Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу всё знать » для 4 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО с изменениями и дополнениями);
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных
возможностей учащихся средствами познавательной деятельности.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2Пристанская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА приказом
на заседании МО МБОУ «2Пристанская ООШ»
учителей начальных классов 31.08.2018 г. № 105
от 30.08.2018 протокол № 1
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Хочу всё знать »
для 4 класса
Составитель
Тураева Светлана Сергеевна,
учитель начальных классовд. Пристань – 2, 2018г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Хочу всё знать » для 4 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными
документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
(ФГОС НОО с изменениями и дополнениями);
планом внеурочной деятельности МБОУ «2Пристанская ООШ», на 20182019 учебный год,
утвержденным приказом от 31.08.2018 № 105
Цель: создание условий для расширения творческоинтеллектуальных
возможностей учащихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к
различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной
сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении
деятельности, расширять общий кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и
навыков.
Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения ( основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Обмениваться друг с другом информацией и выражать свое мнение.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учимся работать по предложенному учителем плану.
Учимся отличать верно выполненное задание, от неверного.Познавательные универсальные учебные действия:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную в дополнительной литературе.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне
предложения или небольшого текста)
Слушать и понимать речь других
Вырабатывать общее решение
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
№
Наименование
разделов и тем
1. Вводное занятие.
Кол-
во
часо
в
2 ч.
Раскрытые и
нераскрытые загадки
нашей планеты:
обзор основных тем
курса. Романтика
научного поиска,
радость путешествий
и открытий.
4 ч.
2.
Тайны за горизонтом
Географические
открытия в древности.
Путешествие Марко Поло.
Открытие Америки.
Экспедиции Д. Кука.
Покорение Северного и
Южного полюса. Открытия
русских путешественников
(А. Никитин,
Форма
организации
Основные виды
деятельности учащихся
Беседа.
Познавательная игра
« Путешествие»
Извлекать по заданию
учителя необходимую
информацию из
дополнительных источников.
Понимать и пересказывать и
тексты о природе.
Практические
работы с картой.
Беседы,
,
познавательные
поиск
дискуссии,
в
информации
зале
читальном
библиотеки, защита
проектов
и
презентаций,
об
(по
Понимать
тексты
исторических событиях.
Выбирать вид деятельности.
Извлекать
заданию
учителя)
необходимую
информацию из учебника и
дополнительных источников
информацию и обсуждать
полученные сведения).Н. М. Пржевальский).
5 ч.
3. Жилибыли динозавры...
и не только они
Движение материков.
Древние материки: Пангея,
Лавразия, Гондвана.
Как изучают прошлое
Земли. Картины развития
жизни на нашей планете:
жизнь в древнем море,
выход организмов на сушу,
леса каменноугольного
периода, эпоха динозавров,
птицы и звери прошлого.
просмотр
Беседы,
практическая
работа,
видеофильмов
,
познавательные
поиск
дискуссии,
информации
в
библиотеке, защита
проектов
и
презентаций,
Уметь
использовать
приобретенные знания для
удовлетворения
познавательных интересов,
поиска
дополнительной
информации
Характеризовать
условия,
необходимые для жизни
растений и животных в
Древнем мире.
Рассказывать о жизни в
древнем море,
выход
организмов на сушу, леса
каменноугольного периода,
эпоха динозавров, птицы и
звери
прошлого.
Сравнивать и различать
современный и Древний мир.
Извлекать необходимую
информацию из
дополнительных источников
знаний (словарей,
энциклопедий, справочников)
о растениях и животных и
обсуждать полученные
сведения.
Различать растения и
животных современного мира
и Древнего мира,
используя информацию,
полученную в ходе
наблюдений, чтения, работы с
иллюстрациями.
Характеризовать особенности
древних растений и
животных.
Уметь составлять рассказ о
прошлом.4. Тайны камней.
4ч.
5.
6.
Разнообразие камней.
Кремень и его роль в жизни
первобытного человека.
Алмаз, его применение в
ювелирном искусстве и
технике, знаменитые
бриллианты. Загадки
янтаря и жемчуга.
Обыкновенное чудо —
соль.
Загадки растений
История открытия
удивительных растений:
викториирегии,
раффлезии, сейшельской
пальмы и др. Родина
комнатных растений.
Экзотические фрукты:
ананас, банан, кокос,
финики и др. История
возделывания и
замечательные свойства
обычных овощей и фруктов.
Интересные особенности и
необычное применение
распространенных
дикорастущих растений
(«дубовая каша», салат из
одуванчиков, чай из иван
чая и т. д.).
Утконос и компания
История открытия
удивительных животных:
утконоса, комодского
варана, латимерии и др.
Тайна озера ЛохНесс.
Существует ли снежный
человек? Загадки обычных
животных («эхолокатор»
летучих мышей,
способность голубя
возвращаться домой,
органы чувств кошки
и т. д.).
5 ч.
3 ч.
Внеурочные
экскурсии.
Практические
работы:
рассматривание
образцов (кремень,
янтарь, каменная
соль и т. д.).
Рекомендуемые
внеурочные
экскурсии: в
природу для
знакомства с
местной флорой.
Практические
работы:
рассматривание
растений в
гербариях,
рассматривание
овощей, фруктов и
их муляжей,
приготовление
салатов и чая с
использованием
овощей и
дикорастущих трав.
Беседы,
практическая
работа, экскурсии,
познавательные ,
дискуссии, поиск
информации в
читальном зале
библиотеки, защита
проектов и
презентаций,
свойства
Характеризовать камни.
Анализировать
камней и их внешний вид.
Объяснять роль наблюдений,
опытов,
книг и других
источников информации в
познании окружающего мира
Понимать тексты о
исторических открытиях.
Описывать внешний вид,
характерные особенности
экзотических фруктов,
распространенных
дикорастущих растений.
Группировать объекты
живой природы по
отличительным признакам.
Объяснять роль наблюдений,
опытов,
книг и других
источников информации в
познании окружающего мира
Извлекать
необходимую
информацию из учебника и
дополнительных источников
знаний
Понимать тексты о
исторических открытиях.
Описывать внешний вид,
характерные особенности
удивительных животных..
Группировать объекты
живой природы по
отличительным признакам.
Объяснять роль наблюдений,
опытов,
книг и других
источников информации в
познании окружающего мира7.
8.
4 ч.
5 ч.
Планета насекомых
Разнообразие и
многочисленность
насекомых, их роль в
природе и жизни человека.
Жуки. Дровосектитан —
самый крупный жук.
Скарабей — священный
жук древних египтян.
Бабочки. Совкаагриппа —
самая крупная бабочка.
Охрана насекомых.
Загадки под водой и под
землей.
Как изучают подводный
мир. Киты, дельфины,
акулы. История открытия
гигантского кальмара.
Морские цветы (актинии),
звезды, ежи и другие живые
«чудеса». Жизнь в темных
глубинах океана.
Загадочный мир пещер.
9 Что такое НЛО?
1ч.
Загадки НЛО:
свидетельства, сомнения,
предположения.
1
0.
Заключение
1ч.
Что мы узнали и чему
научились за год.
Рекомендуемые
внеурочные
экскурсии: в
краеведческий
музей для
ознакомления с
энтомологическими
коллекциями.
Практические
работы:
рассматривание
насекомых в
коллекции.
Понимать тексты в стиле
научных статей.
Описывать внешний вид,
характерные особенности
насекомых..
Группировать насекомых по
отличительным признакам.
Объяснять роль наблюдений,
опытов,
книг и других
источников информации в
познании окружающего мира
Извлекать
необходимую
информацию из учебника и
дополнительных источников
знаний
Понимать тексты в стиле
научных статей.
Описывать внешний вид,
характерные особенности
подводного животного и
растительного мира .
Объяснять роль наблюдений,
опытов, книг и других
источников информации в
познании окружающего мира
необходимую
Извлекать
информацию из учебника и
дополнительных источников
знаний
Понимать тексты в стиле
научных статей.
Объяснять роль наблюдений,
опытов, книг и других
источников информации в
познании окружающего мира
Уметь использовать
приобретенные знания для
удовлетворения
познавательных интересов ородном крае.
Уметь выполнять правила
поведения в природе
Приводить примеры
зависимости удовлетворения
потребностей людей от
природы.Тематическое планирование
№ п/п
1.
Вводное занятие.
Тема занятия
2.
3.
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Тайны за горизонтом
Жилибыли динозавры... и не только они
Тайны камней
Загадки растений
Утконос и компания
Планета насекомых
Загадки под водой и под землей.
Что такое НЛО?
Заключение
Итого:
Количество часов
2
4
5
4
5
3
4
5
1
1
34Календарно тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Колво часов
Дата проведения
Приложение №1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Вводное занятие
Географические открытия в древности.
Путешествие Марко Поло. Открытие
Америки. Экспедиции Д. Кука
Покорение Северного и Южного полюса
Открытия русских путешественников
(А. Никитин, Н. М. Пржевальский).
Движение материков. Древние
материки.
Древние материки: Пангея, Лавразия,
Гондвана
Как изучают прошлое Земли.
Картины развития жизни на нашей
планете
Жизнь в древнем море, выход
организмов на сушу, леса
каменноугольного периода, эпоха
динозавров, птицы и звери прошлого
Разнообразие камней.
Кремень и его роль в жизни
первобытного человека
Алмаз, его применение в ювелирном
искусстве и технике, знаменитые
бриллианты.
Загадки янтаря и жемчуга.
Обыкновенное чудо — соль.
История открытия удивительных
растений: викториирегии, раффлезии,
сейшельской пальмы и др
Родина комнатных растений.
Экзотические фрукты: ананас, банан,
кокос, финики и др.
История возделывания и замечательные
свойства обычных овощей и фруктов.
Интересные особенности и необычное
применение распространенных
дикорастущих растений («дубовая
каша», салат из одуванчиков, чай из
иванчая и т. д.).
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
120
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
История открытия удивительных
животных: утконоса, комодского варана,
латимерии и др.
Тайна озера ЛохНесс.
Существует ли снежный человек?
Загадки обычных животных.
Разнообразие и многочисленность
насекомых, их роль в природе и жизни
человека.
Жуки. Дровосектитан — самый
крупный жук
Скарабей — священный жук древних
египтян
Бабочки. Совкаагриппа — самая
крупная бабочка. Охрана насекомых
Как изучают подводный мир. Киты,
дельфины, акулы.
История открытия гигантского кальмара
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и
другие живые «чудеса».
Жизнь в темных глубинах океана.
Загадочный мир пещер.
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения,
предположения.
Заключительное занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1