Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
5 кл
28.05.2018
Рабочая программа по краеведению для проведения занятий по внеурочной деятельности в 5-х классах, в результате изучения которой учащиеся познакомятся с историей Республики Саха и своего родного поселка , с откуда произошли некоторые названия рек, городов. Познакомятся с символикой республики и поселка, растительностью, животнымирабочая программа по краеведению разработанная на 34 часа занятий, по 1 часу в неделю
рабочая программа На земле Олонхо.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
_________________ Директор школы
_________________ ________Н.А.Плотникова
от «___»________2017г. «___»____________2017г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
в 5х классах
«На земле Олонхо»
Программа составлена
педагогомбиблиотекарем
Трофимовой В.В.
п.Айхал
20172018 уч.год. СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативные документы ………………………………………………… 3
2. Пояснительная записка …………………………………………………4
3. Цели и задачи курса ………………………………………………... .4
4. Формы и методы работы …………………………………………………5
5. Результаты изучения курса ………………………………………………….5
6. Организационные условия реализации программы ……………………….6
7. Содержание программы ……………………………………………….. 6
8. Материальнотехническое обеспечение ……………………………………8
9. Личностные и метапредметные результаты ………………………………. 8
10. Ожидаемые результаты курса ……………………………………………..9
11. Прогнозируемые результаты программы ………………………………… 10
12. Учебнотематический план ………………………………………………. 10
13. Список используемой литературы …………………………………………14
2 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Федеральный компонент государственного стандарта;
3. Образовательная программа МБОУ «СОШ№5» на 20172018уч.год;
4. Положение о Рабочей программе по курсу внеурочной деятельности МБОУ
СОШ№5;
5. Санитарноэпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
(утверждены постановлением Главного
3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, положения о Рабочей программе по курсу внеурочной
деятельности МБОУ СОШ № 5, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, задачи
формирования у подростков умения учиться.
Программа по краеведению «На земле Олонхо»
учащихся 5 класса.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся
предназначена для
краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы,
родного края личностноориентированная.
населения, культуры, экономики. Программа истории
Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.
Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного
образовательного стандарта. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, его
нравственности и гражданственности.
В условиях глобальных изменений в мире, работа в области исторического краеведения приобретает
особую значимость, так как углубленное изучение исторических проблем на микроуровне позволяет
сохранить ценностные ориентиры и те исторические традиции, которые зарождались и развивались в
различных уголках нашей России. В 20 веке мы многое растеряли из духовного арсенала, многие относятся к
нашему прошлому созерцательно. Многие не знают историю своей семьи, историю родного края. Выйти из
этого духовного кризиса можно, лишь обратившись к животворным историческим источникам, то есть к
изучению истории родного края.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у
истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей
красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать
историю своего поселка, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее
настоящее, но и ее прошлое.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно
понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа.
История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд
ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.
4 ЦЕЛИ:
главной целью курса является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и
любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры), поселок и желающие
принять активное участие в его развитии;
овладение навыками поиска краеведческой информации;
овладение отбором достоверной информации.
ЗАДАЧИ:
сформировать представление о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития
общества;
сформировать у учащихся знания о родном крае, как о территории со своеобразными природой,
населением, этносом и культурой;
способствовать воспитанию нравственности и патриотизма;
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории,
культуре, природе;
воспитать в ребенке лучшие духовнонравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к
добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
сформировать потребность к поисковой, исследовательской, творческой деятельности.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих
принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных
знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному,
использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной
литературы, ИКТ;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и
самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на
доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием,
призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала
следующей темы;
к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и
талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы работы
игровая;
познавательная;
краеведческая;
5 просмотр презентаций и видеофильмов;
конкурсы;
посещение библиотеки
заочные экскурсии
Результатами изучения курса являются умения:
объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
называть 23 достопримечательности края;
наблюдать и выделять характерные особенности природы;
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников
информации;
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или
самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с
помощью взрослых
создание альбома «Земля Олонхо».
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
учащиеся 5х классов;
общее количество часов 34;
периодичность и продолжительность занятий 1 раз в неделю по 1 часа;
наполняемость группы 10 человек.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах,
индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в библиотеке. Программа курса включает проведение викторин,
составление карт, декоративноприкладное искусство, выпуски газет, составление путеводителей и альбома.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации
могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие
дети.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1год обучения – 20172018 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Краткое описание материала, изучаемого в теоретической и практической части.
I .
Раздел
Тема 1. Введение. Знакомство с программой курса.
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год.
Вводное занятие «Что такое краеведение»
6 Форма занятий: беседа 1 ч.
Раздел
Тема 2. «История земли якутской»
II .
Происхождение народа саха. Бекетов – основатель Якутска. История первых поселений. Открытия
русских землепроходцев.
Форма занятий: лекция – 2 ч., презентация
Тема 3. «Топонимы, герб РС и улусов, флаг»
Что такое топонимы. Происхождение основных якутских названий. Гербы и их происхождение. Флаг.
Форма занятий: лекция – 1ч.
По данной теме предусмотрено практическое занятие 1 ч.
Учащимся предлагается нарисовать герб РС и гербы улусов.
Тема 4. «Нации и народы, проживающие на территории РС» .
Форма занятий – беседа – 1ч.
Практическое занятие – 1ч. Предложить учащимся подготовить сообщение об одном из народов,
живущих на территории РС. Нарисовать представителей в народных костюмах.
Тема 5. Обобщающее занятие.
Практическое обобщающее занятие по разделу II. 1ч.
Составление карты РС, разделение на улусы, прикрепить гербы и представителей народностей,
проживающих на данной территории.
Раздел
III
.
Тема 6. «География Якутии»
Реки и озера Якутии. Климат и рельеф.
Форма занятий: лекция, презентация – 1ч.
Тема 7. «Животный и растительный мир РС»
Особенности местных растений и животных. Красная книга.
Форма занятий: беседа – 1ч.
Тема 8. Обобщающее занятие.
Практическое занятие – 1ч.
Предлагается учащимся нанести на карту реки и озера Якутии. Изготовить карту растительного и
животного мира РС, с прикреплением к ней животных и растений( нарисованных или вырезанных из
журналов).
Раздел
IV
.
Тема 9. «Основные предприятия РС».
Сообщение о градообразующих предприятиях РС.
Форма занятий: лекция, презентация – 1ч.
Раздел
V .
7 Тема 10. «Достопримечательности РС»
Форма занятий: беседа – 1ч.
Практическое занятие – 1ч. Предложить учащимся в свободной форме подготовить сообщения о
достопримечательностях с иллюстрациями, с использованием энциклопедий и Интернета. Объединить все
сообщения, составив электронный путеводитель по РС на блоге.
Раздел
VI
.
Данный раздел объединяет 5 тем по историческому краеведению (9ч.)
Тема 11. «Обряды и праздники народа саха»
Форма занятий: беседа, презентация – 1 ч.
Предлагается учащимся подготовить устное сообщение или презентацию об одном из национальных
праздников или обрядах народа саха.
Практическое занятие – 1ч.
Предложить обыграть один из обрядов.
Тема 12. «Национальная одежда, орнаменты, используемые для украшения»
Якутские орнаменты и их использование.
Национальная одежда.
Форма занятий: лекция – 1 ч., показ иллюстраций или презентация.
Практическое занятие – 1ч.
Предложить учащимся сделать поделку с использованием якутских орнаментов, или украсить одежду,
уздечку, придумав свое сочетание орнаментов.
Тема 13. «Декоративноприкладное искусство».
Резьба по кости. Вышивка бисером. Украшения и предметы личного обихода. Художественная
обработка дерева.
Форма занятий: лекция, презентация, показ иллюстраций – 1 ч.
Практическое занятие – 1 ч.
Художественное оформление чорона или туеска.
Тема 14. «Фольклор народа саха»
Эпос Олонхо. Эпическая поэзия Саха(Якутии).
Форма занятий: беседа – 1ч.
Практическое занятие – 1ч.
Рисунок якутского мифологического дерева «АарКудукЧэрчиМас» или сэргэ.
Тема 15. «Национальная кухня».
Национальные блюда народов Якутии.
Форма занятий: беседа – 1ч.
VII
Раздел
.
Тема 16. «Якуты в годы Великой Отечественной войны»
8 Славные сыны земли якутской. Знаменитые снайпера.
Форма занятий: лекция, презентация, просмотр книг по данной теме – 1ч.
Практическое занятие – 1ч.
Выпуск газеты о знаменитых якутянках , сражавшихся в ВОВ «МЫ СОЛДАТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ»
Раздел
VIII
. «Малая Родина»
Тема 17 «Мирнинский район и поселок Айхал»
Образование Мирнинского района. История образования поселка Айхал. Герб. Топонимы. Народы,
проживающие на территории Айхала.
Форма занятий: беседа – 1ч.
Практическое занятие – 1ч.
Изготовить карту Айхала, прикрепить герб Айхала, представителей в народных костюмах, растения,
животных обитающих на данной территории.
Тема 18. Градообразующие предприятия Айхала»
Фабрика № 8. Фабрика № 14. Рудник «Айхал». Карьер «Айхал». Карьер «Юбилейный». АмГРЭ.
Год ввода в эксплуатацию. Интересные факты.
Форма занятий: лекция, показ книг и иллюстраций – 1ч.
Тема 19. «История улиц поселка Айхал»
Улицы Айхала. В честь кого названы. Знакомство с проектом «Улицы Айхала».
Практическое занятие – 1 ч.
Нанесение на карту п.Айхал название улиц.
Тема 20. «Достопримечательности Айхала»
Знакомство с проектом «Памятные места Айхала».
Форма занятий: практическое занятие 1 ч.
Доработка проекта новыми памятными местами.
Тема 21. Обобщающее занятие.
Составление электронного путеводителя по Айхалу на блоге «Библиомамы алмазного края» в рубрике
«Краеведение».
Практическое занятие – 1 ч.
Раздел
IX
.
Тема 22. «Что я узнал о земле, на которой живу»
Практическое занятие – 1 ч.
Викторина по всем темам курса «Земля Олонхо»
Тема 23. Обобщающее занятие.
Практическое занятие – 2 ч.
Альбом «Земля Олонхо». Сбор всего материала за курс: иллюстраций, рисунков, фотографий,
сообщений.
9 Материально – техническое обеспечение
1.
Проекционное оборудование: мультимедиапроектор; экран.
Энциклопедии, книги
Материалы для художественного творчества (фломастеры, бумага, краски, клей).
2.
3.
Межпредметные связи:
с географией: работа с картами.
с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих
работ, участие в выставках
рисунков и поделок
с уроками информатики: работа с компьютерами и Интернетом
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
воспитание патриотизма, любви и уважения к родному краю, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее народа саха;, культуры народа саха, общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального сообщества; воспитание чувства долга перед
Родиной;
формирование у детей мотивации к обучению
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
регулятивные
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
познавательные
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы;
коммуникативные
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с
его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:
10 осознанное, уважительное
отношение
к культуре родного края, традициям, ценностям,
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог и достигать в
нем взаимопонимание.
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории
Саха(Якутии), экологической культуры, этнокультуры.
умение работать с разными источниками информации ( стратегия работы с текстом, словарями,
интернет ресурсом, и т. д.), анализировать и оценивать информацию.
знание пяти видов лекарственных растений, растений и животных находящихся в Красной книге РС;
умение объяснять названия природных объектов с точки зрения этнической культуры и экологических
традиций (не менее 5 объектов).
усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы
Прогнозируемые результаты
в образовательной сфере:
приобретение учащимися глубоких знаний по истории Саха(Якутии);
приобретение умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах.
В воспитательной сфере:
воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, поселка, уважение и преклонение
перед людьми, защищавшими его свободу и независимость;
достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и
понимании истории края.
В развивающей сфере:
развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще
в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников;
развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
сценарий праздника;
фотоальбом.
плакат;
серия иллюстраций;
альбом;
газета;
справочник;
стенгазета;
11 УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятия
Тео
рия
Практика
К
о
л
в
о
ч
а
с
.
Раздел I
Лек
ция
Раздел II
1
лекц
ия
2
Лек
ция,
само
стоя
тель
ная
рабо
та
Бесе
да,
само
стоя
тель
ная
рабо
та
1
1
Введение. Содержание и задачи курса.
«Что такое краеведение?»
История земли якутской.
Происхождение народа саха. Бекетов –
основатель Якутска. История первых
поселений. Открытия русских
землепроходцев.
Топонимы, герб РС(Я) и улусов,
флаг .Что такое топонимы.
Происхождение основных якутских
названий. Гербы и их происхождение.
Флаг.
Нации и народы, проживающие на
территории РС. Подготовить
сообщение об одном из народов,
живущих на территории РС(Я).
Нарисовать герб РС(Я) и гербы
улусов.
Нарисовать представителей в
народных костюмах.
Составить карту РС(Я), разделить
на улусы, прикрепить гербы и
представителей народностей,
проживающих на данной
территории.
Обобщающее занятие
География Якутии. Реки и озера
Якутии. Климат и рельеф.
Животный и растительный мир РС.
Особенности местных растений и
животных. Красная книга.
Обобщающее занятие
Раздел III.
Лек
ция,
през
ента
ция
лекц
ия
1
1
Нанести на карту реки и озера
Якутии. Изготовить карту
растительного и животного мира
РС, с прикреплением к ней
животных и растений
(нарисованных или вырезанных из
К
о
л
в
о
ч
а
с
.
1
1
1
1
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Основные предприятия РС. Сообщение
о градообразующих предприятиях РС
Достопримечательности РС
Раздел IV.
Лек
ция,
през
ента
ция
Раздел V.
1
Лек
ция,
през
ента
ция
1
журналов).
1
В свободной форме подготовить
сообщения о
достопримечательностях с
иллюстрациями, с
использованием энциклопедий и
Интернета. Объединить все
сообщения, составив
электронный путеводитель по РС
на блоге.
Обряды и праздники народа саха.
Подготовить устное сообщение или
презентацию об одном из национальных
праздников или обрядах народа саха.
Национальная одежда, орнаменты,
используемые для украшения.
Раздел VI.
само
стоя
тель
ная
рабо
та
Лек
ция,
през
ента
ция
1
Обыграть один из обрядов. Игры
народов Якутии.
1
1
Сделать поделку с
использованием якутских
орнаментов, или украсить одежду,
уздечку, придумав свое сочетание
орнаментов.
1
10
11
12
13
14
15
Декоративноприкладное искусство.
Резьба по кости. Вышивка бисером.
Украшения и предметы личного
обихода. Художественная обработка
дерева.
Фольклор народа саха.
Олонхо. Эпическая поэзия
Саха(Якутии).
Национальная кухня
16
Якуты в годы Великой Отечественной
войны». Славные сыны земли якутской.
Знаменитые снайпера.
17
Мирнинский район и поселок Айхал.
Образование Мирнинского района.
История образования поселка Айхал.
Герб. Топонимы. Народы,
проживающие на территории Айхала.
1
1
Художественное оформление
чорона или туеска
Рисунок якутского
мифологического дерева «Аар
КудукЧэрчиМас» или сэргэ.
Громкие чтения эпоса.
1
Конкурс блюд
лекц
ия
лекц
ия
Сам
осто
ятел
ьная
рабо
та
Раздел VII.
Бесе
да,
прос
мот
р
книг
1
Выпуск газеты о знаменитых
якутянках , сражавшихся в ВОв
«МЫ СОЛДАТЫ ВТОРОЙ
МИРОВОЙ»
Раздел VIII.
Бесе
да,
през
ента
ция
1
Нарисовать карту Айхала,
прикрепить герб Айхала,
представителей в народных
костюмах, растения, животных
обитающих на данной территории.
1
1
1
1
18
Градообразующие предприятия
Айхала. Фабрика № 8. Фабрика № 14.
Рудник «Айхал». Карьер «Айхал».
Карьер «Юбилейный». АмГРЭ. Год
ввода в эксплуатацию. Интересные
факты.
История улиц поселка Айхал Улицы
Айхала. В честь кого названы.
Знакомство с проектом «Улицы
Айхала».
Достопримечательности Айхала.
Знакомство с проектом «Памятные
места Айхала».
Обобщающее занятие.
Что я узнал о земле, на которой живу
Обобщающее занятие.
19
20
21
22
23
Бесе
да,
прос
мот
р
книг
,
през
ента
ция
Бесе
да,
само
стоя
тель
ная
рабо
та
ИТО
ГО
1
Дополнить карту Айхала
предприятиями
1
Нанесение на карту улиц Айхала.
Доработка проекта.
1
1
8
доработка проекта новыми
памятными местами
Составление электронного
путеводителя по Айхалу на блоге
«Библиомамы алмазного края» в
рубрике «Краеведение».
Викторина по всем темам курса
«Земля Олонхо»
Электронный альбом «Земля
Олонхо». Сбор всего материала за
курс: иллюстраций, рисунков,
фотографий, сообщений.
34
1
1
1
1
1
6
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.И.Васильев. История Якутии6 (С древнейших времен до 1917г.): учеб.пособие для
ст.кл.сред.шк./Н.И.Васильев; 2е изд. Якутск: Бичик, 2007.152с.
2. У.А.Винокурова. Сказ о народе саха./Обложка В.С.Доллонова и А.С.Трифонова. Якутск:
Национальное книжное издательство «Бичик», 1994. – 144с.
3. Н.Г.Самсонов. Наши имена. – Якутск: Кн.издво, 1989, 144с.
4. Эпос олонхо и эпическая поэзия саха(якутов)/ АН РС(Я). Инт гуманит.исслед.; Сост Д.Сивцев
Суорун Омолоон; Отв.ред. В.Н.Иванов, Якутск, 2003. 292с.: ил., фот.
5. Мирнинский район: история, культура, фольклор/ Адм.муниципального образования «Мирнинский
район»; (Редкол.:Р.Н.Юзмухаметов (отв.ред.) и др..) Якутск: Бичик, 2005. – 280с., илл. – Улусы
Республики Саха (Якутия)
6. В.Дворак. Уруй, Айхал! АК «АЛРОСА» 2001г.
7. А.В.Глушков, В.Г.Осадчий. По рекам и горам Якутии. – Якутск: Кн.издво, 1990. – 208 с., ил.
8. Географический атлас Мирнинского района РС(Якутия)
9. Красная книга Якутской АССР. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений/
Перфильева В.И., Галактионова Т.Ф., Егорова А.А. и др. Новосибирск: Наука, 1987.
10. Б.Ф.Неустроев Саха ойуутамандара, Дьокуускай, 1994с.
11. Блюда народов Якутии/ Сост. В.Н.Федорова. – Якутск: Кн. Издво, 1991. – 208 с., ил.
12. Золотые руки: Пособие для учителя/ Сост. Л.С.Захарова. – Якутск: Нац. Издво «Бичик», 1993. – 48
с.
13. Якутия: во имя великой победы (19411945 гг.) Якутск: Бичик, 2005 г.
14. Р.Д.Попов. О природе Якутии. Якутск: Якутское книжное издательство, 1990. – 88.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.