Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса

Оценка 5
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
1 кл
24.12.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образованиив Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. N 373. При составлении программы учтены рекомендации, изложенные в методических материалах по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. В программе использованы материалы «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа» (авт. Е.С. Савинова).
Программа курса по внеурочной деятельности Введение в экологию 1 класс.docx
Муниципальное казенное образовательное учреждение Ханты – Мансийского района  «Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный» « Утверждаю» Директор МКОУ ХМР  « СОШ п.Кирпичный» ___________________С.П.Чирятьева Приказ № ___________от _________________ Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса Направление внеурочной деятельности: « Общеинтеллектуальное» Возраст обучающихся:  7 лет Срок реализации программы: 1 год Образцова Ольга Вячеславовна, учитель начальных классов Квалификационная категория: первая квалификационная категория. Год разработки программы внеурочной деятельности: 2017­2018 учебный год I.Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в   Российской   Федерации»,   требованиями   Федерального   государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования,   утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. N 373. При составлении программы учтены рекомендации, изложенные в методических материалах по организации внеурочной деятельности  в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального   общего   образования.   В   программе   использованы   материалы «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа» (авт. Е.С. Савинова). Современный этап развития природы и общества характеризуется усилением    обусловленного антропогенного   воздействия   на   окружающую   среду, демографическим прессом и ускорением научно­технических преобразований во всех сферах общественной жизни. В этих условиях формирование экологического мировоззрения   личности   и   общества   становится   основой   успешного   решения практических задач экологии: сохранение видового разнообразия и  естественных   природных   ландшафтов,   уменьшения   техногенной   нагрузки   и загрязнения окружающей среды и др. Экологическое   мировоззрение   предполагает   ответственное   отношение   к окружающей   среде,   соблюдение   нравственных   принципов   и   правовых   норм природопользования, пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы. Формирование экологического мировоззрения ­фундаментальная   цель   современного   экологического   образования,   которое базируется   на   основных   представлениях   современной   естественно­научной картины мира: ­представлении о целостности окружающего мира как системы; ­представлении о ценностном отношении к окружающему миру природы, человеку и результатам его практической и интеллектуальной деятельности; ­представлении об эволюционном развитии окружающей природы; ­экоцентрическом экологическом сознании. Взаимоотношения природы и общества неразрывно связаны с межличностными,  социальными   и   производственными   отношениями   и   охватывают   все   сферы сознания:   научную,  идеологическую,   художественную,  нравственную,  эстетичес­ кую, правовую. Таким образом, организация взаимосвязанной исследовательской, творческой и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и оптимизацию отношений между природой и человеком, выступает необходимым условием экологического образования. II.Общая характеристика курса « Наша прекрасная  планета» Целью   реализации   курса   «Наша   прекрасная   планета»  в   начальной   школе является формирование экологического сознания и экологической культуры об учающихся младшего школьного возраста: ­формирование   системы   знаний   об   элементарных   закономерностях   развития природы   и   общества,   экологических   проблемах   современности   и   путях   их разрешения; ­воспитание ценностного отношения природе, окружающей среде, формирование  потребностей и навыков экологически целесообразного поведения и деятельности  по охране окружающей среды; ­ развитие системы познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных  действий, творческой самостоятельности и социальной активности учащихся,  способствующих освоению доступных способов изучения природы и общества и  организации экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. Основными задачами экологического образования в начальной школе являются: ­развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни; ­формирование элементарных знаний об окружающем мире как системе; о  единстве и взаимосвязях компонентов природы; факторах окружающей среды,  влияющих не развитие живых организмов; влиянии человека на природу,  традициях нравственно­этического отношения к природе, нормах экологической  этики и экологического права, нормах здоровьесберегающего поведения в  природной и социальных средах; ­формирование гуманистического миропонимания, усвоение идей ценности жизни  и сохранения биологического разнообразия для безопасного и устойчивого  развития природы и общества; ­воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни,  ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью  окружающих людей; ­воспитание эстетического, эмоционально­нравственного отношения к природе;  умения видеть, беречь и создавать прекрасное в окружающем мире, природе  родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве образовательного  учреждения и дома, сельском и городском ландшафте; Сроки реализации: 2015­2016 учебный год Формы организации и режим занятий: В процессе реализации содержания курса  могут применяться различные формы  организации занятий: экскурсии, поисковые и научные исследования,  общественно­полезные практики, экологическое и социальное проектирование.  Рекомендуемые виды совместной деятельности педагога и обучающихся:  ­художественное творчество (изобразительная и декоративно­прикладная  деятельность, художественное фотографирование); ­трудовая и природоохранительная деятельность (обучение детей уходу за  растениями и животными в уголке живой природы, на пришкольном участке, изготовление совместно с родителями (опекунами) и социально значимыми  взрослыми кормушек для птиц, ограждений для муравейников и т.п.); ­исследовательская деятельность (совместное наблюдение за природными  явлениями и объектами природы в уголке живой природы, на пришкольном  участке, во время прогулок и экскурсий; постановка элементарных экологических  опытов); ­проектировочная деятельность (подготовка, презентация, практическая  реализация проектов экологической направленности); ­игровая деятельность (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные игры  экологической тематики); ­организация литературных и экологических праздников, участие в выставках,  конкурсах рисунков экологической тематики. Направленность содержания курса 1 класса «Наша прекрасная планета»  ­формирование эмоционально­ценностного отношения к природе, ознакомление с  разнообразием мира природы, выявление элементарных связей между объектами и  явлениями неживой и живой природы и человеком.   радости,   восхищения. III.Описание места программы курса « Наша прекрасная планета» Все  содержание   программы   раскрывается   на   личностно­ценностном   для   детей младшего школьного возраста материале, включающем наблюдения в природе и опыты, иллюстрирующие изучаемые природные явления и закономерности. Содержание   учебного   материала   и   характер   познавательной   деятельности обеспечивает   яркую   эмоциональную   окрашенность   обучения,   сопровождающего эмоциями   удивления,   В   организации   занятий преобладающими   видами   деятельности   являются   дидактические   игры, изобразительная деятельность, разнообразные наблюдения и простейшие  опыты, продуктивная деятельность экологической направленности. Участники программы: учащиеся первого класса. Состав группы: постоянный. Количество занятий: программа рассчитана на 33 учебных часа.  Количество часов в неделю – 1 час.  Периодичность  занятий – 1 раз в неделю по 30­35 минут. Значительную   роль   в   проведении   занятий   отводится   проектировочной деятельности   обучающихся,   способствующей   трансформации   экологических знанийи   ценностных   ориентаций   в  устойчивые   убеждения,  мотивы   поведения   и потребности. Освоения программного материала курса «Наша прекрасная планета»  предполагает реализацию педагогических принципов: 1) принципа научности, предъявляющего требования к содержанию учебного  материала, отражающего современный уровень развития науки с использованием  современной терминологии, понятий и фактов, и педагогическим технологиям, соответствующим как закономерностям возрастного развития школьников, так и  условиям осуществления учебно­воспитательного процесса; 2) принципа сознательности и активности, ориентирующего на формирование  осознанного отношения школьников к предстоящей деятельности, ее целям и  результатам, активизацию волевых и интеллектуальных усилий при решении  исследовательских и практических задач, формирование навыков самоанализа и  планирования своих действий; 3) принципа системности и последовательности, который обеспечивается  механизмом преемственности между целями, содержанием отдельных звеньев  программы, содержанием образовательно­развивающей практики, технологиями  формирования экологической культуры в системе общего образования учащихся; 4) принципа доступности, индивидуализации и вариативности, который  обеспечивается дифференцированием содержания образования, средств и форм организации процесса обучения в зависимости от возрастных, физических  и интеллектуальных возможностей школьников, направленности интересов детей,  вида учебного учреждения и материально­технической оснащенности учебного  процесса, физико­географических особенностей региона; 5) принципа прочности и прогрессирования, направленного на перевод содержания образования в элементы личностного опыта учащихся с последующей реализацией  полученных теоретических знаний и практических умений в планировании и  осуществлении экологически грамотной и целесообразной деятельности в течение  всей жизни; 6) принципа положительного эмоционального фона обучения. Способствующего  формированию у обучающихся позитивного отношения к окружающей  действительности; 7) принципа творческой направленности, ориентирующего педагогический процесс на формирование у учащихся потребности в продуктивной деятельности, создание  на основе приобретенного  опыта нового продукта;   освоения IV.   Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   программы курса « Наша прекрасная планета» Освоение   содержания   курса     обеспечивает   в   сфере  личностных   результатов ценностно­смысловые ориентации обучающихся: ­формирование   основ   российской   гражданской   идентичности   и   экологической культуры обучающихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным традициям своего народа; ­развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения,   в   том   числе   в   процессе   игровой,   учебной,   творческой   и   трудовой деятельности; ­понимание   мотивов   собственных   поступков   и   поступков   окружающих   людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; ­ориентация   в   содержании   и   составляющих   экологически   целесообразного поведения и здорового образа жизни; ­установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый   образ   жизни,   активную   деятельность   по   сохранению   и   улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья; Развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей страны, родного края.   метапредметных   результатов  изучения   курса   способствует В   сфере формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: ­принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ­планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи; ­учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения  поставленной задачи; ­организовывать   самостоятельную   деятельность   с   учетом   требований   ее безопасности; ­различать способ и результат действия; ­осуществлять   итоговый   контроль   и   контроль   результатов   на   каждом   этапе решения поставленной задачи; ­анализировать   и   объективно   оценивать   правильность   своих   действий, соответствие полученных результатов требованиям поставленной задачи; ­адекватно   воспринимать   предложения   и   оценочные   суждения   учителей. Одноклассников, родителей и других людей; ­корректировать свои действия в зависимости от характера сделанных ошибок; ­использовать   предложения   и   оценки   учителей,   одноклассников,   родителей   и других людей для улучшения результата. Познавательные универсальные учебные действия: ­владеть начальными формами исследовательской деятельности  –осуществлять поиск, анализ,отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для   решения   задачи   с   использованием   учебной   и   справочной   литературы, электронных и цифровых информационных ресурсов, интернет ­ресурсов; ­соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; ­владеть   навыками   смыслового   чтения   тексов   различных   стилей   и   жанров, постановки   вопросов   и   построения   рассуждений   в   соответствии   с   учебными задачами и задачами коммуникации; ­активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения   и   доброжелательности,   взаимопомощи   и   сопереживания,   находить   с ними общий язык и общие интересы; ­использовать   навыки   коллективного   общения   и   взаимодействия   в   процессе игровой,   договариваться   о   творческой   и   практической   деятельности, распределении функций и ролей в совместной деятельности. Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы В   результате   изучения   курса   обучающиеся   при   получении   начального   общего образования: ­получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о  взаимосвязях   природных   и   социальных   объектов   и   явлений   как   компонентах целостной системы окружающего мира; ­овладеют   основами   практико­ориентированных   знаний   об   элементарных закономерностях   развития   природы   и   общества,   экологических   проблемах современности и путях их разрешения; ­приобретут   опыт   эмоционально­чувственного,   личностного   отношения   к окружающему миру; ­начнут осваивать способы изучения природы и общества (наблюдения в природе,  экологические опыты); ­научатся устанавливать некоторые причинно­следственные связи в окружающем  мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; ­получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.  V. Содержание программы курса « Наша прекрасная планета» Дом, в котором мы живем Где мы живем? Дом, родной дом. Дома городские и сельские. Чистота и порядок в доме. Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в квартире, в доме. Хозяйское отношение к дому. Земля –общий дом для всех живых организмов. Первый полет человека вокруг Земли,   вид   планеты   из   космоса.   Красота   и   неповторимость   природы   Земли. Хозяйское отношение к природе. Природа­наш общий дом  Природа нашей планеты Тела   неживой   природы.Тела   живой   природы.   Появление   и   развитие   жизни   на Земле: облик планеты до появления живых организмов; первые живые организмы на Земле; древние растения и животные. Растения и животные, сохранившиеся на нашей планете с древних времен, особенности их среды обитания, необходимость охраны.   Папоротники   и   черепахи   –примеры   организмов   древних   времен. Наблюдения за жизненными процессами, особенности содержания и ухода. Солнышко лучистое Солнце в жизни природы и человека. Природные явления, связанные с Солнцем. Солнце   –источник   тепла   и   света.   Различия   в   количестве   солнечного   тепла   на поверхности   планеты.   Приспособленность   растений   и   животных   к   разному количеству света и тепла. Солнце – символ тепла и заботы. Заботливое отношение человека к миру живой и неживой природы, к окружающим людям. Воздух­невидимка Воздух   –основа   жизни.   Приспособленность   растений   и   животных   к   получению кислорода.   Чистый   воздух   –   важное   условие   сохранения   здоровья.   Как загрязняется воздух. Источники загрязнения воздуха на примере своей местности. Как сохранить чистоту воздуха. Растения –природные фильтры.  Зеленые насаждения в городе, содержание комнатных растений в жилых  помещениях. Уход за комнатными растениями. Вода­водица, всему живому сестрица Роль воды в жизни живых организмов. Вода на Земле – главное условие развития жизни.   Разные   потребности   растений   и   животных   в   количестве   влаги.   Как загрязняется   вода?   Источники   загрязнения   воды   на   примере   своей   местности. Источники   чистой   воды.   Родники.   Действия,   необходимые   для   сохранения чистоты   водных   объектов,   охрана   родников.   Необходимость   экономного расходования воды. Волшебная кладовая: почва­ кормилица Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Почва ­ чудесная кладовая, земля­кормилица.   Плодородие   –   важнейшее   свойство   почвы.   Почва   –   среда обитания   живых   организмов.   Подземные   жители   рядом   с   нами:   наблюдения   за обитателями почвы на пришкольном участке.  Значение почвы в хозяйственной деятельности человека (в том числе на примере своей   местности),   необходимость   охраны   почв.   Действия,   необходимые   для сохранения чистоты и плодородия почв. Где жить лучше? Условия, необходимые для жизни живых организмов. Различия в условиях жизни на Земле.  Среда   обитания.   Приспособленность   растений   и   животных   к   условиям   среда обитания.  Наблюдения за растениями и животными в естественной для них среде обитания. Необходимость сохранения естественной среды обитания растений и животных. Природа –наш общий дом Природа –общий дом для всех живых организмов. Лес, пруд –дом для животных. Человек на природе: в лесу, у водоема. Правила поведения в природе. Экология  –наука о нашем общем доме –природе. Мир живой природы Мир живой природы. Живые   организмы   –   тела   живой   природы.   Царства   живой   природы:   растения, животные,   грибы,   растения.   Экологические   «профессии»   живых   организмов: производители,   потребители,   разрушители.   Взаимосвязь   между   живыми организмами. Наблюдения за связями между живыми организмами в природе ил на примере живого уголка. Зеленый наряд планеты Растения: почему мы их так называем. Красоты и многообразие мира растений. Растения дикорастущие и культурные. Леса –богатства нашей планеты. Сколько лет «растет» лес. Необходимость охраны лесов. Меры по сохранению редких и исчезающих видов растений. Охраняемые виды растенийсвоей местности. Уход за растениями дома, в классе, на пришкольном или садовом участке. Эти удивительные животные  Многообразие мира животных. Животные рядом с нами: в квартире, в парке, в лесу. Редкие и исчезающие виды животных. Охрана животных. Охраняемые виды животных   своей   местности.   Наши   домашние   любимцы.   Правила   содержания   и ухода за животными (дома, в живом уголке). Грибное царство Грибы   –живые   организмы.Сходства   грибов   с   растениями   и   животными.  Роль   и значение грибов в природе, для человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора   грибов.А   что   у   вас   на   обед?Взаимоотношения   растений   и   животных. Пищевые   связи   между   живыми   организмами.   Пищевые   цепи.   Наблюдение   за пищевыми связями в сообществе живых организмов: экскурсия в парк, наблюдение за обитателями аквариума, живого уголка. Это наш уютный дом, хорошо живется в нем! Взаимоотношения растений и животных. Использование животными растений для создания жилищ и укрытий (гнезда птиц, муравейники, укрытия из листьев для личинок насекомых и пр.); роль растений в создании благоприятных условий для жизни животных и других растений –защита от солнца, ветра, дождя. Наблюдения в   природе:   животные   и   их   жилища   .Как   рябинка   в   соседний   лес переехалаВзаимоотношения   растений   и   животных.   Участие   животных   в размножении   и   распространении   растений.   Взаимовыгодное   сотрудничество растений   и   животных:   перенос   насекомыми   (и   птицами)   пыльцы   цветковых растений, перенос животнымисемян растений и спор грибов. Приспособленность растений к распространению семян и опылению с помощью животных. Наблюдения в природе за участием животных в размножении растений. Природа и человек Человек –часть природы Человек –живой организм, часть природы. Признаки, объединяющие человека с живой природой и отличающие его от других живых организмов (биологические и социальные   признаки   и   свойства   человека).   Природа   и   человек.   Зависимость человека   от   живой   и   неживой   природы.   Этическое   и   эстетическое   значение природы  в жизни  человека. Освоение  человеком  законов  природы  посредством практической деятельности. Влияние деятельности человека на природу (на  примере своей местности), природоохранительная деятельность человека. Личный вклад каждого человека в сохранение природы. Мир родного края Родина, родной край. Природа родного края: объекты неживой и живой природы. Красота родного края, природные и исторические достопримечательности. Забота о Родине, родном крае – долг и жизненная необходимость каждого человека. Тематический план программы курса внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»          № Тема занятия 1.  Дом, в котором мы живём. Природа  нашей планеты. С любовью о природе   2. Солнышко лучистое. Воздух –  невидимка. По тропинке в лес пойдём   3. Вода­ водица, всему сестрица.  Невидимые нити  4. Будь добрым к природе . Волшебная  кладовая. Растения просят помощи  Чудесный мир насекомых Звери и птицы зимой. Эти удивительные животные. Угадай птицу  5. 6. 7­ 8. 9. 10. Мы – друзья птиц  11­ 12. 13­ 14. Природа – наш общий дом Охраняемые животные и растения  нашего края Жизнь в воде и у воды 15­ 16. 17. Великий учитель Природа  Доктор – Природа. Человек – часть  природы. 18­ 19. 20. Викторина «Походная аптечка»  21. Конкурс стихов о природе  Кол –  во час.  1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 2 1 2 1 1 Дата  проведения Вид занятий  Беседа  Экскурсия в лес  Занятия в рабочей  комнате  Занятия в рабочей  комнате  Занятия в рабочей  комнате  Занятия в рабочей  комнате  Занятия в рабочей  комнате,  наблюдения Игра  Практическая  работа  Занятия в рабочей  комнате Беседа.  Заочная  экскурсия в  краеведческий музей Беседа, викторина Беседа  Занятия в рабочей  комнате  Викторина  Конкурс 22. Вредных животных нет! 23. Поможем природе  24. Праздник друзей природы  25. Экскурсия в природу  Игры на свежем воздухе 26­ 27. 28. Конкурс рисунков о природе  29. Наблюдения за природой. Мир родного края. Расчистка прилегающих к школе  территорий. 30­ 31. 32. Лес ­ наше богатство. Грибное  царство. 33. Итоговое занятие  1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 Беседа  Беседа.  Практическая  работа. Занятия в рабочей  комнате  Экскурсия  Игра  Занятия в рабочей  комнате  Наблюдения  Практическая  работа  Занятия в рабочей  комнате  Игры, конкурсы. VI.Перечень  учебно – методического обеспечения: 1.М.: ООО «Русское слово 1. Программа курса «Введение в экологию». 1­4 классы/ авт.­сост. Е.С. Воробьева. –М.: ООО «Русское слово­учебник», 2015.­32 с. –(ФГОС. Внеурочная деятельность). 2. Методические рекомендации к учебному пособию Е.С. Воробьевой «Введение в  экологию. Наша прекрасная планета» для 1 класса общеобразовательных  учреждений/ авт.­сост. Е.С. Воробьева.­учебник», 2013. 3. Воробьева Е.С. Введение в экологию. Наша прекрасная планета: учебное  пособие для 1 класса общеобразовательных организаций.­М.: ООО «Русское  слово­учебник», 2013 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Наша прекрасная планета»   для обучающихся 1  класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2018