Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Оценка 4.7
Документация
docx
изобразительное искусство
1 кл—3 кл
06.05.2019
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"
ПРОГРАММА ГОРОД МАСТЕРОВ.docx
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности  "Город Мастеров"           Программа   внеурочной   деятельности   декоративно­прикладной   направленности "Город Мастеров" разработана для занятий с учащимися 1­3 классов   во   второй   половине   дня    в   соответствии   с   новыми   требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального общего образования.      Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности,   приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование  активной деятельностной позиции.          В   программу   включены   разделы   теоретических  (в   форме   бесед   с    и   практических   знаний, просмотром   иллюстративного   материала), направленных   на  ориентирование   детей   в   предметно   –   практической деятельности,   через   освоение   ими   техник   декоративно­прикладного искусства.        Основа данной программы  ­  познавательная, развивающая деятельность: декоративно­прикладное творчество, конкурсы, экскурсии.          Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Город Мастеров" является по типу ­ образовательной программой по конкретному виду внеурочной деятельности, направление – художественно ­ эстетическое.         Программа   внеурочной  деятельности  "Город  Мастеров"  направлена   на достижение следующих целей:     ­воспитание   личности   творца,   способного   осуществлять   свои творческие   замыслы   в   области   разных   видов   декоративно   –   прикладного искусства;  ­формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к   саморазвитию,  самосовершенствованию     и   самоопределению     в  процессе познания  искусства, истории, культуры, традиций.    Деятельностной   подход    к   разработке   программы     внеурочной деятельности   для   младших   школьников   "Город   Мастеров"   позволяет расширить ряд взаимосвязанных задач:         ­расширить   представления   о   многообразии   видов   декоративно   – прикладного искусства;  ­формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладного искусства;   ­вооружить   детей   знаниями   в   изучаемой   области,   выработать необходимые практические умения и навыки;  ­учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;  ­ приобщать школьников к народному искусству; ­реализовать   духовные,   эстетические   и   творческие   способности   самостоятельное   развивать   фантазию,   воображение,   воспитанников, мышление;   ­воспитывать   художественно   –   эстетический   вкус,   трудолюбие, аккуратность;   ­помогать   детям   в   их   желании   сделать   свои   работы   общественно значимыми; Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   "Город   Мастеров" реализуется  в группе обучающихся младшего школьного возраста для детей 1­3 класса. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 1 класс – 35­ 40 минут; 2­3 класс – 40­45 минут. Программа рассчитана на 34 часа, что соответствует объему часов учебной нагрузки. Занятия   по   программе   внеурочной   деятельности   "Город   Мастеров" проводятся   в   виде   активных   форм   организационного   учебного   процесса: экскурсии, конкурсы, выставки, проекты и др. Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Стабенская средняя школа Рабочая программа внеурочной деятельности  «ГОРОД МАСТЕРОВ» Срок реализации 1 год Возраст детей от 7 до 11 лет программу составила:  учитель первой  категории  Балашова А.Г. д. Покорное 2018 г. Пояснительная записка  Программа   "Город   Мастеров"   разработана   в   соответствии   с требованиями  ФГОС,  имеет  художественно­эстетическую   направленность   в области   декоративно­прикладного   искусства,   которое   является   важным направлением в развитии и воспитании личности младшего школьника. Главная   задача   начальной   школы   –   обеспечить   развитие   личности ребенка. При этом источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Актуальность Во­первых,   это   учебная   деятельность,   направленная   на   овладение ребенком   знаниями   и   умениями,   необходимыми   для   жизни   в   обществе. Овладение   этой   деятельностью   основывается   по   мере   освоения   прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. Во­вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности,   благодаря   творческой   деятельности.   В   отличие   от   учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний, а способствует   проявлению   у   ребенка   самодеятельности,   самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и   с   разной   целью.   Так,   в   учебной   деятельности   решаются   учебно­ тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким­то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково­творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому в рамках творческой деятельности   формируется   общая   способность   искать   и   находить   новые решения,   необычные   способы   достижения   требуемого   результата,   новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.    Программа   "Город   Мастеров"   актуальна   для   Стабенской   СШ   т.к. прекрасно развивает творчество, умственную способность, эстетический вкус, а также конструктивное мышление детей. Цель  –   создание   условий   для   самореализации   личности   младшего школьника   посредством   творческого   воплощения   в   работе   с   различными художественными материалами. Задачи программы Обучающие: ­   изучение   свойств   различных   материалов,   определение   их художественной ценности; ­ обучение основным приемам работы с различными материалами; ­ изучение основных свойств композиции; ­ обучение приемам самостоятельной разработки творческих проектов и умению планировать свою работу; ­ закрепление и расширение знаний и умений полученных в процессе учебной деятельности. Воспитательные: ­ воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; ­   приучить   к   аккуратности   в   работе,   сформировать   стремление поддерживать порядок на рабочем месте; ­   привить   эстетические   чувства,   умения   и   потребности   видеть   и понимать прекрасное. Развивающие: ­   создание   условий   способствующих   раскрепощению   и   раскрытию личности, через индивидуальное творчество; ­ развитие воображения и пространственно­образного мышления; ­ развитие самостоятельности и аккуратности в работе; ­   развитие   у   младших   школьников   эстетического   восприятия окружающего мира; ­   развитие   у   детей   способностей   созидать,   чувствовать   и   создавать гармонию. Теорико­методологической основой программы является Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарт   второго   поколения)   идея   педагогического   сотрудничества, публикации об условиях использования личностно­ориентированного подхода в   педагогической   практике   (О.Газман),   научные   положения   о   развитии воспитательных систем (В.А. Караковский. И.Л. Иванов), понятия и принципы системного подхода А.Н. Леонтьева. Особенности программы Предлагаемая   программа   имеет   творческую   направленность,   которая является условием самореализации личности младшего школьника с учетом индивидуального подхода к выполнению заданий. На   занятиях   в   кружке   «Город   мастеров»   у   детей   формируется способность   рисковать,   гибкость   в   мышлении   и   действиях,   увеличивает скорость   мышления,   способность   генерировать   оригинальные   идеи, восприятие неоднозначных вещей и явлений развивает высокие эстетические ценности.  Работа в кружке планируется с учетов возрастных особенностей детей, таким образом, чтобы она не дублировала программный материал занятий по труду.  Тематика   занятий   строится   у   учетом   интересов   учащихся,   уровнем усвоения   содержания   программы,   темпом   развития   специальных   умений   и навыков,   уровня   самостоятельности   и   умения   работать   в   коллективе,   с сохранением обучающего и развивающего смысла работы.  Программой предусматривается организация работы, направленная  на формирование     творческих отношений внутри коллектива,   осуществления дифференцированного   подхода   к   детям   различной   подготовленности   и одаренности. В   программе   предусмотрены   различные  формы   занятий: традиционные,   комбинированные,   практические   занятия,   а   так   же   игры, праздники и конкурсы. Программа реализуется в несколько разделов: 1.  Конструирование из природного материала. Лесные поделки – 5 часов. Работа с природными материалами вовлекает ребенка в наблюдение за природными   явлениями,   способствует   развитию   наблюдательности   и бережного отношения к окружающей среде.  2. Работа с крупой – 3 часа. В крупяных работах ребенок может реализовать самые интересные и необыкновенные   идеи.   Возможность   использовать   различные   виды   круп, материалов и техники выполнения работы открывают огромный простор для творчества.  3. Соленое тесто – 8 часов. Является   одним   из   самых   древних   видов   декоративно­прикладного искусства.   Соленое   тесто   ­   изумительный   по   своей   доступности   и пластичности   материал. Тесто   очень   пластичное   и   позволяет   проработать мелкие   детали,   на   тесте   остаются   замечательные   отпечатки   от   любых предметов   ­   пуговиц,   ладошек,   вилки,   ткани   ­   любого   предмета,   который будет   интересен   ребенку.  Изделия  из  соленого   теста  можно   сушить  как   в духовке   так   и   просо   на   воздухе.  Тесто   можно   окрасить   любой   краской   – гуашь, акрил, акварель и т.д. А если покрыть лаком, то изделие прослужит долгое время.  4. Аппликация из пластилина – 7 часов. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. Изготовление   пластилиновых   картин   ярких   расцветок   с   применением различных   изобразительных   приёмов   —   увлекательное   занятие,   дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.  Занятие   лепкой   из пластилина   способствует   развитию   мелкой моторики рук. А поделки из пластилиновых жгутиков, шариков по технике очень интересна и привлекательна. 5. Работа из бусин, пуговиц, ракушек и других материалов – 5 часов. Работа с разнообразным материалов способствует совершенствованию техники выполнения творческих работ, продолжает развивать художественно­ эстетическое восприятие предметов. 6. Папье­маше – 6 часов.  Папье­маше   было,   остается   и,   пожалуй,   будет   одним   из   самых популярных рукодельных материалов, так как слепить из массы можно все, что угодно, начиная от простых форм типа тарелок, подложек для панно, сердечек и заканчивая сложными фигурками ­ куклами, статуэтками и т.д., причем никто никогда и не догадается, что в основе массы для лепки обычная бумага или яичные лотки. Занимаясь   папье­маше,   дети   осваивают   новые   способы   работы   с   овладевают   различными   видами   художественной инструментами, деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д. Особенности возрастной группы: Программа кружка «Город мастеров» рассчитана на детей с 7 до 11 лет. Младший   школьный   возраст   ­   начало   школьной   жизни.   Вступая   в   него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания,   умения.   Навыки   ­   создает   необходимую   базу   для   всего   своего последующего   обучения.   Школьная   успеваемость   является   важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самоприятии. При этом учебная деятельность не исчерпывает всех   возможностей   ребенка.   Творческое   самовыражение   не   зависит   от успешности   учебной   деятельности,   художественный   вкус   и   способности могут развиваться обособлено. Именно по этому тематика занятий в кружке «Город   мастеров»   строиться   с   учетом   интересов   учащихся   и   их возможностей.   В   программе   предусмотрены   моменты   индивидуализации сложности   заданий.   Более   сильным   детям   предлагаются   более   сложные конструкции,   менее   подготовленным   существует   возможность   предложить более   простые,   но   не   менее   интересные   работы.   Это   дает   возможность преодолеть   разницу   в   способностях   у   различных   детей,   предостеречь   от боязни трудностей, создать условия для свободного творчества.  Набор в кружок свободный по заявлению родителей С   учетом   индивидуального   подхода   к   каждому   ребенку, занимающемуся в кружке, число обучающихся составляет от 5 до 10 человек. Общее количество занятий в год составляет 34 часа. Проводятся 1 раз в неделю.  Режим занятий: Длительность занятия :1 класс – 35­40 минут; 2­3 класс – 40­45 минут.  В результате обучения по данной программе учащиеся: ­   научаться   различным   приемам   и   техникам   работы   с   природным материалом, бумагой, соленым тестом, пластилином, папье­маше, бусинами, нитками и т.п. ­   научаться   создавать   творческие   композиции   исходя   из   своего внутреннего мироощущения и полученных на занятиях знаний; ­ научаться следовать устным инструкциям, читать и создавать схемы изделий; ­ разовьют мелкую моторику; ­разовьют   внимание,   пространственное   воображение,   художественный вкус, изобретательность и фантазию; ­   получат   знания   о   значении   декоративно­прикладного   искусства   в жизни человека. Методическое и техническое обеспечение программы  1.  Программа кружковой работы, календарно — тематический план.        2. Учебные пособия по технологии  изготовления изделий. 3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ. 4.   Учебно­наглядные   пособия:   проектные   работы   учащихся,   таблицы   по охране   труда,     образцы   готовых   изделий   и   работ,   технологические   карты, инструкционные карты, журналы, книги,  компьютерные презентации. 5.   Материалы   и   инструменты:   краски   акриловые,   грунт   акриловый, текстурная паста, гуашь, кисти,  клей акриловый, клей ПВА,  лак акриловый, лак глянцевый, наждачная бумага, контуры, шнуры, бисер, бусины. Различные   объекты   декорирования:   доски   разделочные,   панно,   шкатулки, канва, тарелки, вазы, рамки  и другие предметы интерьера. Инструменты: ножницы, карандаши, кисти,  высечки и прочее.   6. Помещения, отвечающие санитарно­гигиеническим требованиям, мебель. 7. Компьютер для показа презентаций.  Ожидаемые   результаты  работы по программе     Первый   уровень   результатов  — приобретение   школьниками специальных знаний   о материалах, инструментах, о правилах безопасности труда и личной   гигиены   при обработке различных материалов, о месте   и роли     декоративно­прикладного     искусства   в   жизни   человека,   о   видах декоративно­   прикладного   искусства   (лепка,     роспись,   резьба   и.т.п.),об основах в области композиции, формообразовании, цветоведения, о способах аппликации   в   народном   искусстве   (ткань,   бумага,   кожа),   сочетание аппликации с вышивкой. Второй   уровень  результатов —   получение   учащимися   позитивного опыта выполнения изобразительных работ различной сложности, достижение определенного уровня самооценки посредством участия в творческой жизни образовательного учреждения: развивать ценностное отношение     к понятию красота,   в   декоративно­прикладном   искусстве   и   участие   в   выставках, конкурсах, фестивалях  по декоративно­прикладному искусству. Третий   уровень   результатов  — получение   школьниками опыта самостоятельного   выбора   способа   реализации   своих   творческих   идей, формирование   способности   упорно   трудиться   и     добиваться   требуемого результата,   овладение   основными   секретами   изобразительного   искусства: реализация собственных идей, проектов. Система отслеживания результатов: Проверка усвоения программы проводиться в следующих формах:              ­ проведение выставок работ учащихся ( однодневные ­ проводятся в конце   каждого   занятия   с   целью   обсуждения;   постоянные     ­   проводятся   в помещении, где работают дети; тематические ­ по итогам изучения разделов, тем;   итоговые   –   в   конце   года   организуется   выставка   практических   работ учащихся,   организуется   обсуждение   выставки   с   участием   педагогов, родителей, гостей). ­ участие в школьных тематических выставках и конкурсах; ­ участие в районных выставках и конкурсах творческих работ; ­ создание презентаций и защита своих творческих проектов.  Методические рекомендации                Данная программа адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими   учебного   материала.   Программа   включает   в   себя   создание индивидуальных   и   коллективных   сюжетно­тематических   композиций,   в которых   используются   изделия,   выполненные   в             Во время занятий  для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы учитель использует  аудиокассеты с  записями   звуков   живой   природы   и   музыки.  В   результате   этого,  у   детей происходит   выравнивание   психомоторных   процессов,   изменение   их поведения,   улучшение   личных   взаимоотношений.   Ведь   всем   известно,   что музыка   влияет   на  эмоциональное  состояние   и  настроение   человека.      Для решения   образовательных   задач   программы   необходим   комплекс, включающий методы, приемы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны.   разных   техниках. Методы обучения: ­ репродуктивный (воспроизводящий); ­ иллюстративный   (объяснение   сопровождается   демонстрацией наглядного  материала); ­ проблемный (педагог ставит  проблему и вместе с детьми ищет  пути ее ­ решения); эвристический   (проблемы   ставятся   детьми,   ими   и   предлагаются способы  ее решения;  ­ интеграционный   (проведение   занятий   с   использованием   различных средств искусства);   Данные методы конкретизируются по трем группам: ­словесные ­ устное изложение, рассказ, объяснение; ­наглядные   ­   показ   технических   приемов   демонстрация   наглядных пособий и образцов изделий; ­практические   –   упражнения   по   выполнению   приемов   работы, комплексные работы, самостоятельные работы. Принципы обучения:  «От простого к сложному» Усложнение   материала   осуществляется  с   учетом     возможностей   детей, переход   на   более   высокий   уровень   знаний   происходит   после   усвоения простых основ.   “Знай, где узнать”. Трудно   переоценить   эмоциональное   воздействие  визуальных   образов  на развитие   художественного   творчества   обучающихся.   Необходимо максимально   разнообразить   наглядный   материал   занятий:   технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.  “От повтора через вариации к импровизации”. Системная   работа   по   подготовке   к   самостоятельному   творчеству   должна проходить через поисковый подход к деятельности.  “ Творим  вместе”.   Использование  коллективных форм  работы   необходимы   для   углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.  “Творим  рядом”. В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.  Учебно – тематический план творческого объединения "Город Мастеров" № 1 2   3 4 5 6. Тема Количество часов Теор. Практ. Конструирование из природного материала. Лесные поделки. Работа с крупой. Папье­маше. Соленое тесто. Аппликация из пластилина. Работа из бусин, пуговиц, ракушек и др. материалов. Итого 5 3 6 8 7 5 34 1 1 1 1 1 5 4 5 7 6 4 29 Календарно­тематическое планирование творческого объединения «Город Мастеров» № п/п Тема Содержание Дата 1 2 3 «Чем мы будем заниматься на кружке?»Экску рсия в природу. «Чем мы будем заниматься на кружке?»Экску рсия в природу. Панно «Чудеса из леса». Вступительная беседа. Сбор природного материала. Вступительная беседа. Сбор природного материала. Аппликация из листьев. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Панно «Чудеса Аппликация из из леса». Аранжировка из цветов и плодов. Цветочные вазы. Необычные картинки на бумаге. Тематика на свободную тему. Удивительные птицы. Панно."Давай рассмотрим вместе!" Удивительные птицы. Панно."Давай рассмотрим вместе!" листьев. Составление композиции из цветов и плодов. Аппликация с использованием крупы. Аппликация с использованием крупы и других материалов.  Аппликация с использованием крупы и других материалов.  Вводное занятие «Удивительный мир папье – Беседа с показом изделий из маше». Немного папье – маше. из истории… Изготовление изделия. "Раз мазок, два мазок получаем ­комок". "Где же ты моя задумка?" Блюдце, чашка, тарелка и др. (по выбору детей) Оклеивание формы слоями из обрывков бумаги. Получение фигуры путем наложения дополнительны х слоев бумаги или специальных предметов. 13 14 15 16 17 18 19 20 21 удиви". Вводное занятие «Волшебное тесто». Способы изготовления изделий. Листья и цветы. "Подводное царство". "Подводное царство". "Подводное царство­оживи". "Подводное царство­оживи". «Дерево дружбы», панно. 22 «Дерево дружбы», панно. 23 Вводное занятие. "Чудо роспись Раскрашивание удиви". изделия. "Чудо роспись Раскрашивание изделия. Техника безопасности при работе с резцами, стеками. Вырезание по шаблону. Обработка подручными средствами. Коллективная работа. Лепка композиции по теме. Коллективная работа. Лепка композиции по теме. Раскрашиваем и лакируем изделия. Раскрашиваем и лакируем изделия. Выдавливание тесла с помощью чеснокодавки. Коллективная работа. Выдавливание тесла с помощью чеснокодавки. Коллективная работа. Знакомство с новой техникой Аппликация из пластилина. Беседа. "Мои любимые цветочки". "Семейная фотография". "Семейная фотография". "Замок". тематика свободная "Замок". тематика свободная "Ангел".  тематика свободная Вводное занятие. Собираем бусины, ракушки, файетки, бисер... Собираем бусины, ракушки, Выполнение работы в данной технике. Выполнение работы в данной технике. Выполнение работы в данной технике. Выполнение работы в данной технике. Выполнение работы в данной технике. Выполнение работы в данной технике. Беседа­ знакомство. Показ иллюстраций и поделок. Разработка эскизов и дальнейшее выполнение работы в данной технике. Разработка эскизов и дальнейшее 24 24 26 27 28 29 30 31 32 файетки, бисер... Кулоны и колье прекрасны вдвойне. Кулоны и колье прекрасны вдвойне. 33 34 выполнение работы в данной технике. Разработка эскизов и дальнейшее выполнение работы в данной технике. Разработка эскизов и дальнейшее выполнение работы в данной технике. Для преподавателя: Список литературы  1. Н. А.Андреева «Рукоделие» ­ полная энциклопедия — Москва, 1992.  2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» ­ Санкт ­ Петербург, 1996.  3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002  4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999  5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996. 6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000 7. Необыкновенные украшения из бусин, фетра, пуговиц, ракушек/ Татьяна  Лаптева.­ М. : Эксмо, 2011.­ 80 с. : ил. 8. Книга серии «Золотая библиотека увлечений» Ирины Ханановой ­ Соленое  тесто Москва «АСТ ­ ПРЕСС» 2007г.; 9.Р.Гибсон. Поделки. Папье­маше. Бумажные цветы.­ "Росмэн", Москва  1996г.. 10.Шкицкая И. Ю. Аппликиции из пластилина / И.О. Шкицкая­ Изд. 6­е, стер.­ Ростов н/Д : Феникс, 2012.­ 87, (2) с.: ил.­ (Город мастеров). 10. Черутти Патриция Наве. Декупаж: декоративная отделка предметов  интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство. Для учеников: 1. Н. А.Андреева «Рукоделие» ­ полная энциклопедия — Москва, 1992. 2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» ­ Санкт ­ Петербург, 1996. 3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002 4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999 5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996. 6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город Мастеров"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2019