1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Изучаем историю родного края» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2013 г.
Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
· Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
· Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
· Системность организации учебно-воспитательного процесса;
· Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Метод проектов в школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе).
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего села и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.
Цель курса «Изучаем историю родного края» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и
творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за своё родное село, родной край.
Задачи курса:
- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края,
- познакомить учащихся с историей села,
- познакомить учащихся с историко-культурными памятниками района, области,
- охарактеризовать особенности населения, его промыслы,
- развивать творческие способности учащихся.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это и другие материалы, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с учащимися.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того, как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с учащимися, какие проекты (исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, и т.д.
Учащиеся сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
Учащиеся совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.
Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, обучающимися.
5. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
2. Общая характеристика курса
Направление внеурочной деятельности – социальное.
Формы организации – поисковые исследования; участие в научно-практических конференциях на уровне школы, района; разработка проектов.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно - практической деятельности.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- экскурсии и др.
Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине.
Таким образом, преимущество метода проектов состоит в следующем:
● позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания;
● даёт возможность связать теорию с практикой;
● развивает исследовательские, творческие способности обучающихся; создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора;
● позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
· уровневая дифференциация;
· проблемное обучение;
· поисковая деятельность;
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии;
3.Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МОУ Выровской СОШ на внеурочную деятельность в 7 классе отводится 1 час в неделю.
Соответственно программа рассчитана на 35 часов в год.
4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
результаты |
формируемые умения |
средства формирования |
|
личностные |
· формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. · развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
|
организация на уроке парно-групповой работы |
|
Метапредметные результаты |
|
|
|
регулятивные |
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; · планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане · осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
|
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную; · проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
познавательные |
· умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. · добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; · осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
|
|
коммуникативные |
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). · умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; · задавать вопросы; · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; · понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; · аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; · продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; · с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
|
Планируемый результат:
- более высокий уровень знаний, умений, навыков,
- участие в различных творческих конкурсах,
-создание целостного образа села,
-повышение интереса учащихся к самостоятельному изучению родного края,
-осуществление ненавязчивого патриотического, эстетического и экологического воспитания.
5. Содержание тематического планирования
«Изучаем историю родного края»
Раздел I. Введение в курс (1час).
Географическое положение села и района.
Раздел II. История Майнского района и села Опалиха (5часов).
Страницы истории села Опалиха и современный облик пос.Безречный. Народы поселка. Музей школы. Раздел посвящен истории родного края. Известные люди родного края.
Раздел Ш. Наша школа (7часов)
История моей школы. Школьные традиции. Педагоги разных поколений.
Памяти выпускников, погибших на войне, посвящается. Трудовой десант. Возложение цветов к обелиску.
Раздел IV. Я и моя семья.(7часов).
Моя семья. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи. Фамилии нашего села.
Раздел V. Опалиха в годы Великой Отечественной войны. (11 часов).
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм опалихинцев на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад в победу над врагом. Знакомство с книгой памяти.
Не исчезай мое село! Экскурсия в краеведческий музей школы. История и современность. Экскурсия в сельскую библиотеку.
Раздел VIII. Итоговое занятие. (4ч.)
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Открытое мероприятие.
Всего: 35 часов
6.Учебно-тематический план
Тематический блок |
Общее количество часов |
Из них |
||||
Лекция |
Практикум |
Контроль знаний |
Презентация проекта |
Экскурсия |
||
Введение в курс |
1 |
1 |
|
|
|
|
История Майнского района и села Опалиха |
5 |
4 |
|
|
|
1 |
Наша школа |
7 |
2 |
2 |
|
1 |
2 |
Я и моя семья |
7 |
5 |
1 |
|
1 |
|
Опалиха в годы Великой Отечественной войны |
11 |
3 |
7 |
|
1 |
|
Итоговое занятие |
4 |
|
2 |
|
2 |
|
7. Тематическое планирование
№ темы |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Продукт |
УУД |
Дата |
|||
По плану |
Фактическая |
||||||||
I. |
Введение в курс (1 час) |
|
|
|
|
|
|
||
1.1. |
Географическое положение села и района |
1 |
Лекция учителя |
|
Л. формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Р. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем . П. умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
04.09. |
04.09. |
||
II. |
История Майнского района и села Опалиха (5 часов)
|
|
|
|
|
|
|
||
2.1. |
История становления Майнского района. История появления села Опалиха. |
1 |
Беседа учителя |
|
Л. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Р. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу К. умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; |
11.09. |
11.09. |
||
2.2. |
Символика Ульяновской области и Майнского района. Флаг, герб, гимн. |
1 |
Беседа учителя |
|
Л. формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К. договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
18.09. |
18.09. |
||
2.3. |
Известные люди пос.Безречный |
1 |
Беседа учителя |
|
Л. учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Р. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
|
25.09. |
25.09. |
||
2.4 |
Народы села
|
1 |
Беседа учителя |
|
Л. формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Р. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем . П. умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
02.10. |
02.10. |
||
2.5. |
Музей школы |
1 |
экскурсия +практическое занятие учащихся |
|
Л. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Р. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу К. умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; |
09.10 |
09.10 |
||
III. |
Наша школа (7 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Экскурсия в школьный музей |
2 |
Лекция учителя + практическое занятие учащихся |
|
Л. формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К. договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
16.10. 23.10. |
16.10. 23.10. |
||
3.2. |
История моей школы. Школьные традиции. |
2 |
Лекции учителя |
|
Л. учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Р. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
30.10. 13.11. |
30.10. 13.11. |
||
3.3. |
Педагоги разных поколений. |
1 |
Беседа учителя +практическое занятие учащихся |
|
Л. формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Р. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем . П. умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
20.11. |
20.11. |
||
3.4 |
«Памяти выпускников, погибших на войне, посвящается» |
1 |
Практическое занятие учащихся |
Проект: «Памяти выпускников, погибших на войне, посвящается» |
Л. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Р. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П. добывать необходимые знания и с их помощью
|
27.11. |
27.11. |
||
|
|
|
|
|
|
||||
3.5. |
Трудовой десант. Возложение цветов к обелиску |
1 |
практическое занятие учащихся |
|
Л. формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К. договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
04.12. |
04.12. |
||
IY. |
Я и моя семья (7 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1. |
Моя семья. «Старая фотография рассказала». |
2 |
Лекции учителя |
|
Л. учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Р. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
11.12. 18.12. |
11.12.
|
||
4.2. |
Изучение своей родословной |
2 |
Лекции учителя + практическое занятие учащихся |
Мини проекты о семье. |
Л. формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Р. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем . П. умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
25.12. 15.01 |
|
||
4.3. |
Семейные реликвии. Памятные вещи. |
2 |
Лекции учителя + практическое занятие учащихся |
|
Л. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Р. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу К. умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; |
22.01. 29.01. |
|
||
4.4 |
Фамилии нашего села
|
1 |
Практическое занятие учащихся |
|
Л. формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К. договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
05.02. |
|
||
V |
Опалиха в годы Великой Отечественной войны. (11 часов) |
|
|
|
|
|
|
||
5.1. |
Встречи с жителями, ветеранами войны, с детьми войны и тружениками тыла с целью сбора материала. |
3 |
Беседа учителя +практические занятия |
|
Л. формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Р. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем . П. умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
12.02. 19.02. 26.02. |
|
||
5.2. |
Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов |
3 |
Беседа учителя +практические занятия |
|
Л. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Р. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу К. умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; |
04.03. 11.03. 18.03.
|
|
||
5.3. |
Анализ и обработка информации. |
1 |
Беседа учителя |
|
|
|
25.03. |
|
|
|
|
|
Л. формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Р. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем . П. умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
|
|
||||
5.4. |
Опалихинцы – фронту. |
2 |
Практические занятия |
|
Л. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Р. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу К. умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; |
08.04 15.04. |
|
||
5.5. |
Вклад сельчан в победу над врагом. |
1 |
Практические занятия |
|
Л. формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Р. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем . П. умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
22.04. |
|
||
5.6. |
Викторина «Наш край» |
1 |
Практическое занятие |
|
Л. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Р. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу К. умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; |
29.04. |
|
||
VI. |
Рефлексия (4 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1 |
Подготовка к творческому отчёту |
2 |
Работа в творческих группах |
|
Л. формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К. договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
06.05. 13.05. |
|
||
6.2 |
Творческая работа “Я рисую родной край!”
|
1 |
|
Выставка |
Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. |
20.05. |
|
||
6.3 |
Творческий отчёт |
1 |
|
Все проекты |
Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. |
27.05. |
|
||
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Авторская программа под редакцией Т.Б.Табардановой; Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области под редакцией Н.В. Жульковой, В.Н.Янушевского. Ульяновск Центр ОСИ, 2015:
2. Ульяновский областной центр Детско-Юношеского Туризма и Краеведения "Народная газета". Альманах "Зеркало".
11. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие для V-IX классов общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Н. Янушевского. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2001.
12. Край прелестный - это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области. / Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2000
Интернет-ресурсы по историческому краеведению Ульяновской области:
http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)
http://ru.wikipedia.org (Википедия.Свободная энциклопедия).
http://www.mycicerone.ru (сайт по краеведению России).
http://www.gorod73.ru (информационный портал История уголков Ульяновской области).
http://mmorpgbb.ru/
http://ulyanovskrf.ru/ (Ульяновский портал).
http://culttourism.ru/ (Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).
http://ulpamyatniki.narod.ru (Памятники и памятные места Ульяновска).
http://www.biografija.ru (Биографическая энциклопедия).
· Компьютеры
· Проектор
· Экран
9. Планируемые результаты изучения курса
В процессе реализации программы формируются:
● Рефлексивные умения
● Поисковые (исследовательские) умения
● Навыки оценочной самостоятельности
● Умения и навыки работы в сотрудничестве
● Коммуникативные умения
● Презентационные умения и навыки;
обеспечивается
● создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
● максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
● развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
● формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
● формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
● приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
Возможный конечный продукт курса:
альбом,
выставка
коллекция,
плакат,
серия иллюстраций,
стенгазета,
фотоальбом,
экскурсия,
презентация
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.