Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл
09.04.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная азбука" разработана с целью заинтересовать детей, дать первоначальные представления об игре, выучить шахматные фигуры в занимательной форме.
ПЗ И РП Шахматная азбука(1) 16-17.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4                                                                                                                                г. о. Орехово­Зуево Рабочая программа внеурочной деятельности                                    общекультурного направления «Шахматная азбука». Составитель: Чурсина Анна Евгеньевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории. 2016г.                                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.                       Рабочая   программа   по   шахматам     адресована   для   учащихся   первых   классов   средней общеобразовательной   школы   и   составлена   на   основе   авторской   программы   «Шахматы   ­   школе»   под редакцией И. Г. Сухина,  рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации  в соответствии   с   требованиями   ФГОС   начального   общего   образования   и   обеспечена   УМК   (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы  И. Г. Сухиным).  Актуальность. В   центре   современной   концепции   общего   образования   лежит   идея   развития   личности   ребёнка, формирование   его   творческих   способностей,   воспитание   важных   личностных   качеств.   Всему   этому   и многому   другому   способствует   процесс   обучения   игре   в   шахматы.   Шахматы   как   специфический   вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».  Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.  Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20­ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.  Президент Международной шахматной  федерации  К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».                 В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата Мира 2004 г. сказано:   «Шахматы   –   это   не   просто   спорт.   Они   делают   человека   мудрее   и   дальновиднее,   помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».                                Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических   процессов   и   таких   качеств,   как   восприятие,   внимание,   воображение,   память,   мышление, начальные формы волевого управления поведением.                                                                   Цель программы. Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.  Задачи:  Обучающие: ­ формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы; ­ формирование критического мышления; ­ формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; ­ умение находить  простейшие  тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре; ­ умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес; ­ овладение навыками игры в шахматы. Развивающие: ­   формирование   конкретного   системного   мышления,   развитие   долговременной   и   оперативной   памяти, концентрации внимания, творческого мышления; ­ формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность) Воспитательные:  ­ формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА».            Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:      принцип психологической комфортности ­ создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса принцип минимакса ­ обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; принцип   целостного   представления   о   мире   ­   при   введении   нового   знания   раскрывается   его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; принцип   вариативности   ­   у   детей   формируется   умение   осуществлять   собственный   выбор   и   им систематически предоставляется возможность выбора; принцип творчества ­ процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные   выше   принципы   интегрируют   современные   научные   взгляды   об   основах   организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и   личностного развития. Это позволяет рассчитывать на   проявление у детей устойчивого   интереса к занятиям шахматами, появление умений   выстраивать   внутренний   план   действий,   развивать   пространственное   воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Программой   материала отводится 1 час в неделю, 33 учебных недели.   предусматривается   33   шахматных   занятия,   поэтому   для   прохождения   программного ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА».                     Содержание   внеурочного   курса   «Шахматная   азбука»   направлено   на   воспитание   творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной  деятельности.  В  процессе  освоения   курса  у учащихся  начальной  школы укрепляется здоровье, формируются общие и   специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. Внеурочные занятия «Шахматная азбука» способствуют развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).  Универсальными   компетенциями   учащихся   на   этапе   начального   образования   по   физической   культуре являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; —   умения   активно   включаться   в   коллективную   деятельность,   взаимодействовать   со   сверстниками   в достижении общих целей; —   умение   доносить   информацию   в   доступной,   эмоционально­яркой   форме   в   процессе   общения   и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в   суть   явлений,   понимания   закономерностей,   лежащих   в   основе   социальных   явлений.   Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования. Ценность гражданственности –  осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность   человечества.  Осознание   ребёнком   себя   не   только   гражданином   России,   но   и   частью мирового   сообщества,   для   существования   и   прогресса   которого   необходимы   мир,   сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Ценность общения ­ понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Личностные  результаты Метапредметные результаты: Предметные  результаты: РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА – формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей  многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других  народов; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе  представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально­нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать  конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее  эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и  способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о  распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный  контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и  поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и  сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими  существенные связи и отношения между объектами и процессами. – формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии  на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о  физической культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии  и соревнований в соответствии с шахматным кодексом; – выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций; ­развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм  волевого управления поведением. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ КУРСА «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА». 1. Шахматная доска (2 ч) Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания   "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).  "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.  "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные фигуры( 1 ч) Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания  "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.   "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.   "Секретная   фигура".   Все   фигуры   стоят   на   столе   учителя   в   один   ряд,   дети   по   очереди   называют   все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".  "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.   "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)  "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 3. Начальная расстановка фигур ( 2 ч) Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания   "Мешочек".   Ученики   по   одной   вынимают   из   мешочка   шахматные   фигуры   и   постепенно   расставляют начальную позицию.   "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.  "Мяч". Педагог произносит какую­нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому­то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 4. Ходы и взятие фигур ( 16 ч) Правила  хода  и взятия  каждой  из  фигур,  игра  "на  уничтожение",  белопольные  и чернопольные  слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания   "Игра   на   уничтожение"   –   важнейшая   игра   курса.   У   ребенка   формируется   внутренний   план   действий, развивается аналитико­синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).   "Лабиринт".   Белая   фигура   должна   достичь   определенной   клетки   шахматной   доски,   не   становясь   на "заминированные"   поля   и   не   перепрыгивая   их.   "Перехитри   часовых".   Белая   фигура   должна   достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.   "Сними   часовых".   Белая   фигура   должна   побить   все   черные   фигуры,   избирается   такой   маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.   "Кратчайший   путь".   За   минимальное   число   ходов   белая   фигура  должна   достичь   определенной   клетки шахматной доски.   "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить   свою   фигуру   на   определенное   поле.   При   этом   запрещается   ставить   фигуры   на   клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.   "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.   "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.  "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.  "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.  "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.  "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.  "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 5. Цель шахматной партии ( 9 ч) Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания  "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.  "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.  "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.  "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.  "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.  "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.  "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 6. Игра всеми фигурами из начального положения( 4 ч) Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания   "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. «Игра   на   уничтожение»   ­   важнейшая   игра   курса.   У   ребёнка   формируется   внутренний   план   действий, развивается аналитико­синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре «Лабиринт»   Белая   фигура   должна   достичь   определенной   клетки   шахматной   доски,   не   становясь   на заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Кратчайший   путь».   За   минимальное   число   ходов   белая   фигура   должна   достичь   определенной   клетки шахматной доски. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. К концу учебного года дети научатся:  ­ ориентироваться на шахматной доске;  ­ играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил  шахматного кодекса; ­  правильно помещать шахматную доску между партнерами;  ­ правильно расставлять фигуры перед игрой;  ­ различать горизонталь, вертикаль, диагональ;  ­ рокировать, объявлять шах, ставить мат;  ­ решать элементарные задачи на мат в один ход. К концу учебного года дети получат возможность научиться:  ­ шахматным терминам: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,  шах, мат, пат, ничья; ­  называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;   ­ правилам хода и взятия каждой фигуры.                                  ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА.    На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.   Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления: анализ позиции ­ мотив ­ идея ­ расчёт ­ ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.   При   изучении   дебютной   теории   основным   методом   является   частично­поисковый.   Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.   На   более   поздних   этапах   в   обучении   применяется   творческий   метод,   для   совершенствования тактического   мастерства   учащихся   (самостоятельное   составление   позиций,   предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). Метод   проблемного   обучения.   Разбор   партий   мастеров   разных   направлений,   творческое   их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.  Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. Основные формы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и  этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения;  теоретические занятия, шахматные игры,  шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях. Контроль   эффективности   осуществляется   при   выполнении   диагностических   заданий   и   упражнений,   с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в  соревновательной обстановке. № урок Наименование разделов,  тем а 1 Шахматная доска 2 Шахматная доска 3 4 Знакомство с  шахматными фигурами Начальная расстановка  фигур 5 Шахматная доска и  фигуры 6 7 8 9 Знакомство с  шахматной фигурой.  Ладья. Ладья в игре. Знакомство с  шахматной фигурой.  Слон. Слон в игре. 10 Ладья против слона. 11 Знакомство с  шахматной фигурой.  Ферзь. 12 Ферзь в игре. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Характеристика видов деятельности ученика  (на уровне учебных действий) по теме. Плановые  сроки  Фактические сроки (и/или коррекция) Чтение дидактической сказки "Удивительные  приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле,  горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены.  Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами,  организовывать комфортные отношения с партнерами по  игре Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья,  слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и  называть шахматные фигуры.  Познакомиться с понятием: начальное положение,  научиться правильно расставлять фигуры перед игрой.  Познакомиться  с понятиями: ход, взятие, стоять под  боем. Познакомиться с понятием: партнёры, шахматная доска и шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры в  начальное положение. Организовывать комфортные  отношения с партнерами по игре. Познакомиться с фигурой «ладья»: внешний вид,  передвижение по шахматному полю, основные приёмы и  правила.  Познакомиться с понятием: партнёры, шахматная доска  и шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры в  начальное положение. Организовывать комфортные  отношения с партнерами по игре. Познакомиться с фигурой «слон»: внешний вид,  передвижение по шахматному полю, основные приёмы и  правила.  Делать  выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил  шахматного кодекса.  Уважать мнение и решение других Познакомиться с фигурой «ферзь»: внешний вид,  передвижение по шахматному полю, основные приёмы и  правила. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают 13 Ферзь против ладьи и  14 слона. Знакомство с  шахматной фигурой.  Конь. 15 Конь в игре. 16 Конь против ферзя,  ладьи, слона. 17 Знакомство с пешкой. 18 Пешка в игре. 19 Пешка против ферзя,  ладьи, слона. 20 Знакомство с  шахматной фигурой.  Король. 21 Король против других  фигур. 22 Шах. 23 Шах.  24 Мат. Цель шахматной  партии. 25 Мат.  26 Ставим  мат. Ставим  мат. 27 28 Ничья, пат. 29 30 Рокировка. Рокировка.  31 Шахматная партия. 32 Шахматная партия. 33 Повторение  программного  материала. Игра всеми  фигурами. силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с  партнерами по игре.  Познакомиться с фигурой «конь»: внешний вид,  передвижение по шахматному полю, основные приёмы и  правила. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил  шахматного кодекса.   Делать  выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Работать в  парах. Познакомиться с фигурой «пешка»: внешний вид,  передвижение по шахматному полю, основные приёмы и  правила. Делать  выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил  шахматного кодекса.   Делать  выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил  шахматного кодекса.   Познакомиться с понятиями: длинная и короткая   рокировка, шах, мат, пат, ничья. Основные правила  защиты короля. Делать  выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Понятие  «шахматная партия». Научиться объявлять шах. Научиться ставить мат.  Познакомиться с целями шахматной партии. Основные  правила защиты короля. Уметь организовать комфортные отношения с  партнерами по игре. Делать  выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Анализировать положение фигур на шахматной доске. Познакомиться с понятиями: пат, ничья. Оценивать  правильность ходов. Познакомиться с понятиями: рокировка, положение  справа, положение слева. Оценивать правильность ходов. Познакомиться с понятиями: длинная и короткая   рокировка, шах, мат, пат, ничья. Познакомиться с элементарными шахматными задачами и целями. Делать  выводы, выяснять закономерности.  Анализировать ситуацию и принимать правильное  решение. Умение работать в парах. Оценивать свои достижения и достижения других  учащихся. Играть всеми фигурами из начального  положения. Итого:33 часа. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО­МАТЕРИАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО­ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 1. И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно­белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск « Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации 2. И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 3. Демонстрационная магнитная шахматная доска 4. 5. Наборы шахмат.  Набор магнитных шахматных фигур Дидактические шахматные сказки.   Сухин И. Котята­хвастунишки // Сухин И. Книга­выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.   Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга­выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.  Сухин И. От сказки – к шахматам.   Сухин   И.   Удивительные   превращения   деревянного   кругляка   //   Сухин   И.   Книга­выручалочка   по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.   Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.   Сухин И. Хвастуны в Паламеде.  Сухин И. Черно­белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга­выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.  Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах.  Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.   Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.  Добрыня, посол князя Владимира (былина).   Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.   Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.  Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.  Медведев В. Как капитан Соври­голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.  Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).  Остер Г. Полезная девчонка.  Пермяк Е. Вечный Король.  Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.  Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.  Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.  Шаров А. Сказка о настоящих слонах. Стихотворения о шахматах и шахматистах.   Берестов В. В шахматном павильоне.    Берестов В. Игра.   Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.   Ильин Е. Средневековая легенда.    Квитко Л. Турнир.   Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.    Сухин И. Волшебная игра. Художественная литература для детей по шахматной тематике. Булычев К. Сто лет тому вперед.   Велтистов Е. Победитель невозможного.   Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.   Крапивин В. Тайна пирамид.  Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.  Лагин Л. Старик Хоттабыч.   Надь К. Заколдованная школа.   Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.   Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.   Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.   Раскатов М. Пропавшая буква.  Семенов А. Ябеда­Корябеда и ее проделки.   Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга­выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.   Томин Ю. Шел по городу волшебник.   Чжан­Тянь­И. Секрет драгоценной тыквы.   Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина. «СОГЛАСОВАНО»    на заседании ШМО    учителей начальных классов                                         Протокол № 3 Руководитель МО  ______________                                             Аниковская И.Г. «……»……2016г.    «СОГЛАСОВАНО»                    зам. директора по ВР               __________________Лаврова И.В.      «……»………….2016 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматная азбука"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018