные направления
развития культуры и науки во второй
половине XX начале XXI в.
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Рабочая программа по учебному предмету «Россия в мире» (10-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.