Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебный карандаш"
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл
09.04.2018
Программа «Волшебный карандаш» не только дает основательную базу по изобразительному искусству и технологии, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения. У детей появляется интерес к рисованию, формируется художественный вкус. Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления разработана для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
ПЗ и РП Волшебный карандаш(1) 16-17.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое
внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для
удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских
общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы,
помочь им их реализовать.
Направленность программы «Волшебный карандаш » духовнонравственная.
Курс «Волшебный карандаш » реализует духовнонравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классах. Программа
разработана на основе авторской программы Н.А.Лимовой, Т.М.Шиловской, М.В.Хлоповой «Художественная студия «Волшебный карандаш» для
детей младшего возраста, входящей в сборник программ внеурочной деятельности «Начальная школа 2100 , книга 1, Москва, издательство Баласс,
2013 год. Данная программа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. и
соответствует образовательной программе начального общего образования школы. Является модифицированной.
Цель программы – формирование творческой личности через развитие способности использовать различные виды изобразительной
деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
сформировать у обучающихся основы изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого
ребёнка посредством занятий изобразительной и практической деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Развивающие:
развить чувственноэмоциональные проявления: внимание, память, фантазия, воображение;
развивать колористическое видение;
сформировать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
развивать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
рабочее место);
развивать организационноуправленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; содержать в порядке своё
развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество,
общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
воспитывать уважительное отношение к искусству разных стран и народов;
воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
воспитывать аккуратность.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития обучающихся.
Описание места программ «Волшебный карандаш» в учебном плане.
Программа рассчитана на один год обучения. Направленность программы духовнонравственная.
Численность группы — 2025 человек. Год обучения (возраст детей 78 лет) 66 учебных часов;
33 рабочих недели; 2 часа в неделю по 1 часу (в том числе предусмотрены занятия в дни школьных каникул: экскурсии на природе,
посещение музеев и выставок).
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более
сложном творческом уровне. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного
искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методах и приемов учебной работы, при
которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Курс «Волшебный карандаш » реализует духовнонравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классах.
Целесообразность
Данная программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования у обучающихся таких
личностных качеств, как:
уверенность в себе,
доброжелательное отношение к сверстникам,
2 умение радоваться успехам товарищей,
способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Принцип построения программы:
основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Межпредметные связи.
Программа «Волшебный карандаш» не только дает основательную базу по ИЗО и технологии, но и создаёт для обучающихся перспективу
их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения.
Актуальность программы
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие
художественного творчества через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии,
различные типы занятий: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятиеигра, диалог и постановка творческих задач с
индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.
В учебновоспитательный процесс включены также следующие формы проведения занятий:
а) экскурсии в музей и на природу;
б) открытые занятия «День открытых дверей»;
в) занятиеигра;
г) коллективное творчество.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения
обучающихся в подгруппы.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются
электронные наглядные материалы.
3 Ценностные ориентиры содержания программы по внеурочной деятельности.
В основе реализации данной программы внеурочной деятельности лежит системнодеятельностный подход, который предполагает учёт
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм
общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения, ориентацию на достижение цели и основного результата
образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и
уважения его многонационального и поликультурного состава.
Результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Обучающие:
сформированы основы изобразительной грамотности и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого
обучающегося посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Развивающие:
сформированы чувственноэмоциональные проявления;
развито колористическое видение;
сформирован художественный вкус;
развиты сенсорные навыки;
сформированы организационноуправленческие умения и навыки и коммуникативность;
Воспитательные:
сформирован положительный интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
сформировано уважительное отношение к искусству разных стран и народов;
воспитано терпение, воля, усидчивость, трудолюбие;
воспитана аккуратность.
4 воспитано умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
воспитано трудолюбие;
воспитана самостоятельность;
воспитана уверенность в своих силах.
Таблица диагностики, средства контроля
В процессе обучения данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие;
промежуточные;
итоговые.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
2) через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради
преподавателя. Содержание программы.
Разделы программы.
№
Тема
1
Работа с различными материалами (пластилином, бумагой, картоном, ватой, пластмассой, гуашью, акварелью,
фломастерами и т.д.)
Выставки, экскурсии, рисование на воздухе, коллективные панно и коллажи.
Итого:
2
Количество
часов
34
32
66
Предполагаемые результаты реализации программы.
В данной программе учитываются все уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности.
В программе уделено внимание взаимодействию первоклассника с учителем как значимым для него положительным опытом в работе.
5 Также немало важно значение имеет дружелюбное взаимодействие учащихся в коллективе и малых группах, так как именно в такой
социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных навыков, знаний, начинает их ценить.
Особое внимание в программе уделено самостоятельному достижению результатов. Ведь именно в самостоятельном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где встречаются незнакомые люди, не всегда положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится социальным деятелей, гражданином, свободным человеком.
У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские
компетентности.
На протяжении всей работы в программе учитывается здоровьесберегающий аспект. Учащиеся параллельно с обучением закаляются и
оздоравливаются.
Именно такая атмосфера способствует продуктивному обучению, в приобретении и закреплении умений и навыков.
Планируемые результаты внеурочной деятельности по программа «Волшебный карандаш».
К концу обучения учащиеся должны знать:
правила безопасности и личной гигиены;
название материалов и инструментов и их назначение;
названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
Должны уметь:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
использовать в работе различные нетрадиционные техники рисования (монотипия, «посырому», мятая бумага, кляксография и т.д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
рисовать от руки простые фигуры, элементы (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Работа с родителями.
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их
заинтересованное участие в процессе ознакомления младших школьников. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на
родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению
материалов для оформления развлечений, мастер классов, организация посещения галерей и музеев.
6 Формы контроля.
В программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, турниры, конкурсы,
анализ рисунков и т.д.
В качестве контроля также используются критерии определения освоения программы.
умение выполнять по плану учителя или собственному плану;
способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;
рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.
Карта определения уровня освоения программы.
Ф.И. ученика
Уровни освоения программы
1.
2.
Итого:
Карта определения уровня освоения программы заполняется три раза в год разными цветами.
1. На начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений;
2. в середине обучения (декабрь, январь);
3. на конец учебного года (май).
Как итог реализации программы в конце учебного года проводится итоговая выставка детских работ с праздникам; кроме этого, работы
учащихся принимают участие в различного уровня конкурсах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с
теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в
творчестве и приглашением посещать занятия на следующий учебный год.
Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей, к примеру, неуверенный в себе,
замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим
людям, то педагог близок к цели.
7 Календарнотематическое планирование по внеурочной программе «Волшебный карандаш».
№
уро
ка
1
2
3
4
5
6
11
Наименование разделов, тем
Как появилось искусство. Виртуальная
экскурсия в музей. Радужные узоры. В
гости к радуге.
Художники и мастера. Материалы и
инструменты. Аппликация из осенних
листьев.
Природный материал и пластилин.
Грибное лукошко.
Рисуем по точкам, не отрывая руки.
Грибное лукошко.
Природный материал и пластилин.
Осенний букет.
Экскурсия в осенний лес. Краски
природы.
12
Работа с различными материалами.
Коллективное панно «Краски осени».
13 Мастерим из пластилина. Домашние
животные. Корова и овечка.
14 Что и как рисуют художники. Корова.
Особенности изображения животных.
15 Какие бывают линии. Особенности
рисования овечки.
16 Мастерим из пластилина. Лошадка и
17
22
23
кошка.
Знакомство с пейзажами И. Левитана
и И. Шишкина.
Рисуем линиями и штрихами. Пейзаж
«Лес и поле».
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий по теме)
Дети получат возможность познакомиться с понятиями «искусство»,
«виртуальная экскурсия». Научатся приводить в порядок своё рабочее место.
Дети научатся рисовать радугу, вспомнят основные цвета радуги.
Дети получат возможность научиться правильно ориентироваться в
материалах и инструментах. Узнают способы высушивания и работы с
листвой.
Дети получат возможность научиться правильно ориентироваться в
материалах и инструментах. Узнают способы работы с желудями.
Дети получат возможность научиться штриховать по заданному эскизу.
Дети получат возможность научиться работать с пластилином и сочетать его
с природным материалом, подбирать детали по форме и цвету.
Дети получат возможность увидеть красоту родной природы, научатся
наблюдать и сравнивать. Соберут природный материал для изготовления
панно.
Дети получат возможность научиться работать с пластилином и сочетать его
с природным материалом, подбирать цвет и форму.
Дети получат возможность научиться работать с пластилином, подбирать
детали по форме и цвету.
Дети получат возможность научиться рисовать различные линии, подбирать
цвета.
Дети получат возможность научиться рисовать различные линии, подбирать
цвета.
Дети получат возможность научиться работать с пластилином, подбирать
детали по форме и цвету.
Дети получат возможность научиться различать жанры картин. Познакомятся
с понятиями «пейзаж», «натюрморт».
Дети получат возможность научиться рисовать различные линии и штрихи,
подбирать цвета.
Плановые
сроки
05.09
Фактические
сроки (и/или
коррекция)
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
31.10
07.11
14.11
21.11
28.11
8 24 Какие бывают штрихи. Рисуем лошадку. Дети получат возможность научиться рисовать различные линии и штрихи,
25
Волнистая линия. Рисуем кошечку.
26 Художественные образцы из готовых
форм. Семья снеговиков.
27 Мастерим из пластилина. Поросёнок и
кролик.
Экскурсия в зимний лес. Зимняя
сказка.
28
35
36 Основные цвета. Как рисовать гуашью?
Коллективное панно «Морозные узоры».
37
Рисуем овал и круг. Рисуем поросёнка.
38 Необычные линии. Рисование кролика.
39
Рисование штриховкой по трафарету.
Собака.
40 Какие бывают формы. Используем
трафарет. Рисуем ослика.
41 Волнистые линии и окружности. Рисуем
рыбку.
42
49
Виртуальная экскурсия в
дельфинарий. Коллективное панно
«Аквариум».
50 Объёмное конструирование из круга,
овала и полуовала. Рыбка.
51 Встреча двух красок: жёлтая и синяя.
Морской конёк.
52 Мастерим поделку. Украшаем линиями.
53
Тюлень.
Работа с различными материалами.
Поделка из ракушек. Краб.
подбирать цвета.
Дети получат возможность научиться рисовать различные линии и штрихи,
подбирать цвета.
Дети получат возможность научиться работать с ватой, создавать детали и
формы по заданному образцу.
Дети получат возможность научиться работать с пластилином, подбирать
детали по форме и цвету.
Дети получат возможность увидеть красоту родной природы, научатся
наблюдать и сравнивать.
Дети получат возможность научиться использовать гуашь для реализации
художественного замысла. Научатся работать в парах и в группах, вести
диалог с товарищем.
Дети получат возможность научиться рисовать различные линии и штрихи,
подбирать цвета.
Дети получат возможность научиться рисовать фигуры по заданному
образцу.
Дети получат возможность научиться рисовать штриховкой по трафарету.
Дети получат возможность научиться рисовать ослика с использованием
трафарета.
Дети получат возможность научиться рисовать волнистые линии и
окружности без использования шаблона и циркуля.
Дети получат возможность познакомиться новым миром морских
обитателей.
Научатся работать в парах и в группах, вести диалог с товарищем.
Дети получат возможность научиться правилам выполнения объемных
игрушек.
Дети получат возможность научиться смешивать краски.
05.12
12.12
19.12
26.12
02.01
09.01
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
Дети получат возможность научиться работать с бумагой и картоном и
украшать готовую поделку.
Дети получат возможность научиться работать с ракушками и пластилином. 20.03
13.03
9 54
Рисуем акварелью по влажной бумаге.
Кит и дельфин.
55 Конструирование из бумажных полосок.
Цепочки и завитки. Осьминог.
Экскурсия на пришкольный участок.
Коллаж «Веснакрасна».
56
63
64 Встреча цветов: красная и синяя, красная
и жёлтая. «Весенние пейзажи»
65 Изображать можно поразному. Рисуем
66
радужными карандашами. Акула.
Рисуем фломастером. Итоговая выставка
детских работ.
Дети получат возможность научиться рисовать акварелью по влажной
бумаге.
Дети получат возможность научиться работать с бумажными полосками:
вырезать и склеивать.
Дети получат возможность увидеть красоту родной природы, научатся
наблюдать и сравнивать. Соберут природный материал для коллажа.
Дети получат возможность научиться смешивать красную краску с синей и с
жёлтой. Научатся компоновать рисунок на альбомном листе.
Дети получат возможность научиться рисовать радужными карандашами.
Дети получат возможность научиться рисовать фломастерами по образцу.
Научатся сравнивать и сопоставлять свои работы и одноклассников.
27.03
03.04
10.04
17.04
24.04
15.05
Итого: 66 часов.
Перечень учебнометодического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса:
1.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 19 классы», созданная под руководством народного художника
России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2009г.)
«Примерная программа внеурочной деятельности», автор: В.А.Горский ,Москва «Просвещение» 2011г.
2.
3. Радужный мир. Авторы: Проснякова Т.Н., Ларичева Е.И., Кубышева Е.С. Учебное пособие по внеурочной деятельности для 1го класса:
в 2х частях Самара: Издательский дом «Федоров». Издательство «Учебная литература» 2013 год.
4. Мастер Карандаш: прописи по рисованию для 1го класса. Авторы: Проснякова Т.Н., Кубышева Е.С.
Самара: Издательский дом «Федоров». Издательство «Учебная литература» 2013 год
Список литературы для обучающихся
1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2х частях). – М.: Юный художник, 20012002.
5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
10 6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
10. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
11. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Список литературы для педагога.
1. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
2. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: ДетствоПресс, 2004.
4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
6. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
7. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000..
8. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: ЭксмоПресс, 2002.
9. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
10. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
11. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
12. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
13. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
14. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании ШМО
учителей начальных классов Протокол № 3
Руководитель МО ______________
Аниковская И.Г.
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора по ВР
__________________Лаврова И.В.
«……»……2016г.
«……»………….2016 г.
11
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебный карандаш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебный карандаш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебный карандаш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебный карандаш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебный карандаш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебный карандаш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебный карандаш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебный карандаш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебный карандаш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебный карандаш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебный карандаш"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.