УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 34» ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Учимся решать задачи по химии»
для 8-9 классов
на 2017-2018 учебный год
Составитель: В.А. Килевич, учитель химии
Ульяновск
2017
Пояснительная записка
к рабочей программе по внеурочной деятельности по химии в 8- 9 классах
« Учимся решать задачи»
Данный курс предназначен для учащихся 8- 9-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)
Предлагаемый курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач. В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала
.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы курса химии для 8 -9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С.Габриеляна 2014 года, Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана 2013года.
Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химии, являясь одним из компонентов обучения химии, успешно реализует основной принцип единства обучения, воспитания и развития. дидактический При решении задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатываются умения и навыки по использованию имеющихся знаний. Побуждая учеников повторять изученный материал, углублять и осмысливать его, химические задачи формируют систему конкретных представлений. Задачи, включающие определенные ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом. Являясь одним из звеньев в прочном, глубоком усвоении учебного материала, способствует происхождению в действии формирования законов, теорий и понятий, запоминания правил, формул, составления химических уравнений. Решение задач способствует воспитанию целеустремленности, развитию чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении цели. В процессе решения используется межпредметная информация, что формирует понятие о единстве природы. В ходе решения идет сложная мыслительная деятельность, которая определяет как содержательную сторону мышления (знание), так и действенную (операции действия). Теснейшее взаимодействие знаний и действий способствует формированию приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств. При решении химических задач учащийся приобретает знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, молярные массы, количество вещества, химические процессы, их уравнения реакций и т.д.) Важна роль задач в организации поисковых, исследовательских ситуаций при изучении химии. Задачи являются объективным методом контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Цели данного курса:
Задачи данного курса:
· формирование навыка решения и составления нестандартных задач.
Направление – общеинтеллектуальное.
Планируемые предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса
ученик на углубленном уровне научится:
-решать расчетные задачи на вывод молекулярной формулы вещества по заданному отношению масс элементов в веществе, по массовым долям элементов в нем.
-решать расчетные задачи по химическим уравнениям: вычисление массы или объема продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси или взято в избытке, а также задач с использованием понятия «практический выход продукта реакции».
-решать расчетные задачи по физическим формулам и химическим уравнениям с использованием понятий: «молярная масса», «молярный объем, «число Авогадро».
-составлять электронные и электронно-графические формулы s-, p-, d-, f- элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
-составлять электронные и электронно-графические формулы атомов в нормальном и возбужденном состояниях
-определять вещества молекулярного и немолекулярного строения, характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки. Предсказывать тип кристаллической решетки по формуле вещества
-решать задачи на определение массовой и объемной доли растворенного вещества в растворе.
-составлять уравнения диссоциации электролитов, а также молекулярные, полные и составлять термохимические уравнения, решать задачи с вычислением теплового эффекта реакции.
-составлять кинетические уравнения, решать расчетные задачи на закон действующих масс, правило Вант-Гоффа.
-по уравнениям реакций определять, в какую сторону сместится равновесие при изменении концентрации веществ, давления, температуры. Решать задачи, используя понятие «равновесные концентрации
-подбирать коэффициенты в ОВР методом электронного баланса в сложных реакциях
-составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства классов неорганических соединений, а также решать генетические цепочки.
Ученик на углубленном уровне получит возможность научиться:
— использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических и неорганических веществ;
— объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной с целью определения химической активности веществ;
— устанавливать генетическую связь между классами органических и неорганических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических и неорганических соединений данного состава и строения;
— находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
-решать задачи повышенного уровня, используя алгоритмы и применяя нестандартные способы решения
- производить расчеты с использованием математических систем уравнений.
- проводить мысленный эксперимент, прогнозировать продукты реакции в зависимости от условий.
1. В познавательной сфере -давать определения изученных понятий, описывать эксперименты, классифицировать изученные явления, наблюдать химические реакции, делать выводы из наблюдений, производить расчёты по химическим формулам ,по уравнениям реакций.
2. В ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, строить своё поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе
3. В трудовой сфере -планировать и проводить химический эксперимент, использовать вещества в соответствии с их свойствами.
4.В сфере безопасности жизнедеятельности – оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах.
Самая первая тема «Первоначальные химические понятия». Это теоретический раздел. Он включает в себя целый ряд понятий, законов. Это этап первичного формирования системы понятий о веществе. Среди огромного числа понятий, составляющих систему понятий о веществе, особое место занимает химическая формула. Освоение данного понятия учащимися предполагает умение: определять качественный и количественный состав вещества, производить вычисления по химическим формулам. С понятием «массовая доля» учащиеся знакомы из курса математики, поэтому выражение состава соединений через массовые доли элементов- первые расчётные задачи в данном курсе. Следующий тип задач, который здесь можно разобрать- это определение формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в состав соединения. Состав соединения можно выразить и через массовые отношения элементов. Этот тип расчётов реже встречается, но тем не менее рассмотреть некоторые задачи необходимо. Решение многих задач в отношении газов требует применение закона Авогадро и следствий из него. Мало кто из восьмиклассников знает формулировку закона, в лучшем случае дети запоминают следствие из него. Поэтому особое внимание необходимо уделить формулировке закона, разобраться с тем, что такое число Авогадро, как его можно вычислить, и определению молярного объёма газов. Вычисления по уравнениям химических реакций начинается после введения понятия «уравнение химической реакции» и изучения закона сохранения массы применительно к химическим реакциям. Кроме того, при изучении данного курса ребята должны ознакомиться с количественной стороной химических процессов, с историческим путём, по которому шла наука, отработать умения расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций, определять степени окисления элементов по формуле соединения.
Пройдя данный курс, учащиеся приобретут следующие умения и навыки: смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач на базе знаний общеобразовательной школы, а так же решать и составлять нестандартные задачи.
По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде итоговой работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения химии на базовом уровне обучающиеся должны:
Учащиеся должны знать:
• основные понятия химии «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро», а также газовые законы;
• законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро;
• буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;
• расчетные формулы для любых типов задач;
• строение, физические и химические свойства неорганических веществ.
Учащиеся должны научиться:
• определять тот или иной тип расчетной задачи;
• анализировать условия задачи;
• выявлять химическую сущность задачи;
• составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;
• устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью пропорций или алгебраических уравнений;
• учитывать соотношения между единицами международной системой физических величин (СИ) и внесистемными единицами;
• производить математические расчеты;
• использовать несколько способов при решении задачи.
2.Содержание курса.
Тема 1. Первоначальные химические понятия:
Вещества, свойства веществ, химические формулы (4 часа)
Предмет химии. Вещества. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. Решение задач на вычисление молекулярной массы вещества.
Тема 2. Вычисления по химическим формулам. (13 часа)
Решение задач на вычисление массовой доли элемента в веществе. Решение задач на вычисление массы элемента в образце вещества. Решение задач на определение формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в состав соединения. Типы химических связей. Количество вещества. Вычисление количества вещества и числа атомов элементов, входящих в состав соединения. Вычисление массы элемента, входящего в состав образца вещества известной массы. Закон Авогадро Вычисление объёма известного количества вещества, занимаемого им при н.у. Вычисление относительной плотности одного газа по другому. Вычисление молярной массы неизвестного газа. Вычисление молярной массы неизвестного газа.
Тема 3. Химические формулы. Химические реакции. Уравнения химических реакций. (18 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления атомов элемента по формуле соединения. Массовая доля компонентов смеси Объёмная доля компонентов в смеси (растворе) Химические реакции. Уравнения химических реакций. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакциях. Типы химических реакций. Решение задач на вычисление количества вещества реагентов и продуктов в соответствии с уравнением химической реакции. Решение задач на вычисление по химическим уравнениям, связанные с нахождением избытка одного из реагирующих веществ.Решение задач на вычисление по химическим уравнениям, связанные с нахождением избытка одного из реагирующих веществ. Вычисление массы одного из участников реакции по известному количеству другого вещества. Вычисление массы одного из участников реакции по известной массе другого. Вычисление объёмов газов, участвующих в химических реакциях, по известной массе одного из веществ. Вычисление объёмов газов, участвующих в химических реакциях, по их объёмным отношениям. Окислительно-восстановительные реакции.
Методы преподавания курса:
• поисковый;
• учебный диалог;
• решение проблемных задач;
• самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.
Формы организации учебных занятий:
• индивидуальные;
• групповые.
Основные виды учебной деятельности:
• уроки решения ключевых задач;
• самостоятельная работа учащихся;
• зачеты;
• контрольные работы.
3.Календарно-тематическое планирование
№ урока |
дата |
Название тем и уроков |
Номер урока в теме |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
Тема 1. Первоначальные химические понятия: вещества, свойства веществ, химические формулы (4 часа) |
|||||
1 |
|
|
Инструктаж по т.б.Введение. Предмет химии. Вещества. |
1 |
|
2 |
|
|
Знаки химических элементов. |
2 |
|
3 |
|
|
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. |
3 |
|
4 |
|
|
Решение задач на вычисление молекулярной массы вещества. |
4 |
|
Тема 2. Вычисления по химическим формулам. (13 часов) |
|||||
5 |
|
|
Решение задач на вычисление массовой доли элемента в веществе. |
1 |
|
6 |
|
|
Решение задач на вычисление массы элемента в образце вещества. |
2 |
|
7 |
|
|
Решение задач на определение формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в состав соединения. |
3 |
|
8 |
|
|
Массовые отношения элементов в соединении. Нахождение формулы вещества по известным массовым отношениям элементов. |
4 |
|
9 |
|
|
Проверочная работа №1 |
5 |
|
10 |
|
|
Типы химических связей |
6 |
|
11 |
|
|
Количество вещества. |
7 |
|
12 |
|
|
Вычисление количества вещества и числа атомов элементов, входящих в состав соединения. |
8 |
|
13 |
|
|
Вычисление массы элемента, входящего в состав образца вещества известной массы. |
9 |
|
14 |
|
|
Закон Авогадро. Вычисление объёма известного количества вещества, 27занимаемого им при н.у. |
10 |
|
15 |
|
|
Вычисление относительной плотности одного газа по другому. |
11 |
|
16 |
|
|
Вычисление молярной массы неизвестного газа. |
12 |
|
17 |
|
|
Проверочная работа №2 |
13 |
|
Тема 3. Химические формулы. Химические реакции. Уравнения химических реакций. (18 часов) |
|||||
18 |
|
|
Степень окисления. |
1 |
|
19 |
|
|
Определение степени окисления атомов элемента по формуле соединения. |
2 |
|
20 |
|
|
Массовая доля компонентов смеси |
3 |
|
21 |
|
|
Объёмная доля компонентов в смеси (растворе) |
4 |
|
22 |
|
|
Химические реакции. |
5 |
|
23 |
|
|
Уравнения химических реакций. |
6 |
|
24 |
|
|
Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакциях. |
7 |
|
25 |
|
|
Типы химических реакций. |
8 |
|
26 |
|
|
Решение задач на вычисление количества вещества реагентов и продуктов в соответствии с уравнением химической реакции. |
9 |
|
27 |
|
|
Решение задач на вычисление по химическим уравнениям, связанные с нахождением избытка одного из реагирующих веществ. |
10 |
|
28 |
|
|
Решение задач на вычисление по химическим уравнениям, связанные с нахождением избытка одного из реагирующих веществ. |
11 |
|
29 |
|
|
Вычисление массы одного из участников реакции по известному количеству другого вещества. |
12 |
|
30 |
|
|
Вычисление массы одного из участников реакции по известной массе другого. |
13 |
|
31 |
|
|
Вычисление объёмов газов, участвующих в химических реакциях, по известной массе одного из веществ. |
14 |
|
32 |
|
|
Вычисление объёмов газов, участвующих в химических реакциях, по их объёмным отношениям. |
15 |
|
33 |
|
|
Окислительно-восстановительные реакции. |
16 |
|
34 |
|
|
Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций |
17 |
|
35 |
|
|
Итоговая работа по курсу «Решение расчётных задач» |
18 |
|
Количество часов по рабочему плану
Всего- 35 часов; 1 час в неделю.
Перечень учебно-методического обеспечения
, Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана Химия 8клас Учебник для общеобразовательных учреждений М. Просвещение, 2013года.
Дополнительная литература для учителя:
1. Личностные результаты освоения курса
1. В ценностно-ориентационной сфере -отношение к труду, целеустремлённость, самоконтроль, самооценка.
2. В трудовой сфере - готовность к дальнейшей образовательной траектории.
3. В познавательной - мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты освоения курса
1. Овладение универсальными способами деятельности (наблюдение, измерение, эксперимент, исследование).
2. Использование универсальных способов деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение ).
3. Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации.
4. Умение определять цели и задачи деятельности.
5. Использование различных источников для получения информации.
Планируемые метапредметные результаты в рамках освоения курса представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-Вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
-Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;
-Оценивать достигнутый результат;
-Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
-Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.
-Способности к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-Выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи;
-Научится заменять термины определениями;
-Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей;
-Анализировать условия и требования задачи;
-Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
-Осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
-Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-Структурировать знания;
-Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;
-Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки;
-Составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
-Выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
-Устанавливать причинно-следственные связи;
-Строить логические цепи рассуждений;
-Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
-Составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
-Выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
-Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией
-Учатся действовать, с учетом позиции другого ,и согласовывать свои действия
-Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
-Работать в группе
-Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества
-С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
-Понимать возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
-Проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
-Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками:
-Определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Планировать общие способы работы;
-Обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
1. Овладение универсальными способами деятельности (наблюдение, измерение, эксперимент, исследование).
2. Использование универсальных способов деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение ).
3. Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации.
4. Умение определять цели и задачи деятельности.
5. Использование различных источников для получения информации
2.Содержание курса.
Тема 1. Первоначальные химические понятия:
Вещества, свойства веществ, химические формулы (4 часа)
Предмет химии. Вещества. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. Решение задач на вычисление молекулярной массы вещества.
Тема 2. Вычисления по химическим формулам. (13 часа)
Решение задач на вычисление массовой доли элемента в веществе. Решение задач на вычисление массы элемента в образце вещества. Решение задач на определение формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в состав соединения. Типы химических связей. Количество вещества. Вычисление количества вещества и числа атомов элементов, входящих в состав соединения. Вычисление массы элемента, входящего в состав образца вещества известной массы. Закон Авогадро Вычисление объёма известного количества вещества, занимаемого им при н.у. Вычисление относительной плотности одного газа по другому. Вычисление молярной массы неизвестного газа. Вычисление молярной массы неизвестного газа.
Тема 3. Химические формулы. Химические реакции. Уравнения химических реакций. (18 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления атомов элемента по формуле соединения. Массовая доля компонентов смеси Объёмная доля компонентов в смеси (растворе) Химические реакции. Уравнения химических реакций. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакциях. Типы химических реакций. Решение задач на вычисление количества вещества реагентов и продуктов в соответствии с уравнением химической реакции. Решение задач на вычисление по химическим уравнениям, связанные с нахождением избытка одного из реагирующих веществ.Решение задач на вычисление по химическим уравнениям, связанные с нахождением избытка одного из реагирующих веществ. Вычисление массы одного из участников реакции по известному количеству другого вещества. Вычисление массы одного из участников реакции по известной массе другого. Вычисление объёмов газов, участвующих в химических реакциях, по известной массе одного из веществ. Вычисление объёмов газов, участвующих в химических реакциях, по их объёмным отношениям. Окислительно-восстановительные реакции.
Методы преподавания курса:
• поисковый;
• учебный диалог;
• решение проблемных задач;
• самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.
Формы организации учебных занятий:
• индивидуальные;
• групповые.
Основные виды учебной деятельности:
• уроки решения ключевых задач;
• самостоятельная работа учащихся;
• зачеты;
• контрольные работы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №37»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________О.В.Анацкая
«____»__________________2017 г. |
«Утверждаю» Директор школы __________________И.В.Комиссаров
Приказ№ От «___» _________________ 2017 г. |
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по химии в 8А,В классе
Николаева Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория
(ФИО учителя, квалификационная категория)
Год составления программы 2016
Рассмотрено и одобрено на заседании МО учителей естественнонаучного и исторического цикла Протокол № ___ от «___» _____ 2017 г. Руководитель МО _____________Т.В,Николаева
|
Коррективы в календарно-тематическое планирование внесены, рассмотрены и одобрены на заседании МО учителей __________________ Протокол №____ от «___»________ 2017 г. №____ от «___»________ 2017 г. №____ от «___»________ 2017 г. №____ от «___»________ 2017 г. №____ от «___»________ 2017 г. №____ от «___»________ 2017 г. |
3.Календарно-тематическое планирование
№ урока |
дата |
Название тем и уроков |
Номер урока в теме |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
Тема 1. Первоначальные химические понятия: вещества, свойства веществ, химические формулы (4 часа) |
|||||
1 |
|
|
Инструктаж по т.б.Введение. Предмет химии. Вещества. |
1 |
|
2 |
|
|
Знаки химических элементов. |
2 |
|
3 |
|
|
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. |
3 |
|
4 |
|
|
Решение задач на вычисление молекулярной массы вещества. |
4 |
|
Тема 2. Вычисления по химическим формулам. (13 часов) |
|||||
5 |
|
|
Решение задач на вычисление массовой доли элемента в веществе. |
1 |
|
6 |
|
|
Решение задач на вычисление массы элемента в образце вещества. |
2 |
|
7 |
|
|
Решение задач на определение формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в состав соединения. |
3 |
|
8 |
|
|
Массовые отношения элементов в соединении. Нахождение формулы вещества по известным массовым отношениям элементов. |
4 |
|
9 |
|
|
Проверочная работа №1 |
5 |
|
10 |
|
|
Типы химических связей |
6 |
|
11 |
|
|
Количество вещества. |
7 |
|
12 |
|
|
Вычисление количества вещества и числа атомов элементов, входящих в состав соединения. |
8 |
|
13 |
|
|
Вычисление массы элемента, входящего в состав образца вещества известной массы. |
9 |
|
14 |
|
|
Закон Авогадро. Вычисление объёма известного количества вещества, 27занимаемого им при н.у. |
10 |
|
15 |
|
|
Вычисление относительной плотности одного газа по другому. |
11 |
|
16 |
|
|
Вычисление молярной массы неизвестного газа. |
12 |
|
17 |
|
|
Проверочная работа №2 |
13 |
|
Тема 3. Химические формулы. Химические реакции. Уравнения химических реакций. (18 часов) |
|||||
18 |
|
|
Степень окисления. |
1 |
|
19 |
|
|
Определение степени окисления атомов элемента по формуле соединения. |
2 |
|
20 |
|
|
Массовая доля компонентов смеси |
3 |
|
21 |
|
|
Объёмная доля компонентов в смеси (растворе) |
4 |
|
22 |
|
|
Химические реакции. |
5 |
|
23 |
|
|
Уравнения химических реакций. |
6 |
|
24 |
|
|
Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакциях. |
7 |
|
25 |
|
|
Типы химических реакций. |
8 |
|
26 |
|
|
Решение задач на вычисление количества вещества реагентов и продуктов в соответствии с уравнением химической реакции. |
9 |
|
27 |
|
|
Решение задач на вычисление по химическим уравнениям, связанные с нахождением избытка одного из реагирующих веществ. |
10 |
|
28 |
|
|
Решение задач на вычисление по химическим уравнениям, связанные с нахождением избытка одного из реагирующих веществ. |
11 |
|
29 |
|
|
Вычисление массы одного из участников реакции по известному количеству другого вещества. |
12 |
|
30 |
|
|
Вычисление массы одного из участников реакции по известной массе другого. |
13 |
|
31 |
|
|
Вычисление объёмов газов, участвующих в химических реакциях, по известной массе одного из веществ. |
14 |
|
32 |
|
|
Вычисление объёмов газов, участвующих в химических реакциях, по их объёмным отношениям. |
15 |
|
33 |
|
|
Окислительно-восстановительные реакции. |
16 |
|
34 |
|
|
Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций |
17 |
|
35 |
|
|
Итоговая работа по курсу «Решение расчётных задач» |
18 |
|
Тематическое планирование
№ |
Название разделов и тем |
Контрольные работы (кол-во) |
Практические работы (кол-во) |
Всего часов |
1 |
Первоначальные химические понятия: Вещества, свойства веществ, химические формулы |
0 |
0 |
4 |
2 |
Вычисления по химическим формулам. |
2 |
0 |
13 |
3 |
Химические формулы. Химические реакции. Уравнения химических реакций. |
1 |
0 |
18 |
Количество часов по рабочему плану
Всего- 35 часов; 1 час в неделю.
Плановых:
Приложение 1
Пояснительная записка
к рабочей программе по внеурочной деятельности по химии в 8- 9 классах
« Учимся решать задачи»
Данный курс предназначен для учащихся 8- 9-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)
Предлагаемый курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач. В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала
.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы курса химии для 8 -9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С.Габриеляна 2014 года, Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана 2013года.
Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химии, являясь одним из компонентов обучения химии, успешно реализует основной принцип единства обучения, воспитания и развития. дидактический При решении задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатываются умения и навыки по использованию имеющихся знаний. Побуждая учеников повторять изученный материал, углублять и осмысливать его, химические задачи формируют систему конкретных представлений. Задачи, включающие определенные ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом. Являясь одним из звеньев в прочном, глубоком усвоении учебного материала, способствует происхождению в действии формирования законов, теорий и понятий, запоминания правил, формул, составления химических уравнений. Решение задач способствует воспитанию целеустремленности, развитию чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении цели. В процессе решения используется межпредметная информация, что формирует понятие о единстве природы. В ходе решения идет сложная мыслительная деятельность, которая определяет как содержательную сторону мышления (знание), так и действенную (операции действия). Теснейшее взаимодействие знаний и действий способствует формированию приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств. При решении химических задач учащийся приобретает знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, молярные массы, количество вещества, химические процессы, их уравнения реакций и т.д.) Важна роль задач в организации поисковых, исследовательских ситуаций при изучении химии. Задачи являются объективным методом контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Цели данного курса:
Задачи данного курса:
· формирование навыка решения и составления нестандартных задач.
Направление –общеинтеллектуальное.
Приложение 2
Планируемые предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса
ученик на углубленном уровне научится:
-решать расчетные задачи на вывод молекулярной формулы вещества по заданному отношению масс элементов в веществе, по массовым долям элементов в нем.
-решать расчетные задачи по химическим уравнениям: вычисление массы или объема продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси или взято в избытке, а также задач с использованием понятия «практический выход продукта реакции».
-решать расчетные задачи по физическим формулам и химическим уравнениям с использованием понятий: «молярная масса», «молярный объем, «число Авогадро».
-составлять электронные и электронно-графические формулы s-, p-, d-, f- элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
-составлять электронные и электронно-графические формулы атомов в нормальном и возбужденном состояниях
-определять вещества молекулярного и немолекулярного строения, характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки. Предсказывать тип кристаллической решетки по формуле вещества
-решать задачи на определение массовой и объемной доли растворенного вещества в растворе.
-составлять уравнения диссоциации электролитов, а также молекулярные, полные и составлять термохимические уравнения, решать задачи с вычислением теплового эффекта реакции.
-составлять кинетические уравнения, решать расчетные задачи на закон действующих масс, правило Вант-Гоффа.
-по уравнениям реакций определять, в какую сторону сместится равновесие при изменении концентрации веществ, давления, температуры. Решать задачи, используя понятие «равновесные концентрации
-подбирать коэффициенты в ОВР методом электронного баланса в сложных реакциях
-составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства классов неорганических соединений, а также решать генетические цепочки.
Ученик на углубленном уровне получит возможность научиться:
— использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических и неорганических веществ;
— объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной с целью определения химической активности веществ;
— устанавливать генетическую связь между классами органических и неорганических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических и неорганических соединений данного состава и строения;
— находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
-решать задачи повышенного уровня, используя алгоритмы и применяя нестандартные способы решения
- производить расчеты с использованием математических систем уравнений.
- проводить мысленный эксперимент, прогнозировать продукты реакции в зависимости от условий.
1. В познавательной сфере -давать определения изученных понятий, описывать эксперименты, классифицировать изученные явления, наблюдать химические реакции, делать выводы из наблюдений, производить расчёты по химическим формулам ,по уравнениям реакций.
2. В ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, строить своё поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе
3. В трудовой сфере -планировать и проводить химический эксперимент, использовать вещества в соответствии с их свойствами.
4.В сфере безопасности жизнедеятельности – оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах.
Самая первая тема «Первоначальные химические понятия». Это теоретический раздел. Он включает в себя целый ряд понятий, законов. Это этап первичного формирования системы понятий о веществе. Среди огромного числа понятий, составляющих систему понятий о веществе, особое место занимает химическая формула. Освоение данного понятия учащимися предполагает умение: определять качественный и количественный состав вещества, производить вычисления по химическим формулам. С понятием «массовая доля» учащиеся знакомы из курса математики, поэтому выражение состава соединений через массовые доли элементов- первые расчётные задачи в данном курсе. Следующий тип задач, который здесь можно разобрать- это определение формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в состав соединения. Состав соединения можно выразить и через массовые отношения элементов. Этот тип расчётов реже встречается, но тем не менее рассмотреть некоторые задачи необходимо. Решение многих задач в отношении газов требует применение закона Авогадро и следствий из него. Мало кто из восьмиклассников знает формулировку закона, в лучшем случае дети запоминают следствие из него. Поэтому особое внимание необходимо уделить формулировке закона, разобраться с тем, что такое число Авогадро, как его можно вычислить, и определению молярного объёма газов. Вычисления по уравнениям химических реакций начинается после введения понятия «уравнение химической реакции» и изучения закона сохранения массы применительно к химическим реакциям. Кроме того, при изучении данного курса ребята должны ознакомиться с количественной стороной химических процессов, с историческим путём, по которому шла наука, отработать умения расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций, определять степени окисления элементов по формуле соединения.
Пройдя данный курс, учащиеся приобретут следующие умения и навыки: смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач на базе знаний общеобразовательной школы, а так же решать и составлять нестандартные задачи.
По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде итоговой работы.
Приложение3
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения химии на базовом уровне обучающиеся должны:
Учащиеся должны знать:
• основные понятия химии «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро», а также газовые законы;
• законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро;
• буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;
• расчетные формулы для любых типов задач;
• строение, физические и химические свойства неорганических веществ.
Учащиеся должны уметь:
• определять тот или иной тип расчетной задачи;
• анализировать условия задачи;
• выявлять химическую сущность задачи;
• составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;
• устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью пропорций или алгебраических уравнений;
• учитывать соотношения между единицами международной системой физических величин (СИ) и внесистемными единицами;
• производить математические расчеты;
• использовать несколько способов при решении задачи.
Приложение 4
Перечень учебно-методического обеспечения
, Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана Химия 8клас Учебник для общеобразовательных учреждений М. Просвещение, 2013года.
Дополнительная литература для учителя:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.