Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"
Оценка 4.9

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Оценка 4.9
Документация
docx
библиотека
Взрослым
03.07.2019
Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства». Дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; - анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные положения экономической теории; - принципы рыночной экономики; - современное состояние и перспективы развития отрасли; - роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; - механизмы ценообразования на продукцию (услуги); - формы оплаты труда; - стили управления, виды коммуникации; - принципы делового общения в коллективе; - управленческий цикл; - особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства; - сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом; - формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
Рабочая программа.docx
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Татарский политехнический колледж» РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. 10 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» 35. 02. 07 Механизация сельского хозяйства Татарск, 2015 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр.  7 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9­14 3 УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15­16 17­18 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга 1.1. Область применения программы Рабочая     программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной профессиональной   образовательной   программы   в  соответствии   с  ФГОС   по специальности  35.02.07 «Механизация  сельского  хозяйства»,   входящей   в состав укрупненной группы специальностей 35. 00.00 Сельское лесное и рыбное хозяйство. 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной   программы:  дисциплина   входит   в   состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла. 1.3. Цели и задачи дисциплины  – требования  к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ­   рассчитывать   основные   технико­экономические   показатели деятельности организации; ­   применять   в профессиональной   деятельности   приемы   делового   и управленческого общения; ­ анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: ­ основные положения экономической теории; ­ принципы рыночной экономики; ­ современное состояние и перспективы развития отрасли; ­ роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; ­ механизмы ценообразования на продукцию (услуги); ­ формы оплаты труда; ­ стили управления, виды коммуникации; ­ принципы делового общения в коллективе; ­ управленческий цикл; ­ особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства; ­ сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;  ­ формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов; самостоятельной работы обучающегося 38 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе: практические занятия контрольная работа Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 114 76 22 4 38 37 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента, маркетинга» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1 2 Раздел 1. Отрасль в условиях рынка  Тема 1.1. Особенности и  перспективы развития отрасли Содержание учебного материала 1 Понятие   и   структура   отрасли.   Место   и   роль   сельского   хозяйства   в экономике   страны.   Значение   и   особенности   сельского   хозяйства. Современное состояние экономики сельского хозяйства и перспективы его развития. Межотраслевые комплексы. Принципы и основные направления экономических   преобразований   в   сельском   хозяйстве.   Формирование многоукладной   экономики.   Государственная   поддержка   отечественных товаропроизводителей. Сельское хозяйство ­ основное звено агропромышленного промышленного   Состав   и   структура   агропромышленного   комплекса. комплекса. Экономические предприятиями агропромышленного комплекса взаимоотношения     между   Тема 1.2. Природные и  экономические ресурсы сельского  Содержание учебного материала 4 2 3 62 2 12 хозяйства 1 2 3 4 Значение и особенности использования земли в сельском хозяйстве. Состав, структура   и   состояние   земельных   ресурсов.   Факторы,   определяющие структуру сельскохозяйственных угодий. Государственный земельный кадастр и мониторинг. Сущность земельного кадастра и его составные части. Бонитировка и экономическая оценка земли. Мониторинг земли: понятие, задачи и содержание Понятие о трудовых ресурсах и экономически активном населении (рабочей силе), их состав. Занятость и безработица, ее виды и уровень. Особенности использования   трудовых   ресурсов   в   отрасли.   Обеспеченность   отрасли трудовыми   ресурсами.   Показатели   использования   трудовых   ресурсов   в отрасли. Производительность труда и пути ее повышения. Формы   организации   труда.   Нормирование   труда.   Виды   норм.   Методы нормирования труда. Фотография и хронометраж рабочего времени. Сущность заработной платы и ее виды. Тарифная система оплаты труда ее основные элементы. Формы и системы оплаты труда Экономическая сущность основных средств. Классификация и структура основных   средств,   их   оценка.   Износ   и   амортизация   основных  средств. Обеспеченность основными средствами. Воспроизводство основных средств. Лизинг   сельскохозяйственной   техники.   Эффективность  использования основных средств и пути ее повышения. Экономическая   сущность,   состав   и   структура   оборотных   средств. Нормирование оборотных средств и особенности их формирования в отрасли Сущность, функции и принципы финансов. Финансовые ресурсы и источники их   формирования.   Доходы   и   расходы.   Взаимоотношения  организации (предприятия)   с   бюджетом.   Экономическое   содержание,  порядок исчисления и уплаты налогов. Виды налогов. 2 2 2 2 10 10 Практические занятия: 1 2 3 4 5 Состав, структура и состояние земельных ресурсов Расчет обеспеченности и  эффективности использования основных средств производства. Расчет   обеспеченности   и     эффективности   использования   оборотных средств  производства. Расчет   показателей   использования   трудовых   ресурсов   и производительности труда. Расчет заработной платы отдельных категорий работников. Самостоятельная работа Подготовить реферат:Земельные отношения. Плата за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.  Составить   конспект:   Рыночная   цена   земли   и   методика   ее  определения. Земельная рента (дифференциальная и абсолютная). Подготовить доклад о современном уровне эффективности использования земли в организациях (предприятиях) различных форм хозяйствования.  Представить мероприятия  по повышению плодородия почвы и экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий. Дать   сравнительную     эффективность   использования   оборотных  средств. Материалоемкость   продукции   и   ресурсосбережение.   Пути  повышения эффективности использования оборотных средств. Подготовить   сообщение   о   бюджетном  финансировании:   дотациях, Тема 1.3. Организация сельского  хозяйства как хозяйствующего  субъекта компенсациях, субсидиях и т.д. Содержание учебного материала 1 Организация   (предприятие)   как   хозяйствующий   субъект   и   как имущественный   комплекс.   Классификация   организаций   (предприятий). Коммерческие и некоммерческие организации (предприятия). Организация (предприятие) как субъект и объект предпринимательской деятельности. Правовые основы хозяйственной деятельности организации (предприятия). Основные виды договоров. Законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятия. Банкротство организации (предприятия). 2  Организационно­правовые формы организации (предприятия), их сущность и   особенности.   Хозяйственные   товарищества:   полное   товарищество   и товарищество на вере (коммандитное). Хозяйственные общества: общество с             ограниченной             ответственностью,             общество             с дополнительной   ответственностью,   акционерное   общество   (открытое   и закрытое).   Сельскохозяйственные   кооперативы   (производственный   и потребительский).  Самостоятельная работа Подготовить сообщение об   унитарном предприятии (на праве хозяйственного ведения   и   на   праве   оперативного   управления)   и     объединениях   организаций (предприятий):   финансово­промышленные   группы,   ассоциации,   холдинги, комбинаты, агрофирмы и др. Тема 1.4. Имущество, капитал,  Содержание учебного материала 2 2 4 2 6 специализация и размер  организации Тема 1.5. Планирование и  организация  сельскохозяйственного  производства 1 Понятие   об   имуществе   организации   (предприятия).   Материально­ вещественные   и   нематериальные   элементы   имущества.   Движимое   и недвижимое имущество. Понятие о капитале. Реальный и денежный капитал. Собственный и заемный капитал. Уставной (складочный) капитал. Основной и оборотный капитал. 2 Специализация   организации   (предприятия),   ее   виды   и   показатели. Диверсификация   производства   и   ее   экономическое   значение. Производственная   структура   организации    Типы производства,   их   характеристика.   Инфраструктура   организации (предприятия).   Понятие   о   концентрации   производства   и   формы   ее осуществления. Размер организации (предприятия) производства, сочетание крупного и мелкого производства. (предприятия). Самостоятельная работа Характеристика основного, вспомогательного и подсобного производства. Содержание учебного материала 1 Сущность,   задачи   и   система   планирования   в   организации (предприятии).   Принципы   и   методы   планирования.   Виды   планов. Производственная программа и производственная мощность. Бизнес­план, его назначение. Характеристика разделов бизнес­плана. Методика расчета основных   технико­экономических   показателей   деятельности   организации (предприятия). Понятие и составные части производственных процессов в сельскохозяйственных организациях (предприятиях).  2 6 2 2 2 Практические занятия Расчет основных технико­экономических показателей деятельности организации Самостоятельная работа Разработать и подготовить защиту бизнес­плана Контрольная работа по разделу Раздел 2. Менеджмент Тема 2.1. Основы менеджмента Содержание учебного материала 1 Отношения государственного управления и менеджмента.     Менеджмент: сущность, понятие, концепции. Цели и задачи менеджмента. Характерные черты и стадии менеджмента. Самостоятельная работа Анализ производственной ситуации по индивидуальным заданиям. Тема 2.2. Управление отраслью Содержание учебного материала 1 Понятие, принципы и функции управления. Структура   управления   и   основные   принципы   ее   формирования.   Типы структур управления на сельскохозяйственных предприятиях: двух­, трех­, четырехступенчатые;   по   организационному   строению   производства ­бригадная,   отделенческая   (территориально­производственная),   цеховая (отраслевая), комбинированная. Их характеристика, условия применения. Сущность линейной, функциональной, линейно­функциональной структур управления. Методы управления: экономические, административные (организационно­ 2 4 2 28 2 4 6 2 2 распорядительные), социально­психологические. 2 Организация   управленческого   труда.   Классификация   управленческого персонала   по   выполняемым   функциям.   Содержание   работы   с управленческим   персоналом:   подготовка   кадров,   подбор,   расстановка, использование, повышение квалификации, воспитание. Управленческие   решения,   их   виды.   Разработка   и   принятие   решений. Организация выполнения решений. Формулирование и доведение решений до  исполнителей. Система контроля за выполнением решений. Практическое занятие Анализ производственной ситуации по индивидуальным заданиям Самостоятельная работа: Используя   периодическую   печать   и     Интернет   подготовить   сообщение   о международных фирмах и их юридической принадлежности Содержание учебного материала 1 Природа конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Методы  разрешения конфликтов. Природа и причина стресса. Тема 2.3. Управление  конфликтами и стрессами Практическое занятие Разбор конфликтных ситуаций. Тема 2.4. Искусство общения Содержание учебного материала 1 Общение – основная форма человеческого бытия. Формы и организация 2 2 2 2 4 2 2 2 Раздел 3. Маркетинг Тема 3.1. Социальные основы  маркетинга общения. Деловое совещание, Деловые переговоры. Самостоятельная работа Подготовить реферат: Формы производственных конфликтов: интрига, забастовка, саботаж. Стратегии преодоления и управления конфликтом. Содержание учебного материала 1 Маркетинг,   маркетинговая   деятельность.   Концепции   управления маркетингом.   Цели   системы   маркетинга.   Практическая   деятельность маркетинга.   Виды   спросов.   Основные   понятия   в   области   управления маркетингом.   Анализ   рыночных   возможностей.   Отбор   целевых   рынков. Разработка   комплекса   маркетинга.   Претворение   в   жизнь   маркетинговых мероприятий. Практическое занятие: Решение   и   обсуждение   задач   для   уяснения   содержания   основополагающих подходов,   которыми   руководствуются   в   процессе   управления предпринимательской деятельностью. Выполнение тестовых заданий для закрепления материала. Самостоятельная работа Рассмотреть   анализ   рыночных   возможностей   применительно   к   конкретному виду товара.  Ознакомится   со   стремительным   распространением   системы   маркетинга   в зарубежных странах. 2 4 24 2 2 4 Тема 3.2. Факторы микро­ и  макросреды функционирования  фирмы Тема 3.3. Потребительские рынки  и поведение покупателей от имени предприятий Содержание учебного материала 1 Факторы микросреды функционирования фирмы: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники, контактные  аудитории. Виды рынков:  потребительский рынок производителей, промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок. Типы конкурентов.  Разновидности контактных аудиторий. Издержки производства и  себестоимость сельскохозяйственных культур. Ценообразование на  предприятии. Практическое занятие Решение и обсуждение задач по организации маркетинговых служб на  предприятиях Самостоятельная работа Ознакомление   с   основными   законами   и   документами,   регулирующими деятельность предпринимателей в сфере маркетинга.  Проанализировать,   каким   образом   культурное   окружение   влияет   на покупательские привычки людей. Содержание учебного материала 1 Потребительский рынок: сущность, понятие. Покупательское поведение:  сущность, виды. Факторы, влияющие на покупательское поведение.  Процесс принятия решения о покупке. Рынок промежуточных продавцов. Рынок государственных учреждений. Практическое занятие Решение задач по изучению характеристик и поведения потребителей. 4 2 4 3 2 2 2 Расчет основных показателей целевого рынка. Контрольная работа по разделам: «Менеджмент» и  «Маркетинг» 2 114 Всего: 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. обеспечению   Требования   к   минимальному   материально­техническому Освоение программы учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и   маркетинга»   предполагает   наличие     учебного   кабинета   «Социально­ экономических   дисциплин».     удовлетворяет требованиям Санитарно­эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2   №   178­02).   Кабинет     оснащен   типовым   оборудованием,   указанным   в настоящих требованиях,  в том числе:   Помещение   кабинета   ­  специализированной учебной мебелью; ­ ноутбуки; ­ мультимедийный проектор; ­ интерактивная доска; ­ выход в Интернет. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   учебных   изданий, литературы   Интернет­ресурсов,   дополнительной Основные источники: 1. Чечевицына   Л.Н.   Экономика   предприятия:   учеб.   пособие.   –   М.: «Феникс», 2013. 2. Шепеленко Г.И. Экономика, организации и планирования производства. – М.: «Феникс», 2014. 3. Кейлер В.А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА­М, 2014. 4. Чечевицына   Л.Н.   Анализ   хозяйственной   деятельности:   Учебник.   –   М.: «Феникс», 2014. 5. Шевчук Д.А. Экономика организации: Учебн. пособие. – М.: «Феникс», 2012. 6. Сарафанов Е.В. Основы маркетинга: Учебник. – М.: «Феникс», 2012. 7. Герчикава И.Н. Менеджмент – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. 8. Назаров Ю.А. «Основы менеджмента» ­ М.: Глобус, 2014 9. Котлер   Ф.   Основы   маркетинга:   Пер.   с   англ./   Е.М.   Пеньковой.   –   М.: Прогресс, 2009. Дополнительные источники: 1. Веснин   В.Р.  Основы   менеджмента. –  М.:  «ГНОМ­пресс»  при  сод.  Т.Д. «Элит­2000», 2011. 2. Менеджмент. Практикум: Учеб, пособие / Под ред. Кибанова А.Я. – М.: ИНФРА­М, 2013. 3. Финансовый менеджмент: Практикум/ Бурмистрова Л.А., Ветрова Е.Ю., Жеволюкова О.А.и др. – М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2012. 4. Русинова Ф.М. и Разу М,Л. Менеджмент. – М.: ФБК­ПРЕСС, 2014. 5. Маркетинг / Под ред. Проф. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных   заданий,   проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения:  рассчитывать   основные   технико­ экономические показатели деятельности организации   применять в профессиональной деятельности   приемы   делового   и управленческого общения анализировать   ситуацию   на рынке товаров и услуг; Знания: основные положения экономической  теории принципы рыночной экономики Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  наблюдение и оценка выполнения практических занятий наблюдение и оценка выполнения практических занятий наблюдение и оценка выполнения практических занятий устный (письменный)  опрос устный (письменный)  опрос тестирование современное состояние и перспективы  развития отрасли устный (письменный)  опрос тестирование роли и организацию хозяйствующих  субъектов в рыночной экономике устный (письменный)  опрос решение экономических задач механизмы ценообразования  на продукцию (услуги) формы оплаты труда устный (письменный)  опрос решение экономических задач устный (письменный)  опрос решение экономических задач стили управления, виды коммуникации; устный (письменный)  опрос принципы делового общения  в коллективе управленческий цикл защита рефератов устный (письменный)  опрос решение экономических задач устный (письменный)  опрос решение экономических задач особенности менеджмента в области  механизации сельского хозяйства устный (письменный)  опрос защита рефератов сущность, цели, основные принципы и  функции маркетинга, его связь с  менеджментом формы адаптации производства и сбыта  к рыночной ситуации устный (письменный)  опрос решение экономических задач устный (письменный)  опрос

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2019