Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы чтения" 2 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
2 кл
05.03.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности по программе "Перспектива" для обучающихся вторых классов. Программа разработана, учитывая требования к ФГОС. Программа внеурочной деятельности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ» разработана для внеурочных занятий с обучающимися 1-4 классов на основе федерального государственного стандарта начального общего образования. Воспитательные аспекты осваиваются в процессе игры, когда придуманные детьми персонажи включаются в ситуации, связанные с основами безопасности жизнедеятельности. И действуют в диапазоне значений «правильно - неправильно», «хорошо – плохо», «красиво – некрасиво», «полезно – вредно».
10 РП ВНЕУРОЧКА ОСНОВЫ ЧТЕНИЯ.docx
1 Рабочая программа внеурочной деятельности
«Основы культуры чтения»
2 б класс
(1 час в неделю, 34 часа за год)
Организацияразработчик: ГБОУ школа №331 Невского района СанктПетербурга
Разработчик: Храбан Лилия Григорьевна, учитель начальных классовГБОУ школы
№331 Невского района СанктПетербурга
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………2
1.1. Место занятия внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности……...2
1.2. Описание учебно – методического комплекта………………………………………...25
1.3. Описание планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности…………………………………………………………………………………..56
1.4 Виды и формы контроля планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности…………………………………………………………………………………..67
2. Учебнотематический план………………………………………………………………..7
2.1. Годовой учебнотематический план …………………………………………………... 78
2.2. Календарно – тематическое планирование .....................................................................911
1.1. Место занятия внеурочной деятельности в плане внеурочной
1. Пояснительная записка
деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы №331
данная программа рассчитана на преподавание курса внеурочной деятельности «Основы
культуры чтения» во 2 бклассе в объеме 1 час в неделю.
Всего по учебному плану — 34 часа.
Календарнотематическое планирование составлено с учетом выходных,
праздничных дней и режимом работы ОУ на 20162017 учебный год (в соответствии с
распоряжением Комитета по образованию СанктПетербурга №838р от 14.03.2017).
1.2. Описание учебно – методического комплекта
2 Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы культуры чтения» для 2
класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
А.В.Сухомлинский считал, что самое страшное горе, самая опасная болезнь, если
человеку не хочется читать. Без книги наступает мрак, убогость умственной жизни, а это
ведет к бездуховности.
Довести до ребят огромную роль книги как источника информации и знания,
важнейшего средства сохранения веками накопленного опыта, памяти человечества,
средства духовного общения личности. Учить вслушиваться в то, что читаешь, учиться
слушать и слышать книгу. Пропускать через свое сердце чувства героев книги, и мир станет
богаче.
Три ведущих направления познания мира (научное, духовное и художественное)
легли в основу разработки учебнотематического и воспитательного плана программы.
Воспитательные аспекты осваиваются в процессе игры, когда придуманные
детьми персонажи включаются в ситуации, связанные с основами безопасности
жизнедеятельности. И действуют в диапазоне значений «правильно неправильно»,
«хорошо – плохо», «красиво – некрасиво», «полезно – вредно».
Цель программы для детей 79 лет – сугубо нравственная – формирование у детей
стремления получать радость через общение с книгой. Для этого необходимо, чтобы у
детей накапливался опыт пребывания в атмосфере радости, творчества, игры.
Рассуждения и диалоговое общение пробуждают творческие способности,
активизируют умственные способности (ребенок должен ответить на вопросы педагога,
привести какуюлибо аргументацию и т.д.) – все то способствует развитию ребенка.
Актуальность воспитательных задач: предупреждение и преодоление отрицательных
влияний в воспитании и развитии индивидуальности в коллективе путем работы с книгой,
через анализ литературных произведений, включение детей в творческую деятельность и
диалоговое общение, что развивает единый культуротворческий процесс в воспитании.
Особенности организации внеурочных занятий.
Программа адресована учащимся 14 классов (711 лет).
Курс рассчитан на 34 (32) занятий в год (1 час в неделю). Занятия проходят в
рамках внеурочной деятельности.
Содержание программы
Тема № 1. Бережное отношение к природе.
Сказка Г.Андерсена «Ромашка». Сценка «В городе и в лесу». Рисунок «Жизнь
цветка».
Тема № 2. Взаимопонимание.
Сказка Н. Абрамцевой «Поговорили». Игра «Кто понимает без слов». Творческое
задание «Учимся пониманию». Сочиняем сказку «О чём рассказали вещи».
Тема № 3. Великодушный поступок.
3 Индийская сказка «Корень добра не сохнет». Творческое задание «Великодушный
поступок».
Тема № 4. Во что верит человек.
Сказка С. Лагерлёф «Красношейка». Творческое задание «Вера в любовь». Рисунок
«Цвета веры и надежды».
Тема № 5.Чем можно гордиться.
Сказка Э. Фарджона «Гордая инфанта». Творческое задание «Гордость профессии».
Сочиняем сказку «Гордость матери».
Тема № 6. Законы гостеприимства.
Сказка Н. Абрамцевой «Сказка про старый дом». Индийская сказка «Два дерева».
Сочиняем сказку «Два дерева». Игра «Гостеприимные хозяева».
Тема № 7.Трудно ли быть добрым.
Древняя китайская история «Добро без ума». Творческое задание «Добрый
поступок». Сказка Н. Абрамцевой «Про сову». Ирга «Кто добрее». Рисунок «Солнце
доброты».
Тема № 8. Учимся доверию.
Итальянская сказка «Качан капусты». Творческое задание «Кому мы доверяем».
Игра «Цепочка доверия». Сочиняем сказку «Плащ доверия».
Тема № 9.Как найти друга.
Сказка И. Радичкова «Если хочешь иметь друзей». Творческое задание «Разговор о
дружбе». Сказка Л. Милевой «Черешенка и воробей». Игра «Помощь друга». Сочиняем
сказку о друзьях и дружбе.
Тема № 10. Самопожертвование.
Сказка М. Горького «Горячее сердце». Творческое задание «Дерево жертвенности».
Сочиняем сказку «Сердце Данко». Китайская сказка «Кумирня рыбака».
Тема № 11. Забота о других.
Сказки Н.Абрамцевой «А зайцы плавают» и «Сказка о тумане». Творческое задание
«Забота о близких». Сочиняем сказку «Заботливый туман».
Тема № 12. Сила единства.
Индийская сказка «О ссоре птиц». Игра «Цепочка помощи». Сказка А.Каралийчева
«Камень и возчики». Рисунок «Птица мира». Сочиняем сказку «Если все вместе».
Тема № 13.Мир красоты.
Сказка Г.Андерсена «Есть же разница». Игра «Колечко красоты». Творческое
задание «Как украсить мир».
Тема № 14. Красота души.
Сказка А.Лопатиной «Волшебный цветок». Игра «Угадай цветок». Творческое
задание «Творец красоты».
Тема № 15. Дар любви.
Сказка О.Уайльда «Великанэгоист». Игра «Круг любви». Творческое задание
«Спасение любовью». Китайская сказка «Дар Феникса». Сочиняем сказку «Ворота любви».
Рисунок «Букет любви».
Тема № 16. Любовь матери.
Сказка Г.Андерсена «История одной матери». Игра «Цветок для мамы». Рисунок
«Ангел любви». Конкурс стихов о маме. Игра «Радуем родителей».
Тема № 17. Любовь к Родине.
Сказка А.Исаакяна «Самая нужная вещь». Игра «Что отдашь Земле Родной».
Творческое задание «Разговор с Родиной». Конкурс стихов о Родине. Рисунок «Любимое
место».
4 Тема № 18. Любознательность.
Сказка Н.Абрамцевой «Лужица». Игра «Любознательный путешественник».
Творческое задание «План развития». Сочиняем сказку «Интересный день».
Тема № 19. Секреты мастерства.
Армянская народная сказка «Ремесло дороже золота». Башкирская сказка
«Золотые руки». Творческое задание «Творчество и профессия». Игра «Волшебные
инструменты».
Тема № 20.Крылья мечты.
Сказка Л.Сидоровой «Я – птица!». Игра «Угадай мою мечту». Сочиняем сказку
«Спасённый цветок». Творческое задание и рисунок «Песня мечты».
Способы проверки знаний и умений:
исследование смысловой памяти методом запоминания двух рядов слов;
методика «Какой Я?» определения уровня самооценки для младших школьников;
тест «Незаконченных предложений»;
тест «Необычное использование» (исследование творческой одарённости);
анкета «Считаешь ли ты себя культурным человеком?»;
заполнение пропущенных в тексте слов (методика Эббингауза);
зачёты и собеседования по пройденному материалу, участие в викторинах,
конкурсах, выставках;
беседы с участниками программы и их родителями;
непрерывное наблюдение.
Методическое обеспечение.
1. Сказки,
былины,
художественная литература.
притчи,
мифы,
пословицы,
поговорки.
Классическая
2. Лопатина А.,Скребцова М. НАЧАЛА МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах
(Для занятий с детьми младшего школьного возраста). – М.: «АмритаРусь», 2004. –
288с. – (Серия «Образование и творчество»).
3. Лопатина А., Скребцова М. СТУПЕНИ МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах
(Для занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста). – М.: ООО
«Книжный Дом Локус», 2003. – 384с. – (Серия «Образование и творчество»).
4. Поэзия, афоризмы, высказывания.
5. Научнопопулярная литература по истории, этике, искусству.
6. Журналы «Дошкольное образование», «Воспитание школьников», «Семья и школа»,
«Читаем, учимся, играем».
7. Книги и брошюры, энциклопедии «Что такое, Кто такой», «Почемучка».
8. Различные по назначению словари, хорошо иллюстрированные книги, репродукции
картин.
9. Периодические издания: детские газеты и журналы.
10. Средства музыкального сопровождения занятий.
11. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989.335с. Педагогика
гармонического развития.
5 12. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные
технологии. – 2000.№1. –с.182 – 190.
13. Энциклопедии «Что такое, Кто такой», «Почемучка», словари.
1.2.
Описание планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по социальному
направлению «Основы культуры чтения»является формирование следующих умений:
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического
наслаждения;
первоначальные представления о нравственных понятиях (добро,
доброжелательность, терпение, уважение, дружба, друг, товарищ, приятель);
умение отвечать на вопросы: «Кого можно назвать другом?», «Что такое настоящая
дружба?», «Как найти друзей?», «Что значит поступать по совести?»;
умение хранить традиции своей семьи, своей Родины;
умение видеть красоту родного края благодаря произведениям литературы и
живописи известных писателей и художников; гордиться своей страной;
умение понимать ценность книги;
умение оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под
руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные
поступки как хорошие или плохие;
способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
стремление к успешной учебной деятельности;
умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
социальному направлению «Основы культуры чтения» является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
1.
ориентироваться в книге; находить нужную главу в содержании;
предполагать на основе чтения названия раздела, ка кие произведения будут в нём
представлены;
принимать позицию автора и читателя;
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
2. Познавательные УУД:
самостоятельно работать с книгой как источником информации;
выделять в тексте основные части; определять микро темы, создавать устные
словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
3. Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре);
6 проявлять интерес к общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, возможно
не совпадающих с собственным мнением.
1.4Виды и формы контроля планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Важнейшим параметром деятельности считать достижение высоких результатов
интеллектуального, эмоционального и духовного развития. Важен не только сам результат,
но и динамика его изменения, стремление к самопознанию и самореализации своей
личности.
К концу второго года обучения учащийся:
используя широкий спектр сказок, игр, вопросов и заданий, уметь творчески
анализировать и выражать свои мысли и чувства;
уметь создавать свои книги;
владеть навыками изложения своих мыслей в творческой форме;
на примерах литературного материала и творческих заданий, уметь осмысливать
нравственные ценности жизни;
проявлять тактичность и доброжелательность в общении;
знать правила вежливости и красивых манер;
владеть нравственным взаимодействием с окружающим миром, любить и беречь
природу;
быть сплочёнными, иметь организаторские навыки;
владеть навыками речевой культуры, охотно совершенствовать свои знания.
Формы подведения итогов реализации данной программы:
тематические зачеты и собеседования по пройденному материалу;
тестирование;
игры и задания, тренинги, которые учат детей позитивно воспринимать
действительность, не позволяют им замыкаться в себе, подталкивают к активному
обсуждению и решению своих внутренних проблем;
вопросы для обсуждения или анкеты;
участие в конкурсах,
интеллектуальных играх;
ситуативноролевые тренинги и упражнения;
самостоятельное проведение экскурсий в ДЮЦ с теми, кто впервые посетил
библиотеку;
беседы с участниками программы их родителями и учителямипартнёрами;
непрерывное наблюдение.
литературных и
мастерклассах,
викторинах,
2. Учебнотематический план
7 2.1. Годовой учебнотематический план
2 класс 32 часа
№ уроков
(в плане)
Колво
часов
Всего по учебному плану
№
1
Раздел (тема, модуль, глава) курса
Раздел №1. Бережное отношение к
природе.
Раздел№ 2.Взаимопонимание.
Раздел№3. Великодушный поступок.
Раздел№4. Во что верит человек?
Раздел№5. Чем можно гордиться?
Раздел №6. Законы гостеприимства
Раздел №7. Трудно ли быть добрым
Раздел №8. Учимся доверию
Раздел №9. Как найти друга?
2
3
4
5
6
7
8
9
10 Раздел №10. Самопожертвование
11 Раздел №11. Забота о других
12 Раздел №12. Сила единства
13 Раздел №13. Мир красоты
14 Раздел №14. Красота души
15 Раздел №15. Дар любви
16 Раздел №16. Любовь матери
17 Раздел №17. Любовь к Родине
18 Раздел №18. Любознательность
19 Раздел №19. Секреты мастерства
1
2
3
45
67
89
1011
1213
14
1516
1718
1920
21
2223
2425
2627
2829
3031
3234
1
1
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
34
8 2.2. Календарно – тематическое планирование
№
занятия
Дата
провед
ения
Тема и содержание
учебного материала
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Бережное отношение к
природе.
Взаимопонимание.
Великодушный
поступок.
Во что верит человек?
Чем можно гордиться?
Законы гостеприимства
04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
13.11
Трудно ли быть добрым
20.11
27.11
04.12 Учимся доверию
11.12
18.11
25.12
Как найти друга?
Самопожертвование
Кол
во
часов
Тип/форм
а
занятия
1 Конференц
ия
1
1
2
2
2
2
2
1
2
Диспут
Круглый
стол
Диспут
Диспут
Круглый
стол
Круглый
стол
Круглый
стол
Круглый
стол
Диспут
Диспут
Круглый
стол
Круглый
стол
Диспут
Диспут
Планируемые результаты обучения
Предметные умения
читать текст про себя с
постепенным
увеличением скорости
чтения в соответствии с
индивидуальным
темпом; самостоятельно
определять тему
прочитанного
произведения;
под руководством
учителя определять
главную мысль
произведения;
задавать самостоятельно
и под руководством
учителя вопросы по
прочитанному или
прослушанному
произведению;
пересказывать текст на
основе картинного
плана, простого плана,
составленного под
руководством учителя;
Метапредметные
умения
Метапредметными
результатами
является
формирование
универсальных
учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
ориентироваться в
книге; находить
нужную главу в
содержании;
предполагать на основе
чтения названия
раздела, ка кие
произведения будут в
нём представлены;
принимать позицию
автора и читателя;
проверять себя и
самостоятельно
оценивать свои
достижения.
Познавательные
Примечание
Виды и
формы
контроля
(если есть)
Викторина
Конкурс
Игра
9 16
17
15.01
22.01
Забота о других
18
29.01
Диспут
2 Обществен
но
полезные
практики
Обществен
05.02
Сила единства
2
УУД:
самостоятельно
работать с книгой как
источником
информации;
характеризовать героя
произведения под
руководством учителя
(кто он, какой он);
делить текст на части
под руководством
учителя; определять
микротемы,
озаглавливать части,
готовить текст к
пересказу; находить
самостоятельно книгу в
библиотеке по заданным
параметрам; сравнивать
произведения живописи
и произведения
литературы; сравнивать
прозаический и
поэтический тексты;
наблюдать, как с
помощью красок
художник передаёт свои
чувства и настроение.
Викторина
Игра
10
но
полезные
практики
Круглый
стол
Круглый
стол
1 Коференци
я
2
2
2
2
Круглый
стол
Круглый
стол
Круглый
стол
Круглый
стол
Круглый
стол
Круглый
стол
Круглый
стол
Круглый
стол
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
12.02
19.02 Мир красоты
26.02
Красота души
05.03
12.03
Дар любви
19.03
02.04
Любовь матери
09.04
16.04
Любовь к Родине
23.04 30
31
32
33
34
28.04
Любознательность
2
07.05
Круглый
стол
Круглый
стол
14.05
Секреты мастерства
1 Конференц
ия
21.05
Секреты мастерства
1
Круглый
стол
28.05
Секреты мастерства
1 Обществен
но
полезные
практики
Викторина
Игра
11
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы чтения" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы чтения" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы чтения" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы чтения" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы чтения" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы чтения" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы чтения" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы чтения" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы чтения" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы чтения" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы чтения" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.