Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
химия
4 кл
04.11.2017
Курс «Мы исследователи» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Одной из основных задач курса «Мы - исследователи» является знакомствo детей с химией как наукой с целью пропедевтической работы и самоопределения детей при выборе профиля обучения в 5 классе;
Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в неделю по 40 минут, всего 68 занятий за учебный год. Предусмотрена возможность комбинирования занятий по 2 часа. Программа курса “Юный исследователь” предназначена для учащихся 4-х классов.Курс «Мы исследователи» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Одной из основных задач курса «Мы - исследователи» является знакомствo детей с химией как наукой с целью пропедевтической работы и самоопределения детей при выборе профиля обучения в 5 классе;
Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в неделю по 40 минут, всего 68 занятий за учебный год. Предусмотрена возможность комбинирования занятий по 2 часа. Программа курса “Юный исследователь” предназначена для учащихся 4-х классов.
Мы - исследователи 4 класс.doc
МАОУ «Гимназия №3»
Рабочая программа
«Мы исследователи» 4 класс
Согласовано
Методический совет
Протокол № 1
От 26.08.2016
Утверждено
Педагогическим советом
Протокол № 281
От 29.08.2016
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мы исследователи»
4 класс 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Мы исследователи» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации
внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Основными задачами курса «Мы исследователи» являются:
знакомствo детей с химией как наукой с целью пропедевтической работы и
самоопределения детей при выборе профиля обучения в 5 классе;
формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и
химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков
исследовательской деятельности;
формирование практических умений и навыков, например, умение разделять смеси;
умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту,
демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные
химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
расширение представлений учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в
природе и жизни человека;
развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебнокоммуникативных
умений; навыков самостоятельной работы;
расширение кругозора учащихся с привлечением дополнительных источников
информации;
развитие умений анализировать информацию, выделять главное, интересное;
воспитание понимания необходимости бережного отношения к природным богатствам;
воспитание экологической культуры.
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания,
но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);
использование самых разнообразных организационных форм ( занятиеопыт, занятие
экскурсия, занятиеигра, занятиепроект, просмотр кинофильмов, занятие
эксперимент, диспуты, викторины и т.д.)
акцент на практические виды деятельности;
обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену клуба путем
развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него
деятельности.
Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в неделю по 40 минут, всего 68 занятий за
учебный год. Предусмотрена возможность комбинирования занятий по 2 часа. Программа
курса “Юный исследователь” предназначена для учащихся 4х классов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
3 В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
В результате изучения программы курса «Юный исследователь»
учащиеся научатся:
обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при
выполнении практических работ и экспериментов;
проводить простейшие исследования свойств веществ;
применять основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование,
эксперимент;
выделять отличительные признаки веществ и химических явлений;
использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;
учащиеся получат возможность научиться:
выявлять признаки химических реакций и условия их протекания
оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни;
работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;
обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой,
средствами Интернета, мультимедийными пособиями.
учащиеся расширят свои знания о:
составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной
жизни;
нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки,
роли воды в природе и способах ее рационального использования;
составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и
способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в
живописи;
составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и
медицинских проблемах, связанных с их применением.
4 Тема 1. Что такое химия. Введение. (3 ч).
СОДЕРЖАНИЕ
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила
безопасности. Химиятворение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические
вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: Знакомство с лабораторной посудой и оборудованием.
Тема 2. Вода (8 ч).
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее
запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа № 2: Круговорот воды в природе. (Основные понятия: испарение,
конденсация, дистилляция).
Практическая работа №3: Очистка воды. (Основные понятия: осветление, фильтрование,
адсорбция).
Проект №1: Роль воды в жизни человека.
Тема 3. Подобное в подобном, или что в чём растворяется. (3 ч).
Смеси и растворы. Разновидности смесей (однородные и неоднородные), области их
использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 4: Приготовление однородных и неоднородных смесей.
Тема 4. Обыкновенное чудо поваренная соль (5ч).
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме
человека. Использование хлорида натрия (поваренной соли) в химической промышленности.
Практическая работа № 5: Очистка поваренной соли. (Основные понятия: отстаивание,
фильтрование, выпаривание).
Практическая работа №6: Выращивание соляных кристаллов.
Тема 5. Химия пищевых веществ и питания человека (12 ч).
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли.
Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения.
Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
5 Практическая работа № 7: Определение качества меда. Проверка меда на наличие примесей.
Практическая работа № 8: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений. Определение
неорганических веществ в семени.
Практическая работа № 10: Химические опыты с жевательной резинкой.
Проект № 2: «Жевательная резинка: вред или польза?»
Тема 6. Бумага (5ч).
Значение слова «бумага». Причины появления бумаги. Из истории создания бумаги. Из чего
в настоящее время изготавливают бумагу. Производство бумаги. Виды бумаги.
Практическая работа № 11: Изучение свойств различных видов бумаги. (Основные понятия:
гладкость, просвет, пористость, растяжимость, мягкость, влагопрочность, горение).
Проект № 3: История возникновения бумаги. Коллекция различных видов бумаги.
Интересные сведения о бумаге.
Тема 7. В мире цвета (4 ч).
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок.
Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 12: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Экскурсиялекция в музей изобразительных искусств.
Тема 8. Химия помощница в быту (14 ч).
Синтетические моющие средства и поверхностноактивные вещества. Косметические моющие
средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. Отбеливатели. Что
такое жёсткая вода и как с ней бороться.
Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 18: Приготовление свечи.
Практическая работа №19: Приготовление мыла.
Практическая работа № 20: Выведение пятен с ткани.
Проект № 4: История мыла (свечи).
Тема 9. Химия – хозяйка домашней аптечки (4 ч).
6 Лекарственные препараты, их виды и назначение. Перманганат калия. Свойства перекиси
водорода. Активированный уголь. Витамины.
Проект № 5: Витаминный алфавит.
Тема 10. Химия – помощница садовода (4 ч).
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные
удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 21: Изучение состава почвы.
Тема 11. Кислоты (3 ч).
Кислоты сильные и слабые. Кислоты могут разъедать одежду и растворять металл. Почему
кислоты вредно действуют на зубы (3 ч).
Практическая работа № 22: Обнаружение кислот при помощи соды и индикаторной бумаги.
12. Тема 12. Невидимые чернила (2).
Симпатические чернила (Невидимые
чернила
, исчезающие
чернила).
Практическая работа №23: Как сделать невидимые чернила.
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (1 ч).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебнотематический план
№
п/п
Наименование темы
Всего
В том числе
Проекты Теоретические
занятия
Практические
занятия
1 Что такое химия.
2 Вода и её значение для человека.
Подобное в подобном, или что в
чём растворяется.
3
3
8
3
2
1
2
1
2
4
2
7 2
2
2
2
Обыкновенное чудо поваренная
соль.
Химия пищевых веществ и
питания человека.
4
5
6 Бумага.
7 В мире цвета.
8 Химия – помощница в быту.
Химия – хозяйка домашней
аптечки
9
10 Химия – помощница садовода
11 Кислоты.
12 Невидимые чернила.
Подведение итогов занятий
кружка. Урок занимательной
химии
15
5
12
5
4
14
4
4
3
2
1
2
2
1
3
4
2
2
1
1
1
3
8
2
1
8
2
2
1
16 Итого
№
заняти
раздел
.
я
и
м
и
х
е
о
к
а
т
о
т
Ч
1
2
3
4
5
6
7
68
10
23
35
тема занятия
№
занятия
в
разделе
1
2
3
1
2
3
4
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная
посуда и оборудование. Правила безопасности.
Химиятворение природы и рук человека. Химия вокруг нас.
Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: Знакомство с лабораторной
посудой и оборудованием.
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в
организме человека.
Практическая работа № 2: Круговорот воды в природе.
Практическая работа № 2: Круговорот воды в природе.
Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой
воды.
8 .8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
а
к
е
в
о
л
е
ч
я
л
д
е
и
н
е
ч
а
н
з
ё
е
и
а
д
о
В
.
я
с
т
е
я
р
о
в
т
с
а
р
м
ё
ч
в
о
т
ч
и
л
и
,
м
о
н
б
о
д
о
п
в
е
о
н
б
о
д
о
П
.
ь
л
о
с
я
а
н
н
е
р
а
в
о
п
о
д
у
ч
е
о
н
н
е
в
о
н
к
ы
б
О
5
6
7
8
1
2
3
1
2
3
4
5
Практическая работа №3: Очистка воды.
Практическая работа №3: Очистка воды.
Проект №1: Роль воды в жизни человека.
Проект №1: Роль воды в жизни человека.
Смеси и растворы. Разновидности смесей (однородные и
неоднородные), области их использования в повседневной
жизни человека.
Практическая работа № 4: Приготовление однородных и
неоднородных смесей.
Практическая работа № 4: Приготовление однородных и
неоднородных смесей.
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и
животных. Солевой баланс в организме человека.
Практическая работа № 5: Очистка поваренной соли.
Практическая работа № 5: Очистка поваренной соли.
Использование хлорида натрия (поваренной соли) в
химической промышленности.
Практическая работа №6: Выращивание соляных
кристаллов.
1
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры,
белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов
растительного и животного происхождения.
9 .
а
к
е
в
о
л
е
ч
я
и
н
а
т
и
п
и
в
т
с
е
щ
е
в
х
ы
в
е
щ
и
п
я
и
м
и
Х
.
а
г
а
м
у
Б
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
Практическая работа № 7: Определение качества меда.
Проверка меда на наличие примесей.
Практическая работа № 7: Определение качества меда.
Проверка меда на наличие примесей.
Практическая работа № 8: Определение нитратов в
продуктах.
Практическая работа № 8: Определение нитратов в
продуктах.
Физиология пищеварения. Продукты быстрого
приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 9: Определение содержания жиров
в семенах растений. Определение неорганических веществ в
семени.
Практическая работа № 9: Определение содержания жиров
в семенах растений. Определение неорганических веществ в
семени.
Практическая работа № 10: Химические опыты с
жевательной резинкой.
Практическая работа № 10: Химические опыты с
жевательной резинкой.
Проект № 2: «Жевательная резинка: вред или польза?»
Проект № 2: «Жевательная резинка: вред или польза?»
Значение слова «бумага». Причины появления бумаги. Из
истории создания бумаги. Из чего в настоящее время
изготавливают бумагу. Производство бумаги. Виды бумаги.
Практическая работа № 11: Изучение свойств различных
видов бумаги. (Основные понятия: гладкость, просвет,
пористость, растяжимость, мягкость, влагопрочность,
горение).
Практическая работа № 11: Изучение свойств различных
видов бумаги. (Основные понятия: гладкость, просвет,
пористость, растяжимость, мягкость, влагопрочность,
горение).
Проект № 3: История возникновения бумаги. Коллекция
различных видов бумаги. Интересные сведения о бумаге.
10 36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
.
а
т
е
в
ц
е
р
и
м
В
.
у
т
ы
б
в
а
ц
и
н
щ
о
м
о
п
я
и
м
и
Х
а
к
й
я
з
о
х
–
я
и
м
и
Х
.
и
к
ч
е
т
п
а
й
е
н
ш
а
м
о
д
5
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
2
3
Проект № 3: История возникновения бумаги. Коллекция
различных видов бумаги. Интересные сведения о бумаге.
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды
красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла,
применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 12: Изготовление минеральных
пигментов разных цветов.
Экскурсиялекция в музей изобразительных искусств.
Экскурсиялекция в музей изобразительных искусств.
Синтетические моющие средства и поверхностноактивные
вещества.
Что такое жёсткая вода и как с ней бороться.
Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и
шампунях.
Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и
шампунях.
Практическая работа № 18: Приготовление свечи.
Практическая работа № 18: Приготовление свечи.
Косметические моющие средства.
Практическая работа №19: Приготовление мыла.
Практическая работа №19: Приготовление мыла.
Средства бытовой химии, применяемые для выведения
пятен. Отбеливатели.
Практическая работа № 20: Выведение пятен с ткани.
Практическая работа № 20: Выведение пятен с ткани.
Проект № 4: История мыла (свечи).
Проект № 4: История мыла (свечи).
Лекарственные препараты, их виды и назначение.
Перманганат калия. Свойства перекиси водорода.
Активированный уголь.
Витамины.
Проект № 5: Витаминный алфавит.
11 58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
.
а
д
о
в
о
д
а
с
а
ц
и
н
щ
о
м
о
п
–
я
и
м
и
Х
.
ы
т
о
л
с
и
К
е
ы
м
и
д
и
в
е
Н
.
а
л
и
н
р
е
ч
и
н
е
д
е
в
д
о
П
в
о
г
о
т
и
е
й
и
т
я
н
а
з
4
1
2
3
4
1
2
3
1
2
1
Проект № 5: Витаминный алфавит.
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф.
Органические удобрения. Минеральные удобрения.
Элементы питания растений.
Практическая работа № 21: Изучение состава почвы.
Практическая работа № 21: Изучение состава почвы.
Кислоты сильные и слабые. Кислоты могут разъедать
одежду и растворять металл.
Практическая работа № 22: Обнаружение кислот при
помощи соды и индикаторной бумаги.
Почему кислоты вредно действуют на зубы.
Симпатические чернила. Невидимые чернила, исчезающие
чернила.
Практическая работа №23: Как сделать невидимые чернила.
Урок занимательной химии.
.
а
к
ж
у
р
к
12
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы исследователи» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.