Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Оценка 5
Документация
doc
математика
7 кл
21.01.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"
Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика". Включает также календарно- тематическое планирование. Соответствует требованиям ФГОС. Рассчитана на 1 час в неделю. Курс предназначен для привития интереса у обучающихся к математики, способствует увлечению математикой, Является продолжением курса 5-6 класса "Математика в играх и задачах"
внеурочная деятельн. 7-9 класс 2017-2018 .doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 8» РАССМОТРЕНО  на заседании ШМО   Протокол № __ от «___»___ 2017г.  Руководитель ШМО ____________                                /Черепанова В.С./ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Н.А. Маркина/ «___» ____________  2017г. УТВЕРЖДАЮ Директор  ________________ /Е.В. Рыкшина/ Приказ № ___ от «___» ___2017г.                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу  «Живая математика» направление деятельности обще интеллектуальное 7­9   класс Разработчик программы по курсу «Живая математика»,  учитель Тимохина Елена Юрьевна  МБОУ г. Мценска «Средняя школа № 8» Мценск, 2017г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании: ­ Федерального   закона   «Об образовании в Российской Федерации» № 273­ ФЗ от 29 декабря 2012 г.; ­ Федерального  компонента государственного стандарта образования. Математика­ опубликован в «Вестнике образования»,№ 13, 2004 г. и виде отдельных брошюр ­ «Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта». М, «Дрофа», 2004 г.; переиздания ­ 2006­2009 гг.; ­ Базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004; ­   Основная   образовательная   программа   основного   общего   образования   муниципального бюджетного   общеобразовательного   учреждения   ­   Средней   общеобразовательной   школы   №   8 города Мценска на 2014 ­ 2018 гг. (утв. Приказом № 171 от 1.09.2014 г.); ­ Примерные программы основного общего и среднего общего образования по математике М. «Просвещение», 2011 г.; ­ Учебные программы, рекомендованные МОиН РФ (изд. «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», 2008­2012 гг.). ­ Информационно­методическое письмо «О преподавании организациях  Орловской области в 2015 ­ 2016 учебном году»  №3983 г.; ­   Информационно­методическое   письмо     института   развития   образования   города   Орла   «О совершенствованиии процесса обучения математики в Орловской области в условиях реализации Концепции развития математического образования в РФ в 2016­2022году», 2016 ­ Федеральный перечень учебников Минобранауки  РФ № 253 от 31 марта 2014 г.; ­ Приказ Минобрнауки РФ от 8.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников на 2015­2016 год,  утвержден приказом Минобранауки РФ № 253 от 31 марта 2014 г.»; ­ Перечень учебников на 2016 ­ 2018 учебный год, по которым будет работать МБОУ ­ Средняя общеобразовательная школа № 8 города Мценска (Приказ № 101 от 20.05.16 г.); ­ Учебный план школы на 2017 ­ 2018 учебный год (утв. Приказом №135 от 31.08.2017года).   в   математики  образовательных от «13» августа 2015 учебный на 2015­2016 учебный год,   утвержден   приказом Внеурочная   деятельность   «Живая   математика»   предназначена   для   внеурочной   работы   и рассчитана   на   учащихся   7­9   ­х   классов,   интересующихся   математикой.   Согласно   ФГОС   нового поколения,   проведение   такого   курса   способствует   самоопределению   учащихся     при   переходе   к профильному обучению в средней и старшей школе.        Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим   мышлением   закрепит   интерес   детей   к   познавательной   деятельности,   будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.     Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся   умений   самостоятельно   работать,   думать,   решать   творческие   задачи,   работать   в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание   программы   соответствует   познавательным   возможностям   школьников   и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.              Место  предмета в учебном плане        Курс внеурочной деятельности   «Математика в играх и задачах  изучается на ступени начального общего образования. Курс  рассчитан на 102 часа для обучающихся 7­9 класса.    Предлагаемые   занятия   предполагают   развитие   пространственного   воображения   и математической   интуиции   обучающихся,     проявляющих   интерес   и   склонность   к   изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики   начальной   ступени   общего   образования   в   большей   степени   ориентировано   на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного   воображения   обучающихся,   их   математической   интуиции,   логического мышления, должно уделяться особое внимание. Данная программа занятий предназначена, для всех обучающихся 7­9  класса, как проявляющих интерес и склонность к изучению математики, так и равнодушных к ней. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования.         Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю   дифференцировать   процесс   обучения,   осуществлять   личностно­ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.        Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического   мышления,   стимулирует     обучающихся   к   самостоятельному   применению   и пополнению   своих   знаний   через   содержание   курса,   стимулирует   самостоятельность   и способность к самореализации.  В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению   задач   повышенной   трудности,   значительно   улучшается   качество   знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно­ориентированного подхода.    Наряду   с   традиционными     формами   организации   занятий   будут   применяться   такие организационные   формы   как   дискуссия,   проекты,   диспут,   выступление   с   докладами, презентациями.   Для   развития   познавательной   активности   обучающихся     будут     применяться видеофильмы   и   мультимедиа   технологии,   интернет­технологии,   которые   дают   возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся. Программа  внеурочной  деятельности   по математике  7­9 класса  «Живая математика» предусматривает   создание   проектов   по   основным   темам   учебника   математики   программной линии  Ю.Н. Макарычев, А.В. Атанасян. Одним из сложных этапов проектной деятельности с детьми является момент включения учащихся в собственную проектную деятельность.  На   этом   этапе   обучаю   учащихся   выявлять   проблемы,   разрабатывать   гипотезы,   наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям и т. п.  Когда детям даётся задание, они начинают думать, размышлять, спорить, находить новые идеи. Учеников необходимо разделить на группы, объяснив, что работа в группах организуется таким образом, что в группе нет лидеров, но есть координатор и все должны проявлять активность и вносить свой вклад в  общее дело. В   результате,   школьники   глубоко   погружаются   в   изучаемую   тему,   в   решение рассматриваемой проблемы, т.е. пополняют свои знания и при этом воспринимают окружающий мир во всем его многообразии. При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, лучше понимающими друг друга.  Актуальность программы                      Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного   курса   от   практики   приводит   к   непониманию   цели   изучения   сложных   формул, многочисленных   теорем,   правил;   вызывает   снижение   интереса   к   математическим   знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 7­9 классов, так как в ней прослеживается  неразрывная связь теории с практикой. Математическое  образование не будет абстрактным, и у обучающихся все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи важны в психологическом отношении, так   как   формируют   интересы   обучающихся,   развивают   их   логическое   мышление.   В методологическом   отношении   эти   задачи   интересны   тем,   что   позволяют   показать   тесную взаимосвязь   теории   и   практики.   Методическая   ценность   этих   задач   состоит   в   том,   что   они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения. Цель, задачи и принципы программы: Цель:   развивать математический образ мышления Задачи:       расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; расширять математические знания в области математики; развитие мотивации к собственной учебной деятельности; учить  применять математическую терминологию; учить проектной деятельности; развивать   умения   отвлекаться   от   всех   качественных   сторон   и   явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.  Принципы программы:  Актуальность                        Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся. Математика   –   учебная   дисциплина,   развивающая   умения   логически   мыслить,   видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.  Научность   Системность Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.  Практическая направленность Содержание   занятий   направлено   на   освоение     проектной   деятельности,   которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.  Обеспечение мотивации Во­первых,   развитие   интереса   к   математике   как   науке   физико­математического направления, во­вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов. Основные виды деятельности учащихся:  решение математических задач;  оформление математических газет;  участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;  знакомство с научно­популярной литературой, связанной с математикой;   выполнение проекта, творческих работ;  самостоятельная работа; работа в парах, в группах  Планируемые результаты освоения программы курса  формируемые  умения средства формирования  организация   на   уроке   парно­ групповой работы резуль таты личнос тные формировании  у детей  мотивации  к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Развитие   познавательных   навыков   учащихся, умений   самостоятельно   конструировать   свои знания,   ориентироваться   в   информационном пространстве,   развитие   критического   и творческого мышления. Метапредметные  результаты учитывать   выделенные   учителем   ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять   итоговый   и   пошаговый   контроль   по результату е ы н в и т я л у г е р  в   сотрудничестве   с   учителем ставить новые учебные задачи;  преобразовывать   практическую задачу в познавательную;  проявлять инициативу   сотрудничестве   познавательную учебном в е ы н ь л е т а в а н з о п е ы н в и т а к и н у м м о к умения учиться: навыках решения творческих задач и   навыках   поиска,   анализа   и   интерпретации информации. добывать   необходимые   знания   и   с   их   помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения   учебных   заданий   с   использованием учебной литературы; осуществлять   анализ   объектов   с   выделением существенных и несущественных признаков; Учиться выполнять различные роли в группе  (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями  других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей  различных точек зрения, в том числе не  совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве  расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета  учитывать разные мнения и  интересы и обосновывать  собственную позицию;  понимать относительность  мнений и подходов к решению  проблемы;  аргументировать свою позицию  и координировать ее с  позициями партнеров в  сотрудничестве при выработке  общего решения в совместной  деятельности  продуктивно разрешать  конфликты на основе учета  интересов и позиций всех его  участников  с учетом целей коммуникации  достаточно точно,  последовательно и полно  передавать партнеру  необходимую информацию как  Формы и методы организации учебного процесса. Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Методы проведения занятий:  беседа, игра,  практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.           Методы контроля: презентация, тестирование. Технологии, методики: уровневая дифференциация; проектная деятельность; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно­коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Творческими  работами  могут  быть,  например:  рисунок,  открытка,  викторина,   КВНы,  газета, модель,  костюм,   фотоальбом,  конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Дети  сами  выбирают  тему,  которая  им  интересна по данной тематике,  или  предлагают  свою тему.   оформление   стендов,  выставок,  доклад, Эффективность   и   результативность   данной   программы   внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:        добровольность участия и желание проявить себя; сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; сочетание инициатива детей с направляющей ролью учителя; занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; эстетичность всех проводимых мероприятий; чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;   наличие   целевых   установок   и   перспектив   деятельности,   возможность   участвовать   в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;  широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;  гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения математикой Содержание программы 7 класс Раздел 1. Вводное занятие Теория. Техника   безопасности   при   работе   в   кабинете   математики.   Правила   работы   с различными чертежными инструментами и инструментами  ручного труда. Правила  поведения в  коллективе.  Знакомство с  коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке. Практика. Тестирование на определение уровня математических способностей. Знакомство с математической библиотекой, электронными ресурсами. Раздел 2 Задача как объект изучения Теория Задача как предмет изучения в процессе обучения. Разбор задачи на части: отделение условия (то, что дано) от заключения, Вводная   характеристика   теории   множеств.   Множество   точек   на   прямой. вопроса задачи (того, что надо найти). Нахождение взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Важность умения ставить вопросы. Различные способы записи краткого условия: таблицы, схемы, рисунки, краткие записи. Практика Постановка   вопросов   к   условию   задачи,   подбор   ассоциаций,   умение   находить аналогии и различия в изучаемом объекте. Оперирование вопросами при решении задач разного вида. Оформление краткого условия задач различными способами. Раздел 3. Элементы теории множеств. Теория. Принадлежность точки графику функции (принадлежность элемента множеству). Пустое множество. Теория множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Практика Решения неравенств (промежутки и операции над ними). Раздел 4. Задачи практико-ориентированного содержания. Теория. Воссоздание   общей   системы   всех   видов   задач.   Систематизация   задач   по   видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие. Практика Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности: ­ решение задач на составление систем линейных уравнений; ­   практикум­исследование   решения   задач   на   составление   систем   линейных   уравнений (индивидуальные задания); ­ приведение к единице, решение задач на прямую пропорциональность; ­ на переливание; ­ на площади и объемы; ­ практикум – исследование решения задач (индивидуальные задания); ­ задачи на встречное движение двух тел; ­ задачи на движение в одном направлении; ­ задачи на движение тел по течению и против течения; ­ практикум­исследование решения задач на движение (индивидуальные задания); ­ задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби; ­ задачи на нахождение процентов от числа; ­ задачи на нахождение числа по его процентам; ­ задачи на составление буквенного выражения; ­ практикум­ исследование задач на дроби и проценты (индивидуальные задания); ­ решение задач на совместную работу; ­ задачи на обратно пропорциональные величины; ­ практикум­исследование задач на совместную работу (индивидуальные задания). Раздел 5. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур. Теория Введение   элементов   геометрии.   Геометрия   вокруг   нас.   Существующие   способы овладения чертежными инструментами. Красота геометрических построений. Разнообразие видов геометрических фигур. Симметрия, ее виды. Симметрия и асимметрия в нашей жизни. Золотое Сечение: история открытия; сферы использования. Геометрические головоломки. Практика Исследование задач геометрического характера: ­ Практическая работа с чертежными инструментами; ­ Задачи на построение фигур линейкой и циркулем; ­   Задачи   на   построение   некоторых   геометрических   фигур   с   помощью   подручных   средств (веревка, бутылка с водой, груз и др.); ­ Задачи на вычисление площадей; ­ Задачи на перекраивание и разрезания; ­ Исследование объектов культурного наследия, в которых применяется Золотое Сечение (по репродукциям); ­   Паркеты,   мозаики.   Исследование   построения   геометрических,   художественных   паркетов. Знакомство с мозаиками М. Эшера; ­Практическое   занятие   с   выходом   в   город   с   целью   исследования   объектов   архитектуры   на наличие в них элементов, содержащих симметрии (асимметрию) и Золотое Сечение (с созданием фотогазеты); Раздел 6. Математический фольклор . Теория Особенности   развития   математики   на   Древнем   Востоке.   Математики   Древнего Востока. Япония­родина оригами.. Шахматы. Шахматные задачи. Развитие математики в России. Задачи Магницкого. Отражение народных традиций в математических задачах. Практика Решение   задачи   аль­   Хорезми   на   взвешивание.   Восточная   задача   о   наследстве. Правила складывания базовых фигур оригами. Выполнение моделей оригами простого и среднего уровня сложности. Решение задач на шахматной доске. Задачи на старинные меры измерений. Раздел 7 Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики. Теория Что   такое   логика.   Великие   личности   о   логике.   Значение   логики   для   некоторых профессий. Элементы теории вероятностей (Т.В.).   Знакомство   с   элементами   логики,   теории   вероятности,   комбинаторики.   В   чем   вред азартных игр. Понятие графов. Софизмы. Парадоксы. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач. Практика Знакомство   со   способами   решения   доступных   задач   из   раздела   Т.В..   Разбор некоторых олимпиадных задач. ­ Решение софизмов, парадоксов; ­ Задачи на случайную вероятность; ­   Решение   задач   на   вероятность   событий   практико   ­   ориентированного   содержания:   «Расчет возможности выигрыша в лотерею»; «В чем вред «одноруких бандитов»; ­ Решение задач на графы; ­ Решение логических задач с помощью составления таблиц; ­ Решение логических задач из коллекции математических праздников; Раздел 8 Исследовательская работа Теория Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. От исследования произвольно выбранного объекта к исследованию   математического   объекта.   Исследование   других   математических   объектов,   их значение в окружающем мире. Неразрывная связь математики с другими науками. Умение самостоятельно добывать знания из разных источников информации. Необходимость использования математических знаний в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Математика   как   аппарат   для   проведения   вычислений   и   фактор,   стимулирующий исследовательскую работу. Методика составления задач по известным фактам. Практика Продуктивная   работа   с   различными   источниками   информации.   Составление авторских задач с использованием добытой информации. Выполнение рефератов, презентаций, и т.д.; Защита работ; Раздел   9  Театрализация постановок из истории развития математики, выполнение и защита проектов. Теория Развитие   математики   в   разных   странах   на   разных   исторических   этапах.   Известные личности мира математики и их заслуги перед   наукой.   Знакомство   с   историческими   сведениями   о   математиках   Древнего   Мира.   Как театрализация способствует развитию воображения, эрудиции, а также самостоятельности и др. качеств личности. Практика Постановка мини­спектаклей с опорой на исторические сведения и факты. Защита проектов через электронную презентацию или стенд. Раздел 10 Итоговое занятие Теория   Подведение   итогов   года.   Выявление   самого   активного   участника.   Поощрение победителей конкурсов и олимпиад. Рефлексия. 8 класс № п/п 1 Математика в быту. Раздел программы            Кому и зачем нужна математика?  Разметка участка на местности (лабораторная работа)  Меблировка комнаты (практическая работа)  Расчет стоимости ремонта комнаты (лабораторная работа)  Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи.  Сколько стоит электричество?  Математика и режим дня 2 Математика в профессии         Из чего складывается заработная плата  Что такое отчет?  Математика в пищевой промышленности  Математика в медицине Кол­во часов 9 10  Математика в промышленном производстве  Математика в сфере обслуживания.  Математика в спорте  Математика и искусство 3 Математика в бизнесе           Экономика бизнеса.  Цена товара. Наценки и скидки.  Деловая игра. 4 Математика и общество         Штрафы и налоги  Распродажи   Тарифы   Голосование 5 Математика в природе       Что и как экономят пчелы?  Какова высота дерева?   Симметрия вокруг нас «Золотое сечение» в живой природе 3 4 7 Краткая характеристика модулей программы Модуль 1 «Математика в быту» построен на основе идеи «образовательного маршрута», в основе которого лежит  познание использования  математических  правил  и закономерностей в повседневной жизни. Цель занятий со школьниками состоит в формировании навыков решения практических вопросов, связанных с применением математических знаний. При этом предполагается решение следующих задач:    сформировать представления о практических вопросах, связанных с повседневной жизнью человека и способах их решения; развивать познавательную и творческую активность учащихся в процессе решения практических задач, навыки публичных выступлений; воспитывать интерес учащихся к учебно­исследовательской деятельности.        В основе замысла программы лежит идея погружения учащихся в решение бытовых проблем, поиска рациональных подходов их решения, изучение опыта решения рассматриваемых вопросов в   ходе   совместной   деятельности   всех   участников   образовательного   процесса   (школьников, учителей, родителей). Содержание программы построено как «маршрут познания бытовых проблем взрослых» с элементами   учебного   исследования.   Освоение   программы   предусматривает   ознакомление   со способами   решения   таких   вопросов,   как   выбор   и   расстановка   мебели   в   комнате,   выбор материалов   для   ремонта   комнаты,   произведение   замеров   и   расчет   стоимости   ремонта, обсуждение вопросов конструктивного подхода к расходованию денежных средств, в том числе о способах экономии природных и материальных ресурсов, исследование вопроса существенных и незначительных   расходов   во   время   коллективных   мероприятий,   отдыха,   роли   математики   в самоорганизации школьника. Содержание   учебных   занятий   предусматривает   использование   оборудования   для практических   и   лабораторных   работ,   актуализацию   необходимых   математических   знаний, постановку проблем, поиск решения проблем, решения математических задач, в том числе с использованием математического моделирования данных, выбор темы для проведения учебного исследования   (индивидуально   или   в   группах),   консультирование   и   защиту   проведенных исследований. Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме фестиваля с представлением учебных проектов.               Модуль 2 «Математика в профессии» построен на идеи погружения в деятельность человека определенной профессии и установления связи этой деятельности с математическими знаниями. Цель   занятий  состоит   в   том,   чтобы   обучающиеся   получили   опыт   практического применения математических знаний и умений, определили для себя уровень привлекательности отдельных профессий, получили возможность ориентации в сферах будущей профессиональной деятельности. Задачи:      расширить   и   углубить   знания   об   отдельных   аспектах   профессиональной деятельности человека; обозначить   конкретные   математические   знания,   которых   наиболее   значимы   для человека;  сформировать   умения   выполнять   простейшие   должностные   функции   бухгалтера, мастера производства, продавца, тренера; исследовать   вопрос   о   необходимости   математических   знаний   для   художника, дизайнера, строителя, менеджера. Учащиеся решают математические задачи, связанные с профессиональной деятельностью человека,   практические   задачи,   связанные   с   функциональными   обязанностями   отдельных профессий.  Рассматриваемые задачи можно дополнить задачами реальной математики из банка задач по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Формулируемые проблемы следует связать с рассмотрением реальных материалов, используемых в профессиональной деятельности. Подведение итогов деятельности обучающихся по данной теме можно провести в форме конкурса эссе по теме: «Моя будущая профессия».                            Модуль   3  «Математика   в   бизнесе»  знакомит   школьников   с   отдельными экономическими   понятиями,   математическими   закономерностями,   особенностями   построения бизнеса. Цель занятий состоит в том, чтобы сформировать у школьников основы знаний о таких понятиях, как рынок, конкуренция, издержки производства, доход, инвестиционные фонды и др. Задачи:   сформировать   у   школьников   представление   о   бизнесе,   как   о   системе воспроизводства капитала; ориентировать школьников на приобретение математических знаний, необходимых для предпринимательской деятельности. Содержание   программы   состоит   из   трех   основных   блоков:   информационный,   формирующий умения и деловая игра. Информационный   блок   предусматривает   ознакомление   с   основными   экономическими понятиями   через   систему   докладов,   сообщений,   обсуждений,   установления   причинно­ следственных связей, составления кластеров и т.п. Блок, формирующий умения, предусматривает приобретение умений решать практические задачи. Третий блок ориентирован на возможность применения приобретенных знаний и умений в ходе деловой игры, организуемой учителем.                            Модуль 4 «Математика и общество»  ориентирует  обучающихся на освоение экономических понятий и связанных с ними математических понятий, правил и закономерностей, необходимых каждому гражданину.Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт   практического   применения   математических   знаний   и   умений   в   ситуациях,   с   которыми сталкивается каждый человек, осознали потребность в этих знаниях для успешной социализации и интеграции в экономическое пространство общества. Задачи:   сформировать   представление   о   таких   правовых   понятиях   как   штраф  и   штрафные санкции, о видах штрафов и их размерах; научить производить вычисления, связанные со скидками  в торговле, наценками и распродажами; раскрыть   содержание   понятия   «Тариф»,   рассмотреть   вопросы   о   том,   где   человек сталкивается с тарифами, как производятся расчеты с использованием тарифов; обеспечить воспитание гражданской сознательности в ходе ознакомления с такими явлениями   гражданского   общества   как   «Перепить   населения»,   «Референдум», «Голосование» и решения задач, связанными с этими понятиями.    Учащиеся   получают   некоторые   сведения   о   понятиях   из   области   права,   экономики   и юриспруденции. Решение задач, связанных с этими понятиями убедит школьников в том, что математические знания имеют значение и для гуманитарных сфер деятельности человека.  Данный   модуль   не   предусматривает   написания   проектов,   но   призван   формировать   у учащихся   умения   добывать   и   перерабатывать   информацию,   в   том   числе   и   в   открытом информационном   пространстве.   На   занятиях   предусмотрено   прослушивание   докладов, сообщений, составление кластеров и синквейнов.  Модуль   5   «Математика   в   природе»  построен   на   основе   идеи   «исследовательского образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в природе. Цель   занятий  состоит   в   том,   чтобы   исследовать   математические   закономерности, наблюдаемые в живой природе. Важной   задачей   модуля   является   формирование   у   школьников   умений   работать   с информацией: находить ее в разных источниках, перерабатывать, интерпретировать, сохранять и передавать. Способствуя   интеграции   естественнонаучных   и   математических   знаний,   данный   модуль подводит   учащихся   к   пониманию   неограниченности   человеческого   познания,   возможности изучения свойств хорошо знакомых объектов с различных позиций. Приводимое в модуле содержание может быть изменено или дополнено в соответствии с запросами и пожеланиями школьников. Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме отчетной конференции, на которой следует подвести итоги темы и всего  курса, отметить достижения учащихся, провести награждение. Основное содержание МОДУЛЬ 1. Математика в быту. Кому и зачем нужна математика? С чего начинается математика в жизни школьника, взрослого человека, семьи. В какой профессии математика не нужна? Что развивает математика? Решение задач на смекалку. Разметка участка на местности. Какие знания помогут осуществить разметку. Какое необходимо оборудование. Расчет площади и периметра участка. Расчет стоимости ограждения участка. Меблировка   комнаты.   Какая   мебель   нужна   на   кухне,   в   спальне,   в   холле,   в   гостиной?   Как расставить мебель в комнате? Практическая работа с моделями. Расчет стоимости ремонта комнаты. Ремонт классной комнаты. Выбор материалов для ремонта. Замеры на местности. Расчет количества расходных материалов. Расчет стоимости ремонта. Домашняя   бухгалтерия.   Из   чего   состоит   бюджет?   Статьи   расходов   семьи.   Зачем   нужны сбережения?   Бюджет   семьи   с   низким   уровнем   дохода   и   семьи   с   высоким   уровнем   дохода: составление таблицы расходов и доходов. Бюджет школьника: составление таблицы расходов и доходов. Сколько стоит семейный отдых? Виды отдыха семьей. Расчеты затрат на отдых. Зачем нужно просчитывать расходы? Практическое применение составленных таблиц. Сколько   стоит   электричество?   На   что   тратит   электричество   семья.   Как   можно   экономить электричество? За какой срок окупаются расходы на энергосберегающую лампу? Сколько можно сэкономить на двух тарифном счетчике? Решение практических задач. Математика и режим дня. Зачем нужен режим дня? Поможет ли математика составить режим дня?   Когда   и   сколько   нужно   отдыхать?   Компьютер   в   жизни   школьника:   польза   или   вред? Чередование   видов   деятельности   школьника.   Сколько   нужно   выполнять   домашнее   задание? Сколько   школьник   учится   и   сколько   отдыхает?   Сколько   родители   работают   и   сколько отдыхают? Как отдохнуть от учебной деятельности? Составление режима дня по всем правилам. МОДУЛЬ 2. Математика в профессии. Из чего складывается заработная плата? Кто начисляет зарплату? Из чего складывается зарплата учителя?   Как   оплачивается   отпуск?   Как   оценить   работу   школьника,   студента?   Решение практических задач.  Что   такое   отчет?   Кто   и   для   чего   составляет   отчеты?   Для   чего   сводят   дебет   и   кредит? Математика   и   статистика.   Математическое   моделирование   отчетов.   Решение   практических задач. Математика   в   пищевой   промышленности.   Что   считает   мастер   пищевого   производства? Последствия ошибки в просчетах. Решение практических задач. Математика в медицине. Зачем математика врачу? Фармацевту? Лаборанту? Стандартный вид числа в лабораторных исследованиях. Как просчитать дозу лекарства? Решение практических задач. Математика   в   промышленном   производстве.   Как   используется   математика   в   производстве автомобилей?   Зачем   нужен   план   производства?   Выполнение   задания   сверх   плана.   Решение практических задач. Математика   в   сфере   обслуживания.   Группы   профессий   сферы   обслуживания.   Профессии работников торговли и сферы бытовых услуг. Кому и как помогает математика. Заказ товаров на реализацию в торговой сети, заказ пошива школьной формы для класса. Математика в спорте. Как может помочь математика достигнуть хороших результатов в спорте? Решение комбинаторных задач. Математика и искусство. Как математические знания нужны художнику? Кем был Леонардо да Винчи – художником или  конструктором? Какие  математические  знания помогут изобразить объект? Практическое занятие. МОДУЛЬ 3. Математика в бизнесе. Экономика бизнеса. Покупатель и продавец. Издержки, стоимость, цена. Спрос и предложение. Цепочка образования стоимости товара. Доход и прибыль. Рентабельность бизнеса. Составление кластера   из   рассмотренных   понятий.   Оплата   услуг   и   издержки   производства.   Решение практических задач. Цена товара. Наценки и скидки. Решение практических задач.  Деловая игра «Юные бизнесмены» МОДУЛЬ 4. Математика в обществе. Штрафы и налоги. Как и за что начисляются штрафы? Штрафы для юридических лиц и для физических   лиц.   Как   избежать   штрафов?   Пени.   Сколько   стоит   не   платить   штраф?   Решение практических задач. Распродажи.   Когда   и   где   бывают   распродажи?   Кому   выгодны   распродажи?   Повышение   и снижение цены на товар? Решение практических задач.  Тарифы. Что такое тариф? Где встречаются тарифы? Тарифы на цены и услуги. Коммунальные платежи. Решение практических задач. Голосование. Референдумы. Перепись населения. Гражданская позиция каждого. Обязательно ли участие в выборах и референдумах? Может ли зависеть судьба страны от позиции ее гражданина? Роль личности в истории. Решение практических задач. МОДУЛЬ 5. Математика в природе. Что и как экономят пчелы? Правильные многоугольники. Правильный шестиугольник для пчел. (урок­исследование) «Золотое сечение» в живой и в неживой природе. Что такое «золотое сечение»? Золотое сечение вокруг нас. Золотое сечение в архитектуре города Ульяновска. Практическая работа. Какова   высота   дерева?   Какие   математические   знания   помогут   вычислить   высоту   дерева? Вычисление высоты дерева или иного объекта на местности (творческая лабораторная работа) Симметрия   вокруг   нас.   Виды   симметрии.   Примеры   видов   симметрии   в   природе.   Решение практических задач Ожидаемые результаты реализации программы Учащиеся  научатся:      находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»; создавать презентации; оценивать логическую правильность рассуждений; распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач; решать   простейшие   комбинаторные   задачи   путём   систематического   перебора возможных вариантов;  применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;  применять   полученные   знания   при   построениях   геометрических   фигур   и использованием линейки и циркуля;  применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики. В   ходе   решения   системы   проектных   задач   у   школьников   могут   быть сформированы следующие способности: 1) Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); 2) Целеполагать (ставить и удерживать цели); 3) Планировать (составлять план своей деятельности); 4) Моделировать   (представлять   способ   действия   в   виде   модели­схемы,   выделяя   все существенное и главное); 5) Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; 6) Вступать   в   коммуникацию   (взаимодействовать   при   решении   задачи,   отстаивать   свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).                    Личностными результатами   является формирование следующих умений:  Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей   правила   поведения   при   совместной   работе   и   сотрудничестве (этические нормы).  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на   общие   для   всех   простые   правила   поведения, самостоятельно   делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты  Регулятивные УУД:  Определять цель   деятельности   на   уроке   с   помощью   учителя   и самостоятельно.  Учиться   совместно   с   учителем   обнаруживать   и формулировать   учебную проблему совместно с учителем.  Учиться планировать учебную деятельность на уроке.  Высказывать свою   версию,   пытаться   предлагать   способ   её   проверки   (на основе продуктивных заданий ).  Работая   по   предложенному   плану, использовать необходимые   средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.  Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.   Межпредметные связи на занятиях по математике:  с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;  с уроками  русского языка: грамотное оформление своего проекта. С уроками   изобразительного искусства: оформление творческих     работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов. Проекты: 1.   Мценск – живой памятник нашей победы (Великая Отечественная война в задачах по математике. Гипотеза: составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о войне.    Достопримечательности нашего города в цифрах и фактах   Природа в нашем городе в цифрах и фактах    Дети в нашем городе в цифрах и фактах   2. 3. 4. 5. Улицы нашего города в цифрах и фактах  (индивидуально) 6. Мценск –на город в цифрах и фактах  (индивидуально) 7. Наука и промышленность Мценска  в цифрах и задачах (индивидуально) Темы проектов: 1. Роль процентов в жизни человека 2. Из истории возникновения процентов 3. Положительные и отрицательные числа в нашей жизни 4. История возникновения отрицательных чисел и их применение в   математике и других науках 5. Разработка сборника задач «Московский зоопарк» 6. Координаты в различных профессиях 7. Путешествие в будущее «Встреча с координатами» 8. Некоторые старинные задачи по теме «Координатная плоскость» 9. Волшебные десятичные дроби 10. Загадочное числи Пи 11. Построение квартиры 12. Ремонт квартиры  13. Десятичные дроби. Что мы знаем о них? 14. Об истории возникновения обыкновенных и десятичных дробей. Этапы проекта 1 этап. Подготовительный 1. Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты. 2. Подбор материалов для реализации проекта. 3. Изготовление дидактических игр. 4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме 2 этап.  Выполнение проекта  1. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий 2. Подготовка школьниками презентации и публикаций  по отчету о проделанной работе, консультации учителя  3. Систематизация полученных знаний. 3 этап. Результаты 1. Презентация проекта.  “5”   балов   ­   текст   хорошо   написан,   сформированные   идеи   ясно   изложены   и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики; “3” балла – средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации; “1” балл – число слайдов превышает 10, текст слайдов отображает полное содержание проекта. 2. Защита проекта “5”   балов   –   эмоциональное,   логическое   и   короткое   по   времени   изложение   проектной работы   с   использованием   наглядного   материала,   автор,   чётко   отвечая   на   вопросы, организует обратную связь с аудиторией; “3”   балла   –   в   выступлении   не   просматривается   личное   отношение   автора   к   проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы; “1”   балл   –   чтение   основного   содержания   работы,   ответы   на   вопросы   не   раскрывают глубокого знания выбранной темы. 3. Подведение итогов и анализ работы. Обучающийся получит возможность: ­ выполнять творческий проект по плану; ­ пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации; ­ самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности   практических   заданий,   в   том   числе   с   использованием   при   необходимости   и компьютера; ­   интерпретировать   информацию   (структурировать,   переводить   сплошной   текст   в   таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); ­  иметь  первый   опыт публичного  выступления   перед  учащимися   своего  класса   и  на научно­ практической ученической конференции «Старт в науку» ­ аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. РАССМОТРЕНО на заседании ШМО   Протокол № __ от «___»___ 2017г.  Руководитель ШМО _________  /_____________/ Согласовано Заместитель директора по УВР __________ Маркина Н.А. «___» ________ 2017г. Утверждаю Директор ______________ Рыкшина Е.В. Приказ № _____ от «___» _____ 2017г. Календарно­тематическое планирование на 2017 – 2018 учебный год по внеурочной деятельности «Живая математика» по ФГОС ОО 7класс (34часа) Кол­во часов Форма организации 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Проведение   диагностики   с   целью выявления уровня подготовленности учащихся. Практическая работа с  текстом учебника    Эвристическая беседа Создание схем для решения задач. Практическая работа Практическая работа Создание схем для решения задач. Практическая  работа   по  решению логических задач на переливание Практическая работа Работа в группах практическая работа Создание схем для решения задач. №  п/п 1 2 3 4 Раздел темы Вводное занятие Задача как объект изучения Элементы теории множеств. Задачи на совместную работу 5 Площади 6 Объемы 7 8 Движение Задачи на переливание 9 Проценты 10 Пропорции 11 Задачи на пропорции 12 Задачи на взвешивание Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур – 3 часа 13 Задачи на  разрезание и перекраивание 14 Укладка сложного паркета. Мозаика. 15 Геометрические  построения без  чертежных инструментов. 16 Международная Олимпиада «Слон» 1 1 1 1 Решение   логических   задач   на разрезание и перекраивание Практическая работа Создание схем для решения задач. Обобщение   при решении логических задач   изученных   методов Элементы логики, теории вероятности , комбинаторики –5 часов. 17 Таблицы 18 Диаграммы 19 Как узнать вероятность события 20 Факториал 21 Логические задачи 1 1 1 1 1 работа в группах Коллективная   работа Эвристическая беседа Беседа, открытие новых знаний Решать   задачи   по   теме   с использованием схем и графов Исследовательская работа – 4 часа. 22 23 Решение   алгебраических   задач   исследовательского характера. Решение геометрических задач исследовательского характера. 24 Выбор темы  исследования. элктронная 25 Исследование объектов 26 Оформление     презентация, театральная  постановка) Защита проектов проектов(стенд, 27 28 Формулы 29 30 О простых и составных числах 31 Деление с остатком 32 Возведение двучлена в степень Задание функции несколькими формулами 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 задач   повышенной Решение   сложности. Решение   задач   с   ипользованием практических моделей Работа с научно­популярной литературой Работа в группах Индивидуальная   и   групповая работа Защита проектов Практическая работа Практическая работа Доклады Доклады Практическая работа 33 Линейные неравенства и их системы 34 Итоговая диагностическая работа 1 1 Практическая работа Индивидуальная работа РАССМОТРЕНО на заседании ШМО   Протокол № __ от «___»___ 2017г.  Руководитель ШМО _________  /_____________/ Согласовано Заместитель директора по УВР __________ Маркина Н.А. «___» ________ 2017г. Утверждаю Директор ______________ Рыкшина Е.В. Приказ № _____ от «___» _____ 2017г. Календарно­тематическое планирование на 2017 – 2018 учебный год по внеурочной деятельности «Живая математика» по ФГОС ОО 8 класс (34часа) № п/п 1. Примерные темы, раскрывающие модуль программы Кому и зачем нужна  математика? Кол­ во часов 1 Форма проведения ­ знакомятся с презентацией по теме ­ творческая работа в группах: поиск ответа на вопросы как  используется математика в быту, кем и как используется  математика в профессии, как помогает математика бизнесмену,  Дата проведения планируемая фактическая 2. 3. 4. 5. 6. 7. Разметка участка на  местности Меблировка комнаты  (практическая работа) Расчет стоимости ремонта  комнаты (лабораторная  работа) Домашняя бухгалтерия.  Бюджет семьи. Сколько  стоит отдохнуть? Сколько стоит  электричество? Математика и режим дня встречаются ли математические понятия и закономерности в  природе,  ­ решение заданий на смекалку группами в форме соревнования ­ беседа в форме фронтальной работа ­ лабораторная работа: осуществить разметку участка на местности,  провести расчет площади и периметра участка, стоимости  ограждения участка ­ представление расчетов в форме защиты проекта ­ творческая работа в группах по выбору комнаты дома и интерьера  для комнаты по подготовленному прайс­листу (прайс­лист  готовит учитель как образец для дальнейшего выполнения  подобных заданий учащимися) ­ моделирование мебели на клетчатой бумаге  – моделирование обстановки комнаты на ее схеме ­ коллективная работа, направленная на осмысление потребностей  для осуществления виртуального ремонта комнаты, распределение  обязанностей по подготовке к виртуальному ремонту ­ произведение необходимых замеров на местности, просчетов  потребностей в материалах для ремонта ­ знакомятся с презентацией по теме ­ обсуждение с родителями потребностей семьи и затрат на эти  потребности (домашнее задание к уроку) ­ творческая работа в группах по составлению таблицы доходов и  расходов школьника и семей с различным уровнем дохода ­ организованное обсуждение видов отдыха всей семьей ­ творческая работа в группах по интересам, результатом которой  станет мини­проект (необходим доступ к информационным  ресурсам) ­ подготовка сообщений о различных видах ламп и их технических  характеристиках (домашняя подготовка) ­ развитие навыков решения практических задач – воспитание  рационального подхода к вопросам энергосбережения ­ обсуждение вопросов, связанных с режимом дня ­ решение практических задач, связанных с затратами времени на  1 1 1 1 1 1 8. 9. 10. 11. Урок­консультация Урок­консультация Защита учебных проектов  Из чего складывается  заработная плата 12. Что такое отчет? 13. Математика в пищевой  промышленности 14. Математика в медицине 15. Математика в  промышленном  производстве 16. Математика в сфере  обслуживания. 17. Математика в спорте 18. Математика и искусство труд и отдых школьника, родителей ­ мини­проект по составлению для себя режима дня на один день или на неделю  ­ задают вопросы, возникшие в ходе выполнения или оформления  проектов ­ задают вопросы, возникшие в ходе выполнения или оформления  проектов ­ представляют проекты ­ просмотр презентации по теме ­ знакомятся с правилами начисления зарплаты учителя ­ работают в творческих группах по решению практических задач  ­ обсуждение вопросов, связанных с понятиями «отчет» и  «математическая модель» под руководством учителя ­решают практические задачи, связанные с отчетностью профессии  учителя (отчет по качеству выполнения контрольной работы  классом и моделирования результатов), с чтением графиков и  диаграмм. ­ осознают необходимость математических знаний в профессии  мастера в пищевом производстве ­ осознают необходимость математических знаний в профессиях  врача, фармацевта, лаборанта ­ развивают умения решать задачи на части и проценты, приобретают навыки прочтения результатов обследования и представления чисел  в стандартном виде ­ осознают необходимость математических знаний  ­ развивают умения решать задачи на производительность труда ­ осознают необходимость математических знаний  ­ развивают умения решать задачи на округление по недостатку или  по избытку ­ осознают необходимость математических знаний  ­ развивают умения решать практические и комбинаторные задачи ­ слушают сообщение о Леонардо да Винчи (домашняя подготовка) ­ просмотр презентации по теме 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 профессии 19. Место математики в моей  20. Представление эссе по теме «Моя будущая профессия»  21. Экономика бизнеса. 22. 23. Цена товара. Наценки и  скидки. Деловая игра. 24. Штрафы и налоги 25. Распродажи  26. Тарифы  27. Голосование 28. Зачет по теме «Математика  в обществе» 29. Что и как экономят пчелы? 30. Какова высота дерева?  ­ формирование умения применения математических  закономерностей в изображении объектов ­ пишут эссе ­ представляют свои эссе ­ просмотр презентация, раскрывающая понятие «Бизнес» и иных  понятий, связанных с бизнесом ­ решение задач практического характера с последующим  осмыслением результатов, рассмотрение разных способов решения  одной задачи ­ разбиваются на команды и соревнуются в ходе выполнения заданий ­ просмотр презентации, раскрывающей понятия «Штраф» и «Пени», ­ обсуждение действий, приводящих назначению штрафов и пени, и  действий им противостоящих ­ решение практических задач на проценты ­ осознают значение распродаж для экономии семейного бюджета ­ развивают навыки решения задач на проценты ­ осознают понятие «Тариф» и знакомятся со сферами, в которых  используется понятие ­ решают задачи практического содержания ­ заслушивают сообщения по темам «Голосование», «Перепись  населения», «Референдум», задают вопросы, осмысляют их значения для жизни общества ­ решают задачи практического содержания ­ Решают на зачет задачи практического содержания ­ просмотр презентации по теме «Правильные многоугольники» ­ практическая деятельность с моделями многоугольников на  исследование возможности покрыть поверхность правильными  многоугольниками и вопроса экономии расходных материалов ­ анализ результатов и практическое значение проведенного  исследования ­ беседа в форме фронтальной работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 (лабораторная работа) 31. «Золотое сечение» в живой  и в неживой природе 32. Симметрия вокруг нас 33. Урок ­консультация 34. Отчетная конференция  ­ лабораторная работа: осуществить замеры и произвести расчет  высоты дерева на местности ­ представление расчетов в форме защиты проекта ­ представляют учебные проекты ­ ознакомление с проектом Свиязовой Ольги «Золотое сечение в  архитектуре города Ульяновска» ­ выполняют практическое задание на исследование наличия  золотого сечения у объекта ­ представляют учебные проекты ­ решают практические задачи с использованием известных правил и  закономерностей, связанных с симметрией ­ доработка проектов для представления на итоговой конференции ­ защищают учебные проекты 1 1 1 1 Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение программы. Литература для учителя  ­   Закон РФ «Об образовании»;   ­   Примерные программы  по внеклассной работе по математике «Стандарты   второго  поколения. Математика 5 – 9 класс»  – М.: Просвещение,  2011 г.   ­   «Математика. Сборник  рабочих программ 5 – 6 классы», ­ М.Просвещение, 2011.   ­ Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение» 1988  ­ Ред. Л.Я.Фальке «Час занимательной математики»,  Москва, 2003  ­ Л.В.Гончарова «Предметные недели в школе. Математика.» Волгоград, 2003  ­ И.И. Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008  ­ М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия  развития», 2011  ­ И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5­6 классы» Москва, «Просвещение», 2009  ­ «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ­ПРЕСС,  2009  ­ С.А Генкин, И.В. Итенберг, Д.В.Фомин «Ленинградские математические кружки» Киров,  «АСА», 1994 Литература для учащихся: ­ М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия  развития», 2011  ­ И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5­6 классы» Москва, «Просвещение», 2009  ­ «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ­ПРЕСС,  2009  ­ С.А Генкин, И.В. Итенберг, Д.В.Фомин «Ленинградские математические кружки» Киров,  «АСА», 1994 ­ Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение» 1988  ­ Ред. Л.Я.Фальке «Час занимательной математики»,  Москва, 2003 Используемая литература: ­   Закон РФ «Об образовании»;   ­   Примерные программы  по внеклассной работе по математике «Стандарты   второго  поколения. Математика 5 – 9 класс»  – М.: Просвещение,  2011 г.   ­   «Математика. Сборник  рабочих программ 5 – 6 классы», ­ М.Просвещение, 2011.   ­ Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение» 1988  ­ Ред. Л.Я.Фальке «Час занимательной математики»,  Москва, 2003  ­ Л.В.Гончарова «Предметные недели в школе. Математика.» Волгоград, 2003  ­ И.И. Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008  ­ М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия  развития», 2011  ­ И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5­6 классы» Москва, «Просвещение», 2009  ­ «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ­ПРЕСС,  2009 ­ С.А Генкин, И.В. Итенберг, Д.В.Фомин «Ленинградские математические кружки» Киров,  «АСА», 1994 Электронные ресурсы на компакт – дисках: Детская энциклопедия «Хочу все знать» Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Большая советская энциклопедия. Печатные пособия 1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения 2. Карточки с заданиями по математике 3. Портреты выдающихся деятелей математики Учебно­ практическое и учебно­ лабораторное оборудование 1. Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль. 2. Комплекты планиметрических и стереометрических тел.

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельность в 7 классе "Живая математика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018