Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
5 кл
28.05.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Рабочая программа по краеведению для проведения занятий по внеурочной деятельности в 5-х классах, в результате изучения которой учащиеся познакомятся с историей Республики Саха и своего родного поселка , с откуда произошли некоторые названия рек, городов. Познакомятся с символикой республики и поселка, растительностью, животнымирабочая программа по краеведению разработанная на 34 часа занятий, по 1 часу в неделю
рабочая программа На земле Олонхо.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ПРИНЯТО                                                                                         УТВЕРЖДАЮ _________________                                                                          Директор школы _________________                                                                          ________Н.А.Плотникова от «___»________2017г.                                                                  «___»____________2017г. Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5­х классах «На земле Олонхо» Программа составлена педагогом­библиотекарем Трофимовой В.В. п.Айхал 2017­2018 уч.год. СОДЕРЖАНИЕ 1. Нормативные документы        ………………………………………………… 3 2. Пояснительная записка            …………………………………………………4 3. Цели и задачи курса                 ………………………………………………... .4 4. Формы и методы работы          …………………………………………………5 5. Результаты изучения курса     ………………………………………………….5 6. Организационные условия реализации программы     ……………………….6 7. Содержание программы            ……………………………………………….. 6 8. Материально­техническое обеспечение     ……………………………………8 9. Личностные и метапредметные результаты     ………………………………. 8 10. Ожидаемые результаты курса       ……………………………………………..9 11. Прогнозируемые результаты программы     ………………………………… 10 12. Учебно­тематический план       ………………………………………………. 10 13. Список используемой литературы     …………………………………………14 2 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 1. Закон РФ «Об образовании»; 2. Федеральный компонент государственного стандарта; 3. Образовательная программа МБОУ «СОШ№5» на 2017­2018уч.год; 4. Положение о Рабочей программе по курсу внеурочной деятельности МБОУ  СОШ№5; 5. Санитарно­эпидемиологических   требований   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных   учреждениях   государственного санитарного врача  РФ от 29.12.2010г. № 189). (утверждены   постановлением   Главного 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   разработана   на   основе   Федерального   государственного   образовательного стандарта   основного   общего   образования,   положения   о   Рабочей   программе   по   курсу   внеурочной деятельности   МБОУ   СОШ   №   5,   с   учетом   межпредметных   и   внутрипредметных   связей,   задачи формирования у подростков умения учиться. Программа   по   краеведению   «На   земле   Олонхо»     учащихся   5   класса. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся   предназначена   для   краеведческого   содержания,   так   как   программа   включает   характеристику   основных   объектов   природы,   родного   края   личностно­ориентированная. населения,   культуры,   экономики.   Программа   истории   Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.  Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного     стандарта.     Это   одна   из   существенных   основ   корневой   культуры   человека,   его нравственности и гражданственности. В условиях глобальных изменений в мире,  работа в области исторического краеведения приобретает особую   значимость,   так   как   углубленное   изучение     исторических   проблем   на   микроуровне   позволяет сохранить   ценностные   ориентиры     и   те   исторические   традиции,   которые   зарождались   и   развивались   в различных уголках нашей России. В 20 веке мы многое растеряли из духовного арсенала, многие относятся к нашему прошлому созерцательно. Многие не знают историю своей семьи, историю родного края. Выйти из этого духовного кризиса можно, лишь обратившись   к животворным историческим источникам, то есть к изучению истории родного края.   Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока   длинной  дороги  жизни,  у  каждого   из  нас  есть   своя малая   Родина,  со  своим   обликом,  со  своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего поселка, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества. 4 ЦЕЛИ:  главной целью курса   является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники   природы, истории и культуры), поселок и желающие принять   активное участие в его развитии;  овладение навыками поиска краеведческой информации;  овладение отбором достоверной информации. ЗАДАЧИ:  сформировать представление о краеведении, как   о предмете исторического и культурного развития общества;  сформировать   у   учащихся   знания   о   родном   крае,   как   о   территории   со   своеобразными   природой, населением, этносом и культурой;  способствовать воспитанию нравственности и патриотизма;  сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;   воспитать в ребенке лучшие духовно­нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;  сформировать  потребность к поисковой, исследовательской, творческой деятельности.  Обязательным   требованием   достижения   поставленных   задач   является   соблюдение   следующих принципов:  системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю;  научность:  соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;   доступность:  от   легкого   к   трудному,   от   простого   к   сложному,   от   неизвестного   к   известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;  наглядность:  использование    иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;  активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке,   думает   и   действует   самостоятельно,   умение   опираться   не   на   авторитет   учителя,   а   на доказательства и логику мышления;  прочность   знаний   (завершённость   обучения):  завершение   каждой   темы   итоговым   занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы;  к   детскому   творчеству:  представление   свободы   выбора,   создание   атмосферы   раскованности   и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ. Формы и методы работы  игровая;  познавательная;  краеведческая; 5  просмотр презентаций и видеофильмов;  конкурсы;  посещение библиотеки  заочные экскурсии   Результатами изучения курса  являются умения:  объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;  называть 2­3 достопримечательности края;  наблюдать и выделять характерные особенности природы;  ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;  анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;  создавать   творческие   работы,   поделки,   рисунки,   доклады,   фото­коллажи   с   помощью   взрослых   или самостоятельно;  вести   исследовательскую   работу   и   участвовать   в   проектной   деятельности   самостоятельно   или   с помощью взрослых  создание альбома «Земля Олонхо». ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:  учащиеся 5­х классов;  общее количество часов­ 34;  периодичность и продолжительность занятий ­ 1 раз в неделю по 1 часа;  наполняемость группы ­ 10 человек. Программа   предусматривает   проведение   внеклассных   занятий,   работы   детей   в   группах,   парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.  Занятия проводятся 1 раз в неделю  в  библиотеке. Программа курса включает проведение викторин, составление карт, декоративно­прикладное искусство, выпуски газет, составление путеводителей и альбома. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1год обучения – 2017­2018 учебный год. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Краткое описание материала, изучаемого в теоретической и практической части.  I  .  Раздел    Тема 1. Введение. Знакомство с программой курса. Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Вводное занятие «Что такое краеведение» 6 Форма занятий: беседа 1 ч. Раздел    Тема 2. «История земли якутской»  II   .  Происхождение народа саха. Бекетов – основатель Якутска. История первых поселений. Открытия  русских землепроходцев. Форма занятий: лекция – 2 ч., презентация Тема 3. «Топонимы, герб РС и улусов, флаг» Что такое топонимы. Происхождение основных якутских названий. Гербы и их происхождение. Флаг. Форма занятий: лекция – 1ч. По данной теме предусмотрено практическое занятие ­1 ч. Учащимся предлагается нарисовать герб РС и гербы улусов. Тема 4. «Нации и народы, проживающие на территории РС» . Форма занятий – беседа – 1ч.  Практическое занятие – 1ч. Предложить учащимся подготовить сообщение об одном из народов,  живущих на территории РС. Нарисовать представителей в народных костюмах. Тема 5. Обобщающее занятие. Практическое обобщающее занятие по разделу II.­ 1ч. Составление карты РС, разделение на улусы, прикрепить гербы  и представителей народностей,  проживающих на данной территории. Раздел     III   .  Тема 6. «География Якутии» Реки и озера Якутии. Климат и рельеф. Форма занятий: лекция, презентация – 1ч. Тема 7.  «Животный и растительный мир РС» Особенности местных растений и животных. Красная книга. Форма занятий: беседа – 1ч. Тема 8. Обобщающее занятие. Практическое занятие – 1ч. Предлагается учащимся нанести на карту  реки и озера Якутии. Изготовить карту растительного и  животного мира РС, с прикреплением к ней животных и растений( нарисованных или вырезанных из  журналов). Раздел     IV   . Тема 9. «Основные предприятия РС». Сообщение о градообразующих предприятиях РС. Форма занятий: лекция, презентация – 1ч. Раздел     V   . 7 Тема 10. «Достопримечательности РС» Форма занятий: беседа – 1ч. Практическое занятие – 1ч. Предложить учащимся в свободной форме подготовить сообщения о  достопримечательностях с иллюстрациями,  с использованием энциклопедий и Интернета. Объединить все  сообщения, составив  электронный путеводитель по РС  на блоге. Раздел     VI   . Данный раздел объединяет 5 тем по историческому краеведению (9ч.) Тема 11. «Обряды и праздники народа  саха» Форма занятий: беседа, презентация – 1 ч. Предлагается учащимся подготовить устное сообщение или презентацию об одном из национальных  праздников или обрядах народа саха. Практическое занятие – 1ч.  Предложить обыграть один из обрядов. Тема 12. «Национальная одежда, орнаменты, используемые для украшения» Якутские орнаменты и их использование. Национальная одежда. Форма занятий: лекция – 1 ч., показ иллюстраций или презентация. Практическое занятие – 1ч. Предложить учащимся сделать поделку с использованием якутских орнаментов, или украсить одежду, уздечку, придумав свое сочетание орнаментов. Тема 13. «Декоративно­прикладное искусство». Резьба по кости. Вышивка бисером. Украшения и предметы личного обихода. Художественная  обработка дерева. Форма занятий: лекция, презентация, показ иллюстраций – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. Художественное оформление чорона или туеска. Тема 14. «Фольклор народа саха» Эпос Олонхо. Эпическая поэзия Саха(Якутии). Форма занятий: беседа – 1ч. Практическое занятие – 1ч. Рисунок якутского мифологического дерева «Аар­Кудук­Чэрчи­Мас» или сэргэ. Тема 15. «Национальная кухня». Национальные блюда народов Якутии. Форма занятий: беседа – 1ч.   VII Раздел       . Тема 16. «Якуты в годы Великой Отечественной войны» 8 Славные сыны земли якутской. Знаменитые снайпера. Форма занятий: лекция, презентация, просмотр книг по данной теме – 1ч. Практическое занятие – 1ч. Выпуск газеты о знаменитых якутянках , сражавшихся в ВОВ «МЫ СОЛДАТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ» Раздел   VIII      .  «Малая Родина» Тема 17 «Мирнинский район и поселок Айхал» Образование Мирнинского района. История образования поселка Айхал. Герб. Топонимы. Народы,  проживающие на территории Айхала. Форма занятий: беседа – 1ч. Практическое занятие – 1ч. Изготовить карту Айхала, прикрепить герб Айхала, представителей в народных костюмах, растения,  животных обитающих на данной территории. Тема 18. Градообразующие предприятия Айхала» Фабрика № 8. Фабрика № 14. Рудник «Айхал». Карьер «Айхал». Карьер «Юбилейный». АмГРЭ. Год ввода в эксплуатацию. Интересные факты. Форма занятий: лекция, показ книг и иллюстраций – 1ч. Тема 19. «История улиц поселка Айхал» Улицы Айхала. В честь кого названы. Знакомство с проектом «Улицы Айхала». Практическое занятие – 1 ч. Нанесение на карту п.Айхал название улиц. Тема 20. «Достопримечательности Айхала» Знакомство с проектом «Памятные места  Айхала».  Форма занятий: практическое занятие ­ 1 ч. Доработка проекта новыми памятными местами.  Тема 21. Обобщающее занятие. Составление электронного путеводителя по Айхалу на блоге «Библиомамы алмазного края» в рубрике «Краеведение». Практическое занятие – 1 ч. Раздел     IX   . Тема 22. «Что я узнал о земле, на которой живу» Практическое занятие – 1 ч. Викторина по всем темам курса «Земля Олонхо» Тема 23. Обобщающее занятие. Практическое занятие – 2 ч. Альбом «Земля Олонхо». Сбор всего материала за курс: иллюстраций, рисунков, фотографий,  сообщений. 9 Материально – техническое обеспечение 1. Проекционное оборудование: мультимедиапроектор; экран. Энциклопедии, книги Материалы для художественного творчества (фломастеры, бумага, краски, клей). 2. 3. Межпредметные связи:  с географией: работа с картами.  с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов   с уроками изобразительного искусства: оформление творческих  работ,   участие   в   выставках рисунков и поделок  с уроками информатики: работа с компьютерами и Интернетом Личностные   и   метапредметные результаты  Личностные   воспитание   патриотизма,   любви   и   уважения   к   родному   краю,   чувства   гордости   за   свою   Родину, прошлое и настоящее народа саха;, культуры  народа саха, общемирового культурного наследия;  усвоение традиционных ценностей многонационального сообщества; воспитание чувства долга перед Родиной;  формирование у детей мотивации к обучению  развитие   познавательных   навыков   учащихся,   умений   самостоятельно   конструировать   свои   знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метапредметные  результаты регулятивные   планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные  добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.  осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с   использованием учебной литературы; коммуникативные  умение координировать свои усилия с усилиями других.   формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Ожидаемые результаты внеурочной деятельности: 10  осознанное,   уважительное     отношение     к   культуре   родного   края,   традициям,   ценностям, доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог и достигать в нем взаимопонимание.  сформированность   познавательных   интересов   и   мотивов,   направленных   на   изучение   истории Саха(Якутии), экологической культуры, этнокультуры.  умение   работать   с   разными   источниками   информации   (   стратегия   работы   с   текстом,   словарями, интернет­ ресурсом, и т. д.),  анализировать и оценивать информацию.  знание  пяти видов  лекарственных растений,  растений  и животных находящихся в Красной книге РС;  умение объяснять названия природных объектов с точки зрения этнической культуры и экологических традиций (не менее 5 объектов).  усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы  Прогнозируемые результаты ­ в образовательной сфере:  ­ приобретение учащимися глубоких знаний по  истории Саха(Якутии);  ­ приобретение  умений свободно ориентироваться в исторических  событиях и фактах. В воспитательной сфере: ­ воспитание у учащихся  чувства уважения к истории родного края, поселка, уважение и преклонение перед людьми, защищавшими  его свободу и независимость;  ­   достижение   учащимися   высокого   уровня   патриотического   сознания,   основанного   на   знании   и понимании истории края. В развивающей сфере:  ­ развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического  знания,  и вообще в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического  сознания школьников;  ­ развитие творческих способностей учащихся в процессе создания  и  презентации творческих работ. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:  сценарий праздника;  фотоальбом.  плакат;  серия иллюстраций;  альбом;  газета;   справочник;  стенгазета; 11  УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН                 Тема занятия  Тео рия   Практика   К о л ­ в о   ч а с . Раздел I   Лек ция Раздел II   1  лекц ия  2     Лек ция,  само стоя тель ная  рабо та   Бесе да,  само стоя тель ная  рабо та  1  1  Введение. Содержание и задачи курса.  «Что такое краеведение?»  История земли якутской.  Происхождение народа саха. Бекетов – основатель Якутска. История первых  поселений. Открытия русских  землепроходцев.  Топонимы, герб РС(Я) и улусов,  флаг .Что такое топонимы.  Происхождение основных якутских  названий. Гербы и их происхождение.  Флаг.  Нации и народы, проживающие на  территории РС. Подготовить  сообщение об одном из народов,  живущих на территории РС(Я).  Нарисовать герб РС(Я) и гербы  улусов.   Нарисовать представителей в    народных костюмах. Составить  карту РС(Я), разделить на улусы, прикрепить гербы  и  предста­вителей народностей,  проживающих на данной  территории.  Обобщающее занятие    География Якутии. Реки и озера  Якутии. Климат и рельеф.  Животный и растительный мир РС.  Особенности местных растений и  животных. Красная книга.  Обобщающее занятие  Раздел III.  Лек ция,  през ента ция лекц ия      1  1    Нанести на карту  реки и озера  Яку­тии. Изготовить карту  растительного и животного мира  РС, с прикрепле­нием к ней  животных и растений  (нарисованных или вырезанных из   К о л ­ в о   ч а с .    1  1  1    1  №  1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  Основные предприятия РС. Сообщение о градообразующих предприятиях РС  Достопримечательности РС  Раздел IV.   Лек ция,  през ента ция Раздел V.  1    Лек ция,  през ента ция  1 журналов).   1  В свободной форме подготовить  сообщения о  достопримечательностях с  иллюстрациями,  с  использованием энциклопедий и  Интернета. Объеди­нить все  сообщения, составив   электронный путеводитель по РС   на блоге.     Обряды и праздники народа  саха.  Подготовить устное сообщение или  презентацию об одном из национальных праздников или обрядах народа саха.  Национальная одежда, орнаменты,  используемые для украшения.  Раздел VI. само стоя тель ная   рабо та  Лек ция,  през ента ция  1  Обыграть один из обрядов. Игры  народов Якутии.  1   1  Сделать поделку с  использованием якутских  орнаментов, или украсить одежду, уздечку, придумав свое сочетание  орнаментов.  1  10  11  12  13  14  15   Декоративно­прикладное искусство.  Резьба по кости. Вышивка бисером.  Украше­ния и предметы личного  обихода. Художественная обработка  дерева.  Фольклор народа саха.  Олонхо. Эпическая поэзия  Саха(Якутии).  Национальная кухня   16 Якуты в годы Великой Отечественной  войны». Славные сыны земли якутской. Знаменитые снайпера.   17  Мирнинский район и поселок Айхал.  Образование Мирнинского района.  Исто­рия образования поселка Айхал.  Герб. Топонимы. Народы,  проживающие на территории Айхала.   1 1  Художественное оформление  чорона или туеска  Рисунок якутского  мифологического дерева «Аар­ Кудук­Чэрчи­Мас» или сэргэ.  Громкие чтения эпоса.  1  Конкурс блюд    лекц ия лекц ия Сам осто ятел ьная рабо та  Раздел VII.  Бесе да,  прос мот р  книг   1 Выпуск газеты о знаменитых  якутянках , сражавшихся в ВОв  «МЫ СОЛДАТЫ ВТОРОЙ  МИРОВОЙ» Раздел VIII.    Бесе да,  през ента ция  1  Нарисовать карту Айхала,  прикрепить герб Айхала,  представителей в народных  костюмах, растения, животных  обитающих на данной территории. 1 1     1  1   18 Градообразующие предприятия  Айхала. Фабрика № 8. Фабрика № 14.  Рудник «Айхал». Карьер «Айхал».  Карьер «Юби­лейный». АмГРЭ. Год  ввода в эксплуата­цию. Интересные  факты.  История улиц поселка Айхал Улицы  Айхала. В честь кого названы.  Знакомство с проектом «Улицы  Айхала».  Достопримечательности Айхала.  Знакомство с проектом «Памятные  места  Айхала».   Обобщающее занятие.  Что я узнал о земле, на которой живу  Обобщающее занятие.      19  20  21  22  23        Бесе да,  прос мот р  книг ,  през ента ция Бесе да,  само стоя тель ная  рабо та         ИТО ГО   1 Дополнить карту Айхала  предприятиями   1  Нанесение на карту улиц Айхала.  Доработка проекта.  1           1 8 доработка проекта новыми  памятными местами Составление электронного  путеводи­теля по Айхалу на блоге «Библиома­мы алмазного края» в  рубрике «Краеведение». Викторина по всем темам курса  «Земля Олонхо» Электронный альбом «Земля  Олонхо». Сбор всего материала за курс: иллюстраций, рисунков,  фотографий, сообщений.  34      1 1 1 1 1 6   СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  1. Н.И.Васильев. История Якутии6 (С древнейших времен до 1917г.): учеб.пособие для    ст.кл.сред.шк./Н.И.Васильев; 2­е изд.­ Якутск: Бичик, 2007.­152с. 2. У.А.Винокурова. Сказ о народе саха./Обложка В.С.Доллонова и А.С.Трифонова. Якутск:  Национальное книжное  издательство «Бичик», 1994. – 144с. 3. Н.Г.Самсонов. Наши имена. – Якутск: Кн.изд­во, 1989,­ 144с. 4. Эпос олонхо и эпическая поэзия саха(якутов)/ АН РС(Я). Ин­т гуманит.исслед.; Сост Д.Сивцев­ Суорун Омолоон; Отв.ред. В.Н.Иванов, ­ Якутск, 2003.­ 292с.: ил., фот.           5. Мирнинский район: история, культура, фольклор/ Адм.муниципального образования «Мирнинский  район»; (Редкол.:Р.Н.Юзмухаметов (отв.ред.) и др..)­ Якутск: Бичик, 2005. – 280с., илл. – Улусы  Республики Саха (Якутия) 6. В.Дворак. Уруй, Айхал! АК «АЛРОСА» 2001г. 7. А.В.Глушков, В.Г.Осадчий. По рекам и горам Якутии. – Якутск: Кн.изд­во, 1990. – 208 с., ил. 8. Географический атлас Мирнинского района РС(Якутия) 9.  Красная книга Якутской АССР. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений/  Перфильева В.И., Галактионова Т.Ф., Егорова А.А. и др.­ Новосибирск: Наука, 1987. 10. Б.Ф.Неустроев Саха ойуута­мандара, Дьокуускай, 1994с. 11. Блюда народов Якутии/ Сост. В.Н.Федорова. – Якутск: Кн. Изд­во, 1991. – 208 с., ил. 12. Золотые руки: Пособие для учителя/ Сост. Л.С.Захарова. – Якутск: Нац. Изд­во «Бичик», 1993. – 48  с. 13. Якутия: во имя великой победы (1941­1945 гг.) Якутск: Бичик, 2005 г. 14. Р.Д.Попов. О природе Якутии.­ Якутск: Якутское книжное издательство, 1990. – 88.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «На земле Олонхо» ( 5 класс, краеведение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018