Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
11.11.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"
Данная рабочая программа была составлена для 8 класса, которые учатся по ФГОС. Программа была создана на основе примерной программы для 8 класса по внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС. В программе есть и пояснительная записка, и тематический план и содержание программы.
удив мир раб прогр 8 класс.docx
Муниципальное образование  Гулькевичский район пос. Ботаника муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 пос. Ботаника УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № 1 от  30.08 .2018   года Председатель педсовета _____________  В.И. Дудка РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА   КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   кружок «Удивительный мир» срок реализации программы 1 год возраст обучающихся 14­15 лет Учитель Борисова Александра Андреевна Рабочая   программа   разработана   на   основе:   Примерной   программы   по внеурочной деятельности 8 классов. А.А. Казаченко – М.:  Просвещение, 2014. – 64с.  В соответствии с ФГОС среднего общего образования -2- Пояснительная записка Рабочая   программа   составлена   на   основе   примерной   программы   по внеурочной деятельности  для 8 классов с учетом требований ФГОС, объёма часов учебной   нагрузки,   определенного   учебным   планом   образовательного   учреждения (1ч в неделю, всего 34ч) и УМК авторов. А.А. Казаченко. Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения. Любознательность   школьника,   пытливость   его   ума,   быстрая   увлекаемость новым   заставляет   расширять   границы   информационного   пространства, предлагаемая   программа   позволяет   в   большем   объеме   и   более   разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля. Появляется возможность организовать работу с различного рода познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно­исследовательской деятельности, не менее   важно   проведение   на   занятиях   практических   работ,   минимум   которых обозначен в программе. Цель программы: Воспитание   ищущего,   информационно   всесторонне   развитого,   творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать. Задачи программы: 1. Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом. 2. Расширение   экологических   представлений   младших   школьников, формируемых   в   основном   курсе,   их   конкретизация,   иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров. 3. Обеспечение  более  широкой  и  разнообразной, чем  это   возможно  в рамках основного   курса,   практической   деятельности   учащихся   по   изучению окружающей среды. 4. Расширение кругозора учащихся. 5. Развитие их воображения и эмоциональной сферы. 6. Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла. -3- 7. Последовательное приобщение учащихся к детской научно­художественной,   энциклопедической   литературе   и   развитие   навыков справочной, самостоятельной работы с ней. 2. Общая характеристика учебного предмета Социальный   заказ   на   выпускника   II   образовательной   ступени   диктует формирование   ребенка   как   субъекта   учебного   процесса,   в   связи   с   чем,   его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий). Общий   уровень   подготовки   детей   к   8   классу   и   по   показаниям   результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет   акцентировать   внимание   на   развитие   познавательной   активности, исследовательской и поисковой деятельности.  . Место предмета в учебном плане Федеральный   базисный   учебный   план   для   образовательных   учреждений Российской Федерации отводит 34     часа для обязательного внедрения курса, как «внеурочная деятельность» на этапе  основного общего образования, в том числе: в V, VI, классе по 1 часу в неделю. Программа предмета «внеурочная деятельность » рассчитана на  34 учебных часа.  В   учебном   плане   Учреждения   реализация   программы   осуществляется   в соответствии с требованиями Федерального базисного учебного плана. 4.   Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения конкретного учебного предмета, курса Планируемые результаты. В результате освоения программы обучающиеся научатся:  сознательно решать конфликты;  бережно относится к своему здоровью;  навыкам толерантного общения и поведения. В   результате   освоения   программы   обучающиеся  получат   возможность научиться:  анализировать полученную информацию;  применять полученные   сведения в процессе учения;  самостоятельно изучать научно­популярную литературу. Формирование УУД Личностные результаты: -4-  осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;   умение давать оценку своим действиям;   ориентация   в   человеческих   качествах,   осознание   значимости   таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;   осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);   умение выражать собственное мнение. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:  умение действовать по образцу;  подчинение правилам;  сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых   средств.   Такими   средствами   выступают   речь   (знаки),   образцы, способы действия, правила  умение   строить   собственное   поведение   в   соответствии   с   требованиями конкретной ситуации;  умение   предвосхищать   промежуточные   и   конечные   результаты   действия   и подбирать соответствующие им необходимые средства. Познавательные УУД   формирование   у   школьников   обобщенных   знаний   (отрыв   от   конкретных ситуативных значений);  конкретные   способы   преобразования   учебного   материала,   действия моделирования;  умение выявлять существенное.  Коммуникативные УУД.   социальную   компетентность   и   сознательную   ориентацию   обучающихся   на позиции   других   людей   (прежде   всего,   партнера   по   общению   или деятельности);   умение слушать и вступать в диалог;   участвовать в коллективном обсуждении проблем;   интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  5.  5. Содержание учебного предмета Введение (1ч) Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. -5- 1. Тайны мира. Я –часть мира ( 4 часа) Кто я такой? Что можно и нельзя в жизни? Сто великих мужчин мира Правила этикета за столом Практические  Практикум – 1 час работы с картой. 2. Жили­были динозавры... и не только они (5 ч). Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. Как изучают прошлое Земли. Картины   развития   жизни   на   нашей   планете:   жизнь   в   древнем   море,   выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. (2ч)                              Практикум – 1 час 3. Тайны камней (4 ч). Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль. Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).                      Практикум – 1 час 4.   Загадки   растений   (5   ч).      История   открытия   удивительных   растений: виктории­регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван­чая и т. д.). -6- Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей,  фруктов  и  их муляжей,  приготовление  салатов и чая  с  использованием овощей и дикорастущих трав. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.                           Практикум – 1 час 5. Утконос и компания (5ч). История   открытия   удивительных   животных:   утконоса,   комодского   варана, латимерии и др. Тайна озера Лох­Несс. Существует   ли   снежный   человек?   Загадки   обычных   животных   («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). 6. Планета насекомых (2 ч). Разнообразие   и   многочисленность   насекомых,   их   роль   в   природе   и   жизни человека. Жуки. Дровосек­титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка­агриппа — самая крупная бабочка. Охрана насекомых. Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. Практикум – 4 часа №  п/п Содержани е (темы) 6. Тематическое  планирование   по внеурочной деятельности  «Удивительный мир»  Планируемые результаты (предметные) Элементы содержания Тип урока Кол­ во часов Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникатив ные УУД                                                                                              Введение (1Ч) 1. Введение. Урок откры тия новых знани й Раскрытые и  нераскрытые загадки  нашей планеты: обзор  основных тем курса.  Романтика научного  поиска, радость  путешествий и  открытий. Знать:  нестандартные решения . Уметь: ученики  должны уметь  характеризовать  источники.  Осмысление  гуманистических  традиций и  ценностей  современного  общества. Формирование  осознанного,  уважительного  отношения к  истории. Самостоятельное выделение и  формулирование  познавательной  цели.  Постановка  учебных задач  на основе  соотнесении  того, что уже  известно и  усвоено, и того, что еще не  изучено. Формулировани е собственного  мнения и  позиции, умение задавать  вопросы,  строить  понятные для  партнера  высказывания. Тема 1. Тайны мира. Я –часть мира  – 4 часа 2. 1.  Географич еские  открытия в Урок откры тия новых знани Знать: древние  термины. Расселение  человека на территории . Уметь: показывать на карте первые  Выражение  устойчивых  эстетических  предпочтений и  ориентации на  Умение  ориентироваться  в разнообразии  способов  решения  Определение  последовательн ости  промежуточных целей с учетом  Умение  договариваться  о распределении функций ролей  в совместной древности. й географические  открытия.  -8- искусство, как  значимую сферу  человеческой  жизни. познавательных  задач, выбирать  наиболее  эффективных из  них. 3. 2.  Путешеств ие Марко  Поло. Урок откры тия новых знани й Знать: Личность в  истории и великого  путешественника  Марко Поло. Делать  значимый вывод, его  открытий.  Уметь: Показывать на карте первые открытия  путешественника. Проявлять  эмпатию, как  осознанное  понимание  чувств других  людей и  сопереживание  им. Использовать  знаково­ символические  средства, в том  числе модели и  схемы для  решения  познавательных  задач. 4. 3.  Открытие  Америки.  Экспедици и Д. Кука. Урок откры тия новых знани й Знать: Первых  открывателей Америки, познакомиться с  личностями, как  Колумб и Кук. Уметь: Определять  значение первых  Развитие  морального  сознания и  компетентности в решении  моральных  проблем на  основе  Самостоятельно  выделять и  формулировать  познавательную  цель,  использовать  общие приемы  решения  конечного  результата;  составление  плана и  определение  последовательн ости действий. Принимать и  сохранять  учебную задачу; планировать  свои действия   в соответствии  с поставленной  задачей и  условиями ее  реализации, в  том числе во  внутреннем  плане. Планировать  свои действия в соответствии  поставленной  задачей,  оценивать  правильность  выполнения  деятельности;   задавать  вопросы,  необходимые  для организации собственной  деятельности и  сотрудничества  с партнером. Аргументироват ь свою позицию  и  координировать ее с позициями  партнеров в  сотрудничестве  при выработке  общего решения в совместной  деятельности. Участвовать в  коллективном  обсуждении  проблем,  проявлять  активность во  взаимодействии  для решения -9- открытий. личностного  выбора поставленных  задач. действий. Знать: Русских  путешественников. Уметь: Определять  значение открытий. Урок откры тия новых знани й Определять свою личностную  позицию,  адекватную  дифференцирова нную оценку  своих успехов в  учебе. Выбирать  наиболее  эффективные  способы решения задач,  контролировать и оценивать  процесс и  результат  деятельности. Адекватно  воспринимать  предложения и  оценку  товарищей,  родителей,  учителей. 5. 4.  Покорение  Северного  и Южного  полюса.  Открытия  русских  путешестве нников (А.  Никитин,  Н. М.  Пржевальс кий).                                                                    Практикум – 1 час 6.                                                           Тема.2    Жили­были динозавры... и не только они ­ 5 часов 7 .       1. Движение материков. Знать: Первые истории  расселении динозавров.  Движение материков. Древние материки:  Пангея, Лавразия,  Гондвана. Урок откр ытия новы х знан ий 1 час Осмысление  гуманистических  традиций и  ценностей  современного  общества. Овладение  умениями  работать с  учебной и  внешкольной  информацией Умения изучать, систематизиров ать информацию   из различных источников. коммуникативн ых и  познавательных  задач. Договариваться  о распределении функций ролей  в совместной  деятельности. Умение  работать в  группе,  самостоятельно  строить рассказ  на основе  разных  источников Как изучают прошлое  Земли.Картины  развития жизни на  нашей планете: жизнь в  древнем море, выход  организмов на сушу,  леса каменноугольного  периода, эпоха  динозавров, птицы и  звери прошлого. Уметь: Оперировать  основными знаниями и  понятиями. 8. 9. 2. Древние  материки:  Пангея,  Лавразия,  Гондвана. 3. Как  изучают  прошлое  Земли. Урок комп лекс ного прим енен ия ЗУМ Н  Урок откр ытия новы х знан ий 1 час -10- Формулировать и обосновывать  выводы.  информации. Уметь  критически  относиться к  своему мнению. Умение изучать, систематизиров ать информацию   из различных источников. Выражают адек­ ватное  понимание  причин успеха/  неуспеха учебной деятельности. Самостоятельно  создают  алгоритмы  деятельности  при решении  проблем  различного  характера.   Учитывают установленные в правила планировании   и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Учитывают  разные мнения и стремятся к  координации  различных  позиций в со­ трудничестве,  формулируют  собственное  мнение и  позицию. -11- Имеют целост­ ный, социально  ориентированный взгляд на мир в  единстве и раз­ нообразии наро­ дов, культур и  религий. Формулируют  проблему урока,  самостоятельно  создают  алгоритм  деятельности  при решении  проблемы. Урок откр ытия новы х знан ий 1 час 10­ 11. 4­5.  Картины  развития  жизни на  нашей  планете:  жизнь в  древнем  море, выход  организмов  на сушу,  леса  каменноуго льного  периода,  эпоха  динозавров,  птицы и  звери  прошлого.   12.                                                                                                                     Практикум – 1 час                                                                                                        Тема. 3 Тайны камней – 4часа Принимают   и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом   учебном материале в сотрудничестве с учителем.     Проявляют ак­ тивность во  взаимодействии  для решения  коммуникативн ых и познава­ тельных задач  (задают  вопросы,  формулируют  свои  затруднения,  предлагают  помощь и  сотрудниче­ ство). -12- Определяют  внутреннюю по­ зицию обучающе­ гося на уровне  положительного  отношения к об­ разовательному  процессу, пони­ мают необходи­ мость учения,  выраженную в  преобладании  учебно­ познавательных  мотивов и  предпочтении  социального спо­ соба оценки  знаний. Ставят и  формулируют  цели и проблему  урока; осознанно  и произвольно  строят  сообщения в  устной и  письменной  форме, в том  числе  творческого и  исследовательск ого характера. Планируют  свои действия в соответствии с  поставленной  задачей и  условиями её  реализации, в  том числе во  внутреннем  плане.   Адекватно ис­ пользуют  речевые  средства для  эффективного  решения  разнообразных  коммуникативн ых задач.   13­ 14. 15­ 16. 1­2  Разнообрази е камней.  Кремень и  его роль в  жизни  первобытно го человека.  3­4. Алмаз,  его  применение в ювелирном  искусстве и  технике,  знаменитые  бриллианты. Урок откр ытия новы х знан ий  Урок откр ытия новы х знан ий Знать:   Разнообразие  камней. Кремень и его  роль в жизни  первобытного человека. Алмаз, его применение  в ювелирном искусстве  и технике, знаменитые  бриллианты. Загадки янтаря и  жемчуга. Обыкновенное чудо —  соль. Уметь: Практические работы:  рассматривание  образцов (кремень,  янтарь, каменная соль и т. д.). 17.                                                                                                        Практикум – 1 час                                                                                           Тема. 4.      Загадки растений – 5 часов 18­ 19. 20­ 21. Урок откры тия новых знани й Урок откры тия новых знани й 1­2.  История  открытия  удивительн ых  растений:  виктории­ регии,  раффлезии,  сейшельско й пальмы и  др. 3­4.  Экзотическ ие фрукты:  ананас,  банан,  кокос,  финики и  др. 22. 5. История  возделыван Урок откры тия Знать: История  открытия удивительных растений: виктории­ регии, раффлезии,  сейшельской пальмы и  др. Родина комнатных  растений. Экзотические фрукты: ананас, банан,  кокос, финики и др.  История возделывания  и замечательные  свойства обычных  овощей и фруктов.  Интересные  особенности и  необычное применение  распространенных  дикорастущих растений («дубовая каша», салат  из одуванчиков, чай из  иван­чая и т. д.).Уметь: Практические работы:  рассматривание  растений в гербариях,  рассматривание овощей, фруктов и их муляжей,  приготовление салатов  и чая с использованием  овощей и дикорастущих -13- Проявляют эмпа­ тию, как осознан­ ное понимание  чувств других  людей и сопере­ живание им Используют зна­ ково­ символические  средства, в том  числе модели и  схемы для  решения  познавательных  задач. Проявляют  устойчивый  учебно ­  познавательный  интерес к новым  общим способам  решения задач. Самостоятельно  выделяют и  формулируют  познавательную  цель, используют  общие приёмы  решения задач. Принимают и  сохраняют  учебную задачу; планируют свои действия в  соответствии с  поставленной  задачей и  условиями её  реализации, в  том числе во  внутреннем  плане. Ставят учебную задачу,  определяют  последователь­ ность  промежуточных целей с учётом  конечного  результата,  составляют  план и алгоритм действий Проявляют  устойчивый  учебно ­  Самостоятельно  выделяют и  формулируют  Ставят  учебную  задачу,  Аргументируют свою позицию и  координируют  её с позициями  партнёров в  сотрудничестве  при выработке  общего решения в совместной  деятельности Допускают  возможность  различных  точек зрения, в  том числе не  совпадающих с  их собственной, и  ориентируются  на позицию  партнёра в  общении и  взаимодействии . Допускают  возможность  различных трав.   новых знани й ия и  замечательн ые свойства обычных  овощей и  фруктов. -14- познавательный  интерес к новым  общим способам  решения задач. познавательную  цель, используют  общие приёмы  решения задач. определяют  последователь­ ность  промежуточны х целей с учё­ том конечного  результата,  составляют  план и  алгоритм  действий. точек зрения, в  том числе не  совпадающих с  их собственной, и  ориентируются  на позицию  партнёра в  общении и  взаимодействии . 23. 24­ 25. 26­ 27. Урок откры тия новых знани й . Самостоятельно  выделяют и  формулируют  познавательную  цель. Формирование  знания основных  исторических  событий развития государства и  общества.                                                                                                                   Практикум – 1 час                                                                                   Тема. 5.  Утконос и компания ­ 5 часов 1­2.  История  открытия  удивительн ых  животных:  утконоса,  комодского варана,  латимерии  и др. 3­ 4.Существу ет ли  снежный  человек? Знать История открытия  удивительных  животных: утконоса,  комодского варана,  латимерии и др. Тайна озера Лох­Несс. Существует ли снежный человек? Загадки  обычных животных  («эхолокатор» летучих  мышей, способность  голубя возвращаться  домой, органы чувств  кошки и т. д.).  Урок откры тия новых знани Выражают адек­ ватное понимание причин успеха/  неуспеха учебной деятельности. Самостоятельно  создают  алгоритмы  деятельности  при решении  Учитывают  установленные  правила в  планировании и контроле  Ставят учебные задачи на  основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено, и того, что ещё  неизвестно. Формулируют  собственное  мнение и  позицию, задают вопросы, строят понятные для  партнёра  высказывания. Учитывают  разные мнения и стремятся к  координации  различных 28. 5. Загадки  обычных  животных й . Урок компл ексно го приме нения ЗУМ Н -15- Имеют целост­ ный, социально  ориентированный взгляд на мир в  единстве и  разнообразии  народов, культур  и религий. проблем  различного  характера. Ставят и форму­ лируют  проблему урока,  самостоятельно  создают  алгоритм  деятельности  при решении  проблемы. способа  решения,  осуществляют  пошаговый  контроль. Принимают и  сохраняют  учебную  задачу,  учитывают  выделенные  учителем  ориентиры  действия в  новом учебном  материале в  сотрудничестве с учителем.                                                                                         Тема. 6.        Планета насекомых ­ 2 часа 29­ 30. 1­2  Разнообрази е и  многочисле нность  насекомых,  Урок обобщ ения и систе матиз ации Знать  Разнообразие и  многочисленность  насекомых, их роль в  природе и жизни  человека. Жуки. Дровосек­титан  Выражают устой­ чивые эстетиче­ ские предпочте­ ния и ориентации на искусство, как значимую сферу  Ориентируются  в разнообразии  способов  решения  познавательных  задач, выбирают  Определяют  после­ довательность  промежуточны х целей с  учётом  позиций в со­ трудничестве,  формулируют  собственное  мнение и  позицию. Проявляют ак­ тивность во  взаимодействии для решения  коммуникативн ых и познава­ тельных задач  (задают  вопросы,  формулируют  свои  затруднения,  предлагают  помощь и  сотрудни­ чество). Договариваются о  распределении  функций и  ролей в  совместной знани й. их роль в  природе и  жизни  человека — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка­агриппа — самая крупная  бабочка. Охрана  насекомых. Практические работы:  рассматривание  насекомых в коллекции. -16- человеческой  жизни. наиболее  эффективные  способы их  решения. конечного  результата,  составляют  план и  алгоритм дей­ ствий. деятельности;  задают вопросы, необходимые  для организации собственной  деятельности и  сотрудничества  с партнёром.                                                                                                                Практикум – 34 часа 31­ 34 Итого:34 часа -17- 7.   Описание   учебно­методического   и   материально­технического обеспечения  образовательного процесса 1) «Учебный справочник школьника» Е.Е.Узлова М.: «Дрофа» 2011 2) «Полная энциклопедия школьника» И.Ю. Алексашина М.: «Дрофа» 2011 3) «Жизнь животных» Альфред БремМ.: «Эксмо» 2010 4) «Большая энциклопедия природы»  Клайн Гиффорд М.: «Махаон» 2010 5) «Атлас по биологии» И.Б.Щеглова М.: ОЛМА_ПРЕСС Образование,2011 6) «Атлас по зоологии» И.Б.Щеглова М.: ОЛМА_ПРЕСС Образование,2011 7)   «Растительный   мир»   о,   Корчагина   М.:   «Русское   энциклопедическое товарищество»2010 8. Планируемые результаты  В результате освоения курса внеурочной деятельности в  5 класса  обучающиеся получат представление: сознательно решать конфликты;  бережно относится к своему здоровью;  навыкам толерантного общения и поведения. В  результате   освоения   программы   обучающиеся  получат возможность научиться:  анализировать полученную информацию;  применять полученные   сведения в процессе учения;  самостоятельно изучать научно­популярную литературу. СОГЛАСОВАНО  Заместитель директора по  УВР __________ Ульянова М.Н. ___________2018 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса " Удивительный мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018