Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
15.11.2018
Целью курса является формирование интереса к истории своей Малой Родины, расширение собственного культурного кругозора, развитие самосознания школьника.
Задачи курса краеведения познакомить:
- с историей возникновения г. Тулы, его значение в истории Российского государства;
- с оборонительным значением Тулы для Российского государства;
- с народными промыслами и ремеслами Тульского края;
- с жизнью и бытом населения Тульского края;
- с достопримечательностями и памятными местами родного края;
- с великими земляками и их вкладом в мировую культуру и искусство
Мой край.docx
Пояснительная записка
Настоящая программа относится к туристскокраеведческой
направленности.
Школьное краеведение – важный фактор идейнополитического,
нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания
учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и
политическому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные
интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует
практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство,
историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и,
следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие
соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой
деятельности имеется общий предмет изучения – край.
Каждый край нашей страны имеет свои культурные традиции и
памятные места, которые могут стать основой краеведческой работы.
Памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей художественной
культуры, занимают особое место среди объектов искусствоведческого
краеведения. Ясная Поляна, СпасскоеЛутовиново неразрывно связано с
именами Л.Н.Толстого и И.С.Тургенева.
Актуальность настоящей программы заключается в том, что она
позволяет средствами дополнительного образования частично
компенсировать пробелы в знаниях о родном крае и известных людях по
разным предметам, одновременно способствуя и общекультурному развитию
детей.
Встреча с местностью и обстановкой, где жили и творили писатели и
живописцы, музыканты и актеры, знакомство с подлинными документами и их
личными вещами, посещение тех мест, где художниками владели, запечатленные в их творениях мысли и чувства, где их глазам открывались
картины поэтического восприятия окружающего мира, производят яркое,
неизгладимое впечатление. Волнующий эффект присутствия в этих
исторических местах вызывает неповторимое ощущение личной причастности
к культурной традиции края.
Во время занятий дети получают информацию о родном поселке,
районе, области, роли города Тула в истории России; узнают традиционные
для родного края промыслы; знакомятся с культурным наследием Тульской
области, именами знаменитых людей, чья жизнь и творчество были связаны с
Тулой и областью.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического
чувства, дает возможность привлечь к поисковоисследовательской работе.
Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет
две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное
приобретение знаний.
Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста и
направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на
подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Она позволяет
заложить основы краеведческих знаний, опираясь на которые дети смогут
развить свой дальнейший интерес, общаясь с другими источниками
информации, посещая различные кружки в средних и старших классах.
В основе программы развитие личности ребенка посредством знакомства с
историей родного края.
Цели и задачи
Целью курса является формирование интереса к истории своей Малой
кругозора,
Родины,
развитие самосознания школьника.
собственного
расширение
культурного
Задачи курса краеведения познакомить: с историей возникновения г. Тулы, его значение в истории
Российского государства;
с оборонительным значением Тулы для Российского государства;
с народными промыслами и ремеслами Тульского края;
с жизнью и бытом населения Тульского края;
с достопримечательностями и памятными местами родного края;
с великими земляками и их вкладом в мировую культуру и
искусство
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности
каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество
учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных
источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе
даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут
применять их на практике.
Организационнопедагогические основы обучения
К наиболее эффективным формам представления материала по данной
программе, следует отнести мультимедийные презентации. Использование
мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения любой
темы и на любом этапе занятия. Презентация дает возможность педагогу
проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к
проведению занятия кружка по данной программе. Данная форма позволяет
представить изучаемый материал как систему ярких опорных образов,
наполненных исчерпывающей структурированной информацией в
алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы
восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в
фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача изучаемого материала в виде мультимедийной презентации сокращает время
обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии
принтера они легко превращается в твердую копию.
Все методы учитывают возрастные психологические характеристики
учащихся. Существенными новыми качествами у ребят в этом возрасте
становится произвольность поведения, способность к самоорганизации,
рефлексии, умение творчески решать поставленные задания. Вместе с тем,
произвольность процессов еще не у всех учащихся развита на достаточном
уровне. Практические и лекционные занятия построены так, чтобы
максимально заинтересовать учебным материалом учащихся и дать
возможность реализовать свой творческий потенциал.
У детей этого возраста расширяется интерес к социальному миру,
формируются социальные мотивы: ответственность, целеустремленность,
долг, пытливость.
Структура построения занятий
Программа "Мой край" рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся
1 раз в неделю.
Формы организации учебного процесса.
В учебновоспитательный процесс включены нетрадиционные
формы проведения занятий:
экскурсии
просмотр видеофильмов;
защита проектов;
исследовательская деятельность;
викторины;
игры.
Для реализации образовательной программы «Мой край» необходимо
дидактическое обеспечение:
слайды, видео пособия; специальная литература, фотографии;
иллюстрации.
Методы работы, используемые при освоении программы:
объяснительноиллюстрационный;
репродуктивный;
частичнопоисковый;
продуктивный.
В течение всего учебного года поддерживается тесная связь с родителями,
которые принимают участие во многих мероприятиях кружка.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Основным результатом обучения станет формирование у детей
полноценного представления об исторических местах и известных людях
Тульской земли, понимания того, что всем разнообразием знаний о родном
крае можно овладеть при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и
самостоятельно.
К концу года школьники должны знать:
1.
2.
историю родного края;
о семейных традициях, о своей родословной;
3. о растительном и животном мире Тульской области;
4. важные исторические события, связанные с Тульским краем и их
значение для России;
5.
6.
города Тульской области;
достопримечательности и памятные места Тульского края и их
значение в мировой и российской культуры;
7.
великих людей Тульского края и их вклад в мировую культуру и
искусство;
8. народные промыслы Тулы и Тульского края.
Дети будут уметь:
1.
2.
3.
работать с картой и находить города Тульской области;
составлять родословную
отличать филимоновскую игрушку от других; 4.
кратко рассказывать о достопримечательностях и великих людях
Тульского края.
Содержание программы.
Тема 1. Мой край на карте Родины
Что изучает краеведение. Россия Родина моя. Символы государства – герб и
флаг. Гимн России. Символ России – берёза. Стихи, песни о белоствольной.
Рисование берёзы. Тульская область – частица России. Наша область на карте
страны. Значение нашей области для страны.
Тема 2. Природа родного края
Растительный мир средней полосы. Растения Тульской области, занесенные в
Красную книгу. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов.
Культурные растения нашего района. Лекарственные растения. Грибы.
Животный мир Тульского края. Животный мир Тульского края. Животные,
занесенные в Красную книгу.
Тема 3. Я и моя семья.
Родной дом и семья. Члены семьи.
Профессии моих родителей.
Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…». Моя родословная.
Родословное древо.
Тема 4. Тула историческая.
Край наш Тульский. Города Тульской области. Карта области. Как Тула
строилась. Тула древняя. Тульский Кремль. Герб Тулы. Жизнь и быт
населения Тульского края. Одежда крестьян Тульского края. Фольклор,
праздники туляков. Пиры и питание тульских крестьян.
Тема 5. Тульские ремесла. Чудомастера Тулы. Тула – город оружейников. Музей оружия. Тульский
самовар. Самоварных дел мастера. Пряничное дело. Музеи пряников в г.
Тула. Тульская гармонь. Н.И. Белобородов – создатель тульской гармоники.
Тульская народная игрушка. Филимоновская игрушка.
Тема 6. История нашего района.
Откуда пошло название Чернь. Исторические места п. Чернь. Известные люди
земли Чернской. Поэты родного края.
Тема 7. Памятные места и известные люди земли Тульской.
Памятные места Тульской области. Ясная Поляна – доммузей Л.Н. Толстого.
Яснополянская школа. И.С. Тургенев – «Дворянин Тульской губернии». В.А.
Жуковский – уроженец Белевского уезда Тульской области. Поленов В.Д,
мастер лирического пейзажа. Дом над Окой. Даргомыжский В.А. – наш
земляк. Командир легендарного крейсера «Варяг» В.Ф. Руднев. А.Т.
Болотов – основоположник русской агрономической науки.
Календарное – тематическое планирование «Мой край» № п/п
Дата
Название темы занятия.
проведени
я
Количест
во часов. 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Мой край на карте Родины
Краеведение наука о родном крае. Россия
Родина моя. Символы государства – герб и
флаг. Гимн России.
Символ России – берёза. Стихи, песни о
белоствольной. Рисование берёзы.
Тульская область– частица России. Наша
область на карте страны. Значение нашей
области для страны.
Природа родного края
Растения Тульской области, занесенные в
Красную книгу.
Водоемы нашего края. Растения и животные
водоемов.
Культурные растения нашего района. Работа
с гербарием. Лекарственные растения. Грибы.
Животный мир Тульского края.
Животные, занесенные в Красную книгу.
Обобщающее занятие. Игра «Знаток
природы»
Я и моя семья
Родной дом и семья. Профессии моих
родителей.
Творческий конкурс «Старая фотография из
семейного альбома рассказала…».
Тула историческая
Как Тула строилась. Тула древняя. Герб
Тулы – отражение исторического значения
Тулы. Заочное путешествие по Тульскому
Кремлю.
Экскурсия в школьный краеведческий музей.
Назначение предметов крестьянского быта.
Одежда крестьян Тульского края. Рисование
одежды тульских крестьян. Игра "Слабое
звено"
Тульские ремесла
Чудомастера Тулы.
Тула – город
оружейников. Тульский самовар – гордость
особая. Пряничное дело в Туле. Чаепитие с
Тульским пряником. Тульская гармонь.
Тульская народная игрушка. Филимоновская
игрушка. Лепка Филимоновской игрушки.
3
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
3
2
2 16
17
История нашего района
Откуда пошло название Чернь. Заочная
экскурсия по историческим местам п. Чернь.
Познавательная игра "Умники и умницы"
Памятные места и известные люди
Тульской области
Памятные места Тульской области. Работа с
картой памятных мест Тульского края.
Природные
культурные
и
достопримечательности
2
2
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.