Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология +1
Взрослым
22.02.2017
Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"
Пояснительная записка. Цель: формирование у учащихся интереса к познанию окружающего мира, развитие любознательности, расширение знаний о природе, воспитание любви к природе. В рамках данного курса запланирована практическая работа на пришкольном участке, что позволяет развивать навык трудовой деятельности учащихся. Курс обладает широкими возможностями для формирования фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности. Задачи: • познакомить учащихся с многообразием природы • продолжить формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования; • развивать у учащихся устойчивый интерес к природе и методам её познания; • формировать бережное отношение к растительному и животному миру.
азбука природы 5 класс 17 +.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 5 города Новошахтинска Ростовская область, «Утверждаю» Директор МБОУ ООШ № 5 Коваленко Л.Н. Приказ от РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Направление: научно­ техническое Объединение:       Азбука природы 5  класс Год обучения: 1 Возраст обучающихся: 11-12 лет Количество часов- 67 Учитель: Чебаненко Елена Дмитриевна Программа разработана на основе    авторской программы  « Юный эколог» Ю.В. Александровой Л.Д.  Ласкиной и Н. .В. Николаевой. Учитель, 2014 2016­2017 учебный год Пояснительная записка.   Цель: формирование у учащихся интереса к познанию окружающего мира, развитие любознательности, расширение знаний о природе, воспитание  любви к природе. В рамках данного курса запланирована практическая работа на пришкольном  участке, что позволяет развивать навык трудовой деятельности учащихся. Курс обладает широкими возможностями для  формирования  фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить  наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа  жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и  социальной среде. Поэтому данный курс играет  значительную роль в развитии и воспитании личности. Задачи: •   познакомить учащихся  с многообразием природы •   продолжить  формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного  исследования; •   развивать у учащихся устойчивый интерес к природе и  методам её познания; •   формировать  бережное отношение к растительному и животному миру. Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Азбука природы»,­ 5 класс  Содержание программы внеурочной  деятельности  «Азбука природы»,  формы и методы работы позволят  достичь  следующих результатов: Личностные ­ самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; ­  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,  нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; ­ гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою  Родину, народ и историю; ­ уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; ­ эстетические потребности, ценности и чувства; Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия ­предвосхищать результат. ­концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; ­ стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия ­ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; ­ предлагать помощь и сотрудничество; ­ определять цели, функции участников, способы взаимодействия; ­ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия ­ ставить и формулировать проблемы; ­  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и  исследовательского характера; ­ узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием  учебных предметов. ­запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с  опорой на прочитанный текст. ­ установление причинно­следственных связей;     Содержание курса деятельности с указанием форм  организации и деятельности. Содержание курса Введение Биология как наука.  Понятие «биология». Признаки живого и неживого.   Формы организации занятий Практическая работа «Сравним  живое и неживое». Характеристика основных видов деятельности Определяют понятия  Раскрывают значение биологических  знаний в современной жизни.  Оценивают роль биологической науки в  жизни общества.  Характеризуют основные методы  исследования в биологии.  Изучают правила техники безопасности в  кабинете биологии.  Анализируют признаки живого: клеточное  строение, питание, дыхание, обмен  веществ, раздражимость, рост, развитие,  размножение.  Составляют план параграфа.  Анализируют связи организмов со средой Клетка – элементарная единица  живого  Самостоятельное приготовление  временного микропрепарата кожицы  лука. Понятия «оболочка клетки»,  «цитоплазма», «ядро клетки».  Взаимосвязь частей клетки.  Понятия «прокариоты», «эукариоты».  Сравнение клеток бактерий и  растений.  обитания.   Умение различать изученные объекты и  явления живой и неживой природы;  проводить простейшую классификацию  изученных объектов природы на основе их  существенных признаков, составлять  таблицы Определяют понятия. Работают с лупой и микроскопом, изучают  устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с  микроскопом. Выделяют существенные признаки  строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах  части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под  микроскопом, описывают и схематически  изображают их. Объясняют роль минеральных веществ и  воды, входящих в состав клетки.  Различают органические и неорганические  вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по  изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным  оборудованием. Лабораторная работа «Строение  клетки кожицы лука».  Бактериальная клетка – клетка без  ядра. Практическая работа  «Изготовление моделей  бактериальной и растительной  клетки». Изучение интересных  познавательных фактов из мира  культурных растений. Семя – будущее растение.  Понятие «семя». Строение зародыша.  Понятие «зародыш». Условия жизни  зародыша в семени. Создание разных условий для  прорастания семян. Наблюдение за  прорастанием семян. Определение  необходимых  и исключение ненужных  условий для прорастания семян.  Используя знания по прорастанию  семян, прорастить семя пшеницы.  Наблюдение за появлением листьев.  Определение внешнего строение корня  пшеницы. Наблюдение за изменением  плотности зерновки по мере её  прорастания. Сделать вывод из  наблюдений.  Растение – живой организм.  Зависимость глубины заделки семян от размера семян.  Понятие «минеральное вещество».  Влияние минеральных веществ на  развитие растений.   Понятие «пикировка». Значение  пикировки для развития корневой  системы растения и растения в целом.  Понятия «органические вещества»,  «минеральные вещества». Способы  обнаружения органических и  минеральных веществ в растении Определяют понятия: «однодольные  растения», «двудольные растения»,  «семядоля», «эндосперм», «зародыш»,  «семенная кожура», «семяножка»,  «микропиле». Отрабатывают умения,  необходимые для выполнения лабора­ торных работ. Изучают инструктаж­  памятку последовательности действий при проведении анализа. Закрепляют понятия из предыдущего  урока. Применяют инструктаж­памятку  последовательности действий при  проведении анализа строения  семянОпределяют понятия: «главный ко­ рень», «боковые корни», «придаточные  корни», «стержневая корневая система»,  «мочковатая корневая система». Выделять существенные признаки  биологических процессов. Определяют  понятия: «минеральное питание»,  «корневое давление», «почва»,  «плодородие», «удобрение». Выделяют  существенные признаки почвенного  питания растений. Объясняют не­ обходимость восполнения запаса  питательных веществ в почве путём  внесения удобрений. Оценивают вред,  наносимый окружающей среде исполь­ зованием значительных доз удобрений.  Приводят доказательства   Знакомство со строением семени  на примере семени фасоли,  (практическая работа). Условия  прорастания семени. (практическая работа).  Прорасти семя пшеницы.  (практическая работа). Посадка семян в контейнеры  (практическая работа).  Выращивание растений при разных  концентрациях минеральных  веществ (практическая работа).  Пикировка рассада. Наблюдение за  ростом растений (практическая  работа).  Определение органических и  неорганических веществ в растении (лабораторная работа Стебель – орган, который держит и  транспортирует.  Понятие «проводящая система  растения». Сосуды стебля растения.  Значение жилок листа растения.  Понятие «испарение воды».  Передвижение воды по растению.  Значение листьев в испарении.  Движение минеральных веществ в  растении (лабораторная  работа).Испарение воды растением  (лабораторная работа). Работа со  справочной литературой,  составление таблицы, работа с  зоогеографической картой,  составление творческого отчета.  Просмотр видеофильма (аргументируют) необходимости защиты  окружающей среды, соблюдения правил  отношения к живой природе. Выявляют  приспособленность растений к  использованию света в процессе  фотосинтеза. Выделяют существенные признаки  дыхания. Объясняют роль дыхания в  процессе обмена веществ. Объясняют роль  кислорода в процессе дыхания.  Раскрывают значение дыхания в жизни  растений. Устанавливают взаимосвязь  процессов дыхания и фотосинтеза Определяют значение испарения воды и  листопада в жизни растений Определяют  понятия: «заросток», «предросток»,  «зооспора», «спорангий». Объясняют роль  условий среды для полового и бесполого  размножения, а также значение  чередования поколений у споровых  растений Определение понятий: «пыльца»,  «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно»,  «зародышевый мешок», «пыльцевход»,  «центральная клетка», «двойное  оплодотворение», «опыление»,  «перекрёстное опыление», «самоопы­ ление», «искусственное опыление».  Объясняют преимущества семенного  размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли.  Объясняют значение оплодотворения и  образования плодов и семян Определяют понятия: «черенок»,  «отпрыск», «отводок», «прививка»,  «культура тканей», «привой», «подвой».  Объясняют значение вегетативного  размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. Определяют понятия: «растительное  сообщество», «растительность», «ярус­  ность». Характеризуют различные типы  растительных сообществ. Устанавливают  взаимосвязи в растительном сообществе Определяют понятие «смена растительных  сообществ». Работают в группах.  Подводят итоги экскурсии (отчёт) Определяют понятия: «заповедник»,  «заказник», «рациональное природо­ пользование». Обсуждают отчёт по экс­ курсии.  «Я жизнь, которая хочет жить…»  (практическая работа) Растения в  государственной символике  (практическая работа). Растения в мифах, легендах,  сказках. (практическая работа).  Работа со справочной литературой, составление таблицы, работа с  зоогеографической картой,  составление творческого отчета.  Просмотр видеофильма Количество  часов 2  Познакомимся с экологией­   Экология как наука. Понятия «этика»,  «экологическая этика». Виды  взаимодействия между живыми  организмами. Значение растений в жизни человека.  Значение растений для стран, в  символике которых изображены  растения.   Значение растений в мифах и  сказаниях разных народов в прошлом и настоящем.  Тематическое планирование №  п\п 1 Тема Введение 2 3 4 5 6 Клетка – элементарная единица живого  Семя – будущее растение. Растение – живой организм.  Стебель – орган, который держит и транспортирует Познакомимся с экологией Календарно­ тематическое планирование по курсу  Азбука природы  на 2016­­2017 учебный год  2 часа в неделю всего­ № п/п Тема  занятия 1 2 3 Вводное занятие. Признаки живого и неживого. Практическая работа «Сравним живое и неживое». 5 4 20 13 23                 Дата факт план 01.09 07.09 08.09 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18   История возникновения науки. Строение клетки Лабораторная работа «Строение клетки кожицы лука».  Бактерии Бактериальная клетка – клетка без ядра. Практическая работа  Практическая работа «Изготовление моделей бактериальной и растительной клетки».    Среда обитания.       Водная среда обитания Почвенная среда обитания Воздушная среда обитания Организменная среда обитания Смена времен года. Особенности природы родного края в осенний период Особенности природы родного края в зимний  период Особенности природы родного края в весенний период 14.09 15.09 21.09 22.09 28.09 29.09 05.10 06.10 12.10 13.10 19.10 20.10 26.10 27.10 09.11 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Особенности природы родного края в летний период Фенологический календарь.   Знакомство со строением семени на примере семени фасоли, (практическая работа).  Условия прорастания семени. (практическая работа).  Прорасти семя пшеницы. (практическая работа Осенние явления в жизни растений и животных Солнце ­ источник тепла и света для живых существ.  Вода.   Свойства воды.  Круговорот воды в природе.    Экологический проект  «Причины загрязнения водоемов» Защита экологического проект  «Причины загрязнения водоемов»  Экономить питьевую воду – сохранить жизнь для будущего. Воздух. Состав Воздуха 10.11 16.11 17.11 23.11 24.11 30.11 01.12 07.12 08.12 14.12 15.12 21.12 22.12 11.01 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Загрязнители воздуха Почва. Состав почвы  Значение почвы для живой природы Глобальные экологические проблемы. Пути решения экологических проблем.  Проект «Выставка поделок из бытового мусора» Охраняемые природные территории и объекты.  Комнатные растения.    Комнатные растения  в   классе  и дома, с учетом тепла и света. Размножение комнатных растений. Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка.   Домашние животные Ролевая игра «Это все кошки» 12.01 18.01 19.01 25.01 26.01 01.02 02.02 08.02 09.02 15.02 16.02 22.02 01.03 02.03 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Викторина «Собаки – наши друзья» Уход за домашними животными Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Защита проекта «Ты в ответе за тех, кого приручил». Влияние человека на природные сообщества. Декоративные растения Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» Акция « Сохраним первоцвет!» Что можем сделать мы? Работа над проектом «Зеленый росток для школьной клумбы» Работа над проектом «Зеленый росток для школьной клумбы Высадка рассады  на участке. Составление графика полива Итоговое занятие. Подведение итогов работы над индивидуальными проектами. Биологические ритмы. Растения­индикаторы. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по  отношению к освещению» Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по  отношению к освещению 09.03 15.03 16.03 22.03 23.03 05.04 06.04 12.04 13.04 19.04 20.04 26.04 27.04 03.05 04.05 10.05 11.05 17.05 65 66 67 Наблюдение за растениями ­ индикаторами. Жизненные формы растений Наблюдение за растениями ­ индикаторами. Жизненные формы растений Правила поведения в лесу 18.05 24.05 25.05

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Азбука природы"

Рабочая программа по внеурочной  деятельности 5 класс "Азбука природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017