Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
3 кл
28.03.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. Актуальность выбора определена следующими факторами: На основе диагностических фактов у моих учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.docx
Рабочая программа  внеурочной деятельности  по курсу «Умники и умницы» в начальной школе (интеллектуальное направление)   для детей 3 класса, обучающихся по ФГОС Срок реализации программы 1 год Программа разработана учителем начальных классов,  1 категории  МБОУ «Холтосонская СОШ» Шелкунова Нина Михайловна Год разработки программы – 2016 год Пояснительная  записка.           Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена   в соответствии  с Федеральным законом от 21.12.13г.,   «Об образовании Российской Федерации», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».  Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы: 1. 2. 3. 4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 2»  г. Бугуруслана. Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). Сборник рабочих программ «Школа России» научный руководитель к.п.н. А.А.Плешаков, М. – «Просвещение» ­ 2011. России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13). 5. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (утвержден приказом Минобаронауки России от 6 октября 2009г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. №2357).  «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.2821­10 — Утверждены постановлением Минздрава России от 29.12.10 г. № 189 ред. От 25.12.2013) науки РФ от 07.07.2005 г. № 03­1263). 6. 7. Программа данного курса представляет систему интеллектуально­развивающих занятий для   детей  в  возрасте  от  8  до  10  лет. Актуальность выбора определена следующими факторами:             На   основе   диагностических   фактов   у   учащихся   слабо   развиты   память,   устойчивость   и   концентрация   внимания,   наблюдательность, воображение, быстрота реакции.  «Развитие познавательных способностей» (РПС). Система представленных на занятиях по РПС упражнений позволяет успешно решать проблемы   комплексного   развития   различных   видов   памяти,   внимания,   наблюдательности,   воображения,   быстроты   реакции,   помогает формированию нестандартного, «красивого» мышления. Данный   систематический   курс   создаёт   условия   для   развития   у   детей   познавательных   интересов,   формирует   стремление   ребёнка   к размышлению   и   поиску,   вызывает   у   него   чувство   уверенности   в   своих   силах,   в   возможностях   своего   интеллекта.   Во   время   занятий   по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.    Основные задачи курса:     развитие   мышления   в   процессе   формирования   основных   приемов   мыслительной   деятельности:   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения, 1 классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; 2 3 умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;   развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить  формирование навыков творческого мышления и умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать 5 6 мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 7  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познав  ательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких­то конкретных знаний и умений.   Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все  три аспекта учебной цели:    познавательный,   развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект. Развитие речи. Развитие  мышления  в  ходе   усвоения   таких  приёмов   мыслительной  деятельности,  как  умение  анализировать,  сравнивать,  синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект.  Воспитание системы нравственных межличностных отношений.  Воспитание «Я­ концепции».          Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.       Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Основные формы работы. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие каче­ ства ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности.       Занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания, интеллектуальные тренинги, морфологические задачки и др.      Предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний.   Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой).  В докладе могу быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Реферат – доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации.  В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу. Исследование (исследовательская работа) – изучение чего­либо с целью решения определенной задачи и получения какого­либо результата. Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций. Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.      После того как выявлена проблема  и намечена цель, необходимо сделать следующее: 1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить  недостающие ресурсы.  (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию научиться делать). 2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта). 3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части). 4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе. 5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом). Структура проекта: введение, основная часть, заключение.     Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.     Основная часть – описание поэтапного решения задач. Можно использовать фразы: «Я начал свою работу с того, что…», «Потом я приступил к …», «Я завершил работу тем, что …», «В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …» и т.п.      Заключение  – часть,  в которой  нужно подвести  итоги  работы,  перечислить  то,  что  удалось  и  что нет, сделать  выводы,  сформулировать рекомендации.         В проектной деятельности ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. Содержание программы. Программа данного курса представляет систему интеллектуально­развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана  на 1 год обучения.       Содержание  программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:      Разработка   паспортов   частей   речи;   сочинение   сказок,   стихотворений;   составление   сборников   «Пословицы   и   поговорки», 1. Морфология. (Части речи) – 21 час (теория 11 часов, практика 10 часов)   «Фразеологизмы» о любимых частях речи; написание докладов, рефератов; презентация творческих продуктов. 2. Морфемика. (Состав слова) – 20 часов (теория 7 часов, практика 13 часов) Разработка   викторин,   интеллектуальных   тренингов,   игровых   упражнений,   шарад,   загадок,   информационных   табличек,   проектов, презентаций о морфемах. 3. Орфография. (Правописание) – 20 часов (теория 3 часа, практика 17 часов) Составление инструкций, памяток, стихотворений­запоминалок, рифм, словариков, коллекций правил, справочников по правописанию; изготовление перфокарт, городка букв; проведение игровых упражнений, конкурсов; написание рефератов, проектов. 4. Лексика. (Мир слов) – 7 часов (теория 2 часа, практика 5 часов) Проведение защиты проектов, праздника.                                                            Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.       Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 2 на проведение занятий внеурочной деятельностью кружка «Умники и умницы»  выделяется 270 часов из них ­  в  3 классе 68 часов – 2 часа в неделю (34 учебных недели).       Допускается изменение и перераспределение  часов при составлении  календарно­тематического плана на каникулярное время и выходные дни. Цели и общие задачи программы реализуется путём постановки  частных задач на каждое занятие. № 1 Учебно – тематический план. Класс  3 Всего часов 68 часов Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Описание ценностных ориентиров содержания       курса. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.   Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.       Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании  служить Отечеству. Контроль и оценка планируемых результатов.    В   основу   изучения   кружка   положены   ценностные   ориентиры,   достижение   которых   определяются   воспитательными   результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями   как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.  Второй   уровень   результатов —   получение   школьником   опыта   переживания   и   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.           Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).          Третий   уровень   результатов —   получение   школьником   опыта   самостоятельного   общественного   действия.   Только   в   самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным   деятелем,   гражданином,   свободным   человеком.   Именно   в   опыте   самостоятельного   общественного   действия   приобретается   то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для отслеживания результатов        предусматриваются в следующие       формы контроля    :              Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам О.Холодовой, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Текущий: ­прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; ­ пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; ­рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; ­контроль   по   результату,   который   проводится   после   осуществления   учебного   действия   методом   сравнения   фактических   результатов   или выполненных операций с образцом.        Итоговый контроль  в формах ­тестирование; ­практические работы; ­творческие работы учащихся; Контрольные задания.       Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания ­  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Для оценки эффективности занятий         можно использовать следующие показатели: – степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; – поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; – косвенным  показателем  эффективности  данных  занятий  может быть  повышение  успеваемости  по разным  школьным  дисциплинам,  а  также наблюдения   учителей   за   работой   учащихся   на   других   уроках   (повышение   активности,   работоспособности,   внимательности,   улучшение мыслительной деятельности).          Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы  в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:   Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве  (этические нормы).  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор,  при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).  Регулятивные УУД:  Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.   Проговаривать последовательность действий  .   Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.  Учиться работать по предложенному учителем плану.  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.  Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.   Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения,  равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших  математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);   Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого  текста).  Слушать и понимать речь других.  Читать и пересказывать текст.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.  описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;  выделять существенные признаки предметов;  сравнивать между собой предметы, явления;  обобщать, делать несложные выводы;  классифицировать явления, предметы;  определять последовательность событий;  судить о противоположных явлениях;  давать определения тем или иным понятиям;  определять отношения между предметами типа «род» ­ «вид»;  выявлять функциональные отношения между понятиями;  выявлять закономерности и проводить аналогии.   Учебно – тематический план 3 класс. Тема занятия Всего часов Теоретические Практические I.Раздел. Морфология (Части речи) Проекты дают знания. В гостях у частей речи. Темы проектов по морфологии. Как существует существительное? Защита проекта «Паспорт имени существительного»  О чём глаголит глагол? Защита проекта «Паспорт глагола»  К чему прилагаются прилагательные? Защита проекта «Паспорт имени прилагательного»  Где место местоимения? Защита проекта «Паспорт местоимения»  Как наречём наречие? 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 занятия 11 1 1 1 1 1 1 1 занятия 10 1 1 1 1 Дата № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Защита проекта «Паспорт наречия»  Имя числительное любит считать. Защита проекта «Паспорт имени числительного»  Что предлагают предлоги? Защита проекта «Паспорт предлогов»  Союз нерушимый… Защита проекта «Паспорт союзов»  Для чего нужна морфология? Защита проектов по морфологии. Презентация творческих продуктов. II. Раздел. Морфемика. (Состав слова) Из чего состоят слова? «Из чего же, из чего же, из чего же?». Темы проектов по морфемике. Зрим в корень! Защита проекта «Корень и однокоренные слова»  Окончание и основа слова. Игра «Я начинаю, а вы заканчиваете». Слово о префиксах (приставках).  Викторина «Что могут приставки?» Приставки­труженицы. Интеллектуальный тренинг. Приставки и предлоги. Грамматическое лото. Говорящие суффиксы. Проект «Суффиксы частей речи. Ласковые суффиксы (игровые упражнения) Суффиксы существительных. Информационные таблички. Суффиксы прилагательных. Информационные таблички. Суффиксы глаголов. Информационные таблички. Интерфикс (соединительные гласные) и постфикс (­ся, ­сь, ­то, ­либо) Игра «Слова замаскировались». Словообразование. Составление шарад. Исторические изменения в составе слова. Защита проектов по морфемике. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 III. Раздел. Орфография. (Правописание) Где прячутся ошибки? Составление памятки. Алгоритм грамотности. Темы проектов по орфографии. Самоинструкция «Я знаю орфограмму». Проверяемые орфограммы в стихах. Непроверяемые орфограммы в стихах. Ассоциации для словарных слов. Путь к орфографической грамотности. Этимология. Словарик «Школа. Школьные принадлежности». Сколько сложных слов? Школа эйдетики (образ). Игра «Ожившие слова». Образ слова. Проект «Ассоциации для словарных слов». Цепочки ассоциаций. Игра «Актёр театра». Стоп! Перенос! Коллекция правил переноса. Непроизносимые согласные. Справочник. Незаменимый Ь знак. Составление рифм. «Жёсткая буква» Ъ знак. Изготовление перфокарт (правила написания) Как поссорились шипящие с некоторыми гласными. Правила в рисунках. Парные и непарные. Кто важнее? (Городок букв) Защита проектов по правописанию. Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором!» IY. Раздел. Лексика (Мир слов) Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова. Слова­двойники. Омонимы. Слова­друзья. Синонимы. Слова­спорщики. Антонимы. Защита проектов по лексике. Праздник Умников и Умниц. 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1. 2. 3. Учебно – методическая литература для учителя. № Автор, год издания Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2010 г Название пособия «Юным умникам и умницам: Задания  по развитию познавательных  способностей (8­9 лет)» Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]:  программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова,  И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин ­ т повыш. квалиф. и  переподготовки раб­ов образования, 2011. – 34 с.  – ( Серия «Умники и умницы») Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность  школьников [Текст]: методический конструктор:  пособие для учителя / Д.В.Григорьев,  П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) Вид пособия Методическое пособие для 3  класса Программа развития  познавательных способностей  учащихся Пособие для учителя 4. 5. Оценка достижения планируемых результатов в  начальной школе [Текст]: система заданий. В 2­х  ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С.  Ковалевой, О.Б. Логиновой. ­ 2 – е изд. – М.:  Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Как проектировать универсальные учебные  действия в начальной школе [Текст]: от действия  к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и  др.]; под ред. А.Г. Асмолова. ­2 –е изд. – М.:  Просвещение, 2012. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя Пособие для учителя

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017